1611 В негативном аспекте «θεοποιω» используется даже несколько чаще, напр., когда Святитель говорит о грехах обоготворения людей, чрева и наслаждений: см.: Epistula 188. 35; Homiliae super Psalmos 29. 288. 34–37; Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae) 31. 1124. 47; Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) 31. 972. 39. 1615 Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) 31. 916. 8–10: οκ ρκσθη μνον νεκρος ντας ζωοποισαι, λλ κα θετητος ξωμα χαρσατο. 1621 Нравственные правила. Правило 8//Творения. Т. 2. С. 26: «Всякий глагол Божий истинен и всесилен, хотя бы в противном уверяла природа». 1622 Лк. 22, 19 «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». См.: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 172//Творения. Т. 2. С. 272–273. 1629 Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae) 31. 1196. 18–19: τρπος τς νανθρωπσεως. 1630 Ibid. 31. 1301. 41; см.: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 309. С. 318. 1633 Письмо 253 (261). К жителям Сизополя//Творения. Т. 2. С. 869 (Сизополь –– современный Созополь. В XIX в. этот город был известен в России в транскрипции «Сизополь»). 1636 «Цель христианства – подражание Христу в меру вочеловечения», см.: Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) 31. 1028. 29–31. 1637 «Будем ходить в обновлении жизни, не тление умерщвления (νεκρτητος φθορν) воспринимая». Далее Святитель приводит цитату из Флп. 3, 20–21 о преобразовании тел христиан по подобию славного тела Христова (см.: О Крещении. С. 53). 1638 М. Арранц подчеркивает принадлежность древних александрийской и византийской греческих редакций анафоры свт. Василия Великого именно этому отцу Церкви. См.: Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998. С. 54–57. 1639 Liturgia (recensio brevior vetusta) 31. 1640. 10–12: Κα ποισ τν μν ρτον τοτον γνεσθαι ες τ γιον σμα ατο το Κυρου δ κα Θεο κα Σωτρος μν ησο Χριστο.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

б). Иероним ч. 16, стр. 91 (см. А, § 28, стр. 409). в). Августин ч. 6, стр. 256 (см. А § 21, стр. 407). г). Феодорит ч. 4, стр. 233–234 (см. А, § 23, стр. 408). д). Евфимий Зигабен на Мф.17:10 (см. А, § 32, стр. 410). е). Кирилл Александрийский ч. 4, стр. 281 (Алекс. 211, IV): «И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» ( Мал.4:5–6 ). Он, пришедши, обратит, как мне кажется, трудно управляемого Израиля; отвлечет его от давнего гнева и соделает его другом и человеком мирным в отношении ко Христу». ж) Ипполит Римский в. 2. стр. 31: «Необходимо должно, чтобы предтечи Его и в данном случае явились первыми, как сам Господь говорит чрез Малахию – ангела: Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и прежде, чем явится Тот, Который обратит сердца отцем на чада и противные в мудрости праведных, да не пришед поражу землю в конец. Они-то, явившись вместе, и будут возвещать имеющее наступить явление Христа с небес». Сам Ефрем Сирин не отрицает в этом месте чувственного прихода Илии, а пришествие Иоанна понимает только «в духе и силе Илии»: «Писание не сказало, что Иоанн пришел в телесном образе Илии, но в силе и духе Илии» ( Лк.1:17 ; часть 8, стр. 52). Иоанн у Ефрема Сирина наз. только образом Илии: «но пойми и то, что Иоанн, коего назвал светильником Тот, Кто создал его пламенные уста, есть (вместе с тем и) образ Илии» (ч. 8, стр. 54). Приводя текст прор. Малахии св. Ефрем изменяет слово «Фесвитянина» на «пророка», а когда говорит об Илии, то прибавляет это слово (см. выше, А, § 7, стр. 404). Ясно, что Ефрем Сирин Иоанна называет Илиею, а не считает его таковым на самом деле. Если из наименования Иоанна Илиею отрицать личное пришествие Илии, то можно на основании того же Ефрема Сирина отрицать и пришествие Спасителя, так как Иоанн у св. Ефрема назван Христом: «Иоанн ответил им (иудеям)... я не Христос, не Илия и не пророк, но глас... хотя (на самом деле) был и пророком, и Илией, и Христом» (ч. 8, стр. 53). Конечно, для всякого небеспоповца понятно, в каком смысле Иоанн был и Христом, и Илией

