У этой теории всё ещё много сторонников, хотя археологические и другие исследования опровергли лежащие в её основе предположения. Банкротство «теории J-E-P-D» . На примере Книги Второзаконие можно рассмотреть ту аргументацию, которая опровергает первоначально выдвинутую Вельхаузеном теорию. В самом тексте Второзакония указано, что «сии суть слова, которые говорил Моисей» (Вт. 1:1; 4:44; 29:1). Отрицать это – означает объявлять книгу Закона полностью сфальсифицированной. Моисей назван автором Второзакония в книге своего непосредственного преемника Иисуса Навина ( Нав. 1:7 ), как и в других книгах Ветхого Завета ( Суд. 3:4 ; 3Цар. 2:3 ; 4Цар. 14:6 ; Езд. 3:2 ; Неем. 1:7 ; Пс. 102:7 ; Дан. 9:11 ; Мал. 4:4 ). Второзаконие – это книга Закона, которая чаще всего цитируется в Новом Завете, и цитируется она со ссылкой на Моисея ( Деян. 3:22 ; Рим. 10:19 ; 1Кор. 9:9 ). Иисус привёл стихи Вт. 6:13, 16, когда противостоял искушению от диавола ( Мф. 4:7,10 ), а кроме того, прямо указывал, что эта книга написана Моисеем ( Мк. 7:10 ; Лк. 20:28 ). Упомянутые в книге географические и исторические детали свидетельствуют о непосредственном знакомстве с теми местностями, которые как раз и должен был хорошо знать Моисей; её формулировки, характерные для заключаемого договора, тоже указывают на дату создания в период Моисея (Kline, все). Очевидные ссылки книги на более поздние времена легко объяснимы. Главу Вт. 34 с её описанием смерти Моисея, судя по всему, добавил его преемник Иисус Навин, поступив согласно обычаю тех дней. Моисей и Пятикнижие в целом. Свидетельства того, что Второзаконие написано Моисеем, аннулируют «теорию J-E-P-D » как таковую. В различных же модификациях этой теории всё равно отрицается, что Моисей был автором всех пяти книг. В четырёх из пяти книг (кроме Бытия) сказано, что они написаны Моисеем (см. Исх. 24:4 ; Лев. 1:1; 4:1; 5:14 ; Чис. 1:1; 33:2 ; ссылки относительно Второзакония см. выше). Отсутствие прямых указаний в Книге Бытие вполне понятно, так как события в ней происходили до рождения Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

14:15. Идолы (в оригинале – «столбы Астарты»). Об Астарте и «столбах», символизировавших ее присутствие в хананейских святилищах, см. в коммент. к Втор. 7:5 и Суд. 2:13 . 14:17. Фирца. См. коммент. к Нав. 12об истории Фирцы до установления царства. Очевидно, столичным городом Иеровоама, равно как и его преемников – Ваасы, Илы, Замврия и Амврия, – была Фирца. Этот город отождествляют с Tell el-Farah, в 7 милях к северо-востоку от Сихема по дороге к Беф-Сану. Процветанию города способствовало его местонахождение на возвышенности, хорошее водоснабжение (два источника, питающие вади Farah) и стратегически выгодное положение на торговом пути. Кроме того, от Фирцы было недалеко до бродов через Иордан близ Адама. Ворота и укрепления были заново отстроены на остатках сооружений эпохи средней бронзы, и по всему городу прослеживается единая планировка новых жилых зданий. О политическом значении Фирцы свидетельствует также ее упоминание в перечне завоеваний Сусакима во время нашествия на Палестину. 14:19. Летописи. Типичным способом регистрации важнейших событий и достижений каждого года у древних ближневосточных царей было ведение царских анналов. Некоторые из известных летописей Древнего мира (напр., ассирийские), будучи небесполезными при реконструкции хронологии и определении местонахождения географических пунктов, очень часто оказываются типичными образцами официальной пропаганды. Другие (напр., летописи нововавилонского периода) просто предоставляют неприкрашенные факты. Упоминание летописи царей Израильских в очередной раз показывает, что библейские авторы черпали информацию из более обширных и подробных источников. 14:21–29 Ровоам, царь Иудеи Дополнительную информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 12 . 