Мученик . Мученик (гр. μαρτυς, лат. martyr), древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Основным значением гр. μαρτυς является свидетель, и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа, явление Бога Слова во плоти и наступление нового царства, в котором человек усыновляется Богу (ср. Деян.2:32 ). Явившись апостолам после воскресения, Христос говорит: “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μαρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” ( Деян.1:8 ). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т.е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. В этом смысле “мученичество есть продолжение апостольского служения в мире” ( В.В. Болотов ). Вместе с тем мученичество – это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μαρτυρησω) об истине” ( Ин. 18:37 ). Отсюда и наименование Христа свидетелем (мучеником) в Апокалипсисе: “…от Иисуса Христа, Который есть свидетель ( μαρτυς) верный, первенец из мертвых и владыка царей земных” (Ап. 1. 5; ср. Ап. 3. 14). Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, первомученика Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону (верховному судилищу иудеев), “воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” ( Деян. 7:55–56 ); он таким образом свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он “воскликнул громким голосом: не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил” ( Деян. 7:60 ). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: “Отче прости им, ибо не знают, что делают” ( Лк. 23:34 ). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

7:58). Иудеи распинают Христа, иудеи убивают камнями и Стефана. Господь, будучи распинаем, выражает прощение: «Отче, — говорит, — прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34); подобным образом просит за них и мученик: «преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). И не в одних словах и делах мученик следовал Господу, но обнаружил добродетель души и в терпении и перенесении обид, за что и удостаивается такого видения. «Воззрев, — сказано, — на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55). Велико это зрелище состязания! Борец внизу на земле состязается, а Судья с небес наблюдает; этот здесь сражается, а тот сверху, стоя, помогает сражающемуся. И не сидящим, но стоящим видит он Спасителя. О, сколь великая благодать чести! Стоит Владыка, когда мученик борется. Вид и положение Судьи указывает на великое значение состязаний. Ведь судьи встают с седалища тогда, когда начинается горячая борьба; достоинство борцов узнается тогда, когда воздается должная честь. А эта честь от Спасителя такова, что мученик превзошел ею и ангелов. «Воззрев, — говорится, — на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога»(Деян. 7:55). Он видел не только невидимое место и славу, но даже и самого Того, Кого желал, на Кого и ангельское воинство страшится смотреть. Мученик устремляет взор туда, перед чем херувимы закрывают свои чистые лица, куда серафимы не смеют взирать — на ту беспредельную высоту. Итак, здесь был предметом видения Тот, кто выше ангелов, превосходнее сил, преимущественнее престолов и властей. Привлек его голос Господа, прежде сказавший: «где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. 12:26). Итак, первым он был слугой (дьяконом), как и первым мучеником в состязании. И странное дело, что не огнем, не железом, не зверями, не иными пытками производится мучение этого праведника, но одним избиением камнями. Надлежало Стефану украситься одними только камнями и получить благодать истины из груды камней. Бросание камней направлялось как в золотое тело, так наиболее и в голову, обливавшуюся со всех сторон кровью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Важно понять, что мученичество «отнюдь не было изобретением человеческим, или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и святый апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати ( Флп.1:29 )» (свт. Игнатий Брянчанинов) 238 . Свой сверхъестественный подвиг мученики не могли совершить без благодати Божией. «Первоначально предоставлялось им явить свое произволение; но по приятии ими первых мук, нисходила к ним помощь Свыше, соделывала для них муки и смерть за Христа вожделенными». Страдания за Христа становились для них началом вечных райских радостей 239 . Засвидетельствовав своей добровольной смертью за веру силу данной им благодати, превратившей страдания в радость, мученики тем самым свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т. е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве 240 . Принятием страданий и смерти мученик утверждает, что царство смерти кончилось, и восторжествовала жизнь. Подвиг мученичества является доказательством самого главного положения христианства – победы Христа над смертью, Его воскресения из мертвых. Это свидетельство уверенности в превосходстве подлинной жизни во Христе и со Христом над жизнью этого мира, уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал» 241 . В этом смысле «мученичество есть продолжение апостольского служения в мире» ( В.