Стих 8. πεισμον – убеждение. Это слово встречается у Игн. Богон. в посл. к Рим.3 гл.; у Иустина муч. в «Апологии» 1:53, 87; Епифания, – «Ереси» 30, 12; Злат. Толков. на 1Сол.1:3 . Употребляется оно частью в активном смысле, частью в пассивном. Здесь нельзя понимать в пассивном смысле, потому что понятие о пассивном содержании истины, или убеждении выражается у апостола обычным: «πακο τς πστεως». Поэтому всего лучше видеть здесь речь об убеждении активном, о сознательном уклонении Галат в сторону ложного учения о законе. (Так понимают: Wolf., Michael., Zachar., Flatt, Hilgenfeld, Holsten, Khl, Phil. См. Sieffert, стр. 318. Стих 9. Апостол употребил самое обыкновенное образное выражение. В Новом Завете слово – «закваска» (ζμη) в одном месте употреблено в добром значении ( Лук.13:21 ), в другом – в злом значении ( Марк. 8:15 ). Здесь, как в 1 Kop.5:6, употреблено в последнем значении. Но под закваской здесь нельзя разуметь лжеучения юдаистов (как поучают: Злат., Феофил., – думающие, что Апостол закваской назвал обрезание; так же думают: Calvin, Flatt, Matthies, Holsten, Mejer). По мнению многих (бл. Феодор., Августин, Erasm., Grot., Est., Locke, Bengel, Wiesel., Hofm., Windischm., Reitm., Eadie), этим словом указывается на самих лжеучителей в смысле их малого количества. Объяснение св. Златоуста и других более соответствует аллегории закваски, зато второе необходимо требуется по связи речи Апостола. Стих 10. «τι οδν λλο φρονσετε» – ничего другого не будете мыслить. Этим – «οδν λλο» указывается не на содержание послания, доселе опровергающее юдаизм (как думают: Luth., Calv., Win., Rück., Matthies, Schott, Olsh., B. Crus., de-Wette, Ewald) и не на прежний православный образ мыслей Галат (Wiesel., Hofm., Lightf.), но именно на мысли стихов 7–9. Галаты ее будут мыслить ничего другого кроме того, что они совращены от истины к лжеучению, т. е. согласятся с Апостолом в том, что их новое убеждение не истинно. «ς τις ν » – ктο бы он ни был, т. е. каждый в каждом случае заблуждения. Думать, что здесь разумеются личности из юдаистов, хорошо знакомые ап. Павлу (как думают: Erasm, Luthere, Estius, Bengel, Olshaus., Ewald, при чем Иероним разумеет Ап. Петра, а Holsten Апост. Иакова) не оправдывается ничем. В послании на это нет даже и намека.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Эта общность отправления службы повечерия у различных христиан как на востоке, так и на западе дает нам право заключать, что оно явилось в раннюю пору христианства. Кроме того, мы имеем положительные свидетельства о древности этой службы. Так святой Василий Великий говорит: «должно молиться и при наступлении ночи, испрашивая покойного сна, и читать 90-й псалом». Этот псалом читается и теперь на великом повечерии. «По окончании дня должно приносить покаяние», говорит тот же отец 44 . С этою целью и читаются теперь на повечерии покаянные псалмы 45 . О древности повечерия свидетельствуют также входящие в состав этой службы молитвы. В числе молитв повечерия мы находим следующие: а) молитву Манассии, царя иудейского, о которой упоминается в Постановлениях Апостольских как о принадлежности вечернего богослужения (Кн. 2, гл. 22); б) молитва св. Ефрема Сирина (IV в.): «нескверная, неблазная» 46 и проч.;в) молитва: «и даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души», присываемая иноку монастыря Саввы освященного Антиоху, называемому пандектом 47 (VII в.); г) молитва: «преславная Приснодево, Мати Христа Бога нашего», приписываемая Иоанну Дамаскину 48 (VIII в.), и д) молитва: «упование мое Отец», приписываемая иноку Иоанникию (IX и X в.). В порядке происхождения малое повечерие древнее великого. Это видно из того, что по своему составу малое повечерие сходно со службою часов, которые в настоящем своем составе отправлялись уже при императоре Юстиниане (VI в.), и только с течением времени в монастырях иноки, усугубляя в четыредесятницу молитвословия, начали присоединять к псалмам малого повечерия другие псалмы и молитвословия, откуда и образовалось великое повечерие. В VI столетии преподобный Венедикт нурсийский ввел повечерие на западе в своем монастыре. 