Ему же слава и держава во веки. Аминь. Этот драгоценный документ, написанный рукой самого Старца, был найден в его келье после его кончины:   Я, монах Паисий, рассмотрев свою жизнь, увидел, что я преступил все заповеди Господа, что я совершил все грехи. И не имеет значения, если некоторые из этих грехов я совершил в меньшей степени, потому что у меня совсем нет смягчающих вину обстоятельств, поскольку Господь оказывал мне великие благодеяния. Молитесь, чтобы меня помиловал Христос. Простите меня, и да будут прощены мной все те, кто считает, что чем-то меня огорчили. Очень благодарен и снова прошу — молитесь.   Монах Паисий. Примечания 1 Разделение второй части на три тематических блока («Добро­детели», «Дарования» и «Приношение миру») имеет в своем осно­вании следующие слова Священного Писания: « вина и сикера не имать пити»  (подвижничество, борьба), «и Духа Святаго ис­полнится ещеизчреваматерисвоея»  (Божественная Благодать),  «и многих от сынов израилевых обратит ко Господу Богу их»  (приношение миру) (Лк. 1, 15-16). Великий Предтеча прошел через все эти стадии, хотя и в иной последовательности, поскольку он стал Пророком еще в материнс­кой утробе. Все Святые сначала подъяли подвиг, для того чтобы очиститься от страстей, и — соблюдая Божественные заповеди, от ко­торых рождаются добродетели, — впоследствии прияли Божествен­ную Благодать. В третьей стадии дарования Святых используются и раздаются ради спасения людей.   2 См.: 1 Пет. 4, 10.   3 Акриты (от κρον — крайняя точка, предел) — в Византийской Империи жители приграничных районов, охранявшие границы Им­перии от вторжения врагов. Акриты пользовались славой мужест­венных воинов, их подвиги воспеваются в средневековом греческом эпосе, в акритском эпосе и народных песнях. 4 Имеется в виду Обмен Населением 1924 года, когда жившие в Турции греки переселились в Грецию, а жившие в Греции турки — в Турцию. 5 Иудейский священнический род, вставший во главе борьбы иу­дейского народа против Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р.Х.) В переносном смысле маккавеями называют ревностных борцов за Веру и Отечество.

http://pravmir.ru/249925/

Фраза Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа относится только к Иисусу и тем самым является важным свидетельством веры ранних христиан в Божественную природу Христа (ср.: 1:11; 2:20; 3:18 и Тит. 2:13 ). Спаситель как титул Иисуса появляется как таковой и в более поздних произведениях Нового Завета, но регулярно подчеркивался в ранних проповедях Петра (см.: Деян. 4:12; 5:31 ). Примечательно, что если в других местах в 1 Пет. говорится о спасении (1:5,9,10; 2:2) и достижении спасения (3:20; 4:18), то здесь Петр сосредоточивает свое внимание на Спасителе. 2 Благодать и мир вам да умножится. Эта фраза дословно повторяет сказанное в 1Пет. 1:2 (см.: примечание в 1 Пет.). Выражение в познании подчеркивает здесь путь умножения благодати и мира в жизни верующего. В раннехристианской церкви были лжеучителя, которые возвышали знания над верой, потому их называли гностиками (от греч. gnosis, «знание»). В противовес им, ортодоксальные авторы подчеркивали, насколько важно для христианина обрести «полное знание» (epignosis, именно это использовано в оригинале), чтобы бороться с ересью. Истинное знание никогда не выступает как умозрительное – в противовес представлениям гностиков. Оно зиждется на личных взаимоотношениях с Богом и пребывании в Иисусе Христе (см.: Ин. 17:3 ; Флп. 3:10 ). 1:3–11 Призыв к духовному возрастанию Петр говорит, что самый лучший ответ христианина лжеучителям – возрастание не только в понимании веры, но и применении в повседневной жизни. Это также важно, потому что Бог обеспечил верующих всеми необходимыми ресурсами для такого роста, и прогресс их показывает, насколько тверды они в своей вере. 1:3,4 Помощь Божественного провидения Петр настолько увлечен этим предметом, что пишет довольно корявым греч. языком, зато чувства его вполне ясны. Духовное возрастание в христианской жизни вполне возможно, и определяется оно двумя факторами: силой Божьей и Его обетованиями. Бог призывает человека, который ответил на зов Иисуса Христа. Знающие Иисуса имеют в своем распоряжении весь необходимый арсенал средств, которые помогут им осуществить процесс освящения – постепенного уподобления характеру Иисуса. Этот источник проистекает непосредственно из обетовании Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

