1Петр.2:9 ; 2Кор.4:6 ) и, направляя и укрепляя своею благодатию верующих в Него к жизни во свете Его заповедей ( Кол. 1:11–13 ; Еф.1:17–18; 5:8, 9, 14 ; 1Ин.5:20 ), возведет их к вечно-блаженной жизни ( Ин.17:2 ; Мф.25:46 ), где праведники просветятся как солнце в царстве Отца их ( Мф.13:43 ; ср. Евсевия Кесар,). В этом последнем преимущественно смысле наша православная церковь употребляет и изъясняет 10-й ст. в своем богослужении, воспевая его в составе великого славословия и ежедневно обращаясь к Господу от лица священнослужителя с молитвою: «возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоей просвети ум наш и чувства все соблюди, дабы нам, ходя во дни благообразно путем заповедей Твоих, достигнуть в жизнь вечную, ибо у тебя источник жизни, и сподобиться наслаждаться неприступным Твоим светом» (12 утр. мол. во время шестопсалмия: ср. мол. 1-го часа). Пробави милость твою вдщымъ т и правд твою правымъ сердцемъ. 11. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, 11 . Созерцая дарование исчисленных благ, как уже совершившееся событие, псалмопевец просит Господа и впредь продолжать ( пробави) милость Свою к верующим в Него ( вдщымъ т) и вместе с тем являть к правым сердцем (см. объясн. на Пс.7:11, 31:11 ), в их защиту, утверждение и в воздаяние, и нераздельную с милостию правду Свою. Да не мн нога гордыни, и рка гршнича да не подвижитъ мен. 12. да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: 12 . Но обращая взор свой от созерцаемого верою к действительности, он видит гордого, неукротимого в злобе своего гонителя, который, не смиряясь пред видимой защитой Промысла гонимому, все-таки хочет преследовать и угнетать его; поэтому, вслед за молитвою о продолжении милости Божией, он молит Господа не дать врагу успеть в его злобных замыслах: да не наступит на меня нога гордыни и рука грешника да не изгонит меня (сл.-гр. – да не мн – да не подвижитъ мен – грубо-буквальный перевод с евр.), т.е. не дай гордому врагу захватить меня и подвергнуть всякого рода унижениям и казни, подобно тому, как это делали победители с своими побежденными, наступая им предварительно ногою на шею (И. Нав. 10:24 ), а равным образом не попусти нечестивому продолжать свое преследование и держать меня в изгнании (ср. 1Цар.26:19 б ). В смысле мессианском – это предвозвещение верующим, что, не смотря на свое оправдание во Христе, в течение своей земной жизни они не безопасны от нападений виновника всякой гордыни и нечестия ( Иак.4:6–7 ), – диавола, который, как лев рыкая ходит, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ; ср. Еф.6:11–12 ; и бл. Августин), и что все желающие жить благочестиво во Христе гонимы будут ( 2Тим.3:12 ), а потому действуя против врагов всеми оружиями правды, десными и шуими ( 2Кор.6:7 ), должны вместе с тем вооружаться молитвою к Господу о помощи и заступлении ( Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

756 Речь идет не о символичности Тела Христова в Святых Дарах, а о том, что Господь претворяет хлеб в Святые Дары по образу Своего Тела. 757 См.: Пс. 22 21:17. 758 См.: Пс. 22 21:22; — вставка Кройманна. 759 См.: Ис. 57:2. Перевод согласно Септуагинте, где сказано: «Будет в мире могила его, удалена от среды (ρται κτου μσου)»; ср.: Кол. 2:14; 2 Фес. 2:7. 760 В Септуагинте: «сильных». 761 См.: Ис. 53:12. 762 Интерполяция. 763 Ср.: «Претерпевая, мы читаем о том, что претерпеваем; когда вспоминаем о нем, оно подтверждается. Осуществление предсказанного является, полагаю, надежным свидетельством божественности. Итак, благодаря этому мы обретаем полную уверенность в будущем, уже, разумеется, подтвержденном, ибо оно было предсказано вместе с тем, что подтверждается ежедневно. Звучат одни и те же слова, свидетельствуют одни и те же сочинения, побуждает один и тот же дух» (Tert. Apol., 20,3—4). 764 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ad diversas sententias». 765 Вставка Кройманна. 766 Возможно, следует читать: «и к Его Христу». 767 См.: Пс. 2:7—8. 768 См.: Ис. 42:6—7. 769 См.: Ис. 55:4—5. 770 См.: Ис. 55:3. Цитата по Септуагинте. 771 См.: Пс. 132 131: И. 772 Интерполяция, по мнению Кройманна. 