Мф.10:40 ). Если мы в житейских отношениях своих честь отдаем почтенным из земных граждан, то почему же не почитать святых небесных граждан (ср. «сограждане святым» – Еф.2:19 ), – тем более, если они благодетельствуют нам? Разумеется, чествовать святых должно «почитательным поклонением», т. е. должно помнить, что они – не божество, а тварные существа (см. § 14). Лк.1:48 ; Рим.2:10 ; Евр.12:22, 23 ; Нав.5:14, 15 ; Суд.13:20 ; 4Цар.2:15 ; 1Пар.21:16 ; Притч.10:7 ; Сир.44:1, 2 . В Мф.4:10 ; Лк.4:8 ; Втор.6:13 говорится о таком поклонении, которое подобает одному Господу (λατρεσεις; см. § 14). Слова Мф.12:48–50 ; Мк.3:33–35 ; Лк.8:21 совсем не отрицают чествования Божией Матери, а выражают только, что близость к Богу основывается не на плотской связи, а на духовно-нравственной, на исполнении заповедей (ср. Ин.1:13 ). Пресвятая Дева Мария близка ко Господу и плотью и духом, ибо если бы она не была исполнена величайшей праведности и святости, то не удостоилась бы стать Матерью Господа (см. Лк.1:28, 30 ). Ее подобает ублажать и чествовать как Матерь Господа, по примеру ангела («благословенна Ты между женами») и согласно ее собственным пророческим словам (см. Лк.1:28, 48 ). Места Деян.7:42, 43 ; Втор.4:19, 17:3 ; 4Цар.23:5 ; Иер.19:13 . Соф.1:5 с ясностью сами доказывают, что под «воинством небесным» разумеются в них светила небесные и осуждается поклонение светилам (сабеизм). Св. ангелы называются не воинством небесным, а «воинством Господним» ( Нав.5:14 ), и потому к чествованию св. ангелов эти места не имеют никакого отношения; за чествование св. ангелов благочестивые люди получали благословение Божие ( Нав.5:14 ср. 6, 19; Суд.13:20 ср. ст. 23, 24). Рассказанное в Деян.10:25, 26 ; Откр.19:10, 22:8, 9 отклонение поклонов Корнилова и Иоанновых прямо объясняется смирением ап. Петра и св. ангела; это отклонение поклонов соответствует употребительному у нас ответу: «не стоит благодарности! Бога благодарите!» Святой по смирению не принимает чествование, а мы по смирению же должны знать свое дело и должны воздавать «кому страх – страх, кому честь – честь» ( Рим.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Метатрон занимает исключительное место в небесном мире, он высочайший среди архангелов, князь и правитель над всеми князьями царств и сынами небес (3 Енох 10. 3-6). Подобно Богу, Метатрон восседает на престоле и председательствует на небесном Суде (3 Енох 16. 1). Его исключительное положение в небесном мире кратко выражено в титуле «малый Яхве» (3 Енох 12. 5, 48с. 7; 48d. что, возможно, является реминисценцией Исх 23. 20-21, где говорится об ангеле Господнем, в к-ром пребывает Имя Божие (ср.: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b). Небесный Суд в Е. т. к. описывается не в эсхатологической перспективе, а как разбирательство, к-рое происходит каждый день (3 Енох 28. 7, 9; 26. 12). Собрание судей состоит из 72 князей царств и князя мира, обвинителями являются сатана и его представители Саммаэль, кн. Рима, и Дуббиэль, кн. Персии (3 Енох 26. 12). Образ Метатрона как участника Божественного Суда связан с представлениями о Енохе-книжнике, записывающем дела людей ко дню Суда (см. ст. Енох ). Антропология В Е. т. к. уделяется большое внимание человеку, его душе, происхождению и посмертной участи (3 Енох 43. 1 - 44. 7). Люди подразделяются на 3 группы: праведных; тех, кто находятся в промежуточном состоянии, и нечестивцев. Души праведников после смерти восходят к Престолу Славы Бога и пребывают в Его присутствии, летая над Престолом (3 Енох 43. 2). Находящиеся в промежуточном состоянии очищаются в огне шеола , а затем, по-видимому, получают возможность присоединиться к праведным. Нечестивцы низводятся в шеол, где наказываются огнем в геенне . Описание их последней участи отсутствует (3 Енох 44. 3). В Е. т. к. встречается идея предсуществования души: созданные еще в начале творения души нисходят с небес для телесного рождения на земле (3 Енох 43. 