23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

—18— черты, которые в той или другой степени свойственны русским, в частности Московским, текстам его времени» т. е. XIV в. 44 . Русского в составителе чудовской рукописи слависты, быть может (говорил так, потому что не принадлежим к ним), узнают по следующим выражениям: Мф.3:4 : кожанъ вм. усньтъ, усмнъ, зненъ; Мф.3:12 : очстить; Мф.5:4 : свит; Мф.5:41 : верст вм. попьрище; Мф.6:11 и др.: жд вм. идеже; Мф.7:23 : никогда; Мф.9:35 : погосты; Мф.12:19 : на площадехъ вм. на распутьихъ, в др. стъгны; Мф.14:53–54 : туда – Мф.15:23 : слова вм. словесе; Мф.18:6 : шии вм. выи; Мф.22:28 : чь вм. котераго; Мф.24:45 : надъ челдью; Мф.24:49 : работникы вм. клеврети, подругы; Мф.27:38 : левую вм. шуюю; Мф.27:56 : марь; Мф.27:60 : великъ вм. велии; Мф.28:5 : прослу вм. промчес или пронесес; Мк.1:26 : вм. възпивъ; Мк.2:23 : рвуще вм. въстъргающ; Мк.3:11 : духи вм. дуси; Мк.5:5 : всегда вм. въину или присно – крича; Мк.5:34 : спсла вм. спсе; Мк.5:29 : погребоша вм. положиша; Мк.8:1 : премногу вм. зло многу; Мк.13:36 : но не что (вм. ако) азъ хощю, но что (вм. еже] ты; Лк.2:2 : опись вм. написание; Лк.5:2 : полоскаху вм. плака( а) ху; Лк.5:19 : куда; Лк.6:1 : рваху; Лк.6:3 : не лз есть; Лк.6:9 : что лз есть; Лк.9:3 : мошна вм. пиры; Лк.10:13 : древле бы покалис вм. древле убо покалис быш; Лк.14:21 : умца вм. стегны; Лк.14:23 : оплоты вм. халугы; Лк.14:29 : повеселюс; Лк.16:1 : обажен; Лк.18:39 : мнозем боле вм. паче зелο или излиха или множае; Лк.19:7 : вшелъ вм. вниде; Лк.19:15 далъ; Лк.23:28 : не по мне; Лк.24:32 : не сердце и наше – въ насъ вм. наю – въ наю, и вообще избежание двойственного числа; Ин. 2:1 : мрьнны; Ин.11:2 : марь; Ин.21:2 : зеведеовичи; Деян.9:11 : ( иди) на улицю зовомую правую и поищи вм. въ стгны или на путь – нарицамыи – вьзищи; Деян.12:11 : в тоже врем вм. въ оно же время или въ врем же оно, в оны дни; Деян.21:29 : вводилъ вм. въвелъ есть, велъ сть; Деян.28:23 : гостинницю вм. древн. обитль, битанние, биталницю, поздн. и тепер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В таинстве брака верующие получают благодать, освящающую супружество и рождение и воспитание детей. Еф. 5 :22–27, 31–32; 1Кор. 7 :39; Ин. 2 :1–11; 1Кор. 7 :2–17, 25–28. О храме , как месте молитвы и особого присутствия Божия. Исх. 25 :1, 8–9; Чит. гл. 25 – 27 и 30 ; 1Пар. 28 :11–19; 3Цар. 8 :12–13, 17–19, 9 :3; Ин. 2 :13–17; Мк. 11 :17; Мф. 23 :21; Ин. 7 :14, 28, 10 :23; Мф. 26 :55; Лк. 19 :47, 22 :53; Лк. 24 :53; Деян. 2 :46; Чит. гл. 3 и 4 ; Деян. 24 :11–12, 22 :17–21, 11 :26; Кор. 11 :18, 22, 14 :34–35; Откр. 11 :1, 19, 15 :5–8 4 :2–11; 2Фес. 2 :1–4; Пс. 131 :13–14. О почитании св. икон . Исх. 25 :1, 18, 19–22, 26 :1, 31; 3Цар. 6 :23–29, 32, 8 :10–11, 9 :3; Числ. 20 :6; Нав. 7 :6; 2Цар. 6 :14, 12 :20; Пс. 5 :8; 3Цар. 8 :12–53, 9 :3; 1Пар. 28 :2; Пс. 79 :2; Ин. 2 :13–17; Мк. 11 :11, 