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

C. 62. 34 Слова и речи. Ч. I. С. 166. 35 Избр. Слова. С. 102–103. 36 Избр. Слова. С. 98. 37 Там же. С. 56, 57. 38 Там же. С. 68. 39 Акафист Богородице, кондак 4. 40 Андрей Критский. См.: Избр. Слова. С. 53. 41 Избр. Слова. С. 126–135. 42 Слова и речи. Ч. 1. С. 153, 157. 43 Слова и речи. Ч. I. С. 154. 44 Там же. С. 180. 45 Григорий Богослов. Слово XLV//Христианское чтение. 1840. Ч. IV. С. 313. 46 Слово о св. Богородице и Симеоне//Христианское чтение. 1841. Ч. I. С. 47 Избр. Слова. С. 24, 27. 48 Андрей Критский. См.: Избр. Слова. С. 103. 49 Избр. Стова. С. 112, 113. 50 Избр. Слова. С. 86. 51 Там же. С. 109. 52 Избр. Слова. С. 93, 94. 53 Ефрем Сирин . Ч. VI. С. 375. 54 Слова и речи. Ч. I. С. 166. 55 Св. Ириней. Против ересей. V. 19. 56 Город, в котором находилась Скиния с Ковчегом Завета ( 1Цар.1:3 ). 57 Слово еврейское и означает внутреннее отделение ветхозаветного храма или Святое Святых. См. 3Цар.6:5. 19, 20, 22. 8, 8 . 2Пар.3:16, 5:7 . 58 Избр. Слова. С. 57, 58. 59 Избр. Слова. С. 12. 60 Ефрем Сирин. 4. VII. С. 169, 174. 61 Там же. С. 188. 62 Там же. С. 196. 63 Октября 24 тропарь. 64 Служба 6го часа Богородичен. 65 Избр. Слова. С. 13. 66 Избр. Слова. С. 106, 107. печатается по изданию 1870 г. Цитаты о молитве «Богородице Дево» «Тропарь воскресной вечерни (“Богородице Дево”), по обычаю Православной Церкви , заключающей каждый ряд песней песнью в честь Богоматери, посвящен Ей… Для такого тропаря выбраны самые радостные из слышанных Богоматерью и дошедших до нас слов – приветствие Ей Ангела и прав. Елисаветы, следовательно, тропарь составлен из библейских ( Лк.1:28-42 ) боговдохновенных слов, которые, однако, окружены и переплетены нашими (“Богородице Дево”, “Марие”, “Яко Спаса родила еси душ наших”). Основная мысль песни, приглашающей Богоматерь к радости (“радуйся” на евр. и греч, языках, впрочем, имело значение вообще приветствия, соответственно лат. и рус. “здравствуй”, как и передано здесь это слово в лат. переводе), – не без отношения к событию воскресения, почему и усвоена исключительно воскресной и постной – по другим основаниям – вечерне.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

Глава 12 1–12. Увещания к открытому исповеданию веры. – 13–21. Притча о безумном богаче. – 22–34. О собирании земных сокровищ. – 35–48. О бдительности и верности. – 49–53. О борьбе, которую придется переживать последователям Христа. – 54–59. О знамениях времени. Лк.12:1 .  Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. В следующем далее разделе (до 13-го стиха) евангелист Лука держится Евангелия Матфея или того источника, который был близок к этому Евангелию (ср. Мф.10:17–33 ). «Берегитесь закваски фарисейской» (см. Мф.16:6 ). «Которая есть лицемерие», т.е. берегитесь потому, что эта закваска, проникающая всю натуру фарисея, есть лицемерие (ср. Мф.6:2 ). Лк.12:2 .  Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. В чем связь речи с предыдущим стихом? Несомненно, Господь указывает теперь на бесполезность лицемерия: все равно истина со временем непременно выйдет наружу (см. Мф.10:26–27 ). Лк.12:3 .  Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях. Некоторые толкуют это в приложении к проповеди апостолов, сначала прикрывающейся, а потом, с победой христианства, возвещаемой открыто. Но проще и естественнее видеть здесь продолжение речи о бесполезности лицемерия: как ни скрывает лицемер свое душевное состояние, оно в конце концов все же обнаружится явно для всех. «Во свете», т.е. при дневном свете. Лк.12:4 .  Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; Лк.12:5 .  но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь. Лк.12:6 .  Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. Лк.12:7 .  