3), души нерожденных считаются праведными (3 Енох 43. 1). Идея бессмертия в Е. т. к. не связана с верой в телесное воскресение мертвых. Литературные связи В основе образного ряда Е. т. к. лежат ветхозаветные тексты. Описание вознесения Еноха (3 Енох 6. 1) схоже с описанием взятия на небо прор. Илии (4 Цар 2. 11). Основные элементы представления о Божественной колеснице и Престоле Славы (3 Енох 1. 1; 1. 12; 5-7; 20. 2; 26), вероятно, сформировались на основе видений пророков Иезекииля, Даниила и Исаии (Иез 1; 3. 12-15; 22-24; 8. 1-4; 10. 1-22; 43. 1-7; Дан 7. 9; Ис 6. 1-3). Кроме того, в Е. т. к. заметно влияние 3 Цар 22. 19, где говорится о видении Господа, «сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное… при Нем, по правую и по левую руку Его». Описания огня и подобного радуге сияния вокруг Престола Божия в 3 Енох 22с. 4-7 основаны на Иез 1. 28. Рассказ о небесном Суде (ср.: 3 Енох 18. 19-21; 19. 4; 26. 12; 28. 7-10; 30. 1 - 33. 2; 33. 4; 36. 1-2; 37. 1) напоминает 3 Цар 22. 19-22; Пс 82; Иов 1. 6-12 и Дан 7. 10 (ср. описания в раввинистической традиции: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b; мидраш Шмот Рабба 30. 18; Вайикра Рабба 24. 2).

http://pravenc.ru/text/189991.html

Его пришествие означает суд (4:1). Как Солнце правды Христос исцеляет Свой народ (4:2). Его Предтеча готовит пришествие Господа (3:1; 4:5). Упоминание в Ветхом Завете В повиновении Своему Отцу (18:11) Псалом 39:9 Возвещена Им Самим (18:32; см. 3:14) Вместо Его народа (18:14) Исаия 53:4–6 Со злодеями (19:18) Исаия 53:12 В невиновности (19:6) Исаия 53:9 Распят (19:18) Псалом 21:17 Погребен в гробнице богатого человека (19:38–42) Исаия 53:9 Образование: Религия: Спасение: Призван на миссио-нерскую деятельность: События: Достижения: Три длительных миссионерских путешествия ( Деян. 13–20 ) Основал много церквей в Малой Азии, Греции и, возможно, Испании ( Рим. 15:24:28 ) Написал много посланий церквам и несколько – частным лицам. Эти послания составляют одну четвертую часть Нового Завета. Кончина: После ареста в Иерусалиме был отправлен в Рим ( Деян. 21:27; 28:16–31 ) Согласно христианскому преданию, освобожден из заключения с разрешением продолжать миссионерскую деятельность; вновь арестован, заключен в тюрьму в Риме и обезглавлен за городом Приносит: испытанная (1:2:3) терпение (1:3) не знающая сомнений (1:6–8) ответы на молитвы (1:5) не поддающаяся искушениям (1:12) вечную жизнь (1:12) действенная вера (2:19:20) побуждение к труду (2:22) верящая Богу (2:23–25) праведность пред Богом (2:23) Иаков противопоставляет живую веру мертвой, или пустой, вере. Мертвая вера неспособна изменить жизнь человека, как это свойственно вере живой. Первое послание Петра Христианин в языческом окружении ( Рим.2:11:12 ) Христиане призваны быть... Поскольку... Хорошим гражданином (22:13:14) Таким образом следует заграждать уста невежеству глупых людей (2:15) Покорными слугами (2:18) Христос – наш пример (2:21) Послушными женами (3:1) Своим примером могут обратить неверующих мужей (3:1:2) Заботливыми мужьями (3:7) Их молитвы будут услышаны (3:7) Сострадательными братьями и сестрами (3:8) Они призваны наследовать благословение (3:9) Проявления любви Бог является олицетворением любви (4:8:16) Мы отражаем Божию любовь (4:7)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3327. Дом Константинопольского патриарха Нектария (381–397) был сожжен арианами в 388 г. 3328. Сын императора Феодосия Аркадий, август с 383 г. 3329. Часть римского права, регламентирующая отношения между римлянами и чужеземцами. 3330. См.: Ириней Лионский, haer. 1. 1 ; Тертуллиан, adu. ualent.; блж. Августин, haeres. 11. 3331. Юпитер, Юнона, Аполлон, Диана, Минерва, Марс, Нептун, Венера, Церера, Либер, Меркурий, Вулкан. 3332. Память семи братьев Маккавеев отмечалась 1 августа. 3333. См.: Числ 21:21–31; 21. 1–3; Исх. 14:4. Цар. 25:1; 1Езд. 1. 3334. Ср.:2 Цар. 7:8–16. 3335. Имеется в виду узурпатор Магн Максим. 