Фон от телевизора — это тоже речь, которая складирует в нас массу такого, что нам не нужно. Это как семечки или чипсы, то, что невозможно жевать постоянно и сохранять здоровый желудочно-кишечный тракт. Один батюшка в начале Великого поста говорил своим прихожанам: «Вы можете есть и пить все, что угодно, хоть яичницу с беконом, но выключите телевизор на семь недель». Речь не о том, что не надо поститься. Но, если выбирать пост умственный или телесный, то, конечно, первое важнее. Если во время поста мы откажемся от телевизора, радио и интернета, это будет намного целительнее для нашего существа. Не требуется полный отказ от телевизора, речь о потреблении информации. Делай, что делаешь, всем своим существом Совет 7. Когда вы ничего не делаете, например, идете к автобусной остановке, ничего другого и не делайте. Или по-другому: когда чем-то заняты, именно это и свершайте. Не отвлекаясь на миллион вещей, будете делать все быстрее и лучше. Это правило применял отец Александр Мень. Он умел мгновенно переключаться: только что говорил с кем-то серьезно и глубоко, а если собеседник отворачивался, батюшка в ту же секунду, не предаваясь меланхолии и сладким мечтаниям, открывал книгу и начинал читать или работал в саду. У него не было никаких пустых моментов. Люди общения и люди присутствия «Ничего не делать» не должно быть, как у молодого поколения: «потупил» за компьютером и телевизором, а день прошел и его уже не будет. Речь о другом: когда надо переместиться из одной точки в другую, не перемалывайте в голове мысли и ничего не планируйте. Позвольте себе просто быть, прочувствуйте свое бытие, посмотрите на небо, деревья, дома, прохожих. Умеем ли мы быть друг с другом? Одно из трех правил хорошего брака звучит так: когда приходишь домой, не болтай по телефону с друзьями/подругами, не сиди в соцсетях. Выключайте телефон, когда находитесь со своими детьми и мужем/женой. Научитесь просто быть и просто присутствовать рядом с другими. Это великое мастерство дает другое качество жизни и напрямую связано с молчанием. Чтобы присутствовать, придется на какое-то время прекратить поток внутренней болтовни. Ценность 30 секунд

http://blog.predanie.ru/article/molchani...

Мейендорф Иоанн, прот. Письмо С. Бычкову//Мера. — Спб., 1993, N. 2, с. 32. Фрагмент из автобиографии о. Александра Меня. Цит. по: Масленникова З. Александр Мень. Жизнь. М., 2001, с. 128. Масленникова З. Александр Мень. Жизнь. М., 2001, с. 96. Экзарх Леонид Федоров. Глава русских католиков восточного обряда//Логос. Брюссель-Москва 1993, 48, сс. 24-25. Илюшенко В. Русский фашизм и религия. “Я верю, что в каждом великом учителе Бог как-то действует... Они все правы — значит, прав и он, сказавший о себе: Я и Отец одно " . — Прот. Александр Мень. Быть христианином. — М., 1994, с. 6. Ярыгин В. В. Как создавалась “астрологическая карта Луганска” — вторая на Украине после киевской//Лугань. ‘Сборник научных трудов, посвященный 200-летию г. Луганска. — Луганск, 1995, с. 177. Один священник недавно рассказывал мне о своем пути в Церковь. У него была верующая бабушка, и он помнит некоторые ее рассказы из Евангелия. Как-то, пересказывая внучку события Страстной недели, бабушка дошла до крика иудеев: “Кровь Его на нас и на детях наших!” Остановилась. Задумалась. И после минуты молчания сказала: “Господи, спасибо Тебе за то, что Ты пришел не к нам, не в Россию. А то ведь позор-то какой на весь мир был бы!” Московские новости. 12.4.1992. Мой любимый “еврейский анекдот” живописует такую сценку. В ешиве один мальчик доказывает другому, что его приходский ребе гораздо благочестивее, нежели наставник его одноклассника. “Представляешь, наш ребе так свят, что каждую субботу разговаривает с самим Господом Богом!” — “Да откуда ты это взял?” – “Мне сам ребе об этом рассказывал!” — “Да врет он все, твой ребе!” — “Ну, ты сам подумай — как может врать человек, который каждую субботу разговаривает с Господом Богом?!” «Один иеромонах разъяснял, что раз убийство о. Александра совершено рано утром по дороге в храм, это означает, что Бог сам остановил мерзкого злодея, чтобы он не служил свою гнусную литургию, а если бы его убили позже, то, значит, за веру. " Диакон всея Руси " Андрей Кураев заявил, что о. Александр " униат, т.е. католик, исповедующий католическую доктрину " , и что " он ушел вовремя " . Значит, о. Меня вовремя убили. Примеры можно продолжать. Они свидетельствуют о давней ненависти, о лжи и клевете, невежестве и зависти, об изменах Евангелию» (Василенко Л. За что ненавидят отца Александра Меня//НГ-религии 13. Сентября 2000). Без комментариев…