В. Болотов ). Вместе с тем мученичество – это последование Христу в Его искупительных страданиях 242 . Эти два аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, архидиакона Стефана. На суде синедриона он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55–56 ). Так Стефан засвидетельствовал о Царстве Небесном, открывшемся для него во время и вследствие его подвига. Мученическая смерть Стефана напоминает смерть Спасителя. Когда святого побивали каменьями, он «воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян.7:60 ). Стефан фактически повторил то, что сказал при Распятии Сам Христос: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Так в своем мученичестве Стефан следует путем Христа 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Просящему у тебя дай, и хотящего занять у тебя не убегай. Далее: Любите врагов ваших, благословляйте кленущих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас: да будете сынами Отца (Небесного), потому что Он велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:39–45 ). Вот уроки о кротости! Может быть, уроки сии для многих покажутся несовместными с силами человеческими, и даже противными самой природе и выгодам нашей безопасности? Но слово Господне непререкаемо. Оно к невозможному не обязывает, и вредного нашему спасению не предписывает. Любить только любящих нас есть закон природы, но любить врагов есть закон благодати. Если вы будете любить любящих вас, продолжает Учитель, какой, вам ожидать награды? И мытари не то же ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особенного делаете? И язычники не то же ли делают? Будьте убо совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:46–48 ). В самом деле, что та за кротость, которая принадлежит и христианину, и язычнику? Что тот за христианин, который делает то же, что и язычник? Закон христианский выше, духовнее, и совершеннее закона естественного; и потому кротость христианская должна быть также выше, духовнее и совершеннее кротости естественной – языческой. Последуйте примеру кротости, который представляет в Самом Себе тот же Божественный Учитель. Он противу клевещущих на Него не возражал ни единого слова ( Мф. 26, 63 ). На многие испытания Пилатовы не противовещал ни единого ответа ( Лк.23:9 ). Пред мучителями своими был безгласен, как агнец пред стригущим его, и, вися на самом кресте, молился за распинателей Своих ( Лк.23:34 ). Вот живой образец истинной кротости! Не ему ли последовал первомученик Стефан, который молился за убийц своих с коленопреклонением, взывая: Господи, не постави им греха ( Деян.7:60 )? Не ему ли подражал ап. Павел, который говорит о себе и о других так: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся ( 1Кор.4:12 )? Не сему ли образцу должны подражать и мы, желая изумиться истинной кротости? Но, слушая Учителя и следуя Его примеру, не сомневайтесь в Его помощи: не попустит вам, как свидетельствует апостол, быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что вы будете в силах перенести ( 1Кор.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

[P. 254] Ибо тот, кто произнес это в псалме, перечислил, сколько всего было предоставлено ему Богом, и искал, чем он может воздать Богу, и не находил. Ибо все, что ты хотел бы воздать, ты получил от Него, чтобы вернуть. И что он мог найти для воздаяния? Как мы сказали, братья, то, что он получил от Него, это он и нашел, чтобы воздать. Чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Ибо Кто ему дал чашу спасения, если не Тот, Кому он хотел принести воздаяние? Принять же чашу спасения и призвать имя Господне – значит испить любовь. И таким образом испить, чтобы не только не иметь ненависти к брату, но и быть готовым за брата умереть. Это и есть совершенная любовь, если ты готов умереть за брата. Ее показал Господь в Самом Себе, приняв смерть за всех, молясь за тех, кем был распят, говоря: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Но если бы Он так поступил и не имел бы при этом учеников, то не был бы Учителем. Последовавшие за Ним ученики поступали так же. Стефана забивали камнями, а он, преклонив колени, воскликнул: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Он любил убивавших его, ибо в том числе за них он умирал. Послушай и ап. Павла: я буду истощать себя за души ваши ( 2Кор.12:15 ). Ибо он пребывал среди тех, за кого молился Стефан, когда они его убивали собственными руками. 