3336. После поражений под Сисцией (совр. Сисак в Хорватии) и Петавионом (совр. Птуй в Словении) Максим бежал в Аквилею. 3337. Речь идет об Андрагафии, который, оставив армию под Сисцией, возглавил морскую флотилию Максима. Узнав о смерти Максима, покончил с собой. 3338. Войско Феодосия состояло из готов, гуннов и аланов. 3339. Ср.: Рим. 5:6. 3340. См.: Лк. 7:43. 3341. Ср.: Суд. 6:28–31. 3342. Ср.: Ин. 8:18–19. 3343. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду указ от 388 г. (Cod. Theod. 16. 5. 14), запрещавший собрание еретических сект. – Примеч. пер. 3344. См.:4 Цар. 23:3–25. 3345. См. примеч. к epist. 73. 13. 3346. Комит Востока. 3347. Аркадий и Гонорий. 3348. Мятеж 387 г. в Антиохии с низвержением императорских статуй, которому посвящены знаменитые «Беседы о статуях» свт. Иоанна Златоуста. 3349. Узурпатора Максима. 3350. Написано в марте 386 г., во время конфликта между императрицей Юстиной, поддерживающей ариан, и свт. Амвросием. В ходе конфликта от святителя потребовали отдать одну из базилик арианам, см.: epist. 75а, 76, 77; блж. Августин, conf. 9. 7. См. также: Liebeschuetz. Р. 124–136. 3351. Арианский епископ г. Дуросторум (ныне г. Силистра в Болгарии) Меркурий по прибытии в Медиолан взял себе имя Авксентий в честь епископа–арианина Авксентия, предшественника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. 3352. Император Валентиниан I (364–375). 3353. См.: Сократ, hist. eccl. 4. 1; Феодорит, hist. eccl. 3. 16.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

18 Пятины: Вотская, Шелонская, Обонежская, Деревская и Бежецкая: в них числилось 343 погоста. См. подробности об установлении погостов со времен великой княгини Ольги у Неволина «О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке», Зап. Им. Рус. Геогр. Общ., книж. III, 1853 года. См. также названия пятин в «Описании Странника Стефана Новгородца» у Востокова, Румянц. муз. стр. 649. В этом описании пятины обозначены: 1. Шолоньская; 2. Бежитцкая; 3. Обоньжьская; 4. Водьская, 5. Ижерская и Чудская тоже. 19 На церковном погосте устраивались в праздники торги, от чего название «торжество» в значении праздника; см. Малышевского, «О церковно-приходских попечительствах, Правосл. Обозр., февраль 1878 г. Одна из древнейших ярмарок в северо-восточной России, Ростовская, приходящаяся около Власьева дня, по всему вероятию, ведет свое начало от праздника в честь Волоса (скотский бог): Снегирев, Рус. простонар. празд., вып. III, стр. 157. Торговые дни совпадают с днями церковных праздников. Знаменский, «Прих. дух. на Руси», Прав. Обозр., 1866 г., сент., стр. 15. 20 См. Постановление Псковс. Суд. Грам. о чтении позывницы (т. е. грамоты приглашающей в суд) позовником на погосте пред попом. П. С. Г., изд. 2-е Мурзакевича (Одесса. 1868 г.), стр. 4, о «становых и выставочных церквах» см. Ак. Ист., т. I, 142 и 208. В Стоглаве (изд. 1862 г., стр. 369 и дал.) сказано: «Выставки церкви где запустели и впредь им не мочно быти, ино бо сносили их на погосты к старым церквам, да приделы в того храма имя устроили, чтобы было безгрешно». Ср. Знамекский. «Прих. дух. на Руси», Прав. Обозр., сент., стр. 23, 35. 21 См. о трапезах при церквах в Московском уезде, в Исторических материалах о церквах и селах XVI–XVIII ст. собран. Холмогоровыми: напр. в выпуске V (радонежская десятина) на стр. 41, при описании церкви св. Иосафа, в селе Измайлове, сказано: «из церкви в трапезу переградка столярскаго дела писана красками, у ней двери, затвор на петлях с наугольниками лужеными белыми; два окошка, в переградке и в окошках пять окончил слюденых с поперечными прутьи железными; над переградкою образ Господа нашего И. X. писан на полотне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

