Притом, цель пророчеств и не ограничивается одними современниками Пророка. Самим пророкам открыто было, яко не им самим, но нам служаху сия, говорит ап. Петр (Пет.1:12) относительно пророчеств о Мессии. И так, пусть современники Исаии не все поняли в пророчествах его, содержащихся в последней части книги. Уразумев то, что им было нужно и можно уразуметь, они чрез сие выполнили цель пророчеств, относящуюся к ним. Но цель пророчеств, как и содержание их, идет еще далее. Она обнимает как современников Исаии, так и нынешних христиан, как возвратившихся из плена иудеев, так и всех людей до кончины мира. Господь и святые апостолы, ссылаясь столь часто на пророчества сей части, исполнившиеся в христианстве, возбуждали и утверждали тем веру, и посрамляли неверие. Святые отцы таким же образом пользовались пророчествами сей части, привлекая к вере одних и поражая неверие других; так и доселе пользуется ими церковь . И сверх того, какой мрак духовного уныния и скорби не может рассеять чтение сей части пророчеств. В ком не возгреет надежды и желания высших небесных благ? Все то, начиная от времени Исаии, есть выполнение великой цели его пророчеств, какую имел Дух Божий, глаголавший в Пророке. В самой книге, и в начале ее ( Иер.1:1 ), и в конце всех пророч. речей ( Иер.51:64 ), и кроме того, при наибольшей части речей в отдельности, – показано прямо, что все эти речи принадлежат пр. Иеремии. И притом большею частью означено время, иногда же и другие обстоятельства произнесения той или другой речи; также указано совокупное их написание и собрание Пророком – чрез Варуха ( Иер.36:32 ). – Далее, исторические обстоятельства, которых касается здесь свящ. писатель, совершенно согласны с обстоятельствами времени Иеремии, какие изображаются в исторических священных книгах. Так Иуд. цари: Иосия ( Иер.1:2 ), Иоаким ( Иер.26:22 ), Иехония ( Иер.22:24 ), Седекия ( Иер.21:3 ), двукратное нашествие на Иерусалим халдеев при Седекии (21:1; 34:1,2), тщетное усилие египетских царей помочь иудеям ( Иер.37:5 ), – все это указывает именно на то время, когда пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Герасиму о взятых монахах), 552, CXLIII (просьба наместн. Герасима об освобожд. монахов из Гадомысльской тюрьмы); т. III, 35, II (показание 1767 г. монаха Иоанна о захвате монахов м-ря униатами), 51, (донесение наместн. Герасима 1767 г. о нападениях на м-рь и угрозах униатов), 58, X (просьба Герасима об освобожд. 11 монахов от заточения в Радомысле), 64–84, (дело все о тех же монахах и разграблении м-ря), 645, (просьба 1768 г. наместн. Герасима разрешить ему, как поступить с монастыр. имуществом в случае движения конфедератов в Украину), 647, (ответ на это донесение). 938. Мутинский – Златоустовский – Спасский, женский, ныне село Мутино, Черниговской губ., Кролевецкого у., в 18 вер. к юго-юго-вост. от Кролевца, при р. Сейме. Первоначально был мужским и основан в 1718 г. иеромонахом Иоанном по дозволению гетмана Ив. Скоропадского, супруга которого перед кончиною своею просила в 1733 г. обратить мужской мон. в женский, что и было исполнено, при чем иноки переведены в Гамалеевский мон. В 1786 г. монастырь упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 131; Ратшин, 543 (назван Успенским); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 535, 23; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значится в числе Заднепровских пустыней). 939. Мшенская – Пятницкая, мужская пустынь, ныне погост Мшенская Пустынь, Новгородской губ., Валдайского у., в 36 вер. к сев.