Без сомнения, прямая и косвенная цель всех чудес Спасителя – это спасение человека от греха, смерти и диавола. Это спасение совершает спасительная Богочеловеческая сила, всемогуще действующая из Личности Богочеловека; и еще: постоянно и всемогуще действующая и чудотворящая в Его Богочеловеческом Теле – в Церкви. Спасение человека и мира представляет собой и есть бесконечное чудо непрерывного действования Богочеловека в мире – чудо, к которому Спаситель приступил во время Своей жизни на земле и которое непрестанно совершает в Своем Богочеловеческом Теле, в Церкви. Ясно, что Богочеловек чудодействует спасение Своей Богочеловеческой силой. Источник этой силы – Его вечное Божество. А человек, человечество и видимая природа суть поприща, на которых действует эта чудотворная сила. Своими чудесами Спаситель показал, что человеческое естество – это нива для сверхъестественного, почва для семени Божественных истин. Небесный Сеятель, Господь Иисус, сеет по полю человеческого естества семя сверхъестественных Божественных истин, истин вечных и небесных. И через посредство спасенных, обогочеловеченных людей небо завоевывает землю, сверхъестественное становится естественным. Небесное горчичное зерно Божией истины, посеянное в человеческом естестве, возрастает в великое дерево, если человек питает его соками своего богоподобного бытия и христолюбивой деятельности. Спасительные чудеса Господа Иисуса были столь очевидными, столь реальными, столь несомненными, что никто из очевидцев и современников их не отрицал. Лишь некоторые злобные книжники и фарисеи приписывали их действию нечистых сил (см. Мф.12:24 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 ; Мф.9:34 ). Но всю бессмысленность этого обнаруживает Сам Спаситель, удостоверив, что Божиим Духом изгоняет Он бесов (см. Мф.12:28–35 ; Мк.3:23–30 ; Лк.11:18–20 ). Народ, очевидец чудес Спасителя, говорил: «Никогда не бывало такого явления в Израиле» ( Мф.9:33 ). Святой Евангелист пишет: «Весь народ радовался о всех славных делах Его» ( Лк.13:17 ). Слепой от рождения, исцеленный Спасителем и даже не знавший Господа Иисуса, говорит фарисеям: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» ( Ин.9:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Догматическое богословие относит святость к катафатическим 5 свойствам Божиим. Это означает, что «Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре», и что «так как Он чист от греха и не может согрешить, то Он любит в тварях добро и ненавидит зло» 6 , «святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенное с чистотой от греха» 7 . Поэтому уже в ветхозаветном откровении внешнее выделение чего-то для посвящения Богу имело глубокий духовно-нравственный смысл и ставилось в тесную связь со святостью Бога, абсолютно чуждого всякого греха, обладающего всецелой полнотой нравственного совершенства. Достижение святости, как приобщения к святости Божией, было неоднократно объявлено задачей для каждого человека: «будьте святы, ибо Я свят» ( Лев.11:44 , см. также Лев.11:45;19:2;20:7;20:26 ) и подразумевало не просто отделенность от других народов, но стремление к нравственному совершенству 8 . Именно в этом состоял смысл многочисленных ритуальных предписаний, которые сами по себе не делали человека праведным и святым и не были угодны Богу, о чем неустанного говорили пророки 9 . Напоминанием о том, что для святости недостаточно жертв и приношений, что она имеет гораздо более высокое содержание и неотделима от требований нравственной чистоты, правды, милосердия и любви, пророки возвещали грядущую полноту новозаветной святости. В Новом Завете слово «святой» усвояется непосредственно Богу ( Лк.1:49 ; Ин.17:11 и др.). Более 100 раз встречается упоминание о Святом Духе ( Мф.1:18 ; Мк.13:11 ; Лк.1:15 ; Ин.7:39 и др.), святым назван Господь Иисус Христос ( Мк.1:24 ; Лк.1:35 ; Деян.3:14 и др.). Слово «святые» часто, особенно в посланиях апостола Павла, употребляется и по отношению ко всем вообще христианам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.1:7 ); «всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах» ( Флп.1:1 ); «находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» ( Еф.1:1 ) и пр. Именование христиан святыми имеет отчасти ветхозаветный оттенок и означает «выделенные на служение Богу». Но Искупление дает этому названию и более глубокое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все апостолы, кроме возлюбленного ученика (см.: Ин.19:26 ), оставили своего Учителя, и теперь они от других узнают о последних днях Его жизни, – как Он терпел поругания, как страдал, как взывал среди ужасных крестных мучений к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (см.: Мф.27:46 ). Эти рассказы раздирали их душу тоскливыми недоумениями: «Кто же был Он? Мы видели Его дивные, говорившие о Божественном всемогуществе, чудеса, слышали Его, исполненное неведомой силой и неизъяснимой любовью, слово, – и вот Его победили враги, и даже Бог, Которого Он называл Своим Отцом, Его оставил! Он умер позорною смертью на кресте, а мы надеялись, было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (см.: Лк.24:1 ). Горько плакал апостол Петр, отрекшийся от Того, Кого обещал любить до смерти (см.: Мк.14:27, 29–31; 66–72 ). Но несравненно более горькие слезы проливала Матерь Господа: душу Ее прошло острое оружие (см.: Лк.2:35 ) и из переполненного скорбью сердца вырывались неутешные сетования: «Где, Сын и Бог Мой, благовещение, сказанное Мне Гавриилом? Он называл Тебя Царем, Сыном и Богом вышним, и теперь Я вижу Тебя, сладкий Мой свет, обнаженным и изъязвленным мертвецом». «Вот свет Мой, надежда, жизнь и Бог Мой угас на кресте. Отныне радость никогда не прикоснется ко Мне, – зашли во гроб Моя радость и свет; но не оставлю Его... – здесь же умру и погребусь с Ним!» Внимая воплям и стенаниям Своей Матери, Богочеловек таинственно вещал Ее сердцу из гроба: «О, как утаилась от Тебя бездна щедрот?! ибо хотя спасти Мою тварь, Я изволил умереть, но, как Бог неба и земли, Я воскресну и Тебя возвеличу» 88 . Так одни с тоскою, а другие с злорадством взирали на молчаливый, запечатанный и окруженный стражею гроб Искупителя. Но от мира сокрыто было, что происходило в это время за дверями живоносного гроба. Здесь покоилось только Пречистое Тело Господа; обоженною душей Своею Он сошел в бездну (см.: Рим.10:7 ); в самую твердыню исконного человекоубийцы (см.: Ин.8:44 ), где от века томились души земнородных, лишенных за грех прародительский райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мк.1:26 . «Сотрясши его» и пр.: все еще злой, хотя и принужденный повиноваться, понуждаемый чуждой силой, а не собственным произволением, дух нечистый, в последний раз нанося возможное зло одержимому им человеку, хотя без всякого существенного вреда ему ( Лк.4:35 ), и повинуясь божественному слову Господа, оставляет человека. – «Вскричав»: выражение злобы и бессилия противиться высшей нудящей силе. «Бес мечет и сотрясает одержимого им, чтобы очевидцы, видя от какого бедствия избавляется этот человек, ради чуда уверовали» (Феофилакт). Мк.1:27–28 . «Ужаснулись»: изгнание злого духа привело свидетелей этого события в ужас и недоумение. Они видели явное чудо: одним словом, без всяких заклинаний, одной Своей властью Господь изгнал демона, – это было нечто новое для них, конечно неожиданное и ужасное по страху перед этой всемогущей силой над темной силой темного духа. – «Что это?» Естественное выражение удивления. – «Что это за новое учение» и пр.? По явлению необычайной и новой для них силы над духом нечистым, свидетели чуда заключали, что обладающий этой силой обладает и новым учением, имеет и новое откровение, которое и свидетельствуется, как истинное, новыми необычайными делами или чудесами. – «По всей окрестности в Галилее»: по смыслу греческой речи – не в галилейских только окрестностях Капернаума, где совершилось чудо, но по всей окрестности Галилеи, т. е. по всем странам, окружающим Галилею, или, как говорит ев. Матфей, по всей Сирии (см. прим. к Мф.4:24 ). Мк.1:29–31 . «Вскоре»: ев. Матфей относит это событие к позднейшему несколько времени. Надобно