Глава 16 1–33. Окончание прощальной беседы Христа с апостолами: о наступающих преследованиях; удаление Христа к Отцу; деятельность Святого Духа; счастливый исход испытаний, которым подвергнутся апостолы; услышание их молитв; рассеяние учеников Христа. В первых 11-ти стихах, представляющих собой окончание второй утешительной речи, Христос предупреждает апостолов об ожидающих их преследованиях со стороны иудеев и потом, объявляя снова о Своем удалении к Отцу, Он обещает, что в случае Его удаления к апостолам придет Утешитель, Который и обличит враждующий против Христа и апостолов мир. Ин.16:1 .  Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. «Сие», т.е. о преследованиях, ожидающих апостолов ( Ин.15:18 и сл.). «Чтобы вы не соблазнились». Знать о грядущих страданиях полезно, так как ожидаемое нас не поражает столь сильно, как неожиданное. Ин.16:2 .  Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. «Изгонят вас из синагог»см. комментарии к Ин.9:22, 34 . Апостолы в глазах иудеев явятся отступниками от отеческой веры. «Всякий, убивающий вас». Отсюда ясно, что апостолы будут объявлены вне закона, так что всякий их встретивший будет иметь право умертвить их. Впоследствии в иудейском Талмуде прямо было установлено (трактат Бемидбар рабба, ссылка у Гольцмана – 329, 1), что кто убивает неправедного человека, тот этим самым приносит жертву Богу (ср. Деян.12:3, 23:12 и сл.) 36 . Ин.16:3 .  Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Христос повторяет (ср. Ин.15:21 ), что причиной такого враждебного отношения иудеев к апостолам будет то, что они, иудеи, не познали как должно ни Отца, ни Христа. Ин.16:4 .  Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. О страданиях, ожидающих апостолов, Господь не говорил им в начале их следования за Христом. Причина этого состояла в том, что Он Сам был постоянно с ними. В случае каких-либо неприятностей, какие могли постигнуть апостолов со стороны иудеев, Христос всегда мог успокоить их. Да таких неприятностей с ними раньше и не было. Но теперь Он удаляется от апостолов, и они должны знать всё, что их ожидает.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Апологетика (от греч. πολογα – защита, заступничество, оправдание; речь, произнесенная или написанная, в защиту кого-либо) или Основное богословие – направление богословия, ориентированное на: 1) отстаивание достоинства христианского вероучения, как единственно истинного, перед отрицающими это достоинство; 2) раскрытие и защиту христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими. В общей апологетике можно выделить три самостоятельных направления, условно обозначаемых, как богословская, историко-философская и естественно-научная апологетика. В древности греческим словом «πολογα» (апология) называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. С распространением христианства  стала актуальной задача глубокого обоснования христианской веры перед лицом  языческого  мира, а также ее защита от нападок и извращений. Эту задачу взяли на себя те христиане, которые были прекрасно знакомы с философией и риторическим искусством языческого мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осуществлена грандиозная работа по раскрытию основ христианской веры перед образованными и влиятельными слоями греко-римского общества. К ним относят имена Аристона, Кодрата, Мелитона, св. Аристида, св. Иустина Философа , Татиана, Афинагора,  Минуция Феликса , Мельтиада,  Климента Александрийского ,  Лактанция , Орозия, св. Августина и  Тертуллиана . В том, что в 313 году, при  Константине Великом , Римское государство, наконец-то, признало законность христианства (см.: Миланский эдикт), можно увидеть и заслугу христианских апологетов. Встречаются ли в Священном Писании примеры подтверждения истинности и защиты подлинной веры? Во времена Ветхого и Нового Заветов истинность подлинной веры нередко подтверждалась чудесами и пророчествами, а также и доводами рационального характера. Чудеса, например, совершались по слову Моисея, чем подтверждалось, что он действует не по собственному произволу, а по воле Единого и Истинного Бога ( Исх.4:1-9 ). Другой пример: случай с чудесным воспламенением жертвы, совершенным по молитве пророка Илии, благодаря чему была подтверждена истинность проповедуемой этим пророком веры. Напомним, что в состав молитвы Илии, входили такие слова: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]» ( 3Цар.18:37 ). Реакция народа, ставшего очевидцем этого чуда, проявилась незамедлительно: «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:39 ). Господь Иисус Христос, подтверждая Свое мессианское достоинство, также указывал на чудеса: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:36 ).

