(Примечание редактора). Здесь я не согласен с гипотезой С. А. Хильдебранда («The Trinitarian Theology of Basil of Caesarea», Washington 2007, 210-222), который находит в Письме 9 полное принятие понятия «омоусиос» и, следовательно, более поздний этап мысли Василия Кесарийского, нежели в его сочинении «Против Евномия». Есть лишь одно упоминание в книге III, 3, где Василий комментирует Трисвятое из 6 главы Книги пророка Исаии (См.: Drecoll . Basilius, p. 101). B. Sesboué приходит к точно таким же выводам, хотя не читал моей монографии (см.: B. Sesboué. Saint Basile et la Trinité, Desclée 1998, esp. 95-111). Мне кажется, что Мелетия следует рассматривать как епископа, близкого к омеанскому подходу, но затем быстро перешедшего к богословию, включающему онтологические термины, так что он стал одной из видных фигур партии сторонников омоусиос (см.: Drecoll . Basilius, p. 10-15). По моему мнению, он страдал от Morbus Crohn или Colitis ulcerosa (см.: V . H . Drecoll . An welcher Krankheit litt Basilius?, Jahrbuch für Antike und Christentum 40, 1997, 147-157). Reinhard Hübner. Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius//Epektasis. Mélanges offerts au Cardinal Jean Daniélou, Beauchesne 1972, 463-490. Например: J. Hammerstaedt. Zur Echtheit von Basiliusbrief 38//Tesserae. Festschrift für Josef Engemann, Münster 1991, 416-419; W.-D. Hauschild. Briefe. Erster Teil, Stuttgart 1990. J. Zachhuber. Nochmals: Der „38. Brief " des Basilius von Caesarea als Werk des Gregor von Nyssa, Zeitschrift für Antikes Christentum 7, 2003, 73-90. Следовательно, понятие «epinoia» (мысль, представление) является крайне важным для Василия (см.: Drecoll. Basilius, p. 77sq.). Christoper Beeley. Gregory of Nazianzus on the Trinity and the Knowledge of God. In Your Light we shall see light, Oxford 2008. Комментарии ( 17): Дмитрий Бирюков 07 февраля 2010г. 03:55 Поскольку богословские тексты никто не комментирует, дабы не сложилось впечатления, что их никто и не читает, хочу поблагодарить портал за публикацию этой важной, хотя и в некоторых моментах не бесспорной статьи :)

http://bogoslov.ru/article/570196

122 В защиту этого предположения J. Daniélou, относящего трактат к годам изгнания 377–378 (см. J. Daniélou, рецензия на GNO V в изд. Gnomon, 36, 1964, с. 40–43), высказывается, в частности, R. Е. Heine, обращающий внимание на незавершенность этого сочинения (см. R. Е. Heine, введение к Gregory of Nyssas Treatise on the Inscriptions of the Psalms, Introduction, Translation, and Notes, Oxford 1995, c. 10 и ниже). 123 См. J. Daniélou, Chronologie des oeuvres, c. 159–162. G. May (Die Chronologie, c. 56) предлагает отнести написание всех этих сочинений к периоду изгнания Григория. 127 Так считал W. Jaeger, см. издание In Eccles. v GNO V, 382, 15 и ниже, apparatus fontium; а также G. May, Die Chronologie, c. 56 и ниже. 128 Трактат Об отличии между οσα и πστασις (Ер. 38 Василия Кесарийского ), также посвященный Петру, некоторые исследователи приписывают Григорию (см. R. Hübner, «Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius. Zum unterschiedlichen Verständnis der οσα bei den kappadozischen Brüdern»//J. Fontaine – Ch. Kannengiesser, Epektasis, c. 463–490). Однако формальный анализ и анализ содержания не подтверждают эту атрибуцию. Речь идет о некоей удачной сумме богословия Василия, принадлежащей, скорее всего, его собственному перу (см. V. Н. Drecoll, Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner, Göttingen 1996, c. 297–331). 129 Так считает G. May, Die Chronologie, c. 57 и ниже. («Пневматомахи» – «духоборы» или «полуариане», последователи Македония, отрицавшего божественную природу и нетварность Святого Духа. – Прим, ред.) 130 См. W. Jaeger, Gregor von Nyssas Lehre vom Heiligen Geist, из наследия изд. H. Dörries, Leiden 1966, с. 51–77. 131 См. J. Daniélou, «La chronologie des sermons de Grégoire de Nysse»//Revue des sciences religieuses, 29,1955, c. 346–372, c. 357 и ниже. 132 См. R. Staats, «Die Basilianische Verherrlichung des Heiligen Geistes auf dem Konzil zu Konstantinopel 381. Ein Beitrag zum Ursprung der Formel „Kerygma und Dogma“»//Kerygma und Dogma, 25, 1979, c. 232–253, особенно 242 и ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

