8/43). Такая мысль (если по молитвам Церкви можно спастись, то тогда можно грешить) – дьявольское обольщение и лукавство, а с лукавым Бог поступает «по лукавству его» ( Пс.17:27 ). Таковому молитвы Церкви не помогут. Кто сознательно грешит, тот как раз таки совершает грех к смерти, тот хулит Духа, о чем пишет и ап. Павел: «Ибо если мы... произвольно грешим, то не остается более жертвы за грех...» ( Евр.10:26 ). О таковых Церковь Небесная и не будет молиться; таковых Христос и не помилует. А если на земле и будет кто по неведению молится о «согрешивших грехом к смерти», то Господь такую просьбу не исполнит. А что Бог не всякое прошение христианина исполняет понятно хотя бы из того, что даже мольбу Своего возлюбленного Сына Отец не исполнил, когда Христос просил о том, чтобы чаша скорби Его миновала ( Мф.26:39 ): не исполнил Бог и усиленную просьбу Своего избранного Апостола ( 2Кор.12:8–9 ). Но если молящийся просит с добрым расположением сердца, вверяя всё в руки Божии, то такая молитва не будет для него бесплодной и вернется к нему подобно миру, который возвращается к человеку, если пожелание мира было направлено к недостойному (см. Мф.10:13 ). Тем же, кто стремился при жизни совершать своё спасение и жить по заповедям Божьим, молитвы Церкви обязательно помогут. Возражение 8. Е. Пушков, пересказывая свой разговор с неким священником, обращает его в аргумент против молитв за упокой: «Однажды я спросил православного священника: «Вы действительно при отпевании покойника имеете право отпускать грехи, когда произносите: « " Отпускаются грехи рабу Божьему»»?» Он посмотрел на меня, чуть смутился и тихо ответил: «А знаете, как я стал немного добавлять в этом месте?» – «Нет, не знаю». – «Я начинаю: « " Отпускаются грехи рабу Божьему»», – а потом быстро и негромко, чтобы никто не успел разобрать, добавляю, – « " за которые он попросил прощение» " » Какой вдумчивый священник!» [ 38 ] . Как видим, Е. Пушков ставит вопрос так, что Православие безумно заповедует отпускать покойному все грехи без исключения , и вот только некоторые умные священники додумываются до того, что нужно отпускать только те грехи, в которых человек покаялся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

9 Noэmoмy henpab d’Herbigny (I, 253), robopя, чmo hic ( Mt. 16, 19 ) datur soli Petro id, quod dein toti collegio, includendo Petrum. Minime vero extensio 18, 18 derogabit privilegio alterius concesus». Петру не дается, но лишь обещается то же, что обещается 18, 18 и всем апостолам (которым раньше это было обещано в лице Петра, а не Petro soli, как это явствует из всего контекста). Ipsa in Evangelio repetitio textus, qui sub utraque forma alibi deficit, magis significat distinctionem historicam utriusque collectionis: eadem potestas datur, sed hinc uni, illinc collegio (he damur, но promittitur!), b) Magis ex utroque Lextis patet Petrum signulariter pro se etiam solum, ea quae ceteris collecmive (cobepшehho npouзboльhoe ymbepждehue); ceteros vero non recipere nisi in quantum et Petrus includatur in eorum collecmive (bыboд uз npeдыдyщero), c) Immo, qui per se solum eam habeant, Petrus exercere eam possit supra cunctos a se distinctos, etiam ergosupra ceteros Aposmolos. (Эmo произвольное утверждение, несогласуемое с контекстом Евангельского рассказа, опирается на допущенное уравнение настоящего и будущего bpeмehu: dabimur и datur). «At ut patet (!), non collegium supra Petrum hoc etiam collegium supra aliud membrum nisi ex auctoritate et delegatione Petri, ae reservata semper etiam tunc ultima appellatione et sententia ad Petrum solum». 10 В этом свете понимаем мы и сюда относящиеся тексты об общем и равном значении апостолов, как-то: отвечая на спор о первенстве, Господь продолжает: «но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вами, как Отец Мой царство, да ядите и пиете за трапезою Моей в царстве Моем, и сядете на престоле судить двенадцать колени Израилевых» ( Лк. 22, 28–30 ). Уже если искать основания об обосновании власти «in utraque ecclesiae conditione, sive initiali, sive perfecta» (см. выше примечан.), то его можно находить при желании именно здесь, но в применении к двенадцати. Еще выразительнее Мф. 18, 27–28 . Спрашивает от лица всех «старшина» Петр: «вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нами? Иисус же сказали ими: истинно говорю вами, что вы, последовавшие за Мною, – в паки-бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