5 суд, и правда. См. ком. к 5,7. вода... сильный поток. Букв.: «всезатопляющий поток». Характерная для ближневосточных стран картина: узкие расселины с проносящимися в дождливый сезон потоками воды, которые в другие времена могут полностью пересыхать. Господь с радостью дал бы обильные дожди, дабы наполнить «потоки» справедливости и праведности, но Израиль, пересохший поток, не принимает этого дара. 5 Приносили ли вы. Такие жертвоприношения были не самыми важными для Господа. Он хочет, чтобы Ему поклонялись в духе и в истине. в пустыне в течение сорока лет. См. ком. к 2,10. 5 носили. Т.е. носили повсюду и поклонялись. Ремфана. Это слово может читаться также «Кайван», что в других семитских языках (аккадском, сирийском и арабском) является названием планеты Сатурн и по смыслу связано с предшествующими словами: «звезду бога вашего». которые вы сделали для себя. В ВЗ обличение идолопоклонства часто дается с упором на рукотворный характер идолов (ср. Ис. 44,9–20 ; Иер. 10,1–16 ; см. ком. к Мих. 5,10–16 ). 5 за Дамаск. См. ком. к 1,3. Переселение «за Дамаск» означало бы переселение в Ассирию, что должны были ясно понимать слушавшие пророка Амоса. Переселение в места, далекие от родной земли, было одним из изначальных проклятий завета ( Втор. 28,36.49.64–68 ). Глава 6 6:1–7 Это краткая скорбная речь пророка, содержащая серию обличений. 6 Горе. См. ком. к 5,16. на Сионе... гору Самарийскую. См. ком. к 1,2; 3,9. Как и его современники (напр., Ос. 6,11 ; Ис. 9,8–21 ; Мих. 1,3–5 ), Амос произносил пророчества, адресованные обоим царствам Северному и Южному (ср. 2,4.5). первенствующего народа. См. также Чис. 24,20 . Израиль стал могущественным и процветающим при Иеровоаме II и мог считать себя первым среди всех народов. 6 Калне. Возможно, это упоминаемый в Ис. 10,9 город Халне, который бы завоеван ассирийским царем Саргоном II в 710 г. до Р.Х. Емаф великий. Город, расположенный севернее Дана на реке Оронт в Сирии; бы возвращен под управление Израиля Иеровоамом II ( 4Цар. 14,23–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4:4–9 Выдвигается обвинение против священников, которые пренебрегли своим долгом учить народ Божий ( Втор. 31,9–13; 33,10 ; 2Пар. 17,8.9 ; Езд. 7,6,10 ; Иер. 18,18 ). 4 падешь днем... ночью. Грехи вождей народа навлекают на него одно несчастье за другим. матерь твою. Т.е. народ израильский (2,2–5; Ис. 50,1 ). 4 народ Мой. Т.е. Израиль, утративший заветные отношения с Богом из-за того, что не знает Его (4,8.12; 6,11; 11,7). ведения. Знание Бога неотделимо от исполнения закона Божия (см. Введение: Особенности содержания и темы). Священники, которые отвечают за обучение народа закону ( Втор. 31,9–13; 33,10 ; 2Пар. 17,8.9 ; Езд. 7,6.10 ; Иер. 18,18 ), и их последователи должны быть наказаны за то, что пренебрегают законом или забыли его. 4 славу их обращу в бесславие. Израильтяне променяли свою славу Господа ( Ис. 60,19 ; Иер. 2,11 ) на бесчестие идолов или ложных богов ( Втор. 32,15–18 ), за что Бог лишает их славы. См. Рим. 1,23 , где апостол Павел обличает грех подмены славы Божией тем, что недостойно поклонения. 4 Грехами... кормятся... к беззаконию... стремится душа их. В метафорическом смысле эти слова означают, что священники извлекали для себя выгоду из грехов людей. 4 с народом... со священником. Никто не избегнет осуждения (ср. Ис. 24,1–3 ). 4 есть... блудить. Пища не дает удовлетворения (ст. 8), и непотребный блуд не приносит желаемого богатства (ср. ст. 14). Люди оставили Господа, источник жизни, чтобы предаться чревоугодию и распутству (ст. 12,18; 2,4; 6,10; 9,1). См. Введение: Время и обстоятельства написания. 4 завладели сердцем. Т.