-вост. от Валдая, при озере. В грамоте митроп. Новгор. Корнилия 1677 г., которою пустынь приписана к Иверскому м-рю, говорится: «в Деревской пятине в Пиросском погосте Мшенская пустынь, а прежде строил тое церковь и пустыню строитель черный поп Филарет с братьею, постриженник тое пустыни села Едрова... а ныне де в той Мшенской пуст. живет черный поп и он Филарет с ведомыми ворами»... В 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя св. Параскевы Пятницы построена в 1786 г.; впрочем, в 60-х годах начата постройкою другая церковь. “Ист. Росс. Иер.», V, 133; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. II, 104; Архим. Петра, “Опис. Ивер. Богор. мон.», 28; Строев, “Спис. иер. и наст.», 114, 64; “Временник Общ. ист.», 1857 г., XXV, 100 (Гpav. 1677 г. митр. Корнилия); “Русск. истор. Библиот.», V, 854, 310 (в 1682 г. строитель пустыни иером. Никон переведен в Духов Борович. м-рь, а на его место послан из Ивер. м-ря иером. Маркиан). 940. Настецкий, мужской, ныне погост Настцы, Псковской губ., Великолуцкого у., в 55 вер. к зап.-сев.– зап. от Великих Лук, при озере. Имя его упоминается в 1681 г., когда был приписан к Новгор. архиер. дому. До упразднения в 1764 г. состоял приписным к Троицкому-Сергиеву монастырю, что в Великих Луках. “Ист. Росс. Иер.», V, 136; “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Ибо Я обратил лицо Моё против города этого, – говорит Господь, – на зло, а не на добро; он будет предан в руки царя вавилонского, и тот сожжёт его огнём» ( Иер. 21:10 ). Разрушение Иерусалима и храма стало переломным событием в истории Израиля как нации. Для евреев наступило время перемен и переоценки ценностей. Слава Яхве покинула храм в Иерусалиме ( Иез. 11:22–23 ), город и храм были разрушены, народ – в изгнании, династия Давида мертва или в цепях, институт священства в руинах. Почему так произошло? Авторы Священного Писания , включая главного пророка того времени Иеремию, объясняют это разрушение и изгнание как наказание за неверность завету с Богом. Хотя суд и был строгим, не вся надежда была потеряна. Те, кто верил пророкам, знали, что Яхве, как Владыка над народами, для достижения Своих целей снова восстановит и благословит Свой народ. Падение Вавилона Вавилонское царство просуществовало не долго, меньше ста лет (629–539 гг. до Р.Х.). Менее чем через пятьдесят лет после того, как Вавилон разрушил Иерусалим, он и сам был сокрушён в 539 году до Р.Х. царём Персии Киром Великим. «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Падение Вавилона, предсказанное пророками, наступило ( Ис. 21:9; 47:1 ; Иер. 50–51 ). Всевышний управлял царствами, и Вавилонское царство стало одним из тех, что по Его слову пришло и ушло ( Иер. 25:9 ). Вавилонский царь Набонид перенёс свою резиденцию в Тейму на границе с Аравией, оставив своего сына Валтасара в Вавилоне управлять делами государства. Вскоре Валтасар увидел надпись на стене своего дворца, истолкованную Даниилом как неизбежный конец Вавилонского царства ( Дан. 8 ). Царь Персии Кир Великий завоевал Вавилон. Согласно надписи на Цилиндре Кира (артефакте, обнаруженном при раскопках в Вавилоне), город был взят с малым сопротивлением (ANET 315–316). Обобщение: Ассирия и Вавилон Два месопотамских царства, Ассирия и Вавилон, одно за другим возвышались и правили Ближним Востоком около 100 лет каждое. Эти две сильные империи принесли проблемы еврейским царствам, находившимся в Обетованной Земле. Первое месопотамское царство (Ассирия) завоевало и увело в плен Северное царство Израиля. То же самое сделал с Южным царством Иуды и Вавилон. Библейские пророки рассматривали возвышение этих царств как Божий полновластный суд над Своим избранным народом. Бог сказал их праотцам о том, что неверность завету приведёт к изгнанию народа из земли ( Втор. 4:25–27; 28:63–64 ; 4Цар. 17:5–23 ). Но изгна- ние было не концом, а только средством наказания. Покаявшиеся евреи смотрели в будущее на восстановление в своей земле, когда Бог будет использовать этот народ для достижения Своих целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Говоря далее о избрании Иеремии в пророка, сын Сирахов почти буквально повторяет сказанное о сем в кн. самого Иеремии ( Иер.49:9 , сн. Иер.1:5,10). Филон, приводя (de confus. ling. р. 40) из второй главы книги Иеремии слова: свят Израиль Господеви, начаток