9 В соответствии с проектируемым исправлением проповеди христианской об Агнце Божием и прочей догматики христианства должна быть произведена и замена крестов (Kruzifixe) с изображе­нием мучительного распятия в церквах и на дорогах. (616). 10 Соответственно подменивается и христианское понимание личности и ее ценности: см. характерные, хотя и туманные рассуждения у Розенберга, op. cit., стр. 390–396 и далее. 12 Для расизма, как антисемитизма, характерно, что Михаил Архангел, согласно кн. пророка Даниила, есть вождь и хранитель еврейского народа, из соперничества с которым духовно и рож­дается расизм. Он не останавливается перед таким мистическим плагиатом. 13 «И четыре большие зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый, как лев, но у него крылья орлиные... и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь второй, похожий на медведя... вот еще зверь, как барс». ( Дан. 7:4–6 ). «И вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный... и десять рогов были у него... и вот вышел между ними еще небольшой рог, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно». (7–9). Подобная же символика борющихся между собою зверей (овна и козла) применима к гл. 8. Тому же посвящена 13 и отчасти 17 главы Откровения Иоанна. 16 «Blutmäßig gesunde Völker den Individualismus als Maßstab nicht kennen, ebensowenig wie den Universalismus». (539). Cp. 127 ел. против «статического монизма». Ср. 391 сл. 17 Разумеется, нельзя ставить вполне знак равенства между германством и расизмом: первое обширнее и, конечно, глубже второго, последнее же есть скорее болезнь – и будем надеяться преходящая – души германства. Оно сохраняет в себе силу церковного христианства в католичестве, даже обедненном до современного протестантизма, и, хотя и подчиняется расистскому засилью, но с ним духовно не отожествляется и тем оставляет надежду на грядущий христианский ренессанс и внутреннюю победу над расизмом. 18 Как мы уже знаем, в расизме только мужчина творит бытие через Ideenbildung und Werke, женщина же есть «ewige Behüterin des Unbewußten» (p. 510), на долю которой остается, как священнейшая задача, сохранение чистоты расы. (ib.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

c. 38–9), слово αιος в Н. 3 встречается 71 раз: о вечной жизни 44 раза, далее в применении к Богу (3 раза) и Царствию Христову, искуплению, крови его завета, Евангелию, спасению, Его обитанию на небе, славе, нам данной, нашем наследии, утешению, участию в вечной жизни, о вечном огне (3 раза), о наказании, суде и уничтожении (4 раза). 303 Вот несколько примеров 72, 19, 27; «ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут, Ты истребляешь всякого, отступающего от Тебя». Ис. 1, 28 «всем же отступникам и грешникам погибель, и оставившие Господа истребятся ». Ср. Пс. 29, 20 , Наум 1, 15 «празднуй, Иудей, праздник твой, ибо не будет проходить по тебе нечестивый он совсем уничтожен». И однако, Ис. 28, 9 «ради имени Моего отлагает гнев Мой и ради славы Моей удерживал Себя от истребления зла ». Вообще в псалмах и пророчествах необыкновенно много говорится о погибели нечестивых, причем очень часто, если не всегда, имеется в виду не столько эсхатологическая, сколько историческая погибель. 305 У Petavel-Olliff имеется еще огромная сводка библейских текстов разного содержания на тему о бессмертии: 1, 368–392 Конечно, в такой огромной сводке можно встретить случаи и произвольного включения тех или других текстов. 306 «Двадцать раз ап. Павел повторяет нам, что смерть есть плата греха, la mort sans phrases» (1, 16) 307 «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я создаваем был в тайне, образуем был в глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс. 138, 16–16 ) «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иерем. 1, 5). 308 Прощение и оставление грехов в таинстве исповеди не означает примирения с грехом, потому что оно предполагает действенное покаяние в человеке, на которое Господь ответствует Своей искупительной жертвой. 310 Католическое богословие с особым вкусом останавливается на вопросе о природе адского огня, как такового, и в его отличии от чистилищнего. См., напр., пространную статью A.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