15–17; Ис. 6 :1–5; Дан. 7 :9–14; Ин. 14 :9; Лк. 3 :22; Откр. 5 :6; Пс. 137 :1–2; Пс. 16 :15; Пс. 94 :6. О почитании св. Креста . Ин. 3 :14, 12 :32; Лк. 12 :50; Гал. 6 :14; 1Кор. 1 :23; 1Кор. 2 :2, 1 :18; Рим. 1 :16; Евр. 13 :13: Еф. 2 :13–16; Мф. 24 :30; Откр. 7 :2–3, 9 :4; Флп. 3 :18; Пс. 21 :2, 9, 18–19; Мф. 27 :35, 39, 4, 49; Лк. 23 :35; Ис. 9 :6, 53 :4–12; Мф. 20 :19; 26 :63, 27 :12; Быт. 48 :13–14; Ис. 60 :13; Пс. 98 :5; Пс. 131 :7. О почитании св. мощей . 4Цар. 13 :21; Сир. 48 :13–14; Пс. 33 :21; Пс. 115 :6; Прем. 2 :23–24; 1Кор. 15 :53; 2Кор. 4 :10–11; Мф. 27 :53; 2Тим. 1 :8–10; Мф. 9 :21, 14 :36; Деян. 19 :12; Деян. 5 :12, 15. О почитании св. угодников . Сир. 44 :14; Ин. 5 :10–11; Евр. 13 :7; Откр. 3 :7–9; 4Цар. 2 :15; Тов. 12 :15–16; Быт. 19 :1–2; Нав. 5 :13–15; Числ. 22 :81; 1Пар. 21 :16; Пс. 149 :9; Иов. 5 :1. О молитвенном ходатайстве св. угодников . 1Петр. 3 :12; Пс. 33 :16–17; Быт. 20 :6–7; Иов. 42 :7–9; Исх. 8 :8–13, 28–29; 1Цар. 7 :8, 12 :19–23; Ис. 37 :4; Иер. 37 :3; Деян. 8 :24; Быт. 20 :17; Прем. 18 :21; Иак. 5 :16–18; 2Петр. 1 :13–15; Лк. 20 :38; Рим. 14 :8–9; 2Макк. 15 :12–14; Зах. 4 :12–14; Откр. 11 :3–4; Откр. 8 :3–4; Вар. 3 :4; Исх. 32 :11–14; Зах. 1 :12–13. О молитве за умерших . 1Тим. 2 :1; Иак. 5 :16; Лк. 20 :38; Еф. 6 :18; Вар. 3 :4–5; Сир. 7 :36; Иер. 16 :7; Тов. 4 :17; 2Макк. 12 :39; 2Цар. 1 :2, 3 :31–35; 1Цар. 2 :6; Мф. 12 :31–32; 1Петр. 3 :18–20, 4 :6; Откр. 1 :18.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Много вели свети Кирил истинитих сведочанстава о Божанству Господа Христа. Отац сведочи с неба о Сину ( Мф.3:17, 17:5 ); сведочи Дух Свети телесно (σωματικως) у облику голуба ( Лк.3:22 ); сведочи архангел Гаврил благу вест ( Лк.1:27–38 ); сведочи Дева Богородица ( Лк.1:27–38 ); сведочи блажено место ( Лк.2:7 ); сведочи Египат примио Владику док био дете по телу ( Мф.2:14 ); сведочи Симеон Га узео у и рекао: Сада отпушташ с миром слугу свога, Господе, по речи видеше очи си уготивио пред лицем ( Лк.2:29–31 ); сведочи за и пророчица Ана, веома побожна испосница и подвижница ( Лк.2:36–38 ); сведочи ( Ин.1:15, 32:34 ), пророцима, првак Новога Завета, на неки начин у себи оба Завета, Стари и Нови; сведочи река ( Мф.3:13 ); сведочи море ( Ин.6:1 ); сведоче слепци, сведоче хроми, сведоче васкрснути мртваци ( Мф.11:5 ); сведоче демони Шта теби до нас, Исусе? Знамо те ко си, светац ( Мк.1:24 ); сведоче ветрови су на заповест ( Мф.8:26–27 ); сведоче пет хлебова су умножени за пет ( Мф.14:16–21 ); сведочи свето дрво крста, до дана гледамо у средний, и одавде испунило скоро сву оних са вером yзuмajy од частице; сведочи она палма у долини гранчицама снабдела децу када су Господа поздравила ( Ин.12:13 ); сведочи ( Мф.26:36 ) као да разумним сведочи ова света Голгота се диже над нама ( Мф.27:33 ); сведочи пресвети Гроб и камен досада лежи тамо ( Мф.27:60 ); сведочи сунце сада а се помрачило