24:5–7 Кратко излагая историю исхода, Иисус Навин коснулся только тех дел Божиих, непосредственной целью которых было спасение израильского народа (напр., сам исход из Египта) и которые достигли своей кульминации в овладении израильтянами землей обетованной. 24 вывел вас. Великое деяние Божие спасение народа Израилева ( Исх. 20,2 ) имело своей целью одарение потомков Авраама землей обетованной ( Исх. 15,17 ). вас. См. ком. к ст. 7. 24 к Чермному морю. См. Исх. 13,18 . 24 они... вами... Глаза ваши. О современниках Иисуса Навина говорится так, будто они были свидетелями спасительных дел Божиих минувших дней. Им надлежало знать о добром отношении Господа к народу Израиля на протяжении всей его истории вплоть, чтобы полагаться на Господа и в будущем. много времени пробыли вы в пустыне. В этих словах резюмируется все (включая происшедшее у горы Синай), что случилось с момента перехода израильтян через Чермное море до их прихода в землю обетованную (см. ком. к ст. 5–7). 24 Аморреев. См. ком. к 2,10. 24 Валаама. См. 13,22 и ком.; Чис, гл. 22–24. 24 он благословил вас. В случае с Валаамом явлена абсолютная власть Бога над всеми (нынешними и будущими) врагами Его народа. 24:11–13 Эти стихи являются кратким изложением всей Книги Иисуса Навина. 24 Аморреи... Иевусеи. См. 3,10 и ком. 24 шершней. Возможно, это метафора внезапно возникшей паники (см. также 2,9; 5,1; Исх. 23,28 ). не мечом твоим ... сделано это. Израильтяне получили землю обетованную не в результате успешно предпринятого военного похода она была дарована им Богом по обетованию Его (см. ком. к 1,2; ср. Еф. 2,8 ). 24 дал. См. ком. к 1,2. 24 бойтесь Господа. Ср. 4,24. Страх Божий это осознание милости Господа, Который остался верен Своим обетованиям (ср. Пс. 129,4 ); он ни в коей мере не отрицает любовь к Богу ( Втор. 10,12.13 ; ср. 2,9 и 7,5). отвергните богов. Эти слова могут означать свержение идолов или отказ от почитания других богов, или то и другое одновременно. Милость Бога к Израилю (ст. 2–13) требует поклонения исключительно Ему, о чем сказано в первой заповеди ( Исх. 20,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мы видим, что первый и последний пункты в списке говорят о событиях, которые касаются только израильтян. В обоих случаях бремя с Моисея должно быть снято. Помощники облегчат его ношу. Поскольку Моисей не перейдет за вершину Фасги, это означает, что его обязанности будут возложены на кого-то другого, а именно на Иисуса Навина. Все остальные события связаны с международными отношениями Израиля, потенциальными (3) и реальными (4–6). Сразу же должно быть заметно, что воспоминание Моисеем прошлого является не просто повторением. Здесь также присутствует элемент истолкования. Добавляются новые глубокие откровения. Предыдущие события могут даже игнорироваться. Быстрый взгляд на семь событий из 1–3-й глав Второзакония это подтверждает. Во-первых, конечно же, Второзаконие (1:9–18) является слиянием двух предыдущих библейских событий, одно из которых произошло до прихода к горе Синай ( Исх.18:13 и последующие; это единственное событие, произошедшее до прихода к горе Синай в этом перечне; особенно см. Втор.1:13–17 ), и второе – после отправления от горы Синай ( Втор.1:9–12 ; Чис.11:14–17 ). В таком случае мы не можем не заметить, что во Второзаконии нет никакого намека на роль Иофора, которому принадлежала идея о том, что Моисей должен уменьшить свою нагрузку и распределить свои обязанности, а также нет никакого упоминания о Слове Господа Моисею, повелевающем избрать 70 старейшин. В Числах Бог является объектом слов Моисея: «Я один не могу нести всего народа сего» ( Чис.11:14 ). Во Второзаконии народ является объектом слов Моисея: «И я сказал вам в то время: не могу один водить вас» ( Втор.1:9 ). Во-вторых, повествование о соглядатаях и их сведениях по существу не отличается от Чисел (13–14). Но повествование Второзакония включает интригующее замечание: «И на меня (т.е. Моисея) прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда» ( Втор.1:37 ), которое повторяется в 3:26 и 4:21. Во Второзаконии отсутствует великая ходатайственная молитва Моисея, которая записана в Числах (14:13–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

