12:40–43 Процессии сошлись у храма (ст. 40), перед которым народ пел (ст. 42), приносил жертвы и веселился (ст. 43). 12 Бог дал им великую радость. Народ веселился оттого, что это было угодно его всемогущему Богу. 12:44–47 О том, как народ исполняет обязательства (10,30–39), см. 11,1 и ком. Ср. 12,44–47. 12 приношений начатков и десятин. См. 10,34–37. 12 по установлению Давида... Соломона. См. 1Пар. 25 ; 2Пар. 8,14 . 12 Все Израильтяне. См. ком. к 10,1. Глава 13 13:1–31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13,1–3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13,4–14), начинает снова соблюдать субботу (13,15–22) и отвергает смешанные браки (13,23–31). 13:1–3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10,28.29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13,23–31). 13 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4–6). 13 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10,1–27). отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10,28.29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд. 4,3 ). 13–14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10,39), нарушено (13,11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10,37–39; 13,8.10). Такое положение дел должно быть исправлено. 13 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3,1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми. комнатам при доме Бога. Букв.: «кладовым». Ср. 10,37–39. Товии. См. ком. к 2,10. 13 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10,39), забота о доме Бога была забыта. 13 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5,14. Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю ( Езд. 5,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22-24. Но ни троянский гнев, ни ярость Фив — то есть ни гнев Гекубы, ни ярость Афаманта. 30-25 25. Две бледных голых тени — Джанни Скикки (ст. 31) и Мирра (ст. 37), поддельщики людей, то есть выдававшие себя за других. 30-28 28. Капоккьо — см. А., XXIX, 133-139. 30-31 31. Джанни Скикки — см. прим. 25 и 42-45. 30-32 32. Аретинец — Триффолино (А., XXIX, 109-120 и прим.). 30-37 37-41. Мирра (см. прим. 25), дочь Кинира, кипрского царя, воспылала грешной любовью к своему отцу и, пользуясь чужим именем и темнотой, утоляла свою страсть. Отец, раскрыв обман, хотел ее убить, но Мирре удалось бежать. Боги, по ее просьбе, превратили ее в мирровое дерево (Метам., XV 298-524). 30-42 42-45. Как тот, кто там бежит — то есть Джанни Скикки деи Кавальканти, флорентиец (ст. 31). Когда умер старый Буозо да Винчигверра Доната, его племянник Симоне, брат Буозо Донати, казнимого среди воров (А., XXV, 141), и отец Форезе (см. прим. Ч., XXIII, 48), боясь, не оставил ли старик завещания в пользу других, обратился за помощью к Джанни Скикки. Джанни лег в постель покойника и, подражая его голосу, продиктовал нотариусу завещание, в котором назначал кое-какие гроши на богоугодные дела, в свою пользу — шестьсот золотых флоринов и прекрасную лошачиху, " хозяйку стада " , стоившую огромных денег, а остальное — Симоне. 30-48 48. К другим, несчастным. — Это поддельщики денег, раздутые водянкой и мучимые жаждой, и поддельщики слов (лжецы и клеветники), терзаемые лихорадкой и головной болью. 30-61 61-90. Адамо жил в казентино (долина верхнего Арно) (ст. 64-65), в замке Ромена (ст. 73), резиденции графов Гвиди да Ромена (см. прим. Ч., XIV, 43-45), и чеканил для них фальшивые флорины, за что и был, по приговору Флорентийской республики, сожжен на костре в 1281 г. 30-74 74. Крестителем запечатленный сплав — золотая флорентийская монета, флорин (fiormo). На лицевой ее стороне был изображен покровитель города — Иоанн Креститель, а на оборотной — флорентийский герб, лилия (fiore — цветок, откуда и название монеты). 30-77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

