Кант стремится оставить место вере, не ущемляя разум. Гегель, наоборот, показывает, как можно взглянуть на Бога и мир рациональными глазами, при этом, не становясь атеистом. Все это попытки уйти, отказаться от очень важной непосредственной составляющей религиозности, от того, что называется верой. Взамен предлагается рациональная этика, сохраняющая выбор между добром и злом, позволяющая свободно и добровольно создавать социальные объединения, предотвращая ту самую войну всех против всех. Как это соотносится со старообрядчеством, с процессами, протекавшими в России? Нужно понимать, что и сам протестантизм может быть очень агрессивен, вспомним казнь испанского мыслителя Сервета в Женеве при Кальвине. Совсем другое дело – та социальная роль, которую играет протестантизм при переходе от патерналистского типа общественного устройства к гражданскому. С моей точки зрения, индивидуализирующая старообрядческая этика открывала определенные возможности для создания нового тип социальной организации в условиях кризиса. Россия XVII века – это кризис и власти, и религии, это кризис всех социальных институтов. Это фактически не прекращающаяся смута, бунты, гражданская война. Стоял вообще вопрос о будущем страны – будет ли у российского общества собственное государство, или оно окажется в зависимости от более сильных соседей. Пафос старообрядчества рождается из стремления общества остановить самоистребление и сохранить власть в качестве своего национального института. РЖ: Фактически, Смута заканчивается при Петре I основанием Святейшего Правительствующего Синода в 1721 году? А.Г.: С моей точки зрения, Смута не заканчивается вообще. Смотря что считать смутой как таковой. Смута не есть отдельный династический кризис. Это кризис гораздо более широкий и всеобъемлющий. Вопрос в XVII веке для России стоял так: как будут складываться взаимоотношения между обществом и властью. Сможет ли общество не стать объектом владения власти и создать механизмы генерирования этой власти, стать субъектом развития, – экономического и политического.

http://religare.ru/2_90680.html

Милбанк Дж. Политическая теология и новая наука политики//Логос, N 4. - 2008. - С. 44. Там же. - С. 45. Щипков Д.А. " Радикальная Ортодоксия " : Критический анализ: Дис.... канд. филос. наук : 09.00.13 СПб., 2004. Автореферат имеется на сайте " Библиотека Якова Кротова " : Постсекулярная эпоха//Континент, N 120. - 2004. Наступила ли постсекулярная эпоха?//Континент, N 131. - 2007. См. его интервью Русскому журналу, под названием " Светскость имеет тоталитарные наклонности " . Кстати сказать, вот что пишет сам Хабермас в своей статье " Постсекулярное общество - что это? " ( " Российская философская газета " , N4. - 2008): " Секуляризация государственной власти была адекватным ответом на религиозные войны раннего Нового времени... В большинстве случаев по мере обретения государственной властью секулярного характера постепенно расширялись права поначалу лишь терпимых религиозных меньшинств. После свободы конфессии они получили свободу вероисповедания и наконец равное право на свободное отправление религиозных культов " . 21 сентября был проведен круглый стол по теме секуляризма в Русском институте - организации, созданной тщанием известного русского политтехнолога Глеба Павловского. Материалы этого круглого стола, подготовленные заранее, и стали содержанием целого раздела " РЖ " в Интернете. Чтобы меня не обвинили в натяжке, поясню, что factum соответствует в данном контексте употреблению глаголов: " был " , " является " , " оставался " . http://www.bogoslov.ru/text/477051.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Рязанцева Л.Ф. Фома Аквинский и проблема свободы в средневековой философии//Россия в глобальном мире. – СПб., 2002. – 3. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново//Символ. – Paris, 1995. – 33. Семенов Н.С. Фома Аквинский//История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000. Семенов Н.С. Фома Аквинский//История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2001. С.212–236. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.338–379. Тарнас Р. История западного мышления/Пер. с  англ. – М.: КРОН–ПРЕСС, 1995. С.152–160.  Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – T.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.90–96. Философский словарь. – М.: Республика, 2001. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.  Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002. Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.156–157. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.261. Хиббс Т.С. Риторика мотивов: Фома об обязанностях как разумном убеждении//РЖ.– 1992. – 1. (Автор реферата В.К.Шрейбер). Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве/Пер. с англ. – М.: Крон–пресс, 1996. Хомяков М.Б. Философия собственности у Фомы Аквинского//Личность: Философско–публицистический альманах. – М,: Северо–Принт, 1999.  Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998. Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994. Чернышева Л.А. Иерархия мудростей в христианской философии средневековья//Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. – М., 1986. – Ч. 2.

