Если роскошь порок и надобно ее избегать, то никогда не должна быть допускаема нами, потому что подвергшееся осуждению не может быть пригодно и на время. Люди, живущие роскошно, пьющие из чаш вино, мажущиеся наилучшими мастями, осуждаются в Писании (см. Ам.6:6). О вдовице, питающейся пространно, говорится, что она «заживо умерла» (1Тим. 5:6); богач за здешнее наслаждение лишился рая (см. Лк. 16:25). Итак, к чему же нам большие издержки? Пришел ли странник? Если это брат и у него та же цель жизни, то узнает собственную свою трапезу, ибо что оставил дома, то найдет и у нас. Но он утомился в дороге? Предложим ему столько, сколько нужно для облегчения усталости. Пришел ли кто другой из жизни мирской? Пусть узнает на деле, в чем не убедило его слово, и получит образец и пример умеренности в пище. Пусть останутся в нем воспоминания о христианской трапезе и непостыдной нищете ради Христа. А если не вникнет в дело, но посмеется над нами, то уже не обеспокоит нас в другой раз. Напротив того, мы, когда видим кого из людей богатых, кто наслаждение приятным поставляет в числе первых благ, весьма соболезнуем о них, что всю жизнь расточая на суету, обоготворяя свои удовольствия и в этой жизни восприемля свою долю благ, они не чувствуют, как из-за здешнего наслаждения идут на готовый огонь и на мучение в оном, и если встретится когда случай, не медлим сказать им самим об этом. А если и сами станем прилепляться к тому же и, сколько имеем возможности, искать служащего к удовольствию и выставлять себя напоказ, то опасаюсь, чтобы на деле не состроить нам того, что разрушаем и в чем осуждаем других, не осудить в том самих себя, ведя жизнь притворную и преображаясь и так, и иначе. Неужели мы будем переменять и одежды свои, когда нужно встретиться с людьми знатными? Если же это постыдно, то еще постыднее ради людей роскошных переиначивать нашу трапезу. Жизнь христианина однообразна и имеет одну цель — славу Божию. «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (1Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

ОТВЕТ : Помазание освящённым елеем на всенощном бдении допустимо лишь тогда, когда была совершена лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Если не было благословения хлебов, то каким же «освящённым елеем» помазывать молящихся, раз елей не освящался? Но есть обычай, практикуемый на Востоке, а также и у нас, помазывать молящихся елеем из лампады, возжжённой перед иконой празднуемого в этот день Святого, что вполне допустимо и уместно, как преподание благословения верующим от имени этого Святого. 157. ВОПРОС: Можно ли немощного больного живущего в незаконной связи и не имеющего церковного брака, по его сильной просьбе, причастить? ОТВЕТ : Церковные правила относительно таких случаев чрезвычайно строги. Живущие в незаконном сожительстве, без церковного брака, вообще не должны быть допускаемы ко св. Причащению. Таковые рассматриваются церковными правилами, как блудники, и отлучаются от св. Причащения, в зависимости от качества греха и от их покаянной настроенности, на разные сроки от 4 до 9 лет. Тяжко болящего, который жил в незаконной внебрачной связи, можно причастить только при условии его искреннего раскаяния и данного им обещания, что он в случае своего выздоровления загладит свой грех, прекратив свое блудное сожительство или вступит в законный церковный брак. 158. ВОПРОС: Может ли стать священником женатый на вдове? ОТВЕТ : Не может. 