А персты ног частию железные, частию глиняные, означают, что царство сие будет частию крепкое, частию рыхлое» (ст. 41–42) Наконец, обращает Даниил внимание и на образ и способ связи двух составных элементов четвертого владычества: – «а что ты видел железо, смешавшееся с земляною глиною, это значит, что они войдут в связь посредством семени человеческого, но друг ко другу не будут привязаны, так как железо не смешивается с глиною (ст. 34)». Это значит, что связь будет такая, что оба составные элементы останутся самостоятельными и между собою несогласными. И так, на преемство двух, последующих одно за другим, разных владычеств или двух существенных видоизменений одного и того же владычества нет и намека в речи Даниила, и раскрывается только сначала характер, а потом состав и взаимное отношение двух составных элементов какого–то Боговраждебного владычества, следующего за Еллинским (Александровым) преобладанием. Для дальнейшего и точнейшего определения смысла, обратимся к подобным местам самой книги Данииловой (параллелизму). Тот характер четвертого царства, что оно будет крепко яко железо, и яко железо…. истончит и истнит вся, вполне соответствует характеру четвертого же царства, по следующему Даниилову видению в гл. 7 (ст. 7.): созади сего видех и се зверь четвертый страшен и ужасен, и крепок излиха, зубы же ею железнив елии, ядый и истончевая, останки же ногами своими попираше, или по истолкованию этого видения (см. ст. 23): зверь четвертый царство четвертое будет на земле, еще превзыдет все царства и поясть всю землю, и пожрет ю, и посечет. Равно, что касается состава и взаимного соотношения составных частей четвертого царства в пророчестве 2–й глав., Пророк обращает особенное внимание свое и Навуходоносора на персты ног символического тела (см. ст. 42–43). Эти персты или пальцы ног (которых в теле естественно десять в рассматриваемом нами пророчестве 2–й главы, соответствуют десяти рогам или десяти царей (см. ст. 24) в четвертом царственном звере видения 7 главы. Окончание того и другого пророческого видения одно и тоже – открытие царства вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Ермон название горного кряжа на северной границе Израиля, вблизи которого берет свое начало Иордан. Местоположение горы Цоар неизвестно. 41 все воды... прошли надо мною. Если вода как питательная влага ассоциируется с надеждой, то воды (водная стихия) это беды и горести. 41 явит Господь милость Свою. Т.е. Свою заветную милосердную любовь. Глава 42 Пс. 42 См. вводные замечания к Пс. 41 . Первоначально данный псалом составлял единое целое с предыдущим. 42 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою. Поскольку есть Закон, данный Богом и обязательный для соблюдения, то рассмотрение Господом отношения человека к Закону, по аналогии с гражданской практикой, называется судом. несправедливого. Соответствующее древнееврейское слово образовано от того же корня, что и «заветная милосердная любовь». Оно употреблено по отношению к тем народам, которые не состоят в заветных отношениях с Богом. 42 на святую гору Твою. Т.е. на гору Сион в Иерусалиме, где совершалось поклонение Господу. Прочность горы Господней противопоставлена зыбкости и хаосу водной стихии ( Пс. 45,3.4 ). 42 Что унываешь ты..? См. ком. к Пс. 41,6 . Глава 43 Пс. 43 Псалмопевец молит Бога прийти на помощь своему народу, потерпевшему поражение в битве. Речь в псалме ведется попеременно то от лица одного человека, то от лица целого собрания. Это обстоятельство свидетельствует о том, что его создателем является царь Израиля. После воспоминания о заступничестве Божием в прошлом (ст. 2–9) и утверждения о верности израильтян завету с Ним (ст. 18–23) псалмопевец просит Бога о перемене нынешней скорбной участи народа (ст. 24–27). Невозможно точно назвать событие, послужившее поводом для создания псалма; очевидно, что он предназначался для исполнения в различных случаях. 