14:23. Высоты. Очевидно, использование святилищ под открытым небом было характерно для хананеев. Автор (авторы) Книги Второзаконие рассматривал это явление как неприемлемое, поскольку местные святилища способствовали развитию «народной» религии, содержавшей элементы хананейского культа и отклонявшейся от установленного Яхве учения. Поэтому местные жертвенники, столбы Астарты, священные рощи и любые другие места, ассоциирующиеся с хананейскими богами (Ваалом, Элом и др.), а также поклонение Богу за пределами Иерусалима, «места, какое изберет Господь, Бог ваш» ( Втор. 12:5 ), было запрещено. Следует различать подобные святилища под открытым небом и «высоты» (bamah), упоминаемые во многих местах Писания как религиозные центры небольших и крупных городов ( 3Цар. 11:7 ; Иер. 7:31 ; Иез. 16:16 ; 2Пар. 21:1 ; надпись Меши на Моавитской стеле). По-видимому, «высота» представляла собой некое сооружение, построенное для хранения ритуальной утвари, где находился жертвенник и было достаточно места для размещения священников. Четкое различие между этими двумя типами святилищ проводится в 4Цар. 17:9–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

КАК ГРЯЗИ чего Оборот употребляется в значении: много, с избытком, так много, что теряется первоначальная ценность (о чем бы при этом ни шла речь). «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи» ( Зах.9:3 ). Ср .: «…он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение…» ( Иов.27:16 ). Как песку морского КАК ПЕСКУ МОРСКОГО чего Выражение используется в речи как гипербола, в значении: неисчислимо много, неограниченное количество чего-либо. Часто встречаемое в Б . сравнение относится в основном к количеству народа и прежде всего — чьего-либо потомства. В обетованиях Господних патриарху Аврааму даруется умножение его «семени»: «…сделаю твое потомство, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» ( Быт.13:16 ); обетование это повторяется после того, как Авраам, в доказательство абсолютной любви к Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благославляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря…» ( Быт.22:16–17 , см. также Быт.32:12 ; 3Цар.4:20 ; Ис.10:22, 48:19 ; Иер.33:22 ). Ни войны, ни катастрофы не отменяют этого обетования; в пророчестве о восстановлении Израиля повторено: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить…» ( Ос.1:10 , Евр.11:11–12 ). Песку морскому уподоблены враги Израиля, с тем чтобы подчеркнуть значимость победы над ними: «И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском… И собрались все цари сии… чтобы сразиться с Израилем» ( Нав.11:4–5 ). «Мадианитяне же и амаликитяне, и все жители востока, расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря» ( Суд.7:12 ). В конце времен враг рода человеческого восстанет на последнюю битву и «выйдет обольщать народы» и «собирать их на брань; число их как песок морской» ( Откр.20:7 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

дерева ситтим. Ситтим (акация) крепкое и прочное дерево, пригодное для резных работ и покрытий. 25 ароматы. Ароматы представляли собой смесь из трех компонентов (30,34), к которым добавлялись чистый ладан и соль для получения особого состава, используемого для курений. 25 камень оникс. Камни вставлялись в нарамники ефода (28,9–12; 39,6,7) и были пригодны для резьбы, подобно сердолику или ляпис-лазури. 25 святилище. Букв.: «святое». Это слово имеет более широкое значение, чем скиния, и в общем смысле относится к любому месту, связанному с богоявлением (15,17; Нав.24,26 ; Иез. 11,16 ). 25 скинии. Это слово означает «обитель», предназначение которой быть передвижным храмом Бога. образец. Образец, показанный Моисею, представлял собой модель или план построения скинии «рукотворного святилища», построенного «по образу истинного устроения» ( Евр. 9,24 ). Ср. план храма, открытый Давиду ( 1Пар. 28,19 ); см. Иез. 43,10.11 . 