священник М.А.Поторжинский Скачать epub pdf Биографические сведения о нем очень скудны. В Несторовой летописи о начале Печерского монастыря замечается, что между многими священниками при церкви св. апостолов, в любимом селе Ярослава, Берестове, был пресвитер, именем Иларион, муж благ, книжен и постник. Не ограничичиваясь исполнением своих обязанностей по отправлению церковных служб и стремясь к высшим подвигам христианского благочестия, он удалялся на близлежащую гору, покрытую великим лесом, выкопал там небольшую, в 2 сажени, пещеру, отпевал в ней часы и молился Богу втайне. За свои добрые качества, доброту сердца, высокий ум и образование, подвиги поста и молитвы, по желанию вел. кн. Ярослава, он был поставлен митрополитом св. Софии 1051 г. Особенно достойно замечания здесь то, что он был первым митрополитом из русских. Можно думать, что он получил образование в том училище, которое завел в Киеве еще Владимир Святой. Богатые дарования его или др. какие-либо обстоятельства доставили ему место старшего священника между другими, при дворцовой церкви в с. Берестове, – не известно. Вероятно Ярослав, покровитель просвещения, обратил внимание на него, как на человека, выдающегося своими познаниями и благочестием, и пожелал иметь его митрополитом. Сколько именно времени и как он управлял митрополиею киевскою, летописец не говорит; знаем только, что он освятил храм св. Георгия, построенный в Киеве в. кн. Ярославом; под 1054 г. летописец, описывая погребение Ярослава, говорит о многих попах, но о митрополите не упоминает; а под 1055 г. новгородский летописец упоминает о митр. Ефреме. В Степенной книге и некоторых списках русских святых мужей встречается и имя Илариона, митрополита киевского, но по историческим памятникам не видно, чтобы он был причтен к лику святых всею церковию. Между древними рукописями русскими встречаются следующие сочинения митр. Илариона: 1) Слово о законе Моисеем данным и благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского; и похвала Кагану нашему Владимиру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всея земли наша

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Kievsk...

558 . Михаил (Чуб), архиепископ Воронежский и Липецкий. Духовность Православия в выдающихся его представителях//“Богословские труды”, вып. 10. М., 1973. 559 . Мнения печати по поводу собеседований и чтений простому народу//“Церковный вестник”, 34, 1891. 560 . Монсов В.И. История русской и всеобщей словесности. СПб., 1872. 561 . Назарьев И.П. Воспитание и образование в Воронежской духовной семинарии от ее основания до 1860 года включительно//“Прибавление к Церковным ведомостям”, 46. Воронеж, 1899. 562 . Н.Д. Девятисотлетие русской иерархии (988–1888). Епархии и архиереи. Составлено по официальным историческим данным. М., 1888. 563 . Никитин И.С. Сочинения с биографией, составленной М.Ф. Де-Пуле. Воронеж, 1869; изд. 2. М., 1878. 564 . Николаевский И. Описание Воронежской губернии. Воронеж, 1908. 565 . Никольский П. История Воронежской духовной семинарии, ч. I. Воронеж, 1898. 566 . Никольский П. Разработка истории Воронежской епархии (критике-библиографический обзор)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 4–6, 1900. 567 . Никольский П.В. Материалы по истории монашества на Дону. Воронеж, 1905. 568 . Новосельский И., свящ. Воспоминания о поездке в Задонск//“Воронежские епархиальные ведомости”, 14, 1876. 569 . Н.Р. Образовательные прогулки с учащимися по России 1894–1901 гг. Воронеж, 1901; изд. 2. СПб., 1903. 570 . Onash, Konrad. Grundzuge der Russischen Kirchengeschichte. Gottin, 1967. 571 . Поликарпов Н. Синодик святителя Митрофана. Описание синодика с приложением извлечений//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1896. 572 . Попов А. Церковно-литературное исследование. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Казань, 1903. 573 . Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. СПб., 1902. 574 . Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. 575 . Поторжинский М.А., прот. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников IX-XIX вв., изд. 2. Киев, 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

