81. Слав. да не дойдет молитва соотв. греч. το μ διελθεν в 22, 36, 48, 62, 138, 231; в др. и у Фильда νεκεν (или: ενεκεν) προσευχς — из-за молитвы. 82. Καμμσαι με — букв. зажмурить меня. В слав. пер. сомжити очи мои, при чем слова: очи мои добавлены для ясности речи, чем и мы, по русской конструкции речи, пользуемся. Под «смежением очей» пророк, вероятно, разумеет духовное непонимание Господних откровений и священно-исторических событий в жизни еврейского народа. Срав. Ис. 6:9-12; Матф. 13:13-15, а особ. Деян. 28:27 — καμμυσαν — смежиша. 83. По нынешнему евр. тексту 46, 47 и 48 стт. начинаются с «фи», а букв. «аин» начинает след. трехстишие: 49, 50 и 51 стт. 84. Слав. ужас соотв. φαμβος — в компл. и альд., а обычно φυμς — гнев. 85. παρσις — превозношение, т. е. врогов. 86. Κατεπθη — букв. напился, т. е. слезами. Слав. погрязне не соотв. и этому греч. чт., и варианту (в лук. спп.): κατεπονθη — утомился, вульг. afflictus — опечалился; может быть был вариант: κατεποντθη (Schleusner 1. с. 3, 248), ныне не сохранившийся. 87. Изливать слезы. 88. πιφυλλιε — обирает виноград, по аналогии с πιφυλλζω — в 1, 22, можно перевести: гибнет, пропадает. Слав. закрывается или свободный перифраз, или соответствует др. чтению, не сохранившемуся. В Елизав. издании это чтение вошло из Острожского. В лук. спп. 22, 36, 48, 51, 96, 231) есть чтение: ο φθαλμο μου ξλιπον — погибли глаза мои. Может быть, это чтение не было неизвестно слав. переводчикам и они подставили ему свой перифраз. 89. Χελη — слав. уста; пользуемся рус. син. пер. 90. Букв. с греч. сидение их и вставание их. 91. В глазах, обыкновенно, и для наблюдательного человека легко заметно выражение настроения человека, особенно его злобы, гнева, страха и т. п. Тем более Господь, по глазам врогов пророка, заметит их злобное и коварное настроение против него. 92. ποδσεις... περασπισμν — воздай, отплати защиту, т. е. окажи мне защиту, или защити меня от врогов. 93. О смысле пожеланий пророка в 64—66 ст. см. в прим. к Иер. 18:23.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

28). Иеремия дает яркую картину разрушения городов, бегства их населения в страхе перед праведным гневом Божиим, истребления знати и простых жителей. Кульминацией пророчества о языческих народах является предсказание о падении Вавилонского царства и сокрушении почитаемых в нем идолов: «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен...» (Иер 50. 2). За то, что вавилоняне «прыгали от радости, как телица на траве, и ржали, как боевые кони» (Иер 50. 11) при разграблении Иерусалима, на них поднимутся мн. народы «от земли северной» (Иер 50. 9), которые разорят их землю и сделают ее необитаемой. За то, что Вавилон «восстал против Господа», он навсегда сделается «ужасом между народами» (Иер 50. 23-24). Весь текст пророчества о бедствиях Вавилона Иеремия вписал «в одну книгу» (Иер 51. 60) и отдал эту книгу Сераии, сыну Нирии, отправлявшемуся в Вавилон вместе с царем Седекией. Сераия получил от Иеремии повеление по прибытии в Вавилон прочесть книгу, после чего привязать к ней камень и бросить «в средину Евфрата». Это действие должно было символизировать буд. гибель Вавилона, к-рый «погрузится... и не восстанет», когда наступит его срок (Иер 51. 63-64). Исторический эпилог Сожжение вавилонянами Иерусалимского храма. Миниатюра из «Исторической Библии». 1372 г. (Den Haag. MMW. 10B23. Fol. 192) Сожжение вавилонянами Иерусалимского храма. Миниатюра из «Исторической Библии». 1372 г. (Den Haag. MMW. 10B23. Fol. 192) (Иер 52). В последней главе книги содержится повествование об ограблении вавилонянами Иерусалимского храма; приводится подробный список увезенных по приказанию Навуходоносора священных сосудов и драгоценной храмовой утвари (Иер 52. 17-23). Сообщается о депортации и последующей казни первосвященника и др. служителей храма (Иер 52. 24, 27). Завершается книга рассказом о возвышении среди др. пленников иудейского царя Иоакима при вавилонском царе Евилмеродахе, к-рый назначил Иоакиму постоянное денежное содержание. Основные темы Яхве, Бог Израиля Одной из главных целей проповеди Иеремии было восстановление веры в истинного Бога и отвращение своих единоплеменников от ставших в то время популярными языческих культов (см., напр.: Иер 2.

