Можно предположить, что на месте бежавших гаваонитян в этом городе поселились израильтяне из колена Вениаминова. Непонятно, принадлежали ли убийцы Иевосфея к первоначальному населению Беерофа или же к переселившимся туда израильтянам. 4 известие о Сауле и Ионафане. Т.е. известие об их гибели (гл. 1; 1Цар. 31 ). Мемфивосфей. См. 9, 6–13; 16,1–4; 19,24–30; 21,7 (в 21,8 речь идет о другом человеке по имени Мемфивосфей). 4 жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби. В то время как Рихав и Баана пытались представить себя благочестивыми исполнителями Божиего суда над домом Саула (ст. 8), Давид однозначно дает им понять, что имея помощь от Господа, он не нуждается в человеческой помощи. 4 приказал Давид слугам. Если Иоаву Давид сохранил жизнь, ограничившись проклятиями ему и его потомству (см. ком. к 3,29), то теперь он не колеблясь приказывает предать убийц Иевосфея смерти. отрубили им руки и ноги. Такого рода казнь могла иметь особое значение, а именно отсечение членов, с помощью которых было совершено преступление рук, пронзивших Иевосфея, и ног, донесших известие об убийстве до Давида. Глава 5 5 все колена Израилевы. Точнее, их предводители. Древнееврейское слово, означающее «колена», «племена», имело также значение «предводители», «старейшины». кости твои и плоть твоя. Парафраза, выражающая родственную связь (ср. 19,12.13; Быт. 29,14 ; Суд. 9,2 ). То обстоятельство, что Давид являлся израильским старейшинам соплеменником, было первой из трех причин, в силу которых те пожелали видеть его своим царем. 5 ты выводил и вводил Израиля. Или: «ты предводил Израиль в военных сражениях». Второй причиной, по которой старейшины Израиля пожелали видеть Давида своим царем (см. ком. к ст. 1), были его удачные действия в качестве военачальника ( 1Цар. 17,32.45–47; 18,7.13.16; 25,28 ). сказал Господь тебе. Третьей причиной, по которой Давид был призван на израильский престол, явилось его избрание Господом (см. 1Цар. 16,1 ). будешь пасти народ Мой. Образ пастыря часто используется в Библии метафорически для обозначения Бога (напр., Быт. 48,15; 49,24 ; Пс. 22,1; 79,2 ), Сына Его Иисуса Христа (см., напр., Ин. 10,11 ; 1Пет. 5,4 ; Евр. 13,20; 0 ткр. 7,17), а также, как в данном случае, того или иного человека, которого Господь поставил руководить другими людьми (см., напр., 7,7; Чис. 27,15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На сей раз, из сокровищницы творений святителя учительного, заимствуется краткое и весьма спасительное заветное его слово пастырям церковным. Господь Иисус Христос сказал: благовестити Ми подобает царствие Божие, яко на се послан есмь ( Лк.4:43 ). Это – яко на се послан есмь – священству нашему надобно принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: проповедуй слово, настой благоременне и безвремете, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:2 ). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы, и ходит она по земле. Проводники ее – уста иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои (забывая о долге благовествования и ожидающем горе за неблаговестие ( 1Кор.9:16 ), тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих ( Лк.11:52 ). От того и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от сей тяготы, испусти потоки божеских словес ( Ин.7:38 ) в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она в святых писаниях ( Ин.5:39 ) и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван (См. Мысли на кажд. день года по церков. чтен. из Слова Божия, понедел. 18-й недел. по пятд. стр. 318:319). Господи Иисусе, Свете мира ( Ин.8:12 ), истина (14:6) небесная, воссияй свет Твоего Богоразумия в умах и сердцах учеников Твоих, делателей на жатве Твоей ( Лк.10:1:3 ), да будут они умным светом мира, творцами и учителями словес Твоих, учащими пасомых ими блюсти вся, елика заповедал Ты им ( Мф.5:14:19, 28:20 ). Отверзи умы разумети писания ( Лк.24:45 ) благовестникам, пастырям и учителям Церковным ( Еф.4:11 ); сотвори их всех пресвитерами, добре прилежащими своему званию и делу, тружениками в слове и учении ( 1Тим.5:17 ), добрыми служителями Твоими, питаемыми словесы веры и добрыми учением (4:6), обучающими себе и пасомых по благочестию (7), всяким писанием богодухновенным и полезным к учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершени будут Божии человеки, на всяко дело благое уготовани ( 2Тим.3:17 ), могущие научить спасению и пасомых. Слово Твое Божие, Господи, живое и действенное, острейшее паче всякаго меча обоюдуостра и проходящее до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительное помышлениям и мыслям сердечным, пред которым вся нага и объявлена ( Евр.4:12:13 ), да будет им зерцалом духовным, светильником ногам их и светом стезям их ( Пс.118:105 ), поучаясь в коем день и нощь ( Пс.1:2 ) и творя повеления Господни, да спасутся сами и послушающии их ( 1Тим.4:16 ). Письмо 248. Ответ на вопрос о лучшем месте для воспитания дочерей