575 . Idem. Paucis mutatis verbis: St. Augustine’s Platonism//Augustine and his Critics: Essays in Honour of Gerald Bonner/Ed. R. Dodaro, G. Lawless. N.Y., 2000. P. 37–50. 576 . Cutino M. Filosofia triparita e Trinita cristiana nei Dialogi di Agostino//Revue des Etudes Agustiniennes 44 (1998). P. 77–100. 577 . Dahl A. Augustin und Plotin. Philosophische Untersuchungen zum Trinitatsproblem und zur Nuslehre. Lund, 1945. 578 . Daley B. The Giant’s Twin Substance: Ambrose and the Christology of Augustine’s Contra sermonem Arianorum//Collectanea Augustiniana./Ed. J. Lienhard, E. Muller, R. Teske. N.Y., 1993. P. 477–495. 579 . De Margerie B. La doctrine de saint Augustin sur l’Esprit-Saint comme communion et source de communion//Augustinianum 12 (1972). P. 107–119. 580 . Di Martino C. Il ruolo della intentio nell’evoluzione della psicologia di Agostino: dal «De libero arbitrio» al «De Trinitate»//Revue des Etudes Agustiniennes 46 (2000). P. 173–198. 581 . Dörrie H. Porphyrius als Mittler zwishen Plotinus und Augustinus//Antike und Orient 13 (1962). S. 26–47. 582 . Drecoll V. H. Mens-notitia-amor. Gnadenlehre und Trinitatslehre in «De Trinitate» IX und in «De peccatorum meritis»/«De spiritu et littera»//Gott und sein Bild. Augustins «De Trinitate» im Spiegel gegenwartiger Forschung/Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 137–154. 583 . Idem. Trinitatslehre//Augustin Handbuch/Hrsg. V. H. Drecoll. Tubingen, 2007. S. 446–461. 584 . Drilling P. The psychological Analogy of the Trinity//Augustine, Aquinas, and Lonergan//The Irish theological quarterly 71 (2006). P. 320–337. 585 . Drobner H. R. Person-Exegese und Christologie bei Augustinus. Leiden, 1986. 586 . Du Roy O. L’experience de l’amour et l’intelligence de la foi trinitaire selon saint Augustin//Recherches Augustiniennes 2 (1963). P. 415–445. 587 . Idem. L’intelligence de la foi en la Trinite selon saint Augustin. Genese de sa theologie trinitaire jusqu’en 391. Paris, 1966. 588 . Fattal M. Plonit chez Augustin. Paris, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Сообщил П. А. Сырку. С.-Петербург, 1900». – У нас в России не может дело дойти до построения храмов в честь живых людей, считаемых святыми, потому что не будет это дозволено, но уже дошло до того, что сочиняют в честь таких живых людей акафисты: в настоящем 1902-м году один крестьянин Костромской губернии составил акафист о. Иоанну Сергиеву Кронштадтскому, озаглавленный: «Акафист великочудному сподвижнику Иоанну Ильичу Сергиеву, в Троице славимому». Напечатанное в газетах письмо о. Иоанна составителю акафиста, с подобающим суровым осуждением его безумия, от 22-го числа Мая месяца). 26 Есть слово импер. Льва  Κυριακ μετ τν Πεντηκοστν,  ες τος πανταχο γους πντας, т. е. в неделю по Пятидесятнице, в честь всех повсюду святых – в Nampoл. Muhя m. 107, col. 172. Но слово не в похвалу всех святых всех их чинов, а в похвалу всех мучеников, как это видно, помимо его содержания, и из самого его заглавия, в котором после приведенных слов читается:  τε τν λστορα το γνους οκεοις θλοις κατβαλον κα πανκσμιος κκλησα τος τιμ, т. е. так как своими подвигами (подразумевается: мученическими) низвергли врага (человеческого) рода, и всемирная церковь сих чтит. 28 В прологе импер. Василия, содержащем жития святых всех классов всей Греческой церкви, положены памяти святых на все дни года. Но мы имеем свидетельство из конца XI – начала XII века, что и тогда еще были дни без памятей святых. У хартофилакса Константинопольской патриархии Петра, жившего при импер. Алексее Комнине (1081–1118) и написавшего ответы неизвестно на чьи вопросы, между прочим читается: «Вопрос: Подобает ли совершать литургию с одной просфорой? Ответ: если нет памяти святого или (поминовения) мертвого, то не существует никакого препятствия», у Ралли и N. V, 369. 