е. лишили людей способностей к ясному мышлению и суждению (ср. Быт. 31,20 ). См. Введение: Особенности содержания и темы. 4 свое дерево. Возможно, имеется в виду дерево, посвященное либо богине Ашере вблизи хананейского святилища ( Втор. 16,21 ; Суд. 6,25–32 ), либо какому-то другому божеству ( Авв. 2,18.19 ), или священное дерево, которое упоминалось в пророчествах (ср. Суд. 9,37 ). жезл его. Вероятно, это священный жезл (ср. Иез. 21,21.22 ), хотя может быть и маленькая фигурка Ашеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ин. 15:4, 17:21 ; 1Ин. 2:5, 5:20 ). Такой-то Церкви Апостол и его сотрудники и шлют свой привет и благожелания: благодать вам и мир. Благодать – форма приветствия греков (см. Деян. 23:26 ), мир – евреев (см. Суд. 6:23 ; 1Пар. 12:18 ; Лк. 24:36 ; Ин. 20:19, 21:26 ). Оба эти приветствия у греков и евреев относились к жизни земной и к внешнему благополучию. Но Апостол соединяет их, и возвышает до означения полноты спасения во Христе Иисусе. Желая Солунской Церкви благодати, он желает ей Божия благоволения к ним, и живого Богообщения по вере в Господа (см. Тит. 1:2 ; Ин. 1:17 ). Желая им мира, он желает внутренней гармонии жизни и радостного ощущения чистоты и святости от действия в них благодати. Того и другого желает Апостол от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, как единого источника благодати и мира. Отца – как источника совета о спасении, и Господа Иисуса Христа – как совершителя спасения. Часть первая – историческая (1:2–3:13) В этой части своего послания святой Павел припоминает все события, касающиеся солунян, указывая во всем действие Промысла Божия, чтобы тем укоренить в них убеждение, что вера, принятая ими – от Бога. И тем еще более воодушевить их стоять твердо в ней, несмотря на скорби и лишения. Для этого он изображает светлое состояние Солунской Церкви самой в себе, в отношении Бога к ней и в отношении ее ко всем другим (1:2–10), свое пребывание у солунян, запечатленное высоким нравственным характером, признанным ими самими (2:1–16), свои отеческие заботы о них (2:17–3:13). Раздел первый. Светлое состояние Солунской Церкви (1:2–10) 1:2. Святой Павел в радости благодарит Бога за все доброе в солунянах. Он всегда, во всякое время, носит в сердце своем чувства благодарности к Богу, и не за совершенных только, но за всех, и немощных по вере и делам своим, но принадлежащих к телу Церкви Христовой, омытой Кровью Его. Возносит в молитвах своих, воспоминая о них, благодарные чувства к Богу. Он благодарит Бога за солунян, помышляя о совершенстве их христианского характера и о Божьем их избрании. 1:3. Совершенства христианской благодатной жизни выражаются в хранении и соблюдении трех основных христианских добродетелей – веры, надежды и любви, изливаемых Духом Святым в сердца христиан. Без них невозможно никакое христианское расположение и поведение. Апостол припоминает, как эти добродетели проявлялись у солунских христиан. Вера в делах – стойкая, постоянная во всех обстоятельствах жизни. Любовь в труде – заботах и жертвах в облегчении участи христиан и во всякой помощи (см. 1Фес. 4:10 ), надежда – на Господа Иисуса Христа, как существенного предмета надежды христианской в терпении, среди искушений и гонений (см. Деян. 17:5–9 ). И все эти добродетели солуняне являли пред Богом и Отцем, Ему их посвящали, при мысли о Нем, как бы в присутствии Его, совершали их, следовательно, со всем старанием и усердием, со всей искренностью и чистотою побуждений. Кроме того, Бог много милостей оказал солунянам в самом избрании их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

8:10,11. Как и в предыдущем случае, этот суд схож с отравлением воды из Исх 7 20,21, но здесь речь идет о «полыни», которая делает воду горькой (см Иер 9 15, 23 15, ср Иер 8 14) и часто используется в фигуральном смысле (для обозначения идолопоклонства – Втор 29 18, последствий прелюбодеяния – Прит 5 4, страданий – Пл 3 19) Э га язва поражает местные источники вод, чго, естественно, вызывает озабоченность читателей Иоанна из Азии, особенно из Лаодикии (см коммент к Отк 3 15,16) 8:12. Эта язва перекликается с девятой язвой из Исх 10 22,23, во многих древних текстах говорится о тьме как о жестоком суде, а в Ветхом Завете (см коммент к Отк 6 12,13) и в ряде других еврейских текстов она также связывается с концом времен 8:13–9Язва, связанная с пятой трубой 8:13. Трижды повторенное слово «горе» показывает, что после