(б)Исаия 9:6. «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». (в) Михей 5:2 . «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных». В ветхозаветном повествовании Иегова, Господь неба, раскрыл Свой план появиться в человеческом облике и дал несколько пророчеств о чуде воплощения Иисуса Христа. Изучение вышеприведенных отрывков убедит непредвзятого человека, что Иегова сдержал Свое слово и действительно воплотился в человека, стал буквально «Богом с нами» ( Мф. 1:23 ; Лк. 1:32–33 ; Ин. 1:14 ). Ключом к Ис. 7:14 является Святое Имя «Еммануил», которое переводится – и это единственный верный перевод – как «Бог с нами». А поскольку нет другого Бога, кроме Иеговы, по Его собственному свидетельству ( Ис. 43:10–11 ), то Иисус Христос и Бог Иегова едины по природе во власти и в вечности, то есть равны. Пророчество это исполнилось ( Мф. 1:22–23 ), следовательно, можно не сомневаться, что Иисус Христос Сын Девы, о Котором говорится в Ис. 7:14 . Свидетели Иеговы не могут представить ни одного аргумента, чтобы опровергнуть Писание, то есть доказать, что Иегова и Христос не одно и то же, ведь само слово «Еммануил» («Бог» или «Иегова с нами») отвергает любую другую интерпретацию. Стих Исаия 6:9 из еврейского Священного Писания представляет собой одно из сильнейших доказательств Божественности Христа, из которого неоспоримо следует: Сам Иегова намеревался предстать в человеческом обличье. Стих ясно указывает, что вся власть будет отдана этому Младенцу, Сыну, Который откроется указанными качествами. Исаия, вдохновленный Святым Духом, говорит о Христе как о «Чудном, Советнике, Боге крепком, Отце вечности, Князе мира», то есть перечисляет качества, присущие только Богу. Сочетание «Бог крепкий» само по себе указывает на Иегову, так как Он является не просто единственным Богом ( Ис. 43:10–11 ), но еще и «крепким», несравненным в Божественности. Свидетели Иеговы пытаются игнорировать этот стих, говоря, что Христос могущественный бог, но не Всемогущий (Иегова). Этот аргумент в действительности смешон. Свидетели Иеговы доказывают, что раз в этом тексте на древнееврейском языке нет определенного артикля, то «крепкий» не означает Иегову. Тогда возникает вопрос, неужели существует два «крепких» Бога? Это абсурд. И все-таки свидетели Иеговы упорствуют, несмотря на то, что в 21 стихе 10 главы Исаия говорит (без артикля!), что «обратится... остаток Иакова – к Богу сильному». В Иер. 32:18 пророк (употребив артикль) провозглашает Бога (Иегову) «великим, сильным» (оба слова означают одно и то же). Посмотрите для сравнения в Ис. 9:6; 10:21 ; Иер. 32:18 . Чтобы принять точку зрения свидетелей Иеговы, нужно признать существование двух «сильных Богов», что невозможно, ибо существует только один истинный и сильный Бог ( Ис. 45:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Новобрачному давался дружко, который исполнял приказания его и занимался угощением гостей ( Ин.3:29 ). При новобрачной находились ее подруги. Собрание гостей было оживляемо музыкою, пением, остроумными беседами ( Ис.5:12 ; Ам.6:5 ; Пс.68:13 ; Сир.32:7 ). Во время пира молодые люди загадывали загадки, а новобрачный давал подарки тем, кто отгадывал их. Иногда новобрачный сам загадывал их ( Суд.14:12 ). Войти на пиршество не в брачной одежде значило показать неуважение к торжеству. Таких гостей выгоняли: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?... Возьмите и бросьте его во тьму внешнюю» ( Мф.22:12–13 ). (р) Евреи хоронили умерших иногда в стенах города, но такие случаи были только исключениями; они допускали только для лиц важных: «И умер Самуил... и погребли его в Раме, в городе его» ( 1Цар.28:3 ); «И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду, при доме его» ( 4Цар.21:18 ). Обыкновенно же Евреи хоронили умерших за городом: «Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего» ( Лк.7:12 ). Для погребения умерших Евреи пользовались или естественными пещерами, которых в Палестине много, или хоронили в пещерах, нарочито иссеченных в горе. Вход в пещеру заваливался камнем, или, во втором случае, закрывался каменной плитою: «То была пещера, и камень лежал на ней» ( Ин.11:38 ); «Во гробе моем, который я выкопал в земле Ханаанской, там похорони меня» ( Быт.50:5 ). При погребении умерших, Евреи употребляли в большом количестве ароматические вещества: «Пришел также Никодим…, и принес состав из смирны и алоя, литр (фунтов) около ста» ( Ин.19:39 ); «И почил Аса... и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество» (Пар.16:13–14). Этим обыкновением объясняется смысл выражений Св. Писания: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения» ( Еккл.7:1 ). При оплакивании умершего, которое продолжалось 8, а иногда 30 дней, родственники приглашали особых плакальщиц ( Иер.9:17–18 ). К причитаньям, в которых плакальщицы восхваляли добродетели умершего, присоединялась игра на музыкальных инструментах: «И когда пришел Иисус в дом начальника, и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон: ибо не умерла девица, но спит» ( Мф.9:23 ). Вероятно, родственники умершего не готовили себе пищи во все дни плача, потому что в Св. Писании говорится, что им другие посылали хлеб и «чашу утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ; Иез.24:17 ). Этим, кажется, можно объяснить выражение: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). Для выражения печали, родственники умершего раздирали свои одежды, одевались во вретище ( Быт.37:34 ), посыпали голову пеплом ( 2Цар.1:2 ) и остригали волосы ( Иов.