Христос же, истинный Бог наш, первый и великий Архиерей (см. Евр 4:14), добровольно принесший Себя в жертву за нас и отдавший кровь Свою за нас во искупление, да предоставит Вашей архиерейской и почтенной Главе оказаться сильнее наступающих отовсюду варварских племен; и да позволит завершить жизненный путь в мире и спокойствии; и да удостоит снискать и вышний жребий в невыразимом ликовании и весе лье (Пс 86:7) там, где жилище всех наслаждающихся, откуда бежала всякая боль, и стенание, и скорбь (см. Ис 35:10; 51:11): в Самом Христе, истинном Боге нашем, Коему слава и сила во веки веков. Аминь! Усердно молимся за Вас по долгу отеческого благочестия; не премините и Вы помянуть нашу мерность. Текст напечатан в жрунале «Альфа и Омега» и был послан Виталием Иноземцевым на форум д. Андрея Кураева   notes Примечания 1 По изданию: Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках. СПб.: Алетейя, 1998. С.26. 2 Власий (по иным источникам — Василий) — священник, сторонник свергнутого патриарха Игнатия; за открытые выступления о несправедливости, произведенной над Игнатием, был подвергнут преследованиям и урезанию языка. [см.: Лебедев А.П. Указ.соч. С.25–26.] 3 Photii patr. epistolae//Migne J.P. Patrologiae cursus completus. Patrologia graeca. T. CII. Lib.1. P.624–625. 4 По изданию: Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Т.2. М.: Мысль, 1997. С.62–69. 5 oude gar en gwnia egeneto, kai to megeqoV thV ephreiaV thn istorian eis panta exhnegken. 6 Как видно из ближайших затем слов, речь идет об учениках Фотия, об его школе. Любопытно, что это место пропущено у Гёргенретера. — Прим. Ф.И. Успенского. 7 Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Т.2. С.65. 8 Там же. С.66. 9 Там же. С.67. 10 Место несомненно относится к митрополитам Солуни, Иллирика и Сиракуз, хотя иные понимают его применительно к болгарам. — Hergenrother. I. S.73. — Прим. Ф.И. Успенского. 11 Этого отдела нет в греческом тексте Досифея. Он восстановляется по изд.: Mai. Nova Patrum Bibl..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

17:1–13 Слава воссияла вновь В этом отрывке аллюзия на явление Божьей славы Моисею на горе Синай столь очевидна, что большинство еврейских читателей, несомненно, ее заметили. Более подробные сведения см. в коммент. к Мк. 9:2–10 . 17:1. Шесть дней ассоциируются с шестью днями в Исх. 24:16 , когда Бог начал говорить с Моисеем из облака, покрывшего гору. 17:2. В некоторых еврейских текстах изображение ангелов в славе или воскресших праведников во многом напоминает описание облика Иисуса в этом эпизоде, но ближайшую аналогию преображению человека под действием славы можно найти в Исх. 34:29 , где лицо Моисея стало сиять лучами после встречи с Богом. 17:3. Иудеи ожидали возвращения Илии и Моисея в конце времен. Оба они ( Исх. 24:15,16 ; ЗЦар. 19:8) слышали голос Бога на горе Синай (или Хорив). 17:4. Израиль был в кущах в пустыне, когда слава Божья пребывала в его среде. 17:5. Облако славы покрыло гору в Исх. 24:15 и скинию в 40(то же самое греч. слово используется в LXX, в Исх. 40 – тексте, который использует здесь Матфей). К библейской аллюзии в Мф. 3здесь добавляется голос с неба из Втор. 18:15 : когда «воздвигнет тебе Господь... [пророка, подобного Моисею] – Его слушайте». 17:6–8. том, что людей, присутствовавших при Богоявлении, всегда охватывал такой же страх, какой испытывают здесь ученики, сообщают как Ветхий Завет, так и позднейшая иудаистская традиция. 17:9–13. Евреи верили, что Илия придет перед наступлением конца времен и восстановит порядок ( Мал. 4:5,6 ); воскресение всех праведных должно свершиться после его прихода, в конце времен. 