http://bogoslov.ru/person/3176926

«Не хочешь смотреть 1-2 канал, не хочешь смотреть ТВЦ – переключись на «Культуру», где рекламы нет. Но ведь мало кто переключается – 4-5% зрителей». С.В. Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Министерства культуры РФ Потерю кошелька, телефона, машины вы заметите сразу. Потерю же своих детей вы можете не заметить. Умелые манипуляторы на ТВ медленно – изо дня в день – разрушают их ментальность, подменяют героев, модель повеления, утверждают притягальность зла и безнравственности… Только корыстными интересами, коррупцией или малообразованностью можно объяснить поразительные высказывания профессионалов от современного искусства и СМИ о якобы свободном, ничем не управляемом развитии средств информации и не контролируемом их содержании. Проводится мысль о том, что единственной «священной коровой» на телевидении может и должен быть рейтинг, то есть число зрителей, привлеченное к экрану той или иной телепередачей. А, мол, не нравится передача – не смотри. Между тем, с древнейших времён искусство является средством социального управления. Это было хорошо известно ещё Платону и Аристотелю, описавшим способы такого воздействия. От наскальной росписи, завораживающего ритма бубенчиков шамана до гипнотического мерцания телеэкрана – таков исторический диапазон средств массовой коммуникации и одновременно средств управления, где искусство занимает главенствующие позиции. Справка «РЖ» «Искусство воздействует на чувства, а через чувства на социальную жизнь людей», писал Питирим Сорокин. В современной психологии и социологии СМИ подробно описаны способы такого воздействия: 1. Поведенческие последствия. Согласно теории социального научения, как дети, так и взрослые приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем моделирования поведения кино– и телегероев. 2. Установки. При помощи классического обусловливания можно наделить любого человека или предмет неодолимой притягательностью или отталкивающими свойствами.

http://pravoslavie.ru/36702.html

РЖ: Какие области вы могли бы выделить и чем обусловлено это разделение? Дайте, пожалуйста, их краткое описание (языковые, культурные особенности, разность в обычаях, цивилизационные предпочтения). Насколько это разделение заметно на территории современной Украины? С.К.: При взгляде на географическую карту Украины первое, что бросается в глаза, - это наличие Крымского полуострова (почти острова), соединенного едва заметным перешейком с основной территорией страны. Крым, в силу естественных причин, идеальный регион. Региональное своеобразие полуострова подчеркивается его исторической судьбой, этническим составом населения, политическими и культурными традициями и предпочтениями. Несмотря на многолетнее давление Киева, Крым остается русскокультурным и русскоязычным анклавом, большая часть населения которого исповедует принцип - " За Перекопом для нас земли нет! " . На выборах Крым традиционно поддерживает политиков, выступающих за интеграцию Украины и России. В остальное время большинство населения полуострова мало интересуется тем, что происходит на материковой Украине. Что же касается татар (доля которых в населении автономии вряд ли превышает процент азербайджанцев в Москве ), то их роль во внутриполитической жизни Украины ничтожна. Иное дело влияние Меджлиса на ситуацию в Крыму. Действия меджлисовцев в последние месяцы по самозахвату южнобережных территорий едва не привели к межнациональному конфликту на полуострове, последствия которого могут быть губительны для Украины в целом. Вторым естественным регионом на Украине является Закарпатье со своеобразным населением, культурные традиции которого существенно отличают его от населения соседней Галичины. Последняя наиболее четко позиционирует себя в политическом пространстве Украины, однако время ее безраздельного господства в определении политических и культурных предпочтений правящей элиты уходит в прошлое. Что же касается остальных регионов Украины, то их политические элиты ориентированы не столько на культурно-исторические особенности своих регионов, сколько на их финансовые и промышленные интересы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Реплика : Но суд должен быть легитимным, как было легитимным правительственное решение... Тимченко С.В. : От имени редакции «РЖ» благодарю всех участников круглого стола. Я считаю, что наша дискуссия была не бесплодной. Такие дискуссии нужны и для установления истины, и для нашего объединения, потому что как бы мы ни разнились во взглядах, мы - люди русские и мы должны искать взаимопонимания. Степанов А.Д. : А я подведу итоги. В ходе сегодняшних дебатов наши позиции прояснились, но не сблизились. Зато все участники дискуссии сошлись во мнении, что суд, и только суд, может поставить точку в «Царском деле» или по крайней мере наметить пути для окончательного решения проблемы. Кто выступит инициатором такого суда? Правительство, Общественные организации или Госдума - это отдельный вопрос. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Судьбу " екатеринбургских останков " должен решить суд К такому выводу пришли участники " круглого стола " 29.02.2008 585 Время на чтение 4 минуты Недавно в редакции " Общенационального Русского журнала " состоялся круглый стол, посвященный вопросу о так называемых " екатеринбургских останках " . В дискуссии приняли участие: главный редактор " РЖ " Сергей Владимирович Тимченко; старший следователь по особо важным делам Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ Владимир Николаевич Соловьёв, который вел следствие после обнаружения останков неизвестных лиц на Коптяковской дороге; доктор исторических наук, директор Государственного Архива РФ Сергей Владимирович Мироненко, член правительственной комиссии, еще один сторонник версии подлинности останков; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Алексеевич Беляев, независимый православный эксперт, член правительственной комиссии, выступивший с особым мнением по поводу итогового заключения комиссии; журналист и общественный деятель Леонид Евгеньевич Болотин, знаток Царского дела, последовательный критик " екатеринбургских останков " и Андрей Юрьевич Хвалин писатель, богослов, помощник Ольги Николаевны Куликовской-Романовой. Вел заседание круглого стола главный редактор " Русской Линии " Анатолий Дмитриевич Степанов, который во вступительном слове отметил, что пышное захоронение под давлением власти в Императорской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге " екатеринбургских останков " под видом святых мощей Царственных Страстотерпцев, которое власти пыталась представить, как акт национального примирения цели не достигло. Споры о подлинности останков не утихают уже десять лет. Причем, спорят эксперты - генетики, историки, антропологи. Объявление о находке в конце августа останков еще двух человек, которых поспешили выдать за останки Цесаревича Алексия и Царевны Марии, возобновление старого следствия Генпрокуратурой подлила масла в огонь дискуссии. Поэтому круглый стол, организованный редакцией РЖ Степанов назвал крайне своевременным и важным. Особенно в таком составе, когда собрались почти все знатоки этого дела, стоящие на противоположных позициях.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/02/29/su...

