Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИЙ [Древнеевр.  ], 3-й сын патриарха Иакова от его старшей жены Лии . В ветхозаветной традиции Л. считается предком левитов и священников (см. Колена Израилевы ). Имя Левий употреблено в ВЗ 58 раз (см.: BDB. P. 532), чаще всего - в перечнях и родословных списках (Быт 35. 23; 46. 11; Исх 1. 2; 6. 16; Числ 16. 1; 1 Пар 2. 1; 6. 1, 16, 38, 43, 47), а также в выражениях     - «потомок Левия» (букв.- сын/дочь Левия; Исх 2. 1; 32. 26, 28; Числ 3. 15, 17; 4. 2; 16. 7, 8, 10; 18. 21; 26. 59; Втор 21. 5; 31. 9; Нав 21. 10; 3 Цар 12. 31; Иез 40. 46; Мал 3. 3; 1 Езд 8. 15, 18; Неем 12. 23; 1 Пар 9. 18; 23. 24, 27; 24. 20; ср.: 1 Пар 23. 6),     - «колено Левия» (Числ 1. 49; 3. 6; 18. 2). Несмотря на исключительную роль, к-рую левиты и священники играют в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о Л. не сообщается преданий, как-либо связывающих его с ветхозаветным культом. Сведения о Л. сводятся к 3 текстам. Согласно Быт 29. 34, Лия назвала сына Левием, надеясь, что ее муж «прилепится» (  ) к ней, после того как она родила ему 3 сыновей. Данная этимология, возможно, вторична по отношению к Числ 18. 2, 4, где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Л. (    ) будут находиться (    ) при Аароне. Согласно Быт 34. 25-31, Л. и его брат Симеон напали на г. Сихем , «умертвили» в нем «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесенное их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт 34. 1-2). Поступок Л. и Симеона был осужден патриархом Иаковом (Быт 34. 30). Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Данное предание получило отражение в составе т. н. благословений Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49.

http://pravenc.ru/text/2463311.html

пер. 218 Ис 49:2,6, в Синод, переводе и соделал Меня стрелою изостренною И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим. — Прим. пер. 219 Лк 24:32, в Синод, переводе не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? — Прим. пер. 220 Песн 2.6, в Синод, переводе обнимает меня. — Прим. пер. 221 Ср. Прем 7:27. 100 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 222 Притч 3:16, в Синод, переводе долгоденствие. — Прим. пер. 223 Букв.: «часть руки от локтя до кисти». — Прим. пер. 224 Иез 13:18, в Синод, переводе горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста. — Прим. пер. 225 Исх 20:12, в Синод, переводе чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. — Прим. пер. 226 Песн 2:7, в Синод, переводе Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями. — Прим. пер. 227 Песн 2:7, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной. — Прим. пер. 228 Ис 1:21, в Синод, переводе Правда обитала в ней. — Прим. пер.. 229 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 230 Мф 8:23 и сл. 231 Быт 27:27. 232 Песн 2:7–8, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Голос возлюбленного моего! — Прим. пер. 233 Песн 2:8, в Синод, переводе скачет по горам, прыгает по холмам. — Прим. пер. 234 Песн 2:9, в Синод, переводе Друг мой. — Прим. пер. 235 Ср. Втор 14:4. 236 " Серна " (греч.). — Прим. пер. 237 См. Лк 24:32. 238 Ориген производит слово dorkas от δρκωμα " видеть " . — Прим. пер. 239 Пс 73:13, в Синод, переводе Ты сокрушил головы змиев в воде. — Прим. пер. 240 2 Кор 10:5. 241 Греч, " иноплеменники " ; так Септуагинта называет филистимлян. — Прим. пер. 242 Песн 2:9, в Синод, переводе Вот он стоит у нас за стеною. — Прим. пер. 243 Песн 2:9, в Синод, переводе заглядывает в окно. — Прим. пер. 244 Иер 9:20, в Синод, переводе (Иер 9:21) входит в наши окна. — Прим. пер. 245 См. Мф 5:28. 246 Песн 2:9, в Синод, переводе мелькает сквозь решетку. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Священник : То правда, что Бога никто не может видеть в существе Его, ибо Он Дух (см.: Ин.4:24 ), невидимый для наших вещественных очей и безграничный, так что не только взор, но и мысль человека не могут Его охватить, иначе они были бы сокрушены безмерным величием. Первосвященники Ветхого Завета, входя единожды в год во святое святых, где Бог являлся в видимом Своем жилище, совершали, по заповеди, обильное каждение, дабы, увидев Его, не умереть ( Исх.30:10 ; Лев.16:2,12–13 ). Но нужно знать, что икона имеет прообразом Самого Иисуса Христа, Который пришел к своим ( Ин.1:11 ) и жил среди них. Святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков пали на землю, когда Господь на горе Фавор явил им сияние Божества в теле Своем (см.: Мф.17:6 ); стражники у гроба Господня поверглись ниц и стали как мертвые ( Мф.28:4 ) при виде исшедшего из гроба Божественного тела Христова; апостол Павел утратил на время зрение, когда Спаситель явился ему на пути в Дамаск (см.: Деян.9:3–8 ). Отсюда видим, что лицезрение существа Божия было и осталось недоступно смертным. Однако Священное Писание говорит нам о явлениях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Нет ли противоречия между этими явлениями и словом Писания о том, что Бога невозможно увидеть? Отнюдь! Ибо если человеку невозможно видеть существо Божие, то Богу возможно сделаться видимым для взора и постижимым для ума человеческого без того, чтобы человек умер. И Сам Он обещал, что явится некоторым святым в видимом образе: И сказал Бог Аарону и сестре его Мариам; слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем... устами кустам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:6–8 ). Бога Отца в образе трех странников 70 видел у дуба Мамврийского праотец Авраам (см.: Быт.18:1–3 ); видел Его и праотец Иаков, сказавший: я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ). Видел Бога пророк Моисей в образе человека 71 , говорящего с ним лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим ( Исх.33:11 ); тот же Моисей видел Его на горе Хорив, в купине горящей и несгорающей (см.: Исх.3:2–4 ). Видел Бога пророк Исаия, свидетельствующий: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ( Ис.6:5 ). Видел Его святой пророк Даниил в образе Ветхого днями ( Дан.7:9 ). Также и пророк Амос говорит: Видел я Господа стоящим над жертвенником ( Ам.9:1 ); и пророк Михей: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

[Вот что значит бояться. Бояться – значит благоговеть. Это собака боится палки, раб боится палки]. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ищут от уст его, потому что он встник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в Законе, разрушили завт Левин, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными пред всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете [лицемерите] в делах Закона», – оцениваете внешне, кто к вам пришёл, какой человек, как он выглядит, с чем он пришёл, оттого и отношение такое: лицеприятствуете в делах Закона. Ну ведь это списано как будто с нашей действительности. Вот, очевидно, всегда, во все времена подлинных и христиан, и иудеев, и священников было всегда мало: не бойся малое стадо (см. Лк. 12:32 )! Стали подсчитывать, ну, может быть, среди пяти-то городов найдётся хоть пятьдесят . Не нашлось. А может быть, сорок, а может быть, десять. И тех не нашлось. Значит, мало (см. Быт. 18:20–33 ). Я в своё время говорил, что числа – а чисел много в Писании – тоже не зря так поставлены, что вот диспропорция в числах. Она многому может научить. Шестьсот человек вывел только пеших мужей, не считая женщин, детей и многих племён разноплемённых, которые пристали к ним (см. Исх. 12:37–38 ). А вошли в обетованные-то земли два человека: Иисус Навин и Халев (см. Числ. 26:65 ). А остальные все? Все легли костьми в этой пустыне за свой ропот, все – истребилась душа-то из народа. За ропот, негодование, за безконечное недовольство. Вот за это и прекратилось всё. Итак, мы посмотрели, почему все стрелы направлены на одно вот это Воскресение. Да потому что с этим – стоит или падает само христианство. И вот Апостол Павел говорит, что если мы не утвердим и не укореним в себе эту истину, что Христос действительно воскрес во плоти, а не только в воображении, мы самые несчастные из