у време ( Лк.23:45 ); сведочи тама би тада од шестога сата до деветога ( Мф.28:45 ); сведочи светлост од деветога сата до вечера; сведочи света Маслинска гора са се Он узнео Оцу ( Деян.1:12 ); сведоче кишоносни облаци су однели Господа из Апостола ( Деян.1:9 ); сведоче небеска врата су примила Господа, о говори псалмопевац: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидетъ Царь славы ( Пс.23:7 ); сведоче бивши од блажени Павле за кратко време био а затим Му дуго времена служио; сведоче дванаест Апостола су проповедали истину не само речима него и и сведочи Петрова сенка силом Христовом болесне ( Деян.5:15 ); сведоче запрегаче и су силом Христовом тада Павла ( Деян.19:12 ); сведоче и Готи и сви незнабошци, за онога кога нису видели телесним очима; сведоче демони до дана изгоне верни 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

О Законе Духовном, гл. 4. 23 Гал.2:16 . Подтверждают это требование все Евангелисты. 24 Лк.14:26 . 25 Гал.5:4 . 26 Гал.2:21 . 27 Ин.9:41 . 28 Мф.9:13 . 29 Флп.3:4-9 . 30 Гал.2:17 . 31 Рим.3:20-24 . 32 Святой Петр Дамаскин . Книга 1, статья 2.//.Добротолюбие, ч.3. 33 Келейные письма, том 15, письмо 73. 34 Келейные письма, том 15, письмо 70. 35 Келейные письма, том 15, письмо 11. 36 Требник, последование исповеди. 37 Евр.11:6 . 38 Мк.16:16 . 39 1 Пет.1:15, 14 . 40 Мф.3:2 . 41 Мф.4:17 . 42 Мф.10:7 . 43 Тит.3:5 . 44 Ин.3:3, 5 . 45 Ис.9:6 . 46 Ин.1:12, 13 . 47 Прп. авва Дорофей , Поучение 1. 48 Евр.2:1 . 49 Ин.15:10, 6 . 50 “Смеси с нами Себе, и возмеси тело Свое в нас”. Эти слова св. Иоанна Златоуста приводят святые Ксанфопулы в 92 главе своего сочинения о безмолвии и молитве. Доброт., ч. 2. 51 Ин.6:56, 54, 53 . 52 Лк.17:37 . 53 Требник, последование исповеди. 54 Лествица, слово 4, гл. 53. 55 Мф.19:17 . 56 Ин.8:44 . 57 Обличениями Господом злочестия иудеев наполнены страницы Евангелия, особенно 23 глава от Матфея и 8 глава от Иоанна. 58 Лк.19:10 . 59 Мф.7:23 . 60 Мф.19:20, 21 . Мк.10:21 . 61 Фил.3:15 . 62 Фил.3:20, 12 . 63 Пс.46:10 . Лествицы Слово 29, гл. 5. 64 Фил.3:20 . 65 2 Цар.23:2 . 66 Пс.83:2, 3 . 67 Пс.41:2, 3 . 68 Пс.119:5 . 69 Фил.1:21, 23 . 70 Слово 85. 71 Беседа 8, гл. 4, 5. 72 Фил.3:12, 13 . 73 Ин.14:32 . 74 Лук.14:33 . 75 Мф.6:31-33 . 76 2 Кор.6:4-10 . 77 Мф.19:27 . 78 Деян.4:34 . 79 Житие великомученика Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и др. 80 Histoire du Christianisme par Fleury, Livre V, chap. XVII. 81 Флп.1:29 . 82 Мк.8:34 . 83 Евр.12:6-9 . 84 1 Пет.4:12-19 . По русскому переводу издания 1822 г. 85 2 Кор.12:10 . 86 1 Пет.5:7 . 87 Икв.1:2. 88 Иов. 1. 21; 2, 10 . 89 1 Сол.5:18 . 90 Притч.13:25 . 91 Деян.5:21 . 92 Добротолюбие, ч. 3, книга 1, статьи под заглавием “Яко без смиренномудрия невозможно спастись”. 93 Ин.15:18, 19 . 94 Ин.16:33 . 95 1 Кор.10:13 . 96 Пс.33:20, 21 . 97 1 Кор.9:27 . 98 1 Петр.4:1 . 99 Гал.5:24 . 100 1 Тим.5:5, 6 . 101 Гал.6:8 .