17:14–23 Маловерие учеников 17:14–21. Дополнительные сведения см. в коммент. к Мк. 9:14–29 . Сойдя с горы, Иисус, как и Моисей, столкнулся с несостоятельностью тех, кому Он поручил служение ( Исх. 24:14; 32:1–8, 21–25,35 ). «Передвигать горы» – еврейское образное выражение для обозначения невероятно трудного дела (горы считались неколебимой твердыней; ср.: Пс. 45:3 ; Ис. 54:10 ); горчичное зерно символизировало предельно малую величину. Иисус, таким образом, говорит ученикам, что если они доверятся Богу, то смогут совершить все, чего Он от них потребует (ср.: Зах. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Блж. Августин, разделяя представленную у предшествующих авторов концепцию восхождения души по ступеням заповедей блаженств, предлагает др. схему их символического истолкования, соотнося их число с 7 дарами Св. Духа (см.: Ис 11. 2-3, представляя их последовательность в обратном порядке нежели в пророчестве Исаии): смирение/страх Божий; кротость/благочестие; плач/ведение; справедливость/стойкость (крепость); милость/наставление (совет); чистота/разумение; мир/мудрость. Подобная соотнесенность с Божественными дарами, возводящими к вершине совершенства, демонстрирует больший акцент на спасительном действии благодати Божией в следовании заповедям. Первые 5 блаженств относятся к начальному этапу восхождения, побуждают слушателей к совершению «добрых дел» (bona opera) в «деятельной жизни» (vita active), последние 2 имеют отношение к «созерцанию наивысшего блага» (contemplatio summi boni) и «созерцательной жизни» (vita contemplative - Aug. Domin. in Mont. I 3. 10). В отличие от остальных авторов блж. Августин насчитывает 7 блаженств. Восьмое блаженство (Мф 5. 10) стоит отдельно, поскольку оно подводит итог всем остальным и словно бы возвращает к их началу, показывая то, что есть совершенство, т. е. достижение Царства Небесного ( Aug. Domin. in Mont. I 3. 10). Подчеркивая символическую важность этого блаженства, он прибегает к нумерологическим изысканиям, замечая, что оно содержит указание на Пятидесятницу (7×7+1=50) как на день, когда дар Св. Духа был дан Церкви (Ibid. I 4. 12). Блаженства указывают на совершенный образ жизни христиан, все степени к-рого могут быть достигнуты в этой жизни; пройдя все 7 основных стадий, христианин может «достичь совершенства, 8-е озаряет и делает явным достигнутое совершенство, означающее возрождение нового человека» (Ibid. I 1. 1; I 4. 12). Кроме того, блж. Августин стремится показать соотнесенность блаженств со всем остальным содержанием проповеди Христа, рассматривая их число в контексте Н. п.: это же число лежит в основе 7 прошений молитвы Господней (Мф 6. 9-13 - ср.: Aug. Domin. in Mont. II 9. 35). Также 7 блаженств определяют композицию Н. п., содержание к-рой можно также разделить на 7 основных частей: Мф 5. 21-24; 5. 25-26; 5. 27-28; 5. 29-37; 5. 38-48; 6. 1-7. 12; 7. 13-23 - ср.: Aug. Domin. in Mont. II 25. 87.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