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Лк.1:26–38 ). Другой же из ангелов наставлял Иосифа, что воистину исполнится (см. Мф.1:20–23 ) обещанное Богом его прадеду Давиду ( 2Цар.7:12–17 ). Третий благовествовал пастухам как удалением от мира и безмолвием очищенным (см. Лк.2:8 ), а с ним «множество воинства небесного» передавало находящимся на земле то многопетое словословие (см. Лк.2:13–14 ). Обратимся же к высочайшим светоявлениям Речений. Вижу я, что и Сам Иисус, наднебесных существ надсущностная Причина, к нам непреложно 116 придя, не отказывается 117 от Им учиненного и избранного для людей благочиния, но благопокорно повинуется указаниям Отца и Бога, передаваемым через ангелов. И при их посредничестве возвещается Иосифу о предусмотренном Отцом отшествии Иисуса в Египет (см. Мф.2:13 ) и вновь – о пришествии из Египта к иудеям (см. Мф.2:19–20 ). И мы видим, что ангелами Он подчиняем Отеческим уставоположениям. Я не стану говорить тебе как сведущему, что явлено нашими священническими преданиями и об ангеле, укреплявшем Иисуса 118 (см. Лк.22:43 ), или что и Сам Иисус, в спасительном для нас благодеянии войдя в чин изъявителя 119 , был наречен «Ангелом Великого Совета» (ср. Ис.9:6 ). Он ведь, как Он Сам ангелоподобно говорит, возвестил нам то, что услышал от Отца ( Ин. 8:26–28; 15:15 ). Глава 5. Почему все небесные существа сообща называются ангелами Вот какова, по–моему, причина именования Его ангелом в Речениях. Но надо, как я думаю, исследовать, по какой причине богословы и вообще все небесные существа 120 называют ангелами, а, переходя к выявлению 121 их надмирных порядков, ангельский чин именуют особо 122 , как полностью оканчивающий 123 божественные небесные чины, перед ним, выше, помещая порядки архангелов, а также начала, власти и силы, – сколько превосходящих их существ знают выявляющие небесное предания Речений. Мы же говорим, что во всяком священном устроении высшие чины имеют осияния и силы также и низших, но последние непричастны тому, что принадлежит их превосходящим 124 . Таким образом, святейшие порядки высочайших существ богословы называют и ангелами потому, что и они суть выявители богоначального осияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

«Сказав о творении, что всё Словом получило бытие, евангелист говорит далее и о промышлении, что Слово не только сотворило, но оно же и сохраняет жизнь сотворённого» (Феофил., ср. Злат.). «Дабы никто не оставался в недоумении, каким образом Словом создано столько и таких тварей, евангелист прибавил: в Нём была жизнь… Сколько ни черпай воды из ключевого источника, источник ни мало не оскудевает. Так и творческая сила Единородного: сколько бы ни было создано и сотворено ею существ, она нисколько не умаляется. Или, лучше, приведу более ясный пример света, так как и сам евангелист вслед за сим говорит о нём: и жизнь была свет. Как свет, хотя освещает бесчисленные тысячи людей, однако ж, нисколько не оскудевает в своей светлости, так и Бог и до творения и по творению равно неоскудевающ, не истощается, не изнемогает от созидания многого. И если бы Ему нужно было создать тьмочисленные такие же миры, Он имеет довольно силы не только создать их, но и по сотворении сохранять бытие их. Итак, что сказано об Отце, то правильно можно сказать и о Сыне: о Нём мы живём и движемся и существуем» – Деян. 17:28 . (Злат.). И сам Господь говорит о Себе, что Он имеет жизнь в Себе, следовательно, жизнь самосущую ( Ин. 5:26, 21:17 ), называет Себя жизнью ( Ин. 11:25, 14:6 ), и евангелист именует Его Словом жизни ( 1Ин. 1:1 ) и жизнью вечною ( 1Ин. 3:20 ), т. е. жизнью самосущею и источником всякой жизни. – Жизнь была свет человеков: изложив в предыдущих стихах учение об отношении Слова к Отцу и миру вообще, евангелист рассматриваемыми словами и словами следующего стиха указывает на отношение Слова к людям, как источника их жизни духовной. Свет как на языке священных писателей, так даже и на обыкновенном языке человеческом есть символ духовного озарения, просвещения, особенно религиозно-нравственного, состояния блаженного и радостного ( Прем. 7:29–30 ; Ис. 45:7, 59:9 . см. прим. к Мф. 4:14–16, 5:14, 17 ), тогда как тьма есть состояние