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/10/...

[rrrrrr] Как справедливо подметил Экзюпери, “логика приводит туда, где назначаешь ей свидание” (А. де Сент-Экзюпери. Цитадель//Согласие. – М., 1993, с.154). [ssssss] Тем более странна апология о.Александром католического чистилища, что, вопреки и собственно католическим верованиям он полагает, что в чистилище человек может полностью уничтожиться: «Что происходит после смерти с такими людьми, как Гитлер и Сталин – Условно говоря, все то мерзкое, что в них есть, обгорает. Но если этого мерзкого слишком много, то ничего не остается» (прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, с.30). Тут уже полное согласие со «Свидетелями Иеговы» и столь же полное расхождение с православной традицией о, к сожалению, вечных муках… [tttttt] Леонид Василенко, стремясь превознести свого учителя, произносит комплимент, искренне не понимая его двусмысленности: «Священник должен быть харизматом – человеком, которого коснулся Господь, которого Господь призвал и поставил служить вот здесь, в его время и на этом месте. В данном случае это оказалась православная церковь, но могла быть и католическая и любая другая, ибо отец Александр был человеком вселенского сознания» (Василенко Л. И. Слово об отце Александре Мене//Совесть и свобода. Журнал Международной Ассоциации религиозной свободы. 1. М., 1992, с. 49). Очень честно: Мень был служителем православной Церкви лишь по случайности рождения в России, а по своим убеждениям он вполне мог служить «любой другой». [uuuuuu] “Я верю, что в каждом великом учителе Бог как-то действует… Они все правы – значит, прав и он, сказавший о себе: Я и Отец одно " . – Прот. Александр Мень. Быть христианином. – М., 1994, с. 6. [vvvvvv] Один священник недавно рассказывал мне о своем пути в Церковь. У него была верующая бабушка, и он помнит некоторые ее рассказы из Евангелия. Как-то, пересказывая внучку события Страстной недели, бабушка дошла до крика иудеев: “Кровь Его на нас и на детях наших!” Остановилась. Задумалась. И после минуты молчания сказала: “Господи, спасибо Тебе за то, что Ты пришел не к нам, не в Россию. А то ведь позор-то какой на весь мир был бы!”