18-ое правило Святых Апостолов гласит совершенно категорически, не допуская никаких исключений: «ВЗЕМШИЙ В СУПРУЖЕСТВО ВДОВУ, ИЛИ ОТВЕРЖЕННУЮ ОТ СУПРУЖЕСТВА (то есть, разведенную с своим первым мужем), ИЛИ БЛУДНИЦУ, ИЛИ РАБЫНЮ, ИЛИ ПОЗОРИЩНУЮ (то есть профессиональную актрису, выступающую в театральных представлениях), НЕ МОЖЕТ БЫТИ ЕПИСКОП, НИ ПРЕСВИТЕР, НИ ДИАКОН, НИЖЕ ВООБЩЕ В СПИСКЕ СВЯЩЕННАГО ЧИНА». Это правило, как толкуют наши авторитетные канонисты, проистекает из божественного права. Ветхозаветным священникам было предписано не жениться ни на вдове, ни на отверженной или опороченной, ни на блуднице, а только на девице ( Лев.21:14 ). Тем более это требуется от духовных лиц новозаветной Церкви (см. Мф.19:9 ; 1Кор.6:16 ), которые должны стоять во всех отношениях выше мирян и служить для них образцом и примером во всём, особенно же в жизни общественной и семейной, и дом их должен быть как бы зеркалом для остальных верных (см. 1Тим.3:2–8 ; Тит.1:6–9 ). Но может ли быть таковым священник и может ли быть таковым дом его, если жена его будет из женщин дурного или сомнительного поведения, или же из тех, которые, по самому своему положению, не пользуются уважением? Как священник должен быть примером для всех, так точно примером во всём должна быть и спутница его жизни, его законная жена, которая, как и священник, должна благотворно влиять на общественную жизнь остальных верных (см. Толкования Еп. Никодима, т. I стр. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

20. Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et alium communicare laicum cum eplscopo. Optat. Milev., De schismate Donatistarum. lib. VII,6 [Migne, s.l., t.11, col.1093,1094]. 21. Втор.19:21; Мф.5:38-39. 22. Мф.7:2; Мк.4:24; Лк.6:38; Кол.3:25; 2Сол.1:6,8; Иак.2:13. 23. 1Пет.2:14. 24. Рим.13:4. 25. Hinschius, System., IV, 747. Anm. 10. 26. Подобное этому читаем у Суворова: " Церковное наказание есть воздействие (reactio) против церковного преступления " (О церк. нак., стр.13), а в связи с этим он утверждает, что " церковные наказания могут состоять только в лишении благ или прав церковных " , т.е. в известном зле. Ср. Hinschius., System., IV,747, где это учение изложено подробно. 27. Ап. пост., II,48. 28. Ср. Анкир., 16, 17, 21, 24, 25; Неокес. 1; VII Всел. 1, и т.д. 29. 1Тим.3:2; 7:10; Тит.1:6 и сл. 30. Ап. пр. 74; II Всел. 6; IV Всел. 21; Карф. 8, 19,129, 131. 31. Ап. правило, говоря о наказании, которое следует наложить на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это следует делать ε , ευ, (Аф. Синт., II,39). 32. Ап. пост., II, 48; IV Всел. 19. В смысле выговора, о котором упоминает IV Всел. 19 пр., следует разуметь и 25 пр. Антиох. и 13 пр. Сердик. собора. 33. В правилах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (с епископской на пресвитерскую, см. Трул. 20, Лаод. 10). Но это противоречит 29 правилу IV Всел. Собора, которое говорит, что - εου, οο ε ευο " ε; и следовательно, по толкованию Зонары и Вальсамона, 20 Трул. правило (Аф. Синт., II, 349, 350) должно понимать так, как сказано у нас в тексте. Основные же соображения об этом см. в толковании 29 пр. IV Всел. Соб. и 20 пр. Трул. Собора. 34. В правилах упоминается еще одно наказание, а именно, что некоторые не могут быть возведены в высшую иерархическую степень за известные случайно совершенные ими проступки (Трул. 3). Впрочем, это послужило только поводом к изданию положительного закона по предмету, о котором до тех пор не было точного предписания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

389 В этом император руководствовался старинными римскими обычаями. Так, при чуме 399 г. до н. э. церемонии очищения проходили восемь дней (Liv., V, 13), а после поражения при Тразименском озере были проведены те же лектистернии (Liv., XXII, 9–10). 391 Юстин использует при ответах платоническую (2, 6) и стоическую лексику (5, 2), демонстрируя свое знакомство с философией. 392 В середине II в. некоторые интеллектуалы, например Гален, были готовы рассматривать христианство как философскую школу, пусть и крайне своеобразную, а позже именно философы писали антихристианские трактаты (Walzer R. Galen on Jews and Christians. London, 1949; Wilken R. L. The Christians as the Romans Saw Them. New Haven, 1984. P. 72–82). 