http://pravenc.ru/text/293622.html

См.: Ю. А. Шичалин. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000. С. 314. К аналогичному пониманию соотношения  общей и частной природ (сущностей) у Филопона приходит на основе рассмотрения подходов различных исследователей Беневич (См.: Беневич Г. И. Иоанн Филопон.//Православная энциклопедия, Т. XXIV. М., 2010. С. 642). Единичная вещь включает в свой состав привходящие свойства (акциденции), которые не могут быть составной частью сущности как таковой. Вероятно, поэтому Филопон и исключает их из состава частной сущности, и, прямо скажем, не без оснований. Этот момент отмечает как одну из особенностей учения Иоанна Филопона прот. Олег Давыденков ( Давыденков О., иер. Христологическая система Севира Антиохийского. М., 2007. С. 123). Возможно, кому-то покажется странным, что филопоновские частные природы оказались бестелесными и столь кардинально отличающимися от единичных вещей. Однако это произошло по причине вычитания акциденций, вместе с которыми «ушло» всё чувственно воспринимаемое, и осталось только умопостигаемое. Так что не вполне верно, подобно Филопону, полагать, будто частная природа и ипостась – это «почти одно и то же». Здесь необходимы, как минимум, существенные оговорки. См.: Мкртчян Р. А . Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, (63). М., 2013. С. 50–51. В своей предыдущей работе автор показал, что принцип индивидуации напрямую не связан с материей и пространством (см.: Мкртчян Р. А . Вопрос о принципе индивидуации в контексте халкидонского богословия//Церковь и время, (64). М., 2013. С. 34), поэтому есть все основания полагать, что он нематериален и бестелесен. Как уже было указанно в предыдущих работах автора, этот предмет референции удачнее было бы именовать «ядром ипостаси» (см.: Мкртчян Р. А . Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, (63). М., 2013. С. 48). Опубликовано: Мкртчян Р. А. Понятие «бестелесное» и концепции общей и частной природ в античной философии и христианской патристике 5-6 веков//Философия и культура. – 2014. – – С. 1562–1572. 

http://bogoslov.ru/article/4688637

739 Ст. 49–56. Седьмая строфа. Псалмопевец видит, что окружен людьми, попирающими Закон (ст. 51), он унижен и печален (ст. 50, 53), однако он держится за слово Божие и утешается им (ст. 49–50, 54), он верен Закону и бережет его в сердце своем (ст. 55–56). 740 Ст. 52. Вспоминаются, вероятно, исторические события, когда Бог приходил на помощь Своему народу. 742 Ст. 57–64. Восьмая строфа. Внимание пророка Давида снова переносится с внешнего на внутреннее: он еще раз заверяет Бога в своей преданности Закону (ст. 57) и устремляется к Нему всем сердцем (ст. 58), однако, чувствуя в себе самом некоторую неустойчивость, он молит о прощении (ст. 58) и снова преодолевает препятствия, делает выбор и твердо держится Закона (ст. 59–61), он опять наедине с Богом и с теми, кто боится Бога (ст. 62–63). 743 Ст. 65–72. Девятая строфа. Колебания кончились. Псалмопевец, униженный, согрешивший, вновь обращается к благости Божией (ст. 68), приобретенный опыт возводит его на новую ступень духовной жизни (ст. 67, 71), на него восстают люди жестокие и гордые, но он непоколебим в своей верности Закону, который для него дороже всех богатств мира (ст. 69–70, 72). 744 Ст. 71. В этом стихе отражена глубокая вера в Промысл Божий: Псалмопевец воспринимает наказание как воспитательную меру, которая помогает ему утвердиться в заповедях Божиих. 745 Ст. 73–80. Десятая строфа. По своему содержанию это восьмистишие схоже с предыдущим. Ст. 73. Псалмопевец вспоминает, что он создан Богом по Его образу и подобию, и создан для блаженства (см.: Быт. 1:27; 2:7–8 ); для того чтобы выполнить свое назначение, он просит Бога вразумить его, как это сделать. 