323 То же повторение данных Словесности составляют напечатанные в «Опыте» мелким шрифтом замечания о «Иоси, τποι» (10–11 стр.) и «Эпитетах, тропах, метафорах» и т. д. (76–77 стр.). 325 Так, в «Опыте» приведены в виде только конспектов: замечательное слово Иннокентия Херсонского в великий пяток – «Паки Голгофа» – о суде над миром у плащаницы (112–113 стр.), характерное слово св. Димитрия, «в Ростов на престол свой пришедшего» (119–120стр.), 1-е слово И. Злат, против зрелищ (169–170 стр.), прогремевшая в свое время речь митр. Московского Платона на день коронования Александра I-ro (288 стр.) и др. 326 Этот разбор представляет лишь общие положения об особенностях проповедника, странные в виду того, что они высказываются но поводу одной только проповеди, след., должны бы носить более уместный, полезный и необходимый частный характер, и повторяют нередко из Поторжинского то, что в его Христоматии говорится о целом ряде проповедей, напр. г. Чепик: О. Поторжинский «Слово (св. Афанасия Александр, на Мф.11:27) догматико-полемического содержания. При опровержении Ариан св. Афанасий является чрезвычайно тонким и искусным диалектиком, с беспощадною критикою разоблачает софизмы их, пользуясь для этого и доказательствами от разума и свидетельствами Св. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. Слог, не смотря на неудобопостижимость излагаемого догмата, отличается ясностью, так как предмет исследуется всесторонне и глубоко; такими же качествами отличаются и все проповеди св. Афанасия Вел.» (186–187 стр. См. 191 и др.). От св. Афанасия «осталось несколько догматико-полемических сочинений. При опровержении ариан, он является чрезвычайно искусным диалектиком и с беспощадною критикою разоблачает софизмы их, пользуясь для этого и доказательствами от разума и свидетельствами Св. Писания, как ветхого, так и нового завета... Изложение, не смотря на всю высоту и неудобопостижимость проповедуемого догмата, отличается ясностью и общедоступностью для понимания, так как предмет исследуется всесторонне и глубоко (39 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

457 См. Архиеп. Никанора «Поучения», т. 5, изд. 1891 г., стр. 263–264. Будем помнить, что богослужение в значительной степени объясняет само себя – догматическим и историческим содержанием песнопений, синаксарями и т. п. 458 Если читатель не согласится на признание Слова Божия единственным предметом проповеди, то и в этом случае наши рассуждения сохраняют полное значение для различения в проповеди необходимого от возможного, главного от второстепенного. 459 Из позднейших гомилетик это особенно ценная мысль «Гомилетики» Амфитеатрова удержана только у Поторжинского (§ 10). 461 Что для нас Свящ. Писание? спрашивает Архиеп. Димитрий (т. 2, 1889 г., стр. 243). Это утешительная весть с неба истинного отечества нашего; это милостивое письмо Царя Небесного к нам грешным и т. д. 462 О. Поторжинский нераздельно говорит в отделе об убедительности и о том «действии на волю другого, которое зависит, с одной стороны, от предмета, а, с другой, от душевных качеств говорящего и отношений его к слушающему», и о том, для которого «требуется такое изображение предмета, которое поражало бы чувство и располагало слушателя к действию» (§ 13). 463 Говоря конкретнее: без святости, истинности и спасительности проповедь не может быть трогательной; а без животворности, питательности и пр. проповедь не может быть назидательной. Так громоздкая схема рушится сама собою. 464 Прекрасное изъяснение учения Христа о поклонении Богу в духе и истине дано Архиепископом Димитрием в слове в неделю 5 по Пасхе («Полное Собр. проп.», т. III, стр. 57–65), где мы читаем: установленное Христом «служение Богу» есть «служение духовное и истинное в отношении к служению ветхозаветному, чувственному и прообразовательному. – Основанием ветхозаветного богослужения служили кровавые жертвы бессловесных животных, которые, сами по себе, не могли ни очищать человека от грехов, ни примирять его с Богом; там совершались омовения и окропления, кропящие, как говорит апостол, к плотстей чистоте, но не очищавшие и не освящавшие душу; там была токмо сень грядущих благ. Кто исполнял ветхозаветные обряды с живой верой в грядущего Искупителя, тот не получал благодати искупления и спасения, но (токмо,) имел верный залог сего спасения и мог умирать с благой надеждой быть участником царства Христова. Не таковы таинства христианские: кто приемлет их с живой верой в пришедшего и пострадавшего за нас Сына Божия, тот самым делом и истиной приемлет благодать избавления, освящения и спасения. Все христианские священнодействия высочайше духовны, как совершаемые Духом Божиим, и высочайше истинны, потому что не означают только или предзнаменуют, а действительно сообщают божественную благодать. Здесь самая истина благодати Божией ... Кто молится Богу духом? Тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всей душой и сердцем ... Кто молится Богу истиной? Кто, служа Богу участием в богослужении, служит Ему и самой жизнью и делами своими»...