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

[o7] Как справедливо подметил Экзюпери, “логика приводит туда, где назначаешь ей свидание” (А. де Сент-Экзюпери. Цитадель//Согласие. – М., 1993, с.154). [o8] Тем более странна апология о.Александром католического чистилища, что, вопреки и собственно католическим верованиям он полагает, что в чистилище человек может полностью уничтожиться: «Что происходит после смерти с такими людьми, как Гитлер и Сталин – Условно говоря, все то мерзкое, что в них есть, обгорает. Но если этого мерзкого слишком много, то ничего не остается» (прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, с.30). Тут уже полное согласие со «Свидетелями Иеговы» и столь же полное расхождение с православной традицией о, к сожалению, вечных муках… [o9] Леонид Василенко, стремясь превознести свого учителя, произносит комплимент, искренне не понимая его двусмысленности: «Священник должен быть харизматом – человеком, которого коснулся Господь, которого Господь призвал и поставил служить вот здесь, в его время и на этом месте. В данном случае это оказалась православная церковь, но могла быть и католическая и любая другая, ибо отец Александр был человеком вселенского сознания» (Василенко Л. И. Слово об отце Александре Мене//Совесть и свобода. Журнал Международной Ассоциации религиозной свободы. 1. М., 1992, с. 49). Очень честно: Мень был служителем православной Церкви лишь по случайности рождения в России, а по своим убеждениям он вполне мог служить «любой другой». [p] “Я верю, что в каждом великом учителе Бог как-то действует… Они все правы – значит, прав и он, сказавший о себе: Я и Отец одно”. – Прот. Александр Мень. Быть христианином. – М., 1994, с. 6. [p1] Один священник недавно рассказывал мне о своем пути в Церковь. У него была верующая бабушка, и он помнит некоторые ее рассказы из Евангелия. Как-то, пересказывая внучку события Страстной недели, бабушка дошла до крика иудеев: “Кровь Его на нас и на детях наших!” Остановилась. Задумалась. И после минуты молчания сказала: “Господи, спасибо Тебе за то, что Ты пришел не к нам, не в Россию. А то ведь позор-то какой на весь мир был бы!”

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

«В кабинете отца Александра Меня , – замечает Никита Струве, – висела репродукция иконы святого Иоанна Богослова «Благое молчание», специально заказанной отцом Александром Шмеманом и висевшей в его кабинете в Свято-Владимирской семинарии…» . Разница между ними лучше всего видна в посмертной судьбе их наследия. При всей неоднозначности некоторых текстов и мнений Шмемана, его наследие принято Церковью. Многие его книги еще при жизни были переведены почти на все языки, на которых сегодня говорят православные общины, включая финский и японский. Для Православной церкви в Америке (и отчасти для православных во Франции) отец Александр является одним из «столпов». Вот так говорил о нем на одном из вечеров памяти его друг и соратник Никита Струве: «Многие из здесь присутствующих знали отца Александра, одни – хорошо, другие поверхностно; многие помнят отца Александра – остроумного собеседника, охотно шутившего, иногда жестким словом кого-нибудь высмеивавшего, курящего одну папиросу за другой, смотревшего по телевидению состязания по бейсболу, любившего жизнь во всем ее разнообразии и богатстве, и тем не менее мы можем смело сказать уже сейчас, что этот современник, наш современник, будет, как и Хомяков, рано или поздно назван и признан подлинным учителем Церкви» . В отношении Меня отнюдь нельзя сказать, что его наследие Церковью воспринято, при всей его широкой известности, а также почитании среди духовных чад и множества инославных. Однако это признание в одном случае и непризнание в другом является скорее симптомом иных, более глубоких различий. Наиболее ярко эти различия проявились в отношении к вопросу «православие-инославие». Свою книгу «На пороге Нового Завета» (и соответственно весь шеститомник) отец Александр Мень завершает небольшим послесловием, ставшим, быть может, одним из его наиболее известных и знаковых текстов: «Желание сберечь отечественное наследие будет нередко выливаться во вражду ко всему чужому. Истинным захотят считать только одно из земных воплощений христианства, то есть свое. Разрушая духовное соцветие церквей, вспыхнут распри, соперничества, расколы. Противоположная уравнительная тенденция приведет к попытке умалить или игнорировать неповторимую красоту каждого исторического облика Церкви. В действительности же вселенское христианство подобно горе, опоясанной лесами, кустарниками, лугами и ледниками, которые вместе составляют ее цельное одеяние. Нельзя ждать, что свет Евангелия будет преломляться одинаково. Проходя через толщу различных народов, он станет создавать все новые и новые ландшафты духовности» .

http://pravmir.ru/men-i-shmeman-kak-resh...