25 ковчег. В ковчеге помещались Десять Заповедей, сосуд с манной и жезл Аарона (16,33; 25,16; Чис. 17,10 ; Втор. 10,1–5 ; Евр. 9,4 ). Крышка ковчега рассматривается как подножие или, возможно, как престол Господа. два локтя. Мера длины, равная расстоянию от конца среднего пальца до локтя (сустава) приблизительно 44 см. 25 сделай... шесты. Шесты предназначались для переноса ковчега, к которому нельзя было прикасаться руками. 25 откровение. Это каменные скрижали с записанным на них Десятисловием. 25 крышку. Букв.: «крышку искупления». Крышка ковчега, или «крышка искупления» также называлась «престолом милости». Крышка ковчега иногда упоминается в Писании отдельно от самого ковчега, как место, где Бог был умилостивлен. В связи с ритуалом искупления, крышка завета сама называлась «умилостивительной» ( Рим. 3,25 ; Евр. 9,5 : греческое слово «хиластерион» имеет в Писании два основных значения: «средство, с помощью которого грехи прощены» и «место, на котором грехи прощены»). Искупление русский перевод древнееврейского слова, корень которого означает «стирать» или «покрывать» вину за грех в глазах Божиих, с тем чтобы верующие могли соединиться с Богом. Это действие умилостивления было определено Самим Богом и достигалось посредством кровавой жертвы. Кровь, которая свидетельствует о смерти жертвы, указывает на то, какой ценой обретено прощение. Однако необходимо понимать, что кровь обеспечивала прощение грех только потому, что Бог Сам назначил эту жертву ( Лев. 17,11 ). В Послании к Римлянам апостол Павел провозглашает (3,25), что Иисус сделался умилостивлением за наши грехи (то же в 1Ин. 2,2 ). Символизм дня искупления стал реальностью через жертву Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 Дух Господень. Такими же словами говорится и о призвании на судейство Гедеона, Иеффая и Самсона. От даров Духа Божия судья получал власть для спасения народа (6,34; 11,29; 13,25; 14,6.19; 15,14). был он судьею Израиля. Это выражение в древнееврейском языке означает также «вел», «управлял». 3 покоилась земля сорок лет. О мирном времени или отсутствии такового говорится в ст. 30; 5,31; 8,28; 12,7; 15,20; 16,31. 3:12–30 В истории об Аоде автор высмеивает угнетателя народа Божиего. Противопоставление Гофониила, судьи из колена Иудина, выходцу из колена Вениаминова (ст. 15), подчеркивает преимущество руководителя из иудеян над вениаминитянином. 3 Еглона, царя Моавитского. Господь укрепил языческого царя, чтобы сделать его орудием Своего гнева. 3 левша. Вместо обычного для древнееврейского языка слова, означающего леворукость, здесь буквально сказано: «муж, раненный в правую руку». Выражение это встречается еще раз в 20,16 и также применительно к представителю Вениаминова колена. Поскольку имя Вениамин может быть переведено как «сын правой руки», автор, по-видимому, намеренно использует игру слов о леворуком «сыне правой руки». 3 у меня есть до тебя... слово Божие. Не случайно в ст. 19 Аод говорит о «тайном слове», а теперь о «слове Божием». Истинное слово Божие несло расплату тем, кто угнетал народ Божий. Еглон вначале послужил орудием гнева Божия, а затем этот гнев пал на него самого. 3 предал Господь. Каждый из главных судей, за исключением Гофониила, в своих речах признает решающую роль Бога в победе Израиля (4,14; 7,15; 11,21–30; 15,18; 16,28). 3 покоилась земля восемьдесят лет. См. ком. к ст. 11. 3 Самегар, сын Анафов. Самегар упоминается только здесь и в песне (5,6). Поскольку Анат имя хананейской богини войны, можно предположить, что выражение «сын Анафов» означает не родовое имя, а прозвище этого героя. шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном. Ср. с рассказом о том, как Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (15,15–17). Глава 4 4 Иавина. Потомок того Иавина, который упоминается в Нав. 11,1–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

