16 жребий. См. ком. к 15,1. 16 удел. См. ком. к 1,6. 16:5–10 Ефрем был младшим сыном Иосифа ( Быт. 41,52 ). То, что удел Ефремов описывается раньше удела Манассиина, отражает, вероятно, первородство, данное Ефрему ( Быт. 48,12–20 ). 16 не изгнали Хананеев. См. ком. к 15,63. до сего дня. См. ком. к 4,9. Период судей (Книга судей 16:31) Глава 17 17 выпал жребий. Это относится к половине колена Манассиина, поселившейся к востоку от Иордана (13,29–31). Манассии. См. ком. к 13,7. Манассия был старшим из двух сыновей Иосифа, но по занимаемому положению стоял ниже Ефрема ( Быт. 41,50.51; 48,12–20 ). первенец Иосифа. См. ком. к 16,5–10. первенцу Манассии. См. Быт. 50,23 . 17 Достались. Здесь говорится о наделении землей к западу от Иордана второй половины колена Манассиина. уделы. См. ком. к 15,1. 17:3–6 Согласно обетованию Божию, дочери могли наследовать удел отца «если у него не было сыновей» ( Чис. 27,3–11 ). 17:12,13 не могли выгнать... изгнать не изгнали их. См. ком. к 15,63; 21,45. 17:14–18 Жалобы потомков Иосифа (ст. 14) и их страх перед хананеями (ст. 16) контрастируют с верой и храбростью Халева (14,6–12). 17 один жребий. Территория колена Манассиина по обе стороны Иордана и удел колена Ефремова фигурируют здесь как «один жребий и один участок» (см. ком. к 15,1). многолюден ... благословил. См. ком. к 8,33. Бог обетовал Аврааму многочисленное потомство ( Быт. 15,5 ). 17 пойди... расчисти себе место. Вера в обетование Божие выражается в смелых и решительных действиях (см. ком. к 1,6.7; 14,12). 17 не останется... Хананеев. Страх сынов Иосифа и их нежелание подчиниться словам Иисуса Навина проистекают из неверия в обетование Божие. 17 сильны. Страхи потомков Иосифа будут рассеяны, когда они вспомнят об обетовании Божием (ср. 1,5). Глава 18 1819,51 Остальные семь колен получили свои наделы в Силоме; город Фамнаф-Сараи перешел в удел Иисусу Навину (19,49.50). 18 Все общество... собралось. См. 8,35 и ком. Силом. Находившийся на землях колена Ефремова (16,6) Силом ранее не фигурировал в библейской истории, но отныне он становится местом, которое изберет Господь, Бог Израиля ( Втор. 12,5.11.18 ; ср. Иер. 7,12 ). Во времена Давида эта роль перейдет к Иерусалиму. О значении Силома в истории Израиля см. 22,12; Суд. 18,31; 21,19 ; 1Цар. 1,3.24; 2,14; 3,21; 4,3; 14,3 ; 3Цар. 2,27; 11,29 ; Пс. 77,60 ; Иер. 7,12.14; 26,6.9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17 Садоку и Авиафару. См. 8,17 и ком.; 15,27–29,35.36. 17 на равнине в пустыне. См. 15,28. 17 Ионафан и Ахимаас. См. ком. к 17,15. у источника Рогель. Этот источник находился за пределами Иерусалима, возможно, с юго-восточной его стороны. И пошла служанка и рассказала им. Опасаясь входить в город, Ионафан и Ахимаас обосновались у источника, где служанка могла передавать им интересующие их сведения. Источник был избран местом встречи, поскольку, как они полагали, никто не заподозрит в чем-либо служанку, приходящую туда за водой. 17 в Бахурим, в дом одного человека. Во время своего последнего пребывания в Бахуриме (16,5–14), Давид, по всей видимости, сумел узнать, кто из жителей его сторонник, а кто враг. Ионафан с Ахимаасом как раз и укрылись у одного из сторонников Давида. См. ком. к 3,16. 17 и удавился. Ахитофел кончает с собой не только потому, что он оскорблен и унижен решением Авессалома отвергнуть его в высшей степени разумный план, но также и осознавая, сколь малы были теперь шансы восставшего царевича на успех. Он также понимал, что своим советом (16,21.22) разрушил всякую надежду на примирение с Давидом. 17 Маханаим. См. ком. к 2,8. 