4. Беседа о великом повечерии Ревнители молитвы, пустынные отцы, помня завещание апостола: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5:17 ), и подражая примеру Давида, измывавшего на всяку нощь слезами постелю свою ( Пс. 6:7 ), по окончании в храме вечернего богослужения отходили ко сну не иначе, как совершив еще домашнее, послевечернее молитвословие. Преподобный Кассиан, путешествовавший по монастырям Палестины, Месопотамии и Египта, говорит, между прочим, что подвижники в сих странах вкушали пищу только по захождении солнца! (Касс. кн. 2, гл.2), и что каждый из них, затем, читал в келии известное число псалмов: иные 50, другие 12, 6 и 3 (там же, гл. 4–6). В сем-то обыкновении пустынных отцов должно искать начала церковных повечерий. (На такое начало повечерий отчасти, указывает и тот обычай, по которому они в некоторых обителях (например, в лавре препод. Саввы) совершались каждым иноком отдельно в келии. (См. Устав. церк. Последование 40-цы, стр. 389). Из келий и скитов это благочестивое обыкновение скоро перешло в общее употребление церкви и, быв запечатлено ее властью, введено в устав церкви и составляет ныне одно из повседневных богослужений ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

53 Похвальные качества Солунян (твердая вера, крепкое терпение и широкая любовь живая) возбуждают Апостола к благодарственной молитве за них, говоря о чем им, он тем самым возбуждает к молитве их самих, между прочим и за него, по чувству взаимности и расположения, которое с его стороны выражалось в частности в том, что он восхвалял их между другими церквами (см. 2Кор. 1:1 . Сравн. 1Сол. 1:3 ). По словам блаженного Феофилакта, «трем вещам» научает нас здесь св. Апостол: «если что в нас окажется исправное, то мы не себя за то должны честить, но Бога благодарить, и, Ему приписывая все, не возноситься тем; если кто страждет, то это не плача и слез достойно, а благодарения к Богу, – и этим (страждущим) надо радоваться, а не падать в духе, не должно завидовать тем, кои являются преуспевшими, а радоваться о том и благодарить Бога за своих братий, так что уязвляющиеся добром, кое видят в других, Самого Бога бесчестят». По мысли же Дамаскина, Апостол воссылает благодарение Богу не за то, что они просто веруют, но что превозрастает вера их; не за то, что просто любят, но что «богатеют в любви». А св. Иоанн Златоуст говорить: «обрати внимание на любовь Солунян. Они не так поступали, чтобы одного любить, а другого нет; напротив, их любовь была равна ко всем, как к членам одного тела. Если любовь, которая должна распространяться на всю церковь Божию, мы сосредоточим на одном или двух только, то этим мы повредим и самим себе, и им, вообще – всем. Это любовь человеческая; а если не человеческая, но ты любишь его для Бога, то люби также и всех. Если Бог заповедал любить и врагов, то тем более – тех, которые нас ни чем не огорчали». 54 Утешая и ободряя Солунян в перенесении гонений, Апостол напоминает им о праведном суде и воздаянии гонимым благости Царства Небесного, а гонителям – страданиями, начиная со дня славного второго пришествия Иисуса Христа, в сопровождении небесных ангельских сил. При этом Апостол терпение Солунян в гонениях и праведный суд Божий соединяет в такой неразрывный союз, что первый представляется доказательством непреложности бытия второго, как необходимо требующегося законом правды; иначе тщетны были бы все подвиги страдальцев за веру и благочестие, и злые обидчики не имели бы ничего сдерживающего их? По изъяснению блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