заметить вообще, что евангелисты не всегда точно следуют хронологическому порядку в рассказах, а по своим особенным целям и намерениям иногда переставляют их, отчего и происходит трудность точно хронологически расположить частные события евангельской истории. От этого, впрочем, нисколько не страждет достоверность их повествований о таковых событиях, особенно когда мы видим, что о них рассказывается у них нередко почти одинаковыми словами. – «В дом Симона (Петра) «и Андрея» – родных братьев ( Ин.1:40 ) из Вифсаиды ( Ин.1:44 ), у которых был собственный дом и в Капернауме. – «С Иаковом и Иоанном», т. е. в сопровождении и этих двух братьев, только что призванных к апостольству. Об исцелении тещи Симоновой см. Мф.8и дал. и примечания к этим стихам. Разности сказаний – лишь в словах, а не в общем описании события.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 20 20:1–31 В этой главе после описания пустой гробницы (ст. 1–8) сообщается о явлениях Иисуса Марии Магдалине (ст. 9–18), ученикам (ст. 19–23) и Фоме (ст. 24–31). Рассказы четырех Евангелий о явлениях Иисуса после воскресения дополняют друг друга и согласуются с Деян. 1,3–8 и 1Кор. 15,5–8 . Всего в Новом Завете говорится о двенадцати явлениях Иисуса: шесть из них имели место в Иерусалиме, четыре в Галилее, одно на Масличной горе и одно на дороге в Дамаск. 20 когда было еще темно. Здесь не обязательно видеть противоречие с Мк. 16,2 («при восходе солнца»). Иоанн мог иметь в виду время, когда Мария вышла из дома, а Марк когда подошла к гробнице. Возможно также, что Мария оказалась у гробницы раньше, чем другие женщины, о которых пишет Марк. 20 к Симону Петру и к другому ученику. К Петру и Иоанну (см. ком. к 13,23). не знаем. Подразумеваемое здесь местоимение «мы» указывает на то, что Мария Магдалина была вместе с другими женщинами, как об этом говорится и в синоптических Евангелиях. Это были те самые женщины, которые стояли у подножия креста. где положили Его. Ни Мария, ни ученики не ожидали воскресения Иисуса, несмотря на все то, что Он говорил им ранее (ср. ст. 9). 20:5–8 Увидел лежащие пелены. Иоанну было достаточно одного беглого взгляда, чтобы убедиться в том, что внутренний порядок в гробнице не нарушен, а затем вместе с Петром они осмотрели гробницу более тщательно. Погребальные одежды были в полном порядке (ст. 7). Если бы кто-то вломился в гробницу и похитил тело, то льняные пелены там бы не остались, а плат, скорее всего, был бы отброшен в сторону, а не лежал «особо свитый на другом месте». 20 они еще не знали из Писания. Позднее, после объяснений Иисуса, ученики поняли, что Его воскресение было необходимым исполнением пророчеств ( Лк. 24,26.27.44–47 ; Деян. 2,25–32; 13,35–37 ). Ясно, что они не ожидали воскресения и не пытались инсценировать его, чтобы с помощью обмана подкрепить свои предвзятые теории. См. статью «Воскресение Иисуса». 20 двух Ангелов, в белом. В этом месте данные четырех Евангелий несколько расходятся: в Мф. 28,2 сообщается об одном ангеле, в Мк. 16,5 об одном юноше, а в Лк. 24,4 о двух мужах, которые тоже названы «ангелами» (24,23). Здесь не обязательно видеть противоречия, поскольку ангелы могли иметь человеческий облик, а один из них мог быть особо выделен, может быть, по той причине, что говорил лишь он один. Виденное Марией могло отличаться от того, что видели другие женщины, потому что она оставалась одна в гробнице, после того как Петр и Иоанн ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Е. Верещагин Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:19-21 ; см. также Мф.12:46-50 ; Мк.3:32-35 ). Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти. Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» ( Гал.1:19 ). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66-м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти». Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса. Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду. Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» ( Мк.6:2-4 ; см. также Мф.13:54-57 ; Лк.4:22-24 ; Ин.4:44 ).