XII. Уступи для достижения христианского мира часть твоих прав, отложивши всякое себялюбие. В этом главнейший образец для всего рода человеческого Сам Сын Божий. «Он, будучи образом Божиим... равным Богу... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6, 7, 8 ). Так, Сын Божий, когда было необходимо (чтобы примирить человека с Богом), принимает образ послушного раба, покорно идет на мучительную смерть, хотя мог бы призвать целые легионы Ангелов ( Мф.26:53 ), чтобы защитили Его, но Он отказывается от этого права ради вечного мира. Представим здесь несколько примеров такой христианской уступчивости. а) Преподобный Сергий мало того, что отказался от почестей, но сам рубил дрова, будучи игуменом, и носил воду для каждого из братий, чтоб только они в мире и с терпением переносили все трудности пустынной жизни. б) Однажды в Киево-Печерском монастыре никто не хотел приготовить дров для кухни; тогда келарь Феодор пришел к преподобному Феодосию – игумену монастыря, говоря: «Повели, отче, кому-нибудь из праздных братьев приготовить дров, сколько нужно». Преподобный отвечал: «Вот, я празден, я иду». Было же тогда время обеда. Блаженный игумен повелел всей братии идти к трапезе, сам же взял топор и начал рубить дрова. По окончании трапезы, братия вышла и видит преподобного своего игумена, секущего дрова. Тогда каждый взял топор, и столько приготовили дров, что их достало уже на долгое время» (Жит. пр. от. Антония и Феодосия печер., изд. Киево-П. лавры 1861 г., стр. 53). Нам трудно и подумать о том, чтобы стать добровольно из домовладельцев слугой, но это-то, скорее всего, может сделать владыку счастливым. Не напрасно сказано Спасителем: «князи народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этим-то правилом и достигался тот примерный порядок, тот мир несокрушимый в древних христианских обществах, который удивляет и врагов Христа (см. «Воскресн. чт.» за 1891 г., стр. 37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Быть первым Сергий, как говорит автор его жития Епифаний, был полог кротости и смирения, «во всем всегда подражая своему Владыке Господу нашему Иисусу Христу, давшему пример для подражания желающим подражать Ему». Однако, приняв тезис согласно которому всякий святой непременно выступает как подражатель Христа, воплощающий в жизнь евангельский идеал, кто-то из нас, быть может, решит, что все святые должны быть как близнецы похожи друг на друга. Но нет. Амвросий Медиоланский был римским аристократом, а Макарий Калязинский — почти неграмотным русским мужиком. Среди святых есть монахи и миряне, епископы, воины и полководцы, писатели-интеллектуалы и безграмотные простецы. Есть люди, пришедшие ко Христу во младенчестве (св. Николай), а есть и такие, кто на своем собственном опыте узнал, что такое «бездна греховная», раскаявшиеся грешники (Августин), есть и те, кто стал христианином к концу жизни. Одни сподобились мученической кончины, другие умерли своей смертью, одни в юности, иные, дожив до седин. Эти различия, в сущности, внешние; но отличаются друг от друга святые не только внешне. Если задача святого заключается в том, чтобы реализовать своей жизнью евангельское блаженство, то один раскрывается в первую очередь как «плачущий» («Блаженны плачущие, ибо они утешатся»), другой — как «чистый сердцем», третий — как «миротворец». Это, однако, не означает, что миротворец не раскрывается как молитвенник, а «чистый сердцем» не может быть одновременно «изгнанным правды ради». Тем не менее в жизни каждого святого тот или другой евангельский текст, какая-то одна фраза или тема становится доминантой. Так, читая о Серафиме Саровском, непременно вспоминаешь, как молится Иисус: «…Взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк 6:12). Читаешь о Златоусте или о Димитрии Ростовском, и перед глазами встают следующие тексты: «Иисус, выйдя, увидел множество народа, и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имущие пастыря; и начал учить их много» (Мк 6:34); или: «И ходит Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедуя Евангелие Царствия…» (Мф 4:23). Вся, от начала до конца, жизнь Тихона Задонского теснейшим образом связана с тем, как на Иисуса надевают багряницу и, сплетши венец из терна, возлагают Ему на голову, насмехаются над Ним, и плюют на Него, и, взяв трость, бьют Его по голове (см. Мф 27:28-30). Тихон образованнейший и, быть может, самый глубокий (причем до сих пор не оцененный) в отечественной культуре мыслитель эпохи Ekamepuhы II, к тому же епископ, но над ним смеются монахи, помещик из соседнего имения избивает святого, а игумен бьет его по щекам (ср. Ин 18: 22)! Ученик преподобного Сергия Кирилл Белозерский обладает особым даром слез («Блаженны плачущие, ибо они утешатся») и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

