– «А тем внешним» и пр.: позднее, в апостольских писаниях, под именем внешних разумеются нехристиане ( 1Кор.5:12 ; Кол.4:5 ; 1Сол.4:12 ; 1Тим.3:7 ); у евреев (по Талмуду) внешними назывались неиудеи, а также неученые, не посвященные в тайны знания, простой невежественный народ. Здесь, по противоположности со словом «вам», это выражение означает тех, которые стоят вне небольшого круга ближайших учеников Христовых, т. е. весь простой народ, не посвященный в тайны Царства Божия. – «Все бывает в притчах» (у ев. Матфея: «им не дано», т. е. знать тайны Царства Божия): они не способны еще понимать учение о тайнах Царства Божия в его чистом, более возвышенном и духовном виде, без покрова доступного им внешнего образа; им «все» учение о сем предлагается и предлагаться должно еще в притчах. – «Так, что они» и пр.: см. прим. к Мф.13:13–15 . У ев. Марка выражено короче, нагляднее и сильнее, чем у ев. Матфея, но то же самое. Мк.4:13 . «Не понимаете этой притчи? Как же» и пр.? Эта притча о сеятеле и семени служит как бы основой следующих притчей о Царстве Божием и по времени произнесения, как первая в ряду сих притчей, и по важности ее, и притом по-видимому она проще и яснее других. Если ученики и ее не понимали, то еще труднее было им понять следующие за ней; разъяснением же ее давался им ключ к верному открытию смысла и следующих притчей. Это, впрочем, не слова укоризны ученикам за непонимание речи Христовой, а оборот речи, имеющий целью обратить их внимание особенное на важность как этой притчи, так и последующих. Им, будущим проповедникам Евангелия и учителям вселенной, надобно яснее понимать тайны Царствия Божия и в притчах и без притчей. Если же теперь они не разумеют смысла этой притчи, основной по содержанию и более простой по изложению, как же они поймут смысл всех притчей, между которыми могут быть (и есть) более трудные для разумения? Итак, надобно им стараться вникать в смысл притчей. Мк.4:21–23 . «И сказал им»: по сказанию ев. Матфея следующие изречения были сказаны Господом при других случаях ( Мф.5:15, 10:26 ) В пояснение сего и других подобных изречений заметим раз навсегда, что 1) евангелисты не следуют строго хронологическому порядку в своих повествованиях в отношении частных событии изречений Господа, и что 2) Господь, вероятно, повторял при разных случаях некоторые из своих изречений для того, чтобы сильнее запечатлеть их в памяти своих учеников и слушателей, причем эти изречения получали сами тот или другой оттенок в смысле и, может быть, повторялись не буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Молиться кратко, но часто Молись Богу кратко, но часто и прилежно. Не токмо молись о себе, но и о всех христианах; сие бо есть звание монашеское. МОНАХ без молитвы, как воин на брани без оружия, враг всегда на монахов нападает. Не должно убо и нам дремать, а ему противиться и противу его стоять бдением и молитвою, по увещанию Христову: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф. 26, 41 ) (1:228). Что значит непрестанная молитва Молитися должно 1) «на всякое время» ( Еф. 6, 18 ), «всегда» ( Лк. 18, 1 ), «непрестанно» ( 1Сол. 5, 17 ). Молитися же всегда и непрестанно не тое значит, чтобы всегда читать псалмы или молитвы написанныя и кланяться, сие бо невозможное дело есть; ибо надобно всякому христианину дело по званию своему делать; такожде плоть утружденная требует упокоения, сна и прочая. Но значит тое, чтобы часто, во всяком начинании и деле ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защищения. Причина тому сия есть: понеже на всякое время САТАНА с своими злыми слугами наветует нам; такожде ПЛОТЬ всегда похотствует на дух, – которым врагам сами противитися не можем; того ради должно молитвою и от той помощию Божиею противу их вооружаться, стоять и крепиться (3:104). Всякое время удобно для молитвы Всякое время к молитве удобное есть, день и нощь, утро и вечер, полдень и полночь. К человеку с прошением не всегда можно приступать, понеже или