плодов Его, говорит, что это слова пр. Иеремии. Иосиф Флавий говорит, что Иеремия предсказал иудеям многие бедствия, каковы разрушение Иерусалима, отведение иудеев в плен и др., и все свои предсказания заключил в одну книгу (Antiq. lib. 10:1, 5 § 1). Книга Иеремии содержит именно такие предсказания. В Новом Завете Св. Ев. Матфея, по случаю избиения Иродом младенцев в Вифлееме, приводя слова из сей кн.: глас в Раме слышан бысть, плачь и, рыдание и вопль мног ( Мф. 2:18 сл. Иер. 31:15), называет их реченными Пророком Иеремиею. Во всех каталогах св. книг книга Иеремии упоминается вместе с прочими. За тем излишне и говорить, что св. отцы, когда ни касаются сей книги, признают ее Иеремииною. Таким образом, происхождение книги от Иеремии несомненно. (Только последняя глава Иеремии, но соображению 21, 64. LII, 32, оказывается прибавлением кого-либо из позднейших пророков). Но такою ли св. книга и произошла от Иеремии, какова теперь, – это вопрос, требующий еще исследования. Два затруднения встречаются в сем отношении: Одно следующее: перевод 70-ти и евр. текст значительно, по-видимому, разнятся между собою, и след. тот или другой из них, ила оба утратили часть своей неповрежденности и целости. Разность между ними, во-первых, – в порядке пророчеств от гл. 25, 15 и до конца книги пророчества против языческих народов, в еврейск. тексте занимающая последнее место в книге (46–51, как и в нашей Славянской Библии ), – по переводу 70-ти стоят после 25, 14, при том и тут в инаковом порядке, нежели в еврейском. Кроме сего, во-вторых, у 70-ти недостает не только многих слов и выражений, но и целых довольно обширных мест; напр. в 27 гл. от ст. 19 до конца нет в александрийском переводе; в 33 гл. также нет от 14 до конца; в 38 гл. от ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

31 По библейскому повествованию Ноев ковчег остановился в «горах Араратских». Но в том же Ветхом Завете колыбель послепотопного человечества относится к востоку от Месопотамии, а Арарат, как известно, лежит к северо-западу от нее. В кн. Бытие говорится, что потомство Ноя двинулось (очевидно, с места остановки ковчега) с востока на запад и нашло в земле Сеннар (т.е. Вавилонии второй половины II тысячелетия до н.э.) равнину, где и поселилось. На то, что Арарат здесь поставлен на место Армении, указывают не только Иосиф Флавий, но и Библия (Быт 8.4; Иер 51.27), клинописные источники и Моисей Хоренский. 32 Берос (Бероос) (ок. 350—280 гг. до н.э.) — вавилонский жрец, историк, написал для селевкидского царя Антиоха I Сотера (324—261 гг. до н.э.) историю Месопотамии на греческом языке на основе местной легендарной и исторической традиции. В древности его труд пользовался большим авторитетом. Труд сохранился частично и в цитатах более поздних историков. Послужил Иосифу Флавию одним из самых ценных источников. 33 По сирийскому преданию, ковчег остановился на хребте Джебель Чуди, сирийское Карду, недалеко от озера Ван. 34 Иероним из Кардии — современник Александра Македонского. Мнасей из города Патр жил примерно в середине II века до н.э. 35 Николай Дамасский (64 г. до н.э. — нач. I в. н.э.) — историк и философ, родом из Дамаска, был воспитателем детей Антония и Клеопатры, другом царя Ирода. Впоследствии пользовался расположением императора Августа. Писал трагедии, изложил всемирную историю, начиная с вавилонян и ассирийцев и до своего времени. Она состояла из 144 книг, сохранились ее значительные фрагменты. 36 Минийцев упоминает и пророк Иеремия (Иер 51.27), этот народ идентичен маннеям, или муннеям, ассирийских клинописных текстов. Он проживал к востоку от озера Ван. Моисей Хоренский упоминает манависитян, с которыми могли бы совпадать названные минийцы. О горе Барис не сохранилось, кроме приведенных здесь, никаких подробностей. 37 Ср. Лев 17.11 и Втор 12.23. Известно изречение Галена — «кровь — душа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

