Все дела и поступки создает Аллах (см.: К.37:96), а человек лишь усваивает или приписывает эти дела себе в соответствии со своими намерениями. Современные исламские богословы под влиянием христианства склонны несколько смягчать учение о предопределении. Например, считается, что произвольные деяния зависят от воли человека, но сами деяния создает Аллах. «Если человек выберет добро и будет прилагать усилия для его выполнения, то Аллах создаст добро. Если человек выберет зло и будет использовать усилия для совершения этого, то Аллах создаст зло» 30 . Тем не менее и в таком случае Аллах фактически выступает если не в качестве заказчика, то по крайней мере в качестве исполнителя преступлений, замышляемых грешниками. Такое представление о Боге и о свободе человека является нравственно неприемлемым с точки зрения Библейского Откровения и православного богословия. Например, преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753) в своем сочинении «Точное изложение православной веры» прямо говорит о том, что «Бог не Виновник зол» 31 Рассматривая библейские цитаты и толкование ранних отцов Церкви на них, он в полном согласии с православной традицией утверждает, что Бог не создал зла по природе, то есть зла нравственного. Зло есть лишь результат свободного произволения грешников, действия которых попускаются Богом, ибо без свободы невозможно представить себе не только греха, но и подлинно прекрасного – добродетели 32 Уже в Ветхом Завете Господь предлагает израильтянам самим свободно сделать выбор относительно соблюдения Его заповедей (см.: Втор. 30:16–19 ), так как Всеблагой Бог не желает никому погибели и не предопределяет ее: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:3–4 ; cp.: Иез.33:11 ). Бог не выламывает дверь нашей души, Он ждет, когда человек сам проявит свою свободу, без которой невозможно себе представить ни искренней веры, ни нравственности, ни справедливого воздаяния, ни подлинной любви: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). Насколько возвышенно в отношении свободы человека и полемично в отношении Корана звучат слова из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Не говори: “Он (Бог) ввел меня в заблуждение”, ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его ( Сир. 15:12–14 ). Поэтому Божественная Премудрость и справедливость заключается в том, что всю ответственность за совершенные грехи или воздаяние за добродетели несет сам человек: ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Но ветхозаветное иудейское и языческое искание ходатаев было отображением нужды в том Ходатае, Заступнике, Искупителе, Господе Иисусе Христе, Который был предметом пророчеств (см.: Ин.1:45 ) и «чаянием языков» и Который открылся уже в Новом Завете. Это чаяние составляло основную идею всего Священного Писания Ветхого Завета, а в частности подтверждается контекстом речи, непосредственно следующей за приведенными выше словами Второзакония: Хорошо то, что они говорили, то есть израильтяне. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему ( Втор.18:18 ). Эти слова, несомненно, относятся к Спасителю, к Ходатаю Нового Завета Иисусу, как прямо говорит святой апостол Павел (см.: Евр.12:24 ). Но могут возразить, как это и делает целое исповедание протестантское с выродившимся из него многообразным сектантством, что в христианстве уже нет нужды в других посредниках, ибо Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ). Однако же, рассматривая данное возражение даже лишь с точки зрения указанной нормальной психологии смирения, должно сказать, что в христианстве-то именно больше, чем где-либо, она имеет и должна иметь приложение; можно сказать, что в христианстве все, начиная с веры в Господа Иисуса, продолжая нравственным совершенствованием и кончая учреждением Церкви с ее бытом, – все это основывается и должно проникаться чувством смирения в верующих. Без смирения нет спасения. Но в таком случае пастырство и в христианстве должно занять не только прежнее ветхозаветное место, но и еще более возвыситься. Во-первых, как средство для смирения верующих, ибо послушание пастырю, подобному же человеку, конечно, смиряет горделивую душу, и особенно, во-вторых, как результат наличной смиреной настроенности истинного христианина, всегда желающего кому-либо подчиниться, отдать свою волю в послушание другому; особенно замечательно характерным проявлением какового настроения служит частный вид пастырства – старчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1 . Иерарх, всегда, благодаря уподоблению Богу, «желающий, чтобы все люди спаслись и в уразумение истины пришли» (ср. 1Тим.2:4 ), проповедует всем воистину благовестие 1043 о том, что Бог, милостивый к живущим на земле, по Своей сущей и свойственной Ему по природе благости, Сам [решительно] из человеколюбия 1044 удостоил нас Своего пришествия и путем объединения с Ним, как то делает огонь, уподобил 1045 Себе соединяемое, соответственно их способности к обожению. Ибо «тем, которые приняли Его, Он дал власть быть чадами Божиими, верующим во имя Его, которые не от кровей, не от хотения плоти, но от Бога родились» (ср. Ин.1:12–13 ). 