Нет, по-моему, там было помягче написано, но тем не менее надо разоблачать. Имени Александра Меня там не было. Главный редактор сделал приписку, что не считает католическую опасность серьезной в настоящее время. Но уже в следующем номере того же «Вече» появилась статья о.Дмитрия Дудко под псевдонимом «Христианин», в которой автор поддержал Шиманова. Интересно, что Шиманов как раз отошел от Дудко под предлогом его связи с католиками. О том, какова была реакция Меня на эту заметку, мне рассказывал священник о. Владимир Бороздин. По его словам, Мень буквально подпрыгивал от негодования, когда говорил обо мне в связи с этой заметкой. Но у меня порвались отношения не только с Менем. Помнится, вернувшись из ссылки в Москву, мне прозвонил Павел Литвинов . Я выложил, что я за «Вече», и после этого последовало молчание, затем мы вежливо распрощались. Но с некоторыми евреями, например Агурским и его двоюродным братом Гореликом, я сохранял добрые отношения при всех несогласиях. Правда, с Агурским тоже прерывались отношения, но уже из-за дамы, против которой он очень грубо выступил, а я - в ее защиту. Видел я Меня после этого только один раз на проводах Агурского (в 74-м году). Столпотворение было такое, что казалось стены пучило от их обилия. Я, увидев Меня, приветствовал его через головы людей. И я сдуру предложил ему встретиться, и он любезно пригласил меня приходить в его храм. Но в храм я не пошел, а пошел к нему в качестве парламентера (в 78-году) Владимир Ибрагимович Прилуцкий, чтобы передать ему наш коллективный сборник по имени «Приглашение к диалогу». Там была одна моя маленькая статья «Похвала Александру Меню». Прилуцкий передал этот сборник, но отвечать, что ни сам Мень, ни его соратники не захотели. Они почувствовали, что спор получился бы не в их пользу и сделали вид, что спорить с таким противником ниже их достоинства. Но этому сборнику предшествовало еще одно обстоятельство, которое как раз и стало главной причиной нашего сборника. Я имею в виду интервью о. Александра Меня, которое он дал корреспонденту нелегального журнала «Евреи в СССР » Шойфеду, которое затем было опубликовано в одном из номеров «Вестника РХД».

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/25/...

На Меня было двойное влияние. С одной стороны отца и родственников (и матери). А с другой стороны он года на два старше меня. Стало быть, на него могла подействовать кампания против космополитов. Я сам это время помню. Среди наших дворовых ребят был один еврейчик, Ботя мы его звали, он очень хорошо играл в шахматы. Помню эпизод: мы ехали на трамвае, втроем, и кто-то из взрослых на него сказал: «жиденок!». На весь вагон. Мы все съежились, нашего товарища оскорбили, но возразить не смогли. Мне это запомнилось. А ему? По-видимому, он не один раз с этим сталкивался. Так что в проеврейскую настроенность Меня несомненную долю внесли и русские антисемиты. Я думаю, что в написании книг Меню помогали (как и митрополиту Ленинг радскому и Ладожскому Иоанну). После убийства Меня ко мне приходили из прокуратуры. Два следователя (это было 94-й год). Когда я предложил им чая, они были потрясены и сказали, что когда мы приходим к знакомым Меня, на нас чуть ли не с кулаками набрасываются: что мы покрываем его убийц, что мы не находим русских шовинистов. А я изложил им свой взгляд на Меня и его убийство. Во-первых, место это очень уголовное. Там много всякой шпаны. И я думаю, что дело это чисто уголовное. Тем более, что после убийства исчез портфель. А если это сознательный убийца, то зачем ему улику с собой утаскивать. Обычно стреляют и тут же наган бросают, а тут позарился на портфель. Это одна версия, наиболее, на мой взгляд, правдоподобная. А вторая версия, что Мень был очень выгоден сионистским силам, пока не началась перестройка. В той атмосфере молчания, которая была в Церкви, все были запуганы, Мень на этом фоне имел возможность говорить и потому еврейству был нужен. Но когда дали заговорить русским православным священникам, его бы быстро разоблачили, а это было совсем не нужно. Им нужен был культ Александра Меня. Для этого его нужно было убить и объявить, что его убили русские шовинисты и консервативные силы в православии. Причем это можно было сделать очень просто. У нас тех же бейтаровцев из Израиля полно.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/25/...

