655 Читанных в Киевской Духовной Академии Инспектором и Профессором Архимандритом Леонтием, – ныне Митрополитом Московским (1852–57). 656 Так как Господь вся содела Себе ради, – для славы имени своего, – и след. общее и главное назначение всего сотворенного – есть то, чтобы возвещать славу Божию своим бытием и своею жизнью и в этом находить себе источник благобытия: то и назначение человека есть тоже самое, – возвещение славы Божией, – и соединенное с тем блаженство, как видно это и из того, что явление в мир Сына Божия, пришедшего направить человека к цели бытия его, первее всего провозвестило славу в вышних Богу ( Лк.2:14 ), воспетую на земле ликами Ангелов. – Каждая тварь должна своим образом возвещать собою славу Божию так, как ей определила воля Божия сообразно с достоинством природы ее; воля Божия касательно нас – человеков есть святость наша ( 1Сол.4:3 ), – следов., говоря определеннее, назначение человека есть – быть святым во славу Божию, для блаженства в Боге. 657 В статьях, имеющих быть посвященными частным вопросам, которые составляют предмет спора между нами и старообрядцами, мы предполагаем задачею себе не подробное исследование вопросов, чт сделано уже прежде нас, а только дополнения и поправки к существующим исследованиям. Если будем при этом несколько повторять старое, то – для удовлетворения необходимому требованию ясности и связности речи. 661 Все древние отцы до Иоанна Дамаскина включительно († между 750–780 годами), которые, говоря о значении креста, прямо указывают место тела, на котором оно полагается, называют этим местом чело, см. свод речей отцов о знамении креста в сочинении Иакова Гретзера (Gretserus) De sancta cruce (три тома, Batisbonae, 1734i, Tom. I, lib. IV, а менее полный у Свицера в Словаре (Thesaurus ecclesiast.) под сл. σταυρς. У некоторых отцов читаются нарочитые речи о том, почему знамение креста полагается именно на челе, напр. у Киприана Карфагенского в сочинении и Do unitate ecclesiae (по-другому надписанию: De simplicitate praelatorum), у Августина в отрывке слова 27-го на слова апостола в послании к ( Гал.6 ), у Иоанна Златоустог о в слове или трактате против Иудеев и язычников, что Христос есть Бог, у Иоанна Дамаскина в Точном изложении православной веры, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. сладость 9–11. С мыслью о Господе, всегдашнем своём помощнике и заступнике, псалмопевец не только далёк от малодушия в постигших его несчастьях, но и в виду, угрожающей смертной опасности изрекает, в сердечной радости, слова и песни благодарности и славословя Господу. – При этом, и самое тело его разделяет торжество души, в твёрдом уповании ( вселитс на ср. Пс.4:9 примеч.), что Господь, если и попустит ему умереть, то не оставит души его во аде (см. Пс.6:6 прим.) и телу Своего праведника ( прпбном) не даст подвергнуться тлению, но укажет ему путь жизни, т. е. возведёт его к жизни и притом новой, совершеннейшей, где он, в постоянном созерцании Господа (пред лицем, греч. с лицемъ твоимъ), найдёт «полноту радостей» (гр.-слав.=сполниши м и будет наслаждаться уготованным Его силою вечным блаженством ( сладость въ десниц твоей въ конецъ.). Такие надежды Давида, по изъяснению Апостолов, не могут вполне относиться к нему самому, так как Он и умер и погребён ( Деян.2:29 ) и след. увидел тление ( – 13:36), но во всей своей силе исполнились на Христе Спасителе, который, по человечеству своему вкусив телесную смерть и сошедши душою во ад, не остался во аде, и телом Своим погребенный во гробе, не подвергся тлению, но силою Божества Своего в 3-й день воскрес из мертвых, воспел в новую блаженную жизнь и по человеческой своей природе пребывает в вечной славе с Богом Отцом ( – 2:31–33; 13:34: – 37; Евр.1:3 : Филип.2:8–11 ). Но чрез Христа Спасителя надежды Давида исполнились и на этом последнем, так как Христос Своим воскресением освободил и его вместе с другими праведниками от вечной смерти и возвёл с собою души их из ада (ср. 1Петр 3:19 ), телом же своим он воскреснет во всеобщее воскресение ( Ин.5:28–29 ; 1Сол. 4:16–17 ; Рим. 8:11 ) для блаженства ( Мф.25:34. 