людей, и надежда наша иллюзорна (см. 1Кор. 15:12–19 ). А этот вопрос очень ведь касается личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:24 мин. Размер 6.1 Mb ) Христос воскресе! Сегодняшняя неделя Антипасхи посвящена воспоминанию тех явлений Спасителя, которые совершались после Его славного Воскресения. Господь неоднократно являлся малым и большим группам учеников, чтобы они воочию убедились: Он воскрес. Явление живого Христа после публичной казни и смерти вновь вселяло веру в тех, кто уже начал было колебаться. Одним из таких «вновь уверовавших» был апостол Фома. И хотя он проявлял готовность умереть с Господом, когда Тот шел воскресить Лазаря (см.: Ин. 11: 16), был активным участником беседы после Тайной вечери (см.: Ин. 14: 5), однако после смерти Иисуса на кресте отказался поверить в воскресение Учителя: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Когда же Господь в восьмой день вновь явился ученикам, Фома признал Его, сказав: «Господь мой и Бог мой» (см.: Ин. 20: 26–29). «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27) – это главные слова Евангелия нынешнего дня. Из сегодняшнего чтения мы узнаем о том, что вера – это не статичное состояние человека, она может изменяться, возрастать и уменьшаться (см.: 2 Фес. 1: 3), исчезать и появляться вновь. Словом «вера» может обозначаться мгновенный импульс или целое мировоззрение человека. Нередко вера зарождается как ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу. Впервые поверить – значит горячо последовать еще неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Всевышнего. Поверить Богу все равно что доверить Ему свою жизнь, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Авраам положился на Бога, «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15: 6). Верить в Бога постоянно – значит признавать Его истинным Творцом неба и земли, от Которого зависит жизнь человека и окружающего мира. При этом быть верующим предполагает не просто признавать существование некоей высшей реальности, но и жить в повиновении у Господа (см.: Числ. 32: 12), в преданности Ему «всем сердцем, всей душой» (Втор. 6: 5).

http://pravoslavie.ru/61440.html

М., 2004. С. 170–171). Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1:15 ) и как первенец Девы ( Мф. 1:25 ) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом того служения, которое на земле заканчивается великим событием: воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя Отцу во искупление человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2: 30–32 ). Эта благодарственная песнь по мыслям и выражениям восходит к некоторым местам книги пророка Исаии: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава ( Ис. 11:10 ). Иессей был отцом царя Давида. Поэтому корень Иессеев – ожидаемый людьми Мессия-Христос, Сын Давидов (см.: Мф. 1:1 ), Который, как показала двухтысячелетняя история, станет знаменем пререкаемым. Это знамениеразделит людей на верующих и неверующих, возлюбивших свет и избравших тьму. «Что это за знамение пререкаемое? – Знамение креста, которое исповедуется Церковью как спасительное для вселенной» (Святитель Иоанн Златоуст ). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи Иисусом Христом как его личным Спасителем. Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4: 16 ). На сороковой день по Рождестве Богомладенца произошла еще одна встреча – церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Все евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения закона Моисея: сорокадневный срок очищения, предписанный книгой Левит (см.: Лев.12: 2–4 ), посвящение первородного сына Богу (см.: Числ. 3:13 ), символический выкуп его ( Исх. 13:13 ). Однако легко увидеть, что духовный центр описываемого события полностью перенесен в новозаветную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К концу их путешествия, люди, которые сразу же после Исхода заигрывали с идолопоклонством ( Исх.32 ), полностью поглощены им ( Числ.25 ). От этих двух главных тем происходят несколько