Иер.12:9 и 14; Иез.34:5, 8, 14, 25 и 28, 17:23). § 17. Гл. 12:1–6: пророчество о временах спасения и благодати Изложение содержания. – «В тот день», когда соберет Господь рассеянных Израильтян у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря (см. Ис.11:11 и 12), Израиль воспоет хвалебную, благодарственную песнь Спасителю Богу, в которой Израиль будет благодарить Бога за то, что Он отвратил гнев Свой от Израиля и помиловал его, и теперь Израиль не боится врагов, потому что «Господь – сила его и пение его, и Он был ему во спасение» (12:1 и 2). Спасенные Израильтяне будут в радости почерпать и пить воду из источников спасения и будут в тот радостный день возбуждать друг друга к проповеданию среди всех народов о славных делах Божиих (ст. 3–5). Радоваться и веселиться будут обитатели Сиона; потому что Святый Израилев возвеличится среди них (ст. 6). 1. Какое время нужно разуметь под, «днем» спасения и благодати, изображаемым в 12-ой главе? – По контексту речи (см. гл. 11), характерными событиями этого времени являются устроение царства Еммануила из язычников вместе с евреями и затем последовавшее собрание остатка народа Божия, рассеянного между всеми народами, «снова» в земле обетованной (11:10–12, 14–10) под владычеством Иеговы, «Святаго Израилева» (12:6). Посему под этим днем нельзя разуметь времени возвращения Иудеев из плена Вавилонского, а нужно разуметь то еще неисполнившееся время, когда после вступления в церковь Христову «полнаго числа язычников весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–27 ), уверовав в Иисуса Христа, как своего Господа, и когда Иерусалим, попираемый теперь язычниками ( Лк.21:24 ), сделается опять центром царства Божия из Иудеев. 2. Что нужно разуметь под «источниками спасения», из которых Израиль будет в то время почерпать воду ( Ис.12:3 )? – Вода, как спасительное средство в церкви Божией, имеет двоякое символическое значение: значение откровенного, божественного учения (см. Ис.11:9 ; Сирах.24:25–29 и др.) и значение оживляющей благодати Св. Духа ( Ин.7:37–39 и др.). Посему под источниками спасения в церкви Христовой нужно разуметь евангельское учение Иисуса Христа и Его апостолов в священном Писании и Предании и таинства св. церкви, чрез которые верующим подаются благодатные дары Св. Духа для блаженного бессмертия и жизни вечной. § 18. Гл. XIII, 28: пророчество о Вавилоне

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез. 28:13). Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. См. Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. По словам Оригена, Грапта (Γραπτ), упоминаемая в книге Ерма и опекающая сирот и вдовиц, – голая буква (τ ψιλν γρμμα), наставляющая тех людей, которые являются еще детьми по душе и не могут признать Бога своим Отцом, «а потому называются сиротами и вдовами, так как не сделались еще достойными жениха» ( Origenes . De principiis 4.2.4:28. TLG 2042/2). Таким образом, буква может и наставлять тех, кто еще не возрос до духовного понимания сказанного в Писании. По словам Оригена, этот уровень смысла «может быть полезным, об этом свидетельствуют множество людей, уверовавших истинно и просто» (Ориген. О началах. Против Цельса. СПБ., 2008. С. 354). В слове «Об оставлении грехов» свт. Иоанн Златоуст пишет: «Если не погрузим свой ум в букву (τ γρμμα), не обнаружим сокрытого в нем сокровища Духа» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.762:22-24. TLG 2062/283). Также, по его словам, «в божественном Писании, даже в кратком речении (ν βραχε λξει) можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей» ( Joannes Chrysostomus . In Genesim (homiliae 1–67) 53.32:38. TLG 2062/112). Свт. Григорий Нисский в «Словах на блаженства Господни», разъясняя, что такое нищета духовная, обращается к слушателям: «Вот, братия, то сокровище, которое показывает нам буква» (Οτος κενς στιν θησαυρς, δελφο, ν καταμηνει τ γρμμα) ( Gregorius Nyssenus. Orationes VIII de beatitudinibus 44.1196:34. TLG 2017/53). Толкуя слова Петра, обращенные ко Христу, «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф. 18:21), свт. Иоанн Златоуст пишет: «Здесь есть таинство, возлюбленные, сокрытое в букве (ν τ γρμματι)» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.763:10, 11. TLG 2062/283).   