17 Амессай. Согласно 1Пар. 2,13–17 , Амессай был племянником Давида (его мать Авигея приходилась царю единокровной сестрой). Таким образом, Амессай приходился двоюродным братом как Авессалому, так и Иоаву. к Авигее. Мать Амессая, одна из сводных сестер Давида (не путать с вдовой Навала, ставшей женой Давида, см. 1Цар. 25,18 и дал.). Нааса. Этот Маас и Маас «из Раввы Аммонитской», упоминаемый в ст. 27, по всей видимости, два разных человека. 17 Сови, сын Нааса. Как и Аннон, Сови принадлежал к аммонитскому царскому роду (10,1.2), но, в отличие от Аннона, был дружественно настроен к Давиду и после взятия израильтянами Раввы был назначен им правителем этого города (12,2 –31). из Раввы Аммонитской. См. ком. к 11,1. Махир. См. ком. к 9,4. Верзеллий. См. 19,31–39; З Цар. 2,7. Глава 18 18 тысяченачальников и сотников. Тысячи и сотни воинские подразделения (см. Исх. 18,21 ; Чис. 31,14 ; Втор. 1,15 ; 1Цар. 8,12; 22,7; 29,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19:17–19. Ритуал очищения. Чтобы очистить осквернившегося через прикосновение к трупу, ритуально чистый человек берет пепел рыжей телицы, смешивает его с водой из источника или ручья и обрызгивает нечистого этой водой с помощью иссопа. Иссоп используется по той причине, что его волосяные ветви хорошо впитывают влагу. Кропление очистительной водой совершается в третий и седьмой день (эти простые числа часто фигурируют в ритуалах и сказаниях). Затем, в седьмой день, нечистый человек моется и стирает одежду. К вечеру этого дня он снова будет считаться чистым. Благодаря этому в самой общине не происходит смешивания чистого и нечистого, и достигается идеал общины, достойной служить своему Богу. 19:20,21. Очистительная вода. Смесь пепла принесенной в жертву телицы и воды из источника называется «очистительной водой». Окропление такой водой составляет часть очистительного ритуала. В хеттских ритуальных текстах вода также упоминается как средство удаления реальной или предполагаемой нечистоты. Однако смесь, описанная в Книге Числа, делает нечистым до вечера и того, кто кропит этой водой. Это объясняется назначением смеси и вероятностью осквернения, обусловленного самими священными ингредиентами. 20:1–13 Вода из скалы 20:1. Хронологическое замечание. К этому времени сорок лет скитаний в пустыне подошли к концу, и вскоре оставшиеся в живых участники исхода покинут сцену, так как им не позволено вступить в обетованную землю. В первый месяц сорокового года умирает сестра Моисея, Мариам, и ее смерть знаменует начало смены власти, которая завершится смертью Аарона в пятый месяц ( Чис. 33:38 ). 20:1. Пустыня Син. Пустыня Син находится на севере пустыни Фаран. Хотя ее местоположение точно неизвестно, она упоминается как южная граница обетованной земли ( Чис. 34:3,4 ; Нав. 15:1,3 ). Кадес – оазис в пустыне Син, где израильтяне провели довольно много времени (см.: гл. 13, 14). 20:6. Явление славы Господней. В критические моменты Моисей и Аарон обращаются к Богу за помощью и советом. Они идут к скинии собрания и кланяются до земли как просители. В ответ на их смирение и почтительность является Божья «слава» (kabod) и разрешает затруднение (см. подобные примеры в Чис. 14:5–12; 16:19–22 ). Аура, или зримое проявление могущества божества, обозначается в месопотамском эпосе понятием melammu. Иногда эта аура используется как средство поражения врага (напр., в сражении Мардука и Тиамат в поэме «Энума элиш»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Солярский «Опыт библейск. словаря под сл. Моавитяне и Хамос». 