5 . И чтобы вы знали, что именно та любовь совершенна, которую человек, рожденный от Бога, не нарушает и против которой не погрешает, Господь сказал Петру: любишь ли ты Меня? ( Ин.21:17 ), а тот ответил: «Люблю» (ср.: Ин.21:17 ). При этом [Господь] не сказал: «Если Ты любишь Меня, прислуживай Мне». Ведь когда Господь пребывал в смертной плоти, Он алкал и жаждал; когда же Он алкал и жаждал, Его принимали как гостя и прислуживали Ему люди имущие, [отдавая] из своей собственности. Об этом мы читаем в Евангелии (ср.: Лк.8:3 ). В качестве гостя принял Его Закхей и был исцелен от болезни, приняв Его как Врачевателя (ср.: Лк.19:2–10 ). От какой болезни? От болезни алчности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Во-первых, то, что мы должны молиться за врагов, следует из слов и из примера Иисуса Христа. «Молитесь, – сказал Он, – за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). И что сказал, то и подтвердил самым делом. Когда Его распяли, тогда, читаем в Евангелии, Иисус говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Во-вторых, что нужно молиться за врагов, видно и из примера святых Апостолов, которые молились за оскорбивших их. «Нас хулят, мы молимся» ( 1Кор.4:13 ), – писал Апостол к коринфским христианам. За кого молятся? Именно вот за хулящих, за всех тех, которые оскорбляли и гнали их и в храмах, и на торжищах, и в городах, и в пустынях, и на воде, и на суше. «Я, например, – говорит про себя Апостол Павел, – был... безмерно в ранах, более в темницах... От Иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали» ( 2Кор.11:23–2 5). И вот за таких-то людей Апостолы и молятся. В-третьих, что нужно молиться за врагов, открывается из примера тех же Апостолов, которые молились не только за оскорблявших, но даже и убивавших их. Так, когда Апостола Иакова, брата Господня по плоти, Иудеи сбросили с кровли церковной, тогда он, оставаясь ещё живым, встал на колена, воздвиг руки свои и молился говоря: «Господи, отпусти им грех сей, не ведят бо, что творят». И святой первомученик Стефан, побиваемый камнями, преклонил также колена, воскликнул громким голосом: « " Господи, не вмени им греха сего». И, сказав сие, почил» ( Деян.7:60 ). Итак, из слов Господа и из примера Его и Его Апостолов становится несомненной та истина, что и за врагов мы должны молиться. Но знайте, братие, что эта же истина открывается и из той пользы, которую мы извлекаем и для себя из такой молитвы. Так, когда враг сделал нам зло, мы страдаем, терзаемся, сердце наше разрывается на части. Когда же молимся за врага, тогда мы успокаиваемся, волнение сердца нашего утихает и обида, нанесённая нам, проходит со слезами, как солнечный зной проходит с появлением дождя. И когда молимся за врагов, тогда разве каменный из них не тронется нашей молитвой. И во всяком случае, наша молитва будет жечь нашего врага до тех пор, пока он не перестанет делать нам зло. Итак, всё говорит в пользу молитвы за врагов. А потому будем молиться и за них, будем молиться, чтобы милосердый Бог Своею благодатью и их научил истине и миролюбию и отвёл от пути греха. Аминь. 24-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно. XXII. Любовь к врагам     «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44—45, Лк. 6:27—28).     «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20—21).     «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15).     «Иисус же говорил (о распинателях): Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Святой Златоуст об этом    И побиваемый камнями, (первомученик) Стефан молился о убивающих его «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).    Любовь к врагам и оказанное им благодеяние в день Страшного Суда будет заступлением и великим искуплением грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1).    Любовь к врагам отверзает двери надежды, чтобы к Богу прийти (Там же).    Ничто так Бога не умилостивляет, как любовь к врагам и благотворение творящим напасть (Беседа 85 на евангелиста Иоанна, гл. 18).    Молиться Богу против врагов закону Божию противно (На псалом 4).    Враги, принявшие от нас благодеяния, в день Суда нам будут помощниками (Беседа 3 о Давиде и Сауле).    Не столько пользы приносят нам похвалой друзья, сколько поношением враги (Там же).    Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Рассуждение о любви к врагам    Трудное, признаюсь я, трудное дело — растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует; а что такое любовь, сказано в рассуждении о любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

§ 333. Христианский долг требует молиться не только за себя самого, но и за всех человеков: 1) За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2). 2) За проповедников Слова Божия, пастырей и учителей, чтобы Слово Господне распространялось и прославлялось (2 Фес. 3:1), и чтобы они в житии и в звании своем были исправными и непорочными, чтобы правильно учили, и, чему учат, того пример на себе показывали. 3) Друг за друга, как апостол увещает: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5:16). Поэтому и Христос повелел молиться Небесному Отцу, как бы единым гласом, всем христианам, и говорить: Отче наш, Иже еси на небесех (Лк. 11:2; Мф. 6:9). 