Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2. 13-15). Жены, повинуйтесь своим мужьям... Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно [многоценно] пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3-6). Марина 28 апреля 2018, 12:50 Спасибо. Хорошая статья. Без веры, без Христа возрождения мужчины не будет. Людмила 28 апреля 2018, 11:58 Слава Богу! Наконец-то появилась честная аналитическая статья об очень серьезной проблеме в нашем обществе. Диагноз поставлен, можно начинать лечение). Спаси Господи автора (р.б. Андрея) за мужественность и смелость в изложении фактов. Иван Мень 28 апреля 2018, 11:40 Христос воскресе! Благодарю Андрея Александровича от имени всех верующих во Христа! Ну, и можно было бы хоть чуточку сказать о спорте и физкультуре, которые немножко приучают мужчин двигаться и преодолевать лень и препятствия разного характера... Что касается женщин, то ещё Варсонофий Оптинский тоже говорил, что они в Церкви — благодаря сердечному влечению. Антон 28 апреля 2018, 11:11 Наши женщины очень любят предъявлять претензии к мужчинам. И претензии вполне обоснованные. Но почему-то к себе у наших женщин претензий нет. Только и слышно: мы жертвенные, мы ответственные, мы умные, мы сильные. Сплошное самолюбование. А ведь если глянуть на современных российских женщин таким же суровым оком, как они смотрят на мужчин, что мы увидим? Печальную картину: самоуверенность, эгоизм, властолюбие, честолюбие, наглость, распущенность, бесстыдство, сквернословие, грубость и полное отсутствие самокритики (а вот критическое отношение к окружающим развито очень хорошо). Такие женщины заслуживают именно тех мужчин, каких они имеют.

http://pravoslavie.ru/112562.html

Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» (Мф. 27: 1-14). Мог ли обрести спасение Иуда? Из Евангельского повествование видим, что сердце его сокрушилось от увиденного и содеянного. Отец Александр Мень размышлял: «Среди людей, ждавших у ворот, был еще один из Двенадцати. Что пережил он, когда увидел дело своих рук? Все было кончено. Холодная озлобленность ренегата сменилась неподдельным отчаянием. Пусть Иуда и обманулся в своих ожиданиях, но заслужил ли Иисус те мучения, которые ждут Его, заслужил ли смерть? Быть может, Иуда втайне ждал, что сторонники освободят Христа или Он Сам чудом ускользнет от врагов. Но ничего подобного не произошло. От слуг бывшему ученику стал известен приговор, мог он и видеть, как связанного Учителя повели в резиденцию прокуратора. Не вынеся этого, Иуда отправился к тем, кто вручил ему деньги, чтобы вернуть их. — Согрешил я, предав кровь невинную, — заявил он. Но в ответ услышал равнодушные слова: — Какое нам дело. Смотри сам. Иуда, бросив деньги в Храме, повесился». Повесился, потому что, видимо, не было той внутренней связи с Иисусом, которая была у Петра и других Апостолов. Человек, лишенный внутренней связи со своим Творцом, неизбежно приходит к самоуничтожению. Жизнь теряет всякий смысл. В ситуации бессмыслия человек не находит ничего лучшего как устранить ситуацию. Но эта ситуация представляет собой собственную жизнь. Почему Иуда дошел до такого края? Наверно, его свобода была настолько прикована земным притяжением, что душа не могла вскочить на ступеньку, с которой начиналось бы духовное восхождение. Инерция его душевного движения неуклонно вела вниз. Внизу еще остались остатки стыда, но уже не было сил на покаяние, отчаяние становится частью душевного уклада, или лучше сказать разлада.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2,8–17 ). При чтении этих сладчайших слов возникает первый вопрос: рай, насажденный на Востоке, был ли чисто духовным символом, или в нем было нечто постигаемое чувством? Некоторые придерживаются первого мнения и сейчас (например, еп. Василий (Родзянко) и прот. Александр Мень), но это толкование было уже отвергнуто Церковью вместе с другими ересями Оригена , как об этом свидетельствует преп. Иоанн Дамаскин . Этот же великий отец Церкви учит нас: «Подобно тому, как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказывали, в месте божественнейшем и прекрасном, душею же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также своим славным покровом, и будучи облечен Его благодатию, и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его». Где же находится это прекраснейшее место, куда стремится душа наша? Прот. Стефан Ляшевский считал, что рай ныне – под водою озера около Персидского залива. Некоторые ищут его в Армении и даже в Израиле. Но не так учат святые Отцы. Боговидец Моисей указывает, что он находится на Востоке. И где бы не находился христианин, рай всегда будет на восток от него, поэтому на эту сторону света ориентированны наши храмы. Это прекраснейшее место находится «выше всей земли». «Духовным оком воззрел я на рай, – говорит святой Ефрем Сирин . – Вершины всех гор низки пред его высотою. Едва пяты его касались высокие волны Потопа; благоговейно лобызали стопы его, и возвращались назад, подавить и попрать вершины гор и высот...