http://azbyka.ru/apologetika

Искушения. «Диспут» с В.В. Розановым Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, владыка Феофан провел в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии. Вначале юным студентом, потом магистрантом Совета академии и одновременно доцентом. Затем магистром и экстраординарным профессором, исполняющим должность инспектора. И наконец, как инспектор (с 1905-го), а с 1909 года – как ректор Санкт-Петербургской Духовной академии. Владыка подвизался на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. У него был редкий дар совмещать духовное и душевное без ущерба одного другому. Господь вел избранника Своего путем искушений, и искушений немалых. В те годы общество было заражено настроениями «передовыми», революционными. Многие возжелали «лучшего будущего» на грешной земле, забывая о действительно лучшем мире, об Отечестве Небесном. В известной мере эти настроения коснулись и околоцерковных кругов. Это поветрие проникло и в духовные учебные заведения. Не соглашаться и возмущаться стало признаком хорошего тона. В академиях появились носители либеральных идей как среди профессоров, так и среди студентов. Лозунг «свободы» антихристовой стал гордым знаменем многих. И молодому инспектору высшей духовной школы приходилось свидетельствовать пред непонимающими, что Царство Христово – не от мира сего ( Ин.18:36 ). По своему положению он был главенствующим в академическом Совете, хотя и моложе всех профессоров: большинство из них знали его еще студентом. Речи в Совете были неспокойны. Многие требовали, обвиняли и оскорбляли. Молодому инспектору приходилось мирить, успокаивать. Но сильно было тогда поветрие обновления, все бушевало и бурлило. Были нападки не только друг на друга, но и на самого Владыку. Он вынужден был отвечать на «острые вопросы», но сохранял неизменно монашеское спокойствие, благовествуя мир (см.: Еф.6:15 ). Конфликт с частью профессуры, подпавшей под влияние Запада, произошел в связи со специальными задачами, стоявшими перед Санкт-Петербургской Духовной академией. Эти специальные задачи вытекали из исторических и географических условий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

О мире Христианство устами Евангелия и святых отцов говорит, что для достижения совершенства, необходимо отречься от мира. Но что значит «отречься от мира»? Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36); и еще: «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Что это значит? Дело в том, что слово «мир» в христианском опыте имеет несколько значений. Первое из них – это мир как создание Божие, вселенная, только что вышедшая из рук Творца. Этот мир прекрасен, в нем «вся... добра зело» (Быт.1:31), им любуется Сам Создатель. Отречься от этого естества, от этого Божия творения — противоестественность и безумие, и не к этому зовет Христос, не к этому призывают грядущие вослед Ему святые отцы. Слово «мир» значит еще «грех»: этот-то мир – мир как грех, как повреждение, искажение естества, как «неестественность» – этот-то мир и «не есть от Отца» (см.: 1 Ин.2:16), он-то и борется с Богом и его надо убегать . Мир, в котором мы живем, был когда-то прекрасен, преисполнен красоты, но человек, согрешив, внес в него свой грех, и теперь всюду первая красота осквернена печатью греха, божественно естественное всюду здесь перемешано с дьявольски неестественным. Живя в этом мире, мы должны помнить слова Господа, сказавшего, что мы «не от мира сего», мы должны помнить, что христианство есть борьба за Царство Божие с царством дьявола, брань с миром. При крещении над каждым из нас была прочитана молитва, в которой Церковь устами священника просила у Господа для нас благодати «во еже бегати суеты мира», т.е. бороться с грехом, с искажением естества. Но как бороться с миром, как уйти от него? Многие из желающих спастись уходят в монастырь, и дальше — в пустыню, в полное уединение. Но такой внешний уход есть еще очень малое. Уйти от мирской жизни не значит уйти от греха, который во всяком месте может поселяться в душе человека. Можно уйти в пустыню и не уйти от мира, но зато от «мира» можно уйти, оставаясь в миру. По словам Антония Великого, который и сам выходил из пустыни в мир, истинные христиане пользуются миром, но по внутреннему человеку они беседуют с Богом, а не с миром. Живи так, говорит он, как бы ты не был в мире, и найдешь покой. Святые не видят греховных дел мирских людей по неимению к тому чувства, мирские же люди не видят добрых дел святых по той же причине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3899...