195. Вопрос странника. Какие обязанности должны соблюдать жены по отношению в своим мужьям? Ответ старца Вонифатия. 1-е. Жены должны любить своих мужей и угождать им во благое и по воле Божией; 2-е. Хранить верность супружеского ложа и не знать никого, кроме своих законных мужей; 3-е. Должны к своим мужам благоговейны быть: жена да боится своею мужа (Ефес. гл. 5); впрочем, страх сей с любовью должен быть сопряжен; 4-е. Должны повиноваться своим мужьям: жены, повинуйтесь своим мужам, якоже подобает о Господе, говорит апостол Павел ( Кол. 3:18 ). 196. Вопрос странника. Где отечество для христианина? Ответ старца Вонифатия. Для христианина отечество есть небо, где слава Отца Небесного, Которому он молится: Отче наш, иже еси на небесех; где преславный дом Его, в котором обители многи суть, где град великий, святый Иерусалим, имущ славу Божию: и град не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его и светильник ему Агнец ( Апок. 21:22, 23 ). 197. Вопрос того же странника. Где находится наследство христиан? Ответ старца Вонифатия. Как отечество христиан есть небо, так наследство их на небе. Там они наследят, по Писанию, жизнь вечную (Мат. гл. 19); наследят обители Отца Небесного (Иоан. гл. 14); наследят пребывание со Христом, да видят славу Его (Иоан. гл. 17); наследят венец нетленный, венец правды, венец жизни, венец славы, наследят царство и славу Божию. .( 1Петр. 5:4 ; 2Тим. 4:8 ; Апок. 2:10 ; 1Сол. 2:12 ). 198. Вопрос странника. Что значит: верую во единого Бога? Ответ старца Вонифатия. Верую во единого Бога, значит: верую во святую Троицу, как говорит св. Афанасий: «вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице и Троицу в единице почитаем». О сей-то великой истине напоминает нам Символ веры словами: верую во единаго Бога Отца. В Бога Отца веруем потому, что веруем и в Сына Божия, от Отца рожденного, и в Духа Святого, от Отца исходящего. 199. Вопрос странника. Для чего бывают при крещении восприемники? Ответ старца Вонифатия. Для того, чтобы поручиться пред Церковью за веру крещаемого, а по крещении принять его в свое попечение, для утверждения его в вере. (См. Дион. Ареп. о Вер. Иерарх. глава 20).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Но выводить из слов Иисуса Христа и св. апостола мысль о безусловном воспрещении клятвы и присяги было бы несогласно с истиною. Не отменяя древнего закона о клятве ( Втор. 6:13, 10:20 ), но обновляя дух его, Господь напоминал, что свидетель всякой клятвы – Бог , и что не избежит наказания и осуждения и тот, кто клянется, не называя имени Божия. Что клятва законная и необходимая в общественной и частной жизни не есть грех , Иисус Христос подтвердил Своим примером, когда впоследствии на клятвенный вопрос первосвященника отвечал: «ты рекл еси» ( Мф. 26:63, 64 ). В Св. Писании Ветхого Завета встречается много указаний как на клятвенные обетования Самого Бога ( Быт. 22:16, 26:3 ; Пс. 88:4, 5, 36, 131:11 ), так и на клятвы патриархов, иногда соединенные с особенными знаменательными действиями ( Быт. 14:22, 23, 21:23, 26:28, 31:44, 47:29, 31 ; Втор. 4:26 ; Нав. 14:9 ; 1Цар. 24:23, 26:10 ; Пс. 118:106 ), и хотя многие ветхозаветные учреждения отменены в Новом Завете, но о клятве предсказано, что употребление ее сохранится и в христианской церкви ( Ис. 66:16 ; Иер. 12:16 ). Правда, в Св. книгах Нового Завета не упоминается о таких видах клятвы, какие были употребительны у ветхозаветных праведников, но из посланий св. апостола Павла видно, что во времена апостольские клятва не почиталась воспрещенною. Для большего доказательства истины своих слов он нередко употреблял такие выражения, которым нужно приписать значение клятвенных уверений ( Рим. 1:9, 9:1 ; 2Кор. 1:23, 11:31 ; Гал. 1:20 ; Флп. 1:8 ; 1Сол. 2:5 ; Евр. 6:16 ). Св. отцы нигде в своих писаниях не утверждали, что клятва решительно и безусловно воспрещена, и со всею силою красноречия восставали только против злоупотреблений ею – привычки кляться без нужды, лжесвидетельства и клятвопреступления. «Не грех истинно кляться, – говорит блаж. Августин, – но весьма великий грех ложно кляться, и тем скорее падает тот, кто получил к клятвам привычку» («Прибавл. к твор. св. отцов», Москва, 1853 г. ч. 12. стр. 572). И св. Григорий Богослов дает такой совет: «остерегайся непрестанно, при всяком случае, умножать тяжкие клятвы, поэтому, или вовсе не клянись, или клянись, как можно реже» (Там же, стр. 588). Вообще клятва честная и истинная, благонамеренная, ясно обдуманная, благоговейная, данная с решимостию исполнить то, что утверждается ею, не противоречит словам Господа, а посему «не только позволено, но и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу» (См. изъяснение