43 о деле, какое Ты соделал во дни их. Воспоминания играют ключевую роль во многих псалмах (напр., Пс. 76 ). Воспоминание о явленной в прошлом милости Божией позволяет душе преодолеть охватившее ее отчаяние. В рассматриваемом псалме избавление по воле Божией в прошлом повод для размышлений о настоящем положении вещей. В самом деле, почему Господь не спасает нас ныне так, как Он делал это в прошлом?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

143 Prochir. 1,1: sponsalia sunt mentio et repromissio futurarum nuptiarum. Кормч. зак. град. 1,1: «обручение есть память и возвещение хотящего быти брака». 146 Ap. Leunclav. 1. pag.126. Кормч. гл.43. л.37 об. Подтверждено в 1092г. Ap. Leunclav. 1. pag.132. Корм. л.42–49. 157 Формы см. в Ак. юрид. Венечные памяти в первый раз являются в начале 16 столетия (1518). См. Акт. эксп. 1. Стр.174. 159 Форму обыска см. в Свод. зак. 10 в прилож. К ст.26. Представленные к обыску подлинные документы, которые должны быть оставлены в церкви, как например, дозволение начальства на вступление в брак, и т.п., хранятся при обыскной книге, а с прочих документов снимаются копии, подлинные же возвращаются, кому следует, с надписью на них о совершении брака и подписью священника, см. тамже. Книги для изложения обысков, с формою их, рассылаются по церквам из консисторий и духовных правлений. 165 Кормч. гл.50. см. ук. 1721 янв.23. Реглам. Ч.2 ст.12. ук. 1731 нояб. 29. 1775. авг. 5. 1826. нояб.20 (в Собр. зак.) 168 В. зак. 10. ст.31. сп. Инстр. благоч. ст.24. св. Синодом в 1842 году разрешено в закавказском крае венчать браки в молитвенных домах. См. Отчет. обер-прокур. св. Синода. Стр. 52. 179 См. син венчания второбрачных в церк. Требнике. Патр. Никифор исповедник в своих правилах писал: «двоеженец не венчается, но и запрещение приемлет» (Кормч. гл.57. пр.2). Но Никита, митр. Ираклийский (12в.), по вопросу об этом замечал: «суда убо закон двобрачныя не обыче венчати; великия же Церкве обысай сицевая не сохраняет, но и двобрачным невестныя венцы налагает, и никтоже когда сие оглаголан быстъ» (см. в требн. церк. и ар. Leunclav. lib. 5. pag.310) 180 Prochir. 6,1–3.5–6. Кормч. зак. град. гр.6. гл.1–5. Леона и Конст. зач.2 гл.7. cf. M. Blastar. syntag.7. 187 См. послание митр. Фотия в Новгороде и Пскове 1410 и 1427 (Акт. экспед.1. стр.462. Акт. ист.1. стр. 329). Его же поучение к иереям: 1410–31 (Дополн. к акт. ист.1. стр.329). Послание м. Ионы к вятскому духовенству – 1452 (Акт. ист. 1) и 1456 (там же). М. Геронтий в послан. 1486 (там же). Арх. Рост. Феодосий в окруж. грамоте 1458 (там же). Поучение священнослужителям – 1499 (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

349 (Ст. 36–39). О пустыне Син и Кадесе см. пр. 9-е гл. XIII, и пр. 1-я гл. XX. О смерти Аарона на горе Ор см. пр. 9, 10, 11 и 12 той же XX главы. Перед фараоном стоял Аарон 83-х лет, по Ucx. VII, 7 и сорок лет провел в пустыне 350 (Ст. 40–41). Ср. гл. XXI, 1 – 3 прим. 1-е и 2-е, о нападении Арада. Салмон нам неизвестен; можно только предположить, что находясь к югу от горы Ор по направлению пути израильтян, которые шли огибать гору Сеир, он должен был лежать недалеко от залива Аккабы и, как думает Гейман, местность эту надо искать в ложбине Вади-Ифм, впадающей в долину Араба близ древней Елафы. Некоторые, как Раумер (ссылка Еспина) думали, что это Маан, местность близ древней Петры, но по-видимому это не согласуется с общим списком пути израильтян 351 (Ст. 42). Пунон. Мы говорили в прим. 23-м гл. XXXVI кн. Быт., что второй