747 Ст. 80. ...сердце мое непорочно – освобождено от страстей; ...не буду я посрамлен – не буду обуреваться страстными помыслами и недобрыми движениями. 748 Ст. 81–88. Одиннадцатая строфа. Псалмопевец молит о помощи, он ждет утешения и спасения только от Господа (ст. 81–82), его гонят и преследуют (ст. 84–87), но он верен Божиим заповедям (ст. 83, 87–88). Ст. 81. ...ожидая от Тебя спасения – мысль о том, что спасение приходит от Бога, повторяется у Пророков (см.: Ис. 45:17 ; Иер. 3:23 ); ...на слова – на обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О деятельности пророка Даниила в течение семи лет царствования трех преемников Навуходоносора (Евиль-Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха) ничего не известно. Убийца Лавосоардаха, Набонид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниилу было видение о четырех царствах, которое перешло в видение неба и Бога в образе «Ветхого Днями» и «Сына Человеческого», т.е. имевшего воплотиться Сына Божия (Дан. 7 гл.). Как мы знаем из Евангелий, Спаситель часто называл себя Сыном Человеческим, напоминая этим иудеям о пророчестве Даниила. На суде синедриона, когда первосвященник спросил Христа, является ли Он обещанным Мессией, Господь прямо им указал на это видение Даниила и напомнил о небесной славе Сына Человеческого (см. Дан. 7 гл.; Мф. 26, 64). Видение пророка Даниила в своей главной части относится к временам перед концом мира и страшного суда, хотя некоторые штрихи его предсказывают о гонениях Антиоха Епифана в III веке до Р.Х. и о гонениях на Церковь во времена антихриста. Следующее видение, записанное в третий год правления Валтасара, о двух монархиях под образом овна и козла тоже относится к концу мира. В этих видениях есть общие черты с видениями евангелиста Иоанна Богослова, записанными в его книге Откровения (Дан. 7–8 гл.; Откр. 11–12 и 17 гл.). Вавилон был взят мидийским царем Дарием в 17 год царствования Валтасара (539 г. до Р.Х.). Во время завоевания города Валтасар погиб, как ему было предсказано таинственной рукой, написавшей на стене: мене, мене, текел, упарсин...ты взвешен на весах и найден очень легким... разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан. 5, 25, 27, 28). Эту надпись Валтасару расшифровал пророк Даниил. Как мы уже упоминали, падение Вавилона было предсказано пророками Исаией и Иеремией (Ис. 13–14 и 21 гл., Иер. 50–51 гл.). В Книге Откровения Вавилон олицетворяет царство мирового зла (Откр. 16–18 и 21 гл.). При Дарии Индийском Даниил был одним из трех главнейших вельмож мидийского царства. Из зависти языческие вельможи оклеветали Даниила перед Дарием и хитростью добились, чтобы Даниила бросили в ров ко львам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

45. В алекс. добав. σου твой; в друг. нет. 46. Πολυανδριον — кладбище. Здесь разумеют толковники долину Гинномскую близ Иерусалима, в коей сожигали (и хоронили) детей, приносившихся в жертву Молоху. Иер. 7:32; 19, 2. 6. 47. По греч. ατς; в 22 – 24 ст. речь о евр. народе по греч. изложена в жен. роде, а по славянски в муж. р., а потому слово его относим к евр. народу. 48. λλυξεν — слав. рыдаше. „завывал, как непотребная женщина, описываемая в Притчах, зазывала своих любовниковъ“ (Притч. 7:5 – 23). Иерон. 49. Ложные. 50. По греч. вопр. ε — встанут-ли?.. Следуем слав. да­вульг. surgant. 51. Т. е. во всяком городе и во всякой улице стояли идолы и жертвенники языческие. 52. Оправдания и извинения. Иероним. В рус. син.: состязаетесь. 53. Ложных. 54. Στηθοδεμδα — повязка на груди, может быть, в виде украшенного ремня или пряжки. 55. Слав. дни безчисленны. 56. Языческих богов. 57. Оскобл. слав. убогих соотв. в греч. т. πεντων в 88. Вероятно, разумеются увлеченные по невежеству в язычество. 