52.  Третье Послание апостола Иоанна Богослова. См. предыдущее примечание. 53.  Послание апостола Иуды. См. предыдущее примечание. 54. Все почти послания апостола Павла («К Евреям» начато, но не докончено) капитально истолкованы епископом Феофаном (Затворником). Для порядка надо здесь упомянуть: Никанор, еп. Толковый Апостол. Ч. 2–3. Объяснение Посланий апостола Павла. СПб., 1904–1905; Зефиров Н., прот. Общедоступное объяснение… Т. 2. Послания св. апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Фили-ппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Солунянам. Могилев, 1912. К Римлянам. Св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит, блаж. Феофилакт и др. У нас толкований нет. 55.  Первое к Коринфянам. Св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит и др. Специальных экзегетических монографий у пас пет. 56.  Второе к Коринфянам. См. предыдущее примечание. 57 . К Галатам. Св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит, блаж. Иероним и др. Филарет, архиеп. Черниговский. Опыт объяснения на Послание апостола Павла к Галатам. Чернигов, 1862; Гала-хов И., прот. Послание св. апостола Павла к Галатам. Казань, 1897. 58.  К Ефесянам. Святоотеческие толкования те же. Богдашевский Д., проф. (впоследствии еп. Василий). Послание св. апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904. 59.  К Филиппинцам. Святоотеческие толкования те же. Назарьевскин Н. Послание св. апостола Павла к Фи- липпийцам. Опыт исагогического и экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1893. 60.  К Колоссянам. Святоотеческие толкования те же. Мухин Н. Послание св. апостола Павла к Колоссянам. Опыт исагогнко-экзегетического исследования. Киев, 1897. 61.  Первое к Фессалоникийцам. Святоотеческие толкования те же. Титов Ф., свящ. Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Опыт исагогико-экзегетического исследования. Киев, 1893. 62.  Второе к Фессалоникийцам. Святоотеческие толкования те же. Страхов В., прот. Второе послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Деян. 8; см. Ин. 4. 343 Деян. 10; 11. Отчет, который Петр дал братьям в Иерусалиме, — это не простое повторение фактов, изложенных в 10–й главе, но апологетическая версия произошедшего, адаптированная к конкретным нуждам слушателей. Это убедительно продемонстрировал декан Хаусон в своем толковании двух упомянутых глав (Schaff, Internat. Com., vol. II). См. также мою «Историю апостольской церкви» (р. 217 sqq.). 344 Деян. 11:26; см. также Деян. 26:28 и 1 Пет. 4:16. 345 Имя Павел («маленький») — всего лишь эллинизированная или латинизированная форма его еврейского имени Савл («желанный»), оно никак не связано ни с собственным обращением Павла, ни с обращением Сергия Павла Кипрского. Среди евреев того времени часто встречались подобные двойные имена: Гиллель и Поллион, Кифа и Петр, Иоанн и Марк, Варнава и Иуст, Симеон и Нигер, Сила и Силуан. Возможно, Павел получил свое латинское имя еще в юности, которую провел в городе Тарсе как римский гражданин. Родовое имя Павел (Paulus) носили многие известные римские семьи: Эмилии, Фабии, Юлии и Сергии. Апостол пользовался этим именем в общении с язычниками и во всех своих посланиях. См. Hist. Ар. Ch., р. 226, и мои примечания к толкованию Ланге стиха Рим. 1:1. 