29 Импер. Маркиан (450–457) построил храм в честь преп. Вассиана еще при жизни последнего, см. в Синактаристе Никодима под 10-м Октября; в честь преп. Маркиана Кирского было построено при его жизни несколько храмов, – Феодорита  Φιλοθεος Ιστορα, гл. 3, y Muhя m. 92, col. 1336 fin. (b наших святцах первый под тем же 10-м Октября, второй – под 18-м Января и 2-м Ноября). 30 Указывают на один пример весьма непохвального злоупотребления канонизацией со стороны императоров, именно – на то, будто Василий Македонянин построил было церковь в честь своего первородного сына Константина, неожиданная смерть которого (в 879-м году) причинила ему величайшую скорбь. Но на самом деле Василий Македонянин построил церковь не в честь своего сына, а во имя его ангела – св. Константина Великого , см. продолжателя Амартола по изданию сего последнего Муральтом р. 762 sub fin., makжe в нашей Никоновск. Лет. – I, 20 fin., равно выписку из летописца в 48-м слове Пандект Никона Черногорца, – Почаевск. изд. л. 331 об. нач. (построена была церковь в загородном дворце у «Живоносного источника», – ντο ς  καλουμναις Πηγας, см. Константина Nopфuporehuma Hismoriam de vita Basili, cap. XC, b Scripmores post Theophanem p. 207 fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Quae cum sit unius nominis, non unam speciem reddit: amineae duae geminae, ab eo dictae quod duplices uvas mittant; aminea lanata, quia plus omnibus lanescit lanugine. Rubelliana dicta quia eius materia rubet. Faecinia minuti acini et durae cutis uvas habet; nobilitate amineam sequitur, fecunditate praecedit. Quam proinde faeciniam vocant quod plus quam ceterae faeces afferat. Apianae vinum dulce faciunt; quas nisi cito legas, pluviis et ventis et maxime apibus infestantur; quarum depraedatione apianae cognominatae sunt. Balanitae a magnitudine nomen sumpserunt; βλανοι enim Graece glandes vocantur. Biturica a regione nomen sortita est, turbines et pluvias et calores fortissime sustinens, nec in macra terra deficiens. Huius meriti et basili[s]ca est. Argitis Graecula vitis, generis albi, fertilis, vastam materiam et brevem et latum folium mittens, cuius fructum nisi primo tempore colligas, aut ad terram decidit aut humore putrescit. Inerticula nigra est, quam Graeci amaracion vocant, boni vini et levis; a quo etiam nomen traxit, quod iners in tentandis nervis habeatur, quamvis gustu non sit hebes. Mareoticae a regione Aegypti Mareotis dictae, unde prius venerunt; sunt enim et albae et nigrae. Helvolae, quas quidam varias appellant, neque purpureae neque nigrae, ab helvo colore ita dictae, subalbi tamen musti. Helvum est enim nigrum candidumque colore. Nam helvum nec album nec nigrum est. Tertius locus vitium quae sola fecunditate conmendantur, abundantia copiosa multumque vini fluens. †Viticionia† uvas grandes magis quam multas habet; nomen autem inde hoc sumens quod multum vini fluat. Syriaca, vel quia de Syria adlata vel quia nigra est. Multa autem genera vitium sunt quae tamen mutatione loci et qualitatem et nomen amittunt. Vitibus inter cetera magis ista conveniunt, oblaqueatio, putatio, propaginatio, fossio. Oblaqueare est circa codicem terram aperire et velut lacus efficere: hoc aliqui excodicare appellant. Putare est virgam ex vite supervacuam resecare, cuius flagellis luxuriat; putare enim dicitur purgare, id est amputare.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1 Предварительные замечания Отдел первый. Биографические сведения об Аполлинарии Глава первая Глава вторая Глава третья Отдел второй. Сочинения Аполлинария Глава первая. Общий обзор литературной деятельности Аполлинария и судьба его сочинений Глава вторая. Сочинения Аполлинария, надписанные именем св. Григория Чудотворца Глава третья. Сочинения Аполлинария, надписанные именем св. Афанасия Александрийского Глава четвертая. Сочинения Аполлинария, надписанные именами Юлия и Феликса; изложение веры, согласное с 318-ю отцами, и беседа Ерехтия Глава пятая. Фрагменты догматических сочинений Аполлинария Глава шестая. Догматико-полемические сочинения Аполлинария Глава седьмая. Апологетические сочинения Аполлинария Глава восьмая. Аполлинарий, как поэт Заключение. Оценка литературной деятельности Аполлинария Stuttgart, 1845, I, 985–1036. 