список старейшин идумейских этой главы есть по-видимому территориальное перечисление поселений Идумейских. Евсевий и бл. Иероним (ссылка Еспина), думали, что Пунон кн. Чисел есть Пинон ст. 41 гл. XXXVI кн. Быт., и что он же есть Фэно (Phaeno) город современный этим отцам церкви и известный, как место ссылки преступников, лежавший несколько на восток от Сеира, на римской дороге, следы которой и теперь видны (Irby and Mangles p. 115). Мы говорили в прим. 7-м гл. XXI, что Овоф по-видимому есть нынешнее урочище Ель-Ахса, поэтому и Пунон лежащий рядом (ст. 43) должен по-видимому соответствовать урочищу Калаат Анейзе, которое лежит по тракту Меккских пилигримов, между Ель-Ахса и Мааном ( Алам Маан, большая деревня па пути пилигримов в Мекку идущих из Дамаска, с обильной водой и виноградниками: так Раумер (ссылка Еспина)) 352 (Ст. 43–47). Смотри обо всех упомянутых местностях гл. XXI. Об Иам Аварим прим. 7-е. Об Дивон-Гаде и тождестве его с Вамофом прим. 14-е той же главы. Алмон Дивлафаим вероятно тождествен с Гаем XXI гл. (пр. 15-е). О горах Аваримских ср. прим. 15-е XXI гл. и 5-е прим. гл, XXVII. Израиль находится уже на востоке от Мертвого моря 353 (Ст. 48–49). Ср. пр. I гл. XXII Беф Иешимоф имеет значение «дом пустыни» и означает, кажется, бесплодную полосу около северного угла Мертвого моря и устьев Иордана; от этой пустыне стан израильский протянулся к северу по роскошному оазису, орошаемому ручьями с гор Аваримских до Аве Ситтима (или Абель Шиттима), т. е. до долины акаций, которую указывают на берегах ручейка, омывающего развалины известные ныне под именем Кефереин. Этот древний город считают тождественным с Абила, или Абилан, о котором упоминает Флавий Иосиф (Др. Ист. Иуд. кн. IV, гл. VIII в начале), и в котором по словам его Моисей произносил слова Второзакония. Думают, что город Абила получил свое название от долины. На север от стана был город Нимра. О горах Аваримских и Фасги ср. Второзак. III, 17; XXXII 49; XXXIV, 1

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

в) В остальной части песни (19–43) изображается гнев Божий, наказание Евреев и спасение их вместе с языческими народами. – Бог во гневе отвращает лице Свое от отступивших и неверных детей своих. Он наказывает их сообразно с их преступлением против Него: как они раздражали и огорчали Бога тем, что воздавали почесть, достойную единому истинному Богу, суетным идолам, не-богу; так и Он. отнимая любовь Свою от избранного сына, народа Еврейского, обратить эту спасительную любовь Свою на народ языческий, не знающий истинного Бога, на не-народ (слав. «и аз раздражу их не о языце»), чем огорчить и опечалить избранный народ (ст. 19–21). Кроме того, следствием отвращения Бога от людей Своих будут оскудение произведений земли, голод, язвы и болезни, и наконец нашествие страшного неприятеля, который опустошить всю землю и истребит беспощадно Евреев (ст. 22–25). Грозное предопределение Божие о конечном истреблении самой памяти о народе Еврейском остановлено и отменено только потому и для того, чтобы языческие народы в конечной гибели народа Иеговы не нашли оправдание своему богоотступлению и не помыслили в гордыне сердца, что их человеческие действия выше промыслительных действий Бога (ст.26–33). Посему и на них грядет «день отмщения» и суда Божия за их богоотступление и превозношение над Церковью Божиею, когда Бог в пришествие Свое рассудит между народом Своим, т. е. Церковию, или истинными богопоклонниками, и его врагами (ст. 31–38). Тогда вполне очевидно будет («Видите, видите»...), что только один есть истинный Бог, спасающий и животворящий верных и погубляющий неверных (ст.39–42). – В заключение Моисей созерцает вечную славу Мессии – Бога, которому воздают божескую честь все ангелы Божии и который, отмстивши врагам Церкви и Бога и очистивши землю от преступлений и преступников, основывает единое из Евреев и язычников царство «сынов Божиих» (см. Рим.15:10 ; Евр.1:6 ); посему «пусть веселятся язычники с народом Его» (ст.43). Чтение текста по Библии с изъяснением и на память ст. 21-го