543 Генгстенберг (Chrismol. III, стр. 656 и q. 2 А. прав, объявляя себя на стороне того взгляда, который понимает заклятие частью как обет т. е. добровольное посвящение Богу лиц и имущества, частью как теократическое наказание; но он заходит далеко, когда вообще не хочет признать его обетом и дает промах именно в том, что в месте Лев.27:28 под полем и скотом разумеет только то, «что прежде находясь в руках подверженного заклятию, теперь доставалось победителям и материально переходило в их собственность». Срав. мой коммент. на кн. Нав. стр. 97, примеч. 545 Сравн. основательный разбор этого предмета у И. Сельдена, de synedriis. Lib. 1. с. 7.–Такие заклинательные формулы можно читать в Lex. chald. talm. р. 828 sq. S. Буксторфа и у Сельдена, de jure nat. IV, 9.–Различение трех степеней синагогического заклятия, принятое в некоторых древних и новых сочинениях, есть изобретение еврейского грамматика Элиаса Левита, который в своем лексиконе (Tischbi см. слово: Schematta), написанном в 1525 году, говорит: très sunt species excommunicamionis, Nidduj, Cherem et schammatta. Niddnj consistebat in segiegatione; quodsi ita non resipisceret, devovebant cum per снегет; quodsi autem nec tum resipisceret, devoverunt cum per schammatta. Schammatta autem idem dénotât, ас si dicàtur scham molhah ibi mors, quae longe a nobis absim.–C этим сочинением, бывшим в замечательной известности у христианских богословов 16 стблетия, это : изобретение распространилось, но скоро было опровергнуто основательными знатоками талмуда. Сравн. Гuльдehмeйcmep,·Blendwerke des vulgàren Rationalismus. Бремен. 1841. стр. 10 и д. 547 Так при Езекии принесены были первые плоды от хлебных растений, вина, масла и меда и всякого другого произрастения полевого, 2Пар.31:5 . Очень точно эти предметы определены в талмуде, Mischn. Terumoth и Biccurim (1, 6 и 11) и у позднейших раввинов. Сравн. Отона lex. rabb. phil. р. 545 sqq. и Винера, R. W. 1, стр. 343 и д. 548 Выражение qodesch hillulim làjhowah ( Лев.19:24 ) Иосиф понимает в том смысле, что эти плоды должно было, подобно второй десятине, съедать пред святилищем (Ant. IV, 8, 19); но справедливо ли такое мнение,–это очень сомнительно; так как именно в следующем, 25 ст. говорится: «в пятый же год вы сами можете есть плоды его».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

42 Многие древние даже определяют самое число языков и народов, образовавшихся при вавилонском смешении, именно 72. Это мнение опирается на то, что Моисей в X гл. Бытия перечисляет именно 72 родоначальников, от которых «распространились народы по земле после потопа» (X:32). Именно насчитывается 14 родоначальников, произшедших от Иафета, 31 – от Хама и 27 – от Сима. 43 Цель сохранения Церкви и веры на земле достигалась именно выделением Аврама с его потомством из среды других народов; но это выделение состояло не в простом, только внешнем разобщении в общежитейских отношениях Авраама и его потомков с языческими народами, а в специальном воспитании от Авраама, «отца верующих» ( Рим.4:11, 16–17 ), народа веры, хранителя месианских ожиданий, так чтобы он, соприкасаясь с язычниками, разливал свет боговедения и мессианских чаяний, принимая сам от язычников все лучшее из обще-человеческой цивилизации народов. 44 Все животные и птицы, указанные Богом Авраму, суть жертвенные. Полагают, что и самый обряд, совершенный Аврамом, был жертвенным обрядом. 46 Всех явлений и откровений Бога Иакову было семь, именно: 1) видение лестницы (XXVIII:13); 2) откровение об овцах и козах (XXXI:11–13); 3) откровение о возвращении в Ханаан (XXXI:3); 4) борение с Богом (XXXII:24–31): 5) в Сихеме после приключения с Диною явление Бога, повелевающего совершить обетные жертвы в Вефиле (XXXV:1); 6) богоявление в Вефиле с обетованиями (XXXV:9), и 7) богоявление пред отездом в Египет (XLVI: 2–4). 