2 . Человек, возлюбивший 1046 священное причащение такового воистину премирного, придя к кому–либо из посвященных, убеждает его руководствовать им на пути к иерарху, а сам обещает целиком 1047 следовать 1048 тому, что будет ему передано, и просит поручиться за его приход в Церковь и воспринять 1049 заботу обо всей его последующей жизни. А того, священно желающего его спасения и соизмеряющего с высотой дела человеческое, тотчас охватывают страх и недоумение; наконец, однако же, он благовидно соглашается выполнить просьбу и, взяв его, ведет к человеку тезоименитому иерархии 1050 . 3 . Тот же, с радостью, «словно на плечи овцу» (см. Лк.15:5 ), восприняв обоих мужей 1051 , первым делом чтит 1052 и воспевает умственным 1053 благодарением и телесовидным поклонением единое благодетельное Начало, Которым и призываемое призывается и спасаемое спасается. 4 . Затем, собрав все священное устроение 1054 в священное место для совместного дела и общего празднования спасения мужа и благодарения божественной Благости, в начале вместе со всеми присутствующими в церкви священнословит какой–нибудь гимн 1055 , находящийся в Речениях, а после этого, поцеловав священную трапезу, подходит к пришедшему мужу и спрашивает его, чего желая, он пришел. 5 . И когда тот, по наставлению восприемника, боголюбиво похулит безбожие, незнание истинно прекрасного и проведение жизни вне Бога и выразит желание достичь через его священное посредничество Бога и божественного, он свидетельствует ему, что присоединение к Церкви должно быть всецелым 1056 , как к Самому всесовершенному и непорочному Богу; и, разъяснив ему, какова жизнь в Боге, спросив предварительно, желает ли он так жить, после согласия, возлагает ему на голову руку и, запечатлев крестным знамением, повелевает иереям 1057 записать мужа 1058 и восприемника.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Даде ю (хитрость) Иакову отроку своему и Израилю возлюбленному от Него (37 ст.). По сем на земли явися и с человеки поживе (38 ст.) – в этих словах в прямом, ближайшем смысле содержится указание а) на сообщение Богом возлюбленному народу Своему Израилю откровенного закона синайского (ср. ниже 4:1, а также Рим. 3:2 ), и б) на исполнение самым делом следующего обетования Божия, бывшего Израилю после синайского законодательства: поставлю завет Мой в вас, и не возгнушается душа Моя вами, и похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете Ми людие ( Лев. 26:11–12 ). Но так как совершившееся тогда с ветхозаветным Израилем было, по свидетельству Апостола ( 2Кор. 6:16 ), прообразом того, что впоследствии совершилось с новым духовным Израилем – с христианами: то и слова эти помимо прямого, ближайшего значения их в отношении к ветхозаветному Израилю, можно еще понимать и как пророчество, относящееся к временам Мессианским. Ветхозаветный Израиль, получив от Бога откровенный закон и вступив в завет с Богом, должен был сам располагать жизнь свою во свете сего закона ( Исх. 19:6 ; Лев. 11:44; 19:2; 20:7, 26; 21:8 ) и вместе служить светом, просвещающим всех других народов ( Ис. 49:6 ). Но Израиль нарушил завет свой с Богом и не выполнил этого высокого назначения своего; тогда Бог заключил завет Свой с новым духовным Израилем. Посредником или ходатаем этого завета был Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ; 1Ин. 2:1 : Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ; см. толк. на Ис. 63:9 ), Которому, как возлюбленному Сыну Своему, Бог сообщил мудрость Свою во всей полноте ( Ин. 5:20 ; ср. толк. на Ис. 11:2; 42:1 ), на что и указывают слова пр. Варуха: даде ю (мудрость) Иакову отроку Своему и Израилю возлюбленному от Него, 166 и Который будучи Сыном Божиим, явился на земле в образе человека и действительно жил среди людей (ср. Ин. 1:1–5, 14 ), о чем и пророчествует св. Варух словами: посем на земли явися и с человеки поживе. Такое именно пророчески-мессианское значение усвояет этим словам пр. Варуха и наша церковь , почему и полагает их в качестве паремии в навечерие Рождества Христова. 