нуждами, или немощию, или сном, или иным чим занят бывает, а ко Богу не тако, но всегда, и всякое время свободное есть; всегда двери отверсты нам, когда хощем приступать к Нему, пока в сем веце живем; всегда готов слушать прошение наше ( Мф. 7, 7–8 ; Ис. 65, 24 ); всегда готов, яко благ, благодать «подать просящим» ( Лк. 11, 13 ) (2:325). «Погибает тое время, день, час и минута, в которое Господь от нас не благословляется» (4:391). Бог всегда слышит молитвы К Богу всегда приступ удобен, отверсты двери, только бы «смиренно и сокрушенно было сердце». До царя земнаго неудобно приступаем с прошением, а к Царю небесному без всякаго задержания всегда приходить можем, когда хочем; не надобно никого о докладе просить: прямо иди, приступай с надеждою (1:190) (также, 4:41; см. БОГ , 161).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

(Hor. Od. 3, 1, 1.) Это было одной из главных причин, погубивших древний мир. Христианство высоко поставило всякий честный труд, освятило его, объявило условием нравственного совершенствования, признало добродетелью, благословило и труд, и труженика и этим обновило и преобразило жизнь человечества. Сам Иисус Христос жил трудами плотника; апостолы трудились, по их собственным словам, «делая своими руками» ( 1Кор. 4:12 ), «занимались трудом и работой день и ночь» ( 2Сол. 3:8, 10–11 ; ср. 1Сол. 4:10–12 ), и один из них оставил нам вечно-памятную заповедь: «Когда мы были у вас, то завещали вам сиë: если кто не хочет трудиться, тот не ешь» ( 2Сол. 3:10 . См. Еп. Феофан. – Толк. Пос., к Кор. I-IV, 12). Вот учение христианское, которое должно быть положено в основу дела устройства домов трудолюбия. Ныне, вы знаете, как и в дни апостолов, являются превратные воззрения на труд; разумеем воззрения новых крайних экономических теорий, недалекие от древнего издохшего язычества, чуждые религиозно-нравственного начала и даже прямо враждебные ему, рассматривающие труд не как условие нравственного совершенствования, – что видим в приведенных словах апостола, – не как нравственную обязанность разумного существа, но как особого рода право, принудительно требуемое у общества с дальнейшими и крайними выводами, приводящими в конце к тому же древнему подавлению личной свободы, хотя и во имя свободы, и к полному разложению общества, хотя и во имя общества 111 ... Начиная дело молитвой и благословением Церкви, устроители дома трудолюбия тем самым исповедуют свою веру в слово Божественного писания: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» ( Пс. 126:1 ). Да будет же над этим созидаемым домом, над домом трудолюбия, благословение Господа! Любовь христианская вызвала его к существованию и устроила его; любовь же не может не видеть, что устроено далеко не все, положено только начало. Пусть растет и ширится, и крепнет, и благоустрояется святое дело любви! Пусть в общем труде при доме трудолюбия истинно по-христиански соединятся и труждающиеся во имя любви к ближнему благотворители – устроители его, и труждающиеся работники-бедняки, которые здесь найдут честный заработок и спасение от тунеядства и нищенства, – и всем им, по словам молитвы церковной, да благословит Господь их входы и исходы, деяния, дела, словеса и помышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Выше мы неоднократно пытались раскрыть понятие веры (см. том 1, III, 3) и убедились, что оно весьма многогранно: здесь и вера как рассудочное убеждение в духе ( Евр.11:6 ,) здесь и вера как доверие к Богу. Однако, как выше, так и здесь, уместно высказать как непреложную истину, что, говоря о вере спасающей, оправдывающей и т. д., апостол Павел имел в виду только веру, действующую любовью ( Гал.5:6 ), ибо без любви вера не спасает, даже если достигает такой силы, что и горы может переставлять ( 1Кор.13:2 ). Только вера, оплодотворенная любовью, ею пронизанная и напоенная, может овладеть душой настолько, чтобы человек имел в себе дух Христов ( Рим.8:9 ), чтобы имел «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Любовь, по