46 ; Апок. 21:3–4 ) во всегдашнем лицезрении Божием ( 1Ин.3:2 ; Апок. 22:3–5 ). Возрадовас зыкъ мой, букв.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вси держащиися ея (т. е. книги закона) в живот внидут: оставившии же ю, умрут (1 ст.) – более подобное раскрытие этой мысли см. в Лев. 18:5 ; Гал. 3:18 ; Втор. 28 гл. и 30:15–20. – Обратися Иакове и имися ея, ходи к сиянию прямо света ея (2 ст.) – обратись к ней, Израиль, держись её и иди к светлости по указанию света её: это обращение пр. Варуха к Иакову по значению своему совершенно тождественно с обращением пр. Исаии к дому Иаковлеву: и ныне доме Иаковь, приидите, пойдем светом Господним ( Ис. 2:5 ). Ходи к сиянию, т. е иди, стремись к своему светлому, славному назначению – быть царством священников и народом святым ( Исх. 19:6 ). – Прямо света ея (т. е. книги закона или повелений Божиих. – ср. 1 ст.), то же, что – светом Господним, иначе под руководством того Божественного света, который сияет в заповедях закона Божия. – Не даждь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему (3 ст.) – не допусти того, чтобы то, что составляет славу твою и что служит для пользы твоей, досталось чужому народу. Все блага, как временные земные, так и вечные духовные обещаны были Израилю под условием верности его закону Божию ( Втор. 28:1–14 ), и в случае отступления его от завета с Богом блага эти имели перейти (и перешли уже – Мф. 21:43 ; Деян. 13:46 ) к другим народам ( Втор. 28:30–33, 43–52 ; Ис. 65:1–2, 13–16 ). Таким образом от самого Израиля зависело удержать за собою эти блага или же уступить другим; в виду этого пророк и говорит ему: не даждь иному славы твоея... (3 ст.): – Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть (4 ст.) – блаженны, счастливы мы, Израиль, тем, что угодное Богу нам известно, или иначе – знаем, что есть воля Божия (ср. Иер. 9:24 ; 1Сол. 4:3–6 ; Рим. 12:2 ; Еф. 5:17 ). Что угодно Богу, или иначе – воля Божия открыта была Израилю в заповедях закона, данного на Синае, и раскрыта потом устною проповедью и в письменах пророков. В этом состояло величайшее преимущество Израиля пред всеми другими народами (ср. Рим. 3:1–2 ), а вместе и высочайшее счастье его, потому что, если бы он пожелал устроить жизнь свою согласно с волей Божией, которую знал из закона, то был бы действительно блажен ( Пс. 1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

32 . Сказывали об авве Пимене: когда он хотел идти в церковь , садился особо, около часа рассматривал свои мысли и потом выходил из кельи. 33 . Один брат спросил авву Пимена: «Я получил наследство; что мне с ним делать?» Старец говорит ему: «Ступай и приди ко мне через три дня; тогда скажу тебе». Брат пришел в назначенное время и старец сказал ему: «Что сказать тебе, брат? Если скажу тебе: «Отдай свое наследство в братскую трапезу», – там делают вечери. Если скажу: «Отдай родственникам», – за это не получишь никакой награды. Если же скажу: «Отдай нищим», – ты оставишь это без внимания. Итак, делай что хочешь. Мне до этого дела нет». 34 . Другой брат спросил его: «Что значит не воздавать зла за зло (см.: 1Пет.3:9 , 1Сол.5:15 )?» Старец сказал: «Эта страсть обнаруживается четверояким образом: во-первых – в сердце, во-вторых – в глазах, в-третьих – на языке, а в-четвертых – в самом делании зла за зло. Если можешь очистить свое сердце, то зло не обнаруживается во взорах; если же обнаружится во взорах, то берегись, чтобы не высказать зла; если же выскажешь, то скорее подави страсть, чтобы не сделать зла за зло». 35 . Авва Пимен говорил: «Хранение себя, внимание к самому себе и рассудительность – вот три добродетели – путеводительницы души». 36 . Он же говорил: «Повергаться пред Богом, смиряться и отвергаться своей воли – вот работные орудия души!» 37 . Говорил также: «С каким бы трудом ни боролся ты, победа над ним – молчание». 38 . Еще говорил: «Всякое греховное успокоение тела есть мерзость перед Господом». 39 . Еще говорил: «Кто плачет о грехах своих, тот делает вдвое: он и работает, и стоит на своей страже». 