393 Wisse F. The Use of Early Christian Literature as Evidence for Inner Diversity and Conflict//Nag Hammadi, Gnosticism and Early Christianity/Ed. C. H. Hedrick, R. J. Hodgson. New York, 1986. P. 177–190. 395 Ср.: Clem. Rom. Ер. I, 1; Pol. Ер. Phil., praef. О терминах παροικω и παροικα см.: Labriolle P., de. Paroikia//Recherches de Science Religieuse. Vol. 18.1928. P. 60–72. 396 Галльские христиане поддерживали тесную связь с малоазийскими единоверцами (см.: Bowersock G. W. Les Églises de Lyon et de Vienne: Relations avec l’Asie//Les martyrs de Lyon. Actes du colloque international du CNRS (Lyon, 20–23 sept. 1977)/ed. J. Rougé et R. Turcan. Paris, 1978. P. 249–256). Указание на Азию и Фригию не обязательно рассматривать как позднюю интерполяцию (самостоятельная провиниция Фригия появилась только после реформ Диоклетиана). Г. Бауэрсок указывает на то, что во II в. Фригия, Лидия и Кария упоминаются в надписях как провинции, что могло быть следствием изменений внутренней структуры Азии во время Парфянской войны 162–166 гг. (.Bowersock G. W. Martyrdom and Rome. Cambridge, 1995. P. 85–98). 398 Враг – дьявол; о дьяволе как об истинном противнике мучеников см.: 2Фес. 2:4 ; 1Тим. 5:14 . Евсевий также говорит о дьяволе как враге всех христиан (НЕ, IV, 15, 40; V, 1, 42; V, 16, 7 et al); он источник не только гонений, но и ересей. Подробнее см.: Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. С. 74–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К таким фактам относится существование Адама и Евы (см. Мф. 19:4–5 ), искушение ( 1Тим. 2:14 ) и грехопадение ( Рим. 5:12 ), жертвоприношения Каина и Авеля ( Евр. 11:4 ), убийство Каином Авеля ( 1Ин. 3:12 ), рождение Сифа ( Лк. 3:38 ), переселение Еноха к Богу ( Евр. 11:5 ), свадьбы перед потопом, потоп и уничтожение человечества ( Мф. 24:39 ), сохранение Ноя и его семейства ( 2Пет. 2:5 ), родословие Сима ( Лк. 3:35–36 ) и рождение Авраама ( Лк. 3:34 ). Особо весомое свидетельство существует в пользу исторического существования Адама и Евы. Причём материалы показывают, что уже эти первые люди были монотеистами ( Быт. 1:1, 27; 2:16–17; 4:26; 38:6–7 ). После Книги Бытие древнейшей из библейских книг является Книга Иова, и она тоже раскрывает монотеистические представления о Боге. Это Бог личностный ( Иов 1:6, 21 ), нравственный ( Иов 1:1; 8:3 –-4) и притом суверенный ( Иов 42:1–2 ) и всемогущий ( Иов 5:17; 6:14; 8:3; 13:3 ) Творец ( Иов 4:17; 9:8–9; 26:7; 38:6–7 ). Помимо Библии, древнейшие письменные материалы на эту тему содержатся в табличках из сирийской Эблы. Текст, ясно указывающий на монотеистические представления, гласит: «Господь неба и земли: земли не было. Ты сотворил её; дневного света не было. Ты сотворил его; утренний свет Ты не сотворил» (Pettinato, The Archives of Ebla, 259). В примитивных религиях Африки неизменно выражается явный монотеизм. Джон Мбити изучил 300 традиционных религий. «Во всех этих сообществах, без единого исключения, люди имеют представление о Боге, как Высшем Существе» (см. Mbiti, African Religions and Philosophy). Это же верно в отношении примитивных религий по всему миру. Даже у политеистических сообществ в культе верховного бога или бога неба отражается скрытый монотеизм. Идея о позднем, эволюционном появлении монотеизма сама появилась довольно поздно, приобретя популярность после того, как Чарлз Дарвин выдвинул свою теорию биологической эволюции (см. Darwin, On the Origin of Species, 1859). Эта идея была сформулирована самим Дарвином в «Происхождении человека» (The Descent of Man, 1871).