Таким образом, главным характером последнего исправления Библии была забота о верности перевода греческому тексту и древнему славянскому переводу. Дело требовало трудов тяжелых, средств обширных и много знания. И оно выполнено достойно того времени 94 . Этот прекрасный плод принесен св. Церкви, можно сказать, Симоном Тодорским. Лящевский и его помощник Слонимский были учениками Тодорского по филологи. Симон был основателем свящ. филологии в России. Тодорский, по окончании наук в Киеве (в 1727 г.), имел охоту и твердость провести десять лет за границею и всего более в Галле. Он слушал там с живой ревностью экзегетику, догматику, особенно же изучал языки греческий, еврейский, халдейский, сирский и арабский, столько нужные для уразумения В. Завета. Отличный галльский профессор восточных языков, Михаелис, был руководителем Симону, и Михаелис отозвался в дипломе Симону с самой отличной стороны о его успехах в восточных языках; немецкий язык был для Симона почти как родной, когда в 1738 г. возвратился он в Киев. Здесь он открыл класс филологии еврейской, греческой и немецкой, до него не известной в Киеве; а в 1742 г. он вызван был в наставники Петру III, по православному учению веры. Хотя таким образом поприще его, как наставника филологии, продолжалось не долго: но он успел оставить достойных учеников, и не прекращал занятий своих по восточным языкам в Петербурге. Здесь он писал разные исследования по восточной филологии 95 . Быв членом Синода и (с 1743 г.) Архиепископом Псковским, он возбудил в других ревность к св. филологии, и эта ревность довольно жива была и после его кончины (1754 г.). 96 § 13. Толкование Св. Писания в Моск. Академии; по преобразовании – русский перевод Св. Писания, опыты толкования Московская Академия образовала многих толкователей преимущественно для Нового Завета. Посла Феофилакта Горского, воспитанника и Ректора Москов. Академии, который писал Соглашение Св. Писания, Аполлос Байбаков, воспитанник и Ректор той же Академии, издал публично читанные им толкования на послания к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесянам, Филиппянам, Колоссянам и Солунянам (первое) 97 . Гавриил Петров, также воспитанник и Ректор Заиконоспасской Академии и известный Митрополит Новгородский, известный по объяснению Соборных Посланий. Мефодий Архиепископ Псковский, тогда как был Ректором Московской Академии, читал толкование на послание к Римлянам 98 . Всех же более трудился для объяснения Св. Писания Ректор той же Академии и в последствии Архиепископ Псковский Ириней Клементьевский . Он писал толкования: а) на послание к Римлянам; б) на послание к Евреям 99 ; в) на 12 меньших Пророков и на прор. Даниила 100 , по греческому и еврейскому тексту; г) наконец по тому и другому тексту толкование на Псалмы, впрочем извлеченное из Белларминова толкования 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ириней (Шульмин) 27.01.1923 хирот. во еп. Кушвинского, вик. Свердловской епархии (единоверческой); с 2.11.1923 еп. Мензелинский; с 26.05.1924 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 19.02.1925 еп. Елабужский, вик. Сарапульской епархии; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 1929 г. еп. Елабужский, вик. Казанской епархии; с 1930 г. еп. Бугурусланский; 1930–1934 еп. Мамадышский; с 1934 г. еп. Пензенский; с 21.05.1935 еп. Куйбышевский; расстрелян в 1937 г. Исайя (Ковалев) 28.11.1954 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; † 21.10.1960. Исидор (Богоявленский) 22.06.1947 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; † 18.12.1949. Исидор (Кириченко) 19.06.1977 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского (с 26.06.1985 Архангельский и Мурманский); с 12.05.1987 еп. Краснодарский и Кубанский; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 26.02.1994 архиеп. Краснодарский и Новороссийский. Исидор (Колоколов) с 8.03.1917 на покое (б. еп. Михайловский, вик Рязанской епархии); убит в 1918 г. Иувеналий (Масловский) с 28.07.1917 еп. Тульский и Белевский; с 17.10.1923 архиеп. Курский и Обоянский; с янв. 1925 г. в Соловецком лагере; с 10.05.1928 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 22.01.1936 в заключении; расстрелян 25.10.1937. Иустин (Мальцев) 8.01.1945 хирот. во еп. Вологодского и Череповецкого; с нач. 1949 г. еп. Псковский и Порховский; с 20.10.1949 еп. Казанский и Чистопольский; † 4.04.1950. Кассиан (Ярославский) 26.03.1961 еп. Угличский, вик. Ярославской епархии; с 14.05.1963 