Относительно воскресения людей в своих телах у Оригена (на основе 1 Кор 15, 35 - 38; 42-44) сложилась следующая концепция (см. Contr. Cels. V, 18-19; De princ. II, 10, 1-3 и др.). После смерти человека его тело распадается на мельчайшие составляющие, как и любое другое материальное тело, и эти составляющие остаются в составе материи. Когда же архангел протрубит сигнал к воскресению мертвых, для каждого тела соберутся все частицы, которые составляли его до смерти. Однако они необязательно будут те же самые, но скорее всего - такие же . Практически неизменной останется только форма. Точнее - узнаваемой, но идеализированной - без телесных дефектов, признаков пола и возраста. Люди станут подобны ангелам. Сама плоть утончится, станет нетленной, т. е. тела, «посеянные» душевными, воскреснут духовными,- повторяет Ориген тезис из Павлова Послания (1 Кор 15, 44) . «Духовное тело» будущего века будет во всем превосходить наше видимое тленное тело, «...можно только предполагать, - пишет Ориген, - какою красотою (decor), каким великолепием (splendor), каким блеском (fulgor) будет обладать духовное тело» (De princ. III, 6, 4). Освободившись от слабости, немощи и болезней, в какие тело было вовлечено греховным своеволием человека, оно «изменится в состояние славы... станет сосудом чести и жилищем блаженства» (III, 6, 6). Однако не все тела по воскресении будут равны между собой. Тела праведников воссияют как солнце, луна и звезды, а тела грешников и безбожников будут более темными и мрачными. Они должны еще будут пройти длительный период очищения, прежде чем достигнут первоначального состояния «славы». Каждое существо (и человек в том числе) будет осуждено по грехам его на свой срок очищения, которое будет сопровождаться адскими муками и горением в неугасимом огне. Огонь этот, считает Ориген, ссылаясь на пророка Исайю (Ис 50, 11), не следует, однако, понимать внешним образом. Пламя этого огня будет гореть внутри каждого грешника, и пищей ему будут накопленные при жизни грехи и злые деяния. Главным же мучителем человека станет его совесть. Она с помощью божественной силы будет воспроизводить в памяти «некоторые знаки, или формы», всех гнусных, постыдных и злых дел человека. Совесть сама «будет преследовать себя и изводить своими собственными терзаниями, и сама сделается своею обвинительницею и свидетельницею [против себя]»; она сама выстроит орудия мучений «вокруг самой субстанции души из гибельных греховных настроений» человека (II, 10, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Самое великое водоосвящение состоит в следующем: поются тропари: «Глас Господень на водах», в которых воспевается крещение Спасителя. Затем в трех паремиях из пророка Исаии ( Ис.35:1–10, 55:1–13, 12:3–6 ) изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю, радость Церкви о почерпании от источников воды спасения. Засим в Апостоле ( 1Кор.10:1–4 ) указывается на те вещи, лица и события, кои в Ветхом Завете, во время странствования евреев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя; так, «пияху от духовного последующаго камене, камень же бе Христос». В Евангелии ( Мк.1:9–12 ) говорится о самом крещении Господа. После Евангелия следует ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Затем священник читает молитву, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду 1344 . Освящение воды, при чтении молитвы, сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при троекратном произнесении слов: «Сам убо Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа. и освяти воду сию 1345 . Обыкновенно, при чтении ектении и молитвы бывает каждение над водой. По окончании чтения молитв, священник, благословляя воду крестовидно честным крестом погружает и (его) право (’ρθιον – rectam – прямо), низводя в воду и возводя, держа его обема рукама 1346 , при пении тропаря: «Во Иордани, крещающуся Тебе, Господи». После троекратного погружения и пения тропаря, священник, взяв священную воду на блюдо, обращается на запад лицом, держа в левой руке крест, в правой васильки (т. е. кропило) (Требн.), кропит крестообразно на все стороны (Тип.. послед. 