354 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание на этот счет содержится в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и, следовательно, поется дневной прокимен. 355 На практике, если читается только одна кафизма, можно прочитать седальны следующим образом: седален праздника по 1-й кафизме; «Слава, и ныне» – седален праздника по 2-й кафизме. 356 Иногда Устав назначает петь на Блаженнах сразу две рядовые песни канона праздника, при этом иногда в таких случаях поются Блаженны на 6 (см., например, 23 ноября, 28 декабря), а иногда – на 8 (например, 10, сентября). 357 Такой входной стих поется на практике, хотя по Уставу следует петь вседневный входный стих («Приидите поклонимся... во святых дивен Сый...»). 358 На основании последования 15 сентября порядок пения тропарей и кондаков в данном случае может быть другим: тропарь праздника (предпразднства), тропарь храма, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого, кондак праздника (предпразднства), кондак 1-го святого, «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак храма. 359 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание имеется в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и следовательно, поется дневной прокимен. 360 Накануне самого праздника (в предпразднство) и накануне праздников бденным святым в попразднстве за Божественной Литургией читаются два рядовых Апостола и Евангелия – настоящего дня и грядущего дня под зачало (например, 5 августа). 361 Иногда имеет место отступление от этого правила. В частности, если праздник Богородицы или святого случается в воскресенье, то воскресные песнопения соединяются с песнопениями праздника, (см., например, Типикон, 8 сентября: «аще случится в неделю...»). 362 В этих случаях в Типиконе имеется следующее указание: «Аще изволит настоятель, творим бдение» (см., например, Типикон, 8 ноября, 17 января и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Праздник Воздвижения – единственный Господский праздник, который не имеет в служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: «Воскресый из мертвых Христос...», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию Воскресения Христова (пение тропаря: «Воскресение Христово видевше...» на утрени и др.). В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пяток (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см. Типикон, послед. 14 сентября и гл. 33). В попразднство на литургии после входа поется «Приидите, поклонимся...» с праздничным окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа». Животворящий Крест, вынесенный а праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. Престоле (см. Типикон, послед. 2 августа). Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава Устав чтения кафизм и пения «непорочных» и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительны 2 периода – летний и зимний, разделяющиеся между собой праздником Воздвижения. По Уставу положено в летний период – от Недели Фоминой до отдания Воздвижения (включительно) – во все дни седмицы на утрени читать по две рядовых кафизмы и на вечерни – одну рядовую. На воскресной утрени читаются две кафизмы и вместо полиелея поются «непорочны», т.е. 17-я кафизма (за исключением Недели Фоминой, Пятидесятницы и дней, в которые положено совершать бдение или полиелей). Второй большой период – зимний – начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября) до субботы перед Неделей о блудном сыне. (В него не входит время от предпразднства Рождества Христова – 20 декабря – до отдания Богоявления – 14 января.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Агиасма великая Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа». «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)». В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст : «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января) 1 (4,с.159–160).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

«Внутрь-Пасха» – ситуация, при которой на один календарный год приходится два праздника Пасхи. В этом случае положенных чтений бывает больше, чем реальных недель. Избыточные чтения при этом не читаются, опускаются, переступаются. Такое изменение в расписании чтения называют преступкой. «Вне-Пасха» – ситуация, при которой между двумя праздниками Пасхи приходится более чем 365 дней. В таком случае положенных чтений не хватает. Недостающие чтения заимствуются из предшествующего периода. Такое изменение в расписании чтения называют отступкой. Такого рода преступка и отступка бывает перед Неделей о мытаре и фарисее и называется крещенской преступкой и отступкой. Воздвиженская преступка и отступка евангельского чтения Кроме этого, Устав требует, чтобы Евангелие от Луки читалось с понедельника по Воздвижении и, одновременно, с понедельника 18 седмицы. Однако, вследствие подвижности праздника Пасхи, от которого начинается цикл евангельских чтений, понедельник по Воздвижении и понедельник 18 седмицы могут не совпадать. Вследствие этого также могут возникать лишние чтения, а также может возникать недостаток чтений. Преступка и отступка, которые используются вследствие этой ситуации, называется воздвиженской. Крещенская Перед неделей о мытаре и фарисее. Связана с ежегодно меняющимся количеством дней от Пасхи до Пасхи Преступка Отступка Бывает при ситуации «внутрь-Пасха». Бывает при ситуации «вне-Пасха». Лишние рядовые чтения перед 33-й неделей по Пятидесятницеоставляются. Недостающие рядовые седмичные чтения заимствуются от периода после недели по Просвещении, а рядовые воскресные чтения – от недели Праотцев, недель до и после Рождества Христова, недель до и после Просвещения (а при необходимости используется и 62 зачало Евангелия от Матфея). Это правило касается и апостольских, и евангельских чтений. Это правило касается и апостольских, и евангельских чтений. См. Типикон, 7-е января, 6-е «зри». См. Типикон, 7-е января, 6-е «зри». Воздвиженская Связана с расписанием чтения на литургии рядовых зачал из Евангелия от Луки.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17) . «Ангельский собор...». Ипакои гласа (Октоиха). Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный (Октоиха) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), предпразднства (глас 1-й; см. в службе отцов) на 4 и отцов на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои отцов, глас 8-й (единожды). По 6-й песни – кондак («Веселися, Вифлееме...») и икос отцов, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен отцов: «Патриархов избраннии...», «И ныне» – светилен предпразднства: «Агница Нескверная...» (см. в службе отцов). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные (Октоиха), глас 3-й – 4, и отцов, глас 5-й – 4 (со своими припевами; первая стихира – дважды). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари отцов: «Велия веры исправления...», и предпразднства: «Готовися, Вифлееме...» (см. в Минее 23 декабря, в службе Десяти мучеников, иже в Крите), читаются попеременно. Кондаки отцов: «Веселися, Вифлееме...», и предпразднства: «Дева днесь Превечное Слово...» (см. в Минее 23 декабря, на утрене по 3-й песни канона), читаются попеременно. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4, и предпразднства (см. в службе отцов), песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления...», тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Вифлееме...» (см. в Минее 23 декабря, в службе Десяти мучеников, иже в Крите). «Слава» – кондак отцов, глас 1-й: «Веселися, Вифлееме...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово...» (см. в Минее 23 декабря, на утрене по 3-й песни канона).