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Об укрепленном Езекиею Милло (ст. 5), см. комментарии к ( 3Цар.9:15 ), «Толковая Библия, т. II, с. 410. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме. Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, в надежде на благодатную помощь свыше, высказывая (ст. 7), подобно пророку Елисею ( 4Цар.6:16 ), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божьего над земными врагами его и выражая (ст. 8) подобно пророку Исайи ( Ис.31:3 ), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы перед плотской силой даже могущественнейшего врага (ср. Иер.17:5 ). В обращении ассирийского царя к жителям Иерусалима (ст. 9–19) различается с одной стороны устная беседа посланцев Сеннахирима с иудеями (ст. 10–16) и, с другой стороны, письма ассирийского царя в Иерусалим (ст. 17–19). Но и то, и другое, в существенном совпадает с изложенной в ( 4Цар.18:19–25,27–35 ) речью Рабсака (см. «Толковую Библию», т. II, стр 545–547), с немалочисленными, однако, отличиями в стиле и изложении. О молитве Езекии (ст. 20) подробнее говорится в ( 4Цар.19:1,14–19 ); молитва же пророка Исайи, по крайней мере, предполагается общим смыслом рассказа ( 4Цар.19:3–8 ) и кн. пророка Исайи ( Ис.37:3–7 ). 2Пар.32:21 .  И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришел в дом бога своего, – исшедшие из чресл его поразили его там мечом. 2Пар.32:22 .  Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду. Ср. ( 4Цар.19:35–37 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 552. Убийцы Сеннахирима во ( 2Пар.32:21 ) названы общим термином: «исшедшие из чресл его», тогда как в ( 4Цар.19:37 ) они определенно названы сыновьями его и указаны сами имена их. LXX, Vulgata, славянский текст и во 2 Паралипоменон добавляют «сыновья».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.20:6 .  и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом ( Втор. 4:15 ) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел» ( Втор. 4:16 )) и под другими формами, образами 14 . Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим ( Втор. 4:15 ), запрещение же поклоняться и служить им ( Исх.20:5 ) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель ( Втор. 4:24, 6:15 , Нав. 24:19 ), т.е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам ( Ис. 42:8, 48:11 ). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога- " ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему ( Исх. 34:7 , Чис. 14:18 , Ис. 14:21 ). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24:16 , Иер. 31:30 , Иез. 18:1–32 , а тех детей, собственная преступность которых ( «ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов. Исх.20:7 .  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха ( Быт. 31:42 ), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30, 4:30, 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дабы не быть голословным, обращусь снова к святым отцам Церкви. Сначала стоит разобрать 5-й стих 20-й главы Книги Исход. Блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос, соблюдается ли справедливость, когда дети наказываются за отцов, пишет: «Думаю, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено “ненавидящим Мене”, то есть долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же предков надолго послужит во спасение роду» . В Книге Исход есть такие слова: «[Господь] сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34: 7). Люди, далекие от Церкви, могут воскликнуть: «Ну и где же ваш добрый и милостивый Бог?» Ответить на этот вопрос нам поможет толкование приведенного отрывка преподобного Ефрема Сирина, который пишет следующее: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» . Отдельного внимания заслуживает Книга пророка Иеремии. Чуть раньше мы уже читали слова из книги этого великого святого мужа, говорящего о том, что «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие» (см.: Иер. 31: 30). Но далее мы видим в этой же книге такие слова: «Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!» (Иер. 32: 18). «Бог ожидает покаяния… После долгой отсрочки наказание воздается детям, если они будут подражать пороку родителей» Блаженный Иероним Стридонский в своем Толковании на книгу пророка Иеремии пишет об этих строках: «Велика милость Творца, простирающего милосердие Свое на тысячу родов и являющего правду Свою в другом поколении. Правда эта также соединена с милосердием, ибо Бог не тотчас наказывает согрешающего, но ожидает покаяния, так что после долгой отсрочки наказание воздается только детям, если они будут подражать пороку родителей» .

