Самое позднее текст мог быть составлен в 1-й пол. II в. до Р. Х. Возможно, он был записан до сформирования кумран. общины. Хотя имя патриарха в отрывке не упоминается, его легко идентифицировать, поскольку он называет Левия своим отцом, а Амрама - своим сыном (4Q542 fragm. 1 ii 9, 11). Текст содержит благословение, данное Каафой сыновьям, подобное священническому (4Q542 fragm. 1 i 1-4), предостережение против браков с язычниками, поскольку это грозит потерей наследия предков (4Q542 fragm. 1 i 4-7), призыв следовать наставлениям патриархов (4Q542 fragm. 1 i 7 ii 1), напоминание сыновьям об их роли в буд. суде над грешниками (4Q542 fragm. 1 ii 1-8), наставление одному Амраму и его потомкам о писаниях предков, переданных сначала Левию, потом Каафу, а теперь Амраму (4Q542 fragm. 1 ii 9-13). Главной темой произведения было наследственное священство. В ВЗ Кааф не является священником. Он был главой семейства, отвечающего за перенесение содержимого ковчега (Числ 3-4). Но его внуком был Аарон, с к-рого началось священство (Исх 28-29; Лев 8-9). О священстве Каафа говорится впервые в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7). Запрет браков с язычниками для священников отсутствует в Лев 21. 7, но отражен в апокрифах, связанных с именем Левия (Bodl. Hebr. Genizah fragm. C 27. Col. b 16-17; Test. Lev. 9. 9-10), и в 4QMMT B 75-77. Предание о писаниях, к-рые сохранили потомки Левия, содержится также в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. e 17-18, 23) и в кн. Юбилеев (Юб 45. 15). В основе его, возможно, лежит заповедь об учительской роли священства (Лев 10. 11; Втор 17. 18). Судебные функции потомков Каафа либо связаны с представлениями о роли праведников (ср.: 1 Енох 91; Мф 19. 28; Откр 20. 4), либо указывают на связь священнической и царской власти (см.: Быт 49. 10; арам. Книга Левия, гл. 66-67 (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7)). Вероятно, «Завещание Левия», «Завещание Каафа» и «Видения Амрама», найденные в Кумране, составляли цикл повествований о патриархах, объединенный общей идеей наследственного священства (м.

http://pravenc.ru/text/182429.html

5:16 Почитай отца своего и мать свою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы жил ты долго и было тебе хорошо на земле, которую дарует тебе Господь, Бог твой. 1205 5:18 Или: не изменяй; или: не совращай чужую жену; или: не распутствуй. 1206 5:20 Не давай неверных показаний против [или: не клевещи/ не наговаривай на] ближнего твоего. 1207 5:21 Не желай завладеть женой ближнего твоего и не замышляй отнять у него то, что ему принадлежит [букв.: не вожделей дома – здесь евр. бейт ( дом) используется в широком смысле: свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство]: поле его, раба его или рабыню; ни вола его, ни осла – никого и ничего из того, чем тот человек владеет“. 1208 5:31 Букв.: заповедь; см. следующее примеч. 1209 6:1 Е вр. мицва – слово, обычно переводимое как «заповедь», здесь (как и в 5:31) употреблено в знач. «свод законов» или как синоним слова тора. 1210 6:7 Букв.: идя дорогой. 1211 6:8 Букв.: между глазами. 1212 6:12 Букв.: из дома рабства. 1213 6:13 Букв.: бойся; то же в ст. 24 . 1214 6:14 Букв.: не ходите вслед… – здесь используется язык новоассирийских договоров, призванных в ту эпоху обеспечивать преданность вассалов своему сюзерену. Говоря о «других богах», Моисей ради ясности придерживается фразеологии своего времени, вовсе не касаясь вопроса о реальности этих «богов». Они изделие человеческих рук (4:28). 1215 6:16 Или: не искушайте; «не испытывайте Господа», т. е. не пытайтесь вынуждать Его доказывать Свое существование, навязывая Ему свои условия (см. Исх 17:1–7); то же ниже в этом стихе. 1216 6:17 Или: свидетельств; то же в ст. 20. 1217 6:25 Друг. возм. пер.: и мы будем правы; букв.: праведность будет нам – праведность, обретенная посредством послушания, была не основанием или причиной, а следствием избавления израильтян (ср. Откр 19:8). 1218 7:2 О заклятии см. примеч. к 2:34. 1219 7:5 Или: столбы Ашеры; букв.: на куски изрубите их ашеры; см. примеч. к Исх 34:13. 1220 а 7:8 Или: выкупив. 1221 б 7:8 Букв.: из дома рабства. 1222 7:13 Букв.: благословит плод чрева твоего и плод земли твоей. 1223