св. апостолу, «есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ), и если он говорит чаще о вере, чем о любви, то отчасти потому, что вера в Бога есть необходимое условие достижения любви к Нему, первая ступень, без которой нельзя взойти на последующие, потому, что вера есть обязательный элемент уже достигнутой и живущей в душе любви. Главная же причина безоговорочного применения апостолом понятия веры усматривается в том, что, говоря о вере, он не мыслил чего-либо иного, как веры живой, действенной, любящей и потому плодотворной. Известный католический средневековый богослов Бонавентура очень удачно определил спасающую веру следующим образом: «Fides non aliud est nisi habitus, quo intellectus noster voluntare captivatur in obsequium Christi». 182 Столь распространенный в наше время тип холодного или, еще хуже, теплохладного христианина, формально принадлежащего к Церкви, но вспоминающего о Боге и о своей принадлежности к Его Церкви только в дни семейных и общецерковных торжеств (да и то, не всегда и с большим трудом), такой тип, повторяем, был чужд первохристианской общине, и апостол только мог провидеть возможность его появления в далеком будущем и предостерегать своих духовных чад словами: «Духа не угашайте» ( 1Сол.5:19 ): в его время христиане еще пламенели духом и жили своей верой, неразрывно связанной с надеждой и любовью ( 1Кор.13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Старайся найти ее, чтоб править ею, как рулем, корабль души своей. Особенно сильно в сем случае внимание к предлежащему 9 частному случаю. Кто поспешно выяснит себе связь его с главным законом, с одной стороны, и неизбежность действовать – с другой,– тот поставляет себя как бы в каких теснотах, почему по нужде воодушевляется и напрягает силы. Уметь также найти в деле сторону, лестную для сердца, не с грехом, а невинно, образовать вкус к нему – принадлежит к числу мудрых распоряжений человека в отношении к себе. Вообще надо уговорить себя. Впрочем, как во внешних правительствах действуют иногда убеждением, а нередко и властию, заставляющею делать иное и против воли,– так можно и для воли своей и сердца человеку употреблять, кроме первого, и последнее средство. Хочешь не хочешь, приятно или неприятно, делай. На то есть воля Божия; иначе нельзя. Немножко распространилась наша ныне речь. Остальное – коротко; получите в непродолжительном времени. V Немножко я замешкался. Поспешу вам очертить последние два приема, какие употребляет христианин в делании дел своих, именно: молитву и невидение, незамечание дел своих добрых. 3) Молитва в составе дел христианских Есть молитва – одна из обязанностей христианина к Богу, и есть молитва как часть в составе истинно-христианских дел. Самонадеянный во всем полагается на себя. Христианин истинный всего ожидает от Бога, почему начинает, продолжает и оканчивает каждое дело молитвою. И вся вообще жизнь его по преимуществу есть жизнь молитвенная, как заповедует Апостол: непрестанно молитеся... Всякою молитвою и молением, молящеся во всяко время духом (ср.: 1Сол. 5, 17 ; Еф. 6, 18 ). При сем он молится ко Господу: а) о вразумлении, чтоб духом премудрости Своей внушил, что именно угодно Ему в многообразных стечениях обстоятельств (см.: Иак. 1, 5 ), как молился Ему пророк Давид: пути Твоя Господи скажи ми и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою и научи мя (ср.: Пс. 24, 4–5 ); б) молится об укреплении слабых сил своих, да Бог Господа нашего Иисуса Христа даст ему по богатству славы Своея силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеке (ср.: Еф. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Еще скажу тебе, брате мой, что пользы будет, если дать тебе правило, установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы исполнить и когда исполнить удобнее, и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не будешь замечать, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя должником пред Господом Богом и воссылать сердечные ко Господу молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету 1 . Я, брате мой, не желаю тебя иметь под законом, но под благодатью 2 . Какая польза возложить на тебя тяжкое бремя, которое может навести на тебя смущение, а враг этим воспользуется, чтобы повредить тебе, потому что он всегда вкладывает в нас мысли будто бы добрые и тем незаметно вовлекает нас во зло: ведь он живет восьмую тысячу лет – знает он, как с нами управиться. Ученик. Некоторые старцы говорят, что количество приводит к качеству, потому и назначают правило. Старец. И мы с тобой начнем сначала говорить безпрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», но ум свой отклоним от счета молитв 3 и не будем считать себя праведниками исправными, а лучше будем считать себя великими грешниками, по Апостолу, забывая, заднее простираясь же вперед ( Флп. 3, 13 ). Ученик. Опять некоторые отцы говорят, что безпрестанно молиться – это дело святых мужей и совершенных. Старец. По заповеди Господней и Апостольской необходимо всем христианам памятовать о Господе, а тем более монашествующим, как средним и совершенным, так и новоначальным, потому что слова непрестанно молитесь ( 1Сол. 5, 17 ) сказаны всем христианам. Нам надо спасение свое соделовать, не меряя на аршин, но подвизаясь в смиренномудрии. Вообще отец Александр давал келейное правило по силам каждого и сообразно с его положением, но не возлагал тяжкого бремени неудобоносимого, как сказано в Святом Евангелии (см.: Мф. 23, 4 ), не обременял ничем таким, что могло кого-либо привести в смущение и расстройство. В этом отношении отец Александр был крайне осторожен и рассудителен, вызывая даже тем самым негодование некоторых других старцев, которые называли его «баловником», хотя впоследствии сами обратились к отцу Александру и сделались его учениками 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

д) и введению новых (например, института диаконисс, о чем так много говорилось и писалось в истекшем году). По многим вопросам церковной жизни в Дидаскалии имеются очень ценные указания, например, об организации приходской общины, о положении и значение диаконисс и др. Наконец, необходимость такого перевода можете быть оправдываема и религиозно-нравственной точкой зрения. В самом деле, не лучше ли жаждущему религиозного знания дать Дидаскалию – источник с чистой водой, нежели Апостольские Постановления – источник, сознательно замутненный рукой еретика. Переводчик Апостольских Постановлений надеялся на то, что лица, пользующиеся его переводом – «долгом своим почтут держаться, при чтении его, неповрежденного наставления апостольского: вся благообразно и по чину да бывают; вся же искушающе добрая держите, от всякаго вида злаго отгребайтеся» (1Kop. 14:40; 1Сол. 5:20–21 . См. предисловие к переводу А.П. Казань 1864). Но едва ли всякий в состоянии сделать это. Продолжающаяся до сих пор в западноевропейской науке полемика относительно богословского направления Апостольских Постановлений красноречиво свидетельствует, что разобраться в богословских – тринитарных и христологических формулах, встречающихся в Апостольских Постановлениях, не легко даже для ученых с обширной богословской эрудицией. Руководясь изложенными соображениями, мы решаемся предложить вниманию русской православной церкви и богословской науки перевод Дидаскалии на русский язык, сделанный нами с немецкого издания Flemming " a: «Die Syrisehe Didascalia» (Leipz. 1904). В основу его положен сирийский текст Дидаскалии, изданный Лагардом по Codex " y Sangermanensis, (Lagarde. Didascalia Apostolorum Syriace. Lipsiae. 1854). Кроме того, Flemming пользуется: 1) сирийским текстом – а) по Codex " y Harrisianus, изданному Gibson; b) по Codex’y Cantabrigiensis, находящемуся в библиотеке Кембриджского Университета и с) по Codex " y Lagardianus – в библиотеке Геттингенского Университета 80); 2) латинским текстом по изданию Hauler " а и 3) греческим текстом Апостольских Постановлений в издании Лагарда (P.