4 Слово: (Χριστς, λγος) обозначает собой учение о Лице Иисуса Христа; употребление этого, получившего уже достаточную распространенность в русской богословской литературе, термина в нашем сочинении вызывается практическими целями, т.е. желанием избежать повторения одних и тех же оборотов речи. 5 Св. Епифаний называет его «дивным по высоте жизни " – Наег. LXXV, I; Migne, Patrolog. curs. compl. gr. s., t. 42, c. 641, – Твор. св. Епифания, ч. 5, стр. 175; Москва, 1882. 6 Слова того же св. Епифания; Наег. LXXVII, 25; Migne, ibid., c. 676; Твор. св. Епиф. ч. 5, стр. 211, 212. 9 Vincent. Lirin., Commonit., c. XI; Migne, Patrol. curs. compl., lat. s., t. 50, col. 653. Памятные записки Вик. Лир. в русск. пер., Казань, 1863, стр. 55. (Здесь цитируемые слова ошибочно отнесены к Фотину, которому они совсем не приличествуют). 10 Vid. apud. Suidam, Lexic., I, 616; ed. Bernhardy, Halis, 1853==Migne, Patr. gr. s., t. 65, col. 628; cf. col. 564, 565. 12 Ср. Epiphan. Наег. LXXVII, 20; Твор. св. Епиф., V, 204. Cf. Basili Magni epist. ad episc. Diokesareae, CCLXI; Migne, gr. s., t. 32, col. 985. 13 Так Сократ излагает разсказ о столкновении Аполлинария с Георгием лишь потому, что видит в нем повод, побудивший Аполлинария к изобретению ереси (II, 46). Подобным же образом поступает и Созомен в отношении к Аполлинарию и Виталию (V, 25). Феодорит всего менее интересуется Аполлинарием: замечание о нем и его ереси он просто вставляет в разсказ о споре Павлина с Мелетием (V, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Licet igitur ponere eodem modo g-homoousion. Certe verbum, cum tollendum est, aut, quia obscurum est, tollitur, aut, quia contrarium, aut, quia minus vel plus exprimit, aut, quia supervacuum est. Hoc non obscurum est. Nam et nos diximus quid significet; et vos, quia intellegetis, timetis, et Basilius, quia intellegit, mutat. Contrarium autem non est. Nam cum de substantia iam omnes fatemur – substantia est enim deus, spiritus, lumen, quae de deo patre et Christo dicuntur – hoc verbum g-homoousion, cum de substantia dicatur, non potest esse contrarium. Sed minus aut amplius exprimitur. Corrigendum potius quam auferendum. Iam vero supervacuum? Quomodo? Quia iam dictum? Et ubi dictum? An quia non utile? Non utile quod excludit haereticos, maxime Arrianos? Quod a maioribus positum, ut murus et propugnaculum? Sed nuper est positum. Quia nuper erupit venenata cohors haereticorum. Quod tamen conditum iuxta veterem fidem – nam et ante tractatum – a multi < s > orbis episcopi < s > trecentis quindecim in civitate Nicea qui per totum orbem decretam fidem mittentes, episcoporum milia in eadem habuerunt vel illius temporis vel sequentium annorum; probatum autem ab imperatore imperatoris nostri patre. 10. Sed latine hoc nos dici volumus. Nec hoc vobis negabitur. Vos qui substantiam negatis in deo, quamquam a Basilio vincamini, et tu, Basili, qui substantiam confiteris, utrique vestris vocibus g-homoousion confitemini. Nempe dicitis deum et eundem dicitis lumen, eundem spiritum. Qui dicit ista, substantiam dicit dei. Nam qui dicit patrem vel omnipotentem vel bonum vel infinitum et talia, non substantiam sed qualitatem dicit. Item filium dicitis g-logon, lumen, spiritum, et ista substantiam significant. Rursus cum dicitis deum de deo, verum lumen de vero lumine, argumentum timoris Basilii tollitis, ne sit superior substantia ex qua duo sint. Si enim de deo deus et lumen de lumine, utique patris substantia substantia filii est, quia ipse deus pater ipse substantia est, de qua substantia filius, g-logos, lumen, spiritus.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010