617 Парвис (Parvis), который принимал любой вариант (кроме явных ошибок писцов), «будь то версия XII века или I», затушевывает тем самым качественную разницу между апостольской традицией и последующей традицией Церкви (см. M. M. Parvis, «The Nature and Tasks of New Testament Textual Criticism; An Appraisal», Journal of Religion, xxxii 1952., pp. 165–174, и «The Goals of New Testament Textual Studies», Studia Evangelica, vi Texte und Untersuchungen, cxii; Berlin, 1973., pp. 393–407, особенно p. 402–407). 618 Недавнюю дискуссию о каноническом статусе этого фрагмента см. в Gary M. Bürge, «A Specific Problem in the New Testament Text and Canon. The Woman Caught in Adultery», Journal of the Evangelical Theological Society, xxvii (1984), pp. 141–148. 619 Богословские размышления о вопросе открытости/закрытости канона см. Karl Barth, Church Dogmatics, 1, 2, pp. 476–481. («Абсолютной гарантии закрытости канона не могут дать ни Церковь , ни отдельные лица в Церкви, даже если это лучшие и самые глубокие ответы на такие вопросы», р. 476.) 620 Письмо, написанное в ответ на заявление восьми священников из Алабамы, которые назвали борьбу Кинга за гражданские права «неразумной и несвоевременной», включено как гл. 5 в его книгу Why We Can " t Wait (New York, 1964), pp. 77–100. 621 Несколько лет назад доктор Ed. Platzhoff–Lejeune из Territet/Montreux («Zur Problematik des biblischen Kanons», Schweizerische Theologische Umschau, xix 1949., pp. 108–116) предложил обогатить канон за счет прибавления аграф, чью достоверность он приравнивал к достоверности библейского текста. 622 То, что сохранилась не вся переписка апостола Павла, можно, видимо, вычитать из 1Кор.5:9–11 , 2Кор.2:3–11 и 7:8–12, Флм.3:1  и Кол.4:16 . Епископ Лайтфут придерживался того мнения, что «в посланиях нашего канона мы имеем лишь часть – возможно, не очень большую – всей переписки апостола Павла., как с церквами, так и с отдельными лицами» (см. рассуждение под рубрикой «Lost Epistles to the Philippians?» в J. В. Lightfoot, St Paul " s Epistle to the Philippians, 6th ed. London, 1896., pp. 138–142. Сам Павел упоминает об «одобрительных письмах» ( 2Кор.3:1 ), т.е. личных ознакомительных посланиях, которыми часто обменивались церкви. Тогда нет сомнений в том, что многие личные письма, написанные авторами новозаветных книг, были утрачены. См. также с. 277, примеч. 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

В Ветхом Завете скиния (Исх., гл. 25–40) и храм (3 Цар., гл. 5–7; 2 Пар., гл. 2–4) были образами небесных обителей и престола Божия ( Исх. 25,40 ; Евр. 8,5.6; 9,1–14 ). Скорее всего, Иоанн созерцал небесный первообраз, а не его земную копию. 4 взойди сюда. Чтобы получить особые откровения, Моисей взошел на гору Синай ( Исх. 19,3.20 ), апостол Павел был восхищен на небо ( 2Кор. 12,2 ). покажу... чему надлежит быть после сего. См. ком. к 1,19. 4 был в духе. См. ком. к 1,10. престол стоял на небе. Царственное владычество Бога главная тема всего Откровения. на престоле был Сидящий. Явление Бога, как сидящего на престоле, описано без особых подробностей. Это свидетельствует о том, что величие Божие превосходит всякую возможность постичь его. См. ком. к 1,12–20. 4 двадцать четыре старца. Духовные сущности, служащие Богу, которые здесь названы старцами за свою мудрость. Как особо приближенные к Божиему престолу, они должны отражать Божию мудрость, которая ассоциируется со старостью ( Дан. 7,9 ). Слово «старец» также указывает на аналогию с пресвитерами церкви, совершающими свое служение на земле; поэтому некоторые толкователи высказывают мнение, что здесь старцы олицетворяют собой Церковь . 4 молнии и громы и гласы. Таким образом проявляется сила Божия, аналогично Его явлению Израилю на горе Синай ( Исх. 19,16–19 ). семь светильников. См. Зах. 4,2.6 ; ком. к 1,2. Семеричный свет Святого Духа это тот изначальный свет, подобием которого был светильник, имевший семь ветвей, описанный в книге Исход (25,31–40). Сходство с текстом 1,12 указывает на то, что семь церквей, как истинный храм Божий, должны излучать свет, отражающий присутствие в Церкви Самого Бога Святым Духом. семь духов Божиих. Т.