40 . Еще говорил: «Если придет тебе мысль о нужных потребностях тела, и ты исполнишь ее однажды, и придет в другой раз, и опять исполнишь, то если придет в третий раз, не внимай ей, ибо она пустая». 41 . Авва Пимен сказывал, что один брат спросил авву Алония: «Что значит уничижать себя?» Старец отвечал: «Ставить себя ниже бессловесных и знать, что они не подлежат осуждению».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божьей, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием... ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа... Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» ( 1Кор.1:4,5,7, 9 ). «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» ( 2Кор.1:3 ). «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа... в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении...» ( Еф.1:3–5, 7–8 ). «Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших... потому что наше благовество- вание у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением...» ( 1Сол.1:2–10 ; см. также Флп.1:3–11 ; Кол.1:3–8 ; 2Сол.1:3–12 ; Флм.4–7 ). Этот простой перечень приветствий в Посланиях апостола Павла чрезвычайно показателен для характеристики «богословия» апостола, в котором центральное место занимает тайна Христа. Естественно, что Павел говорит о «Боге», придерживаясь монотеистического еврейского предания: «Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет другого Бога, кроме Единого» ( 1Кор.8:4 ; см. Рим.3:30 ). Но неизбежно единство Бога раскрывается в великом спасительном видении общего действия Бога и Господа Иисуса Христа: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им» ( 1Кор.8:6 ). «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф.4:5–6 ). В Новом Завете было бы тщетным и бесплодным стараться отделить еврейский монотеизм от проповеди Господа Иисуса. Ветхозаветный Бог ныне открывается как Отец Иисуса Христа в излиянии Духа усыновления. Такова динамика мысли апостола Павла, его веры, его служения, его писаний. Богоотцовство является пределом и конечным итогом Откровения Духа. Непринятие Духа отдаляет от человека и Отца. И тогда Бог открывается не как любящий Отец, а как трансцендентный Судья, тогда возникает тема Божественного гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Во второе свое благовестническое путешествие апостол Павел встретил Тимофея, о котором свидетельствовали братия... в Листре и Иконии ( Деян. 16, 2 ). Нелицемерной верой отличались еще бабка Тимофея Лойда и мать его Евника (см.: 2Тим. 1, 5 ). Для нас особенно важно, что под руководством своей благочестивой матери Тимофей еще измлада узнал Священные Писания (см.: 2Тим. 3, 15 ), которые, следовательно, всегда входили в круг его ближайших интересов. Уже с самого начала сотрудничества Тимофея мы видим, что апостол Павел привлекает его к участию в своем благовестническом служении. В Афинах узнает апостол Павел о скорбях христиан солунских и посылает к ним своего брата и служителя Божия и сотрудника своего в благовествовании Христовом Тимофея, чтобы он утвердил их и утешил (см.: 1Сол. 3, 1–2 ). Павел был уже в Коринфе, когда возвратился к нему Тимофей ( Деян. 18, 5 ) и принес ему добрую весть о вере и любви солунян ( 1Сол. 3, 6 ). Вскоре апостол Павел пишет солунянам свое Первое послание и пишет его не от своего только лица, но и от лица Силуана и Тимофея (см.: 1Сол. 1, 1 ). Через некоторое время, узнав о том, что солунян волнует вопрос о времени Второго Пришествия, апостол Павел пишет им по этому вопросу другое послание. В первой же строке Второго послания к Солунянам мы видим опять имена Силуана и Тимофея (см.: 2Сол. 1, 1 ). Во время третьего своего благовестнического путешествия апостол Павел так же пользовался сотрудничеством Тимофея. Долгое время занимаясь делом проповеди в Ефесе, апостол Павел посылает Тимофея в Македонию ( Деян. 19, 22 ) и в Коринф. Я послал, – пишет апостол Павел коринфянам, – к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви ( 1Кор. 4, 17 ). Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром ( 1Кор. 16, 10–11 ). Оставив Ефес после возмущения язычников во главе с Димитрием среброковачом, апостол Павел отправился в Македонию, откуда пишет Второе послание к Коринфянам и в начале этого послания ставит рядом со своим именем имя Тимофея (см.: 2Кор. 1, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Вы знаете, – пишет он к солунянам, – как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли ( 1Сол.2:11–12 . – Здесь и далее выделено авт.); подобно тому как доилица греет свое чадо, так и мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы сделались для нас возлюбленными ( 1Сол.2:7–8 ). И подобных выражений пастырской любви немало и в других посланиях (см.: 2Кор.6:11–12; 12:14–15 ; Гал.4:19 ; Флп.1:8; 4:1 , 1Сол.2:19 и пр.), и всякий истинный пастырь всецело живет любовью к пастве. Например, св. Иоанн Златоуст в таких ярких словах описывает свои чувства к пастве перед первым изгнанием из Константинополя и после возвращения его: «Где я, там и вы; где вы, там и я: мы – одно тело; тело от головы, и голова от тела не отделяются»; хотя бы разделяло нас друг от друга пространство, «но соединены любовию, и самая смерть не может разлучить» меня с вами; пусть умрет мое тело, душа моя жива и помнит о вас, «вы мне сограждане, вы мне братья, вы мне дети, вы мне члены, вы мне тело, вы мне свет» (III, 446); «Вы мне отцы, вы мне мать, вы мне жизнь, вы мне друзья; если вы преуспеваете, я буду радоваться. Вы мой венец и мое богатство; вы мое сокровище. Тысячу раз готов я принести себя в жертву за вас... Моя любовь к вам, (то есть) именно, что я все делаю для вашего преуспяния... Вот в чем причина моих бедствий, и этого достаточно мне для получения венца» (III, 451–452). «Я не могу быть отцом и не плакать; я – нежно любящий отец... Если бы можно было видеть жар внутри души моей, то ты увидел бы, что я сгораю от него более всякой жены или девы, подвергшейся преждевременному сиротству. Не столько жена плачет о своем муже, или мать о сыне, сколько я о всех вас вообще» (XII, 195). «Я желал бы, если возможно, самым взором высказать ту любовь, какую питаю к вам... Для меня нет ничего дороже вас, – не дороже даже и этот свет. Тысячи раз я желал бы сам лишиться зрения; если бы через это можно было обратить ваши души, – так спасение ваше приятнее для меня самого света.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ответ. Посему тот, кому поручено заботиться о всех, будучи обязан дать отчет за каждого, так и должен располагать себя, зная, что если один из братий впадет в грех потому, что он ему не сказал предварительно оправданий Божиих, или впадши в грех , пребывает в нем, не наученный, как исправиться, то кровь брата от рук его взыщется, как написано (см. Иезек.33, 8), и особливо, если не по неведению оставит он без внимания что-либо угодное Богу, но из ласкательства потворствуя порокам каждого, ослабит строгие правила жизни. Ибо сказано: «вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» ( Ис. 3, 12 ); «смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение» ( Гал.5, 10 ). Посему и нам, чтобы не подпасть сему, надобно в беседе с братиями следовать апостольскому правилу: " никогда, – говорит, – не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» ( 1Сол. 2, 5–6 ). Поэтому, кто чист от этих страстей, тот, может быть, поведет путем безопасным, с наградою для себя и ко спасению последующих ему. Ибо кто не ради каких-нибудь почестей от людей, не из желания нравиться и угождать (почему избегает даже случая оскорблять согрешающих), но действительно из любви приступает к делу, тот, ни в чем не решаясь искажать истину, с дерзновением простирает к ним неподдельное и искреннее слово, почему идет к нему и то, что далее сказано у апостола: «но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» ( 1Сол. 2, 7–8 ). А кто не таков, тот – слепой путеводитель, и сам падающий стремглав, и других влекущий за собою. Из сказанного можно уже видеть, сколько худо из путеуказателя стать для брата причиною скитания