Дело не в том, что все должны закрыть рот, молчать и говорить только священные слова раз в неделю. Важно и полезно слушать самих себя, отдавать отчет в том, что произносим. Тогда можно осознать, что есть много лишних слов, которые можно не говорить, а какие-то и вовсе вредны. Если ответственно относиться к своей речи, то она станет только лучше. Когда начинаешь экономить слова, понимаешь, что можно сказать более коротко и ясно, а оттого сильнее и эффективнее. Мы живем в болтающей цивилизации. У нас нет другой жизни, другого мира. Можно уехать вглубь Алтая или в христианскую деревню, где живут люди, решившие, что мир погряз в грехах, продукция экологически грязная, люди злобные и много шума. Взращивая крошечные зерна внутри себя Наверное, так тоже можно, но это не для всех. Слишком радикальный шаг, на который не каждый решится, к тому же у нас есть друзья, родные, работа. Клеймить и осуждать эту цивилизацию было бы довольно глупо при том, что мы пользуемся всеми ее прекрасными благами. Об этом, в числе правил здоровой жизни человека, замечательно сказал протоиерей Александр Мень : «Мы можем учиться молчанию и выращивать ее крошечные зерна внутри той жизни, в которой существуем». Нас всегда пытаются отформатировать: раньше комсомольская организация, а теперь телевидение, реклама, средства массовой информации. Эти инстанции мягкой лапкой и жестко держат нас в рамках совершенно определенного отношения к жизни и всего остального. Можно быть внутри мира и жить своей жизнью. Один священник привел такой запоминающийся образ: даже если грязь попадает в рану, нарождающиеся здоровые клетки внутри исцеляют ее. Когда нам что-то не нравится, не надо бежать и создавать новую семью, Церковь, страну, цивилизацию. Не получится или будет тот же результат, от которого бежал. Проще остаться и попытаться самому жить здоровой человеческой жизнью. «Говорящее» молчание Молчание, когда человек вслух не произносит, но всем видом демонстрирует, что обижен, нечистое. «Все написано на лице» или «молча хлопнуть дверью» — одна из форм языка без использования слов. Бывает, лучше «козьей мордой» на лице показать то, что думаешь, чем наговорить миллион обидных слов. Но все-таки это не чистое молчание, а речь с использованием другой знаковой системы.

http://blog.predanie.ru/article/molchani...