е. Святой Дух (см. ком. к 1,4). 4 море стеклянное. См. 15,2; Исх. 24,10 . Этот образ вызывает различные ассоциации. Параллельное место (15,2) напоминает о водах Чермного моря. Поражение фараона и разверзшиеся воды прообраз конечной Божией победы над злом ( Ис. 51,9–11 ). Если так, то стеклянное море изображает воды, покорившиеся силе Божией. Возможно также, что это море небесный прототип моря, находившегося в храме Соломоновом ( 3Цар. 7,23–25 ). Самому стилю книги Откровение свойственно соединять в единое целое многие ветхозаветные образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Примечания: 1 Православная энциклопедия. Т. 18. С. 533. 2 Иннокентий Херсонский , свт . Слово на часах , в четверток первой недели Великого поста, о епитимьи. 3 Симфония словарных форм. 4 Греч. Επι­τμησον «(о наказании) определять, налагать» — слово, однокоренное самому понятию «епитимия». См.: Феофан Затворник, свт . Толкование на второе послание к Тимофею . 5 Феофан Затворник , свт. Указ. соч. 6 «Запрещение, επιτιμια, — обнимает все, что было возложено на согрешившего, несмотря на его покаяние. Тут начало и основание наших церковных эпитимий и самого образа их употребления, то есть произнесения их по всей строгости и потом сокращения их, смотря по чувствам сокрушения кающегося лица». См.: Феофан Затворник , свт. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном. 2Кор. 2, 6 7 «Се же да будет разумно, яко святыи Василии, и прочии отцы древнии, не точию грешников кающихся от святаго причащения отлучаху, но и труды и подвиги покаяния предаваху, паче же соборныя и обдержныя посты, бдения и молитвы церковныя на всяк день и нощь повелеша хранити и исполняти. К сему же и каноны покаяния налагаху». См.: Номоканон при Большом Требнике. Номоканон сиречь Законоправильник 8 Свенцицкий В. , прот . Шесть чтений о таинстве покаяния в его истории (против общей исповеди). Чтение 5. 9 Иннокентий Херсонский, свт . Слово на часах , в четверток первой недели Великого поста, о епитимьи. 10 Там же. 11 Такое снисхождение должно являться выражением сострадательной любви, заповеданной всем христианам. Так, у апостола Павла в послании к Ефесянам: Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью ( Еф.4:1-3 ). 12 Иоанн Златоуст, свт . Творения. Том 10. Книга 2. Беседы на второе послание к Коринфянам. Беседа 14 ( 2Кор.7:2—3 ). 13 Зосима ( Верховский ), прп. Творения. Часть 4 . 14 Требник. — М., 2002. С. 84. 15 Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы Лютеранам. Перевод с греч. архим. Нил. — М., 1864. Глава 12. О покаянии. С. 66.

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Если же нужно будет когда-либо и нам, немощным, при досаждении нам лукавых помыслов произнести [против них] запрещение, противоречить им и отогнать [их], то [да совершаем] это не просто, не как случится, но также именем Божиим, словами Божественных Писаний, и, по подобию святых отцов, скажем каждому помыслу так: Да запретит тебе Господь ( Иуд.1,9 ) – и еще: Отступите от меня, все делающие беззаконие ( Пс.6,9 ), и уклонитесь от меня, все лукавнующие, да поучусь в заповедях Бога моего (см. Пс.118,73,115 ). И по примеру того старца, который говорил: «Отойди, окаянный! Приди, возлюбленный!» Когда услышал это [некий] брат и подумал, что с кем-то беседовал он, и спросил его, говоря: «С кем ты беседовал, отче?» – то он сказал: «Злые помыслы я отгонял, а благие призывал». И если нам это подходит, то эти и подобные этим [слова] да говорим. VII. О памяти смертной и Страшном Суде: как поучаться в этом, чтобы стяжать эти помыслы в сердцах наших Говорят отцы, что в делании нашем очень нужно и полезно всегда иметь памятование о смерти и о Страшном суде. И Филофей Синаит как бы некий чин деланию этому устанавливает: с утра, – сказал он, – [надлежит] проводить [день] в памяти Божией, то есть в молитве и хранении сердца, – даже до времени трапезы; потом, Бога поблагодарив, о смерти и о суде размышлять подобает. Когда же будем стараться мы это [исполнять], лучше всего иметь в себе слово, сказанное Господом: В эту ночь ангелы возьмут душу твою у тебя (см. Лк.12,20 ); [помышлять нужно и о том], что о праздном слове [придется нам] отвечать, как сказал Он, в день судный (см. Мф.12,36 ) и что сердечные помышления оскверняют человека (см. Мф.15,18 ). Вспоминать же надо [и] святых апостолов изречения: Конец приблизился (см. 1Пет.4,7 ) и Придет день Господень, как тать ночью (см. 1Сол.5,2 ), Всем же подобает нам предстать судилищу Христову (см. 2Кор.5,10 ) и Слово Божие судит не только дела и слова, но и помышления сердечные (см. Евр.4,12 ). Основатель же [монашеского жительства] Антоний Великий говорит: «Так подобает нам всегда помышлять в себе, что [и] этот день не пребудем весь в этой жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

900 См.: Ис. 11:1. 901 См.: Мал. 1:10—11. 902 См.: Втор. 32:39. 903 См.: Ис. 45:7. 904 Т. е. канонического. 905 Перевод согласно пунктуации Кройманна. 906 Apostolici. Не надо путать с термином, принятым в патрологии, относящей к «апостольским мужам» — свв. Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и др. 907 Интерполяция, по мнению Кройманна. 908 Ср:.Мф. 10:24; Лк. 6:40. 909 Ср.: Гал. 2:2. 910 Ср.: Гал. 2:9. 911 Ср.: Гол. 2:11—14. 912 Ср.: Гал. 2:4. «Лжеапостолы» в Новом Завете упомянуты только в 2Кор. 11(см.: SchmollerA. Handkonkordanz zum griechischen Neuen Testament. Stuttgart, 1994. S. 530). 913 Ср.: Гал. 2:9. 914 Personarum respectu. 915 Ср.: 1 Кор. 9:19. 916 Ср.: Гал. 2:3—4. 917 Digesta. 918 Вставка Кройманна. 919 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и каким образом оказывается созвучным с нашим , который считается принадлежащим не апостолам, но Луке?» 920 Funis ergo ducendus est. Ср.: Imperat aut servit collecta pecunia cui-que, tortum digna sequi potius quam ducere funem. «Деньги любому скопившему служат иль им управляют; лучше канат не тянуть им витой, а за ним направляться» (Ног. Ер., 1,10,47—48). 921 Ср.: Деян. 4:34—35. 922 Т. е. из иудаизма. 923 Ср.: Мф. 10:24. 924 См:. 1 Кор. 15:11. 925 См.: 1 Кор. 14:32—33. 926 Т. е. проклятым, отлученным. Ср.: Гал. 1:8. 927 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое и». 928 Ср.: 1 Кор. 3:2. 929 Интерпретация Кройманна. 930 Игра слов: Facilius apostaticum invenias quam apostolicum . 931 Т. e. Евангелий от Матфея, Иоанна и Марка. 932 Тертуллиан имеет в виду тех «лжеапостолов», которые, по учению Маркиона, исказили Евангелия. 933 Кройманн предполагает здесь лакуну и предлагает вставить слова: «или по их образу — свое». 934 Конъектура Кройманна. В рукописи: «они казались совпадающими». 935 Вставка Кройманна. 936 Praescriptio. 937 Ср.: Лк. 3:1. Тиберий Клавдий Нерон — римский император с 14 по 37 гг. после P. X. 938 Descendisse. Ср.: Και κατηλθεν εις Καφαρναομπλιν Γαλιλαος — Et descendit in Caphamaum civitatem Galilaeae — И сннде въ кдпбрндмъ глАмейскУн 4: 31). Задача Тертуллиана здесь — объяснить употребление в Евангелии от Луки глагола, обозначающего движение вниз. Κατηλθεν — аорист от глагола κατρχεσθαι «сходить, спускаться». Отметим, что формы от этого глагола в Новом Завете встречаются, кроме рассматриваемого места, один раз в Послании Иакова (Иак. 3:15) и четырнадцать раз в текстах, принадлежащих Луке (Лк. 9: Ъ7Деян. 8:5; 9:32; 11:27; 12:19; 13:4; 15:1,30; 18:5,22; 19:1; 21:3,10; 27:5); у Луки этот глагол, наряду со значением «спускаться», имеет также значения «приходить», «прибывать».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

190 Ин.17:24 : «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; 2Кор.3:18 : «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». 196 См. 1Петр.1:3 : «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству…, хранящемуся на небесах». 200 1Петр.2:9 : «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Откр.5:9–10 : «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». 201 Соделав христиан Новым Народом, предопределённым к жизни в Царстве Триединого Святого Бога. Имеются в виду святые таинства крещения и миропомазания. См. Тит.3:5 : «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». 202 Речь идет о так называемом всеобщем новозаветном священстве Народа Божьего (лаиков), пришедшему на смену ветхозаветному родовому священству из родов Аарона и Левия. Ср. 1Петр.2:9 : «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» и Исх.29:8–9 . 205 1Петр.3:18–19 : «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…» 211 По представлениям древних небесных сфер – «кругов» было несколько. См. 2Кор.12:2–4 : «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». См. праздничную стихиру Благовещения «С небесных кругов слетел Гавриил…»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