13 Смысл 22:2 ст.: «и видел Валак сын Сепфоров всё, что сделал Израиль Аморреям» становится ясен при сопоставлении с следующим указанием кн. Чис.21:26–29 : Есевон был город Сигона, царя Аморрейского; и он воевал с прежним царём Моавитским, и взял из руки его всю землю его до Арнона. Потому говорят приточники: идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона. Ибо огонь вышел из Есевона, и пламень из города Сигонова, и пожрал Ар Моав и владеющих высотами Арнона: Горе тебе, Моав! Погибы ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его; и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона». Отсюда видно, что Аморреи были сильнее Моавитян, а потому поражение и истребление Аморреев Евреями делало несомненной возможность истребления Моавитян, так что последние могли усматривать в гибели Аморреев прямое предзнаменование своей собственной гибели. К такому мрачному предположению их могло склонять и то обстоятельство, что, судя по намекам Суд.11:17–18 и Втор.2:29; 23:3–4 , между ними и Евреями произошло небольшое столкновение во время движения последних на север, к земле Аморрейской и бродам Иордана ср. De Geer Dissertatio de Bileamo etc. p. 4–5. 14 См. Властов, Св. летопись Чис.21:11–13 прим. 7 и 9. В первом читаем: «пройдя с запада на восток ущельем вади-ель-Ифм в обход гор Едома Израильтяне поворачивают круто к северо-востоку по направлению к долинам Моавитским и идут по замечанию Еспина, по той именно дороге, по которой ныне караваны пилигримов идут из Мекки в Дамаск. Из Чис.33:41–42 видно, что ранее, чем прибыть в Овоф, Израильтяне имели станы в Салмоне и Пупоне, поэтому здесь записано лишь главное направление движения. Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса, где останавливаются теперь караваны, при чём замечают, что и Еврейское и Арабское имя означают «копани», т.е. ямы, вырываемые в грунте, и которые наполняются подпочвенною водою. Маленький ручеек Вади-Эль-Ахса, который теперь составляет границу между двумя областями, – Джебал и Керак, по всей вероятности, и в эти древние времена служил границей между Едомом и Моавом, и потому Израиль, перейдя этот ручей и дойдя до Ийе-Аварима, «вступил в пустыню против Моава к восходу солнца», т.е. вступил на пастбищные места (здесь пустыня означает травяную степь), которые находились к востоку от Моавитян». Во втором: «Поток Арнон называется теперь вади-Моджеб, – в низовьях течения своего, – в верховьях сеиль-ес-Саиде (так Буркхардт, Зеетцен и Риттер). Это очень быстро текущий поток, впадающий в Мёртвое море. Израильтяне, проходя «пустыней», т.е. степью, должны были переходить его в верховьях… Но в стихе 13-м Израильтяне держатся еще вне территории, как Аморреев, так и Моавитян, в общей кочевой степи».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

9 заключил с ним завет. В соответствии с последующими словами этой молитвы-хвалы, заключенный с Авраамом завет (Быт., гл. 15) стал основой излияний Божественной благодати на Его не хранящий верность народ. Ты исполнил слово Свое. Бог исполняет обещанное Аврааму лишь в силу Своей собственной праведности ( Быт. 15,9–21 ; Втор. 9,4–6 ). 9:9–12 Богу возносится хвала за вызволение Израиля из египетского рабства (Исх., гл. 1–19). 9 Ты увидел бедствие. См. Исх. 3,7 . 9 знамения и чудеса. См. Исх., гл. 5–12. 9 Ты рассек ... море. См. Исх. 14,10–31 . 9 Ты вел их. См. Исх. 13,21 . 9:13–21 Богу возносится благодарность за дарование закона на горе Синай и за Его заботу о Своем народе в пустыне. 9 на гору Синай. См. Исх. 20 . дал им суды справедливые... заповеди добрые. Закон воспринимался не как ярмо, но как радость ( Пс. 118,5–16 ; Рим. 7,12 ). 