Церковь всегда будет давать нравственную оценку общественным процессам и призывать к взаимоуважению и мирному диалогу, — Патриарх Кирилл 2 февраля, 2013. Новостная служба Святейший Патриарх Кирилл назвал истекший межсоборный период временем испытаний, когда ‘Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившиеся в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь’. 2 февраля. ПРАВМИР. Открывая 2 февраля 2013 года первое пленарное заседание Архиерейского Собора, Патриарха Кирилл отметил, что архипастыри прибыли в Москву для того, чтобы в единстве «обсудить насущные вопросы жизни нашей Церкви и соборно обратить к духовенству, монашествующим и мирянам слова назидания». «Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1:24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3:15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2:21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание», — сказал Патриарх, отметив, что Церковь — не от мира сего (см. Ин. 18:36), но она пребывает в мире и заботится о спасении мира. Предстоятель констатировал, что «в своей человеческой стороне Церковь может не только возрастать, но и умаляться, быть гонимой и истребляемой». Он отметил, что «Господь попускает Церкви различные испытания, чтобы помочь ее чадам избавиться от несовершенства и приблизиться к святости». Святейший Патриарх Кирилл назвал истекший межсоборный период временем испытаний, когда «Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившиеся в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь». Он подчеркнул, что Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам: «Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения», — отметил Патриарх, слова которого приводит Патриархия.ru .

http://pravmir.ru/cerkov-vsegda-budet-da...

Разделы портала «Азбука веры» Новый Израиль — совокупность верующих в Господа Иисуса Христа, собранных под Его началом, объединенных любовью и послушанием Богу, взаимной любовью друг к другу. Чем Ветхий Израиль отличается от Нового Израиля? Во времена Ветхого Завета Израилем назывались сыны патриарха Иакова, объединенные братскими узами и составлявшими Ветхозаветную Церковь . Сам же Иаков получил имя «Израиль» от Бога, после того, как испытал борение с Ним ( Быт.32:28 ). Современные толкователи связывают этимологию этого имени с выражением «Бог сражается (борется)» (см.: Израиль ). Ветхозаветный Израиль представлял собой общность, объединенную кровными узами и руководимую Небесным Царём. Главная историческая миссия этого народа состояла в том, что он был хранителем веры в Единого и Истинного Бога, и в его среде родился обетованный Христос. Через общение Создателя с Израилем осуществлялась подготовка людей к Пришествию Спасителя мира. Как вообще многое, принадлежавшее ветхозаветной истории, служило прообразом того, чему надлежало открыться впоследствии, во времена Нового Завета, так имел свой первообраз и Ветхий Израиль. Будучи, по сути, не чем иным как Ветхозаветною Церковью, он прообразовал Новозаветную Церковь , основанную и возглавляемую Господом Иисусом Христом (см.: Прообраз ). Именовании Церкви Новым Израилем имеет основание В Священном Писании и в Предании. Так, в ответ на то, что иудеи гордились и надмевались своим происхождением от Авраама, и даже выставляли это на вид Сыну Божию, Он возвестил: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Кроме того, Сам Христос именуется в Евангелии Царем Израилевым ( Мф.27:42 ). А Его Царство, которое не от мира сего ( Ин.18:36 ), объединяет всех тех, кто связан с Ним узами духовного родства. Приобщение людей к Царству Божию, Новому Израилю, происходит через Таинство Крещения ( Ин.3:3-5 ). Царство же Божие объединяет в себе Небесную и Земную Церкви ( Евр.12:22 ).