http://pravoslavie.ru/111857.html

Но нужно заметить, что LXX перевели разбираемое место о Галааде словами – возмущающий извращающий воду город, вместо запятнанной кровью т.е. Феодорит, толкуя данное место по LXX, придает ему такой смысл: «Галаадские священники извращали чистое, как вода, Божественное учение». Далее примечательно, что дорога в Сихем, ставшая местом кровавой расправы, должна была иметь священное значение для каждого члена теократического общества, тем более для священника: в Сихеме находилась могила Иосифа ( Нав.24:32 ), а подле него возвышались Гевал и Гаризин, откуда Моисей изрек благословение исполнителям и проклятие нарушителям закона; теперь с вершины Гаризина, безмолвной свидетельницы проступков священников, на них падало Божие проклятие ( Нав.24:26–27 ). Печальное состояние овец рисуют нам пророческие прещения на недостойных пастырей, но мрачные тени, налегающие на картину внутреннего состояния Богоизбранного народа, просветляются от некоторых лучей света, падающих из тех же прещений: «И соберу остатки стада из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их, и будут плодиться и размножаться, и поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться, говорит Господь» ( Иер.23:3–4 ). «Как пастух поверяет стадо свое, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный... буду пасти их на хорошей пажити. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу и пораненую перевяжу и больную укреплю... буду пасти их по правде» ( Иез.34:11–17 ). Так Бог , твердыня вечная ( Ис.4:26 ), предуказывал, поражая недостойных пастырей своими прещениями, на имевшего явиться доброго Пастыря, исполненного ревности, милосердия и сострадания, Единородного Сына Своего, Который в своей первосвященнической молитве ко Отцу говорил: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание ( Ин.17:12 ). По образу сего доброго Пастыря явилось много пастырей по сердцу Божию, пасущих с знанием и благоразумием ( Иер.15:3 ), хотя, земля была осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили уставы, нарушили вечный завет ( Ис.5:24 ), однако нечестие и пороки не отвратили от грешного человечества Всесвятого, могущего красное, как пурпур, убелить как волну ( Ис.1:18 ); Бог Свою любовь к людям явил чрез то, что Христос умер за них, когда они были грешниками ( Рим.5:8 ), и собрал блуждающих овец во единое стадо Пастыря и Блюстителя душ ( 1Пет.2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

9:18). Там был закон, поэтому (Павел) не заслуживал великой награды; а это было делом произволения, потому он получил великую награду. 4. Все это сказано мной не без причины, но ради закона Божия, чтобы показать, что он не тяжек, не обременителен, не труден и не неисполним. Теперь же докажем это и самыми словами Христа. « Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ». Знал это и Христос, что многие будут обвинять закон в трудности: посему не предложил его просто и в отдельности, но тут же припоминает и древний закон, чтобы через сравнение показать и легкость (закона), и свое человеколюбие. А как, — послушайте. Не сказал просто: « Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем » (слушайте это со вниманием); но прежде напомнил о древнем законе, говоря: « Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ». Видел ты два закона — древний и новый, (один), который дал Моисей, и (другой), который вводит сам Он? Впрочем, и тот (Моисеев) Он же дал, потому что и через Моисея Он говорил. А откуда видно, что и тот закон дал Он же? Приведу свидетельство не из Иоанна и не из апостолов, так как у меня теперь состязание с иудеями, но из пророков, которым они, кажется, верят, — из них докажу, что и древний, и новый (завет) имеют одного Законодателя. Итак, что говорит Иеремия? « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31:31). Видишь и нового (завета) имя в ветхом? Видишь, что, и это название известно стало за столько лет? « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ». Но откуда видно, что и ветхий завет Он же (Христос) дал? Сказавши: « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет », (Господь) присовокупил: « не такой завет, какой Я заключил с отцами их » (Иер. 31:32). Это так; но все еще мы не доказали своего