2. Утешительные обетования иудеям. (Продолжение). Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Каждая Поместная Церковь имеет своего особенного Ангела-Хранителя, как свидетельствует об этом святой тайновидец Иоанн Богослов (см. Откр.2:1, 8, 12, 19, 3:1, 7, 14 ). Естественно, что на Тело Бога Слова – на Церковь – нападает всякое зло, всякий грех, всякий бес. Защищает же ее Сам Господь Иисус Христос, и причем через Своих небесных и земных верных служителей: Ангелов и человеков. – Неустрашимый поборник и защитник Церкви, святой Григорий Богослов , восклицает: «Не боюсь никаких нападений на Церковь, хотя бы и угрожали огнем, мечом, зверями, безднами, пропастями и всеми другими самыми страшными орудиями мучения и прещениями. Против всего этого есть у меня одно средство, один путь к победе: смерть за Христа». «Нет ничего страшнее, нежели бояться чего-либо больше Бога, и от этого страха стать предателем веры и истины». В Христовой Церкви всё велико, так как в ней – весь Богочеловек, Владыка Христос, и так как она есть Сам Богочеловек Христос. Эта мысль, подобно молнии, осиявает нашу человеческую тьму и проникает в наш беспросветный мрак. Этой молнией Истины освещает и просвещает нас философ Духа Святого, святой Григорий Нисский : «Святой апостол Павел нередко именует Церковь Христом. А служителей сей Божественной тайны святой Апостол называет столпами Церкви. Так, одними и теми же именами нарицаются Апостолы, учители и пророки. Ибо столпы Церкви не только Петр, Иоанн и Иаков; и не только Иоанн Креститель был светильником, горящим и светящим ( Ин.5:35 ); но и все послужившие к утверждению Церкви и своими делами соделавшиеся светилами именуются и столпами, и светильниками. Вы свет мира, – говорит Господь Апостолам ( Мф.5:14 ). А божественный Апостол и прочим повелевает быть столпами, заповедуя: Будьте тверды, непоколебимы ( 1Кор.15:58 ). Равно как и Тимофея Апостол соделал прекрасным столпом и утверждением истины Церкви ( 1Тим.3:15 )». В нашем земном мире человеческое тело – это, безусловно, самое дивное Божие устроение. Поэтому Бог Слово и стал телом (плотью). Поэтому Тело Бога Слова и стало Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

615 Апостол раньше сказал о злословии, как о грехе; здесь же он еще раз предостерегает от него, указывая, что сей грех, по-видимому, неважный, разрушает всю благочестивую настроенность человека и делает его благочестие призрачным, могущим вести в погибель. «Удержи язык твой от зла», говорил еще древний псалмопевец ( Пс.33:14 ). По слову блаженного Феофилакта, «один богомудрый муж (преподобный Арсений) часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался» (см. Толкование на сие послание, стр. 15). «Богу приятен тот, кто исполняет закон и вместе с тем далек от самомнения и не относится к неисполняющим с осуждением» (стр. 20). 616 Как бы определяя, в чем состоит не мнимое, а истинное благочестие, Апостол указывает сначала некоторые дела благочестия (заботу о вдовицах и сиротах), а потом вообще советует удаляться от мира, во зле лежащего ( 1Ин.5:19 ), потому что здесь царствуют похоть плоти, похоть очес и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ). Мир этот есть мир языческий, необлагодатствованный, «растлевающий себя в обольстительных похотях своих». 617 Сказав в конце первой главы о призрении вдов и сирот, Апостол здесь говорит о бедных, о несправедливом отношении к ним и вообще о лицеприятии. Убеждая отстраняться от лицеприятия, предпочтения богатых перед бедными, он напоминает, что преимущественными избранниками Божиими, как в Ветхом Завете (пророки), так и в Новом (Апостолы), были люди бедные, но богатые верою. «Безумное мира и незнатное избра Бог, да посрамит мудрое и знатное», говорит Апостол Павел ( 1Кор.1:27 ). Что богатство часто не ведет к славе Божией, примеры сего весьма нередко указываются в Писании ( Лк.12:21 ); ( 1Тим.6:9 ). Апостол же Иаков показывает, что и среди христиан были богатые люди – недостойные названия христиан. И вот сим-то лицам нередко оказывали предпочтение, и притом в собраниях. Поистине, это было дело, совершавшееся не по совести и рассуждению. 618 Основная заповедь христианская о любви к ближним называется здесь «законом царским» потому, что все христиане царское священие ( 1Петр.2:9 ) и закон их есть закон Царя Небесного – Бога. Кроме сего, заповедь о любви к ближним имеет царственное, главенствующее значение по отношению ко всем прочим обязанностям в отношении к ближним, как сказано было о сем Самим Иисусом Христом ( Мф.22:39 ). Относившиеся к другим с лицеприятием, видимо грешили против заповеди о любви, поэтому Апостол и напоминает о ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

