В произведениях последнего рода пророки оставили нам свои пророчески обличительные и просветительные речи и таковые же свои некоторые действия и исторические события. § 3. Понятие о пророческих китах ветхого завета; общее содержание их Пророческими книгами ветхого завета называются книги, по преимуществу сборники пророческих речей 2 известных шестнадцати пророков, в которых содержатся или откровения Божии нравоучительного и вероучительного характера с обличениями пороков и заблуждений, или предсказания об исторических судьбах народа Божия и других народов, или: пророчества о Мессии, к принятию которого и к вступлению в царство которого пророки постепенно подготовляли членов ветхозаветной Церкви. В большинстве случаев преимущественным содержанием пророческих речей служат обличения религиозных заблуждений и нравственных пороков, увещания с изъяснением богоугодной жизни и утешения с обетованиями милости Божией. Из религиозных заблуждений до плена Вавилонского наиболее подвергалось грозному и непрестанному обличению почти всех пророков идолопоклонство со всеми языческими суевериями. Оно было главною язвою народа Божия до плена; оно расторгало союз этого народа с Иеговою. Пророки называют уклонение евреев в идолопоклонство «блужением», духовным блудом и прелюбодеянием, и часто под образами плотского прелюбодеяния ярко изображают все мерзости языческого культа и заблуждения (см., напр., Иер.2 и 3; Иез.16 и 23 и др.). После плена пророки уже не обличают иудеев в идолопоклонстве; вместо этого среди возвратившихся из плена стали развиваться эгоистическая холодность к религии и пренебрежение к мессианским обетованиям (см. Агг.1:2–9 ; Малах.1:6 и дал.; 2:10. 11 и 17 и др.), религиозный индифферентизм. Из нравственных пороков, кроме лжи, обмана и грубого разврата в низших классах общества, пророки настойчиво и громко обличали губительные пороки высших: неправосудие и притеснение со всяким насилием со стороны правителей и богатых над бедными и незнатными, гнусный разврат и разорительную роскошь и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Др. традиции, связанные с И., сохранили жившие в Египте иудеи. Из «записей пророка Иеремии» (2 Макк 2. 1) известно, что пророк не только предостерегал от забвения закона и призывал иудеев «не заблуждаться мыслями» перед изображениями языческих богов, но и приказывал взять с собой огонь жертвенника (2 Макк 2. 1-3), который сохранился до времени Неемии, когда от него вновь был зажжен огонь в алтаре. Кроме того, пророк «по бывшему ему Божественному откровению» взял с собой скинию, ковчег и жертвенник и спрятал их в пещере на горе Нево, где священные предметы должны были храниться, «доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» «и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк 2. 4-8). Прор. Даниил сообщает, как он прочитал в Книге прор. Иеремии о 70 годах плена (Иер 25. 11; 29. 10), которые им истолкованы как 70 седмин (Дан 9. 2, 24). Мн. аллюзии на Книгу прор. Иеремии встречаются в 4-й книге Ездры (4 Ездр 1. 4-6, 25-26, 30-33; 2. 1, 18-19, 31; 15. 10-11, 23, 28-29, 57; 16. 9). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи ожидали воскресения И. из мертвых (Мф 16. 14). В апокрифах и экзегетической литературе В первые века по Р. Х. возник ряд апокрифических писаний, сохранивших предания о судьбе И. и его секретаря Варуха. К этим произведениям относятся Апокалипсисы Варуха (сирийский (100-120 гг. по Р. Х.) и греческий (II в.), к-рые позднее были отредактированы христианским автором), а также созданные в 1-й трети II в. Паралипоменоны Иеремии (об этих произведениях см. в ст. Варух ). Интерес иудеев к И. особенно очевиден после разрушения храма в 70 г. и до поражения восстания Бар-Кохбы (135), а также неск. десятилетий после этого события. Пророчества И. о катастрофе, постигшей Иудею в результате иноземного завоевания, понимаются также как предсказания более позднего по времени рим. завоевания, при этом сохраняются ожидания, что предреченные в древности пророком спасение и восстановление страны осуществятся и после разгрома, учиненного новыми завоевателями.