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

2) Вторая причина гораздо проще и, наверное, убедительней. Спаситель Сам открыл нам, что Ветхий Завет полон иносказаний. По пути в Еммаус Он говорил ученикам, что они должны бы знать из Писания, как придет к славе Помазанник Божий, и объяснил им «от Моисея» (то есть с самого начала, от Пятикнижия) все, что сказано о Нем (см. Лк 24:25–27). Он прямо отождествил Себя с лицом, неоднократно упомянутым в Библии, и отнес к Себе многие тексты, в которых современные ученые такой связи не видят. По всей вероятности, делал Он это и тогда, когда предсказывал Свои Страсти. Он признавал, нет, Он утверждал, что именно о Нем говорится иносказательно в Писании. Мы не знаем (во всяком случае, я не знаю), какие именно эти места. Одно из них, по крайней мере, мы можем назвать точно. Когда эфиопский евнух встретил Филиппа (Деян 8:27–38), он читал главу 53 Исайи и не знал, о себе или о ком ином говорит в ней пророк. Филипп в ответ рассказал ему о Христе. Другими словами, он сказал, что Исайя говорит о Нем. Можно не сомневаться, что Филипп знал это точно. (Наши предки думали, что Исайя сознательно предвидел страдания Христа. Наши ученые скажут, что сознательно он имел в виду свой народ. По-моему, разница эта не имеет значения.) Кроме того, из слов на Кресте (Мк 15:34) можно вывести с уверенностью, что Христос отождествлял Себя со страдальцем из 21 псалма. В сцене, описанной у Марка (12:35–37), Он отождествляет Себя с «Господом моим» из псалма 109, показывая, что лишь тайна Воплощения придает смысл его первому стиху. Слова из 90 псалма об ангелах-хранителях в Евангелии от Матфея (4:6) Он тоже относит к Себе, и мы вправе не сомневаться, что так оно и было, ибо только Он один мог рассказать ученикам об искушении в пустыне. Относит Он к Себе и текст из 117 псалма (стих 22) о камне, отвергнутом строителями (Мк 12:10). В Деяниях (2:27) текст «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10) воспринимается как пророчество о Воскресении, и, должно быть, апостолы слышали это от Него. Все же первые христиане были ближе и к букве, и к духу Его слов, чем самые ученые (я не говорю — «самые святые») наши современники. А в сущности, в словах Его и нет никакой «буквы». Читая Евангелия, буквалист не сведет концы с концами и не построит системы. Только сеть широкая, как сердце, и тонкая, как милосердие, удержит Того, Чьим знаком была рыба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Кто имеет уши слышать, да слышит! И другое бывает с нами: казалось бы, мы веруем и хотим и поисповедоваться, и причаститься, а мысли мешают, навевают разные сомнения. Что же делать, как быть? Вспомним тогда несчастного отца несчастного сына и его молитву со слезами и скажем и о себе: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ). И потом – да не смущается сердце наше – со страхом Божиим и верою приступим ко Святой Чаше. Аминь. Притча о должниках. (Мф. 18:23–35) Неделя 11-я по Пятидесятнице Как хотелось бы, чтобы жизнь наша была лучше, счастливее, мирнее! А мы растерялись, не знаем, на чем строить жизнь, чем руководствоваться. Бросаемся в разные стороны, ищем особых наставников и учителей, забывая об одном истинном Наставнике и Учителе. Редко-редко когда обратимся к Нему за советом. Редко-редко когда, узнав волю Его, поступим по Его совету. А сколько у Него простоты, ясности! Сколько советов на все случаи жизни! Вот и сегодняшняя притча. Кто из нас ее услышал, кто из нас принял ее в сердце для жизни? Один человек был очень много должен царю. Царь его призвал и потребовал отдачи долга. Но денег не было. Тогда царь приказал продать за долг все, что имел должник – и его самого, и жену, и детей. Несчастный упал на колени перед царем и просил о помиловании, обещая все возвратить со временем. Царь сжалился и простил весь долг. Человек вышел от царя и по дороге встретил своего приятеля, который был ему должен ничтожную сумму. Он начал требовать возврата долга, схватил бедняка и, несмотря на его мольбы подождать и обещание со временем отдать долг, засадил его в тюрьму. Об этом узнал царь и велел посадить жестокого человека в тюрьму за то, что тот не простил бедняку. Притча эта понятна Царь – это Бог, должник – это человек, который ежечасно согрешает против Господа. Господь милосерден к нам и прощает наши грехи. А мы? Прощаем ли нашим обидчикам? Не храним ли в себе злобы? Не носим ли ее годами? И нося ее, иногда даже дерзаем подходить к Святой Чаше. «Я вам никогда не прощу» – иногда приходится слышать. Эго страшное чувство. И страшно оно не столько для человека, к которому оно обращено, сколько для того, кто его переживает. Почему же мы не поступаем по словам Господа и Учителя нашего? Чего мы хотим? Потому что поступаем по своей воле, хотим своей воли. Как же мы молимся: «Да будет воля Твоя»? Как же мы произносим: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим»? (См.: Лк. 11, 2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Лк.21:25 .  