773 Конъектура. В рукописи: «в первой». 774 Ср.: 2 Цар. 7:13. 775 Ср.: 1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Кор. 6:16. 776 Ср.: 2 Цар. 7:14. 777 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Христос был должен считаться». 778 Ср.: 2 Цар. 7:13. 779 Ср.: 2 Цар. 7:15. 780 Ср.: 3 Цар. 11:1—8. 781 Ср.: 3 Цар. 11:14. Цитата по Септуагинте. Другое возможное понимание: «Ведь воздвиг на него сатана противника-идумеянина». 782 Интерполяция, по мнению Кройманна. 783 При иной пунктуации: «ты ссылаешься уже на прозелитов. Спрашиваешь: Кто ». 784 Т. е. утверждаешь, что христиане из язычников, обратившиеся к Творцу, суть прозелиты. 785 Или: «когда». 786 См.: Ис. 42:4, согласно Септуагинте. 787 См.: Ис. 2:2. 788 Ср.: Ян. 2:19,21. 789 Ср.: Еф. 1:21. 790 См.: Ис. 2:3. 791 Zibinas, редкий грецизм; ср.: ζιβνη, встречающееся в Ис. 2:4 и Иер. 6:23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Так как Бог – всесовершенный, абсолютный, вечный дух, то Он и Отец духов ( Πατρ τν πνευμτων, см.: Евр.12:9 ). Как самобытный и безгрешный дух – Бог невидим (см. Кол.1:15 ; 1Тим.1:17 ), нетленен (φϑαρτος, см.: Рим.1:23 ; 1Тим.1:17 ), един бессмертен (см. 1Тим.6:16 ). Ему как всесовершенному духу принадлежит вечная премудрость и знание (см. Рим.11:33 ; Мф.11:27 ), совершенная и всемогущая воля (см. Еф.1:11 ; Ин.6:38 ), безграничная и преизобильная любовь (см. Еф.2:4 ; Рим.2:4 ) и другие подобные сим свойства. Богооткровенную истину о духовности Божия существа Церковь всегда ревностно хранила и неотступно исповедовала. Защищая догмат Откровения об абсолютной духовности существа Божия и опровергая антропоморфические представления гностиков о Боге, святой Ириней пишет: Бог «Отец всего весьма далек от чувств и страстей (affectionibus et passionibus), бывающих у людей. Он прост и несложен... весь будучи дух (totus spiritus), весь мысль, весь чувство, весь разум, весь слух, весь глаз, весь свет и весь – Источник всякого блага». Говоря о совершенной и пречистой духовности Божия существа, Ориген пишет: «Бог не есть какое-то тело или нечто сущее в теле; напротив, Он – простая и мысленная (духовная) природа, не допускающая никакой сложности... и есть в любом отношении единица (μονς) или, лучше сказать, единство (νς); Он есть ум и источник, в Котором начало всякой разумной природы и всякого ума». В IV веке зародился грубый антропоморфизм, самым ярким представителем которого был монах Авдий, поэтому антропоморфитов прозвали авдианами. Они учили, что Бога необходимо представлять подобным человеку, не исключая и тела с его органами. Согласно блаженному Феодориту , Авдий говорил, что Бог человекообразен (νϑρωπμορφος), и приписывал Ему телесные члены – то есть в смысле тела приравнивал Бога к человеку. А святой Епифаний замечает, что Авдий учил, будто образ Божий в человеке пребывает не только в духовной составляющей, но и в человеческой телесности. Против ереси Авдия святые отцы выдвигали Божественное учение Откровения, согласно которому богообразие относится только к человеческой душе, а не к телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Псалом 116 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 1. Этот стих цитируется в Послании к Римлянам (см.: Рим. 15:11 ).   Псалом 117 Мессианский псалом. Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В этом псалме возносится ликующая хвала и благодарение Богу. Упоминаемые в псалме подробности заставляют вспомнить время, когда вернувшиеся в Иерусалим после указа царя Кира (538 г. до Рождества Христова) вавилонские пленники восстанавливали свой город и святилище. Псалом перекликается с пс. 114 и поется как бы от лица группы верующих, шествующих к храму. Многие стихи этого псалма входят в чин православного богослужения. Из стихов 27, 26, 1, 11, 17, 22 составлена торжественная молитва – одно из песнопений утрени. Ст. 2–4. Эти стихи близки к ст. 17–19 пс. 113. Под боящимися Господа толкователи понимают прозелитов – иноплеменников, принявших Моисеев Закон; таким образом, к прославлению Бога призывается весь народ в целом. Ст. 5. ...