Так об этом предсказал святой Его пророк: Он обратит, и ущедрит нас, и погрузит неправды наши, и ввергнет в глубины морские все грехи наши (Мих. 7:19). Почил Христос от дел Своих, которые ради нашего спасения начал и совершил. Так устроил и нам субботу , которую праздновать будем вечно, успокоившись от дел наших и трудов, и войдя в покой тот (Евр. 4:1-11; Откр 14:13), который никакому труду, печали и болезни не причастен, но только слышится глас радости и веселья, как поет пророк: Глас радости и спасения в селениях праведных (Пс. 117:15). Положен Христос во гроб, и наши гробы сделались нестрашными нам, но стали как ложа, в которых, почив после многоболезненной жизни сей, будем упокоеваться, пока не услышим глас Сына Божиего, а услышав, оживем, по истинному Его обещанию (см. Ин. 5:25). Воскрес Христос, воскреснем и мы, верующие во имя Его. И что сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:42-44). Вознесся Христос на небо, вознесемся и мы, если до смерти Ему верными будем (Откр. 2:10), и претерпим до конца (Мф. 24:13). Тогда где голова, там и члены Его будут, где Господь, там и слуги Его будут, и где Он Сам, там и верные Его будут, и видят славу Его (см. Ин. 17:24). Поэтому апостол в утешение верным говорит: Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:20-21). И еще: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:1-2). Слава Богу, помиловавшему нас и так чудно устроившему нам спасение, во веки веков, аминь! Из вышеписанного примечай, христианин, следующее: 1) Видишь отчасти страдание Христово, о котором нам святое Евангелие и прочее писание повествует и вера святая исповедует, но лучше увидишь, когда верно рассудишь о его обстоятельствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Многопопечительность о делах мирских есть пагубное самообольщение. Слово Божие ходит за нами всюду и внушает одно: знай, что «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Цар. 2:7). Боговдохновенный псалмопевец с печалью говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Куда ни посмотрите, человек при всех заботах ничего не может прибавить к своему счастью, ни одного часа к своему благоденствию вопреки судьбе, т. е. Божией воле (см. Мф. 6:27).    Божественный Учитель указывает на то, чего мы должны искать постоянно и усердно. «Ищите, — говорит Он, — прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Он хочет, чтобы мы искали и просили Его благ, хочет, чтобы мы стучались в двери Его милосердия и царствия. Если мы будем поступать так, Он нас напитает не только хлебом земным, но и небесным, напоит водой живой, облечет нас сокровищами Своей святости, Своей праведности, Своей славы.    Где и как надобно искать царствия Божия? «Царствие Божие внутри вас», — говорит Спаситель (Лк. 17:21). Здесь, внутри, в собственном сердце оно. Здесь, в сердце и совести сокрыто «сокровище, которое найдя, человек» больше ничего не желает, кроме Христа (см. Мф. 13:44). «Царство Божие, — учит св. Павел, — не пища, не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).    Будем искать духовной пищи, а Бог даст нам и телесную, облечет нас, наше тело не в серебро и драгоценные жемчуга, а в ризы оправдания и спасения. Тогда Он придет к нам. Он грядет к нам с Престола славы, чтобы обитель сотворить в нашем сердце. Он принял нашу плоть, и мы должны принять Его Пресвятую Плоть и Всесвятый Дух Его, принять и сохранить навсегда. Тогда «все приложится нам».    Готовься, духовный Израиль, встретить Господа твоего! Господь приближается... Звезда над головой! Волхвы в пути! Приготовься к воспоминанию Рождества Христова; прочти со вниманием или прослушай повествование Евангелия о Рождении Спасителя и размысли обо всех обстоятельствах преславного события. И тогда твоя душа обратится в Вифлеемскую храмину! Ожидай гостей — Приснодеву Марию и Иосифа. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2) Укрепляется и растет вера размышлением о чудных Божиих делах, исполненных милостивых Его обещаний. Обещал Бог праведному Ною, что спасет его с семьей от всемирного потопа – и спас (см. Быт 6–8 ). Обещал Аврааму, что семя его из Египта, в котором должно было претерпевать тяжкое рабство, изведет и введет в землю Хананейскую, – и сделал это, как читаем в книгах Моисеевых и псалмах: «Он вспомнил святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии, и дал им области язычников, и они наследовали приобретенное от труда народов» ( Пс.104:42–44 ). Обещал сынов Израилевых из пленения Вавилонского освободить – и освободил, как написано в книгах Ветхого Завета. Обещал послать Спасителя миру – и исполнил это, и спасаются верующие во имя Его. Обещал услышать верою призывающих Его – и слушает, как во многих местах Святого Писания читаем. Услышал их, услышит и нас, когда верою Его призовем. Ибо Бог не на лица зрит, но на веру и сердце человеческое (см. 1Цар.16:7 ). Всем готов подать благодать и милость Свою, когда видит сердце, которое удобно может принять Его благодать. А если не получаем то, чего желаем и просим, – наша вина, а не Его. От бывшего же заключаем и о будущем. В исполнившихся Божиих пророчествах и милостивых обещаниях несомненно видим подтверждение о тех, которые еще не исполнились, но в свое время должны исполниться. Обещал воскресение мертвых и верных Своих рабов прославить и подать наследие небесного царствия – непременно будет то. И это также истинно и известно, как если бы оно уже в действительности было. Ибо Бог, как Истинный, солгать не может, как Всемогущий, все сделает, что хочет, и как удобно Ему было мир из ничего создать, так удобно рассыпанный прах тел наших собрать и в бессмертие облечь и прославить; как Благий, Он хочет разумной Своей твари блаженство подать; как Праведный, верных рабов Своих, в вере подвизавшихся, непременно наградит. Так вера принимает подкрепление от рассуждения о чудных Божиих делах и Его свойствах, в святом Его Слове открытых, и верное сердце оттуда же черпает для себя живое утешение, как и святой апостол написал: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» ( Рим 15:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью» ( Мф.27:34 ), – и опять тот же Давид говорит: «И дали в пищу Мне желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс.68:22 ). В ребра пронзен был копьем ( Ин.19:34 ), – а Захария говорит: «Воззрят на Меня, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ; Ин.19:37 ). Густая тьма среди дня повсюду разлилась (см. Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ), – и опять тот же Захария говорит: «И день этот ведом Господу, и не день и не ночь, и к вечеру будет свет, и будет Господь царем над всей землею, и в тот день будет Господь един, и имя Его едино» ( Зах.14:7–9 ). И Амос: «И будет в тот день, говорит Господь, зайдет солнце в полдень, и померкнет днем свет» ( Ам.8:9 ). И Иеремия: «3ашло солнце в полдень» ( Иер.15:9 ). Обрати в связи с этим внимание на трепет вызывающую совершенно чудесную вещь: луна была тогда четырнадцатого дня, диаметрально противоположная солнцу, ибо с момента обновления она минула солнце, а свет полностью исчез в полдень, и повсюду распространились такой мрак, такая тьма, что казалось, что наступила глубокая ночь. И вот что способно удивить еще больше: когда по причине естественного течения светил какая-то часть земли оказывается затемненной, все остальное пребывает освещенным; тогда же тьма разлилась повсюду. Происходит это обычно так: когда в восточной части небосклона сходятся светила, тогда для одних только тамошних стран исчезает солнечный свет, а западные остаются освещенными; если же это случается в западной части неба, то соотношение затемненного и освещенного оказывается обратным. А тогда, когда и весеннее равноденствие настало, и неподвижный полдень, луна четырнадцатого дня, наиновейшая, противоестественно закрыла солнце, – явление никогда не бывавшее и по естественным причинам невозможное никогда, – и чтобы произошла такая встреча светил, и чтобы такая тьма по всей земле разлилась. И не только это произошло, но и земля от самих корней отрывалась, и храмовая завеса разодралась (см. Мф.27:51–53 ), и все было исполнено смущения, и казалось, что наступает развязка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Читаем в Святом Писании, что различные казни Бог на грешников посылает. Ангелов