архиеп. Новосибирский и Барнаульский; с 20.05.1964 архиеп. Костромской и Галичский; с 30.11.1988 на покое; † 20.03.1990. Киприан (Зернов) 6.08.1961 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 14.11.1961 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 5.08.1963 в сане архиепископа; с 20.05.1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Среднеевропейский; с 23.06.1966 на покое; † 5.04.1987. Киприан (Комаровский) с 4.12.1911 еп. Семипалатинский, вик. Омской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; в 1923 г. принес покаяние, арестован, заключен в Соловецкий лагерь; с 13.11.1925 еп. Владивостокский; с 1927 г. в сане архиепископа; с 15.09.1927 архиеп. Нижне-Ундинский, вик. Иркутской епархии; с 19.07.1929 на покое; с 23.10.1932 архиеп. Златоустовский, вик. Уфимской епархии; с авг. 1933 г. архиеп. Ижевский и Златоустовский; с 11.06.1934 архиеп. Вятский; с 5.08.1937 в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вследствие сего, когда рассуждаемо было, кому из синодальных членов в продолжение того вакационного времени, на основании означенной Генерального Регламента главы, иметь в Святейшем Синоде присутствие, то из них преосвященные Иннокентий архиепископ псковский, Ириней епископ тверской и Лукиан, протоиерей гвардии преображенский, объяснили, что они, переменяясь между собой, присутствие в Святейшем Синоде в сие вакационное время приемлют на себя; однако и преосвященный Амвросий архиепископ казанский объяснился, что если в сие время случится какое дело не маловажное, времени не терпящее, то и он, по получении о сем уведомления, имеет быть в присутствие. Приказали: о сем записать в журнал и в течение оной всемилостивейше пожалованной Святейшему Синоду вакации, присутствие иметь в Святейшем Синоде помянутым синодальным членам: преосвященным Иннокентию, архиепископу псковскому, Иринею, епископу тверскому и Лукиану, протоиерею гвардии преображенскому по выше прописанному положению, и сему присутствию быть по однажды в каждой неделе; что же следует до дел, то из оных докладывать сему присутствию только такие, кои хотя и маловажны, однако времени не терять, так же и присылаемые в известие. Есть ли же случится какое дело важнее, и притом требующее полного собрания Святейшего Синода, в таком случае по учинении повесток собираться всем синодальным членам». Независимо от вакационного времени синодальные члены пользовались с высочайшего со позволения отпусками: архиереи- для обозрения епархий и личного исправления епархиальных дел, а архимандриты-для устройства дел монастырских. Подобные отпуски иногда соображались с поездками Святейшего Синода в Москву, и не лишали увольняемых получаемого ими содержания по синодальной должности. Митрополит новгородский и с-петербургский обыкновенно пользовался отпусками в Новгороде в летнее и на довольно продолжительное время (с мая по август). В 1796 году митрополит Гавриил, воспользовавшись отпуском с 19 мая по 30 августа, уведомлял затем Синод, что ему разрешено и осень провести в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Напротив, человека, уповающего на Бога, всячески ублажает, говоря: благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь — упование его: и будет яко древо насажденное при водах, и во влаге пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода (Иер. 17:5-8). Пс.33:10. Бойтеся Господа, еси святии Его, яко несть лишения боящимся Его.    Упование на Бога не есть единичное расположение. Оно есть хороводица (руководитель) всего сонма добрых расположений сердца, венец и цвет их. Оно свойственно не тем, кои живут в нерадении и беспечности, а тем, кои день и ночь неусыпно трудятся в подвигах добро делания. Почему, ублажив уповающих на Господа, святой Пророк присовокупляет: бойтеся Господа, вси святии,— как бы так: блаженно упование; но, смотрите, не расслабьтесь упованием и не предайтесь беспечности. Напротив, тем паче живите в страхе Божием; ибо только под таким условием не посрамлено будет упование наше и вы не будете лишены всякого блага. Страх Божий не есть праздное чувство, но есть соблюдение заповедей или постоянное пребывание в правде и любви. Когда он таков, тогда служит основанием благонадежности, с которою приступаем к Богу и вкушаем сладость благодеяний Его (Ириней, архиепископ Псковский).    