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Пророк Иеремия также упоминает об аравитянах ( Иер.3:2; 25:24 ) 96 . Другие возражения против подлинности Ис.13–14:22 незначительны. Указывают напр. на то, что некоторые представления или выражения несвойственны пр. Исаии. Так, выражение: «буду жить на горе сонма богов, на краю севера» (14:13), говорят, может принадлежать только писателю, знакомому с религиозными воззрениями вавилонян. В действительности же на подобное знакомство в этом выражении нет ясных намеков, и оно сходно по своему характеру с теми выражениями, какие влагает пр. Исаия в уста царя ассирийского: «я взошел на высоту гор, на ребра Ливана (ср. «на краю севера») и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его (ср. те же образы в 14:7–8) и прошел в самую вершину его, в рощу сада его» ( Ис.37:24 ); затем в 36 и 37 главах говорится, что царь ассирийский превозносился над богами, (в 37:23): «возвысил голос» и «поднял высоко глаза свои»... «на Святого Израилева» «буду подобен Всевышнему» в Ис.14:14 ; ср. Ис.14:13–14 с Иез.28:2, 14 . – Указывают затем на то, что такого резкого тона, такого чувства ненависти к врагам, как в Ис.14 гл. пророк Исаия не проявлял даже к ассириянам, а в отношении к Вавилону оно является совершенно непонятным, не имеющим никакого повода. Это утверждение несправедливо. Пророк провидел истинного врага народа иудейского не в ассириянах, а в вавилонянах. Кроме того, образ царя вавилонского является у пророка нераздельным с представлением самого крайнего врага Божия – диавола, змия древнего 97 . (ср. Откр.12:9 ). Отсюда только становятся понятными те черты, которыми у пр. Иезекииля описывается царь Тира, – черты, по-видимому, также не имевшие исторического повода (см. особ. 28:12–16, 18–19), – и что о гибели современных врагов народа иудейского – Навуходоносоре с вавилонянами (ср. Иер.50–51 гл.) не упоминается в особом пророчестве. Наконец, у пр. Исаии вообще с мыслью об обращении народов соединяется речь о суде над ними Господа: см. напр. 19:24 об обращении ассириян к Господу и гл. 10 – о поражении Ассура; или 18:7 и 5–6; 19:18 и 1; 23:18 и 9 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Илия и Елисей. 19 что сделал я тебе? Илия велит Елисею, исполнив свои домашние обязанности, непременно придти к нему, поскольку, набросив на Елисея свою милоть, Илия действительно «сделал» ему нечто в высшей степени важное посвятил на пророческое служение. См. ком. к 4Цар. 2,13 . 19 заколол их. Елисей демонстрирует полную готовность порвать с прежним образом жизни во имя следования новому призванию. Такого же самоотречения требовал Иисус от своих учеников ( Мк. 1,16–20; 2,14 ) и последователей ( Мк. 8,34–38 ). стал служить ему. Елисей не становится сразу равным Илии, первое время оставаясь при нем учеником и помощником. Моисей имел такого же «служителя» (Иисус Навин), которого готовил себе в преемники ( Исх. 24,13; 33,11 ). Глава 20 20 Венадад, царь Сирийский. По-видимому, имеется в виду царь Венадад II, внук Венадада I (15,18–20). 20 господин мой царь. Ахав обращается к Венададу как низший к высшему. я и все мое твое. Т.е. фактически Ахав безоговорочно сдается на милость Венадада. 20 пусть то и то сделают мне боги. Венадад призывает богов жестоко покарать его, если его воины не сравняют Самарию с землей (см. ком. к 1,17). 