согрешивших с небес сверг. Об этом говорит Христос: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ); и апостол Петр говорит: «Ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Петр.2:4 ). Прародители наши Адам и Ева из рая за ослушание изгнаны, и всякому бедствию подвержены, а с ними и мы. За грехи первый мир, за исключением Ноя, «правды проповедника», ужасным потопом погублен ( Быт.7 ; 2Петр 2:5 ). Содом и Гоморра с окрестными городами за мерзкую нечистоту огнем пожжены ( Быт.19 ; 2Петр 2:6 ). Гордый и ожесточенный фараон со всем воинством своим в Чермном море потоплен (см. Исх.14 ). Дафана и Авирона, восставших на Моисея и Аарона, с единомышленниками их в пустыне живыми земля поглотила (см. Числ.16 ). «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона» ( Пс.105:17 ). Прочие люди Израиля там же за различные беззакония различным образом поражены гневом Божиим: иные огнем, иные ядовитыми змеями, иные мечом иноплеменническим, иные другим образом, как читаем о том в книгах Моисеевых, пророческих и в 10-й главе Первого послания к коринфянам. Когда пришли в землю обетованную, сколько раз в рабство иноплеменникам преданы, сколько – в плен отведены и иначе казнены были – книги Ветхого Завета свидетельствуют. Всему тому грехи их и беззакония причиной были, как свидетельствуют о том же святые те книги. По пришествии Христовом в мир также видим казни Божии, на грешников посланные. Читаем, что Анания с Сапфирою, женой своей, за ложь, за то, что солгали Святому Духу, неожиданно поражены смертью ( Деян.5:1–10 ). Ирода внезапно «поразил Ангел Господень... за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:23 ). Город Иерусалим, избивший пророков, и камнями побивший посланных к нему, и Кровью Христа, Сына Божия, обагренный, совсем разорен, и чада его, то есть жители, острием меча разбиты, как о том  Сам Христос с плачем пророчествовал: «Придут на тебя, Иерусалим, дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе» ( Лк.19:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Помазание. Проповедь после Соборования», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:26:37 Протоиерей Андрей Ткачев Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (См. Мф. 6:17) Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа. Сейчас видно, что все мы – помазанники, подобно тому, как и Господь наш – Помазанник, то есть Христос. «Раз Он – Великая Рыба», – говорит Тертуллиан, имея в виду, что слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» образуют по-гречески аббревиатуру – «рыба», – «то значит и мы – рыбки, рожденные Его благодатью в воде Крещения» А раз Он – Помазанник, то есть Христос, то и мы помазаны благодатью, то есть – христиане. О том, что Он помазан, пророчески говорит псалом: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8) А то, что и мы в Нем помазаны, видим сегодня, поскольку принятое нами Таинство, «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Аронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:2) Кого в древности помазывали, освящали возливанием елея? Царей и священников. Царь ли Христос, Господь наш? Несомненно – Царь. Он царствует над миром видимым и невидимым, над миром одушевленным и неодушевленным. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Демоны бегают от Его голоса, вода под Ним отвердевает, пища в Его руках умножается, и сама смерть Ему противиться не может. Если же и не все добровольно под руку Его склоняются, то это оттого, что Он ждет от людей веры и послушания, но не спешит карать непокорных. Для этих последних Царство Его «не от мира сего» (Ин.18:36) Но для уверовавших Он – уже Царь, ныне и вовеки. Уверовавшие, вслед за Фомой, уже говорят Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28) Итак, Христос – Царь. Но священник ли? Да, и не просто священник, но «Первосвященник будущих благ», Который «однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11-12) Христос однажды совершил Священство Крестное и принес Себя в Жертву, а ныне Он «предстал за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24) и есть «Ходатай нового завета».

http://radonezh.ru/monitoring/pomazanie-...