простор – в этом слове толкователи видят намек на освобождение древних евреев от плена. Ст. 6. Этот стих цитируется в Послании к Евреям (см.: Евр. 13:6 ). Ст. 10. ...народы – внешние враги. В Книге Неемии рассказывается, с каким напряжением сил и при какой угрозе со стороны неприятелей жители заново отстраивали разрушенную стену Иерусалима (см.: Неем. 3–6 ). Ст. 14. Этот стих – цитата из победной песни Моисея (см.: Исх. 15:2 ). Ст. 15–17. Прославление победы. Ст. 19–20. ...врата правды... врата Господни –ворота, в которые входит праведник – ср. у пророка Исаии: «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину» ( Ис. 26:2 ). Слова этого стиха произносит группа верующих, которая подошла к храму, в ответ люди слышат слова священника (ст. 20). Ст. 22. Камень – прообраз Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:7 ; Еф. 2:20 ). Образ камня – твердого основания, которое положено Богом во главу угла на Сионе, находим также у пророка Исаии (см.: Ис. 28:16 ). Ст. 24. Этот стих входит в православное молитвословие Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И как такового, Отец в Икономии (Домостроительстве) спасения полюбил Его – Богочеловека «вместо людей и ради людей» 142 , ибо Он свободно и добровольно по любви взял на Себя Крест спасения людей уже от Предвечного Совета Божьего ( Евр. 10:7 ) 143 . Говорит святой Иоанн Златоуст : «Он принял плоть нашу единственно по человеколюбию для того, чтобы помиловать нас. Нет другой причины такого домостроительства Его, кроме одной этой» 144 . Как истинный Сын Божий, Он стал истинным Сыном человеческим, чтобы человеческих сынов сделать чадами Божиими, то есть «Для того-то и снизошёл Сын Божий, чтобы сделать тебя богоподобным, насколько это возможно для человека» 145 . Отсюда, обожение человека во Христе и соединение в Нём с Богом есть конечная цель и конец ( σκοπς κα τλος) Домостроительства Божьего во Христе, то есть конечная цель Церкви. Поэтому наша благодарность и признательность ( εχαριστα) неизмеримы и бесконечны не только потому, что мы спасены, но и потому, что Христос, «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную» (ср. Евр. 1:3 , δι’ αυτο , Собой) 146 , ибо так мы усыновлены Отцу в Возлюбленном Сыне Его, и Бог Отец введёт нас в Царство возлюбленного Сына Своего ( Кол. 1:13 ; Еф. 1:5–6 ). То есть, Отец «удостоил нас славы Сына, и к этому ещё прибавил – возлюбленного» 147 . 5 . Значит, совершенно очевидно, что тайна Божьего Домостроительства во Христе, через Церковь и как Церковь, больше и глубже тайны сотворения мира по своей таинственности и парадоксальности, и по изобилию благодати и даров Божиих. Но апостол Павел не сравнивает настолько подробно тайну спасения как «второго сотворения», как новой твари во Христе (см. Еф. 2:10, 15 ; 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 ; Тит. 3:5 ) 148 с первым сотворением Адама, ибо преимущество новой твари во Христе ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 ) видно само по себе. Надёжно опираясь на основание абсолютной и неизменной воли Божией и Его предвечных «советов» и «решений» 149 , апостол Павел видит их осуществление во Христе ( Еф. 3:11 ; 2Кор. 1:20 ) в преизобилии богатства благодати ( Рим. 5:15 ; 2Кор. 4:15 ; Еф. 1:7, 2:7 ), и поэтому через Христа, от Христа и во Христе обозревает всю пра-историю, историю и метаисторию мира и человека, включая сюда и ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Когда случается тебе слышать об общении жениха с невестою, о хорах певцов, о праздни­ ках, то не представляй ничего вещественного и земного. Это берется только в пример по снисхождению, поелику те вещи неизреченны, духовны и неприкосновенны для плотских очей, но подходят под понятие только души святой и верной. Общение Святого Духа, небесные сокровища, хоры певцов и торжества святых ангелов понятны только для человека, познавшего сие самым опытом, а неиспытавший не может вовсе и представить себе этого. Итак, слушай о сем с благоговением, доколе и ты за веру свою не удостоишься достигнуть таковых благ. И тогда ты душевными очами на самом опыте увидишь, каких благ и здесь могут приобщаться христианские души!» (Сл. о любви, гл. 