http://pravenc.ru/text/293630.html

„Жаждущие! идите к водам“ (ст. 1). „Приклоните ухо ваше и приидите ко Мне“ (ст. 3); „ищите Господа“! (ст. 6). 6 . Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Воззвание это, как мы видели, обращено ко всем народам, но есть различие во времени благоприятном для Израиля, к которым первым пришел Господь 1694 , и для язычников. Об Иудеях мы знаем, что пророчество Исаии, Ис. 61:1–2 , прочитанное в синагоге Назарета и указывавшее на воплощенного Сына Божия, вызвало не умиление и веру, а взрыв против Господа Иисуса ярости почти бесовской ( Лк. 4:16–30 ). Они „не узнали времени посещения их“ ( Лк. 19:44 ) Господом и приговорены, как народ, к рассеянию. Для язычников же и для отдельных „призванных Иудеев“ 1695 время посещения и близости Господа определялось тою минутою, когда они слышали проповедь Евангелия и сердце их трепетало радостью, слыша благую весть о воскресении Господа и о нашем спасении. „Придет Желаемый всеми народами“, говорил пророк Аггей Агг. 2:7 , но, как говорил Ап. Павел, „смотрите, не отвратитесь от говорящего“. ( Евр. 12:25 ) „Посему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“ ( Евр. 3:7–8,15 ). О том, что Господь всегда близок к призывающим Его, см. Втор. 4:29–31, 30:12–14 1696 и Иер. 29:12–13 : „.... помóлитесь Мне и Я услышу вас, и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим“. 7 .                                             Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. В 4 т. Св. Летописи (ч. 1, стр. 211) мы, говоря о Псалме L, назвали его не только Мессианским, но пророчески Христианским и содержащим христианское учение о покаянии и благодати Духа Святого, возрождающего истинно кающагося. Подобное же значение имеет и читаемый нами ст. 7 этой главы Исаии. Он напоминает проповедь Иоанна Предтечи Господня: „покайтесь, ибо приблизилось царство небесное“ и „сотворите плод достойный покаяния“. ( Мф. 3:2,8,10 ). „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“ ( Пс. 31:1–2 ), вопиял Давид. Но кто же мог прощать грехи, кроме воплощенного Бога? и Он Сам прощал грехи (Мф. 9и мн. др.) и через Апостолов Своих даровал эту власть священникам, говоря: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Ин. 20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

На 1-м часе после тропаря (нач. " Заушенный за род человеческий " ) бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь " Егда славнии ученицы " и кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам. Вечерня в Великий Четверг поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на " Господи, воззвах " (4 стихиры и славник) - " Свете тихий " и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем " Сподоби, Господи " и стиховные стихиры (3 и славник), " Ныне отпущаеши " ; после Трисвятого - тропарь " Егда славнии ученицы " . По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается Литургия, во время которой бывает чин освящения мира. Литургия начинается со входа, после которого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b-13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16 (указано, видимо, по ошибке - это литургийное Евангелие Великой среды)); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. ст. Мироварение). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав Литургии, причем в начале Литургии тогда поется " Единородный Сыне " , читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: " Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. Константинополя] указывает от Матфея " )), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа " Вечери твоея тайныя днесь " , приведены на выбор 3 причастна. Описание служб в Великий Четверг в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: " Despota Christe ho theos hemon, ho ton Cheroubim epocho " (греч.) - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, который совершается после Литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 2. S. 83-116).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 ; 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Откр.22:9 . «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись». Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле ( Откр.21:5 ), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; Рим.14:18 . Втор.4:19 . См. объясн. Деян.7:42 . Втор.17:3 и 4Цар.23:5 . «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел». Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15 ; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24. Иер.19:13 и Соф.1:5 . «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим». Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43 . Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14 , и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19 ; Суд.13:20 . Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15 ; Быт.19:1 ; Тов.12:12 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В.: Сколько действий во Христе? О.: Исповедую два действия, Божеское и человеческое. В.: В чем состоит Его Божеское действие? О.: Божеское действие состоит в содействии тому, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). В.: В чем состояло Его действие человеческое? О.: Действие человеческое состояло в том, что Он путешествовал, утруждался и тому подобное. В.: Сколько ипостасей исповедуешь во Христе? О: Исповедую Едину Ипостась Бога Слова, ибо Он единый Сын Божий и Сын Девы, как сказано выше. В.: Имеет ли Христос человеческую ипостась? О.: Не имеет, так как не два Сына и не два Христа, но единый Христос, Сын Божий и Сын Девы... В.: Сколько рождений Сына Божия ты исповедуешь? О.: Исповедую два рождения. Первое – предвечное, безлетное 61 , бесплотное, когда Он воссиял от Отца, как свет от солнца. Второе рождение было тогда, когда Он родился от Святой Девы Богородицы Марии. Родился Бог великий, превечный, собезначальный, невидимый, непостижимый по Божеству, необъятный, проникающий в сердца всех людей (см. Сир. 42:18 ; Иер. 17:10 ). В.: Почему воплотился именно Сын, а не Отец или Дух Святой? О.: Чтобы Он сохранил свойство Своей Ипостаси, чтобы был Сыном как на небе, так и на земле. В.: Везде или не везде пребывает Христова Плоть? О: Не везде. В.: Где она пребывает теперь? О.: Христова Плоть, воспринятая от Пресвятой Богородицы, на земле жившая и пострадавшая, по воскресении из мертвых и по вознесении пребывает на небесах. В.: А на земле есть ли Плоть Христова? О.: Таинственным образом Христова Плоть пребывает на земле в Божественных Тайнах, под видом хлеба и вина (3). Сын Божий – это истинный Бог, рождаемый от Отца прежде всех веков и ныне во все веки, Он единочестен и единославен Богу Отцу, и Он есть Творец всех вещей, времени и века ( Ин. 17:5, 8:12 ; 1Ин. 1:5 ). Иисус означает Спаса, а Христос – Помазанника, ибо в Ветхом Завете иереи, цари и пророки помазывались на иерейство, царство и пророчество, поэтому они и назывались христами. Христос по воплощении носил в Себе три звания, ибо Он был Иерей, Царь и Пророк. Поэтому и в Священном Писании одно приличествует Ему как Иерею, другое как Царю, иное же как Пророку ( Ис. 60:19–20 ; 1Ин. 5:20, 17:3 ; Пс. 2:7 ; Еф. 3:9 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ). Христос здесь [в Символе Веры ] называется Сыном Божиим Единородным по существу, те же, которые приняли Его, именуются чадами и сынами Божиими по благодати, а не по естеству ( Ин. 1:3 ; 1Кор. 8:6 ) (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ис.54:2 . Распространи место шатра твоего, расширь по­кровы жилищ тво­их; не стесняйся, пусти длин­нее верви твои и утверди колья твои; Ис.54:3 . ибо ты распространишься направо и налево, и по­том­с­т­во твое завладеет народами и населит опустошен­ные города. «Распространи место шатра твоего... пусти длинные верви твои и утверди колья твои.» При нашем понимании первого стиха, толкование данного становится очень простым и ясным. Остаток верного Израиля очень мал и потому живет в самом тесном помещении (шатре). Но так как ему вскоре предстоит сильно умножиться и разрастись, благодаря притоку новых чад из среды язычества, то пророк и убеждает его перестроить свое жилище, чтобы сделать его, как можно поместительнее и просторнее. Образы – разоренного шатра, в случае несчастия, и обновленного и расширенного, в случае удачи и счастья – одни из любимых и употребительных у пророков ( Ис.33:20 ; Иер.10:20 и др.). В пророчественно-прообразовательном смысле под расширенным и обновленным шатром, раскинувшимся во все страны света ( «направо и налево» 3 ст.), можно разуметь новозаветную церковь , как это объясняет блаженный Иероним: «она должна распространиться направо и налево, не должна подражать тесноте иудейской скинии, имевшей сто локтей длины, пятьдесят локтей ширины, ни заключаться в коротком пространстве храма, имевшего шестьдесят локтей длины и двадцать локтей ширины, но, не переставая, должна занимать места направо и налево». Блаженный же Феодорит к этому добавляет: «едва ли ошибется кто, если назовет кольями святых пророков, апостолов и мучеников: ибо они, сокрытые в земле, наподобие кольев, держат скинию церкви, связанную учением, как бы какими веревками». Необходимо напомнить, что как самый образ «спасительного шатра», так и отнесение этого образа к «святому остатку Израиля» не является у пророка Исаии чем-либо совершенно неожиданным и новым, а дает, по-видимому, краткое повторение того, что было предметом специального раскрытия в одной из раннейших глав первой части его книги (см. IV гл. в особенности стихи 2–3 и 6-ой).