20 пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. Ахав отвечает Венададу пословицей, суть которой в том, что нельзя праздновать победу, не окончив сражения. 20 Я сегодня предам его в руку твою. Подобные слова Господь часто обращал к Своему народу перед войнами, в которых Он желал дать ему победу над врагом ( Нав. 6,1.15; 8,1.18 ; Суд. 7,2; 18,10 ; 2Пар. 13,16; 16,8; 18,5.11.14 ). Дарование Господом военной победы Израилю в Библии описано неоднократно ( Исх. 15,1–21 ; Суд. 5,1–31 ; Авв. 3,3–19 ; Откр. 18,1–24 ). В данной ситуации эти переданные через пророка слова указывают на то, что победа над сирийцами была не заслугой Ахава, а Божиим даром. 20 Ахав счел слуг областных начальников. Оказавшись в затруднительном положении, Ахав в точности следует указаниям пророка. семь тысяч. См. ком. к 19,18. 20 Бог их есть Бог гор. И Самария, и Иерусалим располагались в центральной гористой области страны. В соответствии же с ближневосточными политеистическими верованиями каждое божество имело свою четко ограниченную сферу полномочий. Исходя из этого, советники Венадада считали, что существует неразрывная связь между Богом, властвующим над израильтянами, и территорией, на которой они жили.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12:17–20 Надо полагать, что Иезекииль получал столько воды и пищи, чтобы не умереть с голоду (4,9–11). Физическая слабость пророка символизирует участь оставшихся в Иерусалиме. 1214,11 Пророка тревожит распространение ложных предсказаний. В Ветхом Завете приведен целый ряд признаков, позволяющих отличить истинное пророчество от ложного. Самым важным критерием отличия истинного пророчества от ложного служи исполнение или неисполнение предсказаний ( Втор. 18,21.22 ). Речь пророка не должна противоречить прежним откровениям ( Втор. 13,1–5 ). Некоторые средства откровения, будто бы позволявшие проникнуть в познание воли Бога, были запрещены для Израиля ( Втор. 18,9–14 ) и считались признаками ложного пророчества. В народе Божием не допускалось гадание, спиритизм и колдовство. Подлинный пророк получает свои откровения только во сне и в видениях ( Чис. 12,6–8 ). Истинный пророк получает доступ на небесный совет ( Иер. 23,18 ). О присутствии на Божественном совете нередко сообщается уже в начальном рассказе о призвании пророка (см. ком. к 1,4 3,15). 12 он пророчествует об отдаленных временах. Ср. 2Пет. 3,3.4 ; Евр. 10,37 ; Откр. 10,6 . Глава 13 13:1–23 Эта Глава включает два откровения: первое направлено против лжепророков (ст. 1–16), второе против лжепророчиц (ст. 17–23). 13 лисицы в развалинах. Иезекииль уподобляет лжепророков, во-первых, лисицам, обитающим в руинах покинутых городов (ст. 4), во-вторых, стене, построенной без скрепляющего раствора, такая стена не простоит долго (ст. 10,11). 13 В проломы вы не входите. Истинный пророк полностью растворен в народе Божием, и готов подвергнуться ради него любой опасности. Но лжепророк стремится избежать опасности или риска для жизни. Ср. Пс. 105,23 . Лишь один человек способен быть посредником между Богом и человеком Иисус Христос ( 1Тим. 2,5 ). 13 в список дома Израилева не впишутся. Перепись населения или другие официальные реестры, которые велись в Израиле, выступают здесь как земная аналогия небесным спискам (см. ком. к 9,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2003). Возможно, Амида является переработкой более раннего материала. Параллели с ней есть в евр. тексте Сир 51. 1-16 (однако в данном случае неизвестно, что первично, поскольку текст этого раздела Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, обнаружен лишь в Каирской генизе и может отражать влияние синагогальных молитв; упоминание в этом разделе «сынов Садока» указывает, что он все-таки восходит к периоду Второго храма) и в греч. тексте 2 Макк 1. 