е. язычникам». Иаков так. обр. был прообразом народа нов, христианского. Как Иаков после получения родительского благословения должен был бежать из дома родительского от злоумышления брата своего, так Церковь Христова при апостолах должна была по причине гонений от Иудеев отделиться от синги и проповедники ее идти к язычникам; но как потом при возвращении из Месопотамии Иаков примирился с братом своим Исавом, так есть надежда, что в последние дни Господь примирит отверженного Израиля с своею Церковью из язычников ( Рим.11:15–26 ). – Кроме того Иаков – Израиль, по учении учителей Церкви, своею таинственною борьбою с Богом прообразовал страдания Христа. Как Иаков остался один ночью для молитвы и боролся с Богом, так Иисус Христос уединился в саду Гефсиманском от учеников и имел молитвенное борение с правосудным гневом Божиим за грехи людей; Иаков мужественно выдержал борьбу с Богом, и Христос услышан был Богом-Отцом и с мужеством совершил подвиг страдания; Иаков после борьбы остался с знаком повреждения стегна, так Христос после Своей победы над смертью имел на теле язвы страдания (см. Ин.20:20 и 27). Иакову за его борьбу с Богом, за его духовный молитвенно-покаянный подвиг, наречено новое имя: Израиль; так Христа за Его смирение до смерти крестной Бог-Отец «превознес и даровал ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 и 10). – При окончательном устроении Церкви ветхозаветной славным и ясным прообразом Мессии является Моисей. Он был чрезвычайным посланником от Бога и «верен во всем доме Его», прославлен особенною близостью к Богу и небесным блеском лица своего; так и Христос, новый чрезвычайный Посланник от Бога, верный Поставившему Его Владыкою и Господом Церкви, прославлен большею славою, чем Моисей ( Евр.3:1–6 ). Как законодатель и посредник ветхого завета, Моисей прообразовал законодателя новозаветного ( Ин.1:18 ) и «ходатая Бога и человеков», Иисуса Христа ( 1Тим.2:5 ). Как великий пророк, несравнимый с другими ветхозаветными пророками, Моисей беседовал с Богом устами к устам ( Чис.12:6–8 ) и прославлен был великими чудесами, так что непослушание ему всегда вызывало карающий гнев Божий: таким пророческим служением своим Моисей прообразовал Пророка – чудотворца Мессию, как о том возвестил Господь самому Моисею: «Я воздвигну им пророка из братьев их, такого как ты, и кто не послушает слов пророка того, с того Я взыщу» (Вт.18:18 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Бл. Феофилакт на посл. к Тимофею, стр. 65 ( 1Тим.5:22 ): «Руки скоро не возлагай ни на когоже. Апостол дошел и до главнейшего, чем преимущественно держится церковь , т. е. до хиротонии и говорит: не скоро, т. е. не по первом и не по третьем испытании, но неоднократно и тщательно исследовав, так как это дело не безопасно». Возражения австрийцев о церкви 1) «Протопоп Аввакум» Бороздина, стр. 164, прилож.: «Еще же и архиерея Павла Коломенского епископа сам един (т. е. п. Никон ), кроме всякого поместн. собора низверже, его же из мантии обнажи и на лютая биения и наказания предаде... И за содержание древнего благочестия в срубе сожжен» (тоже Ист. р. ц. Макария 12, 146) Вот почему у нас и не было епископов: вы у нас последнего сожгли!» Разбор: Такой ответ убедительно доказывает, что общество австрийское не есть Христова церковь , ибо в Благовестн. ев., зач. 67 Мф., стр. 225, читаем: «Врата адова суть являвшиеся по временам гонители, которые прельщением низводили христиан во ад, и еретики также суть врата, ведущие во ад. Но церковь многих гонителей и многих еретиков преодолела». Старообрядцы ложно говорят, что слова о сожжении Павла Колом. принадлежат Бороздину. Последний в предисловии на 4 стр. пишет: «Во втором отделе своей книги я вновь помещаю раскольническую повесть о житии патр. Никона». Да мало ли что г. г. старообрядцы наповествуют о Никоне! За что казнили расколоучителей и как сами старообрядцы топили своих архиереев см. ст. «Гонения», стр. 80–93. 