третьей заповеди в «Простр. правосл. катех. церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Может и должно христиан подвигнуть к благочестивому о Христе Иисусе житию и содержанию в себе в том высокое и небесное их звание: «яко призваны от области сатанины в царство Божие, которое несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Деян. 26,19 ; Рим. 14, 17 ). Призваны в «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели и возвестят из тьмы их призвавшаго в чудный Его свет» ( 1Пет. 2, 9 ). «Не призва бо их Бог на нечистоту, но во святость» ( 1Сол. 4, 7 ), «да духом ходят, и похоти плотския не совершают» ( Гал. 5, 16 ) (3:270). Высота жизни заповедана всем без исключения «Внидите узкими вратами», и проч. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет». «В мире скорбни будете» ( Мф. 7, 13; 16, 24 ; Ин. 16, 33 ). У вас зде обычной ответ: «не всем-де в монастыри и пустыни идти». О возлюбленнии! тогда еще и монастырей не было, когда сии слова сказаны: оне предлагаются не токмо пустынным и монастырским жителям, но всем христианам, по городам и селам живущим, и всякаго звания, чина и обоего пола людям, кто только ни хощет Христовым быть и спастися. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ). Последовательно не Христовы суть, иже не распяша плоть со страстьми и похотьми. Видите, что неправильный ваш ответ. (4:119–120). Идеал христианской жизни одинаковый для всех (1:47, см. ИДЕАЛ , 398). Кто Христов, тот и житие Христово показывает Аще кто Духа Христова не имеет, сей и Христа не имеет: в ком Христос живет, в том показуется и житие Христово, в том является СМИРЕНИЕ Его, ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ и КРОТОСТЬ. Обитание бо Христово в человеке праздно быть не может; неотменно покажется чрез дела такия, каких Христос хощет, как возсиявшее солнце показуется чрез лучи, или как согретая от огня пещь чрез теплоту, или как доброе древо чрез сладкие плоды. В ком Христос живет – «Свет животный», в том и свет Его является, и тьма прогоняется, и темныя дела не являются. В ком Христос живет – «Огнь чистительный, просвещающий», в том теплота любве и милосердия чувствуется. В ком Христос живет – «Агнец Божий», смиренный и кротчайший, в том смирение Его, кротость и терпение является. В ком Христос живет – «Древо животное» и мысленное, в том и сладкие плоды Его являются: какое бо древо, таковые и плоды его. Кто Христу соединен, как уд главе, или как розга лозе; тот подобный Ему и плод творит (4:132).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

По учению православной Церкви, антихрист будет царствовать определенное время, именно: три с половиною года. Основанием для такого учения служат слова прор. Даниила: и дастся в руку его даже до времене, и времен и полувремене ( Дан. 7:25 , сн. 12:7) и ап. Иоанна Богослова: дана бысть ему область творити месяц четыредесять и два ( Апок. 13:5 ). На эти слова ссылаются и св. отцы и учителя Церкви, когда говорят о времени царствования антихриста. Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Антихрист будет царствовать три только года с половиной. Заимствуем сие не из книг апокрифических, но у Даниила. Ибо сказано: дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене. Время – один год... времена – два остальные года беззакония, заключаемые в три года, и полвремене – шесть месяцев» (Твор. его в русск. пер., стр. 260, ср. бл. Иерон. ч. XII, стр. 67, в Вып. Алекс. стр. 261 и 264). Св. Андрей Кесарийский в объяснении слов Апокалипсиса (13:5) говорит: «четыредесять же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета (т. е. 3 ½ года) область имети будет» (антихрист) (Толк. на Апок. стр. 59). В других местах Апокалипсиса ( Апок. 11:3; 12:6–14 ) он также видит указание, что царствование антихриста будет продолжаться три с половиною года (Толк. на Апок. стр. 54, 55 и 57). То же говорится у бл. Иеронима, Августина, Иринея Лионского и др. (см. свидет. в Вып. Алекс. стр. 261–264), в Ипполитовом слове (Б. Собор. л. 134) и в уважаемых старообрядцами старопечатных книгах: Кирилловой (л. 52, сн. лл. 47 об. и 48 