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Итак, прежде чем осуждать ближнего, надо заглянуть в свою грешную душу и вспомнить слова Господни: Кто из вас без греха, первый б рось ка мень! вспомнив же эти слова, надо постараться прежде вынуть бревно из своего глаза; тогда уже, освободясь от своих грехов, помочь брату вынуть сучек из его глаза; да и сделать это без осуждения, без злорадства, а из любви к ближнему, из желания помочь ему впредь не грешить. 54. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Ин. 8: 45–59 Оставаясь в Иерусалиме на праздниках кущей, Христос опять учил народ в храме. Были тут и фарисеи; они прислушивались к каждому слову Его и вступали с Ним в разговоры. Упрекая их в неверии, Он сказал: «Я говорю то, что видел у Отца Моего, но вы не верите Мне; почему же? кто из Bac обличит Меня в неправде? " Никогда и никто из людей не дерзал обращаться к своим обвинителям с таким вопросом; все люди, даже самые святейшие, всегда сознавали, что нх можно обличить в какой-нибудь неправде, в каком-нибудь грехе; люди бывают лишь более или менее грешными, но безгрешных не бывает. А потому, только полное сознание Своей безгрешности и правоты дало Иисусу Христу возможность предложить Своим врагам всенародно обличить Его в неправде, в грехе. И никто не осмелился выступить обличителем. Продолжая затем Свою проповедь, Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век». – Ha это фарисеи заметили: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли; чем Ты Себя делаешь?» – Христос отвечал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». – Фарисеи возразили: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» – Господь ответил им: Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь. Фарисеи поняли, что Господь говорит о Своей вечности и, следовательно, о Своем Божестве. Вместо того, чтобы уверовать в Того, Кого никто не решился обличить в какой-либо неправде, они бросились к сложенным на дворах камням; они уже взяли камни в руки, чтобы побить Иисуса ими; но Он прошел посреди их, пошел далее, и вышел храма. 55. Исцеление слепорожденного. Ин. 9:1–41

