Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах бесоодержимости и изгнания Спасителем злых духов из одержимых ими людей. Бесоодержимость может проявляться в форме асоциального деструктивного поведения ( Мк.5:2-5 ; Мф.17:15-18 ), болезненных состояний ( Лк.13:16 ; Мф.12:22–37 ). Спаситель дал власть освобождать от власти нечистых духов верующим в Него посредством Своего имени ( Мк.16:17 ). См. Отчитка (экзорцизм) . Кроме бесоодержимости в узком смысле, в Священном Писании упоминается порабощенность грешника страстями, делающими его рабом ( Рим.6:16-17 ; 2Пет.2:19 ). Среди примеров из жизни одержимых тою или иною греховною страстью людей можно выделить пример с Амноном: «И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею» ( 2Цар.13:2 ). Под воздействием страсти он изнасиловал свою сестру, после чего выставил её вон. Другой пример: одержимость двух старейшин сексуальною страстью по отношению к благочестивой Сусанне: «И в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах» ( Дан.13:8-9 ). Под воздействием этой страсти они желали овладеть Сусанной, склонив её ко греху, а когда она им отказала – оклеветали её, в результате чего её чуть было не лишили жизни, по суду. Всегда ли одержимость человека демоном пагубно отражается на его духовно-нравственном состоянии? Нет, не всегда. Некоторым подвижникам Господь попускал быть одержимыми демоном, ради их духовной пользы. Свт. Иоанн Златоуст в письме Стагирию, одержимому демоном, как раз говорит о таком случае: «Ты знаешь и помнишь свою прежнюю жизнь, т.е. жизнь до искушения; рассмотри же ее внимательно и сравни с настоящей жизнью после искушения, и ты увидишь, какая польза произошла для тебя от этого бедствия. Теперь у тебя великое усердие и к постам, и к нощным бдениям, и к занятию чтением, и к упражнению в молитвах; также и терпение, и смирение достигли у тебя высшей степени; а прежде ты вовсе и не думал о книгах, и все свои заботы и труды употреблял на уход за садовыми деревьями.