12:4, 5. Географическая область. Владения Ога простирались от Ермонского хребта и Васана на севере Трансиордании до реки Ярмук на юге. Ог царствовал в Астарофе (Телль-Аштара, в 25 милях к северо-востоку от моря Галилейского) и в Едрее (которая упоминается в анналах Тутмоса III и расположена на притоке реки Ярмук [Дера в совр. Сирии]). Пограничным городом на востоке владений Ога была Салха, возможно, современный Салкат (см. коммент. к Втор. 3:1–11 ). 12:7,8. Географическая область. Перечень завоеванных территорий к западу от Иордана является повторением Нав. 11:16,17 . Этот прием подкрепляет право израильтян на землю, основанное на завете в Быт. 15:19–21 , и подготавливает почву для распределения земли между коленами. Южная граница обозначена горой Халак, а северная – Ваал-Гадом у подножия Ермона на границе с Ливаном. 12:9–12. Перечень царей. Перечень поверженных царей приблизительно соответствует последовательности завоеваний, описанных в Нав. 6–11 . Так, Иерихон и Гай (кроме Вефиля, см.: Нав. 7:2 ) фигурируют в Нав. 6–8 . Цари южной коалиции перечислены в ст. 10–12, а описание их поражения – в Нав. 10:3,23 . В ассирийских надписях также перечисляются царства, покоренные тем или иным царем. Например, Тиглатпаласар I сообщает о сорока двух царствах, завоеванных им за пять лет, а Салманасар I утверждает, что разрушил пятьдесят один город. 12:13. Давир. См. коммент. к 10:38. 12:13. Гадер. Местоположение Гадера не установлено. Возможно, это название возникло вследствие ошибки переписчика вместо «Герар», хананейского города в западной части Негева. Впрочем, в 1Пар. 27один из «начальников» Соломона назван гедеритянином, что подтверждает существование города с таким названием. Один из вариантов его локализации – Хирбет-Джедур (Jedur), в 7 милях к северу от Хеврона. 12:14. Хорма. Поскольку это слово означает «истребление», такое название могли иметь различные места. По-видимому, Хорма находилась на юге Иудеи, в Негеве, но ее точные координаты являются пока предметом споров (среди прочих вариантов называют Телль-эль-Милх, в 7 милях к северо-востоку от Беэршивы, и Телль-Масос, в 7 милях к востоку от Беэршивы). Это географическое название ассоциируется с первым поражением израильтян ( Чис. 14:45 ) и с победой над Арадом ( Чис. 21:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

1:11 Здесь, как и в ст. 12,13, говорится о людях, которые вовлекают других в грех. идут путем Каиновым. См. Быт. 4,3.4 ; 1Ин. 3,12 ; Евр. 11,4 . Согласно иудейскому преданию, на которое ссылается, по-видимому, апостол, Каин был прообразом всех грешников. предаются обольщению мзды, как Валаам. См. ком. к 2Пет. 2,15 . в упорстве погибают, как Корей. Корей вместе с Дафаном и Авироном возглавил мятеж 250 именитых мужей Израиля против власти Моисея и Аарона ( Чис. 16 ). Восстание Корея и постигший его суд Божий представляли собой параллель неповиновению лжеучителей авторитету Церкви и их опасному искусству совращать других с пути истинного, так же как и наглядным примером суда Божия, ожидающего лжеучителей ( Чис. 16,31–33 ). 1 бывают соблазном. Стоящее в греческом оригинале слово, переведенное как «соблазн», означает рифы или подводные скалы, реже порчу или вред. Иуда, используя игру слов, подчеркивает, какую опасность представляют лжеучители, развращая и вводя в заблуждение других. на ваших вечерях любви. См. ком. к 2Пет. 2,13 ; ср. 1Кор. 11,20–34 . пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Лжеучители превращали вечери любви в повод для распутства (ср. 2Пет. 2,13 ), и их дурное влияние на участников таких собраний несомненно очень беспокоило апостола. Поскольку на вечерях любви было принято произносить поучения или речи ( Деян. 20,7.11 ), лжеучители распространяли здесь свои идеи. безводные облака. Образ обманутой надежды (ср. 2Пет. 2,17 и ком.). бесплодные, дважды умершие. Подобно деревьям, не приносящим плодов и потому вырубленным, жизнь таких людей напрасна, и они предстанут пред судом Божиим ( Мф. 7,16–20 ). 