http://azbyka.ru/apokalipsis/ignatij-bry...

9  ср.: Откр.12:9 и 12; 1Пет.5:8 . 10  см.: Лк.13:11–16 ; Мф.8:28 ; Мк.5:4 ; Мф.17:15 . 11  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 67. 12  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 257. 13  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 67–68. 14  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 620–621. 15   Ин.3:15 . 16   Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. — Сергиев Посад, 1904. — С. 80. 17  Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: в 6 т. 3е изд. Т. 5. — СПб., 1905. — С. 315. 18  Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина . — М. 1892. — С. 446. 19  Добротолюбие. Т. 1. — М. 1905. — С. 348. 20  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 253. 21  Там же. С. 254. 22  Добротолюбие. Т. 3. — М. 1905. — С. 211. 23  Добротолюбие. Т. 5. — М. 1905. — С.212. 24  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 26–27. 25  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 685. 26  Добротолюбие. Т. 3. — М. 1905. — С. 99. 27  Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина . — М. 1892. — С. 446. 28   Ин.8:44 . 29   Еф.6:11–12 . 30   Лк.11:21, 22 . 31   1Пет.5:8 . 32  Христианское чтение. 1825, 19. 33   1Пет.1:10–11 . 34   1Пет.5:8 . 35   2Кор.12:9 . 36   1Тим.4:1 . 37   Мф.13:25 . 38   Ин.8:44 . 39   Деян.26:18 . 40   Ин.16:11 . 41   1Пет.5:8–9 . 42   Еф.6:12 . 43   Еф.6:11 . 44   2Кор.4:4 . 45   Лк.8:12 . 46   Ин.13:2 . 47   Деян.5:3 . 48   1Пет.5:8 . 49   Мф.28:20 . 50   Ин.14:26; 16:13 . 51   Мф.18:17–18 . 52  Молитва об оглашенных. Запрещение первое. 53  Молитва об оглашенных. Запрещение второе. 54  Молитва об оглашенных. Запрещение третье. 55  Молитва четвертая. 56  Добротолюбие. Т. 1. — М. 1905. — С. 32. 57  Симеон Новый Богослов. Слова преподобного Симеона, Нового Богослова//В переводе на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. Выпуск 1. — М., 1882 — С. 206. 58  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 3. 59  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 158–159. 60  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 156. 61  Симеон Новый Богослов. Слова преподобного Симеона, Нового Богослова//В переводе на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. Выпуск 1. — М., 1882. — С. 222.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Но как можно сказать, что вы это исполняете, когда не любите врагов ваших? – Что же нам делать, братие? До какой малости сокращается стадо Христово? Если одни те должны говорить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, которые любят врагов; то и не знаю, что делать, не знаю, что сказать. Сказал бы вам: если не любите врагов ваших, то и не молитесь. Но не смею, а паче говорю: молитесь, чтоб полюбить. Не сказать ли вам: если не любите врагов ваших, то не говорите в молитве Господней этого прошения: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим? – Но если не будете этого говорить, грехи ваши на вас будут. И выходит: если не будете говорить, не отмстятся, если будете говорить и не делать, тоже не отпустятся. Остаётся одно: и говорить, и делать, чтоб отпущены были. «Отпущайте и отпустит вам», сказал Христос Господь ( Лк.6:37 ). И вы что говорите в молитве? – Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Так остави, Господи, как мы оставляем. Это говорите: так остави нам, Отче, Иже еси на небесех, долги наша, как и мы оставляем должникам нашим? – Это и делать должны вы; и, если не будете делать, погибнете. Когда враг просит прощения, тотчас отпусти ему. И этого будто много для вас? – Много было бы любить врага, когда он злобствует и злодействует. Но ужели много для тебя – любить человека, обращающегося к тебе со смиренною мольбою? Но я желал бы, чтоб ты и тогда (когда он злобствовал) благорасположенно смотрел на него; желал бы, чтобы, перенося его злобу, ты воспоминал Господа, рекшего: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят» ( Лк.23:34 ). Этого наипаче желал бы яревал на Господа Бога Твоего, изрекшего такие слова. Может быть, скажешь: Он сделал так, как Господь, как Христос, как Сын Божий, Единородный, как Слово, плоть бывшее; мне же, человеку худому и немощному, куда