http://bogoslov.ru/article/1078423

Подлинность пророческой книги почти целые два тысячелетия не имела никаких противников, кроме одного языческого писателя Порфирия, относившего написание ее ко временам Маккавеев. Только с прошлого столетья – со времени новейшей рационалистической библейской критики – стали, в подражание Порфирию, распространяться возражения против нее. Но возражения эти могут иметь значение только в глазах таких людей, которые не хотят допускать в судьбах мира и церкви никаких высших распоряжений и действий Промысла Божия, никаких чудес и пророчеств, ничего сверхъестественного. Доказательства противников 21 Даниила распадаются на три рода: догматические, екзегетические и исторические 22 и направлены к опровержению или всей книги, или первых шести глав исторических, или последних шести – пророческих. Догматическое доказательство лежит во главе прочих и не допускает: а) возможности чуда и пророчества. Для ограждения от сих умствований, верующему достаточно принять в соображение, что очи Даниила, истинного пророка Божия, были не менее зорки или способны к восприятию Божественных озарений, нежели глаза Валаама падающего, который, однако же, за 1500 лет ясно видел звезду от Иакова ( Числ.24:17 ) и точно определил ближайшее размножение евреев и утверждение их царства ( Числ.24:5–9, 17–24 ). С другой стороны, неверно и то суждение критиков, что особенно в последних шести главах слишком ясно предсказаны будущие отдаленные происшествия, впрочем, не простирающиеся далее Антиоха Епифана, так что они, по-видимому, и написаны были в это время, уже после событий. Определенное предсказание, встречающееся здесь, едва ли яснее тех, какие находятся в других пророчествах, предваривших отдаленные события, напр., Иер.50 и 51 гл., Иез.27 и 28 гл., Зах.4:1–8, 9:10–12 . Впрочем, если бы в них находилась предполагаемая ясность, то не было бы столь различных толкований. Что же касается того, что будто бы предметы этих пророчеств не простираются далее Антиоха Епифана, то это совершенно ложно (см. Дан.3:9, 12:8–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Сказал, что Церкви Его и врата ада не одолеют (Мф 16:18). Так и есть: сколько сатана ни старался через иудеев, царей, мудрецов века сего, еретиков и прочих служителей своих одолеть и истребить Церковь Христову, но не достиг ничего. Стоит и будет стоять твердо, основана на Камне. Камень же есть Христос, Сын Бога живого, о Котором написано: Се полагаю в Сионе Камень краеуголен, избран, честен: и верующий в Него не постыдится (Ис 28:16; Пс 117:22; Мф 21:42; Деян 4:11; 1 Петр 2:7; Рим 9:33; 1 Кор 3:11; Еф 2:20). Обещал Христос послать Духа Святого апостолам и всем верным (Иоил 2:28, 32; Ин 7:38-39). И исполнилось то: пришел Дух Святой на апостолов и на всякую плоть веровавшую (Деян 2:1-21). Читай об этом Евангелие и увидишь. Видишь, что все, что ни говорит Писание Святое, есть истинно, неложно и всякого принятия достойно. Итак, точно и неотменно есть то, что оно говорит. Отсюда праведно и твердо заключаем: 1) Сбылись все пророчества и обещания Божии, которым следовало исполниться до сего дня, – сбудутся и те, которых ожидаем и чаем. Чаем, по Писанию, воскресения мертвых – непременно будет оно. Воскреснут мертвые и восстанут из гроба (Ис 26:19; см. также Иез 37:1-13; Дан 12:2; Ин 5:25, 28; 11:25-26; 1 Кор 15:12-56). Ожидаем второго Христова пришествия и страшного Его суда, – непременно и будет. Придет Христос судить живым и мертвым, и все приимут по делам своим (Деян 17:31; 1:11; Пс 6:9; 2 Кор 5:10). Обещал Бог верным Своим дать жизнь вечную, и чаем, по обещанию Его, жизни вечной причаститься, – будет то непременно, праведники будут вовеки жить (Прем 5:15), наследуют царство, уготованное им от создания мира (Мф 25:34); праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф 13:43). Объявлено в Писании, что будет вечная мука грешникам нераскаянным, – и будет то. Будет им огонь вечный, тьма кромешная, скрежет зубов, червь неусыпающий, и прочее. Сбудется все то, что обещано и предсказано от Бога. Надо всему тому исполниться, ибо Божие обещание и слово истинно, верно и неложно, как выше сказано. Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут (Мф 24:35; Мк 13:31; Лк 23:33). Так это истинно и достоверно, как истинно то, что вчерашний день был и нынешний есть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