духовного невежества, ослепления, развращения и вообще греха ( Ин. 12:35 ; 1Ин. 1:6, 8 ; Рим. 13:12–13 ; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Из чьих уст исходит правда? Чьи добры пути, кто источник жизни? О ком здесь говорится, как не о Том, Кто сказал о Себе: «Аз есмь путь и истина и живот» ( Ин. 14:6 ; см. еще Ин. 1:4, 17, 5:26, 7:18, 8:40, 51, 11:25 ). После нескольких глав, где говорится о премудрости, как свойстве, опять о Премудрости, как Лице, читаем в VIII главе. От Ея Лица говорится (ст. 4 и дальше): «Вас, о человецы, молю и вдаю Мой глас сыном человеческим. Уразумейте, незлобивии, коварство, ненаказаннии же приложите сердце. Послушайте Мене: честная бо реку и изнесу от устен правая. Яко истине поучится гортань Мой, мерзки же предо Мною устны лживыя: с правдою вси глаголы уст Моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права разумевающим и права обретающим разум» ( Притч. 8:4–9 ). Не то ли говорил и воплотившийся Сын Божий. «Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете и уразумеете истину... Кто от вас обличает Мя о гресе. Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне» ( Ин. 8:31–46 ). Сказав дальше о превосходстве над земными богатствами и нравственной высоте Своего учения, Премудрость продолжает: «Мой совет и утверждение, Мой разум, Моя же крепость. Мною царие царствуют и сильнии пишут правду: Мною велможи величаются и властителие Мною держат землю» ( Прем. 8:14–16 ). Кто это, держащий всю землю? «Носяй всяческая глаголом силы Своея» ( Евр. 1:3 ), по Священному Писанию , есть Сын Божий, к Которому обращены и слова: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего... Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие» ( Пс. 44:7, 8 ; Евр. 1:8–9 ). «Аз любящыя Мя люблю, ищущии же Мене обрящуть благодать» ( Прем. 8:17 ), говорит Премудрость. «Любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам», говорит Христос на Тайной Вечери ( Ин. 14:21 ). Будем далее при помощи параллельных текстов сравнивать откровения о Себе Премудрости со свидетельством Нового Завета: «Господь созда Мя начало путий Своих 24 в дела Своя. Прежде век основа Мя, в начале прежде нежели землю сотворити.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

16:29.31 смиряйте души ваши. Рядовые израильтяне должны были раскаиваться в своих грехах, оставив все работы, постясь и нося вретище (холщовую одежду; Пс. 34,13 ). Несоблюдение дня Искупления могло привести к смерти (23,28–30). Это единственный священный день, с которым была сопряжена такая угроза. 16 очищают вас. По всей видимости, церемония не считалась действенной без истинного покаяния народа. 16 однажды в году. Т.е. каждый год. В противоположность этому, Иисус Христос принес жертву за грех однажды и навсегда ( Евр. 9,11 10,14). Глава 17 1727,34 Изложенные в этих главах требования Господа касаются практически всех сторон жизни Израиля. 17:1–6 Запрещение приносить жертвы вне скинии (ст. 3–9), а также есть мясо животных с кровью (ст. 10–16). 17:3 Во время странствования по пустыне израильтяне могли закалывать животное только у входа в скинию, даже если оно предназначалось для обычного употребления в пищу. Это препятствовало тайному принесению жертв идолам (17,7). При входе в Ханаан это предписание было заменено на менее строгое ( Втор. 12,15.16 ). 17 пролил кровь. Т.е. совершил преступление, равносильное пролитию человеческой крови. истребится. См. ком. к 7,20. 17:11 Это одно из самых важных богословских положений в книге Левит. Жизнь священна, потому что она принадлежит Богу. В знак уважения к жизни и ее Создателю ни один израильтянин не должен был есть мясо вместе с кровью, потому что «душа тела в крови» (ср. Быт. 9,4–6 ), а также потому, что «кровь сия душу очищает». Таким образом, кровь животного, пролитая во время жертвоприношения, замещала грешника и служила выкупом за жизнь того, кто приносил жертву. Поскольку кровь животного символизирует очищение человека от греха, ее нельзя употреблять в пищу. Эти идеи были одновременно восприняты и преобразованы в Новом Завете. Пролитая Кровь Христа очищает от греха ( 1Ин. 1,7 ; Евр. 9,14.22 ), и тот, кто «пьет» ее, получает вечную жизнь ( Ин. 6,54 ). Я назначил ее вам. Искупление является Божиим даром, а не человеческим измышлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЫТАРСТВА [Греч. τελνια; от др.