http://azbyka.ru/oderzhimost

Еф.1:4 .  так как Он избрал нас в Нем пре­жде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, «Благословение» – это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как – по греч. стоит κατς собственно: согласно с тем как, но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. 1:28 ). – «В Нем», т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. – «Святы и непорочны» – не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. – «Пред Ним», т. е. назначены на служение Богу. – «В любви». Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться ( «избрал»). Еф.1:5 .  предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благо­воле­нию воли Своей, «Предопределив». В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О «предопределении» – см. Рим.8:29 . Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. – «Усыновить». Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете ( Исх.4:22 ; Втор.14:1 ), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности ( Гал.4:7 ). – «По благоволению воли Своей». По толкованию св. Иоанна Злат., под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лк.2:14 ). По отношению к «хотению» любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И поэтому действительно православным может почитаться только тот, кто православно мыслит, православно чувствует и православно живет. Вместе с тем, надо знать и помнить, что «Православие» не есть только то и все то, что официально именуется «Православием», ибо в наше лживо-лукавое время крайне печальным, но, к сожалению, уже несомненным фактом является появление все более и более поднимающего голову и утверждающегося в мире лжеправославия, которое яро стремится подменить собою Православие истинное, как в свое время Антихрист будет стараться подменить и заменить собою Христа. Православие это не есть только какая-то чисто земная организация, возглавляемая патриархами, епископами, и священниками, несущими служение в церкви, которая официально называется «православной». Православие – это мистическое «Тело Христово», Глава которого – Сам Христос (см. Еф. 1:22–23 и Кол. 1:18, 24 и др.) и в состав которого входят не одни священнослужители, а все истинно-верующие во Христа, принявшие Его всем сердцем, законным путем вступившие в основанную Им Церковь через св. Крещение, – как еще живущие на земле, так и все умершие в вере и благочестии. Православная Церковь – это не какая-то «монополия» или «бизнес» духовенства, как думают невежды и чуждые духом Церкви. Это – не «вотчина» того или другого архиерея или священника: это – теснейшее духовное единение всех истинно-верующих во Христа, которые стремятся свято блюсти заветы Христовы – с единственной целью – унаследовать уготованное нам Христом-Спасителем вечное блаженство, а если и грешат по немощи, то искренно каются и стараются «сотворить плоды, достойные покаяния» ( Лк. 3:8 ). Церковь , правда, не может быть совсем оторвана от земли, ибо в нее входят и люди, еще живущие на земле, а потому в устройстве и внешней организации ее неизбежен известный элемент «земного», но чем этого «земного» меньше, тем для вечных целей ее лучше, и уж во всяком случае это «земное» никак не должно затмевать и подавлять собою то чисто-духовное – дело спасения душ для жизни вечной, – ради чего Церковь и основана и существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ин.13:5 .  Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Иоанн, описывая омовение ног, не говорит, с кого начал Христос. Вероятнее всего, первый удостоился этого возлежавший на персях Христа Иоанн, который обычно старается не упоминать своего имени там, где он поставляется впереди других. «Начал». Это слово евангелист прибавляет ввиду того, что омовение было вскоре прервано разговором Господа с Петром. Ин.13:6 .  Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Ин.13:7 .  Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Ин.13:8 .  Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Ученики, пораженные тем, что начал делать их Господь и Учитель, не в силах были произнести ни одного слова и молча приняли омовение из рук Христа. Но Петр, как человек, не может сдерживать овладевавших им чувств, выражает горячий протест против того, что хочет для него сделать Христос. Господь не признает возможным в настоящее время объяснить Петру весь смысл Своего действия: Петр поймет это «после», т.е. отчасти в наступающую ночь, когда Петр на опыте собственного падения постиг необходимость смирения и самоуничижения, которое проявил Господь в обряде омовения ног, отчасти же впоследствии, по воскресении Христа, когда Петр увидит, к чему приведет Христа Его самоуничижение (ср. 1Пет.3:22 ). Однако Петр из смирения, которое, однако, было далеко не истинным, потому что в то же время сопровождалось его противлением воле Господа (истинное смирение всегда сопровождается послушанием Господу), упорствует. Чтобы победить упорство Петра, Господь несколько объясняет ему смысл совершаемого Им очищения ног учеников. Он говорит Петру, что омовение ног означает омовение всего человека вообще: «если не умою тебя», а не «ноги твои» только... «Не имеешь части со Мною». См. комментарии к Мф.24:51 ; Лк.12:46 . Господь внушает Петру, что он, не будучи очищен Христом, не будет участвовать с Ним в тех благах, какие заключает в себе основанное Христом Царство, или в вечной жизни. Таким образом, омовение ног истолковывается здесь Господом не только как приглашение учеников к смирению, но и как действие, которым подается ученикам очищающая их от грехов благодатная сила, которая необходима всякому человеку для достижения спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Историкам христ. богослужения известно большое количество А., многие из них сохранились лишь в рукописях и в наст. время не употребляются. В состав А. (в общем) входят вступительный диалог предстоятеля и народа; общее благодарение; повествование о сотворении мира Богом; повествование о домостроительстве спасения человечества, совершенного Христом; описание богослужения ангелов и ангельского славословия «Свят, Свят, Свят»; повествование о Тайной вечере ; воспоминание (по заповеди Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19); приношение хлеба и вина; молитва о ниспослании Св. Духа на Церковь и на предложенные хлеб и вино с тем, чтобы они стали Телом и Кровью Христовыми; поминовение святых; ходатайственные молитвы о живых (и об их нуждах) и об усопших; заключительное прославление Бога и Его имени и возглас народа: « Аминь ». Далеко не всегда в конкретной А. присутствует каждый из названных разделов, их порядок зависит от принадлежности А. к той или иной литургической семье , различна и степень подробности изложения текста в А. Части А. В литургической науке XVII-XIX вв., исследовавшей в первую очередь богослужение визант. и рим. обрядов, части А. получили следующие названия: вступительный диалог (его текст: «Благодать Господа(?)» (2 Кор 13. 13) или «Господь с вами» - «И со духом твоим», «Ввысь [устремим] сердца» - «Имеем ко Господу», «Возблагодарим Господа» - «Достойно и праведно»; см. Диалоги литургические ); praefatio (лат.- вступление), к-рое чаще всего состоит из благодарения, повествований о сотворении мира и о домостроительстве спасения; Sanctus (лат.- Свят, т. е. песнь «Свят, Свят, Свят! Полны небо и земля славы Твоей» (Ис 6. 3; ср.: Откр 4. 8, Иер 23. 24, Авв 3. 3); в развернутой форме Sanctus дополняется словами: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!» (Пс 117. 26; Мф 21. 9; Мк 11. 9-10; Ин 12. 13)) и примыкающие к нему фразы; institutio (установление, т. е. рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии) с чтением установительных слов («Приимите, ядите» и «Пейте из нее все»); анамнесис (лат.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Люди подчас склонны с предубеждением смотреть на окружающих, забывая, что жизненный старт у людей очень разный. Один приходит к результату, потому что имел вполне обеспеченную семью, жил в большом городе. Другой для достижения таких же результатов должен перепрыгнуть через себя и вопреки всем сложностям идти к цели. Ребенку, родившемуся в обеспеченной и образованной семье, гораздо легче получить высшее образование. Его запишут в престижную школу и на курсы иностранного языка. Родители будут развивать кругозор ребенка, станут оплачивать репетиторов. Кроме того, не нужно искать жилье, не возникает вопросов, как добираться до места обучения. Для человека, выросшего в деревне вдали от крупных городов, поступить в такой же вуз — значит доказать собственную целеустремленность, самостоятельность и способность к обучению в нем. Необходимо самостоятельно готовиться к вступительным экзаменам, искать себе жилье и сразу же устраиваться на подработку, чтобы выжить в чужом городе. Семья не всегда может поддержать его. Мы часто смотрим на вещи с формальной, внешней точки зрения. Но жизнь многограннее, намного сложнее, в том числе в вопросе внешних и настоящих достижений. Святой преподобный Ефрем Сирин призывал христиан избегать притворства и любить людей «не ради какой-либо потребности», и, я добавлю, не за то, что они достигли успеха в обществе. Намного важнее, насколько люди ищут в жизни Царство Божие и правду Его, стараются жить по-христиански (см. Лк. 12:29–31). скрыть способы оплаты Комментарии Елена Зубарева 8 июля 2021, 22:43 Какие мудрые и замечательные слова!!!! Низкий Вам поклон, Владыка Святый! Лариса_ 15 июня 2021, 11:25 Как редко сейчас такое услышишь. Спасибо Вам, владыка. Низкий поклон. Радует, что слово владыки Климента публикуется в " Вечерней Москве " , её издателям также хочется выразить благодарность. Да дарует Господь митрополиту Клименту многая и благая лета - нам на радость, утешение и вразумление. Геннадий 13 июня 2021, 14:52 БлагоДарю, Владыко! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/139896.html