Поработай Господу усердно,— и законно будешь чаять от Него всякой помощи. И между нами так бывает, что к тому, с кем находимся в добрых отношениях и послугах, идем мы с какою-либо нуждою открыто и смело, не сомневаясь и не думая получить отказ. Если же кому сделали какую неприятность, то и на глаза не смеем показаться ему, хоть бы знали, что он охотно всем помогает. То же и здесь. У кого совесть чиста, кто знает, что поработал Господу в исполнении Его заповедей,— тот дерзновенно уповает на помощь Его. Кто же оскорблял Бога беззакониями, у того в годину скорби и беды не возникает в сердце благонадежие; разве только в связи с тем будет в сердце и раскаяние искреннее с решимостью — прочее работать единому Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Пс.33:10 .  Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Упование на Бога не есть единичное расположение. Оно есть хороводица (руководитель) всего сонма добрых расположений сердца, венец и цвет их. Оно свойственно не тем, кои живут в нерадении и беспечности, а тем, кои день и ночь неусыпно трудятся в подвигах добро делания. Почему, ублажив уповающих на Господа, святой Пророк присовокупляет: бойтеся Господа, вси святии, – как бы так: блаженно упование; но, смотрите, не расслабьтесь упованием и не предайтесь беспечности. Напротив, тем паче живите в страхе Божием; ибо только под таким условием не посрамлено будет упование наше и вы не будете лишены всякого блага. Страх Божий не есть праздное чувство, но есть соблюдение заповедей или постоянное пребывание в правде и любви. Когда он таков, тогда служит основанием благонадежности, с которою приступаем к Богу и вкушаем сладость благодеяний Его (Ириней, архиепископ Псковский). Поработай Господу усердно, – и законно будешь чаять от Него всякой помощи. И между нами так бывает, что к тому, с кем находимся в добрых отношениях и послугах, идем мы с какою-либо нуждою открыто и смело, не сомневаясь и не думая получить отказ. Если же кому сделали какую неприятность, то и на глаза не смеем показаться ему, хоть бы знали, что он охотно всем помогает. То же и здесь. У кого совесть чиста, кто знает, что поработал Господу в исполнении Его заповедей, – тот дерзновенно уповает на помощь Его. Кто же оскорблял Бога беззакониями, у того в годину скорби и беды не возникает в сердце благонадежие; разве только в связи с тем будет в сердце и раскаяние искреннее с решимостью – прочее работать единому Господу. Святой Исаак Сирианин , в 67-м слове, так изображает необходимую связь упования с добродетельною и богобоязненною жизнию: «кто, не имея заботы о скоропреходящем, днем и ночью радеет об одних добродетелях и о занятиях Божественных, – тому справедливо надеяться на Бога, потому что соделался рабом Его и рачителем к делу Его, не предается нерадению по какой бы то ни было причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сентября 22 Именным Указом определен в должность Правителя Псковского Наместничества Статский Советник Харитон Лукич Зуев. Января 16 Именным Указом определен Генерал-Губернатором Псковским и Смоленским Генерал-Аншеф, Барон Иосиф Андреевич Игелъстром; а в отсутствие его для командования войсками в Польше, Именным Указом 19 апреля 179З года поручена должность Псковского Генерал-Губернатора Тверскому Правителю Наместничества, Генерал-Поручику Григорию Михайловичу Осипову. Определен Псковским Правителем Наместничества Действительный Статский Советник Иван Андреевич Молчанов: но через три месяца Именным Указом от 23 марта повелено ему присутствовать в Московском Опекунском Совете, а на место его Гражданским Губернатором во Псков определен Действительный Статский Советник Иларион Спиридонович Алексеев. Определен Военным Губернатором во Псков Генерал от Инфантерии Михайла Михайлович Философов, коему поручено и управление по Гражданской части Губерний Псковской и Смоленской. Марта 12 уволен управлявший Гражданскою частию Смоленской и Псковской части Генерал от Инфантерии Михайла Михайлович Философов, а на место его определен в обеих Губерниях Генерал от Инфантерии Иван Андреевич Розенберг, а в начале 1799 года послан в Италию. На место Алексеева определен Губернатором Тайный Советник и Кавалер Николай Андреевич Беклешов. Октября 17 переведен из Тверских во Псковские Архиепископ Ириней, а в 1814 году уволен с пенсиею на покой. Весною была чрезвычайная полая вода, затопившая многие места на Завеличье и по Пскове реке. Именным Указом декабря 26 уволен Псковский Гражданский Губернатор Тайный Советник Беклешов, а на место его определен Генерал-Лейтенант Яков Иванович Ламбсдорф с переименованием в Тайные Советники 29 июня был во Пскове Государь Император