http://azbyka.ru/novyj-izrail

Патриарх Кирилл: Церковь Сирии и Ливана всегда может рассчитывать на поддержку Русской Церкви 18 февраля, 2013. Новостная служба Патриарх Кирилл отметил, что Предстоятель Антиохийской Церкви приемлет высокое служение в нелегкий для ближневосточных христиан момент, когда их вера вновь подвергается испытанию, а условия их жизни на родной земле становятся все более сложными. 18 февраля. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Кирилл направил Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви Патриарху Иоанну X поздравительное послание по случаю интронизации, состоявшейся 17 февраля 2013 года в Дамаске, сообщает Патриархия.ru . В своем обращении он напомнил, что именно в Антиохии последователи Спасителя мира впервые стали называться христианами. «Твердо держась исповедания (см. Евр. 4:14), которому она была научена святыми апостолами, Антиохийская Церковь кровью многих своих чад запечатлела непоколебимую силу веры. На протяжении веков христианская община с центром в великом граде Божием Антиохии являлась крупнейшей в мире и прославилась сонмом великих святителей, богословов и подвижников», — сказано в послании. Патриарх Кирилл отметил, что Предстоятель Антиохийской Церкви приемлет высокое служение в нелегкий для ближневосточных христиан момент, когда их вера вновь подвергается испытанию, а условия их жизни на родной земле становятся все более сложными. «В таких обстоятельствах каждый, на кого возлагается церковное послушание, поистине сораспинается Христу, но вместе с тем, за труды ради Господа получает награду и собирает плод в жизнь вечную (Ин. 4:36). Служение же Предстоятеля вдвойне тяжело, поскольку он лично обязан представлять и защищать всю окормляемую им Церковь во взаимоотношениях с окружающим и не всегда дружелюбным миром», — продолжил глава Русской Церкви. Он заверил Патриарха Иоанна в том, что в этой непростой обстановке Святейшая Антиохийская Церковь не остается в одиночестве. «Братские отношения, евангельской любовью связывающие последователей Христа, ярче всего проявляются в годину испытаний. Возглавляемая Вашим Блаженством Церковь Сирии и Ливана всегда может рассчитывать на поддержку Русской Православной Церкви, как это уже не раз бывало в истории», — заявил Патриарх Кирилл.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-cerkov...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церковь всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку и призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу 2 февраля 2013 г. 11:45 Открывая 2 февраля 2013 года первое пленарное заседание Архиерейского Собора, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что архипастыри прибыли в Москву для того, чтобы в единстве «обсудить насущные вопросы жизни нашей Церкви и соборно обратить к духовенству, монашествующим и мирянам слова назидания». «Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1:24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3:15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2:21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание», — сказал Его Святейшество, подчеркнув, что Церковь — не от мира сего (см. Ин. 18:36), но она пребывает в мире и заботится о спасении мира. В ней соединяется Божественное и человеческое, вечное и временное, совершенное и стремящееся к совершенству. При этом Святейший Владыка констатировал, что «в своей человеческой стороне Церковь может не только возрастать, но и умаляться, быть гонимой и истребляемой». «Внутри Церкви люди, пламенеющие верой и любовью, могут соседствовать с теплохладными и не радящими о своем спасении, — добавил Святейший Владыка. — И Господь попускает Церкви различные испытания, чтобы помочь ее чадам избавиться от несовершенства и приблизиться к святости». Процитировав слова апостола Иоанна Богослова из Священного Писания не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас (1 Ин. 3:13), Святейший Патриарх Кирилл назвал истекший межсоборный период, особенно последние несколько месяцев, временем испытаний, когда «Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившиеся в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь».

http://patriarchia.ru/db/text/2769320.ht...