2) В ев. Марка зач. 71 и Луки 112 – говорится, что апостолы впали в неверие воскресению Христа. Разбор: Апостолы не поверили женам: «яко видевшим Его воставша не яша веры» (Марка). А воскресению апостолы поверили: «От погребальных пелен приняли слово о воскресении и прежде, чем увидели самого Христа, уже показали полную веру» (И. Злат. 8, 593). Его же 8, 580: «Когда Магдалина пришла и сказала о похищении тела Иисусова, ученики, выслушав ее, поспешно приходят ко гробу и видят лежащие пелены; а это было знаком воскресения... Но для чего отдельно лежат пелены и отдельно – плат свитый? Для того, чтобы ты знал, что это сделано без торопливости без смущения (как доказательство того, что тело Господа не украдено), так как отдельно положено одно, и отдельно положено и свито другое».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Мы поклоняемся Богу. Если вы считаете, что изображать Бога нельзя, то тем самым не верите, что Он воплотился, был видим и осязаем. Короче говоря, " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины " (Ин.1:14). Смысл ветхозаветного запрета состоял в том, что Бога никто в те времена не видел, поскольку Он ещё не воплотился. С очевидностью это вытекает из книги Второзакония: " Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира " (Втор.4:15-16). //3. Называют себя отцами Апостолы называли себя отцами, поскольку к христанам обращались как к чадам: Апостол Иоанн Богослов: " Дети мои! сие пишу вам... " (1Ин.2:1) Апостол Павел: " Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал.4:19). Подумайте сами, кто прав: вы или апостолы. И если апостолы, то почему... М.б., вы и своего кровного отца отцом не называете? //4. крестятся от лба (где это вообще взяли) При чём здесь это? //5. Отпевают грехи смертным (вообще абсурд) Абсурд говорить " Отпевают грехи смертным " как с точки зрения русского языка, так и смысла. Что вы имели в виду? //6. Ставят свечки (смешно) кому за упокой ... Вновь нет конкретной претензии. //И при этом серебролюбивы .... Увы, Церковь есть корабль спасения, а не только прибежище тех, кто уже спасся. Представляете, Иуда был в окружении Иисуса Христа! Вот он Его компрометировал! //и еще много чего мог написать Вот почему я не православный а Христианин и придерживаюсь учения Христа по Библии... Вы придерживаетесь карикатуры на учение Христа. Истинное учение сохранили мы, поскольку мы в Церкви, которая есть " столп и утверждение истины " (1Тим.3:15), и " врата ада не одолеют ее " (Мф.16:18). //А их учение это прямая дорога в Ад... Всё с точностью до наоборот. //ну не как не соответствует Библии Читайте Библию внимательнее (примеры см. выше). //И при этом Они уча этому не боятся Бога ..Видимо Бог закрыл им глаза и уши..Да простит их Бог

http://pravoslavie.ru/49159.html

Церковь являет собою тайну единения Спасителя с Его Церковью («Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» – Еф.5:32 ). Апостол Павел изображает это единение в традиционном и наглядном образе Церкви как Тела Христова (Рим.; 1Кор.; Еф.; Кол.). Спасительные Божии замыслы, или «тайны», в Новом Завете реализуются в Церкви, которая, таким образом, сама становится «видимым таинством» Божиим. В этом «видимом таинстве», в Церкви, происходит «наше освящение» во Христе ( 1Кор.1:30 ). Христом, воплощенной «тайной Божией» ( 1Кор.2:1 – см. критический греческий текст), определяется вся жизнь христианина как «таинство веры», «великая благочестия тайна» ( 1Тим.3:9,16 ). Но если освящающий Христос невидимо, тайно присутствует в Церкви, с которой Он, более того, составляет единое целое («Тело»), то и ей, Церкви, тем самым принадлежит действие освящения, совершаемое через церковные священнодействия, названные впоследствии «таинствами» (μυστρια-sacramenta). Это освящение человека и природных элементов (воды, хлеба, вина и в принципе любого вещества, используемого в священнодействии) предваряет эсхатологическое преображение всего мира. Разумеется, ограничение таинств числом семь, принятое в XII веке, имеет к библейскому богословию косвенное, формальное отношение. Такое ограничение исходит просто из библейской символики числа семь как числа, указывающего на совершенство и полноту. Поэтому с точки зрения библейского богословия давний межконфессиональный спор о том, какое церковное священнодействие считать таинством, а какое не считать таковым, представляется малосодержательным. Это проблема не библейского богословия, а каноники и верности церковному Преданию. Семь таинств По сути дела, вся харизматическая жизнь Церкви как Тела Христова есть таинство в библейском смысле. Если все же говорить о традиционных церковных таинствах, то они находят себе формальное обоснование в следующих, наиболее примечательных с этой точки зрения, текстах Нового Завета: Таинство Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010