24-29. Изначально Амида могла состоять только из 7 благословений (3 вступительных, центрального и 3 заключительных). Само по себе число 7 является сакральным для иудейской традиции (ср. прославление 7 атрибутов Божиих в 1 Пар 29. 11-12; Откр 5. 12; 7. 12; 6-ю и 8-ю Песни субботнего жертвоприношения; Const. Ap. VII 33-38). Поскольку в кумран. свитках зафиксированы только краткие молитвы на каждый день недели, можно предположить, что Амида была суммой всех недельных молитв, каждая из которых была посвящена отдельной теме. Такая развернутая молитва могла либо читаться в праздничный день, либо заменяла ежедневные молитвы, если община собиралась только раз в неделю (напр., на субботнюю трапезу или для чтения Писания в синагоге). Архаичные варианты сохранились в составе праздничных служб (они совершаются редко, а значит, менее подвержены изменениям, стандартизации или упрощению). Согласно Мишне, на Йом Киппур первосвященник читал 8 благословений: 1-е - «Тора» (видимо, потому, что молитва читалась сразу же после прочтения Торы), 2-е - «Служение», 3-е - «Благодарение», 4-е - «Прощение грехов» (тема данного дня), 5-е - «Храм», 6-е - «Израиль», 7-е - «Священники» (вероятно, здесь совершалось священническое благословение), 8-е - проч. молитвы (Мишна. Сота. 7. 7; ср.: Мишна. Йома. 7. 1), под которыми скорее всего имелся в виду ряд прошений о нуждах и о принятии молитвы (см.: Тосефта. Йома. 4. 18). В Мишне отмечен спор о том, следует ли ежедневно читать полную Амиду из 18 благословений или можно читать лишь извлечения из нее (отдельные благословения или краткую форму) (Мишна. Берахот. 4. 3). В Талмуде говорится, что 18 благословений Амиды могут быть сведены к 7, поскольку все центральные прошения можно рассматривать как единое благословение (Иерусалимский Талмуд. Берахот. 4. 3 (8a); Вавилонский Талмуд. Берахот. 29a). Центральное благословение посвящается теме дня. Однако раввины спорили о том, влияет ли суббота на количество благословений, нужно ли читать 8-е благословение, если праздник выпадает на субботу (Тосефта. Берахот. 3. 12-13).

http://pravenc.ru/text/1237769.html

46 в конце. Т.е. в конце истории спасения; в конце времен. от начала... от древних времен. См. Быт. 12,7; 13,15.16 . Мой совет. Воля Господа то, что Он предначертал. 46 орла от востока... исполнителя. Речь идет о Кире. 46 Послушайте Меня, жестокие сердцем. Эти слова относятся к отступникам, о которых говорит ст. 8. Подобно тому, как во время первого исхода некоторые иудеи остались в Египте ( Чис. 14,3 ), по окончании вавилонского плена часть народа Божиего не пожелала возвратиться в землю своих отцов. Глава 47 47:1–15 Пророчества, содержащиеся в данных стихах, относятся к гибели Вавилона, которому никогда не суждено обрести былое могущество. 47:1–4 Вавилон, прежде повелевавший народами, ныне лишится своей славы и будет служить своим недавним рабам. В свою очередь, народу Сиона суждено освободиться от рабства и утвердиться на престоле (52,1.2). 47 девица, дочь Вавилона. Персонифицированный образ Вавилона. нежною и роскошною. Ср. Втор. 28,56 . 47:2–3 В художественных образах воссоздается картина падения и крайнего уничижения Вавилона. 47:4 Этот стих восклицание самого Исаии, остальные же пророчества произносятся от имени Господа. 47 народ Мой. См. ком. к 40,1. наследие Мое. Речь идет о людях, находящихся в уделе Божием ( Иер. 12,7 ; см. ком. к 19,24). не оказала им милосердия... тяжкое иго. Жестокое обращение Вавилона с израильтянами (49,24.25; 51,13.19; Плач. 5,12.14 ). 47 вечно буду госпожею. Богопротивная гордыня Вавилона происходит из неверия в реальность власти Божией над историей и в неотвратимость Его суда над совершающими зло (ст. 6). Существование Вавилона замкнуто на себе, и его жизнь проходит без почтения к Богу (ср. Откр. 18,7 ). 