Антифоны праздника. Входный стих – праздника: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам…» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня . С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику… Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об. 4 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества… Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан…» ( Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308). 5 Аллилуиарии и причастны святых и дня совпадают. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). В Минее, в службе прп. Максима Грека (21 января), предписывается петь «канон Пресвятей Богородице ради Ея иконы, нарицаемыя Ватопедския» (см.: Минея-Январь. Ч. 2. С. 227–233). 8 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся» – в напоминание новопросвещенным, крестившимся в древности в навечерие праздника, во Христа «облекшимся». Задостойник. Причастен праздника: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком». ВЕЧЕРНЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи. На вечерне в день праздника (под 7 января – ст.ст.) вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, – сотвори». Если праздник случится в субботу, то великий прокимен поется в навечерие праздника (в пятницу). ПОПРАЗДНСТВО И ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА Попразднство продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14/27 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника. На Литургии во все дни попразднства, до отдания включительно, после входа поется окончание: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа». В день отдания праздника служба вся Просвещения кроме входа, паремий, полиелея – на вечерне и утрене, и кроме антифонов и входного стиха – на Литургии. «Честнейшую Херувим» не поется 7/20 и 14/27 января, за исключением совпадения с воскресеньем, когда «Честнейшую Херувим» поется. Утреня на отдание – с «великим славословием». Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Богоявления, когда, начиная с 11/24 января, бывает их совпадение с Неделей о Мытаре и фарисее (см. Типикон, последование 11 января и 14 января). СУББОТА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ПО ПРОСВЕЩЕНИИ Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику (см. Типикон, последование 7 января). 268 «Голос Слова, светильник Света, заря – Предтеча Солнца (Иоанн Креститель) восклицает в пустыне всем людям: покайтесь, и заблаговременно очиститесь, ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от погибели». Канон, ирмос 6-й песни (русский перевод).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

344 Дело в том, что сами стиховные стихиры Октоиха являются по своему содержанию заупокойными и исполняются только в том случае, если на утрене поется «Аллилуия» и совершается служба о усопших. 345 Иногда по Уставу перед стихирой «Славы» добавляется стихира святого с ее особым припевом (например, 1 ноября, 2 ноября, 3 ноября, 17 ноября, 18 января). 346 Иногда в дни памяти двух святых Типикон назначает чтение Блаженн обоим святым (например, 15 января, 18 января и др.) В этих случаях Блаженны читаются на 8 следующим образом: Блаженны первому святому из 3-й песни канона на 4 и 2-му святому из 6-й песни канона на 4. 347 Для малой вечерни стихиры праздника можно брать из чинопоследования службы данному празднику. 348 Стихиры праздника в период попразднства следует брать из чинопоследования службы данного дня, а не из службы, совершающейся в самый день праздника. Если в Минее под одним числом имеется несколько различных служб, то стихиры праздника чаще всего находятся в службе малому святому, память которого совершается в данный день. Только в том случае, если стихиры праздника отсутствуют в службе данного дня (как, например, в попразднство Богоявления), следует петь стихиры праздника из службы самого праздника. 349 В дни празднования памяти некоторых полиелейных святых Типикон указывает петь на стиховне стихиры праздника с их припевами (например, 21 декабря, 11 января, 9 августа) 350 Данный порядок пения приведен на основании последования 16 августа (праздник Нерукотворного Образа), хотя согласно Общей Минее вместо тропаря праздника следует петь тропарь «Богородице Дево...». 351 Если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седаль-ном по одной из кафизм, или (в попразднство) прочитать ипакои самого праздника. 352 Очевидно, что если в службе святому имеется два светильна, то следует читать 1-й светилен святого (один раз), «Слава» – 2-й светилен святого; «И ныне» – праздника (предпразднства). 353 В период попразднства Типикон на каждый день назначает петь на Блаженнах определенную песнь праздничного канона: в 1-й день попразднства – 1-ю песнь, во 2-й день – 3-ю песнь (на Богородичные праздники – 4-ю песнь) и т. д. При этом если праздник имеет небольшой период попразднства (например, 4 дня – Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы), то Устав в этих случаях иногда назначает в один день сразу две песни канона (см., например, 23 и 24 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010