6-го января). Засим приходят к нему целовать крест, и целовавшего крест священник знаменует по лицу васильком со священной водой (Требн.) крестообразно» (Тип., послед. 6-го янв.). После целования креста и кропления, входят из крестильни в храм, при пении стихиры: «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество». Придя в церковь , иерей кропит ее на четыре страны (Чин свящ. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соб. 5-го янв.). Затем совершается конец литургии, поется: «Буди имя Господне благословенно», трижды, читается псалом 33-й: Благословлю 1 " оспода па всякое время», и бывает совершенный отпуст, положенный в праздник Богоявления: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна» (см. выше, о праздн. Богоявлении). Малое водоосвящение

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

вв) Но есть еще вид святого плача, свой­ственный людям, пламенеющим любовью к Богу и от преизбытка ее желающим ско­рее соединиться с ним навеки. Эти люди се­туют о продолжении странствования своего на земле и воздыхают о небесном своем отечестве. «О сем воздыхаем , — говорит святой апостол Павел, — в жилище наше небесное облещися же­лающе, благоволим паче отыти от тела и внити ко Господу» (2 Кор. 5:2—8). И еще: «желание има­мы разрешитися от тела и со Христом быти» (Флп. 1:23). Вот те плачущие, которых Иисус Христос называет блаженными!» (См. «Духовн. бесед.», 1871 г.) б) Какая же награда назначается плачу­щим? «Яко тии утешатся.» Где утешатся? И здесь — на земле, и там — на небе. Омывая сле­зами грехи свои, они примиряются и со сво­ей совестью, и с Богом: совесть перестает уп­рекать их и возмущать покой душевный; и Отец небесный утешает чад Своих, изливая в сердца их любовь Свою Духом Своим (Рим. 5:5) и даруя им несомненную надежду на вечную радость, когда Иисус Христос «отымет всяку слезу от очию их» (Апок. 21:4), когда отбежит от них вся­кая печаль и воздыхание, когда веселье и радость вечная почиет над головой их (Ис. 35:10). Когда же утешает людей Сам Бог, тогда и тысячи скорбей не могут отнять у них радости. Такая высокая награда обещана плачущим не потому, чтобы самый плач заслуживал того, но по человеколюбию Божию, т.е. награда обе­щана от Бога не по важности действия, но по любви Его к людям. Ибо плачущие оплакива­ют грехи свои, а для таких людей довольно только получить прощение. Но так как Иисус Христос безмерно человеколюбив, то Он и не ограничивает награды отменой наказания, но еще дает таким людям блаженство — вели­кое утешение на земле и еще большее на небе. 3. Таково, братие мои, то глубокое и вместе для всех истинных христиан, оплакивающих грехи свои, утешительное учение, которое заключается во второй заповеди блаженства. (Сост. по указ. источ. священника Гр. Дьяченко). Поучение 2-e. О чем истинный христианин должен плакать? «Какие плачущие находятся на пути к бла­женству?» — спрашивает святитель Филарет, митрополит Московский. «Христос Спаси­тель, — говорит он, — ублажает «нищих» не про­сто, но нищих «духом» (Лк. 6:21), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее говорит святой Матфей, «блажени алчущии и жаж­дущии правды» (Мф.5:6). Сообразно с этим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оп­лакивающие неправды и грехи, которыми об­ременены, плачущие от скорби духа, что про­гневали и гневят Бога, и потом от любви духа, что при всем желании видят себя не до­вольно соответствующими Божией любви и ми­лосердию». (См. Проп. Филарета, митрополита Московского.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3071...