7:18–23 Ободрение Иоанна 7:18–20. Возможно, Иоанн беспокоился по поводу того, что Иисус подвергал Себя опасности осквернения (напр., общением с язычниками и прикосновением к мертвому телу), когда совершал исцеления. Кроме того, слова Иисуса не укладывались в его сознании, противореча его представлению о грядущем Мессии (см.: 3:15–17), хотя Иоанн не сомневался в том, что Иисус пророк, который возвестит ему истину. 7:21–23. В ответе Иисуса использованы образы Ис. 35:5 ; эти исцеления были знамениями мессианской эры. Некоторые учителя сравнивали слепых, хромых и прокаженных с мертвыми, потому что у них не было надежды на будущее. 7:24–35 В защиту Иоанна Стили служения Иоанна и Иисуса были разными; но оба они оказывали сильное воздействие на людей, и религиозное общество отвергло их обоих. 7:24. Тростник – слабое растение ( Ис. 42:3 ), и выражение «трость, ветром колеблемая», подчеркивает крайнюю хрупкость и слабость ( 3Цар. 14:15 ), а также ненадежность опоры ( 4Цар. 18:21 ; Иез. 29:6 ). 7:25,26. Пророки редко были людьми состоятельными, а во времена отступничества народа от Бога их изгоняли из страны. Иоанн, заключенный Иродом Антипой в тюрьму, не был придворным пророком, который говорил власть имеющим то, что они хотели слышать. 7:27 . По исполнившемуся пророчеству Исайи (40:3), в лице Иоанна появился не просто вестник Божий; он прямо возвещал о Господе, Который совершит новый прорыв, приведя Свой народ к новому исходу. (Новый исход, т. е. возвращение из рабства греха, – одна из главных тем у Исайи.) 7:28. Это сравнение возвышает учеников Иисуса, но не принижает при этом Иоанна. Здесь уместно напомнить древнее раввинское высказывание об Иоханане бен-Заккае, одном из наиболее уважаемых богословов I в., где он назван «наименьшим» из 80 учеников Гиллеля; это сравнение не умаляло его роли, а возвышало в глазах современников и самого Иоханана, и его учителя. 7:29,30. Поскольку это единственное в жизни крещение предназначалось в основном язычникам, обращавшимся в иудаизм, правоверные евреи неохотно соглашались на эту процедуру. Они сомневались в религиозном рвении менее посвященных иудеев, особенно мытарей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