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Михаил (Семенов), иером. Отец Иоанн Кронштадтский : Полная биография с иллюстрациями. СПб., 1903. С. 227, 255, 257. Анализ тем открыток см. в кн.: Гейдор Т. Н. и др. Русский город на почтовой открытке конца XIX – начала XX века. М., 1997. С. 6–30. 556 См. аргументацию Отто Беле в кн.: Boele О. The North in Russian Romantic Literature. Amsterdam-Atlanta, 1996. Однако более ранние жития северорусских и сибирских святых также зачастую содержат описания природы. 560 Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечения из дневника: В 2 т. М., 1894. Т. 2. С. 43. 561 Daniel-Pops H. Ces Chretiens, Nos Frères. Paris, 1965. P. 486–487; Stark D. A. Le Père Jean de Cronstadt, archipretre de I’Eglise russe, son ascetisme, sa morale. «Ma vie en Jesus-Christ». Paris, 1902–1903. 563 См. рассмотрение темы у Г. П. Федотова , в кн.: Федотов Г. Трагедия древнерусской святости. Путь//Империя и свобода. Нью-Йорк, 1989. С. 113. См. также изображения близкого душевного контакта Сергия с птицами, медведями и т. д. в литографиях Михаила Гадалова в кн.: Преподобный Сергий Радонежский в русском искусстве XV–XIX веков. Каталог. Выставка из коллекции хранилища Государственного музея истории и искусства в Сергиевом Посаде. М., 1992. Илл. 68, 69–70, 77. 564 См.: Шмелев И. Лето Господне: Праздники, Радости, Скорби. Нью-Йорк, б.г. С. 100–110; Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 345–360. 565 Руководства к проповедям содержат почти исключительно примеры из архиерейских проповедей. См.: Образцы Русской Церковной Проповеди XIX века/Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1912. 567 Княгницкий Я. Поездка в Кронштадт//Исторический вестник. 1900. Кн. 80, 5. С. 642–643, курсив мой. 570 В тогдашнем справочнике для туристов Бедекера «Donon» и «Pivato» оцениваются как рестораны первого класса: «очень хорошие, но довольно дорогие». См.: Baedeker К. La Russie, manuel du voyageur. Leipzig, 1893. P. 86. 572 Ср.: Парменов А. Прославление праведного Иоанна//Журнал Московской Патриархии. 1990. 10. С. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Русские люди видели в епископе туровском втораго златословеснаго витию, т. е. русскаго Златоуста; но этот взгляд их показывает, что они мало знакомы были с свойствами проповедей Златоуста. В проповедях Кирилла Туровскаго меньше всего можно встречать нравоучение, общедоступность изложения и современность, которыя были отличительными чертами проповеди Иоанна Златоуста . Гораздо более сходства можно найти у Кирилла Туровскаго с другими проповедниками восточными; например в слове в неделю Ваий есть много сходных мест с словом на тот же день Прокла Константинопольскаго , а отчасти с беседою на праздник Ваий св. Кирилла Александрийскаго . В слове в неделю новую по Пасхе встречаем большое сходство с словом св. Григория Богослова также на новую неделю и на память мученика Маманта. В слове о мироносицах речь Иосифа Аримафейскаго похожа на такую же речь в слове св. Епифания Кипрскаго на погребение Спасителя. В этом же слове Кирилла находим ясные следы подражания плачу Богородицы, который приписывается Симеону Метафрасту . Наконец, сам Кирилл проповеди свои называет словесами от пророческих, евангельских и апостольских сказаний. И действительно многия его поучения представляют собою евангельский разсказ события, распространенный и дополненный собственными соображениями проповедника, заимствованными из книг Ветхаго Завета, особенно пророческих и псалмов. Форма представления у Кирилла Туровскаго символическая, происходящая от символическаго воззрения на природу и человека. Иногда символизм этот доходит до одушевленнаго, поэтическаго представления, верно передавая сходство предметов мира вещественнаго и духовнаго, а иногда, напротив, впадает в искусственность, вследствие произвольных, натянутых сближений и желания провести символическую параллель не только в целом, но и в частностях. Образы для своих мыслей он заимствует то из Священнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета, то из природы. Иногда они передают его мысль ясно, наглядно, а иногда, если этих образов много, затемняют ее. Изложение у Кирилла Туровскаго нередко переходит от повествовательнаго к драматическому: лица, о которых говорится в проповеди, становятся как бы действующими, вступают друг с другом в беседу и выражают свои мысли и чувства монологами, иногда очень длинными.