1 звезды блуждающие. Метеориты, падающие звезды, кометы или, вероятнее всего, планеты. Учение противников апостола либо недолговечно, как свет падающей звезды, либо непредсказуемо, как движение этих небесных тел. 1 пророчествовал. Говоря о том, что «о них пророчествовал и Енох», Иуда не подтверждает и не отрицает распространенного в его дни мнения, что автором этого апокрифического произведения был именно упоминаемый в книге Бытия Енох. Цитата из «Книги Еноха» находится в полном согласии со многими ветхозаветными пророчествами (напр., Дан. 7,9.10 ; Зах. 14,5 ), что Господь явится со всем воинством небесным произвести суд над нечестивыми. Поэтому обращение Иуды к этому апокрифическому тексту является совершенно оправданным в данной ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8:6. Телец Самарийский. Использование Самарии вместо Вефиля как места поклонения тельцу здесь выступает как эвфемизм для обозначения всего Израиля (см.: Ос. 10:5 ). В ассирийских хрониках вся провинция, или область, обычно обозначалась по названию ее столицы (см.: 4Цар. 23:19 ). 8:14. Чертоги. Древнееврейское слово hekal, возможно, родственное аккадскому ekallu (от шумерского E.GAL), «большой дом», может обозначать либо храм, либо дворец. В Самарии и других крупных городах, по крайней мере в начале царствования Иеровоама, предпринимались попытки построить укрепленные города и монументальные сооружения (см.: 2Пар. 26:9,10 об аналогичных сооружениях в Иудее). Эти попытки могут служить символом царской власти и тем самым Осия справедливо обвиняет израильтян в том, что они «забыли» Бога (см.: Втор. 32:15–18 ). 9:1–10:15 Суд над Израилем 9:1. Блудодеяния на гумнах. Гумна существовали в земледельческих обшинах по всему Израилю. Туда свозился весь собранный урожай для обработки и распределения (см.: Руф. 3:2,7 ). Там, вероятно, проходили собрания общества (см. о столкновениях в 3Цар. 22:10 ), а также праздники урожая ( Втор. 16:13 ). Однако Израиль больше не выражает истинной радости, поскольку народ показал свою неверность Богу, выразив убежденность в том, что Ваал в состоянии обеспечить им изобилие (см.: Ос. 2:7,8 ). Очевидно, эти места посещали блудницы и жрицы любви во время Праздника урожая и стрижки овец (см. коммент. к Быт. 38:15–23 ). Таким образом, воздавая благодарность за полученный урожай не Яхве, а иным богам, Израиль играет роль блудницы на гумне. 9:4. Хлеб похоронный. Дом, в котором был траур, невольно соприкасался с мертвым телом, а потому считался нечистым в течение семи дней и должен был подвергнуться ритуальному очищению, чтобы в нем возобновилась нормальная социальная и религиозная жизнь (см. коммент. к Чис. 19:11 ). Все время, пока родственники умершего считались нечистыми, их пиша также считалась оскверненной. Они могли использовать ее для поддержания своей плоти, но она не доставляла радости и не могла использоваться для принесения в жертву (см.: Иер. 16:7 ; Иез. 24:17 ). Именно так описывает Осия жизнь в изгнании, которая ожидала Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Нибур, Reisen, III. стр. 4 и описание деданских караванов Ис.21:13–17 , где упоминается также и обычай снабжать их водою, частью чрез выкапывание и поддержание колодцев и водоемов на караванных дорогах частью так, что безводные стоянки, в определенные конечно времена прихода каравана, снабжались водою от обитателей соседних мест, за что путешественники платили пошлину. Это учреждение уже во времена Моисея существовало в Едоме и Перее–по Чис.20:17 и 21:20, где израильтяне желают пройти страну Едомскую и область царя Сигона царским путем или большою дорогою и покупать воду для себя и своего скота,–и было широко распространено в древнем востоке. Сравн. Моверс Phonizier, III, 1 131. 