6 не оставлю народа Моего. Само по себе построение храма отнюдь не гарантирует покровительства Господа Израилю единственным его условием является соблюдение израильским народом Закона (см. ком. к 2,3; 9,6.9). 6 И устроил в задней стороне храма ... давир для Святаго-Святых. Святое Святых помещение, представлявшее собой куб со сторонами длиной приблизительно девять метров (ст. 20), являлось средоточием храма. В нем находился ковчег завета (ст. 19) и два изваяния херувимов (ст. 23). Только первосвященнику было позволено входить в Святое Святых, и то лишь однажды в год, в день Всепрощения (евр. «йом-кипур»; Лев. 16; 23,26–32 ; Чис. 29,7–11 ). В скинии также было Святое Святых ( Исх. 26,33 ; ср. Евр. 9,12–14 ). 6 ковчег завета Господня. Ковчег завета главный символ союза израильского народа с Господом. Внутри него находились две «скрижали завета» ( Исх. 25,21 ; Втор. 9,9 ). 6 он обложил его чистым золотом. Своим величием и красотой эта земная обитель Бога должна была служить символом храма Господнего на небесах (8,36.39; Евр. 9,11 ). 6 жертвенник, который пред давиром. Вероятно, имеется в виду жертвенник для возношения курений (7,48; Исх. 30,1.6; 37,25–28 ; Евр. 9,3.4 ). 6 сделал в давире двух херувимов. Это были две крылатые фигуры с человеческими лицами (см. Быт. 3,24 ; Иез. 41,18.19 ). Херувимы располагались по обе стороны ковчега (8,6.7; 2Пар. 3,10–13 ). Края их распростертых крыльев находились на высоте десяти локтей, достигая, таким образом, ровно половины высоты помещения Святого Святых (ст. 16). В древнем Ханаане цари иногда изображались на троне, поддерживаемом херувимами. В Израиле, однако, делать изображения Господа было строжайше запрещено ( Исх. 20,4 ), и херувимы служили напоминанием о незримом присутствии Господа (8,10–13; 1Цар. 4,4 ; 4Цар. 19,15 ; Пс. 79,2; 98,1 ). 6 изображения... пальмовых дерев и распускающихся цветов. Эти изображения должны были напоминать о пребывании человека в Едемском саду ( Быт. 2 ). Хотя за непокорность Господу он был изгнан из рая ( Быт. 3,24 ), однако воссоединение человека с Господом вновь возможно через благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Как царь, Он вел брань за нас; как первосвященник - принес Себя за нас в жертву» ( Aug. In Ps. 149. 6). Спасение мира Божественным Царем представляется как шествие Победителя, Который низлагает врагов и восстанавливает Свое вечное Царство в полноте первоначального замысла. Царь Царем. Икона. XVIII в. (ГМИР) Царь Царем. Икона. XVIII в. (ГМИР) В земных условиях царем именуется тот, кто имеет полноту верховной власти у определенного народа. В ВЗ грядущий Мессия описывался как царь, восстанавливающий царство Израиля навечно (Ис 9. 6-7; Иез 37. 24-25; Ам 9. 11-12; и др.). Букв. понимание этих пророчеств стало причиной соблазна для мн. иудеев во время земной жизни Спасителя, готовых принять обещанного Мессию только как своего земного царя. НЗ многократно свидетельствует о царственном достоинстве Иисуса Христа, но понимается оно в высшем духовном смысле, как божественное могущество и полнота Его власти над всей вселенной (ср.: Мф 28. 18). С момента Благовещения говорится о Нем как о Царе: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 32-33; см. также Мф 2. 2). Когда иудеи упрекали Иисуса Христа в посягательстве на царское достоинство, Он не опровергал их слова, что и стало формальным поводом для Его обвинения перед лицом рим. власти. Иисус Христос Сам свидетельствует о Себе: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28. 18),- это слова Царя, Которому подчинен весь тварный мир. В святоотеческом наследии И. мира, совершенное Иисусом Христом, часто описывается как возвращение царства своему законному правителю. Основанием для такого понимания служат притча о злых виноградарях (Мф 21. 33-41; Мк 12. 1-9; Лк 20. 9-16) и нек-рые др. евангельские притчи (Мф 25. 14-30; Лк 19. 12-27). В рамках царского образа земной мир предстает как мятежная территория, где подданные истинного царя, поверив во время его отсутствия ложным обещаниям и испугавшись угроз, отвергли власть своего правителя и стали рабами разбойников.

http://pravenc.ru/text/674968.html

4) Крест Христов есть начало и конец нашего спасения ( Ин.3:16–17 ; Ин.3:36 ). Без креста мы не христиане, мы не члены церкви Христовой, мы не сыны Божии. Для креста мы рождаемся, с крестом живем и с крестом умираем ( Мф.10:38 ; Мф.16:24 ; Мф.28:19 ; Лк.14:27 ; Мк.10:21 ; Мк.16:16 ). Крест Христов есть наша броня, или одеяние, в которое мы должны облекаться ( Мф.20:22–23 ; Мк.10:38–39 ; Лк.12:50 ) во время нашего земного подвигоположничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего ( Откр.7:3 ; Иез.9:4 ). 5) Крест Христов есть хвала для христианина и грозное наказание для отвращающихся и гнушающихся креста Христова, для отпадающих из-за него от церкви Христовой и для врагов Божиих ( Гал.6:14. 24 ; 1Кор.1:18 ; Евр.13:13 ; Евр.6:6 ; Фил.3:18 ). И, наконец, 6) крест Христов есть страшное знамение в день страшного и окончательного суда Божия для всех противников имени Христова (антихристов). ( Мф.24:30 ). С значением креста Христова тесносвязан вопрос о его форме и изображении крестного знамения рукою. Форма креста Христова в разное время изображалась различно, и древнейшая из них несомненно та, которая употреблялась у римлян язычников для распинаемых на крестах. По некоторым свидетельствам, она была трех конечная и очень походила на изображение греческой литеры (Т). А у христиан – та, которая сохранилась и до нашего времени. Эта форма двух видов креста: прямого(+) или четвероконечного и восьмиконечного. И то и другое изображение креста Христова свято и достопочитаемо в силу распятого на кресте Господа Иисуса. Но думаем, самую вернейшую и правильнейшую форму креста Своего показали нам собою Сам распятый на кресте Христос Спас наш, распростерший Свои пречистые руки и чрез то как бы привлекший обоя (т. е. иудеев и язычников) к примирению с Богом и спасению чрез Свои крестные страдания, смерть и воскресение. (См. ж. И. Хр. по ев. и нар. пред. Скворцова. Киев. 1876 г., стр. 205. У Фаррара «Жизнь И. Хр.» пер. Лопухина , стр. 436. 1885 г.). Что касается изображения крестного знамения рукою на челе и персях в форме креста Христова, то оно восходит ко временам апостольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14. Лосский Вл. По образу и подобии. М., 1995. 15. Лопатин Л. М. понятие о душе по данным внутреннего опыта//Вопросы философии и психологии. XXXII, 1896. 16. Михаил Грибановский (еп.). Лекции по введению в круг богословских наук. Киев. 2003. 17. Начала христианской психологии. М., 1997. 18. Психология и христианство: путь интеграции. М. 7-9 сентября 1995; Христианство: путь интеграции. СПб., 10-13 мая 1997. 19. Платон Игумнов (арх.). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 21. Сапронов П.А. «Я»: Онтология личного местоимения. Спб., 2008. 22. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. 23. Слободчиков В.И. Христианская психология в системе психологического знания//Московский Психотерапевтический Журнал. Спец.выпуск по христианской психологии. 2007. 3. 24. Е. Т. Смирнова/Введение в религиозную психологию Бахрах. М., 2003. 25. Фейдимен Дж, Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии М. 1996. 26. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 2001. 27. ХьеллЛ, Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998. 28. Чурсанов С.А. Лицом к лицу. ПСТГУ, М., 2008. 29. Шеховцова Л. Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб., 2000; 30. Шеховцова Л. Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепции целостного человека. СПб., 2003. 31 Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб., 2002. 32. Яннарас Х. Вера церкви. М., 1992. Комментарии ( 1): Александр Жабенко 02 июня 2010г. 21:27 Нельзя назвать личность просто активным началом. Ведь таковым в Писании называется и " дух " , как написал ранее в предыдущей теме по этому вопросу. Есть ещё и проблема употребеления слова " дух " относительно многих личностей, как в знаменитом пророчестве Иезекииля о воскресении мертвых (см. Иез. 37). Сердце -- не есть личность, сердце -- похоже на  " мост или встречу между ипостасью и естеством " . Потому в нем -- все. Но сердце отлично от сознания.