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Божий же критерий праведного и греховного во всем Своем совершенстве и непогрешимости представлен в Личности, жизни и деятельности Богочеловека Господа Иисуса Христа. Как единый безгрешный и единый Всеведущий Он знает самые сокровенные движения человеческой души и сердца и потому может безошибочно судить о людях, разделяя их на праведных и грешных, вследствие чего Ему принадлежит «весь суд» (Ин.5:22; ср.: 1Кор.4:5; 1Пар.28:9; 1Цар.16:7; Иер.11:20, 17:10, 20:12; Откр.2:23; Пс.7:10). Кроме того, нужно памятовать об имеющемся различии между человеческим и Божиим представлением о том, что есть благо и благосостояние. Под благом и благосостоянием люди нередко понимают лишь материальный достаток и земные богатства: бренные, тленные, изъеденные молью, тогда как Бог подразумевает блага духовные: истину, праведность, милосердие, смирение, кротость, любовь, молитву, пост, терпение, страдание за истину Христову, одним словом — то духовное благое состояние души и тела, которое согласуется с духовным совершенством и блаженством и которое вечно, нетленно, небесно, так что ни моль, ни тля не могут его растлить, ни воры подкопать и украсть (см. Мф.6:19—20, 19:21; Лк.12:31—33). Ведь истинное человеческое благосостояние, богатство и блаженство заключаются в том, чтобы обогащаться Богом (см. Лк.12:20—21; 1Тим.6:17—19).    Бог иногда и праведникам попускает страдать на земле, и это для их пользы — для спасения души. При этом необходимо иметь в виду, что на земле нет ни одного праведника, совершенно чистого от всякого греха и скверны. Скорби и искушения, которые Бог Своим Промыслом попускает или ниспосылает на людей, суть своего рода горнило, в котором люди очищаются и переплавляются, как золото в печи, обретая в себе силы для новых добродетелей: терпения, великодушия, кротости, стойкости. Ибо все эти новые добродетели взращивают, при содействии благодати, нового внутреннего человека — человека, созидаемого Господом «в праведности и святости истины» (Еф.4:24; ср.: Рим.5:3—5; 2Кор.4:16; Иак.1:3—4; 2Кор.12:5, 1:5; Мф.5:40—42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Предаша себе) добровольно. Этим разъясняется предаде их Бог ( Рим.1:24 ). Студодеянию) бесстыдству, непотребству. Такие свойства часто замечет апостол Павел в язычниках ( Рим.1 ; Рим.2 ; 1Кор.5:10, 6:9–11 ; Гал.5:19 ; Кол.3:5–7 ; 1Фес.4:5 ) и объясняет, что это как бы неминуемое следствие язычества. В Ефесе, главном языческом городе, без сомнения такие пороки были весьма обыкновенны ( 1Тим.1:10 ; 2Тим.3:6 ). В лихоимании) πλεоνεξα означает вообще жадность, ненасытимость. Поэтому или предаются нечистоте с ненасытимостью, или из корыстолюбия, производя тем постыдный торг. С понятием бесчувствия согласнее первое. Ученикам Христовым должно последовать учению Христову, коего сущность состоит в том, чтобы отложить ветхого человека и облечься в нового ( Еф.4:20–24 ). Еф.4:20 . Вы же не тако познаете Христа) Не так изучили (μθετε) Христа, не тому учились в Святом Его Евангелии, чтобы оставаться в делах прежних. Говорится с силой: τòν Хριζóν. См. выше ( Еф.4:15 ). Еф.4:21 . Понеже слышасте Его) Слышали о Нем, Его учение, как бы Его Самого. И о Нем научистеся) ν ατ во Христе, этом величайшем уроке, познали, научились. Яко же есть) тому или так, что. Истина о Иисусе) Главнейшая истина в учении Его есть следующая: Еф.4:22–24 . Истина в Иисусе Спасителе, и должна быть о спасении. Учение о новом человеке и в других местах называется главным ( Рим.6:3–4 ; Гал.6:15 ; Кол.3:9–11 ). Еф.4:22 . Отложити) Ближе относить к слову научились. Отложить − совсем оставить, не на половину. Иначе − распять, упразднить, умереть ( Рим.6:6–8 ). По первому житию) что было в прежней вашей жизни. Ветхаго человека) Если бы это выражение употреблялось об одних язычниках, то означало бы только прежний языческий образ жизни. Но апостол употребляет его обо всех вне благодати ( Рим.6:6 ). Этот ветхий именуется человеком от Адама перстного ( 1Кор.15:49 ), внешним ( 2Кор.4:16 ). Итак, это вообще растленная грехом природа человеческая, не во время язычества, но еще при Адаме обветшавшая. Тлеющаго в похотех) которыми думает питаться. Ветхий человек у язычников особенно подвержен этому тлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