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Свидетель его кончины митрополит Филарет Московский писал о нем: «...за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами наверху разрушился с громом. Сон, по моему мнению, очень справедливый... Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается ». Труды: Пространное катехизическое учение: в 3 ч. Проповеди на воскресные и праздничные дни и на особые случаи: в 6 ч. Беседы, не приуроченные к известному времени: в 3 т. Труд, пища и покой человеческого духа (проповеди о разных предметах христианской веры и нравственности): в 7 кн. Беседы, объясняющие церковное богослужение для простого народа (неизданный труд). Литература: Григорий, архимандрит. Сборник для любителей духовниго чтения. – М., 1889. – С. 7–10, 23. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С. 847, 848. 849. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. – СПб., 1894. – С. 114–116, 189, 211. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897. – С. 151–159. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 11. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 565–609. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1407, 1410, 1411, 1417. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 191. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 570. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

437 Ср., например, с древним монашеским последованием – «правилом псалмопения» (κανν τς ψαλμωδας). 440 См.: Bradshaw P.F. Daily Prayer in the Early Church: A study of the Origin and Early Development of the Divine Office. Eugene, OR, 2008. Р. 25–26. Подробнее о практике иудейской молитвы накануне и во время появления христианства см.: Ibid. P. 1–22; Зиновкин А., свящ. Практика вседневных молитв в межзаветный период//Материалы ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской духовной академии. Материалы международной конференции «Приходское служение и общинная жизнь». СПб., 2015. С. 58–64. 443 См.: Желтов М., диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина//Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 188. 444 См.: Sveshnikov S. Morning and Evening Prayer Rules in the Russian Orthodox Tradition//Orthodox Prayer [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Яз. англ. 445 См.: Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви, X–XX вв.//Православная энциклопедия. Т. «РПЦ». М., 2000. С. 485. Подробнее см.: Пентковский А.М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 195–222. 446 См.: Макарий [Веретенников], архим. Время и богослужение//Альфа и Омега. М., 2010. 2 (58). С. 337. 447 См.: Слива Е.Э. Чин куроглашения – келейное и соборное последование в студийской традиции//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 14–17. 448 См.: Лихачёв Н.П. Лицевое житие святых благоверных князей русских Бориса и Глеба: По рукописи конца XV столетия. СПб., 1907. Б. н. 449 Лука Жидята, еп. Новгородский. Поучение к братии//Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с вв. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них/Сост. свящ. М.А. Поторжинский. Киев, 1879. С. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К трудам данного направления относятся также «Записки по собеседовательному богословию, или Гомилетика» архим. Афанасия, изданные в 1862 г., и «Краткая Гомилетика» прот. М. Поторжинского, составляющая приложение к «Образцам русской церковной проповеди века» того же автора (1882 г.). «Опыт полного курса Гомилетики» преподавателя Владимирской семинарии М. Чепика представляет пособие для проповедников, заключающее практические указания и правила относительно составления проповедей и их произношения (1ое издание 1893 г.). Большую научную ценность представляют «Лекции по православной христианской Гомилетике» проф. С.