А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. (См. Мф.10:28–31 ). До сих пор Господь говорил о лицемерах, теперь же обращается к друзьям Своим. От них Он ждет не лицемерной преданности, а открытого и честного, безбоязненного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Vol. 83, 1979, pp. 73–93. 5 Эти слова перекликаются с повелением, которое дал Бог Аврааму: “пойди из земли твоей, от родства твоего…” (Быт 12:1). 9 См. Ин 10:2–3,14, в синод. переводе: входящий дверью есть пастырь овцам и овцы слушаются голоса его Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; Ин 8:47, в синод. переводе: Кто от Бога, тот слушает слова Божии. 14 Намек на библейский эпизод, когда израильтяне, измученные в пустыне голодом, сожалели о том, что Моисей вывел их из Египта (Исх 16:2–3). 16 В этом отрывке звучат мотивы многих псалмов, ср. Пс 117:8; 54:23; 38:8; 22:1; 32:20; 53:6; 5:9; 60:4. 17 Пс 118:92 — текст Септуагинты, в синод. переводе: Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. 19 См. Пс 17:38, в синод. переводе: Я преследую врагов моих и настигаю их и не возвращаюсь, доколе не истреблю их. 23 Ср. 1 Кор 13:4–7 — Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде… 24 Ср. Пс 126:1 — Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете… 25 Ин 8:31–32, в синод. переводе: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. 26 См. Ин 15:2 — Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 30 Лк 12:47, в синод. переводе: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. 31 Лк 12:48, в синод. переводе: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. 33 Ср. Притч 19:8 — Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. 36 Евр 12:14, в синод. переводе: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/stefan-iz-fivaidy-slov...

Иисус несколько раз повторяет: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин. 6, 35 ; ср. стт. 48. 51 ). Поначалу такие слова Иисуса еще допускают расширительное или образное толкование: Он – Учитель истины и нужно слушать Его учение. Однако и это вызывает ропот (6, 41–42 ). Но затем Христос произносит слова, которые прямо указывают на Него как на саму Истину, само Слово, которое нужно вкусить и принять, и никак иначе: 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... 53 если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (6, 51. 53–56 ). В ответ слышится уже не просто раздражение, а «праведный» гнев по поводу «богохульства»: Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (6, 52 ) Беседа о хлебе жизни имеет место задолго до последней Пасхи Иисусовой, но уже здесь отчетливо просматривается евхаристическая тема. Тут уместно очередное сравнение с Синоптической традицией. Ведь именно с ней связана форма Евхаристии, которая закрепилась в церковной литургической практике. В Синоптических Евангелиях говорится, как на Тайной Вечере, точнее, после Вечери (см. Лк. 22, 20 ) Христос произнес слова о Теле и Крови, ставшие литургической формулой: 26 Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... 27 ...Пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 26–28 и пар.). В Евангелии же от Иоанна повествование о Тайной Вечере содержит главным образом изложение пространной беседы Иисуса с учениками ( Ин. 13–17 ) и Его Первосвященнической молитвы, без прямого упоминания евхаристических слов 884 . Но зато слова о хлебе жизни в Ин. 6 имеют прямое и непосредственное отношение к Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Общение со Христом в Евхаристии Лк.4:4 . «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» ( Втор.8:3 ). Объясн. Здесь говорится об обыкновенном хлебе, а в таинстве Причащения под видом хлеба даётся Плоть Христова, соединённая с Его Животворящим Духом: Ин.6:51:54–57 . В этом таинстве не телесную жажду утоляют, а соединяются со Христом: 1Кор.10:16 ; сие творится в воспоминание Его: 1Кор.11:23–27 ; Лк.22:19–20 . Деян.2:41–42 . «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Объясн. Если здесь говорится об общении после принятия слов апостола и крещения, то нужно разуметь общение важнейшее и основное – со Христом в таинстве святой Евхаристии: 1Кор.11:22–26 . Это таинство и совершалось в первенствующей церкви: Деян.2:42:20:7 ; 1Кор.10:16 ; Ин.6:53:56 . Евр.3:7:14 . «Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его». Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца». Объясн. Апостол Павел повелевает не ожесточаться, слыша глас Божий, и вот глас Божий мы слышим: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ин.6:53–54 . Не ожесточайте же сердец своих, слыша сей глас Божий, исполняйте сии слова Господни, приобщайтесь Плоти и Крови Христовой и будете причастниками Христа, ибо если ветхозаветный Израиль чрез ядение жертвенного мяса становился участником жертвы и жертвенника, то тем более мы, получившие во Христе благодать: Ин.1:18 , вкушая Плоть и Кровь Христову – Жертву новозаветную, имеем участие в сей жертве для получения жизни вечной: 1Кор.10:16:11:26–28 . Единство жертвы Христовой Евр.7:27 . «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Объясн. Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17:11:25–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он (Каиафа) сказал это со злобным помыслом, но благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем» (Феофил., ср. Злат.). Дьявол часто лживо извращает слово Божие и самосущую правду представляет ложью ( Быт. 3:4–5 ). Бог иногда посмеивается над дьяволом , влагая в уста его – отца лжи и его органов – поразительную истину (ср. Мк. 5:7 и прим.). – Умрёт за народ: в смысле умилостивительной жертвы за грехи народа, чего, конечно, нельзя предполагать в словах Каиафы; он думал предать смерти одного за весь народ ради политического его благоденствия, а Дух Святой этими словами прорёк другую величайшую истину, что один умрёт для искупления народа от духовной смерти и для духовной вечной жизни (ср. 6:51). И не только за народ, восполняет евангелист невольное пророчество Каиафы, но и чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Под рассеянными чадами Божиими надобно разуметь в противоположность народу, как национальности иудейской, язычников ( Лк. 2:32, 7:5 ; Ин. 18:35 ; ср. Злат., и Феофил.), а не рассеянных между язычниками иудеев (ср. прим. к 7:35). Господь принёс умилостивительную жертву за весь мир – иудеев и язычников; и те и другие по вере в Него делаются чадами Божиими. Образ речи пророчественный: «чадами Божиими наименовал их, как имеющих быть таковыми» (Евф. Зиг., ср. Рим. 9 и далее; Рим. 15:27 , Гал. 3:14 ; Еф. 1 и далее; Рим. 8 и далее; Рим. 11:25 и далее; Рим. 16 и далее; Еф. 3 и далее). Под собранием воедино чад Божиих разумеется собрание не в одно место, но собрание рассеянных в разных местах в одно общество по вере во Христа ( Церковь единая). Все верующие во Христа, всюду рассеянные между неверующими, составляют одно вообще христианское общество, одно духовное тело, коего глава Христос, а прочие – все члены его ( 1Кор. 12 и далее). 53. Ин. 11:53 . С этого дня положили убить Его. Мф. 21:38 . 54. Ин. 11:54 . Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошёл оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В 53-й гл. говорится о том, что Раб Господень возьмет на Себя «наши немощи» и будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис 53. 4-5); за это Он будет впосл. возвышен Богом: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53. 10-12). С самого начала христ. эры эти слова воспринимались как пророчество о Христе. Множество цитат и аллюзий присутствуют в НЗ (Мф 8. 17; Лк 22. 37; Ин 12. 38; Деян 8. 32; Рим 15. 21; 1 Петр 2. 22, 24; Мк 9. 12; Деян 2. 33; Рим 5. 19; Флп 2. 7, 9 и др.). Основные сложности возникают у интерпретаторов при определении того, кто именно подразумевается под Рабом Божиим в самом ветхозаветном тексте, до возникновения христианства. Само выражение   («раб Мой») встречается в Книге пророка Исаии много раз в отношении разных лиц. Так названы народ Израиля (Ис 41. 