В тексте Б . Молох представлен как «иной бог», языческое божество. Поклонение ему и принесение человеческих жертв — одно из самых тяжких проявлений отрицания Господа. Это грех идолопоклонства, в который постоянно впадал израильский народ. За следование ханаанскому обряду — принесение в жертву Молоху детей (их «проводили через огонь», т.е. сжигали) — Закон предусматривал наказание смертью. Через Моисея Господь говорит: «…кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями. И Я обращу лице Мое на человека того, и истреблю его из народа его, за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое. И если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его: то Я обращу лице Мое на человека того и на род его, и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха» ( Лев.20:1–5 , ср. 18:21; Втор.12:31, 18:10 ). Завет Божий был нарушен (в угоду своим женам) и царем Соломоном: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам» ( 3Цар.11:7–8 ). А благочестивый царь Иосия, всячески искоренявший идолопоклонство, намеренно осквернил все капища идолов: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего или дочери своей чрез огонь Молоху…» ( 4Цар.23:10 ). Само место, где поклонялись Молоху, будет превращено в место гниения и разложения. Пророк Иеремия возвещает слово Господне о сыновьях Иуды: «…устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их» ( Иер.7:31–33 , ср. 19:4–6, 32:35; Иез.16:21 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Однако же сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицания молитвы за умерших. В этом же смысле надо понимать и слова Господа Иисуса Христи ( Мк. 8:37 ), ибо искупил от смерти людей только один Спаситель, а человек искупить от смерти никого не может. Сектанты, основываясь на Евангелии от Марка (8:37), говорят, что нельзя давать милостыни за умерших. Но это неверно. Христос этими словами только показал, чтобы люди не рассчитывали, что на деньги они устроят свое спасение-но поможет им спастись только Сам Бог . Когда же люди из своего имущества пожертвуют в пользу Церкви и священнослужителей, то пусть думают и знают, что они получат помощь не от денег, но от Самого Господа Бога. В Св. Писании есть много мест, показывающих нам, что люди молились за умерших. Так молились сестры об умершем своем брате Лазаре ( Иоан. 11:21,32–40 ). Молился Иаир об умершей дочери ( Лук. 8:41, 49 – 55 ). Молился пророк Варух ( Вар. 3:4 – 5 ), Иуда Маккавейский ( 2Мак. 12:43–45 ). Для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезы ( Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), постились: «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31:13 ), «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). Апостол Павел молился об умершем Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:18 ). Что Онисифор умер, это видно из того, что ап. Павел просил ученика своего Тимофея передать приветствие не самому Онисифору, а только его семейству ( 2Тим. 4:19 ). А о самом Онисифоре апостол сказал так: «А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» ( 2Тим. 1:18 ). Следовательно, апостол Павел сожалеет об умершем Онисифоре и молится о нем. Таким образом примеры из Св. Писания ясно показывают нам, что как в Церкви ветхозаветной, так и в Церкви новозаветной святые и праведные люди молились за умерших и заповедуют молиться за всех человеков ( Иак. 5:16 ; 1Тим. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Но если душа остается во грехе и говорит: «Не будем слушать глас Божий, но будем делать, что хотим, и воскуривать фимиам “богине неба”» (ср. Иер.7:18 ), то она и порицается пророком, и осуждается Премудростью: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас» ( Прит.1:24–26 ) или осуждение, выраженное в Евангелии, когда Господь говорит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Я предпочитаю, чтобы Господь наказал меня за грехи, пока я в этом мире, и изгладил мои прегрешения здесь, чтобы Авраам и обо мне мог сказать, как сказал о бедном Лазаре богачу: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). По этой причине, когда нас укоряют, когда Господь наказывает нас, нам не должно быть неблагодарными. Уразумеем, что нас осуждают в веке нынешнем, чтобы обрести нам покой в будущем, как и Апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). Именно