Молись терпеливо, и дастся тебе. Вспомни евангельскую притчу о вдовице и судие неправедном (см. Лк 18, 1–8). Слепый звал: сыне Давидов, помилуй мя (хоть слеп был — звал как мог). Господь внял его молитве — нищего и слепого — просветил очи его, и бывший слепец по Иисусе иде (Мк 10, 52), славя Бога (познав Его как Господа — «познал Его быти Бога»). В молитве следует хранить ум безвидным; не давать воли воображению; быть в присутствии Божием, предстоять Господу — но не воображать Господа. Внимать всецело словам молитв — умом, чтобы ум погружался, заключался и вмещался (чуждый всякого мечтания) в словах молитвы, — причем сердце обыкновенно сочув­ствует уму душеспасительным чувством печали о грехах. Здесь следует избегать самочиния. Нужно отвергать все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Те, которые в молитве не видят ничего, — как раз и видят Бога. На православных иконах — лик темен, бесстрастен чертами; здесь и есть образ немечтательной молитвы. Видения не принимай — как недостойный; пребудь в сознании своего ничтожества; враг преобразуется даже и в Ангела света; скажи ему с мужеством: «Возвратись, окаянный, во тьму свою; как недостойному — мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно — безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых». скрыть способы оплаты Комментарии Марина 14 апреля 2015, 08:59 Не всегда мы готовы к встрече с Светлым человеком, ведь лукавить он не умеет. И если имеем вопрос, не всегда сладким ответ будет, а будет поучителен для нас. И не каждый готов принять и понять, полученный ответ. На всё Воля Божья и Он только знает, когда нам встретиться с таким Светлым человеком. Прости нас Господи! Александр 5 июня 2013, 16:50 Очень хотелось бы,хоть раз в жизни,встретиться с таким человеком,задать вопросы,и возможно-получить ответы... владимер 19 сентября 2010, 22:16