Некоторые крайнюю любовь называют восхищением ума и восторгом, ибо тогда человек как бы забывает себя. Но в преизобильной любви Своей и Господь (осмелюсь сказать) как бы забывает Себя, ибо, истощив Себя и как бы оставив Самого Себя, Он вперил в нас весь Свой ум, весь Свой разум, которым «веки сотворил» ( Евр. 1:2 ), послав нам Сына Своего для нашего спасения: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин. 3:16 ). Господи! Что же Ты нашел в нас, непотребных? Ты – Свет превечный, всю тварь озаряющий, мы же только темнота, грубая, осязаемая египетская темнота. Ты – Источник чистоты, мы же скверный, смрадный поток. Ты – великолепие, превосходящее всякую красоту: «красота в деснице Твоей вовек» ( Пс. 15:11 ), – мы же одно мерзкое бытие, как говорит о нас Иеремия: «потемнело пуще сажи лицо их» (см. Плач. 4:8 ). Ты есть то, что есть, а мы ничто: мы как бы не существуем перед Твоим бытием. На что же мы пригодны для Тебя? Любовь Его настолько велика, что подобно восторгу ни на что не обращает внимания и как бы себя забывает. Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой Божественной любовью – если только сами с покаянием прибегаем к Нему – мы соделываемся людьми святыми, светлыми, чистыми и выше, чем Ангелы: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2:16 ). Вот как тверда любовь Божия к нам: так возлюбил! О любовь Твоя, Человеколюбче! Вот какова твердь Его в сей бездне – это Его Божественная, твердая любовь милосердия к нам, грешным (2). «Был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк. 22:44 ). Теперь посмотри, невеста, на возлюбленного Жениха своего! «Вот брат твой бел и красен» ( Песн. 5:10 ). Бел, ибо побледнел от страха и боязни. Красен, ибо кровавым потом обагрился. Кто же, о Господи, без раны так поразил и уязвил Тебя, что Ты весь обливаешься Кровью? Это любовь, которая силой превосходит смерть: «крепка, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ). О пламенеющая любовь, которую не только многая вода, но и сама кровь угасить не может! Две силы, сражаясь во Христе Спасителе, вызвали у Него кровавый пот, – это боязнь и любовь. Боязнь поражает Его сердце тревогой, стеснением и принуждает просить Отца об отдалении чаши, которую показывает Ему явившийся Ангел: «Отче Мой!.. да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26:39 ). Любовь производит в сердце желание, повелевает немедленно принять рукой сию чашу, исполнить волю Отеческую: «если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф. 26:42 ). Так эти две страсти, воюя в Нем, обагрили Его Кровью, и Он истекал кровавым потом. Это – второй Адам, в поте лица Своего ядущий хлеб ( Быт. 3:19 ): «Слезы Мои были Мне хлебом день и ночь» ( Пс. 41:4 ) (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1:5; См. еще: Суд. 13:4–7 ). Об Иоанне Крестителе в Евангелии читаем: «Он будет велик перед Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лук. 1:15 ). При встрече с Богоматерью праведная Елисавета говорит ей: «Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лук. 1,15 и 44). Еще о детях читаем в Евангелии: «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осана Сыну Давидову! Вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Пс. 8:3 ; Мф. 21:15–16 ). Мы уже раньше видели, как ко Христу приносили детей, и Он благословлял их ( Мф. 19:15 ), возлагая на них пречистые Свои руки. Значит, дети способны были получить Христово благословение, хотя ещё не имели полноты веры, как говорит и псалмопевец: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты Бог мой» ( Пс.21:10–11 ). Итак, мы видим, что благодать Божья еще во чреве матери «освящает» пророка Иеремию, еще во чреве матери «исполняет» Духом Святым и радостью Иоанна Крестителя, и еще грудных детей научает приветствовать Спасителя. Значит, дети могут получать дары Св. Духа в самом раннем возрасте, а потому могут и должны получать дар Св. Духа в св. Крещении, ибо хотя в пророческом служении и таинстве крещения «дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор. 12:4 ). 2) Могут ли не имеющие веры дети получить в Крещении прощение грехов по вере их родителей и восприемников? 