-рус. мытарь (τελνης) - сборщик податей; мыто - пошлина, налог], испытания, к-рые постигают душу ( см. ст. Душа ) после смерти. Представление о М. возникло в контексте христ. учения о загробной участи людей. М. рассматриваются как элемент частного суда Божия (см. в ст. Страшный Суд ), т. е. суда над отдельным человеком в отличие от общего суда, который наступит в конце времен. Основная идея М. заключается в обличении, выявлении грехов, совершенных человеком при жизни. Для описания этого процесса использован хорошо знакомый людям древности образ взимания пошлин и налогов. Сборщики податей, вытребывая деньги, нередко прибегали к силе; подобным образом демоны истязают душу, предъявляя ей грехи как долговые обязательства, требующие уплаты. Смерть св. Феодоры и видение мытарств души. Лубок. 2-я пол. XIX в. Смерть св. Феодоры и видение мытарств души. Лубок. 2-я пол. XIX в. В Свящ. Писании нет указаний на М. в том виде, какой они приобрели к нач. II тыс. христианства. В НЗ в связи с рассказом синоптических Евангелий о призвании ап. Матфея упоминается τελνιον (Мф 9. 9; Мк 2. 14; Лк 5. 27) в изначальном смысле как место сбора пошлин (церковнослав.  ), где работал буд. апостол. О мытарях в НЗ сообщается неоднократно и всегда в прямом значении слова. Мытари устойчиво ассоциируются с людьми нечестивыми; так их характеризуют и фарисеи (напр., Мк 2. 16), и Господь (Мф 5. 46; 18. 17 и др.). Как пример раскаявшегося грешника Христос приводит мытаря в притче о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14). «Начальник мытарей» Закхей , дом к-рого решил посетить Христос, по общему мнению толпы, следовавшей за Учителем, был человек грешный (Лк 19. 2-10). На словесное оформление учения о М., вероятно, оказало влияние ассоциирование грехов с долгами, представленное в самой авторитетной молитве христианства, Молитве Господней: «...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6. 12). Безусловное влияние на учение о М. оказало представление о нахождении демонов в воздушном пространстве: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф 2. 1-2). Князем мира сего в Евангелии называется диавол (Ин 12. 31; ср.: Ин 16. 11). В контексте учения о М. особое звучание приобрели слова Христа, сказанные незадолго до крестной смерти: «...идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин 14. 30). Эти и нек-рые др. места из Свящ. Писания (напр., Лк 12. 20; 16. 22; 1 Петр 5. 8) рассматривались христ. писателями как евангельское подтверждение идеи об исследовании душ после выхода из тела воздушными демонами-мытарями на предмет наличия у них долгов-грехов.

http://pravenc.ru/text/2564534.html

§ 17. Правила при употреблении этого способа. – При определеннии и снесении (с целью уяснения смысла Свящ. Писания) параллельных мест нужно наблюдать следующие правила: а) для точнейшего определения параллелизма в словах нужно лучше основываться на подлиннике, а не на переводах; потому что в переводах не всегда соблюдается буквальная точность, и какие места параллельны в подлиннике, те часто бывают не параллельны в переводах, и на оборот, напр. Быт.2:1 : «и все украшение их» (евр. цеваам) имеет параллельное место в Пс.32:6 : «словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила (евр. цеваам) их....» и др. б) при определении параллелизма в мыслях нужно иметь в виду, что не все, места сходные в словах параллельны и по мысли. Пример см. выше о слове «дух», которое имеет много значений и выражает разные понятия. в) должно отличать от параллельных мест сходные повествования. Параллельны только те повествования, в которых рассказывается повторительно об одних и тех же событиях и предметах, таковы, напр., рассказы о царях в книгах Царств и Паралипоменон и в Евангелиях из жизни Господа Иисуса Христа. Но есть рассказы сходные, а между тем не параллельные и не могущие служить друг для друга изъяснением, напр. повествования у Ин.20:15–16 и Мф.28:9–10 сходны, но не параллельны; также рассказ о чудесной ловитве рыб у Лк.5:4–7 и у Ин.21:1–11 ; рассказ Ин.12:1–7 о вечери в доме Лазаря за 6-ть дней до Пасхи и рассказ Мф.26:6–14 толковники часто принимают за параллельные, но не справедливо 16 и др. г) при употреблении этого способа с изъяснительного целью нужно всегда места темные сносить с сходными местами яснейшими, в которых бы темная мысль изъясняем места была или полнее раскрыта, или точнее выражена; но не нужно темные места сносить также с темными. Это правило нужно наблюдать и при сношении параллельных слов и выражении, т. е. сносить параллельные слова только тогда, когда это служит к уяснению мысли, напр. Рим.9:33 , где Христос называется «камнем претыкания», можно снести с параллельным местом 1Пет.2:7–8 , где это выражение уясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010