http://pravoslavie.ru/36288.html

Освящение мира Совершение освящения мира во время Божественной литургии Великого четверга, а не какого-либо другого дня года (если только не возникают экстраординарные обстоятельства) связано с древней традицией преимущественного совершения таинства Крещения в пасхальную ночь или вечером в Великую субботу. Поскольку Великая пятница не может выступать в качестве подготовительного дня, будучи заполнена молитвой и священными воспоминаниями, то таким днем и оказывается Великий четверг. В этот день окончательно подготавливается, то есть освящается необходимое для таинства Крещения вещество - св. миро (в латинской традиции в Великий четверг освящается не только миро, но и крещальный елей). Подробнее о чине освящения мира см. в статье свящ.Сергия Ванюкова . Омовение св. престола Подготовительный характер имеет и чин омовения св. престола в Великий четверг, некогда совершавшийся в Византии в кафедральных храмах, а на Руси - повсеместно. В современном греческом Евхологии этот чин все еще печатается, а из русского Требника он почему-то выпал, но в богослужебном сборнике «Освящение храма», выпущенном Издательским Советом РПЦ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2006 г., этот чин содержится. Чин омовения св. престола появился в богослужении Константинополя как составная часть приготовлений к празднованию Пасхи - начиная с Великого четверга, храм мыли и прибирали для того, чтобы достойно встретить главный праздник церковного года. Приготовления эти начинались с омовения св. престола, а поскольку он является великой святыней, омовение его сопровождалось каждением и соответствующими молитвами. Помимо Великого четверга, он использовался и для переоблачения св. престола, когда его срачица или вервие почему-либо приходили в негодность. Помимо практического значения, чин имеет и символическую ценность - он является воспоминанием того, как ученики Христовы приготовили горницу для совершения Тайной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13). Чин предназначен для совершения во время часов Великого четверга и состоит из следующих элементов: 1) каждения св. престола, 2) чтения первой молитвы чина, разоблачения св. престола с пением псалмов (если чин совершается архиереем, престол разоблачается полностью, если иереем - только до срачицы, которая, как и обвязывающее ее вервие, не может быть снята без благословения архиерея), 3) собственно омовения и намащения престола розовой водой, 4) обратного облачения его и 5) чтения второй молитвы чина. Текст чина по книге «Освящение храма» приведен в Приложении 2 к настоящей заметке.