58. Где совершались языческия жертвоприношения. 59. К Господним вразумлениям. 60. В знак глубокой печали. 2 Цар. 13:19. 61. Εοδωθση ν ατ – в Египте, союзом с коим Иудейские цари думали защититься от Ассирии и Вавилона. Ис. 30 гл. Иер. 37:7; 4 Цар. 18:21. 62. Разумеются языческие культы и их изобретатели демоны. Θеодор. 63. Ες εθεαν — букв. слав. на правоту. 64. ξεφρθης — букв. грязнилась (слав. смесилася), т. е. с языч. богами и идолами. 65. Где сидели блудницы. Быт. 38:14 – 15. 66. В греч. добавлено: ατος — для них — языч. идолов. 67. См. выше 5е примечание. 68. Т. е. домом прибежища. Пс. 30:3. Θеодор. 69. Ες νκος слав. в победу; но слово νκος значит: непрерывность, вечность, неизменность (Schleusner. Nov. Tes. 4, 17 р.). Вечность и непрерывность гнева Божия разумеется. 70. В греч. δο — слав. сия. 71. В греч. добавлено τατα, в слав. и вульг. нет. 72. Слав. оскобл. изобличен есть нет соотв. в греч. и лат. списках. 73. Оскобл. слав. сестра его соотв. (у Фильда, в XII, лукиан. минуск. списках 22, 36, 48, 51, 106) δελφ ατς. В ват., алекс., син. и text. recept. нет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

—253— сказанию о том, что Ахаз скрыл книгу учения о Боге, Манассия уничтожил священные документы, а Амон сжег божественное учение 852 ; равно как и странному сказанию о чудесном восстановлении Ездрой сожженного закона в количестве девяноста четырех книг, в течение сорока дней при помощи пяти писцов, способных писать скоро, – после того, как он – Ездра выпил сосуд, наполненный как бы водой, но цвет того был подобен огню. ( 3Ездр.14 ). Книгам, которым по их важному значению высшей волей суждено остаться на будущие времена, навсегда, навеки – не грозят ни огонь, ни вода. Что не люди грозят им, а скорее книги людям – это мы знаем и без талмудических измышлений и апокрифических сказаний. Тот же самый пророк Иеремия, книгу которого на­прасно думал совсем уничтожить Иоаким, в четвертый год Седекии (около 593 г.) вписал в одну книгу все бедствия, какие должны были прийти на Вавилон, все речи написанные на этот город насилия и гордыни и сказал Сераии, главному постельничему царя: «когда ты придешь в Вавилон, то смотри, прочитай все сии речи... и когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось ее в средину Евфрата и скажи: так погрузится Вави­лон и не восстанет от того бедствия, которое Я наведу на него»... ( Иер.51:59–64 ). Давно тому назад по слову пророческому стерт с лица земли Вавилон, а слово ко­торое Господь изрек о Вавилоне чрез пророка Иеремию, хотя оно и было потоплено в Евфрате, мы можем чи­тать и до сего дня (гл. 50–51). Судящее слово, лишь только оно послано, – оно остается не гибнущим до последнего дня ( Лк.16:29–31 ; Ин.12:48 ), с той конечно целью, чтобы – будут ли слу­шать его, или не будут – знал всякий мятежный дом, что был пророк среди них ( Иез.2:5–10 ), оставивший исписанный свиток о всем том, относительно чего дана ему была высшая заповедь – что сказать, и что говорить ( Ин.12:49 ). —254— И к нам были посланы своего рода пророки со сло­вом, – судящим или оправдывающим нас по мере того или иного нашего отношения к нему, – со словом на собственном наречии, в котором мы родились ( Деян.