9 субботу. Требование соблюдать субботу краеугольный камень закона ( Ис. 56,2.4.6 ; Иез., гл. 20–23). 9 хлеб с неба. См. Исх, гл. 16. воду из камня. См. Исх., гл. 17. подняв руку Твою, клялся. Указание на клятвенное обещание Бога Аврааму ( Исх. 6,8 ). 9:16–17 Первое исповедание в грехах. 9 поставили над собою вождя. См. Чис. 14,1–4 . Верность Бога данному Аврааму обетованию противопоставляется неверности Израиля (ст. 8 и 15). 9 хотя. Благость Божия тем ярче сияет, чем более Израиль погрязает в грехе. сделали себе литаго тельца. См. Исх., гл. 32. 9:19–21 Забота Бога о Своем народе, странствующем в пустыне, объясняется отнюдь не послушанием Израиля, а Его состраданием ему, берущем начало в обетовании Аврааму (ст. 7,8). 9 Сорок лет. См. Втор. 8,4 . 9:22–28 Богу возносится благодарность за Его милость и долготерпение во времена завоевания и во дни судей. 9:22–25 Во исполнение данного Аврааму обетования (ст. 7,8) Бог позволил Израилю завоевать землю Ханаанскую. 9 землею Сигона... землею Ога. См. Чис. 21,21–35 . 9 размножил, как звезды. Народ израильский возрос в числе, как то и было обещано Аврааму ( Быт. 15,4.5 ). 9 овладели землею. См. Книгу Иисуса Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

31:19–24. Очищение. Воины нуждались в очищении, так как осквернились через прикосновение к мертвым. Семидневный ритуал очищения воинов и захваченной на войне добычи полагалось совершать вне стана (ср.: Втор. 23:10–15 ), дабы не допустить осквернения остального народа (см.: Чис. 19:11–13,16–22 ). Для воинов очищение предполагало омовение ( Чис. 19:18,19 ) и мытье одежды (см.: Лев. 11:25,28 , а также «Свиток войны» из Кумрана). Трофеи очищались водой и огнем. Очищение металлов огнем встречается также в описании хеттских ритуалов, связанных с родами. 31:25–50. Правило дележа добычи. До сравнительно недавнего времени воинам платили из захваченной на войне добычи. На древнем Ближнем Востоке это стало священным правом. В текстах из Мари военачальники дают клятву, что не посягнут на добычу, полагающуюся их воинам. Боги также получали свою долю, которую собирали на поле сражения сопровождавшие войско жрецы. В данном случае дележ добычи предусматривает получение воинами в десять раз больше, чем гражданскими лицами, причем пятисотая часть доли войска отделяется Елеазару (и на содержание скинии), а пятидесятая часть доли гражданских лиц отдается левитам. Это сопоставимо с десятиной, выплаченной Авраамом Мелхиседеку в Быт. 14:20 , и с равными долями воинов и гражданских лиц при дележе добычи Давидом в 1Цар. 30:24,25 . 31:50. Золото на искупление. Перепись населения была в Древнем мире сравнительно непопулярна (см. коммент. к Исх. 30:11–16 ), и даже вызывала божественное неодобрение, так как могла свидетельствовать о человеческой гордыне и о недоверии к богам (см.: 2Цар. 24–17 о язве, посланной в наказание за исчисление народа Давидом). Согласно закону в Исх. 30:12 , когда бы ни проводилась перепись, за каждого исчисленного мужчину следовало заплатить выкуп. После исчисления войска, удостоверившись в том, что никто не был убит, военачальники заплатили выкуп золотыми украшениями, снятыми с мертвых тел. Выкуп избавлял от будущих поражений (см.: Чис. 8:19 ), а из золота изготовили священные сосуды для скинии, которые будут служить вечным напоминанием о победе и готовности народа повиноваться Богу. Вес этого золота составлял около 600 фунтов. 32:1–42 Колена, унаследовавшие Трансиорданию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Псалом 96 Надписание, составленное переводчиком, предполагает, что древний псалом Давида пелся в то время, когда страна отмечала свое возрождение после вавилонского плена. Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...земля ...острова – взор Псалмопевца охватывает весь мир. Ст. 2. Облако и мрак – воспоминание о явлении Бога на горе Синай (см.: Исх. 19:18; 24:17 ; Втор. 5:4; 9:10; 18:16 ). Ст. 5. Горы – символ устойчивости, тот же образ см.: Мих. 1:4 ; Наум. 1:5 ; ...Господа всей земли – подчеркивается сила Бога как Владыки вселенной (ср.: Мих. 4:13 ; Зах. 4:14; 6:5 ). Ст. 7. Поклонение изваяниям строго воспрещалось Моисеевым Законом (см.: Лев. 26:1 ). Ст. 8. Сион – зд.: жители Иерусалима; ...дочери Иудейские – города и селения Иудеи; ...о праведных судах Твоих – см. примеч. к пс. 95:10. Ст. 10. ...возненавидьте зло – этот мотив настойчиво звучит у пророков (см.: Ис. 1:16 ; Ам. 5:15 ). Ст. 11. Свет – символ спасения (см.: Ис. 9: 2 ) и благословения Божия (см.: Ис. 58:8, 10; 60:1 ); ...чист –букв. «прям, прав».   Псалом 97 Ст. 1. ...рука – см. примеч. к пс. 88:11. Ст. 1–3. Под спасением исторически может подразумеваться освобождение от вавилонского плена. Святые отцы видят в этих словах пророчество о спасении, которое принес миру вочеловечившийся Сын Божий. Ст. 3. ...Иакову ...дому Израилеву – исторически имеется в виду древнееврейский народ (см. примеч. к пс. 77:5); св. отцы относили это наименование к христианам. Ст. 4. Радостный крик был знаком приветствия (см.: 1Цар. 10:24 ). Ст. 6. В серебряные чеканные трубы трубили по Закону Моисееву для созыва всех членов общины (см.: Чис. 10:2 ); в трубы трубили и при возведении царя на царство (см.: 3Цар. 1:39 ; 4Цар. 11:14 ). Ст. 8. Реки да восплещут руками – знак радости, образ ликования природы (ср.: Ис. 55, 12 ).   Псалом 98 Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...парящий на Херувимах – одно из определений Бога (ср.: 1Цар. 4:4 ), в победной песни Давида после избавления от врагов воспевается Бог, восседающий на Херувимах и летящий на крыльях ветра (см.: 2Цар. 22:11 ); о Херувимах см. примеч. к пс. 17:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14 Поэтому Михей просит Бога пасти народ Свой, как евреев, так и язычников ( Деян. 15:16–18 ; Еф. 1:3–4 ). Этот образ получает развитие в напоминании о надежной защите (жезл) и о продовольственном изобилии (паси [корми]). Наследие – это данный в вечное пользование земельный надел, обеспечивающий роду средства к существованию (см.: 2:2; ср.: Чис. 26:56 ). Ныне Бог дарует Своим избранным источник вечной жизни во Христе ( Ин. 10:28 ). Избранные обитают уединенно в лесу, похожем на сад («Кармил» означает «сад» или «плодородный»). Васан и Галаад были первыми землями, завоеванными Моисеем благодаря чудесным деяниям Бога ( Чис. 21:33 ). Васан славился своими великолепными дубами ( Ис. 2:13 ; Зах. 11:2 ) и откормленными домашними животными ( Втор. 32:14 ). Галаад был известен своими хорошими пастбищами ( Чис. 32:1,26 ). Михей просит Бога вернуть Израилю прежнее благословение. 15 Бог обещает ответить на молитву согласно Своей воле. 16–17 Размышляя над благословенными обетованиями, Михей представляет, как увидят это народы (дивные дела Бога, 15) и устыдятся того, что доверили свою честь бессильным ложным богам. Положат руку на уста – образ изумления и благоговейного молчания. Уши их сделаются глухими (как бы от грома великих дел Божьих). Когда Бог сотворит эти чудеса, народы перестанут насмехаться над Израилем и откажутся слушать пустые похвальбы и бессмысленные доводы всех остальных. 