109х74 Вклад царя Михаила Федоровича в Успенский собор Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 708 Инв. ТК-2801 Кат. В среднике подвесной пелены к иконе XII в. «Богоматерь Владимирская» вышито по желтой камке (видна по краям) поясное изображение Богоматери. Младенец сидит на ее правой руке, левой рукой Богородица прижимает Сына к груди; он касается лицом щеки Марии, обхватив одной рукой ее шею. Ступни ножек Младенца обнажены, левая повернута пяткой к зрителю. На каймах в двенадцати киотчатых клеймах изображены двунадесятые праздники (сверху слева направо); над клеймами находятся надписи. 1) Благовещение ( б(д)цы): на фоне двух архитектурных сооружений, соединенных зубчатой стеной слева к Богоматери приближается, благословляя ее, архангел Гавриил, Мария стоит в позе моления справа на подножии перед скамьей с подушкой, сверху на нее нисходит луч. 2) Рождество Христово ( рж(с)тво хво): на фоне горок, за которыми видны фигуры ангелов, в пещере изображена полулежащая Богоматерь, перед ней ясли с Младенцем, за которыми видна голова тельца, сверху на Младенца нисходит луч, слева над яслями склонились три волхва, справа стоит пастух с овечкой, внизу слева сидит Иосиф и перед ним пастух с посохом. Правее, пробуя рукой воду в купели, сидит служанка с Младенцем на руках. 3) Сретение ( гне): на фоне архитектурных сооружений в проеме портала, у престола на подножии, стоит Симеон с Младенцем на руках, слева стоят Богоматерь, за ней Анна и Иосиф. 4) Крещение ( гне): в Иордане стоит обнаженный Христос, слева на фоне горок к нему склонился Иоанн Предтеча, благословляя его протянутой рукой; справа на берегу три ангела. 5) Воскрешение Лазаря ( лазарево//во(с)крние): на фоне горок в пещере стоит закутанный в саван со скрещенными на груди руками Лазарь, под ногами у него – крышка гроба; слева стоят Христос с протянутой к Лазарю благословляющей рукой и апостолы; к ногам Христа припали Марфа и Мария. 6) Вход в Иерусалим ( вхо(д) во ншего ха): в центре изображен Христос, едущий на осляти, за ним идут апостолы, справа из городских ворот навстречу им выходят люди, внизу – брошенные одежды, на заднем плане – дерево и гора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Именно поэтому мне очень жалко людей, которые жили в это время и ничего этого не застали. И еще жальче, что сейчас этого стало так мало. Может быть, дело в том, что сейчас зашумление невероятное; не знаю. Тогда Церковь была как бы за стеной, входишь внутрь, и попадаешь в тишину вечности. Вот этого мне катастрофически не хватает. Да, я сейчас сам могу составить список адресов, куда пойти, чтобы таких священников встретить. Но в общей жизни Церкви не они почему-то оказываются на виду. А тогда все были на виду. Все, к кому стоило идти. РЖ: Сейчас формируется, как мне кажется, некая новая интеллигенция. Хорошо образованная молодежь, открытая, свободная, красивая. Это новое поколение, условно говоря, – люди, которые входят в круг Арт-Стрелки, сайтов " Опенспейс " и " Теории и практики " , твои студенты из Высшей школы экономики, активисты разных общественных сетей. Они будут смотреть этот фильм? Вообще, поймут ли о чем речь? А.А.: Думаю, многие не поймут. Но я надеюсь, что через эмоциональное напряжение все почувствуют. Кто сказал, что обязательно все понимать? Фильм достаточно эмоционален, хотя соплей мы там не размазывали, как нас учил наш будущий президент. Я думаю, там есть эмоция, которая может зацепить. Ведь мы тоже, приходя в Церковь, не очень понимали, зачем мы туда пришли. Никакой связи с традицией не было, никакой домашней подготовки не было. А вдруг что-то почувствовали и пошли. Часто приходится слышать, что дело в политике; сомневаюсь. Мне было на советскую власть глубоко наплевать, так же, как большинству героев нашего фильма. И я не думаю, что причина всплеска религиозных умонастроений в конце 60 – начале 70-х в том, что коммунизм давил, и люди прибежали в Церковь. Он всегда давил, а интеллигенты запросто обходились без Бога. Просто вдруг обнажилась пустота жизни. И в этом смысле мы вправе себя спросить: а разве наше время не пустое? Я не про политику; чтобы сопоставить тогдашний застой и нынешний, тот маразм и этот, большого ума не надо, да и смелости в том никакой. Но метафизическая параллель есть. И тогда, и сейчас у многих людей появляется спонтанное чувство: куда-то исчезла, выветрилась энергия. И люди начинают искать иное. Только сегодня поиск не религиозный, а скорей этический. 10 лет назад всего этого не было.