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( Иер.51:49 ). В Вавилоне «падати язвеным» Израиля в нем. Поэтому и жители «Вавилона падут язвении» «по всей земли». Что делали с Израилем, то потерпят от других сами. Иер.51:50 . Избегшии от земли, «идите, не стойте: иже издалече помяните Господа». Сие говорит Пророк пленным Иудеям. «И Иерусалим да взыдет на сердце ваше». Не позабывайте города, посвященного Богу. Потом от лица их продолжает Пророк: Иер.51:51 . Посрамихомся, зане слышахом ругание наше, покры срамота лице наше, яко приидоша чуждии во святая наша в дом Господень. Так сетовали Иудеи, и Владыка изрек: Иер.51:52 . Се, дние грядут, глаголет Господь: и посещу на изваяния его, и по всей земли его падут язвении. ( Иер.51:53 ). «Яко аще взыдсть Вавилон» как «небо, и аще утвердит» высоту крепости своей, «от Мене приидут губителие его, глаголет Господь». Весьма толсты и высоки были стены вавилонские. Посему Владыка Бог открывает, что никакой пользы не получат от того, когда Сам Он произнесет на них приговор Свой. Пророк же к божественному приговору присовокупляет и самое дело, и говорит: Иер.51:54 . Глас вопля в Вавилоне, и «сотрение велико» в «земли Халдейстей:» ( Иер.51:55 ) «яко погуби Господь Вавилона», и погуби «от него глас шумящий яко воды многи». Сим Пророк означил множество жителей, и говорит, что нимало не помогли ни луки, ни копья, когда Бог наложил наказание на Вавилон. Ибо не одни военачальники и доблестные воины потерпят оное, но и ( Иер.51:58 ) «стена» его «преширока подкопана будет, и врата его высоки огнем сожжены будут». Так предсказав сие, Пророк дает знать, что пророчество сие написал он по Божию повелению ( Иер.51:59 ) «в четвертое лето царства Седекии», и книгу отдал Сарею, который Седекией послан был в Вавилон, и что велел прочитать книгу в Вавилоне и сказать: Иер.51:62 . Господи, Ты рекл еси противу места сего, погубити е, и да не будет живяй в нем от человека и до скота, и да будет в вечную пустыню. Произнесши сию молитву, сказал он: привяжи книгу к камню, брось в Евфрат, и скажи: Иер.51:64 . Тако потопится Вавилон, и не востанет от лица зол, яже Аз наведу нань.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ибо Господь отмщевает на Вавилоне, как прежде на Ассур, за свой народ; Он возвращает его и прощает ему все его грехи ( Иер.50:17–20 ). Вавилон злоупотребил дарованною ему от Бога властию и восстал против самого Господа. За это Господь наказывает его и отплачивает ему все то, что он делал другим ( Иер.50:21–30 ). Господь смиряет гордость Вавилона ( Иер.50:31,32 ). Избавитель Израиля сильнее, чем его притеснитель; Он посылает свой меч против всего великого и могущественного в Вавилоне; Он послал против него могущественное войско, которое истребит Вавилон ( Иер.50:33–46 ). Враги беспощадно нападут на жителей Вавилона, ибо Господь вспомнил о своем народе и мстит за него Вавилону; Господь отмщевает также за народы, которые Вавилон опаивал (от вина его пиша языцы...) и обольщал, и за это на него идет неисцельная погибель ( Иер.51:1–10 ); Мидяне назначены для совершения суда ( Иер.51:11–14 ). Иегова есть Господь, Творец всего, a идолы – ничто. Он сделал Вавилон орудием своего суда над народами и народом Божиим: поэтому Он воздаст за них, так как Вавилон угнетал народы, воздвигши против него эти же народы ( Иер.51:15–23 ). Вавилон разрушил Сион, за это Бог воздаст ему ( Иер.51:24–35 ). В отмщение за свой народ Господь упоит его, и он заснет и никогда не проснется: Господь поразит его жителей, опустошит страну и отнимет y Вавилона все, что он похитил ( Иер.51:36–44 ). Народы будут свободны ( Иер.51:45,46 ), но идолопоклоннический и гордый, возносившийся до небес, Вавилон падет ( Иер.51:47–58 ). Эта речь о погибели Вавнлона, записанная в книгу, должна быть передана Сарею, сопровождавшему Седекию в Вавилон. Там Сарея должен был прочитать пророчество на Вавилон, потом привязать к книге камень и бросить в Евфрате в знамение того, что так потонет Вавилон и не вынернет ( Иер.51:59–64 ). Прибавление гл. 52. Историческое повествование об исполнении предсказаний Иеремии о завоевании города, судьбе царского семейства, разорении и отведении в плен народа, похищении священных сосудов, наконец об облегчении участи Иехонии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010