  Среди названных выше «страстных помыслов» самым тяжким и опасным считается гордость, точнее гордыня. Чрезвычайно существенно, на наш взгляд, что Достоевский в согласии с святоотеческой традицией, расценивает гордыню Ставрогина как величайший грех, грех человекобожия, приведший его к гибели. Обратимся к Уставу Нила Сорского. На вопрос: «Как выясняет преподобный Нил окаянство и гибельность гордостных помыслов», последний отвечает: «Тот, кто в гордости своей сопротивником своим возьмел Бога, кто мерзок и нечист пред ним ... кто поработил себя страсти этой (гордости), тот сам и бес, и враг (ратник), тот в себе самом носит скорую   «Желающему обучиться смирению, сей божественной науке», преподобный Нил советует «ставить себя ниже всех, то есть почитать себя хуже и грешнее всех человек, и сквернее всех тварей, потому что вышел из порядка, всякому естеству тварей указанного, – и горше самых бесов, потому что и они преследуют нас и   Далее преподобный Нил цитирует Григория Синаита, по определению которого человек, одержимый гордыней, «горше самых бесов, яко их раб и послушник, и сожитель их, во тьму бездны сойти к ним долженствующий. Воистину, всякий, кто во власти бесов, горше их и злосчастнее их самих. С ними низринулась ты, душа окаянная, в бездну. А посему, будучи жертвою тления, ада и бездны, почто прельщаешься умом своим и почитаешь себя праведною, будучи греховна, скверна и по злым делам своим бесподобна. Увы тебе, пес нечистый и всескверный, в огнь и тьму кромешную осужденный! Горе прельщению и заблуждению твоему, о   Приведенная выше цитата вызывает прямые ассоциации с двумя новозаветными текстами, сыгравшими важную роль в формировании религиозно-философского замысла романа «Бесы». Во-первых, это евангельский рассказ об исцелении Христом гадаринского бесноватого (см. эпиграф к роману: Лк: 8, 32-36). Во-вторых, это стихи из Откровения св. Иоанна Богослова «К Ангелу Лаодикийской Церкви напиши...», упомянутые в самом тексте романа, черновых материалах к нему и главе «У Тихона». Приведем их, так как они чрезвычайно важны для понимания образа Ставрогина и причин его духовной гибели: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды». А не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откровение св. Иоанна Богослова, 3: 15-17).

http://bogoslov.ru/event/5739800

А то, что в Мф.18:15 говорится о согрешении брата «против тебя» (лично), то здесь нужно прочесть весь текст: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». То есть начинается всё с личной обиды или согрешения, но заканчивается тем, что этот согрешивший не слушает не только обиженного и нескольких свидетелей, но и всю церковь . И вот в этом случае такового церковь должна отвергнуть и считать его за мытаря и язычника, то есть, говоря церковным уже языком, отлучить от Церкви или от причастия, наложив на него епитимию – уже не только за согрешение против одного брата, а за упорство в не раскаянии и непослушание всей церкви. Но налагать епитимию имеют власть не все члены Церкви, а Её священство. Потому здесь Христос и говорит: «что вы свяжете на земле...», тем самым уверяя Апостолов в том, что их решение об отлучении согрешивших будет иметь свою силу не только на земле, но и на небе. То есть Сам Бог согласится и одобрит их решение. Но власть отлучать от церковного общения имеют (и всегда в Церкви имели) епископы и священники, а отнюдь не все верующие. Возражение 4. Во время моей учёбы в ДХУ преподаватель Нового Завета нам говорил, что выражение «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» стоит в оригинале ( Ин.20:23 ) во времени так называемом «плюсквамперфекте» (от лат. plus quam perfectum) и потому может якобы обозначать противоположное: «кому будет прощено на небесах, тому вы простите...». За этими сложными языковыми манипуляциями, недоступными для оценки не знающим греческого языка, нет никакой правды, а одно лишь очередное и плохо прикрытое желание протестантов уйти от очевидного смысла слов Христа и исказить их. На самом деле, данное место имеет в греческом один простой и ясный смысл, который синодальный перевод передаёт совершенно правильно. И не только в синодальном – в других неправославных русских переводах 609 , в латинском (Вульгата), в еврейском (Франса Делича), церковно-славянском и известных мне английских переводах 610 передаётся только один смысл 611 . И кроме того, восточные отцы Церкви, для которых греческий был родным языком, никогда не видели подобного смысла в данном выражении, и всегда понимали его только так, как сказано в синодальном переводе, что можно понять из вышеприведенных цитат (см. в особенности абз. 28–29, 33–34, 38, 41, 44, 49–50, 54, 56, 58–62).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

