1939. P. 25-28). В источниках засвидетельствовано, что 2-е посольство во главе с Николаем Евдемоноиоанном находилось в Венеции 8 февр. 1416 г.; вероятно, в кон. февр.- нач. марта того же года оно прибыло в Констанц. Неизвестный чеш. участник К. С. сообщал об этом: «Прибыло в Констанц посольство великого императора греков и всего клира той земли с полными полномочиями, или мандатом, и желают они перейти в нашу покорность (ad obedientiam nostram, т. е. признать власть папы Римского.- Д. С.) и полностью присоединиться к нашей вере» ( Palack ý . 1869. P. 622-624. N 99). Официально тема восстановления единства католич. и правосл. Церквей на обсуждение К. С. не выносилась; это объясняется как желанием участников К. С. решить прежде всего острые и актуальные вопросы, касавшиеся внутренней жизни католич. Церкви, и лишь затем, возможно, на буд. вселенском Соборе, обратиться к рассмотрению внешних проблем (см.: ACConstanc. Bd. 4. S. 712), так и тем, что в составе визант. посольств не было ни одного епископа или клирика и оно не могло полноценно представлять К-польского патриарха и обсуждать конкретные условия объединения Церквей. Присутствовавший на К. С. в качестве делегата член ордена августинианцев-еремитов Дитрих Ври (ок. 1370 - ок. 1434) в посвященном изложению событий К. С. соч. «Об утешении Церкви» (De consolatione Ecclesiae) сообщает, что византийские послы были официально приняты «президентами и депутатами наций священного Собора в помещении германской нации», т. е. в констанцском мон-ре августинианцев-еремитов. После представления грамот, подтверждавших их полномочия, послы заявили, что визант. император готов «со всеми своими [подданными], то есть со всей Грецией, подчиниться (subjiciendum) Римскому понтифику», чтобы тем самым «полностью уничтожить схизму» и «утвердить непоколебимый мир святой Церкви». Ври также свидетельствует, что послы сообщили о намерении вернуться в К-поль, а затем вновь приехать в Констанц вместе с «нунциями» императора; по его словам, впосл. новое посольство прибыло в Констанц и оставалось там до завершения К.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

В отличие от герм. сторонников Григория XII, которые с самого начала принимали участие в работе К. С., посланники Григория XII были формально направлены в Констанц лишь для переговоров с кор. Сигизмундом I; им было поручено наблюдать за ходом К. С., однако они не имели полномочий участвовать в Соборе. В состав делегации Григория XII (прибыла в Констанц 22 янв. 1415) входили кард. Дж. Доминичи, который после отречения папы Григория XII стал членом коллегии кардиналов и был одним из наиболее уважаемых и влиятельных участников К. С., и Джованни Контарини ( 1451), назначенный Григорием XII титулярным лат. патриархом К-польским (см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 208). Делегация Бенедикта XIII и поддерживавших его испан. правителей также была формально направлена к кор. Сигизмунду I; в ее состав входили Диего Гомес де Фуэнсалида ( 1426), еп. Саморы; Аймон Николаи ( 1443), еп. Сенеза, а также несколько докторов права и теологии (см.: Ibid. S. 206). Статус делегаций, признававших юрисдикцию Григория XII и Бенедикта XIII, первоначально был неопределенным. С т. зр. Иоанна XXIII и верных ему участников К. С., представители этих делегаций были раскольниками и не могли быть допущены на заседания К. С.; вместе с тем кор. Сигизмунд I признавал их полномочия, официально принимал их и вел с ними переговоры. Присутствие этих делегаций в Констанце было сильным ударом по авторитету Иоанна XXIII и постоянным напоминанием о том, что он является лишь одним из претендентов на Папский престол, а не безусловным носителем папской власти. После того как К. С. принял постановления о низложении Бенедикта XIII, признавшие это решение испан. правители направили в Констанц своих офиц. представителей; в 1416-1417 гг. они включились в работу Собора, образовав отдельную испан. нацию. В посольство королевства Арагон входили ок. 15 дворян, представителей монашеских орденов, теологов и юристов; при этом не было ни одного епископа. Небольшую делегацию королевства Наварра возглавляли Гийом Арно де ла Борд ( после 1444), еп.