346 Когда Павел писал свое Послание к Филимону в 63 г. по P. X., он уже был довольно пожилым человеком (πρεσβτης, Флм. 9), то есть ему было не менее 60 лет. По словам Гиппократа, мужчину называли πρεσβτης в возрасте 49 — 56 лет, а в более позднем возрасте — γρων, senex. Павел употребляет это слово в письме младшему другу и ученику, поэтому не стоит понимать его слишком буквально. Вальтер Скотт называл себя «седым стариком» в 55 лет. Павел еще был «юношей» (νεανας, Деян. 7:58) во время казни Стефана, которая состоялась, вероятно, в 37 г. Слово νεανας имело довольно широкое значение, однако, исходя из того факта, что синедрион счел возможным поручить будущему апостолу очень важное дело, ему, скорее всего, было не менее 30 лет. Филон считает, что мужчину называли νεανας до 28 лет, Ксенофонт — до 40 лет. См. толкование Лайтфутом Флм. 9, а также Farrar, I, 13–14. 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Признавая, что апостол Петр умер в Риме, святой Горазд говорит, что на основании этого факта «нельзя утверждать, что он был также первым епископом города Рима, так как апостол Павел, принявший в Риме мученическую смерть, Римским епископом не был… [И вообще] святые апостолы не имели постоянного местопребывания, но путешествовали по свету, проповедуя христианское учение, а там, где образовывалась более крупная группа христиан, посвящали и устанавливали епископов, а потом шли проповедовать Евангелие в другие места… деятельность апостола Петра протекала в Иерусалиме, Самарии (см.: Деян. 8: 14), Лидде (см.: Деян. 9: 32), Иоппии (см.: Деян. 9: 43), Кесарии (см.: Деян. 10: 24), Антиохии (см.: Гал. 2: 11) и Вавилоне (см.: 1 Пет. 5: 13)» (с. 86). При этом святитель Горазд не признает толкования, утверждающего, что под названием Вавилон апостол Петр подразумевает Рим. Также он добавляет, что, по устному преданию, апостол Петр проповедовал еще на южном побережье Черного моря, в Александрии и в Риме. Далее он пишет: «Нет никаких оснований считать епископа города Рима единственным преемником апостола Петра, так как и те епископы, которые были установлены апостолом Петром в иных местах, являются его преемниками, и поэтому все они могли бы с равным правом требовать для себя главенства над всей Церковью… В самых древних списках епископов города Рима указан первым епископ Лин, а не апостол Петр; имя апостола Петра перед именем Лина появляется только в поздних списках» (с. 87). В примечаниях к данному разделу своего «Православного катехизиса» святитель Горазд указывает еще один аргумент: «Господь Иисус Христос давал имена апостолам согласно их личным поступкам. Однако это касалось только их лично и вовсе не было каким-то наследством, которое могло бы соединяться с определенными епископскими кафедрами и переходило бы на всех епископов, которые будут эту кафедру занимать. Как апостолу Симону было дано имя Петр за веру, которую он проявил с особой силой, так дал Господь апостолам Иакову и Иоанну имя “сыны громовы” за их ревность и усердие (см.: Мк. 3: 16–17). Поскольку же утверждается, что качество апостола Симона, за которое он был назван Петром, наследуется всеми его предполагаемыми преемниками, то можно было бы с одинаковым правом утверждать, что рвение апостолов Иакова и Иоанна переходит также на всех епископов, которые являются их преемниками. Такое примитивное и механическое понимание взаимной связи между апостолами и их преемниками противно духу христианской веры.