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Читается 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже» и поется канон. При каноне, обыкновенно, поют припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». По 3-й песни канона и малой ектении об упокоении, поется седален: «Воистину суета всяческая», а по 6-й песни канона и после малой ектении поется кондак: «Со святыми упокой», и икос: «Сам един еси безсмертный». По 9-й песни канона и малой ектении поются, на 8-мь гласов, восемь самогласных стихир: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна», в которых изображается скоротечность жизни и тленность земных благ. Затем, как противоположность временному и тленному, возвещается о вечном блаженстве праведных – в «Блаженнах», т. е. изречениях Господа о разных видах блаженства. После Блаженн и после пения прокимна читают Апостол ( 1Сол.4:12–17 ) и после пения Аллилуиа читают Евангелие ( Ин.5:25–30 ), которые возвещают нам о будущем воскресении мертвых. После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже». После этой ектении священник произносит вслух не только возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот», но и всю самую молитву: «Боже духов», предшествующую этому возгласу. В Требнике сказано: «И по исполнении сего (ектении) глаголет первый от священников, или архиерей прилучився, молитву: «Боже духов», велегласно, пришед близ умершаго. Такожде и настоящии священницы вси. Ведомо же буди, яко глаголему коемуждо прошению от диакона, во елико глаголется прошение от пего, глаголет вышереченную молитву кийждо священник, по чину своему, тайно, близ умершаго, и возглашает: «Яко Ты еси воскресение и живот». Ныне же от первого священника, или архиерея, глаголется велегласно молитва: «Боже духов», якоже выше речеся. По возгласе бывает «целование» (Требн., послед. погребен. мирских человек). Последнее целование или прощание с умершим совершается при пении стихир: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему», в которых говорится о разлучении его с нами и с тем вместе выражается от лица умершего прошение: «Прошу всех и молю, непрестанно о мне молитися Христу Богу, да не низведен буду, по грехом моим, на место мучения: но да вчинит мя, идеже свет животный». (Послед. стихира). За пением стихир следуют молитвословия, составляющие литию за усопших, после которой бывает отпуст (Требн.), и диакон молит Господа, чтобы Он, «во блаженном успении подал вечный покой усопшему рабу н чтобы сотворил ему вечную память» (Тип., гл. 14). Архиерей, или иерей, сам произносит трижды: «Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне брате наш». Затем певцы поют: «Вечная память». Симеон Солунский говорит, что возглашение это означает то, что отошедшие сочетались со Святыми и удостоены наследия их (см. выше, литию. Симеон Солун., в Разгов. о священнодейств., § 533). Затем сказано в Требнике: «Архиерей, аще приключится тамо быти, или иерей чтет молитву прощальную велегласно» (Послед. погреб, мирск. челов.). Молитва находится в Требнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Владыке Вы можете все это прочитать или рассказать, но другим (отцу Стефану и другим) – никакоже. Скрывайте это от них, как тайну, иначе враг все разрушит. Если Вы теперь уразумеете то, чему нас учит отец Силуан, то это будет для Вас великая польза, и я буду радоваться за Вас. Что же собственно надо уразуметь? А вот что. Быть послушником, отсекать свою волю пред другим – это значит свою ношу и заботу отдать другому, сделаться как бы нахлебником, избавиться духовно от черной работы думать о вещах мира сего. Вам представляется полная свобода заниматься постоянным богомыслием и молитвою «без гнева и размышлений», так как дело, если оно делается за послушание, а не по пристрастию, не разоряет душевного мира, а созидает его. И если при этом оно очень простое (например, копать землю, рубить дрова, варить пищу и тому подобное), то не мешает творить