13). Пространно о сем пишется у св. Исаака Сирианина в 55–м Слове. Все, что говорит святой Макарий Великий,. есть только пространнейшее изъяснение, или собственным опытом оправдание того, что Слово Божие говорит об уме человека, ради святой жизни соделавшегося сосудом благодати. Ему усвояется помазание, научающее всему (1 Ин. 2:27), просвещение разума славы Божия (2 Кор. 4:6), свет (1 Ин. 2: 9, 10), премудрость и откровение вещей духовных (Еф. 1:17), познание духовное (Кол. 1:9,10), ум Христов (1 Кор. 2:16). Напротив, у человека, работающего страстям, Слово Божие видит омрачение (Еф. 5:11— 18), тму (Еф. 5: 8–10), неведение Бога и Христа (Еф. 2:12; Деян. 3:13); для него сокрыта истинная мудрость (2 Кор. 4:4), и он не может разуметь (1 Кор. 2:14). Из сего видно, что разум в истинном его виде и во всей красоте является только в духе истинных христиан. У тех, кои запутаны в грехи или не радят о чистоте сердца, но принимают Слово Божие, теоретическое познание может близко подходить к ведению истинного разума; но сие знание лежит не в уме их, а как бы на уме, как пыль, готовая тотчас слететь, то есть оно не сорастворилось с существом его, почему не уничтожается в нем свойственная ему предположительность, и оно часто подвергается нападениям сомнения, иногда очень глубоким, особенно с той стороны, где лежат тайны искупления и условия его усвоения… Кто же, очистив себя, сорастворил–ся с истинами, тот не боится таких нападений (см.

http://predanie.ru/book/86160-nachertani...

1432. Свт. Амвросий здесь кратко говорит о патриархе Иосифе, которому посвящен следующий трактат сборника. Святитель особо подчеркивает, что Иосиф прообразовал Спасителя (был продан братьями, жил в Египте, невинный потерпел поношение, но был превознесен выше всех и спас свой род от смерти). 1433. См.: Гал. 3:13. 1434. См.: 2Кор. 5:21. 1435. См.: Ин. 1:29. 1436. См.: Исх. 14:21. 1437. См. пророчества о колене Неффалимове: Ис. 9и след.; Мф. 4:12–17. 1438. См.: Мк. 16:19; Евр. 1:3; 8:1; 12:2; Еф. 1:20; Кол. 3и др. 1439. См.: Быт. 49. 1440. См.: Быт. 40. 1441. В рассказе о смерти пророка Исаии свт. Амвросий опирается на устное предание. В отрывке о преследованиях пророков Божиих в Послании к евреям говорится, что пророки были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча (11. 37). 1442. См.: Иер. 38:6. 1443. См.: Дан. 14:30–39 о пророке Аввакуме, которого ангел перенес из Иудеи в Вавилон. 1444. Ж. Норуа указывает, что некоторые рукописи перед этой фразой содержат надписание: Incipit tractatus pulcherrimus sancti Ambrosii episcopus (sic!) de gloriosa passione Machabeorum et de sancto Eleazaro sacerdote eorum optimo magistro et duce (Nauroy. P. 468, not.). 1445. См.: 2 Макк. 6и след 1446. ridebitur Nauroy: ridebis Schenkl. 1447. Антиох IV Епифан, сирийский царь 175–164 гг. до н. э., захватил Иудею, осквернил храм в Иерусалиме. История сирийского вторжения и восстания за независимость, которое возглавили пять сыновей Маккавеев, изложена в Первой книге Маккавейской. Вторая книга представляет собой краткое изложение исторического труда Иасопа Киринейского. Семь братьев, о которых рассказывает свт. Амвросий, не являются Маккавеями, но названы метонимически, по названию книги. 1448. В речи Елсазара повторяются четыре добродетели: abstinentia, fortitudo, iustitia, prudentia, о которых свт. Амвросий говорит в нескольких своих трактатах (Isaac 6. 65; bon. mort. 10. 44; Ioseph 13. 75) и которые восходят к античной философии, хотя непосредственным источником святителя, возможно, был Цицерон и его трактаты «Тускуланскис беседы», «О пределах блага и зла».