Александр Павлович. Именным Указом 1б февраля определен Псковским Гражданским Губернатором Действительный Статский Советник Николай Осипович Лаба. В первую Французскую войну собиралась и Псковская Милиция, подобно как в других Губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   Близ Господь всюду, яко вездесущий! Но здесь особенная указывается близость Его к праведным. И сия особенность зависит от той особенности, с какою сердца праведных обращаются ко Господу. Это их сокрушенное и смиренное сердце привлекает Господа близ и от Него извлекает обилие милостей. Самоуверенный, самонадеянный и близкого Господа делает, далеким от себя; оттого все опоры его ломаются, как трость сокрушенная. «Высок Бог, говорит блаженный Августин, да умаляется убо христианин! Если хочешь, чтоб высокий Бог был близ тебя, уничижись и смирись. Великое здесь таинство! Бог над всем есть. Сколько ни будешь высить себя, не достигнешь Его. Смирись, и Он сам низойдет до тебя». Святой Василий Великий такую речь влагает при сем в уста Давида: «близ Господь! К вам говорю сие, смиренные и сокрушившие свое самомнение, чтоб вас обрадовать и ввести в долготерпение. Кто чужд всякого надмения и ничем человеческим не гордится; тот и сердцем сокрушен, и духом смирен». Блаженный Феодорит в сокрушенных сердцем тоже видит тех, которые скромными о себе водятся мыслями; за что особенно близким к ним являет себя Господь и с благоволением приемлет молитвы их.    Сокрушенный сердцем есть и тот, у кого сердце разбито горем,— и смиренный духом тот, у кого дух уничижен тяготою бед. В совокупности же тем и другим термином означается человек, который и в себе, и вокруг себя видит все разоренным, который никакой для себя опоры не находит ни в себе, ни в чем-либо вне себя. Почему в сокрушении и смирении, все упование свое возложив на единого Господа, Ему день и ночь вопиет о помощи. Это-то совершенное возвержение всей надежды на единого Господа и привлекает к нему Господа и делает Его особенно близким к нему, скорым на помощь; ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Близ есть Господь, и спасает. Покрыю и, говорит Сам Он, изму его и прославлю его (Пс. 90:14-15); показывая, что праведных людей в годину утеснений и гонений, в сокрушении сердца взывающих к Нему, Бог не оставляет, но неотступно, благодатию Своею, пребывает с ними, подавая терпение и небесным утешением растворяя оное, дабы они могли мужественно сносить нашедшие страдания; а то и совсем изъемлет их от всяких утеснений и бедствий и после мрака печалей светом радости осиявает их (Ириней, архиепископ Псковский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Св. Синода 1800 г. 782). 28 Со слов князя, Ю.Н. Бартенев подробно описал разговор с ним Государя при этом случае: «Я бы очень желал, – сказал мне тогда Император Александр, – чтоб ты занял место Обер-Прокурора в Синоде. Яковлев, который числится теперь в сем звании, не совсем хорош; далеко, чтобы он мог удовлетворять моим требованиям и ожиданиям; при том и духовенство совершенно им недовольно; мне кажется, что он не способен быть на этом месте. Жалобы на него беспрестанные. Мне бы хотелось, – продолжал Государь, – чтобы преданный мне и мой, так сказать, человек занимал эту важную должность. Я никогда к себе не допускал Яковлева, никогда с ним вместе не работал, а ты будешь иметь непосредственно со мной дело, потому что вместе с сим я назначаю тебя и моим статс-секретарём» (Русск. Стар. 1884 г., ч. I, стр. 125). 31 В числе представлявшихся Государю членов Синода были два архиепископа: Ириней Псковский и Мефодий Тверский, не участвовавшие в занятиях Комитета об усовершении духовных училищ. 32 В Высочайшем Именном Указе Свят. Синоду 26 Июня 1808 г. сказано: В Комиссии Духовных Училищ всемилостивейше повелеваем присутствовать митрополиту Новгородскому Амвросию, епископу Калужскому Феофилакту, духовнику нашему протопресвитеру Павлу Криницкому, обер-священнику Иоанну Державину, Синода обер-прокурору князю Голицыну и статс-секретарю Сперанскому. 40 Биография сенатора гр. Д.И. Хвостова напечатана в Сборн. Академии Наук т. XXXVII. История Российск. Акад. М.И. Сухомлинова, стр. 536. «В сие время, – говорит Хвостов, – хлопот ему было много, ибо канцелярия Святейшего Синода находилась в городе, а члены в Гатчине, где заготовлялись резолюция, а протоколы привозились из города синодальными курьерами». 