47:8–9 В рассматриваемых стихах все определения стоят в женском роде, и, таким образом, относятся к «дочери Вавилона» (ст. 1,5). 47 я, и другой подобной мне нет. В порыве бесстыдного самообожествлен и Вавилон посягает на имя Божие (45,5.6.18.21.22; 46,9). потери детей. Потеря детей равнозначна потере надежды на будущее и предвещает Вавилону рабство и упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В заключение особо остановлюсь на безумном притязании спиритов вызываиь души из ада и рая. Возможно ли такое, если мы твердо знаем, что, во-первых, души праведных в руке Божией ( Прем.3:1 ) и, во-вторых, что между живыми и мертвыми утверждена великая пропасть ( Лк.16:26 )? Способен ли кто изъять душу из руки Божией без воли Творца и вызвать ее, куда заблагорассудится? Под силу ли кому одолеть великую пропасть, и притом с помощью средств, которые, согласно Писанию, есть мерзость пред Богом (см.: Втор.18:9–13 )? Спирит : Зная, что души праведных в руке Божией, мы на своих собраниях вызываем только души грешных, находящиеся в аду в стране тьмы и сени смертной (см. Иов.10:22 ). Священник : Вот новое безумие, которое хуже прежнего! Да разве души оставлены в аду на произвол колдунов-спиритов, чтобы те вызывали их, когда захотят, для участия в делах богомерзких? Не удерживаются ли они и там силой Бога Живого, в Чьей руке ключи ада и смерти ( Откр.1:18 )? А если скажешь, что на медиумических сеансах являются души дорогих вам людей, то знай, что это не духи сродников и друзей ваших, а духи тьмы и злобы поднебесной ( Еф.6:12 ), которым до скончания времен дано искушать человека и против которых призван вести брань каждый христианин. Православный : Не мог бы ты изложить учение спиритов в нескольких словах? Священник : Учение это весьма многообразно, и в разных спиритических обществах имеет свои особенности. Общие же черты его таковы: – Бог не Творец, а лишь распорядитель мира; кроме верховного «божества», есть множество меньших «богов», которые составляют разного рода иерархические сообщества. – Иисус верховный дух и солнечный бог, который направляет, но не спасает. – Истинное откровение совершается при помощи духов, которые являются людям через медиумов. – Человек состоит из тела физического, тела тонкого и духа. Тело физическое уничтожимо, тело же тонкое и дух вечны. Дух, благодаря тонкому телу, доступен созерцанию живущих и, в свою очередь, может общаться с теми из них, кто достоин такого общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

О К. (в т. ч. в переносных кадилах) говорится и в других ветхозаветных отрывках: напр., в Лев 10. 1-2; Числ 16. 16-18; 1 Цар 2. 28; Пс 140. 2; Иез 8. 10-11. К. было прерогативой левитов (Числ 16. 16-18); при использовании переносных кадил их должны были наполнять углями, взятыми с кадильного алтаря (Лев 10. 1-2). К. в Древней Греции и Риме В Др. Греции ладан начали использовать не раньше VII-VI вв. до Р. Х., когда он был впервые завезен туда вместе с предметами роскоши из Египта и Сирии. О принесении ладана (греч. λιβανωτς) в качестве жертвы богам говорил Пифагор ( Iambl. Pythag. 10. 54). Первым римским автором, упоминающим ладан (лат. tus) для почитания богов, был Плавт (см.: Atchley. 1909. P. 46). В греко-рим. культуре кадила вместе с факелами использовались в различных шествиях и процессиях, как общественных (праздники в честь богов, дни торжественных событий, триумфы), так и частных (напр., свадьбы). К. могли удостаиваться отдельные выдающиеся личности. После смерти Октавиана Августа появилась тенденция к прижизненному обожествлению рим. императоров, статуи к-рых также почитались К. К. в христианском богослужении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает каждение на литургии после входа в алтарь (малого входа). Фотография. 