2) Без всякого сомнения, могут! В св. Евангелии есть много примеров, как по вере одних получали благодать исцеления другие: так, например, по вере сотника выздоровел жестоко больной слуга его ( Мф. 8:5–13 ); по вере матери–хананеянки (язычницы) выздоровела бесноватая дочь ее ( Мф. 15:22–28 ); по вере отца исцелился бесноватый сын его ( Мф. 17:15–18 ); по вере принесших расслабленного он не только исцелился, но и получил прощение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Библейские тексты для обоснования универсализма. Для обоснования позиции универсализма используется ряд библейских текстов. В самом начале нашего обзора необходимо отметить, что Библия не противоречит самой себе (см. Библия: предполагаемые ошибки). Тексты, допускающие несколько разных толкований, следует читать в свете тех текстов, которые такого не допускают. Псалом 109:1. Давид сказал, и Христос подтвердил его слова: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109:1 ; Мф. 22:44 ). Враги, в буквальном смысле слова – враги Христа, здесь оказываются побеждены, а не спасены. О них говорится, что они положены «в подножие ног» Господа – вряд ли здесь описывается подобие тех святых, которые названы сонаследниками Христу ( Рим. 8:17 ; Еф. 1:18 ). В Пс. 109 Давид говорит о карах Божьего гнева для Его врагов, а не о благословениях для Его народа. Деяния 3:21 . Пётр говорит о Иисусе, «Которого небо должно было принять до времён совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века». Эта фраза о «совершении всего» англ. переводах – restoration, «восстановление " понимается универсалистами в смысле возвращения всех к Богу. Однако контекст не подтверждает такие выводы. В Деян. 3:20–21 нет даже отдалённого намёка на то, что должно произойти всеобщее спасение. Другие места Писания начисто опровергают подобные идеи. Иисус сказал, что врата ада не одолеют Церковь ( Мф. 16:18 ). Он также обещал Своим последователям: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Иисус не мог бы быть со Своими последователями до скончания века, если бы вся Церковь совершила полное вероотступничество вскоре после её основания. В Еф. 3:21 апостол Павел говорит: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века». Но разве возможно, чтобы Бог прославлялся в Церкви во все века, если на протяжении многих столетий Церкви вообще не было? В Еф. 4:11–16 говорится о Церкви, идущей к духовной зрелости, а не к упадку.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

c. 38–9), слово αιος в Н. 3 встречается 71 раз: о вечной жизни 44 раза, далее в применении к Богу (3 раза) и Царствию Христову, искуплению, крови его завета, Евангелию, спасению, Его обитанию на небе, славе, нам данной, нашем наследии, утешению, участию в вечной жизни, о вечном огне (3 раза), о наказании, суде и уничтожении (4 раза). 303 Вот несколько примеров 72, 19, 27; «ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут, Ты истребляешь всякого, отступающего от Тебя». Ис. 1, 28 «всем же отступникам и грешникам погибель, и оставившие Господа истребятся ». Ср. Пс. 29, 20 , Наум 1, 15 «празднуй, Иудей, праздник твой, ибо не будет проходить по тебе нечестивый он совсем уничтожен». И однако, Ис. 28, 9 «ради имени Моего отлагает гнев Мой и ради славы Моей удерживал Себя от истребления зла ». Вообще в псалмах и пророчествах необыкновенно много говорится о погибели нечестивых, причем очень часто, если не всегда, имеется в виду не столько эсхатологическая, сколько историческая погибель. 305 У Petavel-Olliff имеется еще огромная сводка библейских текстов разного содержания на тему о бессмертии: 1, 368–392 Конечно, в такой огромной сводке можно встретить случаи и произвольного включения тех или других текстов. 306 «Двадцать раз ап. Павел повторяет нам, что смерть есть плата греха, la mort sans phrases» (1, 16) 307 «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я создаваем был в тайне, образуем был в глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс. 138, 16–16 ) «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иерем. 1, 5). 308 Прощение и оставление грехов в таинстве исповеди не означает примирения с грехом, потому что оно предполагает действенное покаяние в человеке, на которое Господь ответствует Своей искупительной жертвой. 310 Католическое богословие с особым вкусом останавливается на вопросе о природе адского огня, как такового, и в его отличии от чистилищнего. См., напр., пространную статью A.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010