И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; Лк.21:26 .  люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, Лк.21:27 .  и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Лк.21:28 .  Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. Лк.21:29 .  И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: Лк.21:30 .  когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Лк.21:31 .  Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Лк.21:32 .  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; Лк.21:33 .  небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Второе пришествие будет предварено особыми знамениями, о которых евангелист Лука говорит, более приближаясь к Евангелию Марка (см. Мк.13:24–31 ). «Знамения в солнце» (стих 25; см. Мк.13:24 ). «Уныние народов и недоумение» – точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и волн (шум моря и возмущение его – это именно и есть то, перед чем люди будут стоять в безнадежном состоянии духа, συνοχ θνν ν πορ). «Издыхать от страха» (стих 26). Так как изображение идет все более и более сильным темпом, то здесь нужно видеть не простое бессилие, а прямо испускание последнего дыхания людьми. «Ибо силы небесные поколеблются». В этом и будет причина необычайного шума моря и других смятений в мире. «Избавление ваше» (стих 28) – то же, что «отмщение за избранных» ( Лк.18:7 ). Начнется суд над злодеями и прославление страдальцев за имя Христа. Лк.21:34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, Лк.21:35 .  ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; Лк.21:36 .  итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Блаженны рабы те...». Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. «Во вторую стражу, и в третью стражу». В первую стражу, т.е. в начале ночи несколько рабов могли и так не спать, убирая кое-что по дому. Но не спать во вторую и третью стражу – это значило уже бодрствовать намеренно. Здесь евангелист Лука держится древнего иудейского деления ночи на три части, или стражи, Марк в Мк.13:35 держится позднейшего, римского, деления ночи на четыре стражи. «Вы знаете, что если бы ведал...» (см. Мф.24:43–44 ). Лк.12:41 .  Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Лк.12:42 .  Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Лк.12:43 .  Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Лк.12:44 .  Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Лк.12:45 .  Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – Лк.12:46 .  то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Лк.12:47 .  Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; Лк.12:48 .  а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. О вопросе апостола Петра сообщает только один евангелист Лука. Петр недоумевает относительно притчи о рабах, ожидающих господина, – к одним ли апостолам она относится или же ко всем верующим. В ответ Петру Господь говорит притчу, которая приведена и у Матфея ( Мф.24:45–51 ). Если же у Матфея упоминается о «рабе», а здесь о «домоправителе», то, очевидно, это не противоречие, так как на Востоке домоправители большей частью брались из рабов. Затем в 46-м стихе евангелист Лука говорит, что участь раба будет такая, какую имеют вообще люди неверные, а Матфей ( Мф.24:51 ) вместо слова «неверные» употребляет – «лицемеры». Стихи 47–48 представляют собой дополнение, сделанное евангелистом Лукой. Раб, знавший все, чего желает его господин, и все же не приготовивший что нужно, будет наказан тяжко. Не знавший же воли господина будет не так наказан в случае неисполнения этой воли, но все же будет наказан за то, что «сделал достойное наказания» (а что именно – Господь не говорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010