8-9; 44. 1-2; 44. 21; 45. 4; 49. 3) и верные служители Господа (во мн. числе:   YHWH - Ис 54. 17; 65. 13-15). В др. местах из контекста следует, что подразумевается индивидуальная фигура, возможно, так назван некий пророк или один из персидских царей - Кир, Дарий или Артаксеркс. Против мессианской интерпретации говорит то, что в этом пассаже отсутствуют политические мотивы, характерные для мессианской тематики в ВЗ: Раб Господень нигде не называется царем из рода Давида. В Книге прор. Михея также содержатся обетования о восстановлении Израиля. Время жизни пророка относится, вероятно, ко 2-й пол. VIII в. до Р. Х., однако в книге есть немало речений, явно происходящих из более поздней эпохи - периода плена или раннего послепленного времени.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

После этого исповедания, высказанного устами Петра, Иисус Христос мог считать учеников Своих уже достаточно подготовленными для того, чтобы выслушать то, что до сих пор составляло для них тайну. Господь тогда же предвозвестил ученикам о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. В то же время Он дал им понять, что и их участь на земле будет такая же ( Лк.9:21–27 ). Но вместе с тем Господь подкрепил мужество учеников обетованием будущей славы, которую Он показал им в Своем преображении ( Лк.9:28–36 ). Как необходимо было укреплять веру учеников, это сказалось в том, что по маловерию своему они, несмотря на данные им от Господа силы, не могли исцелить бесноватого ( Лк.9:37–43 ); ученики даже не понимали вполне и того, что Господь говорил им о страданиях ( Лк.9:44–45 ). 4 . Учение Спасителя ( Лк.9:46 - Лк.18:30 ). Иисус Христос говорил ученикам Своим, что они не должны величаться своим избранием и силами, данными им ( Лк.9:46–48 ); что они не должны отвращаться от тех людей, которые не имеют достаточно мужества, чтобы открыто последовать за Христом ( Лк.9:49–50 ). Далее следуют разъяснения, что они не должны против насилия употреблять силу ( Лк.9:51–56 ). Далее следуют разъяснения по вопросам, что значит следовать за Христом и как нужно следовать за Ним ( Лк.9:57–62 ). Когда Господь послал 70 учеников для того, чтобы они уготовали Ему путь своею проповедью и чудесами, то объяснил им, чем они должны запасаться для пути и как вести себя во время странствования по Святой Земле. По возвращении же учеников Он объяснил им преимущества апостольского служения ( Лк.10:1–24 ). Затем идут в Евангелии от св. Луки наставления по общим вопросам веры. Когда Иисуса Христа спросили, что требуется для вечной жизни, Он отвечал, что прежде всего – любовь к Богу, и потом – любовь к ближнему, – любовь, благотворящая не только своим, но и чужим ( Лк.10:25–34 ). Марфе, сестре Марии, объяснено было то единое, что нужно каждому христианину ( Лк.10:38–42 ), а всем ученикам – существо и содержание Богоугодной молитвы ( Лк.11:1–13 ). Далее евангелист передает ответы Иисуса Христа, данные совопросникам, – что именно отвечал Он на клевету, будто Он творит чудеса силою диавола ( Лк.11:14–28 ), и также на дерзкое требование знамения ( Лк.11:29–32 ). Потом Он говорил о чистоте сердца ( Лк.11:33–36 ). Затем следуют обличения на лицемерие и другие пороки фарисеев ( Лк.11:37–54 ). Во ушию тысяч народа Иисус Христос предостерегал учеников от фарисейской испорченности и притворства и убеждал мужественно исповедовать учение Христово ( Лк.12:12 ). Затем опять идут общие наставления: предостережение от скупости и корыстолюбия ( Лк.12:13–21 ), от земных попечений ( Лк.12:22–28 ); увещание сосредоточить все попечения на ожиданиях Господа и предстоящей борьбы с миром ( Лк.12:29–53 ); наставления о том, что должно наблюдать знамения времени, в виду близкого суда Божия ( Лк.13:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010