41 Таким же порядком происходили в Гатчине, в Высочайшем присутствии Государя, 6 Ноября наречение, и 13 посвящение юрьевского архимандрита Амвросия (Келембета) в епископа оренбургского. При наречении Государь занимал императорское кресло при членском столе. По окончании наречения Амвросий говорил краткую речь. (Арх. Свят. Синода, 1799 г. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Гедеон (Криновский) епископ, рукоположен с 7.10.1761 † 22.06.1763 Иннокентий (Нечаев) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 4.10.1763 по 29.05.1764 переименован еп. Псковский и Рижский Псковская и Рижская С 29 мая 1764 года Иннокентий (Нечаев) епископ, бывший еп. Псковский, Изборский и Нарвский с 29.05.1764 архиепископ с 22.09.1770 по 9.10.1798 на покое; † 24.01.1799 Ириней (Клементьевский) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 17.10.1798 по 16.10.1799 переименован архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Псковская, Лифляндская и Курляндская С 16 октября 1799 года Ириней (Клементьевский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский и Рижский с 16.10.1799 по 30.08.1814 на покое; † 24.04.1818 Мефодий (Смирнов) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 30.08.1814 † 2.02.1815 Михаил (Десницкий) архиепископ Черниговский и Нежинский с 15.02.1815 по 7.02.1816 временно управлял Евгений (Болховитинов) архиепископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 7.02.1816 по 24.01.1822 архиеп. Киевский и Галицкий Евгений (Казанцев) архиепископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 19.02.1822 по 30.09.1825 архиеп. Тобольский и Сибирский Мефодий (Пишнячевский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 30.09.1825 по 30.04.1833 переименован архиеп. Псковский и Лифляндский Псковская и Лифляндская С 30 апреля 1833 года Мефодий (Пишнячевский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 30.04.1833 по 10.05.1834 на покое; † 10.07.1845 Нафанаил (Павловский) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский, с 12.05.1834 архиепископ с 15.06.1836 † 28.07.1849 Псковская и Порховская С 11 марта 1850 года Платон (Городецкий) епископ Рижский, викарий Псковской епархии с 27.06.1849 по 15.04.1856 временно управлял Евгений (Бажанов) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Енотаевский с 15.04.1856 † 6.07.1862 Феогност (Лебедев) архиепископ, бывший архиеп. Тобольский и Сибирский с 27.09.1862 † 22.04.1869 Павел (Доброхотов) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Библия, напечатанная 18 дек. 1751 г. была пущена в продажу по 5 руб. Нужда в ней была так велика, что за первым изданием (1200 экз.) скоро понадобились другия (1756, 1757, 1759 г.г.). Московская академия, где Блонницкий и Лящевский были наставниками, образовала многих толкователей св. Писания и преимущественно Нового Завета. Феофилакт (Горский), воспитанник и ректор (1770–74) московской академии, в 1778 г. скончавшийся епископом коломенским, написал «Соглашение» св. Писания. Воспитанник и ректор той же академии Аполлос (Байбаков), впоследствии епископ архангельский и член российской академии (ум. 1801 г.), издал читанные им толкования на послания св. Ап. Павла. Воспитанник той же академии, будущий митрополит новгородский Гавриил (Петров), с 1761 по 1763 г. ректор Заиконоспасской академии, известен по объяснению соборных посланий. Мефодий (Смирнов) , с 1791 по 1795 год ректор академии, впоследствии епископ воронежский, коломенский, архиепископ тверской и псковский (ум. 1815), толкователь св. Писания. Особенно трудился для объяснения св. Писания ректор ярославской семинарии и впоследствии архиепископ псковский (с 1798 г.), Ириней (Клементьевский) . Он писал толкования на послания к Римлянам и Евреям, на 12 меньших пророков и на пр. Даниила, по греческому и еврейскому тексту, наконец по тому и другому тексту толкование на псалмы, впрочем извлеченное из Беллярминова толкования. Ириней известен также, как догматист и филолог. Состоя членом Российской Академии он много переводил святоотеческих творений с греческого языка. Один из просвещеннейших пастырей своего времени, состоявший членом Снода, владыка Ириней в 1814 г. был уволен на покой и скончался в 1818 г. Ириней (Фальковский), преподаватель киевской академии, впоследствии ея ректор и еп. Чигиринский, весьма и разносторонне даровитый, писал толкование на послания апостольские. Продолжал он трудиться в XIX в., скончавшись в 1823 г. «Вообще все эти и другие опыты, как первые опыты, были не зрелы», пишет в «Истории» архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010