47 Имена Ефрем и Ефрафа имеют одинаковое значение: изобилие плодов. Это совпадение значения указанных названий, возбудившее в старце живое воспоминание о любимой супруге, было, вероятно, и внешним промыслительным избуждением и предпочтению в благословении младшего Ефрема пред старшим Манассиею. 48 «Сихиму избранную». С еврейского Шехем означает: участок. Но в этот участок действительно входил и город Сихем, который при разделении земли Ханаанской достался колену Ефремову и в котором погребены были кости Иосифовы (см. Нав.24:32 и Ин.4:5 ). О завоевании этого участка мечем и луком ничего неизвестно из истории Иакова; известно даже противное, именно о покупке этого участка, а не о завоевании его ( Быт.33:18–19 ). Посему некоторые толковники упоминание Иаковом о завоевании этого участка объясняют в смысле пророческого указания на будущее. Другие же думают, что купленный участок Иакову приходилось действительно отбивать орудием у Аморреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

—415— ный жрец мог иногда носить даже царскую корону. По местам сан верховного жреца был пожизненным, по местам верховный жрец избирался на определённый срок. За верховным жрецом следовали жрецы. Специальностью одних было принесение кровавых жертв, другие совершали возлияния, третьи поддерживали священный огонь и курили благовония, были жрецы предсказатели. Так как знать будущее человеку нужно не только из любопытства, но и во имя важных практических расчётов (предпринимать ли плавание, начинать ли предприятие, вести ли войну), то весьма справедливым представляется предположение Моверса, что в Тире (а может быть и в других местах) предсказатели содержались на царский счёт (см. 3 Царств. XXII). Число лиц, исполнявших низшие религиозные обязанности было чрезвычайно велико. Страбон в различных святилищах (он указывает и хеттейские) насчитывает их тысячами. Этим числам не нужно удивляться, если принять во внимание указания 3 Царств, по которым при Ахаве в Израильском царстве было 450 пророков Ваала и 400 пророков дубравных ( 3Цар.18:19–22 , снеси 3Цар.22:6 и 2Пар.18:5 ). Гиеродулы занимались земледелием и скотоводством на полях – часто весьма обширных – принадлежавших храму. Были служители, специально занимавшиеся пением и музыкой. Они приветствовали восход и заход солнца, они играли и пели при жертвоприношениях и праздниках. Были служители, носившие воду и рубившие дрова для храмов (подобные нефинеям Ветхого Завета, т. е. рабам подаренным, отданным Богу. Втор.29:11 ; Иис. Нав.9:23 ;  1Ездр.7:24 ). Были женщины, прислуживавшие при храмах, чистившие их, делавшие одеяния нужные для храмов, идолов и процессий. Особенный тип религиозных служителей представляли собой кедешим и кедешот (от – святой, посвящённый... в данном случае Венере). Русская библия всегда переводит эти имена словами „блудники“ и „блудницы“ (славянская переводит различно, иногда даже оставляет это название без перевода 4Цар.23:7 ). Одни из них жили при храмах ( Ос.4:14 ), другие свободно ходили по стране. Кедешим обыкновенно просили милостыню, кеде-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выраженное пророком Исаией Божественное откровение о характерных чертах будущего Мессии не осталось без внимания со стороны палестинских иудеев периода позднего Второго храма и нашло отражение в кумранском свитке «Мессианский сборник» 4Q175 (первоначальное обозначение 4QTest). 4Q175 представляет собой рукопись на коже размером 25 х 30 см и содержит 30 строк, почти полностью сохранившихся (за исключением начала строк 25–29). Вероятно, она является цельным документом, поскольку нет следов ни принадлежности ее к более обширному свитку, ни письменности на обороте. Палеографически она датируется серединой I в. до Р.