по этой причине и блаженный Иов с готовностью принимал все страдания и говорил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов.1:21 ). Но Он и творит «милость до тысячи родов любящим» Его ( Исх.20:6 ). Ибо любящих не нужно укорять, ибо они не грешат, как и Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). И поэтому «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ). По этой причине любящим назначено лишь милосердие, потому что «блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ) во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IX. О скинии 1 . Если кто-то правильно воспримет исход евреев из Египта или переход их через Красное море и весь этот путь в пустыне и каждую остановку на этом пути, если он поймет это так, что примет закон Бога, «написанный не чернилами, но духом Бога живаго» ( 2Кор.3:3 ), если кто-либо, я говорю, внимательно посмотрит на все эти события в порядке их следования, то духовное исполнение всего этого приведет к возрастанию в добродетелях, обозначенных каждым этим событием, чтобы обрести ему созерцание и понимание скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так, иер. Д. Сысоев справедливо указывает, что смерть Рахили описана именно как выход души из тела 139 : Когда выходила из нее душа, ибо она умирала… ( Быт. 35:18 ). Авраам, умирая далеко от своих предков, приложился к народу своему ( Быт. 25:8 ), потому что сошел к нему в шеол душой. Так же Писание описывает смерть других людей, умерших в разных местах, от Палестины и Едома до Египта и Синайского полуострова: Измаила ( Быт. 25:17 ), Исаака (35:29), Иакова (49:33), Аарона ( Чис. 20:24 ), Моисея ( Втор. 32:50 ), Давида ( Деян. 13:36 ), Иосии ( 4Цар. 22:20 ). Отсюда свт. Филарет Московский выводит «древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единству судьбы ( Ис. 14:9–10 , Иез. 32:18 )» 140 . Когда прор. Илия молился о возвращении к жизни умершего отрока, он сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! ( 3Цар. 17:21 ). Конечно, речь не шла просто о безличной жизненной силе, иначе пророк так и сказал бы; но он просил, чтобы вернулась душа. Так и случилось: И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил ( 3Цар. 17:22 ). Если бы речь шла лишь о жизненной силе, то незачем было бы добавлять и он ожил; о безличной силе нельзя сказать душа отрока сего. В книге Иова человек не отождествляется с телом, но обитает в храминах из брения ( Иов 4:19 ); плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает ( Иов. 14:22 ). Слова «в нем» показывают, что человек не есть только тело. Иов молит Бога, чтобы после пребывания в преисподней Он положил мне срок и потом вспомнил обо мне ( Иов. 14:13 ), хотя сам человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится (ст. 12). Подобным образом и праведный царь Езекия сравнивает при смерти свое тело с временным жилищем, от которого, как от основы, Бог его отрежет, так что ему придется идти во врата преисподней ( Ис. 38:10–12 ). Шеол, в который ушли праотцы, Иов и Езекия,– вовсе не всеобщая могила человечества. Его нельзя отождествить просто со смертью ( Пс. 88:49 ) или могилой ( Пс. 29:4 ), а Корей, Дафан и Авирон сошли в ад живыми ( Чис. 16:30 ), в чем не было бы ничего необычного, если бы шла речь лишь о смерти. Поэтому и царь Давид так говорит о чрезвычайном наказании для врагов: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад ( Пс. 54:16 ). Сознательное бытие пленников ада подробно описано прор. Исаией ( Ис. 14:7–17 ) и Иезекиилем ( Иез. 32:17–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Будут двое на поле, на одном ложе» (ср. Мф.24:40 ), потому что при опустошении Иерусалима это мгновенно обрушится на них, подобно следующему 255 : " если там... найдется десять мужей» (ср. Быт.18:32 ). Орлами же (ср. Мф.24:28 ) Господь назвал неприятелей, кои придут против этого города, который обозначается под именем трупа, как и говорится: «кони его быстрее орлов» ( Иер.4:13 ). Иные изъясняют так о теле и душе. Еще понимают это (место) о конце мира, когда страх и трепет нападет на всех людей, дабы приготовились, как и говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны» ( Лк.12:35 ). Или это относится к праведнику и грешнику, из коих ни тот, ни другой не могли сделаться свободными. Мельницей (ср. Мф.24:41 ) назвал мир, орлами (ср. Мф.24:28 ) же, по быстроте их крыльев, наименовал праведников. «Кто будет управитель, верный... раб, благодетельный и мудрый?» (ср. Мф.24:45 ). Хотя все это Господь засвидетельствовал о нем 256 , однако, если окажется неверным в том, что поручено ему, то «разсечет его пополам, и отделит его, и подвергнет его одной участи с лицемерами и неверными, и там будет плач и скрежет зубов» (ср. Мф.24:51 ). «Пять... из них было... неразумных... и пять... мудрых» (ср. Мф.25:2 ). Но мудростью назвал не девство их, потому что все они были девами, а добрые дела их назвал мудростью. Ведь если девство твое равно святости Ангелов, то заметь и рассуди, что святость Ангелов чиста от зависти других пороков. Как победил ты блуд, так берегись, чтобы не победили тебя ропот и гнев. Так же, кто не возвратил своих талантов с приростом ( Мф.25:15–30 ), от того, как от земли бесплодной, отнят и дар плодов. Землю, о которой сказал: «скрыл его» (ср. Мф.25:18 ), сравнил с той землей, которая не дала плодов. «Возьмите у него талант» ( Мф.25:28 ), то есть веру, поскольку он не снискал себе верою праведной жизни. Господь показал порицание не на том, который получил пять талантов, дабы не сказали: возложил на нас бремя выше сил наших. Того отметил, который получил один талант, чтобы тем, кто получил пять талантов, был обличен тот, который получил один талант. «Да будут чресла ваши препоясаны» ( Лк.12:35 ), то есть да будут приготовлены через воздержание. «И светильники ваши горящи» (ср. Лк.12:35 ), поскольку именно сей мир есть как бы ночь и нуждается в свете праведников, как и говорит (Господь в другом месте): «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на небеса х» ( Мф.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

16–18. Льстец иное говорит, а иное мыслит; от уст его каплет мед, но в сердце готовит он глубокий ров. Кто имеет от Бога мудрость, тот спасется от сетей его ( Притч.20:5 ). 21. Бога бойтесь, царя почитайте, и отдавайте всякому начальнику, правоверному и неправоверному ( Иер.29:7 ), что должно: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх (покорность), страх; кому честь, честь ( Рим.13:7 ). 32. Душа наша из данного ей Богом бытия не приходит в небытие и не уничтожается, но и по разлучении с телом живет вечно. Ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Лк.20:38 ). 37–39. По закону Божию мы должны любить Бога и ближнего: но любовь к ближнему должна заимствовать свет свой от любви к Богу; ибо можно любить ближнего и не по воле Божией ( Гал.1:10 ). Бога должны мы любить для Него Самого, как всесовершеннейшего, как Создателя и Промыслителя, а ближнего для Бога. Посему и сказано: Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Гл.23. Ст. 2–3. От кого ни услышишь Слово Божие, наблюдай и делай: но кто сам не исполняет, чему учит; того не бери в пример для жизни ( Мк.3:14 и 19 сл). 4. Бесполезен тот наставник, который, совершенное имея в законе познание, и знал истину, других поучает, а себя самого не учит, и примером своим не руководит ( Рим.2:20–21 ). Поучение закону Божию без руководства к оному собственным примером служит только соблазном, и есть тяжелое и неудобоносимое бремя. 8–10. Поучающие закону Божию берегитесь названий от людей ( Мф.23:7 ), обольщающих сердце, – названий учителя, отца, наставника; один у нас и отец, и учитель, и наставник – Христос: не называйте также сами себя учителями; ибо говорящий сам от себя, ищет славы себе, а не Пославшему его ( Ин.7:18 ). Аще кто глаголет (словеса Божия), яко словеса Божия (глаголи). 1Пет.4:11 . 12. Кто сам себя возвышает, тем пренебрегают; а кто сердечно пред всеми унижает себя, того любят. Смирение есть первая добродетель, а гордость первый порок; добродетельный возвысится, а порочный унижен будет (Богом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» ( Чис.25:3 ). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе. «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу» ( 1Цар.7:4 ). Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу» ( Иер.19:5 ). Культ Ваала начал распространяться в Израиле ещё при жизни Моисея. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их» ( Чис.25:1–2 ). В Израиле возник храм Ваалу. «И пришли все служители Ваала;... и вошли в дом Ваалов» ( 4Цар.10:21 ). И жертвенник ему. «Разрушь жертвенник Ваала» ( Суд.6:25 ). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня» ( 3Цар.18:26 ). Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. «Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.» ( 3Цар.16,31–32 ). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. «Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели» ( 3Цар.18:19 ). Жрецы Ваала наводнили страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