465 ( Ин.17:24 ): «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; ( 2Кор.3:18 ): «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». 471 См. ( 1Петр.1:3 ): «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству..., хранящемуся на небесах». 474 ( 1Петр.2:9 ): «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; ( Откр.5:9–10 ): «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». 475 Соделав христиан Новым Народом, предопределённым к жизни в Царстве Триединого Святого Бога. Имеются в виду святые таинства крещения и миропомазания. См. ( Тит.3:5 ): «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». 476 Речь идет о так называемом всеобщем новозаветном священстве Народа Божьего (лаиков), пришедшему на смену ветхозаветному родовому священству из родов Аарона и Левия. Ср. ( 1Петр.2:9 ): «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» и ( Исх.29:8–9 ). 479 ( 1Петр.3:18–19 ): «...потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал...» 485 По представлениям древних небесных сфер – «кругов» было несколько. См. ( 2Кор.12:2–4 ): «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». См. праздничную стихиру Благовещения «С небесных кругов слетел Гавриил...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В законе благодати кто не удивится величайшему смирению блаженного и всехвального апостола Павла, сосуда избранного (см.: Деян.9:15 ), который потрудился более всех апостолов и был восхищен до третьего неба (см.: 2Кор.12:2–3 )? Ибо после столь великих видений мы видим его смиряющимся и говорящим: я меньше всех апостолов и недостоин называться апостолом (ср.: 1Кор.15:9 ). В другой раз он называет себя непотребной грязью: я сделался сором для мира (ср.: 1Кор.4:13 ), а в третий говорит: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим.1:15 ). Видишь, брат Иоанн, насколько великий Павел по мудрости своей и трудам был выше других апостолов, настолько глубже он был по смирению ума своего. Но, брат Иоанн, после того как я привел эти свидетельства Писания о смирении некоторых святых, думаю, будет хорошо и весьма полезно дерзнуть нам сказать немного и о высочайшем смирении Царицы всех святых, то есть о смирении Пречистой, Пресвятой, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но прежде, думаю, будет хорошо размыслить о том, есть ли еще среди словесных созданий – среди людей и Ангелов – кто-нибудь, кто удостоился бы столь великих и духовных дарований, как Пречистая и Пресвятая Дева Мария. Поистине, ни одно из созданий Божиих, земных и небесных, не достигло такой славы и благодати, как Пресвятая и Пречистая Матерь Божия. О Ней Бог изначала возвестил прародителям нашим Адаму и Еве и прикровенно явил им, что через Нее произойдет спасение и сокрушена будет глава змия (см.: Быт.3:15 ). Дух Святый устами великого пророка Исайи указал на Нее, что Она будет той Девой, Которая родит Еммануила (см.: Ис.7:14 ); на Нее указал Дух Святый, что Она сядет Царицей, прекрасной и преукрашенной дарами, одесную Бога (см.: Пс.44:10 ). Ей поклонился и Ее ублажил Архангел Гавриил, назвав Ее благодатной и благословенной в женах (ср.: Лк.1:28 ). Ее ублажила Елисавета, матерь божественного Иоанна Пророка и Предтечи, и назвала Ее Матерью Господа (см.: Лк.1:43 ). Она Матерь и Дева Всенепорочная, Которую ублажат все роды (см.: Лк.1:48 ), Она Та, Которая обрела благодать у Бога (см.: Лк.1:30 ). О Ней было предречено, что Она пребудет и после рождества Девой (см.: Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