1018 О древности письменного искусства сравн. подробное исследование Генстенберга, Beitrage zur Einl. ins А. Test: 11. стр. 415 gg. и Геферника Handb. d, Einleit 1. § 43. 2. usg.–Hobeйшue попытки Заальшутца, Гитцига, Ольсгаузена и Вуттке изъяснить происхождение семитического буквенного письма, приведены в моей Lehrb. d. Einleit. ind. A. Test. § 4. Замеч. 1. втор. изд. 1019 Сравн. Д. Вебер, о семитическом происхождении индийского алфавита, ; в Zeitschr, der deutsch–morgenl. Gesellschaft X. стр. 38. 1022 Древнейшими, доселе найдеными памятниками древне-финикийского письма служат надпись на саркофаге сидонского царя Езмунацара и марсельский жертвенный стол, различные опыты объяснения которых указаны в моем Einleit. in d. A. Test. § 11. Зам. 2.–Различные алфавиты, усмотренные в этих и других надписях, соединены в нглядном обозрении в таблицах шрифтов 1–5 в Scripmurae linguaeque phoenic monumenta, Гвид. Гезениуса III часть 1337. 4. 1023 Историю этого постепенного развития семитических шрифтов см. в Hbd. d. Геферника 1. § 46. и короче в моей Lehrb. d. Einl. § 164. 1024 По свидетельству Геродота V, 58. Что такие кожи (διφϑραι) употреблялись израильтянами как письменный материал, это ясно из Чис.5:23 , где предполагается такой материал, с которого можно было смывать написанное, без того, чтобы он распутился в воде, и из Иер.36:23 , где говорится, что книжный свиток изрезывается ножом писца, следовательно не может быть разрываем просто как бумага.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

32:36 Господь вновь говорит о неотвратимой участи Иерусалима. Непредсказуемость и неожиданность сказанного в ст. 26–35 объясняют слова ст. 27: «есть ли что невозможное для Меня?» (ср. ст. 17). 32:37 Иеремия вновь подтверждает данное Моисею обетование спасения из плена ( Втор. 30,3–5 ). 32:38 См. 30,22; 31,33. 32 вечный завет. Новый завет не может быть нарушен, поскольку он основан на искупительной жертве Христа (ср. Ис. 55,3 ). чтобы они не отступали от Меня. Благотворительность Божия, однако, не снимает с людей ответственности. 32 запечатывать и приглашать свидетелей. См. ст. 10. Глава 33 33 Который сотворил землю. См. ком. к 10,12. Власть Божия судить и спасать народы основывается на Его творении (32,17). 33 великое и недоступное, чего ты не знаешь. Ср. Ис. 48,6 , где о спасении говорится как о новом творении (см. Дан. 2,47 ). 33 голос радости... веселья... жениха... невесты. Ср. 7,34; 16,9. Эту радость принесет новый завет. 33:17 См. 23,5; 30,9. В основе этого стиха лежит 2Цар. 7,12–16 (ср. 3Цар. 2,4 ). Речь идет не о восстановлении царской власти, а об установлении царств Мессии. 33 у священников-левитов. Роль священников в соблюдении завета был особенно важна (Исх., гл. 28; 29; Втор. 10,8; 18,1 ); кроме того, Бог заключил с ними особый завет ( Чис. 25,12.13 ; 1Цар. 2,30.35 ). Обетование священнического служения не получило непосредственного исполнения, однако воплотилось в Самом Христе ( Евр. 5,6–10; 7,11–25 ). 33:20–21 завет Мой о дне ... о ночи. Рассматриваемая здесь незыблемость Божиих установлений представляет собой контраст с храмовой проповедью (7,1–15). Это постоянство становится осуществимым в новом завете. 33 неисчислимо... песок морской. В этих обетованиях царства Мессии исполняется то, что было обещано Аврааму ( Быт. 22,17 ; ср. 15,8). 33 народ этот говорит... Он отверг. Славу Божию составляют дела Его народа (ст. 9), и во времена нового завета эта слава возродится во всей своей полноте. 33 Авраама, Исаака и Иакова. В новом завете исполнится завет Божий с Авраамом, который распространится на все народы (см. ком. к ст. 22). Глава 34

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010