http://pravoslavie.ru/43687.html

20. Понедельник. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила . Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского. Служба прор. Самуила не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Успения. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Егда преставление...». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й . «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (пророка). По 3-й песни – кондак пророка, глас 8-й: «Яко многочестный дар...»; седален пророка, глас 3-й: «Закона судьбами воспитан...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «В рождестве Твоем...» (см. в службе пророка). Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 5-й: «Помазателю царский...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 198) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка: «Самуил пет буди...». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Апостоли, от конец...» (см. в службе пророка). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси земнороднии...». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-02/

20. Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского. Служба прор. Самуила не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Успения. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Егда преставление…». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й . «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (пророка). По 3-й песни – кондак пророка, глас 8-й: «Яко многочестный дар...»; седален пророка, глас 3-й: «Закона судьбами воспитан...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «В рождестве Твоем...» (см. в службе пророка). Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 5-й: «Помазателю царский...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 198) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка: «Самуил пет буди...». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Апостоли, от конец...» (см. в службе пророка). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси земнороднии…». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 6-я – 6 (1-го канона со ирмосом). По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь пророка; кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь пророка; кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. 1 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 197) указывают тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Самуила память...». ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-09-02/

С названными лицами должны быть помянуты в качестве академических покойников особенно чтимой памяти Федор Александрович Голубинский, Петр Спиридонович Делицын, Егор Васильевич Амфитеатров и Виктор Дмитриевич Кудрявцев. Федор Александрович скончался 22 августа 1854 года на своей родине, в Костроме, и погребен на одном из Костромских кладбищ; Петр Спиридонович, скончавшийся 30 ноября 1863 года, погребен на лаврском Успенском кладбище; Егор Васильевич, скончавшийся 17 мая 1888 года, и Виктор Дмитриевич, скончавшийся 3 декабря 1891 года, погребены на посадском Вознесенском кладбище (Петр Спиридонович погребен не на академическом кладбище потому, что оно заведено уже после его смерти, а Егор Васильевич и Виктор Дмитриевич погребены не на нем потому, что, быв людьми женатыми, желали быть положены вместе со своими супругами, которые у обоих умерли ранее их самих). Примечания 1. Чему учить в каждом классе (и между прочим в аналогии и инфиме) см. в «Истории Киевской академии» иером. Макария Булгакова (Спб., 1843, с. 54 и 126). 2. Сведения о лаврской семинарии взяты главным образом из ее истории, написанной С. К. Смирновым, под заглавием «История Троицкой семинарии», и напечатанной в 1867 году. Довольно интересные сведения о ней сообщаются в книге А. В. Смирнова «Урожденцы Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной жизни» (Владимир, 1896), в главе 14-й, о М. М. Снегиреве. См. также статью «Первоначальное народное училище в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (Журнал Мин. Народ. Просвещ., ч. LXVI; Указателя с. 247, col. 2). 3. В «Московских Ведомостях» 1814 г., в 82 от 14 октября, напечатана корреспонденция от Троицы под заглавием «Из Троицкой Сергиевой лавры», в которой описывается торжество открытия академии. В весьма недлинной корреспонденции сообщается, что в 9 часов утра 1 октября студенты, назначенные к продолжению наук в академии, слушали (в Троицком соборе) божественную литургию, которую совершал соборне преосвященный Августин, архиепископ Дмитровский, и что после литургии отправлено молебствие, то есть пет молебен. По окончании службы учащие и учащиеся, приложась к мощам преп. Сергия, шли по два в ряд в царские чертоги, назначенные высочайшим указом для академии. По совершении в зале академической конференции водоосвящения и по возглашении многолетия государю императору, всей августейшей фамилии и св. Синоду прочтен инспектором архимандритом Филаретом именной его величества указ, данный в 30 день августа сего года Комиссии духовных училищ. После сего академии ректор архимандрит Симеон произнес приличную сему достопамятному происшествию речь, и баккалавр богословских наук Григорий Левицкий читал рассуждение о нравственных качествах воспитанника духовной академии. «В продолжение сего действия были петы сочиненные на сей случай канты, а в заключение всего преосвященнейший архиепископ Августин сказал краткое наставление студентам и благословил изготовленную для них в особенной зале трапезу».