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Иудея отказалась войти в коалицию. Когда же иудейский царь умер и на престол вступил его сын, двадцатилетний Ахаз, сирийцы и ефремляне двинулись на Иерусалим. Они поставили себе целью свергнуть дом Давидов и передать власть своему ставленнику. Пророк Исайя видел в союзе против Ассирии проявление маловерия. Дело Аха-за он считал правым. 7.3. Исайя и сын его Шеар-ясув нашли царя, занятого осмотром оборонительных сооружений. 7.9. Если вы не верите… Более точный перевод: «Если вы не уверуете, то не устоите». 7.10–12. Пророк призывает Ахаза довериться помощи Божией. Пророк предлагает царю ждать знака от Бога, который укрепил бы его веру. Но у царя были свои планы. Он надеялся на помощь ассирийцев и отказался просить знамения (7.14–15). Первое мессианское пророчество Исайи (читается в церкви в навечерии Рождества и на вечерне праздника) имеет двоякий смысл: 1) исторический, буквальный: за тот срок, пока будет зачато, родится и придет в разум некое Дитя, враги Иерусалима будут повержены; 2) прообразовательный: связан с верой пророка в особое предназначение рода Давидова. Для него рождение Младенца есть знак неотменимости обетования. Дом Давидов устоит, и Бог посетит Свой народ (Еммануил значит «с нами Бог»). Многие толкователи считают, что Исайя имел в виду не простое рождение Младенца, но чудесное. Мф 1.22–23 прямо относит это пророчество к рождению Христа от Девы. В переводе LXX евр. слово алма (означающее и деву, и просто молодую женщину) передается словом партенос (дева). Однако мысль о рождении Мессии от Девы не вошла в сознание ветхозаветного человека. В народных представлениях о Мессии во времена Христа сверхъестественному рождению не было места 71 . Царь Ахаз не поверил пророку и решил прибегнуть к помощи ассирийцев. 7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. 8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Книга пр. Иезекииля отличается более стройным планом, нежели книги Исайи и Иеремии. За небольшими исключениями она вся принадлежит самому пророку. Однако возможно, что после его смерти один из учеников пророка придал ей традиционную композицию: обличения иудеев, речи о народах, пророчества о грядущем. Иезекииль, в отличие от большинства пророков, в основном писал прозой. Книга его изобилует образами, часто трудными для понимания. Главным делом Иезекииля была пастырская забота о ветхозаветной Церкви, которую надлежало сохранить среди опасностей языческого окружения. Пророк говорит о Славе Ягве, которая покинула грешный Иерусалим и пребывает среди изгнанников, верных Господу. Пророк исполнен глубокой веры в величие Божие. Непостижимому и всемогущему Творцу он противопоставляет немощного «сына человеческого» (т. е. смертного). Благоговейное чувство, которое рождает созерцание Славы Сущего, пронизывает всю книгу Иезекииля. В ней не ощущается той интимной близости души к Богу, которая отличает духовный опыт Иеремии. Однако Иезекииль говорит не только о всемогуществе Творца, он изображает Его и в виде доброго Пастыря, Который любит и оберегает Общину верных. Иезекииль предсказывает падение Иерусалима, но отвергает мысль, будто детям придется нести ответственность за грехи отцов. Пророк призывает народ к сердечному сокрушению, предвидит чудесное возрождение народа Божия и заключение с ним нового завета. Последние главы книги содержат видение Нового Иерусалима, которое одновременно есть пророчество о конце Плена и предызображение Церкви Христовой. Образы из Книги пророка Иезекииля встречаются и в Новом Завете ( Мф 18–12 ; Ин I0.1–6; Откр 21.16; 22.1 ). Паремии из Книги пророка Иезекииля читаются в Великую Субботу. 1 И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. 2 В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима ), 3 было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Когда Иисус Христос, согласно провиденью вехозаветных пророков, на осляти въезжал в Иерусалим, чтобы праздновать Пасху, иудеи восторженно вопили: «...Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в Вышних!» (Мф.21:9) Вопящие опрометчиво узрели в Царе Небесном царя Иудейского, что освободит евреев от римского владычества и великие богатства мира низложит к их ногам; моисеевы потомки вообразили, что, видимо, сбывается древнее пророчество о иудеях и о столице иудейской: «И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. (Библия, Исход 60, 3-14, 21). Но, похоже, вопящие Иисусу Христу «осанна» забывали, что речь в пророчестве шла лишь о духовном господстве иудеев над миром, и лишь при случае, если «...народ твой весь будет праведный». Малое время истекло и вопящие «осанна», разочаровались во Иисусе из Назарета Галилейского, ибо, впадающие в языческие похоти, ждали царя земного, а дождались Царя Небесного, ибо ждали шолом - роскошное житье на земле, а Иисус Христос сулил им лишь Царствие Небесное, да и то, коли покаются во грехах. И посему отныне и довеку Мессия, Спаситель мира стал для иудейской черни обманщиком , а для фарисеев и книжников - бунтовщиком и еретиком, основателем Назарейской ереси . Чернь уподобилась Иуде из города Кариота, который «мечтал о власти, богатстве и наслаждении, а Божественный Учитель проповедовал о смирении, бедности и страданиях...» (Александр Лопухин.) Иуда же, даже будучи Христовым апостолом, воровал деньги из скудной апостольской казны, кою ему доверили, а затем предал Христа в руки убийц, за что Господь покарал Иуду, подобно его соплеменникам, рассеянным по миру. Протоирей Александр Мень, будучи из евреев-выкрестов, в проповеднических сочинениях обличительно отзывался о религиозных воззрениях своих соплеменников: «В иудаизме нередко понятие Царствия Божиего связывали с внешним торжеством Израиля и фантастическим благоденствием на земле». Обогащение любым способом ...деньги не пахнут... и посему их молитвы стали напоминать воровские заклинания: Господи, прости, в чужую клеть пусти; подсоби нагрести, да и вынести.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

«Коль ты решил бы из чужих кого-нибудь, Христе, избавить от Твоей немилости, Платона и Плутарха для меня избавь! Они ведь оба словом и обычаем Твоих законов неизменно держатся. А коль неведом был Ты им как Бог-Творец, Ты должен оказать им милосердие, Раз Ты желаешь всех спасти от гибели» Знаток античности, Ф.Ф. Зелинский говорил, что античная культура стала для европейской, в том числе и русской, культуры, “ветхим заветом”, символом, исполнением этого он считал церковь Богородицы Марии в храме богини мудрости Минервы. О. Александр Мень считал, что “дохристианский мир сделал все доступное человеку, чтобы постичь смысл жизни и обрести Бога”, а святитель Николай Сербский ставил мудрецов других культур мира наравне с библейскими пророками. Святейший Патриарх Кирилл  в своем Рождественском послании 2016 года сказал: «Вся история человечества до Рождества Христова по сути есть история поисков Бога, когда лучшие умы пытались понять, кто же является источником той сверхъестественной силы, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек». Конечно, все это я привожу  не для того, чтоб подавить кого-то обилием ссылок на «авторитеты» — никакого «авторитета», которого надо слушаться беспрекословно и не рассуждая, в светском смысле, в Церкви Христовой нет. Есть Христос, но Он не авторитет, а Спаситель. Наше дело – усвоить это спасение себе, принять его, и христиане всех веков сходятся на том, что античное наследие помогло  христианам в этом. Античная культура  мне видится первой христианкой Европы, Лидией, которая упоминается в Новом Завете и чьим  ремеслом была выделка дорогих царских тканей: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас «.(Деян. 16:14—15). Образно говоря, античная Европа своей культурой исткала и сшила прекрасный хитон и гиматий в дар Христу. У философа могла быть только одна философия