1060. Покровский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Воронеже, в вост. его части, близ берега р. Воронежа, между улицами Постоваловскою и Малою Смоленскою. Основан в 1623 г. собравшимися инокинями в числе 30 по благословению патриарха Филарета и находился сперва в зап. части близ адмиралтейства и дворца, и несколько ниже нынешней Вознесенской церкви. По неудобности местоположения перенесен в 1702 г. на настоящее место, урочище Терновую поляну. “Ист. Росс. Иер.», V, 561; Ратшин, 90; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 184; “Опис. монаст.», 1817 г., 89; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.», 69; Михалевич, “Воронеж. губ.», 283; “Памят. ку. Воронеж. губ. на 1887 г.», 311; “Извл. из отч. Об.-Пр. Св. Син.», 1840 г., 92 (наделен лесом); 1853 г., 87 (пожертв. усадьба); Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 135 (указ архиеп. Илариона о помещении в м-ре всех стариц, живших по мирским дворам); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 846, 12; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 15 (Приезд 1685 г. в Москву Донск. атамана с войсковою отпискою о челобит. игум. Иулиании); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 810, 259 (Поручная 1664 г.; игум. Агафья); Второв, “Воронеж. акты», I, 133 (опис. гор. Воронежа 1666 г.; о вестовом колоколе); II, объясн. к плану г. Воронежа, стр. V; III, 53, 54 (роспись 1639, 1657 и 1661 г. оклада с вотчин); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел крест. 15 двор.); “Труды Рязан. учен. архивн. Комиссии», III, 64 (истор. акты XVII стол. во время управления м-рем Рязан. митрополитами); IV, 24 (Жалов. грам. 1627 г. старице Марфе во главе 30 сестер в вотчину Форосанского ухожья со всеми угодьями в Воронеж. у.), 25 (цар. грам. 1657 г. о взимании с м-ря даточных и полоняничн. денег; старица Евникея), 51 (цар. грам. 1658 г. по челобитной старицы Евникеи о завладении двумя озерками Ермол. Комаровым в Форосан. ухожье), 52 (цар. грам. 1660 и 1670 г. об обыске крестьян. и бобыль. монастыр. дворов; старица Картелина в 1660 г. и игуменья Ульянея в 1670 г.), 53 (цар. грам. 1672 г. о захвате владений м-ря Набродовым с товарищ.), 54 (грам. 1683 г. об отмежевании вотчин м-ря), 55 (грам. 1683 г. по поводу межевания).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1 и ком.). к сердцу Иерусалима. Т.е. к тем, кто находится в вавилонском плену. борьбы... неправды. Исаия имеет в виду вавилонское пленение, которое было для народа Иудеи расплатой за содеянный грех. от руки Господней. См. ком. к 27,9; ср. 51,17. принял вдвое за все грехи свои. Люди сполна понесли наказание за грех, Божественное правосудие свершилось (51,19), и Господь готов простить Свой народ (43,24; 44,22; 48,9; Откр. 1,5 ). 40 Глас вопиющего. Исполнением этих слов стало служение Иоанна Крестителя ( Мф. 3,3 ; Мк. 1,3 ; Лк. 1,76; 3,4.5 ; Ин. 1,23 ), однако нельзя не отметить, что в неменьшей степени они относятся к служению его предшественников, среди которых был и сам Исаия. в пустыне... в степи. Образ пустыни является синонимом одиночества и скорби (14,17; 25,5; 27,10; 35,1; 64,10). Во власти Божией превратить пески в цветущий и изобильный оазис, знаменующий полноту и радость Его спасения (32,15.16; 35,1,6; 41,18.19; 43,19.20; 48,21). приготовьте... прямыми сделайте. Господь Сам устранит все преграды на Своем пути (ср. 57,14), но в то же время Он хочет, чтобы люди были готовы войти в Его царство (62,10). путь... стези. Путь Спасителя к людям проходит через их сердца, которые очистятся покаянием. 40 неровные пути. Препятствия и сопротивления, чинимые силами зла. 40 явится. Царство Божие явится людям в величии Его милости и суда, и прежде всего в пришествии Его Сына Иисуса Христа ( Лк. 2,30.31 ; Ин. 1,14 ). Освобождение из плена явление Божией славы, как это было во время Первого пришествия Христа ( Ин. 1,14 ) и как будет в час Его Второго пришествия. всякая плоть. Явление Царства Божиего зримо пребывает в акте творения, земной жизни Христа, торжестве Его Церкви и обетованном обновлении всей земли ( Быт. 9,17 ; Мф. 2,1–11; 16,27; 24,30 ; Деян. 28,28 ; 2Кор. 3,18 ). 