http://pravoslavie.ru/37408.html

Покаяние (греч. metnoia ‘изменение ума’) — это основа, фундамент духовной жизни. Личность человека кающегося в принципе, “в основе” своей, меняется, идет переосмысление ценностей, изменение сердца, человек вступает на путь преображения. Ему предстоит действительно как бы родиться заново, переродиться, чтобы ум обновился, отказавшись от привычных образов, по словам апостола Павла: “Не сообразуйтесь веку сему, но преобразуйтесь обновлением ума вашего” (Рим 12:2). Я крестил вас водою в покаяние, а Он будет крестить вас Духом Святым , — так объясняет Иоанн Креститель отличие своего крещения, полагающего лишь начало покаяния, но не избавляющего еще от греховной смерти, от Таинства Крещения и Таинства Покаяния (см. Мф 3:11). В этих словах великого пророка заложено духовное осмысление покаяния. Желание очиститься от греха, которое зависит от воли человеческой, соединяясь с волей Божией, когда Господь в Таинстве Крещения и Миропомазания “рождает нас свыше” (Ин 3:7), не только избавляет от первородного греха и от грехов, содеянных нами от рождения, но и дает благодатные силы , дары Духа Святаго, для постоянного стремления к чистоте и святости, чтобы мы смогли принести плоды, достойные покаяния (Лк 3:8). В начале Священного Писания (Быт 4:3–7) Господь указывает нам на обязанность “господствовать” над грехами, следя за состоянием своей совести, ибо страстные пожелания мучают нас, причиняют страдания и ведут к духовной смерти. После совершения преступления первыми людьми грех всегда будет “ле­­жать” на путях наших (у дверей грех лежит), привлекая нас к себе. Наша же задача не дать ему поработить нас, постараться сразу же отряхнуть со своих ног греховный прах (Мф 10:14), который превращает нас в тлен, отречься от него, обличая грех на исповеди и прося помощи у Господа, чтобы не участвовать во зле. Сожаление о своем поступке не приносит еще изменения сознания, которое повлекло бы за собой отвращение от прежнего образа жизни, от свинского желания “валяться в грязи” (2 Пет 2:22). Об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: “Когда видишь кающегося и снова согрешающего, то разумей, что он не переменился в уме своем” 2 и русские поговорки: “мно­го каятин, да мало воротин”, “все перекаялись, а всё грешат”.

http://pravmir.ru/ne-perestayu-besedovat...

После указа Юстиниана I Великого об обязательной датировке по году царствования (537) система летосчисления по консулам-эпонимам выходит из употребления (последний из них был назначен в 541, после чего консулами становились только императоры) и 1 янв. (традиц. дата вступления консулов в должность) постепенно теряет статус офиц. начала года. В VI-X вв. в Византии существовало множество других вариантов начала года: с 25 дек., с 1, 21 или 25 марта, с Пасхи, с начала правления императора и др. В богослужебную лит-ру 1 сент. вошло не как начало года, а именно как начало И. В качестве «новолетия» (τ νον τος) в некоторых литургических памятниках закрепилось 23 сент.- праздник зачатия св. Иоанна Предтечи св. Елисаветой. Дата встречается в греческих церковных календарях (SynCP. Col. 71-74; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 8) и в славянских богослужебных Евангелиях X-XII вв.- Ассеманиевом, Остромировом, попа Саввы, Мирославовом ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 296; Grumel. 1958. P. 195; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001). На богословское осмысление этой древней календарной традиции как начала проповеди Христа, «лета Господня благоприятного» (Лк 4. 16-22), указывает особое место «нового лета» в древних циклах евангельских литургических чтений (см.: Grumel. 1958. P. 200-201). Визант. эра от Сотворения мира, сформировавшаяся в VII в., идеально приспособлена к счету по индиктам. Ее начало - 1 сент. 5509 г. до Р. Х.- совпадает с началом 1-го года И., что значительно облегчает пересчет: последняя цифра года от Сотворения мира либо совпадает с цифрой И. (напр., 6601 г.- 1-й И.; 6581 г.- 11-й И.), либо отличается от него на 5 (6590 г.- 5-й И., 6600 г.- 15-й И.). Несмотря на то что счет по И. был в Византии самым распространенным способом летосчисления, сами византийцы не знали точно, откуда он произошел. В «Пасхальной хронике» (ок. 630) под 1-2-м годами 183-й олимпиады (48-47 гг. до Р. Х.) указано: «1-й год Антиохии Великой и первый год пятнадцатилетних индиктов считаются с первого года Гая Юлия Цезаря… Индикты начали считать с первого числа месяца горпиайоса (сентября)» (Chron.

http://pravenc.ru/text/389569.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010