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает каждение на литургии после входа в алтарь (малого входа). Фотография. 2010 г. В текстах христ. авторов II-III вв., несмотря на упоминание К. в Откр 8. 3-4, выражается негативное отношение к К. Так, Афинагор говорит, что Бог и Творец всего существующего не нуждается ни в дыме горящей крови и жира, ни в аромате ладана (θυμιμα), поскольку Сам является совершенным ароматом ( Athenag. Legat. pro christian. 13. 2). Защищаясь от обвинения в атеизме, Иустин Философ пишет, что, поскольку Богу не требуется ни крови, ни возлияний, ни К. (θυμιαμτων), христиане почитают Его «словом молитвы и благодарения (λγ εχς κα εχαριστας)», песнопениями ( Iust. Martyr. I Apol. 13). Этот же автор считает, что К. (θυμιαμτων) и жертвоприношениям людей научили падшие ангелы, к-рые в отличие от Бога имеют в этих предметах нужду ( Iust. Martyr. II Apol. 5; ср.: Orig. Exhort. ad martyr. 45). Тертуллиан противопоставляет языческим жертвам, среди которых упоминаются зерна ладана (grana turis), истинную жертву Богу - молитву от чистого сердца ( Tertull. Apol. adv. gent. 30). Климент Александрийский высказывает такую же мысль: истинным алтарем является душа человека, а фимиамом (θυμαμα) - молитва к Богу ( Clem. Alex. Strom. VII 6. 32; ср.: Orig. Contr. Cels. VIII 17). Тем не менее использование ладана в бытовых целях (напр., для дезодорирования) допускалось ( Tertull. De corona. 10).

http://pravenc.ru/text/1319790.html

40 это сыны Садока. См. ком. к 44,15. 4041,4 Подобно разрушенному храму Соломона, храм, который в видении осматривал Иезекииль, состоял из трех помещений: из вестибюля, или притвора (40,48.49); внешнего святилища (41,1.2); внутреннего святилища (Святое Святых) (41,3.4). Храмовое здание было поднято над окружающим пространством двора, и к притвору также надо было подниматься по лестницам (40,49). См. ком. к 40,6. Входы из внешних помещений во внутренние постепенно сужались. Подобно символике подъема в высоту при подходе к храмовому зданию сокращение ширины ворот свидетельствовало о возрастании степени святости. 40 были подпоры у столбов. Столбы, вероятно, были очень похожи на столбы с именами Иахин и Воаз, которые стояли перед храмом Соломона ( 3Цар. 7,15–22 ). Глава 41 41 пошел внутрь. Правом входа в Святое Святых обладал лишь первосвященник, да и о только в День очищения (Лев., гл. 16; Евр. 9,11–14 ). Ангел мог вступить в это помещение, а Иезекииль нет. 41 двадцать локтей в длину и двадцать локтей в ширину. Аналогично размеры Святого Святых в скинии и в храме Соломона были таковы, что помещения имели форму правильных кубов (ср. Откр. 21,16 ). 41:5–12 Комнаты были построены кругом с северной, западной и южной сторон храмового здания; в эти трехэтажные кладовые собирали, вероятно, храмовые принадлежности и сокровища (ср. 42,13 и 3Цар. 6,5–10 ). Второй и третий этажи выдавались один над другим, так что каждый высший уровень был на локоть шире низшего. 41 были резные изображения. Ср. 3Цар. 6,18 ; 2Пар. 3,5–7 ; см. ком. к 40,7.16. 41 Жертвенник был деревянный. Имеется в виду стол для хлебов предложения; он назван жертвенником всего один раз только в этом месте. Название использовано, вероятно, по той причине, что потребление хлебов священниками было частью жертвенной трапезы ( Лев. 24,5–9 ; 1Цар. 21,3–6 ). Глава 42 42:1–14 Эти комнаты не следует путать с комнатами, построенными по периметру самого храмового здания (41,5–12); они, напротив, были выстроены вдоль северной и южной сторон стены, отделявшей внешний двор от внутреннего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010