Х. Ее интересной особенностью, соответствующей эпохе написания, является замена в тексте священной тетраграммы имени Божьего Ягве на идущие подряд четыре точки (· · · ·). Свиток содержит 5 цитат из 3 библейских книг (Чисел, Второзакония и Иисуса Навина). Последняя цитата (из Нав.6:25 ) сопровождается комментарием из прежде неизвестной около библейской книги Псалмы Иисуса Навина, найденной среди рукописей Кумрана (4Q379 22 ii 7–14). Цитаты носят мессианский характер и разделены писцом естественным образом на 4 абзаца, соответствующих описанию Мессии как пророка, царя, священника и судии : абзац, Втор.5:28–29; 18:18–19 . Мессия как пророк] 1 И сказал · · · · Моисею, говоря: «ты слышал слова 2 этого народа, которые они говорили тебе; все, что они сказали, хорошо. 3 о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все 4 заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» 5 «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои 6 в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. И когда 7 кто не послушает слов Моих, которые Пророк будет говорить Моим именем, 8 Я взыщу с того». абзац, Чис.24:15–17 . Мессия как царь] 9 И он произнес притчу свою и сказал: «Изречение Валаама, сына Веорова, и изречение мужа 10 с открытым оком, изречение того, кто слышит слова Божиим и имеет ведение от Всевышнего, кто 11 видит видение Всемогущего, падает, но открыты очи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

25:4. Плоды и молоко. Типичное благословение подразумевает, что следует радоваться и наслаждаться плодами своего труда/виноградника ( Пс. 127:2 ; Ис. 3:10 ). В данном случае, однако, все плоды трудов становятся собственностью захватчиков (ср.: Иез. 23:29 ). Вся продукция сельского хозяйства и животноводства будет конфискована, и вся экономика страны придет в полный упадок. 25:5. Равва. См. коммент. к Иер. 49и Иез. 21:18–20 . 25:8–11 Пророчество о судьбе Моава 25:8. Моав в начале VI в. до н. э. Моав был среди стран, участвовавших в организованной Седекией в 597 г. до н. э. встрече, которая имела большое стратегическое значение ( Иер. 27:3 ). Хотя Моав сохранил территориальную целостность и был местом убежища для иудеев из Иерусалима, разрушенного войсками Навуходоносора в 587 г. до н. э., его роль потенциального возмутителя спокойствия в данном регионе не была забыта. Иосиф Флавий описывает более позднюю вавилонскую военную кампанию 582–581 гг. до н. э., которая привела к усмирению Аммона и Моава. Хотя объективных данных, позволяющих судить об эффективности этой кампании, не имеется, народ Моава, вероятно, выжил и вошел в состав Персидской империи в конце VI в. до н. э. 25:9. Города. Каждый из этих городов находился на линии оборонительных сооружений на западе Моава. Беф-Иешимоф (Телль Азеймех, Tell " Azeimeh) находится в Ситтимской долине, к северу от Мертвого моря. Ваалмеон, который упоминается на стеле царя Меши, отождествляется с Кирбет Майном (Khirbet Máin), расположенным в 4 милях к юго-западу от Мадавы (Мадабы) и в 13 милях к юго-востоку от Беф-Иешимофа. Кириафаим также упоминается на стеле Меши и предположительно расположен на Моавитском плато ( Нав. 13:19 ). Местоположение его точно не установлено, приводится несколько возможных поселений, в том числе и эль-Керейят (el-Qereiyat), но исследователи не пришли к единому мнению на этот счет. 25:12–14 Пророчество о судьбе Эдома 25:12. Эдом в начале VI в. до н. э. Эдом, вероятно, оставался нейтральной или, скорее, сочувствующей Вавилону страной ( Пс. 136:7 ) в ходе конфликтов, которые привели к разрушению Иерусалима. В Иер. 40сообщается, что Эдом принял иудейских беженцев после 587 г. до н. э. Во время военной кампании в Трансиордании Навуходоносор, очевидно, не достиг границ Эдома, но его преемник Набонид запечатлел в своих хрониках осаду столицы Эдома Восора в 552 г. до н. э. Археологические раскопки в Бусейре и в Телль-эль-Хелейфе (Tell el-Kheleifeh) указывают на разрушения, имевшие место в этот период, за которыми последовало быстрое восстановление и возобновление экономической активности в районе южной окраины «Царской дороги».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010