http://religare.ru/2_89361.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Архангельский Человек – Божий, а не государственный Политика памяти Источник:  Русский журнал От редакции. 17 октября на канале " Россия-К " ( " Культура " ) состоится премьера нового четырехсерийного фильма Александра Архангельского " Жара " о духовных поисках позднесоветской интеллигенции, неофициальной религиозной жизни в 1960-х – 1980-х годах. Центральные фигуры фильма – протоиерей Глеб Каледа, протоиерей Александр Мень, митрополит Сурожский Антоний, Сергей Сергеевич Аверинцев, экуменист Сандр Рига, пианистка Мария Юдина. Но речь не столько о них, сколько об их окружении, о людях, которые через них приходили к вере. Среди свидетелей эпохи – Людмила Улицкая, Ольга Седакова, Борис Гребенщиков, Татьяна Горичева, Николай Котрелев. Работа над " Жарой " закончена, но пока никто, кроме съемочной группы, не знает, что получилось. В ожидании эфира шеф-редактор фильма Ксения Лученко побеседовала для " РЖ " с автором – Александром Архангельским . Русский журнал: В прошлом году, когда мы работали над фильмом " Отдел " о прорыве советских философов к несоветским смыслам, завязкой сюжета было создание " одного отдельно взятого " отдела в Институте международного рабочего движения. Но в итоге значительная часть героев собственно к ИМРД имела косвенное отношение, они были как-то иначе друг с другом связаны. Например, ни Щедровицкий, ни Пятигорский, ни Левада в ИМРД никогда не служили. Сейчас с " Жарой " происходит нечто похожее: ты преподносишь как значительное явление то, чего многие, жившие в то время, даже не замечали. Утверждаешь, что был целый " уникальный роман интеллигенции с Церковью " . Но на самом деле в " роман " были вовлечены единицы. Нет ли ощущения некоторой " притянутости за уши " ? Александр Архангельский: Во-первых, я бы хотел выразить соболезнования тем, кто жил в 70-е годы, и умудрился мимо этого романа проскочить. Я чуть иронизирую, но мне действительно их жалко. Во-вторых, если в главном, центровом событии эпохи не участвовало большинство, оно не перестает быть центровым. В-третьих, какая разница, через какую точку входить в эпоху? При работе с документальным материалом, действуешь, как хирург, который проникает зондом через сеть сосудов – в глубину организма.

http://religare.ru/2_89361.html

   001    002    003    004   005     006    007    008