http://bogoslov.ru/article/810292

20:18–21. Многие философы, желая вызвать расположение слушателей, обращались к ним примерно с такими же словами, что и Павел здесь, напоминая, что даже упреки в их адрес являются лучшим подтверждением любви и заботы, чем лесть ложных друзей. Широкое распространение подобного языка указывает на то, что это была не пустая риторика, а важная культурная условность, отвечающая потребностям слушателей; Павел и большинство тех, кто пользовался таким языком, были искренними всвоих чувствах. 20:22. В греко-римской традиции истинными героями-интеллектуалами считались те, кто сам верил в свое учение настолько, что готов был отдать за него свою жизнь; философов, которые умирали за свои убеждения, высоко чтили. Павел продолжает традицию ветхозаветных пророков, которые считали, что Божья весть должна быть донесена до людей любой ценой, но вместе с тем он преподносит эту весть в манере, вобравшей в себя все лучшее из культуры его слушателей. 20:23. В словах «Дух Святый... свидетельствует», несомненно, подразумеваются пророчества (21:4); в иудаизме Дух рассматривался как посредник, вдохновляющий пророков. 20:24. Выражение «совершить поприще» (? букв.: «пробежать дистанцию», «финишировать») заимствовано из лексикона атлетов; философы часто использовали такие метафоры для описания своей миссии. 20:25–27. Тема косвенной вины за чью-то кровь встречается и в Ветхом Завете (напр.: Втор. 21:1–9 ), но здесь Павел имеет в виду стража, который вовремя не предостерег нечестивых об опасности неверного пути ( Иез. 3:18–20; 33:8,9 ). 20:28. «Блюститель» – распространенный греческий термин, обозначающий высокое должностное лицо, хотя в Свитках Мертвого моря встречается и его еврейский эквивалент. Образ пастыря характерен не толькодля иудаизма, но в Ветхом Завете он используется по отношению к вождям Божьего народа наиболее интенсивно. Бог спросит с пастырей, как они обращались с вверенной им паствой; см. комменг. к Ин. 10:1–18 . 20:29,30. Иисус предупреждал о появлении лжепророков, а еврейские апокалиптичес-кие тексты предвещали праведникам великие испытания накануне конца света; едва ли предостережение Павла отличается здесь оригинальностью. Однако, с библейской точки зрения, истинного пророка характеризует точность предсказаний, а не новизна или оригинальность ( Втор. 13:1–5; 18:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010