молитву и во время самой работы. Вот почему истинные монахи предпочитают простую работу. В Ваших условиях могут быть еще некоторые особенности, которые не разрешаются сказанным, но это видно будет потом, а покамест так будем думать и делать [...] Письмо 2. О благодати и душевном-духовном О неприметном действии благодати. О служении литургии. О жестком ложе. О различии между «душевным» и «плотским» Афон, 3 (16) декабря 1932 г. 234 [...] Думаю, нет теперь в этом никакой нужды – то есть указывать Вам на моменты, когда Божия благодать была с Вами. Важнее Вам обратить внимание на другое, а именно: и моя ошибка, и Ваша состоит в том, что Вам лучше ЗАБЫТЬ о благодати, а не следить так внимательно за ее действиями. Вы не можете еще смиряться должным образом, поэтому Вам ОЩУТИМО и не дает Господь ее. Я, помнится, писал Вам в одном из первых писем, чтобы Вы не наблюдали за ее приходами и уходами, ибо, по слову Господа, Царствие Божие не приходит с наблюдением (см. Лк.17:20 ). Лучше почитать себя недостойным благодати. Что же до слов преподобного Макария Египетского (приводимых Вами в письме): «Трезвенно внимая умом, ожидать, когда Бог придет и посетит душу» 235 ... Вы это к себе не прилагайте в том смысле, как Вы это делаете, но осмелюсь предложить Вам прилагать их к себе в следующих пределах, границах. Когда дурной помысл или страсть Вас боронит, то Вы должны молиться Богу, ожидая от Него помощи в брани или избавления от помысла и тому подобное. Когда сия помощь или избавление пришло – а уж большего (и вообще «ничего особенного») не будем ждать. Не ждите «ничего особенного» – взывайте к Богу, иногда с воплем душевным, иногда в молчании ума – прилепившись к Богу. Это наш долг, по заповеди: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Часть первая историческая (1Сол.1, 2–3, 13) В первой части послания святой Павел воспоминает все исторические события, касающиеся солунян с тех пор, как он получил вход к ним, до времени, в которое пишет послание, для того, чтоб указанием во всем перста Божия укоренить в них убеждение в том, что вера, принятая ими, имеет осязательную печать Божественности, и тем еще более воодушевить их – стоять твердо в ней, несмотря на скорби и лишения. Этого достигает он изображением – 1) светлого состояния Солунской Церкви – самой в себе, в отношении Бога к ней и в отношении ее ко всем другим ( 1Сол.1, 2–10 ); 2) своего у них пребывания, запечатленного высоким нравственным характером, ими самими признанным ( 1Сол.2, 11–16 ); 3) и своих о них отечески-сердечных забот ( 1Сол.2, 17–3, 13 ). 1. Светлое состояние солунской церкви в духовном отношении (1Сол.1, 2–10) Светлое благодатно-христианское состояние солунян изображает Апостол указанием б) совершенства в них основных христианских добродетелей ( 1Сол.1:3 ); в) Божия к ним благоволения, явленного в избрании их ( 1Сол.1:4–7 ); г)в благотворном действии славы их обращения и веры на всех других христиан ( 1Сол.1:8–10 ). Воспоминая о всем этом, святой Павел а) изъявляет свои благодарные к Богу чувства ( 1Сол.1:2 ), относя к Нему все добро, виденное им в солунянах; так что содержание сей главы можно выразить так: а) Радостное благодарение Богу за проявление благодатно-христианской жизни в солунянах (1Сол.1, 2) 1Сол.1:2 .  Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших. Получив от святого Тимофея приятные известия о солунянах, святой Павел обрадован был тем ( 1Сол.3, 9 ) и в радости благодарит Бога за все добро, которым угодно Ему было наделить солунян. С первого слова возводит он их ум к Богу и, указывая в Нем совершителя их преуспеяния, внушает, что они Божий и дело веры их есть дело Божие. Все почти послания святой Павел начинает благодарением, иные почти теми же словами ( Рим. 1, 8–9 ; Еф. 1, 16 ; 2Сол. 1, 3 ; 2Тим. 1, 3 ); однако ж это не простой оборот речи, не дело обычая, а выражение действительных чувств, коими полна была душа (см.: 1Сол.1:3, 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010