40 Голос. В данном случае ангельский голос обращен к самому Исаии. трава... цвет полевой. Слова, символизирующие краткость и уязвимость человеческой жизни. 40 дуновение. Гнев Божий подобен иссушающему восточному ветру ( Пс. 102,16 ; Иер. 4,11 ; Иез. 17,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иоанн , в 1798 (sic). Галактион в 1800 перев. из Тульского Предтечева и вскоре в Белевский Спасский (Ист. Иер., III, 262.). Евграф перев. из Рязанского Троицкого, 1800–1807; 11 нояб. перев. в Задонский. Мельхиседек Короткий , бывший Ростовского Яковлева, перев. 1807–10; 11 апр. перев. в Спасо-Евфимиев. Александр Подгорычани определён 10 апр. 1810; † 29 апр. 1845. Амфилохий , 1846–51. Никодим , 1851–59. Иоаким , 1860–66. Макарий , 1869. 5 Дудин, Николаевский Амвросиев, на Оке, от Нижнего в 35 верстах, существовал в начале XV века. 20 нояб. 1676 приписан к дому патриаршему. (10 окт. 1725 велено было упразднить, но остался). Упразднён. [IV, 62; VI, 997.] Игумены Сергий , 1408. Игнатий , прежде 1418. Лаврентий . Иона , 1485. Геронтий , 1500. Феофан , 1540. Макарий , 1550–55. Авраамий , 1560–65. Антоний , 1572. Михаил , 1573, 1585–88. Евфимий , 1592–1606; архим,. с авг. 1613–15. 176 Пафнутий , 1617–1620, февр. 17 хирот. в архиепископа Тверского. Иона , 1620–31. Евфимий , 1632–36, окт. Иринарх , 1639–49. Гурий , в мар. 1652. Елиссей , в июле 1653. Герасим , 1660–69, сент. Евфимий , 1572–81. Георгий , 1683–97. Авраамий , 1697–1700. Нектарий , 1700–6, в дек уволен. Серапион Княжегорский 7 янв. 1707 перев. из Городецкого Авраамиева; до 1710. ( Арсений , в сент. 1710?). Мелетий , 1711–13. Иоасаф определён 19 мая 1713–1720. Иосиф Лоскутов 4 февр. 1721 перев. из Любимского Афанасиевского, а 22 февр. 1723 уволен, за болезнью. Григорий Керженский перев. из Козмина, 22 февр. 1723–25. Иннокентий , 1725–29, окт. 8 уволен, за старостью. Иосиф Ратманов определён 8 окт. 1729, и в 1730 отставлен. Варфоломей , 1730–1733, уволен. Никандр определён 27 февр. 1733. Корнилий (строит.) 1742–45. Аарон определён в апр. 1749; † 1751. Палладий , 1752, а 1753 перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий , до 1758. Архим. Иона 20 июля 1758 перев. из Печерской (??) пустыни, а 25 нояб. 1760 – в Нижегородский Благовещенский. – Трифиллий в 1760 перев. из Оранского; † в сент. 1763. – Савва , 1763 и 64. Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2003 . Селецкий, женский, ныне село Сельцо, Волынской губ., Ровенского у., в 70 вер. к сев. от Ровно, при р. Случе. Существовал в XVII ст. и из жалобы дворянина Алекс. Силича, поданной в 1695 г. на своих родственников, видно, что они дважды врывались в девичий православный м-рь, находившийся в селе истца Сельце, наносили монахиням по­бои и оскорбления и сорвали со стены в церкви портрет брата его Григория Силича. “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 113, LIV. 2004 . Селифонтова, мужская пу­стынь, давно несуществующая, Новгород­ской губ. и уезда, близ Новгорода. Имя ее упоминается в 1417 г., когда здесь была поставлена церковь св. Николая. “Полн. собр. лет.”, IV, 115. 2005 . Сергиевский, женский, ныне приходская церковь (красная) в губерн. гор. Владимире за Ивановским мостом, среди улицы. Основан в XVII ст. По переписи 1715 г. находился на посаде и имел 10 монахинь; в 1719 г. сгорел. “Владим. сборн.”, 1857 г., 64, 189; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, IX, 25, 26; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 194; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 32 (опись 1715 г.), 1854 г., 6 (Сер­гиев. церковь в г. Владим., с грамотою), 25 (Мон. быв. во Владим.); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольцев”, 1880 г., 59. 