http://patriarchia.ru/bu/2025-01-05/

   Крещенскую воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, для врачевания, благословляет ее пить тем, кто не может быть допущен к Святому Причастию. Священнослужители в праздник Богоявления, взяв сосуд с водой и Крест, с пением тропаря праздника посещают жилища своих прихожан, окропляя дома и живущих в них. Окропление начинается с храма Божия, в котором после Литургии в навечерие священнослужители славят Христа, крестившегося в день Богоявления.    В крещенский Сочельник установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см. Минею и Типикон под 5 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъясняет: те, кто отлучают себя от святой воды из-за того, что вкушали до этого пищу — «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищение же (для очищения) от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон, 6 января «зри»). ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ПРАЗДНИКА    Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы оно ни случилось, начинается, как и в праздник Рождества Христова, великим повечерием, потому что вечерня праздника совершается прежде, особо. Схема великого повечерия та же, что и на Рождество Христово. Великое повечерие завершается литией. Затем служится утреня.    На утрене, по полиелее, поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских», затем степенны — первый антифон 4 гласа, 50 псалом, «Слава»: «Всяческая днесь да возрадуются, Христу явлылуся во Иордане»; «И ныне»: то же, стих: «Помилуй мя, Боже», и стихира: «Бог Слово плотию роду человеческому». Канонов — два: святого Космы Маиумского «Глубины открыл есть дно» и святого Иоанна Дамаскина «Шествует морскую волнящуюся бурю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

239 Совершается не раньше рассвета и не позже полудня, за исключением Великой субботы (в 4 часа дня), навечерия Рождества Христова (в 1 час пополудни), навечерия Богоявления («при часе вечернем»: Типикон, последование 5 января), Пятидесятницы и всех дней Великого поста, когда она (литургия) совершается после вечерни и посему запаздывает. 240 Совершается во все те дни, когда нет литургии Василия Великого или преждеосвященных Даров. Литургия же Василия Великого бывает только 10 раз в году: в день памяти самого святителя (1 января), в навечерия (или в праздники) Рождества Христова и Богоявления, в , 2, 3, 4, 5-е воскресенье Великого Поста (но в Вербное Воскресенье  –  литургия св. Иоанна Златоуста ), в Великий четверток и субботу Страстной седмицы. Отдельной таблицы для нее я не даю, потому что она отличается от Златоустовой лишь большей продолжительностью молитв и небольшими видоизменениями возгласов евхаристического канона, который у меня опущен. 241 Совершается обычно в среду и пятницу (на Страстной: в понедельник, вторник и среду) седмиц Великого поста. Если случится «святой с полиелеем» (24 февраля, 9 марта) или храмовой даже, то тоже бывает литургия преждеосвященных Даров (а не Златоустова, на разрешение которой в последнем случае обычно нудят архиерея приходские советы. См.: Типикон. Храмовые главы. Глава 35). 242 Опускаю изложение проскомидии и евхаристического канона. Во-первых, они, будучи неизменяемыми частями литургии, т. е. такими, к которым нельзя прибавить и от которых нельзя убавить ни одного слова, совершаются у нас полностью, и понятие посему, более или менее определенное, сам каждый может составить (по крайней мере о песнопениях канона, ибо совершение проскомидии невидимо для богомольцев); во-вторых, об этих частях подробно, насколько это необходимо, будет сказано дальше. Третья причина: литургия оглашенных, подробно излагаемая здесь и содержащая видоизменяемые песнопения, превратилась тоже, собственно, в неизменяемую, потому что все то, что подлежит в ней изменению в зависимости от торжественности дня, или заменено неизменяемым одним и тем же пением (и в будни и в праздник), или повыпущено. Чтобы дать читателю правильное понятие об уставном порядке этой части литургийной службы, я оставляю смежные с нею в тени и сокращаю таблицу. Ко всему этому добавлю, что некоторые священнодействия, касающиеся исключительно служащих иерея и диакона, я опускаю. Моя цель  –  познакомить подробнее с тем, в чем участвует сам народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010