так? – Если много для тебя подражать Господу Твоему, приведи на мысль сораба своего. Св. Стефан был побиваем камнями, и под ударами камней, преклонив колена, молился, говоря: «Господи, не постави им греха сего» ( Деян.7:60 ). Те камни пускали в него, не прощения просили; а он молился о них. Таковым быть желаю тебе. Поднимись немного. Что всегда долу – по земле влачишь сердце своё? слышишь: горе имеим сердца! Поднимись же, полюби врага. Если не можешь любить, когда он злобствует, полюби по крайней мере, когда просит прощения. Люби человека, который говорит: брат, согрешил я, прости мне. Если в это время не простишь, то не говорю, что молитву изглаждаешь ты из сердца своего, – но что себя изглаждаешь ты из книги живота.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Как далеко от конфуцианства отстоит христианство ! «Я говорю вам», – поучает Спаситель, – «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего небеснаго, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особеннаго делаете? Не так же ли поступают и язычники»? ( Мф.5:44–47 ; Лк.6:27–28, 32–36 25 ). «Не будь побежден злом», говорит Ап. Павел, «но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ). «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую», – говорит Господь, – «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду, и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два " …( Мф.5:39–41 ; Лк.6:29 ; Ср. Иак.3:13 ). «Никому не воздавайте злом за зло» ( Рим.12:17 ; 1Фес.5:15 ), говорит Апостол. «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» ( 1Кор.6:7 ). Как непохоже поведение христианина в отношении ко врагам, обидчикам на поведение конфуцианца! Любовь, благословение, благотворение, молитва , преодоление зла добром, предупредительность, предпочтение быть обиженным, терпеть лишения и прочее – на одной стороне и сухое правосудие (сухое «suum cuique», «око за око»), оправдываемая разумом ненависть, причисление человека к животным – на другой. Всякие комментарии излишни. На одной стороне, далее Распятый молится за распинателей, «ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ), по Его примеру, молится за своих убийц архидиакон Стефан «Господи, не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ), т. е., «побиения» его «камнями» (-59), по Господню примеру, Апостолы говорят о себе: «злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» ( 1Кор.4:12–13 ) и т. д. На другой «Конфуций казнит. Шао-чжень-мао», – «Конфуций оскорбляется» и оставляет свой пост, – Конфуций «разводится со своею женою» и пр. 26 . Это – четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Христиане должны принимать любые страдания радостно, с милостью к тем, кто их причиняет. Как Христос, Который умирая на Кресте, сказал: Отче, прости им… ( Лк.23:34 ), как первомученик Стефан, побиваемый камнями, который молился: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Христос сказал: Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. … Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете, давайте, и дастся вам… ( Лк.6:27-38 ). Последняя, 9я Заповедь Блаженства, представляет собой приготовление к тому, чтобы мы были способны воспринять дальнейшую проповедь Иисуса Христа о следовании за Ним, неся свой жизненный крест; а главное — подойти ближе к великой Тайне крестных страданий Самого Спасителя. Пусть никто не смущается кажущейся победой в этом мире лжи над правдой, тьмы над светом. Основная истина христианского благовестия в том, что Христос воскрес, что Он — Победитель смерти, и нас, верующих в Него, делает соучастниками и наследниками этой победы. Верующим в Него Христос дал крест — сильнейшее оружие против зла. На образ Креста навеки лег освящающий отблеск пасхальной победы — победы правды Божией над царством князя мира сего. Вы пребыли со Мною в напастях Моих, — говорит Господь Своим верным последователям, — и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство ( Лк.22:28-29 ). В Апокалипсисе мы читаем о людях, исполнивших последние Заповеди Блаженства: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и у6елили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них ( Откр.7:14-15 ).

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010