предмета. Надобно выставить на вид и объяснить все, что представляет случай к спору, чтобы наше слово со всех сторон было чисто и чтобы бесстыдным не осталось никакой отговорки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Новые формы изучения Библии с молодежью. Опыт Омской епархии Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы города Омска иерей Роман Богатов разработал свою методику по изучению Библии с молодежью. В Омске он организовал два молодежных клуба — «Навигатор» и «Маяк», участники которых — молодые люди, соответственно, от 17 до 22 и от 23 до 29 лет. Старшие более глубоко и основательно изучают Священное Писание. Но чтение и обсуждение Библии — только небольшая часть программы их встреч. Есть еще такие увлекательные формы работы с материалом, как «знак» и «нав-ток» и еще некоторые их разновидности. «Знак» — это стих из Библии, как некий ориентир на пути к спасению, который чем-то привлек молодого человека. В течение 5-15 минут он рассказывает, что лично для него значит этот стих, как он его нашел, приводит толкование его отцами Церкви, разъясняет контекст стиха. А в конце презентации раздает всем этот стих, распечатанный на карточках размером с визитку. «Знаком» отец Роман назвал такую форму изучения Писания по аналогии с дорожными знаками, которые бывают предупреждающими, запрещающими, предписывающими и т. п. Точно так же и стихи Библии бывают разного характера. Вот два примера таких «знаков» от разных ребят: И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим (Иер. 29:13); В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:18). Нав-ток 4 — это доклад на определенную тему, достойную внимания клуба, который отличает динамичное и краткое изложение (5-10 минут), интересные иллюстрации, православный взгляд на проблему. «Например, однажды у нас был нав-ток о всемогуществе Бога 5 . Всем известен провокационный вопрос: " Может ли Бог создать камень, который Он не может поднять? " — рассказывает отец Роман. — И после доклада, отсылающего слушателей к примерам десяти казней египетских, внезапного безумия Навуходоносора, проигнорировавшего слова Даниила, размышлений ребят о границах человеческой свободы и воли докладчик подарил всем свой " знак " . Это был стих Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня? (Иер. 32:27)».

http://patriarchia.ru/db/text/6118163.ht...

7-й псалом ясно говорит о том, что деятельность праведного Бога должна осуществляться одновременно в пользу праведных и для наказания грешных: «Господь судит   народы. Суди меня   Господи [Яхве], по правде   моей [Твоей] и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых   а праведника (  ) подкрепи» (Пс 7. 9-10). В посвятительной молитве царь Соломон просит у Яхве производить суд над Его рабами, обвинять виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдывать правого, воздавая ему по правде его (3 Цар 8. 32). Правосудие и правда       с к-рыми будет спасен Сион, по прор. Исаие (1. 27), означает суд, к-рый должен пройти Израиль и лишь посредством к-рого будут исцелены грехи, навлекающие гнев Божий на него. «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами» (Ис 28. 16-17). Положительный и отрицательный аспекты праведности присутствуют также в Ис 10. 22: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою  ». Яхве суров, Он разрушает тех, кто утрачивает веру в Него. Проявление Его святости посредством праведности не появляется в контексте спасения: «...Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святой явит святость Свою в правде» (Ис 5. 16). Праведность Яхве, Который есть Бог правды     (Ис 30. 18), подразумевает, что верный человек будет истинно объявлен праведным лишь после прохождения суда Яхве, разделяющего между праведными и грешниками. По этому вопросу все пророки следуют мысли прор. Исаии (ср.: Иер 12. 1; Соф 3. 5, 8), и псалмопевец повторяет это убеждение: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь» (Пс 17. 26-28). Но даже в случаях, когда праведность подразумевает аспект наказания, она не исчерпывается в суде, гнев приводит к наказанию, в то время как правосудие (  ) остается чисто педагогическим средством, открывает врата благодати (Иер 10.

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010