Именно в Смоленской епархии может быть, впервые в нашей стране была создана система воспитания и образования, включающая детский сад, гимназию, духовное училище, семинарию. Это драгоценный опыт воспитания детей в вере. То же самое я хотел бы сказать и о преподавании основ Православия, а ныне православной культуры в Смоленской земле. Еще в 1990-е годы, когда мало кто помышлял о самой возможности преподавать эти дисциплины, во многих, если не в большинстве, школ Смоленщины преподавались основы Православия. Хотел бы также сказать тебе и об особых обителях Смоленской земли. Многие из них пережили то, что не пережила ни одна обитель. Троицкий Болдинский монастырь один из немногих, который был до основания уничтожен оккупантами во время Второй мировой войны. Но и другие обители были закрыты, и долгое время, ввиду непростых материальных условий жизни на Смоленщине, их невозможно было открыть и поднять. Все это уже сделано. Тебе же надлежит заботиться об обителях, содействовать их укреплению и развитию, появлению новых монахов и монахинь, с тем чтобы во славу Божию развивалась монашеская жизнь на древней Смоленской земле. Посему, щедро сея слово Божие (см. 2 Кор. 9:6) и памятуя о том, что " вера без дел мертва есть " (Иак. 2:26), имей попечение о развитии также социального служения. Поддержка малоимущих, нуждающихся, забота о детях, пожилых, больных людях, утешение отчаявшихся и унывающих все это неотъемлемые составляющие миссии Церкви сегодня. Однако старайся избегать формального подхода в организации такой работы. Эффективность общецерковных усилий в этой области зависит не столько от создания неких объединений и структур, сколько от искреннего стремления людей помогать друг другу. Пламенным словом и личным примером побуждай в своей пастве такое желание желание деятельно свидетельствовать свою любовь к Спасителю. Помни также, что архиерей по самому положению своему призван являть добрый образ окружающим, жить так, чтобы, обращаясь к словесному стаду, мог сказать вслед за апостолом Павлом: " Подражайте мне, как я Христу " (1 Кор. 4:16). |
Именно в Смоленской епархии — может быть, впервые в нашей стране — была создана система воспитания и образования, включающая детский сад, гимназию, духовное училище, семинарию. Это драгоценный опыт воспитания детей в вере. То же самое я хотел бы сказать и о преподавании основ Православия, а ныне православной культуры в Смоленской земле. Еще в 1990-е годы, когда мало кто помышлял о самой возможности преподавать эти дисциплины, во многих, если не в большинстве, школ Смоленщины преподавались основы Православия. Хотел бы также сказать тебе и об особых обителях Смоленской земли. Многие из них пережили то, что не пережила ни одна обитель. Троицкий Болдинский монастырь — один из немногих, который был до основания уничтожен оккупантами во время Второй мировой войны. Но и другие обители были закрыты, и долгое время, ввиду непростых материальных условий жизни на Смоленщине, их невозможно было открыть и поднять. Все это уже сделано. Тебе же надлежит заботиться об обителях, содействовать их укреплению и развитию, появлению новых монахов и монахинь, с тем чтобы во славу Божию развивалась монашеская жизнь на древней Смоленской земле. Посему, щедро сея слово Божие (см. 2 Кор. 9:6) и памятуя о том, что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26), имей попечение о развитии также социального служения. Поддержка малоимущих, нуждающихся, забота о детях, пожилых, больных людях, утешение отчаявшихся и унывающих — все это неотъемлемые составляющие миссии Церкви сегодня. Однако старайся избегать формального подхода в организации такой работы. Эффективность общецерковных усилий в этой области зависит не столько от создания неких объединений и структур, сколько от искреннего стремления людей помогать друг другу. Пламенным словом и личным примером побуждай в своей пастве такое желание — желание деятельно свидетельствовать свою любовь к Спасителю. Помни также, что архиерей по самому положению своему призван являть добрый образ окружающим, жить так, чтобы, обращаясь к словесному стаду, мог сказать вслед за апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). |