http://pravmir.ru/antichnost-odela-hrist...

Конечно, было бы слишком легкомысленно думать, что неприятие о. Александра, его книг и идей со стороны некоторых православных сводится к банальной зависти, тупости, отсталости. Наверное, встречается и это, но говорить про это неинтересно и бесполезно, ибо зависть и тупость были и, увы, будут всегда, и с этим трудно что-либо сделать. Но главное мне видится в другом — в непонимании сути служения о. Александра. Да, несомненно, о. Александр был крупным библеистом. Может быть, не все знают, а я это слышал лично от о. Александра, т. к. был вместе с ним летом 1988 года в Ленинграде (он попросил меня помочь привезти в Ленинградскую Духовную Академию свой «Библиологический словарь» для защиты докторской диссертации), так вот «Словарь» не был допущен к защите, несмотря на доброжелательное отношение Ленинградского митрополита Алексия, будущего Патриарха, под предлогом, что такой труд не мог написать один человек. О. Александр, несомненно, был богословом, философом, историком, выдающимся пастырем и духовным наставником. И в этой сфере, наверно, с чем-то из его богословских суждений можно спорить, что-то не принимать, кому-то могут оказаться неблизкими его пастырские подходы. Это нормально. Но важно всегда помнить. что главным делом жизни о. Александра было — свидетельство о Христе. Все мы знаем слова апостола: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления…» (1 Кор 12:27, 28) . О. Александр имел силу чудодейственную, об этом есть множество свидетельств его духовных чад, мог и исцелять, духовно уж точно, имел дар учительства и пророчества, но главный его дар — это Апостольство. Какова же главная черта апостольского дара? Лучше ап. Павла никто не скажет: «И когда я приходил к вам, братия, приходил к вам возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор 2:2) . Ап. Павел был мужем ученейшим, но всю свою ученость он положил у ног Христа, потому что без Христа она ни на что не годна. Так и о. Александр все свои поистине энциклопедические знания и многообразные таланты использовал только для одного — для проповеди Христа. Его часто спрашивали: «Что для вас важнее: литературный труд или служение в Церкви?» И он отвечал: «Я не разделяю это. Я пишу, чтобы рассказать людям о Христе».

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Кроме Авраама, праведников Ветхого Завета и святых уже нашей эры у нас, скорее всего, есть непосредственные духовные «родители» – люди, которые «родили нас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:15). Люди, которые говорили нам о Христе – устно или письменно, люди, которые заразили нас верой. Для многих наших современников такими «отцами» стали митрополит Антоний Сурожский, отец Александр Мень, К. С. Льюис. Кому-то повезло с духовником, кому-то встретились протестанты и проповедовали Христа. Очень важно отдавать всем этим людям дань почтения, как своих духовным родителям. И при этом помнить: главный и по сути единственный наш духовный отец – Сам Бог. К Отцу Моему и Отцу вашему 17 стихов перечисления земных предков Христа – и тем не менее Иосиф не был подлинным отцом Иисуса, хоть и принял Его. Отцом Христа был Бог («не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф 1:20). С точки зрения догматики Христос – предвечный Сын Божий и Бог. Божество Христа важно для нас потому, что являет величину смирения Бога и Его любви к нам. Воплощение Бога означает, что Бог с нами, рядом, в нашей среде и действует тут же. Но для нас важно и сыновство Христа. Потому что Он делает нас также сынами и дочерьми Божьими. Это ярко видно в Евангелии от Иоанна, когда Христос говорит Марии Магдалине: « Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему » (Ин 20:17). Братьями Иисус здесь называет апостолов. Но мы можем отнести это к каждому христианину, к нам самим в том числе. Апостол Павел говорит, что Христос пришел в этот мир ради того, чтобы мы «получили усыновление». «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа » (Гал 4:4-7).

http://blog.predanie.ru/article/nasha-ob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010