603 13. молитвах за умерших Со смертью христианина, связь его с членами земной церкви не прекращается, так как, умирая плотью, он остается жив духом, составляет вместе с ними единое тело – Церковь Христову ( Еф. 1:23 ; Кол. 1:18 , Евр. 12:22–23 ) и ждет от Господа последнего суда. Внешним выражением этой связи служат молитвы живых членов за умерших. Эти молитвы, по учению православной Церкви, «исхищают из уз ада души» усопших братий наших, находящихся там (Прав. испов. отв. на вопр. 64), и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Прост. катих. 11 чл.), т. е. помогают очищаться от грехов, получать от Бога прощение их и переходить в лучшее состояние. Придавая такое значение молитвам за умерших, православная Церковь следует, с одной стороны, слову Божию, а с другой – указаниям св. отцов и учителей. Слово Божие, заповедуя христианам «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «за брата своего, согрешающего грехом не к смерти» ( 1Ин. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), т. е. о христианах и «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), не делает исключения для умерших, потому что у Господа «все живы» ( Лк. 20:38 ) и «живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14:8 ). Побуждением к этой молитве должна служить взаимная любовь христиан друг к другу, как членам одного тела Христова, а любовь, по слову ап. Павла, «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ); истинной любовью члены Церкви все возвращают в Того, Который есть глава Христос» ( Еф. 4:15 ), т. е. содействуют духовному возрастанию друг друга, очищению и прощению грехов. 604 Возможность такого возрастания, а отсюда и прощения грехов по смерти, ясно видна из слов Господа: «всякий грех и хула простятся человекам... если же кто скажет на Духа Св., не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32). Если бы по смерти невозможно было прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простятся только смертные грехи. Далее, Ап. Пет, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что и «мертвым было благовествуемо» Им ( 1Пет. 3:19,20; 4:6 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы и благовествования. 605 Наконец, слово Божие указывает немало и случаев молитвенного поминовения умерших и благотворительности в память их, с целью испрошения им прощения грехов. Так, в ветхозаветной церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и при гробах раздавать их неимущим ( Втор. 26:14 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), налагать на себя пост по случаю кончины ближних ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ), соединяя все это с соответственными молитвами, и таким образом оказывать милость умершим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава 21 1–11. Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради». Исх.21:1 .  И вот законы, которые ты объявишь им: Исх.21:2 .  если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга ( Лев.25:39 ), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное ( Исх. 22:3 ). Шестилетний срок рабства ( Втор. 15:12, 18 , Иер. 34:14 ) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы ( Лев.25:4–6 ). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника ( Втор. 15:18 ), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила ( Втор. 15:14 ). Исх.21:3 .  если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; Исх.21:4 .  если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; В первом случае ( Исх.21:3 ) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором ( Исх.21:4 ) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина. Исх.21:5 .  но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – Исх.21:6 .  то пусть господин его приведет его [пред богов] и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010