14 Поэтому Михей просит Бога пасти народ Свой, как евреев, так и язычников ( Деян. 15:16–18 ; Еф. 1:3–4 ). Этот образ получает развитие в напоминании о надежной защите (жезл) и о продовольственном изобилии (паси [корми]). Наследие – это данный в вечное пользование земельный надел, обеспечивающий роду средства к существованию (см.: 2:2; ср.: Чис. 26:56 ). Ныне Бог дарует Своим избранным источник вечной жизни во Христе ( Ин. 10:28 ). Избранные обитают уединенно в лесу, похожем на сад («Кармил» означает «сад» или «плодородный»). Васан и Галаад были первыми землями, завоеванными Моисеем благодаря чудесным деяниям Бога ( Чис. 21:33 ). Васан славился своими великолепными дубами ( Ис. 2:13 ; Зах. 11:2 ) и откормленными домашними животными ( Втор. 32:14 ). Галаад был известен своими хорошими пастбищами ( Чис. 32:1,26 ). Михей просит Бога вернуть Израилю прежнее благословение. 15 Бог обещает ответить на молитву согласно Своей воле. 16–17 Размышляя над благословенными обетованиями, Михей представляет, как увидят это народы (дивные дела Бога, 15) и устыдятся того, что доверили свою честь бессильным ложным богам. Положат руку на уста – образ изумления и благоговейного молчания. Уши их сделаются глухими (как бы от грома великих дел Божьих). Когда Бог сотворит эти чудеса, народы перестанут насмехаться над Израилем и откажутся слушать пустые похвальбы и бессмысленные доводы всех остальных. 17 Народы отрекутся от своих правителей. Побежденные цари будут лизать прах, т. е. повергнутся на землю от ужаса перед Господом. Столкнувшись с Его могуществом, они в страхе покинут свои крепости, чтобы поклониться Ему. 18–19 Михей искусно вплетает имя Бога в зачин народного гимна «Кто Бог [в оригинале Яхве], как Ты…» Никто не сравнится с Ним, прощающим беззаконие (грех) и не вменяющим преступления (см.: 1:5). Нарушение завета Израилем было столь серьезным, что никто, кроме Бога, не простил бы его (см.: 1Тим. 1:15–17 ). Но без этого прощения служение Михея не имело бы смысла. Он получил бы удовлетворение, излив свое негодование, но народ закоснел бы в грехе (ср.: Пс. 129:3–4 ). И пророк перечисляет благие качества Бога: не вечно гневается, любит миловать, умилосердится (т. е. проявит сострадание) и изгладит беззакония. Эти качества Бог проявил тогда, когда Израиль согрешил, сделав золотого тельца, и Моисей попросил Его явить Свою славу ( Исх. 34:6 ). По Своему милосердию Бог ввергнет в пучину морскую все грехи народа, – как когда–то Он потопил в море фараоново войско, – дабы они больше не угрожали существованию Израиля. 20 Эти качества Бога вселяют уверенность, что Он явит верность завету, которую с клятвою обещал отцам… от дней первых. Все это возможно благодаря Иисусу Христу, Который искупил грехи Своего народа и стал последним «Аминь» Божьих обетовании завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

6. Потому что, в основание сказанного апостол указывает на волю Божью об этом, открытую Им ещё в Ветхом Завете, – в Писании сказано: вот Я полагаю на Сионе камень краеуголен, – избран, честен, и уповающий на Него, утверждающийся на Нём не должен стыдиться ( Ис. 28:16 ) 181 . Пророк Исаия этими словами утешал и ободрял иудеев во время осады Иерусалима ассирийцами, разумея под краугольным камнем и зданием на нём обетованное Давиду царство, с его защитником и избавителем Мессией (см. 7–12 гл.). Ап. Пётр, таким образом, справедливо эти слова истолковывает в приложении к Христу и верующим. Далее, чрез противоположение тому, чем Христос стал для неверующих, – апостол ещё выразительнее указывает, что в Нём получили верующие 182 . 