В христ. традицию А. б. вошло в основном опосредованно. В визант. обряде А. б. соответствует главопреклонная молитва , завершающая все службы, к-рая всегда предваряется преподанием мира («Мир всем»). Большинство вост. литургий также содержат главопреклонную молитву после анафоры . По мнению Р. Тафта (Taft. P. 39), главопреклонная молитва вошла в чин литургии в IV в., первоначально она служила отпустом тех христиан, кто по тем или иным причинам не причащался. Впосл. она стала интерпретироваться как молитва перед Причащением , что повлияло и на ее текст. Троекратному упоминанию имени Божия в А. б. в НЗ соответствует упоминание имен трех Лиц Св. Троицы в благословении: «Благодать нашего Господа Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор 13. 13), начинающем центральную молитву литургии - анафору. В литургии II кн. Апостольских постановлений (гл. 57) благословение народа епископом перед анафорой прямо связывается с А. б. В совр. правосл. богослужении слова псалма 66. 1: « », являющиеся парафразой А. б., возглашаются священником в качестве конечного благословения на полунощнице , на часах 1-м и 9-м (Великим постом - и на 3-м, и на 6-м), великом повечерии . Буквально текст А. б. входит в богослужение испано-мосараб. обряда . Св. Исидор Севильский в соч. «О церковных службах» (De ecclesiasticis officiis. I 17//PL. 83. Col. 743-744), говоря о благословении предстоятеля, ссылается на А. б. В нек-рые дни оно произносится в качестве обычного благословения перед Причащением. А. б. некогда употреблялось и в рим. обряде , Сакраментарий папы Геласия I (см. Геласия Сакраментарий ) предписывает в нек-рые дни читать его текст (см. СДЛ. Ч. 5. С. 94) среди заключительных благословений мессы . В лютеран. церквах А. б. обычно произносят в конце богослужений. Особая роль этого благословения подчеркивается совр. зап. библейской критикой, к-рая видит в нем продукт послепленного священнического богословия ( Seybold). Ист.: Tractate Taanith/Megillah/Hagigah/Ed. I. Epstein. S. l., 1984; Les Constitutions Apostoliques/Ed. et comment. M. Metzger. P., 1985-1987. (SC; 320, 329, 336); Постановления Апостольские. Каз., 1864. С. 92. |
Мы должны помнить о том, что христианин призван искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) и в соответствии с таковым пониманием цели христианской жизни осуществлять свою деятельность в мире. Крепко держась неизменных евангельских принципов, Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого соглашательства с «духом мира сего» (см.: 1 Кор. 2. 12), дабы не подчиниться ему. Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую, все прославляли бы Отца Небесного (см. Мф. 5, 16). Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям. Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову. Для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия. Будем молиться, дабы все мы единодушно исполнялись познанием воли Божией, «во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10). Обращаемся к вам, дорогие отцы, братья и сестры, со словами радости и надежды: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр.13, 20-21). Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. |
Важно, чтобы современный пастырь научился адекватно реагировать на те вызовы, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной практике. Сегодня каждый служитель алтаря Господня призван убедительно свидетельствовать перед людьми о непреходящих духовно-нравственных ценностях Православия, неустанно возвещать правду Божию, давать глубокие ответы на непростые вопросы, которые ставит нынешнее общество перед Церковью. По слову апостола Павла, проповедник должен научиться говорить на языке тех, к кому он обращается (см. 1 Кор. 9:19-23). Зачастую именно от нашего слова в значительной степени зависит то, какой выбор сделают окружающие: будут ли они со Христом или отвернутся от Него. Вместе с тем надлежит помнить и о том, что успех этой спасительной миссии зависит не только от наших слов и знаний. В первую очередь он зависит от наших дел, от нашего образа жизни. Лишь в том случае, когда слово неразрывно связано с делом, оно имеет власть, силу и успех. Таковой духовной властью и благодатной силой в избытке обладал преподобный Сергий, потому и слово его, укорененное в святоотеческой традиции, было «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). Таким же должно стать и наше пастырское слово, обращенное к современникам, — слово с благодатью, приправленное солью (см. Кол. 4:6). В этот знаменательный для Академии день хотел бы еще раз поздравить всех начальствующих, учащих и учащихся Московских духовных школ с престольным праздником и пожелать щедрой помощи Божией в дальнейших трудах. Молитвенным предстательством преподобного Сергия, игумена Радонежского, державный Покров Царицы Небесной да пребывает со всеми вами. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» |