4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Христос (Мф. 5:44), да будете, – говорит далее, – сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Так молился Сам Христос за врагов Своих: Отче! Прости им (Лк. 23:34). И святой Стефан: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7:60). О чем молиться, научает молитва Господня – Отче наш, о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением. §334. Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Этот стих есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1) Что Бог – Истинный Отец христиан, и они все сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26). Следовательно, как Отца, должно им с упованием Его призывать, как дети по плоти своих родителей призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. 2) Бог христианам – один Отец. Следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 3) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь. 4) Друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: Отче наш! «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: Отче наш, – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Бог сделай то-то именно в такие сроки и таким способом. 121. Как отомстить человеку за нежелание каяться? Если человек не желает каяться, нужно сказать, что Бог тебе судья. Такому человеку нужно обязательно отомстить. Наша месть – это делать добро! Апостол Павел сказал: «если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» ( Рим.12:20 ). Это и есть месть христианина. Священное Писание даже требует мстить, творя добро. Потому что если человек не раскается, то Бог ему воздаст гораздо большее наказание. И нераскаянный человек пощады никогда не получит. 122. Как проявляется молитва мучеников за своих убийц? Есть мученики, которые молились за убийц, и их молитвы были услышаны, например, когда Господь молился за убийц: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Эта молитва проявилась в том, что один из распинателей Христа – Лонгин сотник, принял христианство , и стал мучеником за имя Господне. Именно в этом проявляется молитва Господня, а не в том, чтоб Бог покарал убийц. Конечно, те которые не покаются непременно будут наказаны Богом. Кто навел римские войска на Иерусалим? Бог-Сын навел, по воле Отца своего. Об этом сам Господь сказал: «врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» ( Лк.19:27 ). Сам Господь покарал Израиль за убийство (тех кто не покаялся). Но Его молитва была услышана именно тем, что среди евреев были покаявшиеся. Кто из евреев покаялся, тот был спасен не только в будущей жизни, но и не погиб в Иерусалиме. Господь вывел их из осажденного города, и они спаслись. Вот так действует молитва мучеников. Молитва первомученика Стефана: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ), проявилась тем, что будущий апостол Павел, сторожащий одежды убийц Стефана принял христианство. Спастись можно только при условии веры и покаяния, приводящими к святому крещению. И молитва мучеников тем и проявляется, что некоторые их мучители каются.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Братие! Кроткие увещания, благочестивая жизнь и теплые мольбы – вот наилучшие средства в деле обращения к православной Христовой Церкви тех из братий наших, которые, оставивши прямой путь, заблудились и в упорстве погибают ( 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ). Поспешим же употреблять эти средства по мере сил наших. Аминь. Поучение в 6-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 51–54 (О непротивлении злу) Благословите гонящия вы: благословите, а не клените ( Рим.12:14 ). Платить обидою за обиду, воздавать злом за зло не свойственно христианину. Последователь Христов должен жить так, как ему заповедал его Небесный Учитель, – обязан поступать так, как поступал Началовождь его спасения. Христос, учит св. апостол Павел, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Что же заповедал Своим последователям Господь наш Иисус Христос? Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы и молитеся за творящих вам обиду ( Лк.6:27–28 ). А как Он Сам поступал? Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному, за распинателей Своих молился Отцу Небесному, говоря: Отче, отпусти (прости) им, не ведят бо, что творят ( Лк.23:34 ). Значит, и христианам против оскорблений со стороны ближнего надлежит ограждаться преданностью правде Божией, рассуждающей праведника с нечестивым, – против гнева врагов подобает защищаться молитвою ко Господу, сильному смягчить и расположить их сердце к нам. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы, увещевает Апостол Христов ( Кол.3:12–13 ). Истинные ученики Христовы все так и поступали. Святой апостол Павел не обинуясь говорит о себе и о сотрудниках своих пред коринфскими христианами: мы укоряема, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся – молим ( 1Кор.4:12, 13 ). Св. первомученик архидиакон Стефан под ударами каменьев с коленопреклонением молился за убийц: Господи, не вмени им греха сего ( Деян.7:60 )!…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010