-Петербургской Духовной Академии Н. И. Барсова (Литография. СПб., 1889 г.). С большой обстоятельностью и глубиной автором исследованы основные разделы гомилетической науки, касающиеся существа и внутреннего характера церковной проповеди, ее материальной и формальной стороны, учения о проповедническом произношении и импровизации. Весьма оригинальны по содержанию и изложению «Лекции по Гомилетике», читанные проф. Н. К. Никольским студентам Петербургской Духовной академии в 1903–1904 учебном году (на правах рукописи). Лекции представляют откровенную беседу наставника духовной школы с ее питомцами. Задача этой беседы — выяснить причину безразличия и даже нерасположенности к церковной проповеди широких слоев русской общественности второй половины XIX века. С этой целью автор прежде всего обращает внимание на состояние русского проповедничества: он рассматривает вопросы образования и воспитания в духовных школах, нравственной и интеллектуальной подготовки пастырей-проповедников, говорит о содержании и произнесении проповедей. Не оставляет без внимания проф. Никольский и самих слушателей. Он указывает на утрату церковного мировоззрения образованной частью русского общества, анализирует причины этого пагубного явления. Автор приходит к выводу о развитии антицерковных тенденций в жизни русского общества. Нельзя отказать профессору и в прозрении грядущих событий. «Церковь будет иметь дело, — пишет Никольский, — не с пороками отдельных лиц, а с правилами, с нормами жизни целых слоев, воспитанных смолоду в этих правилах, иногда совсем антицерковных и нехристианских» .

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

И. Разумихин — «Историю русской проповеди» (Москва, 1904). В Туле в 1879 г. был издан труд преподавателя местной семинарии П. Зеведеева «История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени». Антоний, архиепископ Финляндский и Выборгский, составил сборник научных статей-монографий под названием «Из истории христианской проповеди (очерки и исследования)» (2 изд., Спб., 1895). В настоящее время учебным пособием по Истории русской церковной проповеди является труд профессора Московской духовной академии прот. А. Ветелева, озаглавленный «Учебный курс по Истории проповедничества Русской Православной Церкви». Этот курс предназначен для учащихся 4го класса семинарии (Сергиев Посад (Загорск), 1990 г.). Кроме систематических курсов в историю гомилетики вошли труды по отдельным вопросам проповедничества. Большую известность получили: «Живое слово» архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева) , посвященное проповеднической импровизации (Харьков, 1892); Критические очерки М. Тареева «По вопросам Гомилетики» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903); речь А. Говорова «Основной принцип церковной проповеди и вытекающие из него предмет и задачи церковного красноречия» (Казань, 1895). К подобным трудам надо отнести многочисленные монографии по истории проповеди и истории гомилетики, составленные проф. В. Ф. Певницким: «Св. Лев Великий и его проповеди» (Киев, 1871), «Св. Григорий Двоеслов — его проповеди и гомилетические правила» (докторская диссертация) (Киев, 1871), «Св. Ипполит, епископ Римский и дошедшие до нас памятники его проповедничества» (Киев, 1885), «Первая, самая древняя Гомилетика» (Киев, 1892), «Средневековые Гомилетики» (Киев, 1895), «Из истории Гомилетики», «Гомилетика в новое время после реформации Лютера» (Киев, 1899) . Особый вид гомилетической литературы составляют практические пособия для проповедников слова Божия. К ним относятся, прежде всего, гомилетические хрестоматии — сборники образцов святоотеческой и русской проповеди. Укажем на некоторые из них: «Святоотеческая хрестоматия» и «Дополнение» к ней, «Русская Гомилетическая хрестоматия» прот. М. Поторжинского, «Образцы святоотеческой и русской проповеди» преподавателя Харьковской семинарии С. В. Булгакова; «Сборник проповеднических образцов» преподавателя Донской семинарии П. Дударева. Кроме готовых проповедей в практические пособия входят конспекты и планы проповедей, а также темы и материал для построения самой проповеди. Среди сборников подобного рода большую ценность имеет труд прот. Иоанна Толмачева «Православное собеседовательное богословие или практическая гомилетика» (Спб., 1899). Труд содержит толкования с планами и образцами слов, поучений и бесед на Евангельские и Апостольские чтения всего годичного церковного круга (Недели по Пятидесятнице, Недели Триоди Постной, Недели Триоди Цветной).

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010