Откр.22:11–12 . «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мной, чтобы воздать каждому по делам его». Объясн. Сказано сие не как одобрение неправды и скверны, но как сохранение непринуждаемости разума, как бы так сказано: пусть каждый делает что ему нравится, по его произволению. Показывается этим то, что за всяким действованием следует соответственный ему конец: воздаяние каждому по делам его: Откр.20:12 . Лк.6:38 . «Давайте и дастся вам: мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам». Объясн. Общая мысль здесь такова: кто много даёт нищим по любви христианской, тот и получит многое воздаяние за то. И на земле к людям добрым люди добры, но особенно воздаяние на небе: Мф.25:34 ; 1Кор.2:9 . О загробной жизни Откр.20:4:6 . См. объяснение выше, под заголовком: «О всеобщем воскресении». О новом небе и новой земле Откр.21:1–4 . «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». Объясн. Здесь указывается на обновление твари к лучшему, как говорит апостол: «сама тварь освобождена будет от рабства тлению»: Рим.8:21 . И святой царь Давид говорит: «как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся»: Пс.101:27 . Самый же город святый, виденный святым Иоанном, составляется из святых, о которых написано: «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его»: Зах.9:16 , имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель царственной Троицы, ибо в нём обитает и ходит Она по обетованию: 2Кор.6:16 . «И смерти не будет уже...» И сие по Писанию: Ис.25:8:35:10 . А слова: «прежнее прошло» означают, что злострадания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них: Откр.20:13 (Толк. на Апокалипс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр 2:14–18). Далее слушаем Евангелие об Иродом сотворённом ужасе, о плаче Рахилином, но и о первых за Христа мучениках — младенцах Вифлеемских (Мф 2:13–23). И, завершая Часы, поём кондак Навечерия: “Дева днесь Превечное Слово/в вертепе грядет родити неизреченно:/ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со Ангелы и пастырьми/хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога”. Младенцу сему ещё не пришёл час (ср. Ин 2:4), и подобает Ему расти (ср. Ин 3:30) — до явления на Иордане, до Голгофы и Воскресения… Псалмы первого часа, как всегда, — приуготовление: Господа — к схождению в Иордан и выходу на проповедь, и наше — к исправлению стезей Христовых через покаяние, да услышим спасительное слово Его. Ещё и на других часах, позже, встретится тема воды, стихии жизни, стихии очистительной, бодрящей, но и страшной, опасной смертельно для погружающихся в неё дерзостию или неразумием. Нам же теперь, по образу пришедших на крещение к Иоанну, — время слушать обличения, каяться и, быть может, услышать в псаломском чтении голос приближающегося к Иордану Иисуса Христа: Бог, не хотяй беззакония Ты еси, не приселится к Тебе лукавнуяй: ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима… погубиши вся, глаголющыя лжу, мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс 5:5–7), и — от Первого Лица: Заутра предстану Ти, и узриши Мя (Пс 5:4), и далее — о Крещении: на воде покойне воспита Мя (Пс 22:2), и о грядущих трёх годах проповеди: Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла… милость Твоя поженет Мя вся дни живота Моего (Пс 22:4–6). О том же — и о большем — о зримой впереди Пасхе — последний псалом часа: Законоположи Ми, Господи, в пути Твоем, и настави Мя на стезю правую враг Моих ради… верую видети благая Господня на земли живых (Пс 26:11–13). Далее за тропарём — стихиры водоосвящения (творение святителя Софрония Иерусалимского): “Днесь вод освящается естество…” и прочие, хорошо знакомые. А за ними — пророчество Исаии (как и на всех паремиях этих часов) и вновь — тема воды и — указание на Грядущего в ней креститься: И возрадуются пустынная Иорданова… и людие Мои узрят славу Господню и высоту Божию… се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас… проразися в пустыни вода и дебрь в земли жаждущей… тамо будет путь чист, и путь свят наречется… хвала, и радование, и веселие… отбеже болезнь, печаль и воздыхание (см. Ис 35:1–10). Затем — проповедь апостольская из книги Деяний, указывающая на слова Крестителя Иоанна о грядущем Мессии, об исполнившихся в Иисусе древних пророчествах и о вершине Его пути — страданиях, смерти и воскресении (Деян 13:25–32). Вот Богоявление зримо приближает Страстную и Пасху, что отражается и в чине Царских часов. Далее — евангельское чтение от Матфея об Иоанновом крещении, об обличениях его, таким образом, — о подготовке покаянной в сретение Христа, выходящего на проповедь Царства Небесного (Мф 3:1–12).