7. Итак, для вас, верующих – камень честный 183 драгоценный, а для неверующих (πειϑοσι для упорствующих против веры) – камень, который отвергли зиждущие, т. е. камень, не годный для основания здания, не стоющий, – Он для вас верующих сделался камнем во главу угла, краеугольным, основанием для здания, а для неверующих – камень (λϑος) преткновения и камень (πτρα...) соблазна, о который они претыкаются и который приносит им гибель (ср. Мф. 22:42, 44 : всяк падый на камени том, сокрушится, а на немже падет, стрыет его) 184 ; так что 8. Они 185 , не веруя, упорствуя в неверии слову евангельскому, претыкаются об этот камень... и разбиваются, на что, на каковое упорство (высшая степень наказания Божьего) и погибель, Бог в гневе Своём и определил их 186 . 9. Вы же, – торжественно и величественно изображает апостол высокое достоинство верующих, какое они получили во Христе, – не имея никакого родства между собой по плоти, принадлежа к различным племенам и народам, во Христе – один род Божий (ср. Ис. 43:23 ), избранный, возлюбленный, при том роду царский и священнический (ср. Исх. 19:6 ; Откр. 1:6; 5:10 ), одно племя (ϑνος язык, нация) святое (ср. Исх. 19:6 ), народ, взятый Богом в Свою собственность (ср. Исх. 19:5 ; Мал. 3:17 ; Ис. 43:21 ), как драгоценное владение, с высоким назначением – возвещать славу (по еврейскому тексту Ис. 43:21 ), совершенства и великую милость к вам грешникам (ср. 1:3; 2Пет. 1:3 ) Призвавшего вас из тьмы неведения и безнравственной жизни, из состояния греха и отчуждения от Него (ср. Кол. 1:13 ) в Свой чудный свет, в котором Он Сам обитает ( Иак. 1:17 ; 1Тим. 2:16 ) и который в мир принёс Его единородный Сын, Господь наш Иисус Христос ( Ин. 8:12 ). возвещать эту славу тем, которые находятся вне Церкви Христовой (ξαγγελητε).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

169 Гинсбург. The Essenes. р. 22: „There are eight Kinds of Phari­sees...and those Pharisees who live in celibacy are Essenes”. 176 Mischna Chagiga. II, 5. 6. Франкель. Monatsschrift. 1853. s. 31, 70. Zeitschrift. 1846 s. 450. 178 Berachoth. 9, b; Midrasch Coheleth. IX, 9. Франкель. Ibid. s. 32, 34; Zeitschrift, s. 458, 461. 182 Tosifta Succa. c. 3; Menachoth. 65, a. и др. Герцфельд. Geschichte des Volkes Israël. Bd. II. s. 397. 183 Megilla. 24, b; Sanhedrin. 90. a. Эдершейм. The Life and Times of Jesus the Messiah. B. I, p. 332. Фридлендер. Revue des Etudes Juives. 1887. 28, p. 215. 185 Так, напр., некоторые (Михаэлис, Геинрих, Вегшейдер, Ричль и особенно Мангольд) хотят видеть ессеев в лжеучении, обличаемом в па­стырских посланиях ап. Павла (см. особ. 1Тим. 1:4,14–15; 4:3 ; 2Тим. 2:16–18 ; Тит. 5:15–16 ). Ричль видит следы ессейства в послании к Рим­лянам (гл. XIV), где апостол Павел не одобряет требующих безуслов­ного воздержания от употребления мяса и вина. Далее, Ричль считает не подлежащим сомнению ессейский характер лжеучителей, обличаемых апосто­лом Павлом в послании к Колоссяиам, так как они учили воздержи­ваться от мяса и вина, требовали строгого соблюдения субботы и новомеся­чий, запрещали прикосновение к некоторым предметам и учили о почитании ангелов ( Кол. 2:16, 20–23 ). См. Ritschl. Die Entstehung der altkath. Kirche. s. 232–233. 186 Мы постараемся дать здесь чисто объективное изображение· жизни, обычаев и учреждений ессейских, строго придерживаясь показаний источни­ков и по возможности избегая освещать их теми пли иными субъективными суждениями, которые могут только повредить истинному представлению дела. 187 По выражению Иосифа “τγμα“. (Bell. jud. II, 8, 3 и 4). Замкнутое об­щество ессеев, огражденное строгими и подробными правилами от всякого вмешательства сторонних лиц и заботливо охранявшее себя от всякого обще­ния с внешним миром, по своей организации близко подходило к католиче­ским монашеским орденам, почему это последнее наименование, как лучше всего характеризующее секту ессеев, обычно прилагается к ней западными исследователями. Потому и мы будем держаться предпочтительно этой терминологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010