Фото: Пелагия Замятина, " Вечерня Москва "      С того момента, как из рая Адам был изгнан в этот мир, он стал мечтать об освобождении от неволи, вызванной грехопадением. Вместе с ним и все человечество на протяжении веков и тысячелетий стремится к свободе. Но как люди ее понимают? Народ израильский сотни лет ждал Мессию. Но, когда Господь пришел, собрал учеников, даже они до конца не понимали истинной цели Его служения и пытались закрепить за собой посты при «новом царе» (см. Мк. 10:37). Однако Иисус Христос вовсе не был похож на грозного завоевателя, императора, который способен избавить Иудею от подчинения Римской империи. Сам Спаситель говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Не материальную независимость Господь дарует своим сынам. Крестными страданиями и воскресением Иисус Христос показывает, что свободу, которую Он дает, не может уничтожить ни плен, ни унижение, ни даже смерть. Это спасение от рабской покорности греху (ср. Ин. 8:34–36). С изменением исторических реалий понятие «свобода» изменялось до такой степени, что в одно и то же слово представители разных поколений могли вкладывать противоположный смысл. Разнообразные трактовки ярко отразились в высказываниях политических деятелей, философов, представителей общественной мысли своей эпохи. Древнегреческий философ Гераклит считал свободу проявлением самоволия и сравнивал ее с пожаром, которой немедленно нужно гасить, а византийский император Юстиниан подразумевал под этим понятием избавление личности от рабства. Независимым человеком в начале — средине XVIII века считали того, кто может делать то, что доставляет ему удовольствие, о чем упоминал Вольтер. До крайности эту мысль довел Генрик Сенкевич. Он сказал, что свобода — «это право делать, что хочешь, и мешать другим делать то, что они хотят». Упоминаемые определения объединяет их тяготение к земному. Значит, чтобы достичь такой независимости, от человека фактически не требуется никаких усилий. Это свобода вседозволенности, отрицание над собой Бога — ведь если Он есть, необходимо себя в чем-то ограничивать, держать ответ за свои слова и поступки. Проще отвергнуть все сложности и возвысить себя до уровня божества, чтобы создать комфортные условия для совершения греха. Только обмануть внутренний голос совести оказывается сложно.

http://pravoslavie.ru/118854.html

Собор епископов УПЦ осудил попытки внесения политической и националистической идеологии в церковную среду Киев, 30 января 2016 г. Попытки внести в церковную жизнь политическую или националистическую идеологию, навязать Церкви ту или иную политическую позицию только усиливают раскол в украинском обществе, сообщает портал «Православная жизнь» . Об этом сказано в Обращении Собора епископов УПЦ к клиру, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви,опубликованном по итогам заседания, состоявшегося в Киево-Печерской Лавре 29 января. Фото © Православная Жизнь      Как отмечают архиереи, одна из задач Церкви в трудное для страны время – поддержать народ, стать утешением для всех страждущих. Именно поэтому верные призваны делом свидетельствовать о христианской вере, помогать всем нуждающимся, независимо от их вероисповедания или политических взглядов. Тем, кто страдает от агрессии сторонников «Киевского патриархата», Собор выражает искренние слова поддержки и христианской солидарности. Раскольникам епископы напоминают, что восстановления единства Украинского Православия можно достичь только каноническим путем, а не путем насилия, политического давления и запугивания. Ниже текст Обращения публикуется полностью. ОБРАЩЕНИЕ СОБОРА ЕПИСКОПОВ УПЦ к клиру, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви Всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Кор. 1:2). Церковь Христова – это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Она ведет людей к Богу, хранит верующих от греха, несет людям мир Христов (ср. Ин. 14:27), проповедует Царство Божие, которое не от мира сего (см. Ин. 18:36). Однако, этот мир с его грехами, страстями и пороками всегда пытается проникнуть в Церковь, чтобы исказить ее миссию. Но, как говорит святой апостол Иоанн Богослов, и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию, пребывает вовек (1 Ин. 2:17). Сегодня Украинская Православная Церковь вместе с народом Украины проходит период серьезных испытаний. Мы все чаще видим попытки внести в церковную жизнь политическую риторику, навязать Церкви ту или иную политическую позицию. Такие действия только усиливают раскол в украинском обществе. Исходя из этого, мы осуждаем попытки внесения политической и националистической идеологии любых направлений в церковную среду, поскольку миссия Церкви заключается в проповеди Слова Божия людям всех национальностей и любых политических взглядов, о чем говорит нам святой апостол Павел – для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых (1 Кор. 9:22). Церковь не должна мыслить в категориях политики или геополитики, ведь это несовместимо с учением Священного Писания и природой Церкви.

http://pravoslavie.ru/90166.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010