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

35. Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь – утверждение ангелов, вечное преуспеяние. 36. Возвести нам, о ты, прекраснейшая из добродетелей, где ты пасеши овцы твоя? Где почиваеши в полудне? (Песн. 1, 6) Просвети нас, напой нас, наставь нас, руководи нас, ибо мы жаждем прийти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце мое пламени Твоего. Итак, воспев тебя, иду. Ты владычествуеши державою морскою, возмущение же волн его Ты укрощаеши и умерщвляеши. Ты смиряеши, яко язвена, гордый помысл, и, мышцею силы Твоея расточив враги Твоя (Пс. 88, 10–11), делаешь любителей Твоих непобедимыми от всякой брани. 37. Но желаю я узнать, как видел Тебя Иаков утвержденной на верху лествицы? Скажи мне, какой был вид оного восхождения? Что означает самый образ лествицы и расположение степеней ее, тех восхождений, которые полагал в сердце своем (см. Пс. 83, 6) некий любитель красоты Твоей? И сколько их числом, жажду узнать? И сколько времени требуется на восхождение оной? Тот, который Тебя видел и боролся с Тобой, возвестил нам об одних только по одной лествице руководителях (ангелах); но ничего более не восхотел, или, лучше сказать, не возмог открыть. Тогда Она, сия царица, как бы с неба явившись мне и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: «Доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник мой говорит: Ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любы; больше же всех любы» (1 Кор. 13, 13). Краткое увещевание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем и внимая пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего (Ис. 2, 3), совершающего нозе наши, яко елени, и на высоких поставляющего (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Теките, умоляю вас, с апостолом, сказавшим: потщимся, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице, ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

19:3. Возглас «радуйся» был не чем иным, как злой насмешкой над Иисусом, восходящей к обычаю приветствовать римского императора – «Аве (радуйся), кесарь!» 19:4–16 Политика берет верх над справедливостью 19:4. В результате допроса Пилат пришел к выводу, что Иисус не виновен (18:35–38). В обычных условиях этот вердикт был окончательным. 19:5. В облачении, имитирующем царские одежды, как и в случае с Агриппой I в Александрии (см. коммент. к 19:2), Иисус предстает перед толпой не как истинный царь, а Как безвредный шут. Титул «Человек» иронически противопоставлен обвинению в том, что Иисус «сделал Себя Сыном Божьим» (19:7); кроме того, это может быть пародийным приветствием царя, вроде «Вот царь!» (контрастирующим с приветствием в начале Евангелия – 1:29). 19:6. Предложение Пилата звучит как насмешка: иудейские власти не имели права приводить в исполнение смертный приговор, а если бы даже имели, то не через распятие, а через побивание камнями. 19:7–9. В Ветхом Завете Мессия (и весь род Давидов) именуется Сыном Божьим ( 2Цар. 7:14 ; Пс. 2:7; 88:28 ); в широком смысле, сыном Божьим был и весь Израиль ( Исх. 4:22 ; Втор. 8:3 ; Ос. 11:1 ). Но даже необоснованные мессианские притязания не рассматривались в иудаизме как преступление, заслуживающее смертной казни, если только лжепророк не призывал к поклонению другим богам. Обвинители Иисуса, таким образом, противоречат собственному толкованию учения закона о Мессии (10:34–36); но, возможно, ирония Иоанна еще глубже: ветхозаветному предсказанию о том, что Сыну Божьему предстоит умереть, поверил только Пилат (ср.: Ис. 53 ). Пилат подходит к обвинению очень осторожно. Хотя многие странствующие философы, объявлявшие себя сынами богов, не воспринимались всерьез, считалось, что некоторые из них действительно обладают божественной мудростью или могуществом, и Пилат, возможно, опасается оскорбить такого могущественного человека. Некоторые римляне относились к религии цинично, но многие верили в существование богов; учитывая, что репутация еврейских магов была в древности очень высока, Пилат проявляет особую осторожность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010