об.), в Книге о вере (л. 270) и в Б. Катехизисе (л. 102). Вопреки столь ясным и точным указаниям, безпоповцы пытаются доказать, что антихрист будет царствовать неопределенное время и что три с половиною года нельзя понимать буквально. Во 1-х, говорят они, если три с половиною года понимать буквально, то можно будет узнать по началу появления антихриста и день второго пришествия Господня, а между тем Спаситель сказал: о дне же том и часе никтоже весть ( Мф. 24:36; 13:32 ). Возражение это, хотя несколько по иному вопросу, представлялось еще Иоанну Златоусту и решено было следующим образом. Непраздная женщина знает, что ей должно родить через 9 месяцев, но иные рождают и через 7 месяцев, если же и через 9 месяцев, то день и час рождения все-таки определить не могут (Бес. на 14 посл., 1Сол. 9 бес., стр. 2276). Так и здесь. По разным признакам можно предугадывать близость последнего дня, но узнать самый день нельзя. Такое предугадывание и ожидание дня второго пришествия Господня не воспрещается Писанием. Тот же св. Златоуст в беседах на евангелие от Матфея пишет, что Сам Спаситель указал нам время близости второго пришествия, но скрыл день и час. «Я указал тебе», говорит Златоуст, как бы от лица Господа, поясняя слова Его, «все признаки, довел тебя до самых дверей и только не открыл их, и это для твоей же пользы» (77 бес.) В Б. Катехизисе (л. 102) пришествие антихриста признается одним из признаков близости пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Сейчас нам приходится говорить уже не только о том, что Крещение совершенно необходимо всякому, кто намерен жить по-христиански, но и о том, что возможно только одно Крещение, как об этом сказано в Символе веры . Святость Священного Писания «Всякое Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде» – говорит Апостол Павел ( 2Тим.3:16 ). Священное Писание наставляет нас непрестанно молиться ( 1Сол.5:17 . См. также: Лк.18:1 ). Совершая молитвы, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, то Сам Господь говорит с нами, и мы внимаем глаголу Божию. Известны случаи, когда слова Священного Писания совершенно меняли жизненный путь человека. О таких случаях мы знаем преимущественно на примере святых угодников Божиих, читая их жития. Пребывая в раздумьях о выборе жизненного пути, преподобный Антоний Великий (†356; пам. 17 янв.) зашел в храм, где услышал «голос пресвитера, читающего Евангелие: «Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продай имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровише на небеси: и гряди вслед Мене» ( Мф.19:21 ). Вздрогнуло сердце Антония, радость залила всю его душу, – он вдруг понял, что это к нему обращается Господь, к Антонию, зовет его идти за Собой!» 16 . После этого преподобный Антоний раздал своё имущество и посвятил себя монашеским подвигам, явившись в христианской Церкви устроителем монашеского бытия. Об этом событии знал блаженный Августин (†430; пам. 15 июня), который пишет в своей «Исповеди»: «Я слышал об Антонии, что его вразумили евангельские стихи, на которые он случайно наткнулся: «Пойди, продай все имущество свое, раздай бедным и получишь сокровище на Небесах и приходи, следуй за Мной»; эти слова сразу же обратили его к Тебе» 17 . Последовал такому примеру и автор данной широко известной исповеди. Однажды он взял Апостольские послания, «открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся... на глаза: «Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти»» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Бог теперь принимает человечество (примирение), со Христом, дает ему воскресение. Наконец, через Христа человечество теперь оказывается достойным сошествия на него Св. Духа, примирившись с Богом (освящение). Сын Божий, таким образом, приобретает, так сказать, в Свою собственность, как Свое наследие, человечество, приобретает его дорогой ценой, ценой всей Своей жизни. Примирившееся с Богом, заслужившее вечную жизнь, освященное и очищенное благодатью Св. Духа, человечество, словом – „новая тварь» ( Гал. 6:15 ), делается неотъемлемым достоянием И. Христа по праву. Последним словом, испускавшего