17 Народы отрекутся от своих правителей. Побежденные цари будут лизать прах, т. е. повергнутся на землю от ужаса перед Господом. Столкнувшись с Его могуществом, они в страхе покинут свои крепости, чтобы поклониться Ему. 18–19 Михей искусно вплетает имя Бога в зачин народного гимна «Кто Бог [в оригинале Яхве], как Ты…» Никто не сравнится с Ним, прощающим беззаконие (грех) и не вменяющим преступления (см.: 1:5). Нарушение завета Израилем было столь серьезным, что никто, кроме Бога, не простил бы его (см.: 1Тим. 1:15–17 ). Но без этого прощения служение Михея не имело бы смысла. Он получил бы удовлетворение, излив свое негодование, но народ закоснел бы в грехе (ср.: Пс. 129:3–4 ). И пророк перечисляет благие качества Бога: не вечно гневается, любит миловать, умилосердится (т. е. проявит сострадание) и изгладит беззакония. Эти качества Бог проявил тогда, когда Израиль согрешил, сделав золотого тельца, и Моисей попросил Его явить Свою славу ( Исх. 34:6 ). По Своему милосердию Бог ввергнет в пучину морскую все грехи народа, – как когда–то Он потопил в море фараоново войско, – дабы они больше не угрожали существованию Израиля. 20 Эти качества Бога вселяют уверенность, что Он явит верность завету, которую с клятвою обещал отцам… от дней первых. Все это возможно благодаря Иисусу Христу, Который искупил грехи Своего народа и стал последним «Аминь» Божьих обетовании завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Проклят лживый. Законы, регулирующие добровольные жертвоприношения, требуют, чтобы приносимые жертвы были без изъяна. Здесь говорится о попытке обмануть Господа и о том, что произошло в период между обетом и его исполнение ( Пс. 75,12 ). Глава 2 2 Я пошлю на вас проклятие. См. Втор. 28,20 . прокляну ваши благословения. Это либо те благословения и материальные блага, которые были обещаны священникам, получающим десятину ( Чис. 18,21 ), либо благословения, произносимые священниками во время жертвоприношений ( Чис. 6,24–26 ). И то, и другое обернется проклятиями. 2 завет жизни и мира. Во Второзаконии главный упор делался на том, чтобы показать связь между покорностью воле Господней и жизнью. Преданность Богу ведет к полноте жизни. Некоторые комментаторы видят в словах «завет... мира» указание на завет с Финеесом, о котором говорится в Чис. 25,10–12 . 2 уста священника должны хранить ведение. См. Ос. 4,6 и Езд. 7,10 . Связь между истинным знанием Господа и наставлением в законе, которое дают священники, красноречиво выражена в 2Пар. 15,3 : «Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона». 2 вы уклонились от пути сего. См. Неем. 13,29 . Настроения и поведение духовенства подавали народу дурной пример. Священники пренебрегли своим истинным призванием в том, что касалось обучения народа и сохранения истинного знания. См. Пс. 1,6; 17,22.23 ; Рим. 1,5 ; Деян. 6,7 . 2 вы... лицеприятствуете в делах закона. Подосновой этого порицания служит представление о сущности Бога, Который «не смотрит на лица и не берет даров» ( Втор. 10,17 ; ср. Лев. 19,15 ). Возможно, дело обстояло так, что священники не применяли закон ко всем беспристрастно, но избирательно подходили к выяснению истины, когда дело касалось представителей богатых и влиятельных слоев общества. 2:10–16 Отсутствие надлежащей преданности Богу приводит к нарушениям во взаимоотношениях между людьми. Малахия сурово осуждает браки с идолопоклонницами в ст. 10–12 и разводы с женами-израильтянками в ст. 13–16. Неверность прогрессирует: начавшись с неверности Господу (осквернением завета, ст. 10), затем проявляется в вероломстве по отношению друг к другу (ст. 10) и, наконец, приводит к вероломству в отношении «жены юности» (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010