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

42:10–12 Мир признает Своего Владыку. Для следующих глав характерны подобные песни хвалы Господу (ср.: 44:23; 49:13; 52:9 и т. д.), как и для гл. 24 – 27, и очень близки к Пс 92; 94 – 99 по тематике и языку. 10 Ср.: ст. 10а с Пс. 95:1; 97:1 ; ст. 10б с Пс. 106:23–25 . Не только природа, но и все народы воздают хвалу Господу, радуясь освобождению, о котором было только что подробно рассказано. 11 Кидар (ср.: Пс. 119:5–7 ) и Эдомская Села (о которой последний раз упоминалось в контексте суда; 21:16–17; 16:1), злейшие соперники Израиля, показывают здесь безграничность оказанного милосердия. Однако см. следующий параграф. 42:13–17 Господь раскрывает Свое стремление. Полные экспрессии сравнения – как муж браней (13) и как раждающая (14) – разрушают любое представление о Божьем милосердии как о простом смягчении Его гнева. Верней будет сказать, Его гнев (13), направленный против зла, и Его долго сдерживаемое намерение выплеснуть его (14; ср.: Лк. 12:50 ) являют Его любовь к Его жертвам в неменьшей степени, чем Его забота (16а) и постоянство (16б). Спасение придет только через суд и наказание, и нераскаявшиеся не удостоятся его (17). Ср.: 63:1–6 – яростное дополнение гл. 53. 42:18 – 48:22 Неверный раб и неизменный Господь В этих главах неустанно подчеркивается различие между неизменным в Своем величии Господом и непостоянством Его народа, чей настрой на саморазрушение только подчеркивается Его стойкостью, выраженной в классической форме в 43:21. 42:18–25 Слепые ведут слепых. Эта горькая картина упадка живо контрастирует с портретом истинного Раба (1–9), ожидающего мира (10–12) и нетерпеливого Спасителя (13–17), показывая неспособность церкви ответить на Его призыв. В первом видении Исайи подразумевалось, что опасно видеть и слышать, но не обращать на это внимания (ср.: ст. 18–20, 6:10–13); здесь это расценивается как неспособность калеки. Бесполезность несостоятельного посланника – это бесполезность самого Израиля, но она обусловлена его своеволием: он наследник завета (196; см. примеч. ниже); ему предоставлены возможность (20) и время (21) для того, чтобы познать Божью волю; его все еще призывают выслушать со вниманием (23). Даже затруднительное положение, в котором он теперь оказался, должно лишь научить, а не уничтожить его (256); однако и этот урок не идет ему на пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

а 29:6 Или: головную повязку, подобную тюрбану. 670 б 29:6 Или: символ священнического сана. 671 29:9 Букв.: ты наполнишь руки Аарона и сыновей его – возведение в должность среди восточных народов обычно сопровождалось вручением знака или эмблемы той должности. В данном случае определенные части жертвы являлись таким знаком. То же в форме глагола или существительного и в ст. 22, 26, 31, 34, 35. 672 29:13 И ли: доля печени; или: лучшая часть печени; то же в ст. 22. 673 29:18 Евр. ишше традиционно переводилось как жертва, ( вознесенная) в огне, или подобным образом, но, согласно новейшим лингвистическим и богословским исследованиям, его более точное значение — «дар/приношение» или «пища, принесенная в жертву». 674 29:24 Друг. возм. пер.: и размахивай со всем этим, т. е. держа их руки с приношением в своих руках, размахивай ими вперед и назад, что, очевидно, должно было выражать готовность давать и принимать. То же и в ст. 26 и 27. 675 29:28 См. примеч. к 24:5. 