на кресте дух, Спасителя совершен был торжественный ввод в права этого наследия: „Совершилось!» Бесконечно возлюбивший человечество, Сын Божий получил его в Свое законное владение: цель достигнута, дело сделано! (см. Еф. 1:4 ; Кол. 1:12–14, 18–22 ; 1Пет. 2:9–10 ; Тим. 2:14; 1Сол. 5:9–10 ; Рим. 14:6–9 ; 1Кор. 6:19–20 ср. 3:16–17 и 7:23; 1Пет. 1:14–22 ср. 1Ин. 3:1–5, 9 и др). Итак, жизнь Христа была искупительной Жертвой за человечество, той ценой, которою ему было приобретено право жизни. Жертва эта имеет все свойства действительной, вполне удовлетворительной жертвы. Она – любовь, страдающее добро; поэтому ею удовлетворяется то требование от истинной жертвы, по которому жертва есть действительное наказание греха (усл. 1-е). Так как И. Христос был абсолютно безгрешен, праведен, то понесенное Им страдание (наказание) тоже было абсолютно. Как абсолютно совершенный Человек, Спаситель имел абсолютную чувствительность к боли греха, его следствиям во внешней и человеческой природе (а). Как самый совершенный Человек, Спаситель сделался самым ненавистным Человеком для мира, и испытал на Себе всю тяжесть мирской неправды в бесконечной степени (в). Его жизнь, как безусловно совершенное добро, была безусловно совершенным отрицанием и уничтожением греха и соединением жизни и смерти (т. е. смертью греха). Спаситель потерпел и видимо смерть на кресте. И так как Его страдания и смерть были делом добровольным ( Ин. 10:18 ), то Жертва Христова с совершеннейшею полнотой удовлетворяет тому требованию действительной жертвы, по которому истинная жертва есть добровольная действительная смерть (усл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Колена Завулона и Неффалима – детей патриарха Иакова, при разделении земли Ханаанской Иисусом Навином, получили в удел земли, лежащие на северном конце Палестины ( Нав.19:10–32 ). «Да сбудется» и пр.: ср. прим. к Мф.1:22 . – «На пути приморском»: т.е. земли, которые близ моря, или недалеко от него; море разумеется Геннисаретское (см. прим. к ст. 18). – «За Иорданом»: около Иордана или точнее – истоков Иордана ( Втор.1:1, 4:49 ).– «Галилея языческая»: Галилея разделялась на верхнюю и нижнюю. Первая (северная) называлась Галилеею языческою, потому что в ней между иудеями жило очень много язычников, как в земле пограничной с языческими странами и особенно с Финикиею. – «Сидящий во тьме»: тьма или темнота, на языке священных писателей, есть символ или образ духовного невежества; подобно тому, как мы ничего не можем видеть во тьме и не знаем, куда идти, так не ведающие Бога, не знающие Его заповедей и своих обязанностей, не видят истины и представляются потому как бы находящимися в темноте. Так как духовное невежество и слепота сопровождаются по большей части нравственными пороками и преступлениями, вообще – безнравственною жизнью, то тьма служит иногда образом греха или греховности вообще ( Лк.22:53 ; Еф.5:11 ; 1Сол.5:5 ). Научение, разгоняющее этот мрак неведения и греховности, на языке священных писателей называется светом ( Ин.3:19 ; 1Пет.2:9 ; 1Ин. 1:5, 2:8 ). – «В стране и тени смертной»: усиленный образ того же духовно-религиозного невежества и греховности. Тень происходит от предмета, стоящего между ними и солнцем. Подобно сему олицетворенная здесь смерть представляется как бы бросающею длинную и мрачную тень; смерть, конечно, понимается здесь в духовном смысле неведения и отчуждения от Бога, как жизнь духовная состоит в познании Бога и единении с Ним. Эти выражения показывают, что обитатели Галилеи были, особенно сравнительно с прочими иудеями, погружены в духовное невежество и греховность. Такое мнение и было о них, так что и пророка из Галилеи не ожидали. Несмотря впрочем на то, проповедь Господа была принимаема в ней с радостью, и народ охотно просвещался светом учения Христова. Разоблаченное от образа изречение пророка, приведенное евангелистом, значит: народ неведущий чистого учения о Боге и нравственно испорченный – Галилеяне – просветились проповедью Христовою и нравственно исправились»! Разумеется, что речь идет не обо всех, а вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010