– Что священник в советские годы мог выбрать для себя: либо писать открытые письма и страдать; либо миссионерствовать, совершать требы вне храма – и тоже страдать? – А я не думаю, что кто-то должен страдать, честно говоря. Я за все годы своего священнослужения ни одного дня и ни одного часа не страдал. Но я твердо убежден, что если я выхожу на амвон и говорю слова «Верую, Господи, и исповедую», а исповедую – значит вслух перед всеми свидетельствую, то я не должен никого обманывать, я должен исповедовать. И мне никогда не хотелось быть миссионером, я никогда в жизни никого никуда не звал, даже свою жену и своих детей. Когда я женился, жена у меня не была крещеной. Ну, не хочет – не надо. Мы прожили три или четыре года в браке, потом она сказала: «Юрка, я хочу креститься». «Ну, хочешь, пойдем к отцу Николаю». Потом через некоторое время она сказала: «Я хочу венчаться», я согласился. Я глубоко убежден, что Церковь – это не полицейский участок, никто никого не должен брать за шиворот и куда-то вести. В Церковь нельзя привести. Но мне кажется, что исповедовать, вслух свидетельствовать обязан каждый человек. Хотя это мое личное мнение, я его никому не навязываю. Я очень люблю трех богословов-каппадокийцев – Василия Великого, его брата Григория Нисского и его близкого друга Григория Богослова (которого Василий Великий сделал на всю жизнь несчастным, но это отдельная тема). Так вот, Григорий Богослов говорил, что молчанием предается Бог. Мне кажется, что мы не должны молчать, а если мы молчим, то мы Господа Бога предаем. Я вообще-то не люблю Аркадия Гайдара, но у него есть такая повесть «Чук и Гек», по-моему. Два мальчишки, Чук и Гек получили телеграмму от папы, шалили, играли, один из них телеграмму эту выкинул в окошко. Побежали – не нашли, пропала телеграмма. Скоро придет домой мама. Ну, если мама спросит, была ли телеграмма, мы ей скажем, а если не спросит – не скажем. Значит, мы врать не будем. Примерно так рассуждает большинство наших современников, в том числе и священнослужителей: если меня не спрашивают о правде, то я сижу тихо и не выступаю. А я каждый раз говорю, что молчанием предается Бог. Если я знаю правду, то я обязан это говорить. Это не значит, что отец Александр Мень, или отец Владимир Рожков, или отец Георгий Кондратьев, или отец Сергий Хохлов, с которыми мы были друзьями в 1960-е годы, что они тоже обязаны говорить то, что тогда говорил я, или то, что говорил и писал отец Николай Эшлиман.

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-ede...

Но полная человечность осознает себя на каждом уровне – от небесного до земного, в отличие от того фрагментарного сознания, которое мы встречаем в окружающем нас мире. Еще во сне есть голос Божий, дающий Иакову обещание о том, что потомство этого странника будет столь же многочисленно, как песок земной, и что в нем и семени его благословятся все народы. У этого обетования есть, как известно, богословский аспект. Но сверх того Иаков получает уверенность в том, что ему отведено надежное место в потоке Замысла Божия, текущем из прошлого в будущее, и в эволюции миров (понимаемой не в узко научном смысле, но как глубинное раскрытие Божественной цели). 3. Сновидец и сон «Молчание. Изгнание. Хитроумие» – вот путь странника, такого как Иаков... В некоторой мере, это путь всех, кто способен меняться. Именно таким людям, когда они ложатся «там, где начинаются все лестницы», дается видение полной человечности, совершенной в Сыне Человеческом, но, в то же время отображенной в жизни каждого человека. Это видение циркуляции Высшего и Низшего, Прошлого и Будущего, поскольку голос на вершине лестницы определяет место Иакова во Времени. ... Иаков – это трикстер-трюкач, в решающий момент пришедший к смирению, его видение – это Изумрудная Скрижаль Гермеса Трисмегиста («то что вверху, подобно тому, что внизу»), настолько захватившая умы во времена Ренессанса, что Гермес был изображен рядом с Моисеем на мозаичном полу Сиенского Собора 6 . Но ко всему этому добавляется еще измерение циркуляции и Времени. И мы видим, как в Иакове и лестнице статический платонический или неоплатонический образ приводится в движение, а странник, чужак и трикстер, которого Бог любит так же, как отец любил блудного сына, обретает искупление. Можно сказать, что в истории всегда существуют пары – стяжатель и нестяжатель, пророк и священник, ученый и юродивый, и так далее. Как сказал отец Александр Мень, есть Зосима, а есть Ферапонт. Здесь для каждого находится место – для Исава, так же как и для Иакова, для старшего сына, так же как и для блудного. Но создается впечатление, что Бог дает сны, подобные этому – о лестнице, тем, кто странствовал в бедности и распростерт в смирении... «там, откуда начинаются все лестницы». Дух говорит всем церквам, но может быть, более полно – Церкви странствующей...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/son-ia...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010