трех суровых язв, связанных с четырьмя первыми трубами, надвигается еще более жестокая язва Этим словом часто начинается новое пророчество в 1 Енох , и, вероятно, таково его назначение и здесь «Орел» (в русской синодальной Библии – «Ангел») был символом имперского Рима, он был изображен на храме Ирода, но здесь этот символ вряд ли уместен Возможно, вследствие того, что орлы использовались как посланники, о чем говорится в ряде текстов (4 Вар ), они могут символизировать защиту Божью ( Отк 12 14) или, что более вероятно, этот термин здесь (как и в LXX) означает орла-хищника (см 19 17), предвещая тем самым неминуемое действие рока «Посреди неба» – это небесный уровень между престолом Божьим и самыми низкими слоями атмосферы (о делении неба на три части в некоторых древних моделях см в коммент ко 2Кор 12 2–4 или, напр , во 2 Енох ) 9:1,2. Во многих иудейских преданиях говорится о злых ангелах, заточенных в подземных темницах или в реках, ожидающих своего часа, чтобы выйти на свободу и сокрушить все вокруг Некоторые древние авторы высказывали предположение, что «бездна» была конкретным географическим местом на земле (1 Енох ), считалось, что ангелы были приписаны к таким местам и имели от них «ключи» Свитки Мертвого моря также говорят о нечестивых как о «сынах бездны» (вероятно, в том смысле, что им предназначена смерть в могиле) Большинство язычников считали звезды божествами, а многие иудеи – ангелами, звезды могли самым естественным образом символизировать ангелов в еврейских текстах, как в данном случае Иоанн использует здесь традиционные образы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В ст. 2–6 развивается тема очищения: идолы и лжепророки, зависимые от нечистого духа, будут удалены с земли. Если лжепророк станет прорицать, то даже его родители не потерпят этого: они «поразят» его. Устыдятся своих ложных пророчеств и сами пророки: они не станут надевать обычной для пророков одежды – власяницы (шкуры животных; ср. Илию в 4Цар. 1:8 и Иоанна Крестителя в Мк. 1:6 ), они станут отрицать свою причастность к прорицанию (5) и, если на их телах окажутся рубцы, оставшиеся после посвящения в пророки или от самоповреждений во время акта прорицания (ср.: 3Цар. 18:28 ), они выдадут их за полученные в доме любящих их. Быть может, тут иронический намек на действительное положение дел, поскольку слово «любящие» здесь может указывать на товарищей по идолослужению ( Ос. 2:7–13 ; Иез. 23:5,9 ). Пророк не упоминает здесь имен идолов, как и сказано в ст. 2. 13:7–9 Пастырь Господень поражен и овцы рассеяны: очищение и восстановление. В этом отрывке, возможно, представлено иное изображение умерщвления («пронзили» в 12:10) Представителя Господня. Пораженный здесь назван пастырь Мой и ближний Мой, и тем не менее именно Бог повелевает поразить Его. В результате Его поражения народ будет рассеян и переживет суровый период очищения: прежде всего число его сократится до одной трети, и уже эта треть подвергнется дальнейшему испытанию. Это необходимо, поскольку спастись может лишь чистое и неподдельное. Ст. 9 представляет собой кульминацию всего раздела, повторное утверждение заветного обетования (см. коммент. к 2:10–12; 8:8; ср. также: Ос. 2:23 ). 14:1–21 Суд и спасение народов В гл. 14, как и в гл. 12, описывается нашествие народов на Иерусалим. Однако здесь больше внимание уделяется исполнению конечных целей Господа (особенно ст. 9). Построен первый раздел (1–15) хиастически как АВСВА: А (1–3) Суд и вмешательство Господни В (4–5) Геологические катаклизмы С (6–9) Идеальные условия: Господь – Царь В 1 (10–11) Геологические катаклизмы А 1 (12–15) Суд и вмешательство Господни За этим разделом следуют ст. 16–19, в которых излагается пророчество о том, что народы придут в Иерусалим для поклонения Господу и для празднования Праздника кущей. Здесь представлена великая перемена – от суда к благословению народов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010