2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19:1–22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира ( Евр. 9:13–14; 13:11–13 ). 3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев (21:6–9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24:17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель. 6. Богослужебное употребление книги Чисел В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются следующие фрагменты: 11:16–17; 167:24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. 7. Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1) На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно; см. главы 3–4, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер 23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ). 3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 316 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Знает Писания в данном случае значит способность вести спор с его знатоками на квалифицированном уровне. Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня. Несмотря на то, что Его учение не опирается, подобно проповеди учителей закона, на мнения религиозных авторитетов, Он — не самоучка, говорящий только от своего имени. Его учение и Его дела исходят от Отца, см. 5:19; 6:57; 8:26,38; 14:9–10. Решение принять или отвергнуть Его не есть результат интеллектуального анализа, но, как сказано в следующем стихе, кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Слова творить волю Его означают тут не следование заповедям, а веру в Того, Кто послан Богом (6:29). Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Люди, принимающие славу друг от друга (5:44), не могут узнать истины, а достоверность Божьего свидетельства естественно переносится на Сына, Который ищет только славы Отца. Слово ‘неправда, беззаконие’ встречается у Ин только здесь как противоположность ‘истинный, надёжный, заслуживающий доверия’; в Септуагинте иногда выступает как перевод евр. seqer ‘ложь, обман’. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону — союз ka€ ‘и’ тут в противительном значении (‘но’); ср. 1:17. Как и у апостола Павла, закон предстаёт одновременно и как слава, и как осуждение иудеев. Обращение ‘вы’ к иудеям для первых читателей четвёртого Евангелия звучало естественно, так как ко времени его написания произошёл окончательный разрыв между христианскими общинами и синагогой. Слушатели отвергают обвинение: не бес ли в Тебе? ср. 8:48,52; 10:20. Эти слова могли значить попросту ‘не сошёл ли Ты с ума’, хотя не надо забывать об обвинении у синоптиков (Мк 3:22 и параллельные места) в том, что Иисус изгоняет бесов силой князя бесовского. Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь — речь о чуде исцеления при купальне (5:1–9); обозначение чуда словом ‘дело’ типично для Ин.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

На взгляд некоторых современных толкователей, то, что Иосиф… и Матерь Его дивились сказанному о Нем, вступает в противоречие с предыдущими откровениями об Иисусе, и они делают вывод, что в первоначальном рассказе этих откровений не содержалось. Однако удивление — неизбежный мотив в повествовании о чуде. Оно уместно хотя бы потому, что Иосиф и Мария впервые слышат, причем из уст незнакомца, пророчество о том, что Иисус принесет спасение язычникам. Пророческую речь Симеона, обращенную к Марии, открывает важнейший образ Писания — камень, положенный Богом, который вызывает преткновение и падение людей и одновременно лежит в основании Божиего строения. Эта метафора, принадлежащая Исайе, играет огромную роль в богословии НЗ (Рим 9:33; 1 Пет 2:6–8; Лк 20:17–18). Глагол ke…mai ‘лежать’ употреблен в том же смысле, как и полагаю в основание на Сионе камень в Ис 28:16. Падение и восстание многих в Израиле — выражение, точно соответствующее смыслу Ис 8:14–15 (И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля и многие из них преткнутся и упадут, и разобьются) и Ис 28:16 (верующий в него не постыдится), хотя восстание (слово означающее также ‘воскресение’) не гармонирует с буквальным смыслом образа. Вслед за этим Симеон говорит об Иисусе как о знамении пререкаемом ( shme‹on 18 , то есть Он Сам станет Знамением (как и в 2:12), которое будет отвергаться и оспариваться людьми. Здесь мысль Симеона прерывается парентетическим 19 выражением и Тебе Самой оружие пройдет душу, напоминающем о Пс 36:15. Без сомнения, он говорит о страдании, которое постигнет Марию в результате отвержения людьми Ее Сына, увенчивающемся Страстями (Ин 19:25–27). Здесь же он упоминает и осуждение противящихся Ему, ибо dialogismTj означает в Евангелиях скорее ‘дурное помышление’, чем вообще помышление, см. 5:22; 6:8; 9:46–47; 24:38; Мк 7:21. Слово pollon ‘многих’ может, как и в ст. 34, означать ‘всех’. Глагол ‘открываться’ обнаруживается в близком смысле в 1 Кор 14:25, и у его значения имеется юридический нюанс.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