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Утопия или маниловщина? Ответ на письмо из России. Впервые: Вестник. 1974. I. 111. В предыдущем номере было опубликовано открытое письмо редактору «Вестника РХД» Н.А.Струве «Опыт журнальной утопии 108–109–110. С. 6–23), где «Вестник» назван «важнейшим фактором развития независимой мысли в России», «уже сейчас лучшим журналом на русском языке». Однако, по мнению автора письма, недостаток «Вестника» в том, что это «наполовину богословский журнал», ему в известной степени недостает «актуальных» материалов о социально-политической жизни страны. Еще о направлении журнала. Впервые: Вестник. 1974. II-III. 112–113. По поводу письма А. Солженицына Зарубежному Собору. Впервые: Вестник. 1974. II-III. 112–113. В номере опубликованы письмо А.Солженицына третьему Собору Зарубежной русской церкви и ответ ему митрополита Филарета. «Надлежит быть и разномыслиям...» Впервые: Вестник. 1974. IV. 114. Слова ап. Павла, давшие заглавие передовой, автор считает ключевыми для номера в целом: здесь собраны различные материалы дискуссионного характера, в частности статьи прот. К.Фотиева, М.Агурского, Д.Гришина и др. К юбилею патриарха Тихона. Впервые: Вестник. 1975. I. 115. В номере также дана большая подборка материалов к 50-летию со дня смерти патриарха Тихона. В нее вошли: отрывки из воспоминаний прот. А.Рождественского , три послания патриарха Тихона (от 19 янв. 1918 г., 8 окт. 1919 г., 1 июня 1923г.), заявление во ВЦИК (от 30 сент. 1924 г.), три неизданных письма, слово о патриархе Тихоне о. С.Булгакова , воспоминания Е.Бакуниной «О последних днях патриарха Тихона». О патриархе Тихоне см. также: 103. С. 111; 89–90. С. 10–19 и др. Нобелевская премия мира А. Сахарову. Впервые: Вестник. 1975. II-III-IV. 116. В «Вестнике» не раз оспаривались те или иные взгляды, позиции А.Д.Сахарова, но неизменным было признание его гражданского, нравственного подвига. Единое на потребу. Впервые: Вестник. 1976. I. 117. Номер посвящен монастырям. В него вошли статьи о. П.Флоренского «Троице-Сергиева лавра и Россия», Ф.Уделова «Монастырь и мир», иер. Амфилохия Радовича «Византийская «Эйфелева башня», или Тайна горы Афонской», П.Грибановского «Б.Зайцев о монастырях», письма Валаамского старца схиигумена Иоанна, материалы о последних днях Оптиной пустыни (20-е годы), глава из книги Г.Честертона «Святой Франциск Ассизский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кидар – арабы-кочевники см. Иер 2.10 и Ис 21.16–17 . Асор – это племена арабские, ведшие жизнь оседлую (Асор – по евр. hazor ­­ укрепление) и управлявшиеся особыми шейхами, имевшим власть царя (отсюда: «царства Асорские»). Эти племена, жившие между Каменистой Аравией и Вавилонией и близ Персидского залива, были покорены Навуходоносором после битвы при Кархамисе (ср. Ис 21.13–17 ). Иер.49:31 .  Вставайте, выступайте про­тив народа мирного, живущего бес­печно, говорит Го­с­по­дь; ни дверей, ни запоров нет у него, живут по­одиночке. Арабы-скотоводы были незнакомы с городскими обычаями и не заводили у себя дверей и запоров. Иер.49:32 .  Верблюды их отданы будут в добычу, и множе­с­т­во стад их – на расхище­ние; и рас­сею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Го­с­по­дь. «Стригущих волосы» – см. Иер 9.25 . Об исполнении этого пророчества можно читать в паралл. месте кн. Исаии (гл. Ис 21.13 и сл). Навуходоносор, разоряя Аравию, имел при этом в виду заставить ее прекратить торговые сношения с Финикиею и все богатства свои отправлять на продажу в Вавилон, чего и достиг отчасти (Платон, Древний Восток, с. 636). Иер.49:34–39 . Еламу пророк возвещает суд Божий, в силу чего он отчасти будет рассеян по разным странам, отчасти же поражен вражескими мечами. Но в далеком будущем милость Божия возвещается и Еламу. Иер.49:34 .  Слово Го­с­по­да, которое было к Иеремии про­року про­тив Елама, в начале цар­с­т­во­вания Седекии, царя Иудейского: «Елам» – см. Иер 25.25 . Это пророчество сказано на семь лет позднее, чем большинство пророческих речей этой группы. Иер.49:35 .  так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их. Очень вероятно, что еламитяне составляли часть войск Навуходоносора, разрушивших Иерусалим и за это им возвещается суд Божий. – «Лук Елама» – см. Ис 22.6 . Иер.49:37 .  И по­ражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Го­с­по­дь, и по­шлю вслед их меч, доколе не истреблю их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010