Стремление М. получить полную адм. независимость от органов управления СПЦ проявилось в 50-х гг. ХХ в., свою т. зр. он представил в ст. «Важное сообщение», опубликованной 1 июня 1962 г. М. считал, что коммунистические власти Югославии при пособничестве иерархов контролируют деятельность СПЦ и стремятся оказывать свое влияние на серб. диаспору. Во 2-м «Сообщении» от 14 июля 1963 г. он обвинил патриарха Германа в нарушении церковных канонов. Позиция М. нашла одобрение со стороны кор. Югославии Петра II (см. в ст. Карагеоргиевичи ), ряда общественных и политических серб. орг-ций, но и вызвала недовольство в среде серб. диаспоры. На внеочередном заседании Архиерейского Собора СПЦ 27 июля 1963 г. М. был отстранен от управления епархией, и вместо Американо-Канадской епархии были сформированы 3 отдельные (см. в ст. Канадская епархия ). Решения Собора М. не признал, считая, что они были приняты под давлением властей. 6-9 авг. 1963 г. в созванном им епархиальном Соборе приняли участие 27 священников и представители 44 общин, от участия в Соборе отказались 38 общин и 53 священника. Резолюция, принятая Собором, фактически провозгласила отделение епархии от СПЦ. В окт. 1963 г. еп. Дионисий выразил протест против визита югославского лидера И. Броз Тито в США и заявил, что не позволит «титовским» иерархам управлять мон-рями и приходами, основанными сербами в Сев. Америке. 10-14 нояб. 1963 г. на созванном им епархиальном Соборе было принято решение не подчиняться к.-л. постановлениям Синода и Архиерейского Собора СПЦ, пока Югославией управляют коммунисты. При участии иерархов т. н. Украинской автокефальной православной церкви «архиепископа Житомирского» Григория Огийчука и «архиепископа Сичеславского» Геннадия Шиприкевича он совершил хиротонию архим. Иринея (Ковачевича) в викарного епископа Американо-Канадской епархии. В марте 1964 г. на Архиерейском Соборе СПЦ за организацию раскола еп. Дионисий был извергнут из сана. В ответ он создал т. н. Свободную Православную Сербскую Церковь. Учиненный им раскол в серб. историографии получил название «новограчаницкий раскол». В 1964 г. к созданной им церковной структуре присоединились правосл. сербы из Австралии. «Новограчаницкий раскол» в СПЦ был преодолен в 1992 г. М. похоронен возле храма в мон-ре свт. Саввы Сербского в Либертивилле. |
Что же тогда означает в свете этих грозных слов удивительная притча о блудном сыне, который, получив наследство от отца, пошел на страну далече и там расточил с блудницами все, что ему досталось? И почему же отец не прогнал его, когда он, уже умирая от голода, решил вернуться в дом отчий? Ведь это так естественно, так по-человечески понятно: предал отца, предал семью, предал родных и близких, забрал деньги, ушел, расточил все в блуде так, может быть, надо сурово наказать или вообще изгнать такого человека из общения? А отец принимает блудного сына, облачает его в лучшие одежды и на палец его возлагает перстень, и разбитые в кровь босые ноги омываются водой и облачаются в обувь, и закалывается телец упитанный, чтобы радость о возвращении блудного сына разделили другие... Совершенно очевидно, что отец, принявший блудного сына, это Сам Бог. Сегодня в роде нашем «прелюбодейном и грешном» грех блуда распространен настолько, что поражает почти каждого человека, и у многих может возникнуть отчаяние, ведь «блудники… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Но сегодняшняя притча помогает нам понять эти слова апостола Павла. Нет такого греха, кроме хулы на Духа Святаго, который бы Бог не простил (см. Мф. 12:31), если человек искренне в этом грехе раскаивается. А что значит раскаяние? Раскаяние означает осознание своей неправды, своего заблуждения. И если человек понимает, что совершает грех, что это действительно разрушает его душу, что это закрывает перед ним двери Царствия Небесного, если он приходит к Богу и, подобно блудному сыну, со слезами просит открыть для него двери родительского дома, тогда Господь прощает согрешившего. Но, к сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время. |
Практика показывает, что если людям сказать, зажечь их, увлечь, объяснить идею христианского служения – они с радостью откликнутся, ибо у нашего народа есть генетически впитанная любовь к Богу, Церкви, храму. Им нужно только сказать и позвать за собой. Сказанное слово, подкрепляемое личным примером, родит и действие. Многим и многим мирянам еще предстоит проснуться от духовной спячки, полюбить Церковь, и понять, что она – их дом. Дом, в котором надо трудиться, служа Богу и людям каждый тем даром, какой получил . А от духовенства мы ждем благословения, поощрения, заинтересованности в нашей активности, без подозрений в «модернизме» и «обновленчестве». Никакой модернизм нам не грозит, если мы все будем делать вместе. Феномен Церкви апостол Павел выражал через образ тела, в котором все члены служат друг другу (см. Рим 12,5; 1 Кор 12,12-27). Церковь Христова есть единство любви, духовная семья, собранная не только для молитвы и вкушения небесной трапезы, но и для того, чтобы нам не быть одинокими в этом мире и идти к спасению вместе. Все христиане призваны к служению и братской взаимопомощи – прежде всего в границах церковной общины, а по возможности и за пределами ее. Бог дает нам сегодня все средства для осуществления этой задачи, и мы должны исполнить то, что Господь хочет от нас. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1053 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергий 18 июля 2017, 00:56 Думаю,священнослужители должны быть организаторами.Не сложно сказать после службы:у храма такие то нужды или просто:прочитайте объявление на входе.Помню шли в монастырь и один парень всю дорогу говорил поучения.Запомнил притчу.Мусульманин прочитал Евангелие и сказал:какая хорошая вера,стану я христианином.Приходит в храм,посмотрел на молящихся и говорит:вера то хорошая,но пойду ка я все же в мечеть...Порой видишь:подошёл человек к иконе,поцеловал и стоит,думает что делать,куда идти?А за ним очередь,желающих скорее приложиться к иконе до начала службы,а он и не замечает.В монастыре хорошо справляются семинаристы,направляя людей.С уборкой и пр.,разве не найдётся хоть 10% желающих? |
Мерзость пред Богом и людьми Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре. Н. Ломтев. 1845 г. Государственная Третьяковская галерея Как мы смогли убедиться, языческий мир не просто не боролся с развратом — разврат был его нормой. Совсем иная картина открывается нам в Библии. Ветхий Завет повествует о полном уничтожении Богом городов Содома и Гоморры со всеми его жителями, практиковавшими мужеложство и разврат (см.: Быт. 19: 1–26). В христианском лексиконе грех гомосексуализма так и именуется — «содомский грех». Приведем несколько цитат из Священного Писания на этот счет: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18: 22); «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20: 13). Церковь отлучает раскаявшихся содомитов от Причастия на срок до 30 лет Как видим, этот грех карается самым суровым образом. Новый Завет полностью созвучен с Ветхим относительно мерзости и недопустимости содомского греха: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27); «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Каноны Церкви устанавливают епитимью и отлучение от Причастия на срок до 30 лет для раскаявшихся в этом грехе . Также Канонами предписывается извержение из сана клириков-содомитов. Кроме того, запятнавшие себя подобным грехом никогда не могут быть приняты в церковный клир. Юстиниан I принял закон, согласно которому мужеложники карались смертью Христианский писатель и богослов Климент Александрийский, живший во II веке, писал: «Уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия, ни неестественное при этом положение, ни с субъектами связи, несоединимое в себе соединяющими» . |
В греч. Септуагинте евр. ( ) в большинстве случаев передается словом κκλησα. В классическом словоупотреблении κκλησα имеет значение собрания граждан, объединенных соответствующим социально-правовым положением и общей целью. Собрание это созывалось согласно закону. Т. е. «κκλησα заключает в себе два признака: упорядоченное единство и призвание (κλσις, κκαλεν)» ( Иларион (Троицкий), архим. 1912. С. 11). Кроме того, «в понятии κκλησα заключается сильный момент видимости» ( Болотов. Лекции. Т. 1. С. 13) (см. ст. Церковь). Тем не менее полных оснований для абсолютизации представления о ветхозаветной Церкви как о формально едином и имеющем четкие внешние границы обществе людей в библейском тексте нет. Приведенные характеристики в строгом смысле применимы только к подзаконному Израилю. Но при букв. использовании их по отношению к ветхозаветным праведникам, жившим вне Моисеева Закона (напр., Енох, Ной, Авраам, Лот, Мелхиседек, Иов), экклезиологический статус последних оказался бы под вопросом. Т. о., Церковь ВЗ и в этническом, и в хронологическом отношении намного шире Израиля, и ее границы следует связывать не с теми или иными формальными признаками, а в первую очередь с реальной принадлежностью истинному Богу. Исходя из засвидетельствованных в Свящ. Писании фактов, говорящих о степени принадлежности Богу и древнего Израиля как общины, и конкретных ветхозаветных праведников (Быт 4. 4, 26; 5. 24; 6. 8-9; 12. 8; 14. 18; 17. 1-2; Иов 1. 1, 8; Иона 3. 5; 4. 11), можно предпринимать попытки описания границ ветхозаветной Церкви. При этом следует признать, что исчерпывающий рациональный критерий в данном случае невозможен. В НЗ слово κκλησα встречается и в изначальном нерелиг. значении (Деян 19. 32, 39-41), и в ветхозаветном смысле «собрания израильтян» (Деян 7. 38). Однако в остальных случаях этот термин указывает на совершенно новую реальность, созидаемую воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом (Мф 16. 16-18). Причем κκλησα может означать Церковь и как конкретную общину (Мф 18. 17; Деян 15. 41; Рим 16. 16; 1 Кор 4. 17; 7. 17; 14. 33; Кол 4. 15), и как вселенское собрание верных (Мф 16. 18; Деян 20. 28; 1 Кор 12. 28; 15. 9), и как открывающееся в тварном мире Царство Божие (Еф 1. 22). Идея тождества при одновременном различии этих 3 составляющих новозаветной экклезиологии представляет сложную богословскую задачу, в т. ч. и при решении вопроса о Г. Ц. |
| |