«Чт.в общ.», октябрь 1890 «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам» ( Апок. 2:7 ). Эти слова заключают в себе обычную формулу, которая часто употребляется для возбуждения внимания в читателях или слушателях (ср. Мф.11:15, 13:9, 13:43 ; Мк.4:9, 23, 7:16 , Лк.8:8 ; Апок.13:9 ). То Πνεμα имеет здесь тот же смысл, как и в Деян.11:12 : «сказал мне Дух» (ср. Евр.3:7 ), и означает лице Святого Духа, глаголющего в пророках. Хотя церквам говорит Сам Христос (чрез ангела), однако же сказано το Πνεμα λγει – потому что и видение, и слава, которые ап. Иоанн слышит от Иисуса Христа, составляют действие силы Святого Духа, просвещающего дух тайновидца и дарующего способность к восприятию и усвоению откровения. Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига ( γων, см. Флп.1:30 ; 1Тим.6:12 ; 2Тим.4:7 ). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, – говорится в книге Ездры, – чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» ( 3Ездр.7:57–58 ). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти ( Ин.16:33 , 1Ин.5:4–5 ), диавол, миродержитель тьмы века сего ( Еф.6:11–17 ; 1Иоан.2:13, 14 ; ср. Апок.12:11 ), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова ( 1Ин.4:3–4 ). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: " Я видел, – говорит Ездра, – на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» ( 3Ездр.2:42–47 ; ср. Апок.14:1–5 ; 2Тим.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух ( Ис.31:3 , см. также Зах.4:6 ), но ап. Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: «по Духу» и " по плоти». Бытие «по Духу» проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ). «Место», куда Бог послал Духа Своего, есть «сердце» ( 2Кор.1:22 ), которое есть не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего ( Ис.63:11 ). Познание Бога открывается жизнью в Духе ( Еф.1:17 ). Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня ( Пс.50:14 ) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке ( Еф.3:16 ). Под «утверждением во внутреннем человеке», имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет (sunantilambanomai – помогать доставать, помогать) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует (entunhano – обращаться за, просить) за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). В этом стихе апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою ( Рим.15:13 ). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ). Это выражение параллельно с иоанновским Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине ( Ин.4:24 ). Удивительно у столь разных апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом – Гал.2:9 ), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Помазание. Проповедь после Соборования», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:26:37 Протоиерей Андрей Ткачев Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (См. Мф. 6:17) Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа. Сейчас видно, что все мы – помазанники, подобно тому, как и Господь наш – Помазанник, то есть Христос. «Раз Он – Великая Рыба», – говорит Тертуллиан, имея в виду, что слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» образуют по-гречески аббревиатуру – «рыба», – «то значит и мы – рыбки, рожденные Его благодатью в воде Крещения» А раз Он – Помазанник, то есть Христос, то и мы помазаны благодатью, то есть – христиане. О том, что Он помазан, пророчески говорит псалом: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8) А то, что и мы в Нем помазаны, видим сегодня, поскольку принятое нами Таинство, «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Аронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:2) Кого в древности помазывали, освящали возливанием елея? Царей и священников. Царь ли Христос, Господь наш? Несомненно – Царь. Он царствует над миром видимым и невидимым, над миром одушевленным и неодушевленным. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Демоны бегают от Его голоса, вода под Ним отвердевает, пища в Его руках умножается, и сама смерть Ему противиться не может. Если же и не все добровольно под руку Его склоняются, то это оттого, что Он ждет от людей веры и послушания, но не спешит карать непокорных. Для этих последних Царство Его «не от мира сего» (Ин.18:36) Но для уверовавших Он – уже Царь, ныне и вовеки. Уверовавшие, вслед за Фомой, уже говорят Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28) Итак, Христос – Царь. Но священник ли? Да, и не просто священник, но «Первосвященник будущих благ», Который «однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11-12) Христос однажды совершил Священство Крестное и принес Себя в Жертву, а ныне Он «предстал за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24) и есть «Ходатай нового завета».

http://radonezh.ru/monitoring/pomazanie-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Чудесное насыщение народа пятью хлебами Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру. Ученики подошли к Иисусу Христу и сказали: «место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть». Но Господь ответил ученикам: «не нужно им идти; вы дайте им есть». Апостол Филипп сказал Ему: «им и на двести динариев мало будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу». Иисус же сказал: «сколько у вас хлеба? Пойдите, посмотрите». Когда они узнали, апостол Андрей сказал: «здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбы; но что это для такого множества народа!?» Тогда Иисус Христос сказал: «принесите их Мне сюда», и повелел ученикам рассадить народ рядами по сто и по пятидесяти человек. Потом Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы и, посмотрев на небо, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. Все ели и насытились. Когда же все насытились, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Ученики пошли, собрали и наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. В другой раз Господь семью хлебами и немногими рыбами насытил 4.000 человек, также не считая женщин и детей. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.14:14–21 ); от Марка ( Мк.6:32–44 ); от Луки ( Лк.9:10–17 ), от Иоанна ( Ин.6:1–15 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010