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

Далее Петр побуждает своих братьев–христиан продемонстрировать реальность своего приобщения к Богу (путем избрания и следования по пути, описанному выше). На этом пути они смогут избежать никчемности этой жизни и найдут горячий прием в вечном царстве Господа (см.: Мф. 25:21– 23 ). Петр здесь учит не о том, что наше спасение можно заработать добрыми делами, не о том, что мы можем лишиться права на отношения с Христом, если однажды искренне откликнулись на его призыв и приняли Его. Скорее он напоминает нам, что воспитание истинно христианского характера представляется единственным свидетельством (для нас самих, так же как и для других) обретения статуса христианина, даже при том, что временами мы серьезно согрешаем. Это согласуется с учением Иисуса ( Мф. 7:16–21 ), Иакова ( Иак. 3:2 ). Иоанна ( 1Ин. 1:7–10; 3:10 ) и Павла ( Гал. 5:16–25 ). Примечания. 10 Более и более старайтесь: эта фраза абсолютно созвучна фразе в ст. 5: прилагая все старание и, вероятно, намеренно подчеркнута здесь. Старайтесь сделать твердым ваше звание и избрание: эта мысль красной нитью проходит через все 1 Пет. (см.: 1Пет. 1:2,17 ; ср.: Флп. 2:12,13 ). Петр также подчеркивает мысль о том, что принявшим драгоценную веру (1:1) надлежит осуществлять эффективное и продуктивное служение Христу. Далее он намекает, что можно даже «преткнуться», отпасть от благодати (в Иуд. слово «падение» используется в том же смысле). Здесь не идет речь о согрешении (как в Иак. 3:2 ), а потому это не дань перфекционизму (учению о совершенстве). 11 Отбросив всякие мрачные перспективы, христианин должен устремлять свой взор в вечное Царство Господа нашего, царство Христа. Последняя фраза может отражать вступление в это царство по возвращении на Землю Иисуса Христа. Откроется вам свободный вход: в оригинале в этой фразе глагол созвучен с таковым в ст. 5 (см. примечание выше). Изобильный дар Божественной благодати побуждает верующих жить щедрой и благодатной жизнью для Него. 1:12 – 2:22 Что лежит в основе этих истин? Петр подробно объясняет, почему он счел необходимым написать об этом с таких позиций. Верующим нужно непрестанно напоминать о важности духовного роста. Петр знает, что ему осталось жить немного, и как очевидец многих событий стремится подчеркнуть, что вера, которую мы разделяем, зиждется на исторических фактах. Более того, эти события из жизни Иисуса были исполнением пророческих провозвестий. Упоминание о них вызвало у него потребность предостерегать против лжепророков, которые появляются в христианской церкви, как это было и в ветхозаветную эпоху среди народа Божьего. Опасность таких ложных учений и ошибочность их пути далее раскрывается во всей полноте. 1:12–15 Личный призыв Петра

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Постепенно церкви в Греции и Риме оставили апостольские обычаи и отлучили от участия в законодательных соборах не только мирян, но и низшее духовенство. Иерусалимский собор — не эталон, а показательный пример. Он свидетельствует о том, что апостолы одобряли синодальную форму церковного управления, при которой участие в рассмотрении общественно важных вопросов и в разрешении богословских и дисциплинарных разногласий принимают все классы христианского сообщества. Решение, которое приняли участники собора, и пастырское послание, которое они разослали, стали первыми в длинной череде постановлений, правил и энциклик, изданных с тех пор церковными властями. Но важно помнить, что это первое постановление — несомненно, появившееся под водительством Святого Духа и с учетом требований времени и обстоятельств жизни церквей, которые состояли из обращенных язычников и евреев, — в конечном итоге было всего лишь «временной мерой для решения насущных проблем» и не может считаться примером непогрешимого и вечного постановления. Дух братского смирения и единомыслия, проявленный в иерусалимском компромиссе, важнее буквы самого постановления. Царство Христово — территория не закона, а духа и жизни. ПРИМЕЧАНИЯ I. В Деян. 15:23 есть любопытное разночтение (см. критические издания греч. текста), которое, однако, не ставит под сомнение состав участников собора — по крайней мере, в отношении пресвитеров. В Textus Receptus 23–й стих звучит так: ο απστολοι, και ο πρεσβτεροι, και ο αδελφο ( " , Η, L, Ρ, Syr. и др.), «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников…» же чтения придерживается и Синодальный Некоторые другие переводы, как Revised King James Version, следуют более достоверному чтению, οι απστολοι, και ο πρεσβτεροι αδελφο: «Апостолы и пресвитеры, братия…» или «Апостолы и пресвитеры братия» (опуская запятую). Но этот стих можно перевести и по–другому: «Апостолы и братья–пресвитеры», — поскольку Петр обращался к пресвитерам как συμπρεσβτερος, или «сопастырь» (1 Пет. 5:1). Textus Receptus лучше согласуется с Деян. 15:22, но оборот και οι могли опустить из желания привести текст в соответствие с более поздними обычаями, которые не позволяли мирянам участвовать в соборах, — в его пользу свидетельствуют такие надежные источники, как А, В, С, D, Вульгата и сочинения Иринея Лионского, и он присутствует в редакциях Тишендорфа (8–е изд.) и Уэсткотта — Хорта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010