2006 . Сергиевский с Залужья, мужской, ныне церковь в гор. Пскове, близ крепостной стены. Уже существо­вал в XVI ст. и, как кажется, перво­начально служил подворьем Любятовского м-ря. В 1581 г. здесь был на­стоятелем строитель Елисей, последним же упоминается в 1710 г. строит. Авва­кум. В 1650 г. в м-ре от иконы Бо­жией Матери совершилось чудо: «от десного ока слезы течаху». Князев, “Указат. достопам. г. Пскова”, 6, 11; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 400, 17; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, IV, 1724 г., 93 (прошение Сергиева м-ря в г. Пскове дьячка Фил. Ильина о защите его от посад. людей); Василев, “Ист.-стат. ука­затель г. Пскова”, 56, 40 (краткая история), 107 (надпись на иконе Богородицы), 143 (памятники церковн. архитектуры). 2007 . Сергиевский что на Пе­тушкове, мужской, ныне церковь в Нижнем Новгороде. Уже существовал в первой четверти XVII ст. и в 1621 г. в нем была церковь преп. Сергия Радо­нежского с приделом Зосимы и Савватия Соловец., да 5 келий с игуменом и братиею. Нынешняя церковь св. Сергия построена в 1715 г. “Нижегор. губ. в.”, 1855 г., 30 (Опис. церквей в Ниж. Нов.); 1856 г., 51 (о состоян. Н. Нов. в XVII ст.); Макарий, “Па- мят. церк. древ. в Зап. И. Археол. Общ.”, 1857 г., X, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

. Мотив из Наум 3:4, где под блудницей подразумевается Ниневия. Ср. также Зах 5:8. В Сивиллиных книгах о Риме (слово Roma женского рода) говорится как о женщине, «нечистой» (3:75; 8:197). См. далее, ст. 9, 18, из которых явствует, что «жена-блудница» – это город, расположенный на семи холмах, т. е. Рим. . Иер 51:7. . Царские атрибуты. Ср. Мф 27:28; Мк 15:17; Ин 19:2. . Полагают, что на это описание «жены на звере» повлияли сирийские изображения богини Астарты, едущей на льве с чашей судьбы в руке. См.: ЕЭ, 1908. Т. 2. Стлб. 855. . Это слово здесь следует понимать в смысле «тьма, мрак» . Т. е. семь холмов, на которых лежит Рим. «Семь гор» встречаются в видениях псевдо-Еноха (1Ен 18:13; 24:2-3; 32:1), а также в Апокалипсисе Ездры (ЗЕзд 2:19), но там они имеют другой смысл. . Под пятью павшими царями подразумеваются уже скончавшиеся римские императоры Цезарь, Август, Тиберий, Калигула и Клавдий, затем шестой и он же ожидаемый восьмой – Нерон («восьмой из числа семи»), и, наконец, седьмой («один есть»), очевидно, – Гальба, пришедший к власти после убийства Нерона в 68 г. н. э. О распространенных тогда слухах, что Нерон остался жив, скрывается на Востоке и должен вернуться к власти, см. аннотацию к док-ту 16. По мнению Э. Ренана, обозначение «зверь» имеет специфическое отношение к Нерону. «Зверем» его называли христиане после расправы с ними в 64 г. Непосредственным поводом стала описанная Светонием «потеха» Нерона: «в звериной шкуре он выскакивал из клетки, набрасывался на привязанных к столбам голых мужчин и женщин и насыщал дикую похоть…» (Нерон, 29). В этих изнасилованных «зверем» – Нероном французский исследователь увидел тех же римских христиан. См. Ренан, 1907 (1991. С. 83). . Эти десять царей, разом появляющиеся неведомо откуда после семи римских императоров, доставляли немалые трудности толкователям. В своё время было в моде церковное толкование, что «десять царей» означают будущие десять гонений на христианскую Церковь, продолжавшиеся до конца правления Диоклетиана. Современные комментаторы, впрочем, учитывают то обстоятельство, что эти десять царей, следуя Откровению, должны быть современниками «зверя» – Антихриста («примут власть со зверем, как цари, на один час»). Предлагается, например, видеть в них десять восставших римских провинций (почему десять?), либо десять проконсулов-узурпаторов (Э. Ренан даже перечисляет их имёна: Виндекс, Вергиний, Нимфидий, Сабин, Гальба, Мацер, Капитон, Отон, Вителлий, Муциан), либо, наконец, десять парфянских сатрапий. См.: Ренан, 1907 (1991. С. 182); Мень, 1992. С. 140.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010