второстепенных. Святость характера . Тема святого характера народа Божьего происходит из нескольких источников. Левитский закон заявляет, что люди должны быть святы, потому что Бог свят ( Лев.11:44,45, 19:2, 20:7,26 , см. 21:8, 22:32). Они были выкуплены Богом, и это сделало их святым народом ( Исх.6:6, 19:56 ). Они святы, потому что Бог обитает, непосредственно присутствует среди них. Такие отрывки как Числа 1:5054 и вся глава 5 повторяют наставления о проведении ритуалов, необходимых для поддержания святости. В основании ритуалов лежало послушание. «Описанные автором неверие, ропот и непослушание Израиля противоречат чертам, которые должны быть присущи Израилю (см. главы 11, 12, 1314, 16, 20:113, 21:49, 25:14, 26:6365)». 272 Замечание, сделанное в книге Иисуса Навина 5:35, служит свидетельством непокорности, которая берет начало еще во дни Исхода ( Исх.5, 15:2216:36, 17:17, 32:33 ). И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан. (И. Нав.5:35 ). Этот отрывок и события книги Числа (главы 1314) показывают, что люди не верили обещаниям, данным Аврааму. Такие отрывки как 14:10614 указывают на необратимость и непригодность людей обоих поколений. Поколение, вышедшее из Египта, умерло в пустыне из-за неверия и непослушания – черты, которые перешли в следующее поколение, которое нужно было обрезать, то есть совершить над ними обряд, забытый в период странствований в пустыне. Божье терпение, присутствие и забота. Парадигму непослушания можно продолжить, если сравнить характер людей с терпением, присутствием и заботой Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   Как мы видели, Иов правил в народе своем, и потому о нем сказано преподобным: иже первее на престоле, — тот, кто ранее был на престоле царском.    Ныне же нет у него дома, навозная куча стала его палатой, он сидит наг, пораженный неизлечимой человеческими средствами болезнью — проказой, а о больных проказой сказано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разорвана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:45—46). Жизнь прокаженного — в руках Господа, и если Господь совершит над ним чудо исцеления — ибо только Он силен сделать это (См.: Исх. 4:6—7; Числ. 12:10—15; Втор. 24:8—9, 28:35; 4 Цар. 5:7; Мф. 8:3; Лк. 5:13., — то после этого надлежит принести целый ряд умилостивительных жертв: жертву повинности, жертву за грех и жертву всесожжения (Лев. 14:1—32).    Некогда, говорит преподобный, был он славен и многочаден.    Ныне же — внезапно лишился он и детей своих, и дома своего, а место богатств его занимают теперь гнойные язвы его.    И друзья его стенают, не смея приблизиться к нему — прокаженному; и жена его стремится приблизить смерть его...    Однако он «и после второго, страшнейшего испытания не поколебался в вере. Он не обвинил ни в чем Бога, не воспротивился Ему, не стал возражать против тех способов управления вселенной, которыми пользуется Всевышний». Более того, он твердо убежден в необходимости сохранения жизни «несмотря ни на что и нахождения для нее цели и смысла в любых, в том числе непереносимых, условиях».    Вот — предел терпения человеческого, вернее — вот его беспредельность! Потому-то, пишет апостол, «мы ублажаем тех, которые терпели», — и добавляет: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11).    Конец же терпения Иова был весьма славен: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние... и умер Иов в старости, насыщенный днями». Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь (Иов. 42:12, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Как мы видели, Иов правил в народе своем, и потому о нем сказано преподобным: иже первее на престоле, – тот, кто ранее был на престоле царском. Ныне же нет у него дома, навозная куча стала его палатой, он сидит наг, пораженный неизлечимой человеческими средствами болезнью – проказой, а о больных проказой сказано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разорвана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» ( Лев. 13, 45–46 ). Жизнь прокаженного – в руках Господа, и если Господь совершит над ним чудо исцеления – ибо только Он силен сделать это (См.: Исх. 4, 6–7 ; Числ. 12, 10–15 ; Втор. 24:8–9, 28:35 ; 4Цар. 5, 7 ; Мф. 8,3 ; Лк. 5, 13 ., – то после этого надлежит принести целый ряд умилостивительных жертв: жертву повинности, жертву за грех и жертву всесожжения ( Лев. 14, 1–32 ). Некогда, говорит преподобный, был он славен и многочаден. Ныне же – внезапно лишился он и детей своих, и дома своего, а место богатств его занимают теперь гнойные язвы его. И друзья его стенают, не смея приблизиться к нему – прокаженному; и жена его стремится приблизить смерть его... Однако он «и после второго, страшнейшего испытания не поколебался в вере. Он не обвинил ни в чем Бога, не воспротивился Ему, не стал возражать против тех способов управления вселенной, которыми пользуется Всевышний». Более того, он твердо убежден в необходимости сохранения жизни «несмотря ни на что и нахождения для нее цели и смысла в любых, в том числе непереносимых, условиях» 908 . Вот – предел терпения человеческого, вернее – вот его беспредельность! Потому-то, пишет апостол, «мы ублажаем тех, которые терпели», – и добавляет: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5, 11 ). Конец же терпения Иова был весьма славен: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние... и умер Иов в старости, насыщенный днями». Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь ( Иов. 42:12, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Какое евангелие о мытаре и фарисее, или 33 недели по пятидесятнице? Притча о мытаре и фарисее, научающая, как должно каяться во грехах. Отчего и название недели этой неделей о мытаре и фарисее. Лук. 18, 10–14 . Зач. 89 10 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. 12 Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешному! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысит. Ст. 10. Кто такие были фарисей и мытарь? Мытарь, это – сборщик податей у евреев (см. объясн. евангелие 32 нед.). Фарисей. Между иудеями были некоторые особенные люди, называвшиеся фарисеями. Само слово «Фарисей» с еврейского означало человека особенного: так как фарисеи отличались от прочих иудеев, напр., строгим исполнением закона, преимущественно наружных его обрядов, как-то: идя, он шептал всегда молитвы, подавали милостыню, соблюдали посты, не раз в день совершали омовения, за что ото многих почитались за праведников, хотя в сущности по большой части были лицемеры, делали добро, чтобы их прославляли другие, были и горды, и сварливы. Они и ходили в особенной одежде, длинной и широкой, испещренной нашивками с надписями из священного писания. Ст. 11–14. Как молились фарисей и мытарь, пришед в храм, и каковы были плоды молитвы их? По гордости своей, с хвалою себе и унижением других, молится фарисей так: я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю. Даю десятую часть – у евреев был закон давать Господу, т. е. в храм, на содержание храма и служителей его: священников и левитов, десятую часть из полевых плодов и скота ( Лев. 27, 30 . Числ. 18, 21 ). За таковую недостойную молитву, при том еще при своей не истинной добродетельной, фарисейской жизни, фарисей и был осужден Богом. Мытарь молился совершенно иначе: он не видел в себе ни одной добродетели, прямо сознавал себя великим грешником, и стоял вдали, у порога церковного, позади всех. почитая себя недостойным приближаться к святому месту в храме, не смеял поднять глаз на небо, а смотрел на землю, в знак скорби, ударял себя руками в грудь и просил себе милости Божией, просил не взыскивать с него за грехи его, говоря: Боже, будь милостив ко мне, грешнику! И был помилован и прощен., О плодах молитвы мытаря и фарисея сказано, что сей т. е. мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, т. е. фарисей. Это не означает того, чтобы и фарисей пошел оправданным, только менее, чем мытарь; но – что он пошел вовсе не оправданным. (Толк. еванг. Михаила).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010