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Все участники переговоров о создании союза признавали необходимость скорейшего созыва вселенского Собора католич. Церкви, однако их мотивация была различной. Кор. Сигизмунд I исходил из необходимости восстановления единой общепризнанной папской власти для обеспечения единства Свящ. Римской империи. Первоначально король нейтрально относился к Иоанну XXIII и в случае подтверждения его полномочий буд. Собором не имел принципиальных возражений против того, чтобы он оставался папой Римским. Однако уже в ходе предварительных консультаций с европ. правителями и университетскими теологами для Сигизмунда I стало очевидно, что лишь низложение всех 3 пап и законное избрание Собором нового Римского папы может положить конец схизме. Король был готов выступить против Иоанна XXIII и оспорить его папскую власть, но во время подготовки Собора скрывал это намерение. Флорентийцы и их итал. союзники рассчитывали, что Собор подтвердит папский статус Иоанна XXIII, к-рый был верным проводником их политических и финансовых интересов. Иоанн XXIII полагал, что лишь вселенский Собор католич. Церкви может подтвердить законность его папских полномочий и заставить сторонников иных претендентов на Папский престол признать его юрисдикцию. В 1412 г. он, исполняя решения Пизанского Собора 1409 г., созвал Собор в Риме, однако на него явились лишь немногочисленные итал. и герм. сторонники Иоанна XXIII, а также представители Парижского ун-та и нек-рых монашеских орденов. В ходе единственного общего заседания Собора, состоявшегося 10 февр. 1413 г., была утверждена осуждавшая все сочинения Уиклифа булла Иоанна XXIII «In generali Concilio» (текст см.: Mansi. T. 27. Col. 505-508); после этого Собор завершился, не приняв к.-л. церковно-канонических решений (акты Собора не сохр.; относящиеся к работе Собора материалы и комментарий к ним см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 108-165). О созыве нового Собора было объявлено в марте 1413 г. (Ibid. S. 165-167), однако он не состоялся. Т. о., к лету 1413 г. Иоанн XXIII окончательно убедился, что без политической и дипломатической поддержки кор. Сигизмунда I и др. европ. правителей ему не удастся организовать представительный и авторитетный Собор с участием не только его сторонников, но и оппонентов. Вслед. этого он охотно поддержал инициативу кор. Сигизмунда I и вступил с ним в прямые переговоры о времени, месте и об условиях созыва Собора. Подготовка К. С.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Офиц. открытие К. С. состоялось 5 нояб. 1414 г. Торжественную процессию открытия возглавил Иоанн XXIII; затем в присутствии всех прибывших к этому времени участников К. С. он отслужил в городском соборе мессу Св. Духу (см.: Hardt. 1699. T. 4. P. 13). Во время мессы прокуратор клюнийской конгрегации Жан де Венсель ( 1436) произнес проповедь, в к-рой нашло отражение представление Иоанна XXIII о статусе и целях К. С. (текст см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 190-196; в лит-ре проповедь нередко ошибочно датируют 16 нояб. 1414; см., напр.: Nighman, Stump. 2007. Pt. 3. P. 255). Венсель подчеркнул, что папа Римский является «единственным и высшим земным начальством» и обладает полнотой данной ему от Бога власти; он призвал участников К. С. действовать в согласии с папой и продолжать церковные реформы, начатые их предшественниками, указывая тем самым на необходимость следовать решениям Пизанского Собора 1409 г. (ср.: Frenken. 2015. S. 68). Антипапа Иоанн XXIII въезжает в Констанц. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Karlsruhe. BLB. Ettenheimmünster. 11. Fol. 14v). Нач. XVI в. Антипапа Иоанн XXIII въезжает в Констанц. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Karlsruhe. BLB. Ettenheimmünster. 11. Fol. 14v). Нач. XVI в. 16 нояб. 1414 г. прошла 1-я торжественная сессия К. С. В начале сессии Иоанн XXIII обратился к собравшимся с проповедью, в к-рой призвал их при обсуждении и решении всех вопросов заботиться «о мире и благосостоянии Церкви» (текст не сохр.; см.: Hardt. T. 4. P. 16). Далее был оглашен текст буллы о созыве К. С., после чего кард. Ф. Забарелла зачитал от имени Иоанна XXIII записку, в которой устанавливался регламент работы Собора (текст см.: CCCOGD. Vol. 2. Pt. 1. P. 541-544; Hardt. T. 4. P. 17-19). Изложив порядок совершения церемониальной мессы перед каждой торжественной сессией Собора, Иоанн XXIII объявил, что первоочередным делом вселенского Собора является рассмотрение вопросов веры. Кроме того, папа предложил участникам К. С. представить ему и Собору мнения о том, каким образом в католической Церкви может быть проведено «необходимое реформирование» и достигнуто «желаемое примирение и умиротворение», обещая, что всем будет предоставлена полная свобода высказывания. В заключительной части записки Иоанн XXIII сообщил о составе аппарата К. С.: нотариях, писцах, ответственных за подсчет голосов и т. д. После соборного одобрения записки 1-я сессия К. С. завершилась; было объявлено о назначении 2-й сессии на 17 дек. 1414 г. Однако первоначально из-за требования кор. Сигизмунда I не проводить общих сессий до его прибытия в Констанц, а затем вслед. начавшихся в дек. 1414 г. споров о первоочередных задачах и повестке работы К. С. проведение общей сессии в дек. оказалось невозможным; 2-я сессия К. С. состоялась лишь в марте 1415 г. и проходила в радикально изменившихся церковно-политических обстоятельствах. Определение задач К. С.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

послы вели в Констанце. Дополнительные сведения о деятельности 2-го византийского посольства предоставляет визант. историк Сильвестр Сиропул (XV в.), излагая предысторию унии, заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439). Сиропул, ошибочно утверждая, что 2-е посольство было направлено в Рим, из членов посольства называет по имени лишь возглавлявшего его Николая Евдемоноиоанна (см.: Sylv. Syrop. Hist. II 5). Согласно Сиропулу, Евдемоноиоанн во время К. С. «по мере сил трудился и усердствовал ради единства и согласия Западной Церкви и ради подчинения всех латинских народов одному папе». После публичного объявления об избрании папы Римского Мартина V Евдемоноиоанн выступил с речью, в которой рассуждал о соединении Зап. и Вост. Церквей и свидетельствовал о стремлении к этому визант. императора. Сиропул также сообщает, что в Констанце с визант. посольством сотрудничал монах-доминиканец греческого происхождения Андрей Хрисоверг ( 1451), убежденный сторонник церковной унии. Участие Хрисоверга в работе К. С. подтверждает его речь на Базельском Соборе; в ней Хрисоверг отметил, что выполнил в Констанце перевод с греческого на латинский язык «тридцати шести артикулов», которые византийское посольство передало участникам К. С. и папе Мартину V от имени визант. императора и патриарха К-польского, с предложениями относительно объединения Вост. и Зап. Церквей (см.: Mansi. T. 29. Col. 476; текст артикулов не сохр., их содержание не известно). Хрисоверг произнес во время работы К. С. как минимум 2 проповеди, развивая в них тему необходимости достижения церковного единства между православными и католиками (проповеди сохр. в нескольких рукописях, однако полностью не издавались; описание см.: Nighman, Stump. 2007. Pt. 3. P. 90, 95; небольшие отрывки см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 517, 529-530; атрибуция Хрисовергу еще одной проповеди (Ibid. S. 536), произнесенной в начале работы К. С., сомнительна; см.: Nighman, Stump. 2007. Pt. 3. P. 184). Согласно Сиропулу, после завершения К.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

   001    002    003   004