В Богочеловеческом, апостольском Предании содержится Богочеловеческое учение и Богочеловеческое управление Церковью. И действительно, в Церкви – всё и вся от Богочеловека, от Владыки Христа, ибо она – воплощенный Бог Слово; она – Им Истина, Им «столп и утверждение Истины» ( Ин.14:6, 1:17 ; 1Тим.3:15 ; Еф.4:21 ). И в ней – устная и письменная Библия и все святые Богочеловеческие тайны всех миров. Вся непобедимость и [вся] всепобедность святых Апостолов – от Господа Иисуса Христа; вся их чудодейственность и всемогущество – тоже от Него (см. Мф.10:1–42 ). Он дает им «власть над всеми бесами» и силу «исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Лк.9:1 ; Мф.4:23 ). Превеликий Апостол благовествует: через Владыку Христа – «мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» ( Рим.1:5 ). Апостольство святых Апостолов – это всегда «апостольство в Господе» ( 1Кор.9:2 ). Один и Тот же Господь Иисус Христос действует во всех Апостолах и через всех Апостолов (см. Гал.2:8 ). Двенадцать Своих учеников Господь «наименовал Апостолами», ибо всё в них – от Него ( Лк.6:13 ). Поэтому жизнь в Церкви есть не что иное, как «постоянное пребывание в учении Апостолов» (ср.: Деян.2:42 ). Бессмертно благовестие и истина: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28 ). Святые Апостолы неусыпно свидетельствуют, что они «призваны к апостольству» и «посланы» ( Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ), что они – «Апостолы, Иисуса Христа» ( 2Кор.1:1 ; 1Пет.1:1 ; 2Пет.1:1 ). Чудоносна и чудодейственна сила Владыки Христа: людское ничтожество преобразует Он во всемогущее Богочеловеческое апостольство (ср.: 2Кор.12:9–10 ; Флп.4:13 ; 1Тим.1:12 ; Кол.1:29 ). Чудесным образом призванный в апостольство Самим Господом Иисусом Христом, святой апостол Павел раскрывает благовестие: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» ( Гал.1:1 ). Ко всем Апостолам относится следующая истина: тайна Христова открылась Духом Святым Его святым Апостолам, а через них – и всем их преемникам и последователям (ср.: Еф.3:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

12 Ныне суд миру сему. Т.е. наступил решающий момент в истории человечества. В зависимости от поведения, людей ждет либо приговор осуждения, либо прощение. князь мира сего. Имеется в виду сатана (ср. 14,30; 16,11; 1Ин. 4,4; 5,19 ; 2Кор. 4,4 ; Еф. 2,2 ). 12 вознесен. Это намек на казнь через распятие (ст. 33), но одновременно и утверждение того, что Христос, как Примиритель, будет возвышен и займет место одесную Отца (см. ком. к 3,14). всех привлеку. Эти слова не свидетельствуют о том, что спасение будет всеобщим, но подчеркивают, что крест Христа притягивает к себе всех и что через крест будут спасены люди всех национальностей, язычники и иудеи, которые позволят Иисусу привлечь их. 12 из закона. Слово «закон», в его широком смысле, относилось ко всему ВЗ (10,34; 15,25). Сыну Человеческому. Иудеи воспринимали этот титул как притязание на мессианство. вознесену быть. Иудеи понимали это как намек на повешение или распятие и, исходя из Писания ( Пс. 88,36.37 ), не могли примирить смерть Христа со своими представлениями о Мессии. 12 свет. Иисус отождествляет со светом Себя (1,4–9; 8,12; 9,5; 12,46). Его предстоящая смерть заключала в себе и идею наступления тьмы, однако Он поручает просвещение человеческих душ Своим ученикам, которых называет «сынами света» (ст. 36). 12 Да сбудется слово Исаии пророка. Земное служение Иисуса и Его смерть были предсказаны пророком Исаией. См. Ис., гл. 53. 12 видел славу Его. См. ком. к 12,38. 12 многие уверовали в Него. Несмотря на строгость суждения, произнесенного Исаией, в Иисуса верили даже некоторые религиозные лидеры. Они не решались заявлять открыто об этом, опасаясь фарисеев. Возможно, одним из тех, кто имеется здесь в виду, был Никодим, обладающий достаточным мужеством, чтобы пойти против течения (7,50–52; 19,39.40). 12 Иисус же возгласил. Особое внимание уделяется здесь оценке Иисусом Своего служения. Связь Иисуса с Его Отцом рассмотрена в трех аспектах: 1) веровать во Христа значит веровать в Отца (ст. 44); 2) видеть Христа значит видеть Отца (ст. 45); 3) слышать Христа значит слышать Отца (ст. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010