А что касается бороды, то на то есть Божия заповедь: «Не стриги края бороды твоей». Причем она дается дважды: «скажи народу израильскому, всему народу» (см.: Лев. 19), а в 21-й главе – священникам. То есть это атрибут не только священника, но всего Божиего народа. Да. Это одна из 613-ти мицвот, одна из заповедей – теперь уже по благодати, по Нагорной проповеди. Однажды Господь сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). «По благодати все можно», – говорили мне у харизматов. Не такие уж они и новаторы. Это еще Николай говорил в I веке, ересь николаитов. Эти вещи – может, та единственная ниточка с Богом. Но не единственная. В этом есть, конечно, значение. Господь дал нам душу и тело. Только один раз в Писании произносится эта знаменитая триала: дух, душа и тело. А что при этом говорится, часто ускользает от нас: «…и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Надо сохранить для Господа дух, душу и тело. Не только дух, душу, но и тело. Поэтому нельзя пренебрегать телесным благочестием. Если оно выставляется на первый план, а духовное пренебрегается, – тогда понятно. Фарисейство со всеми последующими. А если наоборот, то «от избытка сердца говорят уста». Сердце – это внутреннее человека, а «говорят уста» – это внешнее. Поэтому я думаю, и в этих вопросах наше традиционное благочестие выросло из жизни в Духе Святом. Его же не фарисеи придумали, а святые отцы. Понятно, что сам по себе волос нам Духа Святого не даст. Но это органично взаимосвязано. Это неделимая триада. О поклонах – Какие источники использовать, чтобы узнать, в какой момент службы раньше делались земные и поясные поклоны? – Практик много. Могу честно признаться, где посмотреть: у старообрядцев. Мне очень понравились дониконовские книги. Это Сергий Радонежский и другие наши великие святые: московские святители Петр, Иона, Ермоген. Вот у них посмотрел.

http://pravoslavie.ru/145857.html

абз. 10–15); во-вторых, ответ Девы Марии Ангелу (который звучит крайне странно и даже безумно, если думать, что она собиралась жить супружеской жизнью с Иосифом); в-третьих, факт именования Христа в Библии Единородным Сыном, что нет причин не относить к обоим Его рождениям; в-четвёртых, ясные свидетельства древних христиан (которые куда ближе, чем мы, живущие в XXI веке, отстояли по времени от Девы Марии и Апостолов, а потому и лучше, чем мы, знавшие, осталась ли Мария девой после рождения Христа, и имела ли Она других детей); и, в-пятых, мысль о полной богословской необходимости предполагать, что Мать Иисуса не должна была иметь супружеские отношения с мужчиной (см. абз. 62–63), то православный догмат о приснодевстве Марии становится совершенно неоспоримым, по крайней мере, для всякого разумного и ищущего не «своего» (ср. Флп.2:21 ), а Истину. И если протестант проповедует против данного догмата по незнанию истины, то есть православных аргументов и свидетельств древней Церкви, то он ещё может иметь некое извинение, как всякий, согрешающий по неведению. Но если вы, мой протестантский читатель, узнав хотя бы только сейчас об истинном положении вещей, продолжите говорить, что Дева Мария не пребыла девой и имела других детей от Иосифа, то это будет не больше и не меньше, как хула на Духа Истины; и одно это будет более чем достаточным основанием для вашей вечной погибели – можете нисколько в этом не сомневаться. Третий аргумент, который приводят протестанты в пользу того, что Иисус Христос не был единственным сыном Пречистой Девы, это Лк.2:7 , где Христос именуется Первенцем : «и родила Сына своего Первенца». Раз Христос назван в Евангелии Первенцем, то есть перворождённым, то очевидно, говорят протестанты, что у Марии были и другие дети, от Иосифа. В действительности, такой аргумент выдаёт только богословское невежество его изобретателей. Известно, что понятие о первенцах взято из Ветхого Завета. Господь повелел Моисею: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они» ( Исх.13:2 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010