676 29:33 Букв.: которыми было сделано для них укрытие (для защиты от наказания) . В этом назидательно–прообразном служении кровь принесенного в жертву животного символически закрывала собой грехи, совершенные людьми, будучи пролитой вместо их крови, она побуждала их ожидать с верою ту Жертву, через которую Бог «всё примирит с Собою» (Кол 1:20). То же в ст. 36 и 37. 677 29:36 Ближе к букв.: простирая над ним покров ( умиротворяющий), что символически совершалось через нанесение крови жертвы на рога жертвенника и излитие ее к его основанию. То же и в ст. 37. Сделанный человеческими руками и в силу этого ритуально нечистый, жертвенник — прежде чем начнется на нем священное действо — нуждался в очистительной жертве. 678 29:37 Или: должно/ должны стать святым( и), т. е. будет предназначено для святого служения. 679 29:40 Эфа – 22 л, гин – 4 л. 680 29:42 Букв.: с тобой. 681 29:43 Букв.: славой. 682 30:1 Т .е. около 0,50,50,9 м. 683 а 30:6 Букв.: ковчег Свидетельства; то же и в ст. 26 и 36; см. примеч. к 16:34. 684 б 30:6 Букв.: над Свидетельством. 685

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

По этому узаконению всё церковное письмоводство (не исключая, согласно 22 ст. Ин. ст., и ведения приходорасходных книг, в случае неграмотности старост) возлагается на псаломщика, и это составляет его прямую обязанность (Ц.В. 1905, 20; 1906, 25; 1909, 2, 20; Ц.Вед. 1898, 33; 1899, 39; 1900, 36; 1901, 42; 1906, 11; 1907, 23; 1908, 47; 1909, 29). По примечанию к § 43 Ин. бл., все документы церковные должен вести священник или сам, не требуя, впрочем, за то вознаграждения, или же возложить на диакона и причетников, но во всяком случае ответственность за неисправности лежит преимущественно на нём, как настоятеле церкви. В 864 ст. IX т. Св. Зак. говорится о записи в метрические книги, каковая запись по этой статье производится немедленно по исправлении каждой требы или самим священником, или чрез диаконов и причетников. В некоторых епархиях местным Е.Н. были сделаны особые распоряжения, по которым и штатные диаконы обязаны вести письмоводство по церкви и приходу наравне с прочими членами церковных причтов (см. Ц.Вед. 1890, 7, и сн. 1897, 42). По мнению «Цер. Ведомостей», там, где диакон учительствует в церковной школе, предпочтительнее поручать церковное письмоводство псаломщику (Ц.Вед. 1900, 8, 36). В случае неспособности псаломщика письмоводство возлагается священником на диакона (см. Ц.В. 1902, 36; 1906, 25; Ц.Вед. 1901, 51–52; 1902, 41, 42; 1905, 8, 15, 44; 1906, 25), независимо от того, занимается ли последний в церковной школе или из его доходов удерживается установленный вычет (см. Ц.Вед. 1898, 4; 1904, 35; Ц.Вест. 1906, 7). Если псаломщик в состоянии правильно вести письмоводство, а диакон не имеет занятий в церковной школе, то при распределении письмоводства между псаломщиком и диаконом священник, конечно, должен руководиться чувством служебного долга и голосом пастырской совести, соблюдая надлежащую справедливость. Если псаломщик неспособен к письмоводству, а диакона нет в причте, то письмоводством должен заняться сам священник; нанимать же для этого особого писца, с уплатой ему из доходов псаломщика или из церковных средств, законных оснований не представляется (Ц.Вед. 1906, 13–14; Ц.Вест. 1908, 48). – В виду примечания к § 43 Ин. бл., – требовать вознаграждение за ведение церковных документов запрещается, откуда следует, что при изготовлении разного рода выписей и при выдаче их, а также при записи в церковные книги, не должно требовать платы, а если при этом что-либо предлагается вполне добровольно, то может быть принимаемо, но отнюдь не следует при сем требовать платы в каком бы то ни было размере, установленном будто бы обычаем (Ц.Вед, 1906, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010