по ложным путям. Но это служит вместе знаком неисполнения и заповеди о любви, потому что ни один отец не смотрит равнодушно на свое детище, готовое упасть в ров, и не оставляет в этом падении уже падшего. А сколько ужаснее оставить в погибели душу, низринувшуюся во глубину зол, нужно ли о том и говорить? Посему настоятель обязан братии бдеть о душах их и пещись о спасении каждаго, как повинный дать о них отчет, и пещись настолько, чтобы показывать свое тщание о них даже до смерти – не только по общему для всех закону Господню о любви, «если кто положит душу свою за друзей своих» ( Иоан.15, 13 ), но и по особенному закону сказавшего: «восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» ( 1Сол. 2, 8 ). Вопрос 26. О том, что надобно все, даже и тайны сердечные открывать настоятелю

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Предисловие а) Надпись и приветствие (1Сол.1, 1) 1Сол.1:1 .  Павел и Силуан и Тимофей, церкви Солунстей о Бозе Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Древние начинали свои письма не по-нашему. Мы, обычно, ставим в начале только имя того, к кому пишем, благожелания же и свое имя относим к концу. У них же все сии неизбежные принадлежности писем означались в начале. Сему обычаю следовали и святые Апостолы. Ему же следует и святой Павел как во всех, так и в настоящем послании. Только все у него другим духом исполнено. Все пишется и благожелается о Боге и Господе, и от Бога и Господа. Как он жил в Них, то Их именем и освещает все свои дела и отношения. В частных чертах надписей и приветствий святой Павел не следовал одной установленной форме, а действовал в сем с полною свободою, как находил лучшим, по требованию обстоятельств или по внушению руководившего его во всем Духа Божия. При всем том, однако ж, в иных случаях, можно думать, были и причины, заставлявшие его написать так, а не иначе. Так в настоящем послании святой Павел ставит при себе Силуана и Тимофея, потому что они были сотрудниками его, известными Солунской Церкви. Сотрудников в деле выставляет соучастниками и в послании, потому что хоть он один изрекал слово, но оно составлено на основании сведений, доставленных Силою и Тимофеем. К тому же Силуан и Тимофей там были лично, учили, делали распоряжения. Ставя их наряду с собою, Апостол дает вес всему, что ими там сказано и сделано, дает мысль, что все то должно быть принято, как бы было сказано и сделано им самим, утверждает то своею апостольскою властию. И для целей послания это не бесполезно было. Солунянам все три лица стали любезны и дороги, все трое – как бы одними устами одно преподали им спасительное Евангелие. Как они устно вместе проповедовали Христа, прилично было и письменному слову идти от всех, как удостоверению в продолжающемся единении между ними, свидетельствующем о нерушимом единстве и твердости предложенного ими учения, исшедшего единым из двух и трех уст (см.: Мф. 18, 16, 20 ) и доселе в трех свидетелях пребывающего неизменным ( 2Кор. 13, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Второе славное пришествие Христово будет сопровождаться воскресением мертвых, Страшным Судом и преображением мира. Воскресение мертвых есть то действие всемогущества Божия, посредством которого умершее и разрушившееся тело оживет и соединится с душою в той личности человеческой, какая некогда была в здешней жизни. О воскресении мертвых многократно говорит Священное Писание. Особенно ясно возвестил об этом Спаситель в своей беседе с неверующими иудеями: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Мф.5:28-29 ). Апостол Павел в послании к коринфянам учит: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор.15:12-14:18-22 ). Так же он учит и в послании к фессалоникийцам: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Сол.4:13-17 ). Всех тех, кого второе пришествие Господа Иисуса Христа застанет в живых, тела изменятся во образ воскресших, не претерпев смерти (см. 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:51 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010