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Деян.23:11, 18:9 )? . Только как истинный Бог и Господь Иисус мог через Своих святых апостолов творить Божественные дела и являть Божественное учение Своего Евангелия. Святой апостол Павел называет Христово Евангелие Евангелием Божиим (εαγγλιον Θεο) (см. Рим.1:1 ). «Если, следовательно, проповедь о Христе есть Божие Евангелие, как тогда Христос – не Бог?» Иисус Христос как Сын Божий сильно засвидетельствован Духом Святым, особенно в воскресении из мертвых (см. Рим.1:4 ). Как Иисус мог Сам воскреснуть из мертвых, если Он не Бог, и не Жизнь, и не Воскресение? Он воскрес из мертвых не как обычный человек, а как Тот, Кто сильнее и превыше смерти, ибо Он есть Жизнь и Бог. Если Христос – не Бог, как тогда Его Евангелие может быть «силой Божией ко спасению всякому верующему» (ср. Рим.1:16 )? «Ведь если мы вообще уверовали в Него, то уверовали как в Бога». Если Христос – не Бог, как тогда в день Страшного Суда «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа, по благовествованию» ( Рим.2:16 ; ср.: Рим.2:2–11, 14:10 )? Если Христос – не безгрешный Бог, то разве мог Он Своею Кровию отпускать грехи и даровать оправдание верующим в Него как в истинного Бога (см. Рим.3:24–25, 5:1–2, 5–10 ). Если Христос – не Бог, то неужели бы тогда Его благодатью и праведностью пришло всем людям оправдание к жизни; и неужели бы «благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом» ( Рим.5:17–18, 21 )? Если Христос – не Бог, то разве мог Он верующих в Него наделить благодатью и силой ходить в новой жизни, поступая праведно, свято и безгрешно, чтобы концом их веры была «жизнь вечная во Христе Иисусе» (см. Рим.6:1–22 )? Если Христос – не Бог, как тогда закон Духа жизни в Нем освобождает от закона греха и смерти, побеждает грех и смерть – так что человек, мертвый для греха и смерти, живет праведностью Божией (см. Рим.8:2–13 )? Если Христос – не Бог, то как подает Он Духа усыновления и как через Него мы становимся наследниками Божиими и Ему сонаследниками (см. Рим.8:15–17 )? Если Христос – не Бог, как тогда Он воскресил Себя из мертвых, вознесся с телом на небо, восседает во плоти одесную Бога Отца и молится за нас (см. Рим.8:34 )? «Разве не очевидно, что Христос – Бог, если, любя Его, мы любим Бога всяческих?» Как Христос – не Бог и не Господь, если апостол Павел, столько раз видевший воскресшего Господа, утверждает, что Он есть «сущий над всем Бог» ( Рим.9:5 )? Как Христос – не Бог, если христоносный апостол называет Его Господом и Богом всех, именем Которого спасается всякий в Него верующий (см. Рим.10:9–13, 13:14, 14:8–9 ; 1Кор.1:2–3 ; 2Кор.1:2, 3 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2–3 ; Флп.1:2 ; Кол.1:2 ; 1Фес.1:1, 3 ; 2Фес.1:2, 7, 8, 12, 2:16, 3:6 ; 1Тим.1:1–2, 12, 14 ; 2Тим.1:2, 2:8 ; Флп.3:3 )? Как Христос – не вечно Живой Бог, если все мы изыдем на суд пред Него и каждый из нас даст Ему как Богу ответ за Себя (см. Рим.14:10, 12 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

– Царство это уже и теперь пребывает в душах всех уверовавших во Христа (см.: Лк.17:21; 18:17 ), к какому бы народу они ни принадлежали; – оно есть также Церковь , или Тело Христово, Глава которого Сам Христос (см.: Рим.12:5 ; 1Кор.11:3; 12:27 ; Еф.1:22; 5:23 ; Кол.1:24 ); – доступ в это Царство открыт лишь через первое воскресение, которое есть не что иное, как крещение, и потому часто уподобляется в Писании воскресению со Христом (см.: Рим.6:5 ; Кол.2:12–13 ; 2Тим.2:2, 11 ). Сказав: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ), божественный Павел разумел воскрешающее действие таинства воды и Духа. Сектант : Тысячелетнее царство Христово нельзя смешивать ни с каким другим, ибо оно: – будет основано лишь во Втором пришествии; – предваряется воскресением праведников, которым уготовано царствовать со Христом; – продлится ровно тысячу лет, после чего произойдет воскресение грешников, их осуждение и конец света. Священник : Ваше учение о «тысячелетнем царстве» плод глубочайшего заблуждения. Корень же его в том, что вы принимаете воскресение, которое переживает каждый христианин в таинстве крещения, за особое воскресение праведников, которое будто бы предшествует воскресению всех прочих людей. Уразумей же, что воскресение первое есть воскресение через крещение, а воскресение в собственном смысле (которое по отношению к первому можно условно назвать «вторым») воскресение всеобщее. Также и смерть вторая (в отличие от «первой» естественной и вызываемой разделением души и тела, от чего не избавлены даже святые) есть вечное мучение, или адово осуждение, именуемое так в противоположность вечному блаженству, которое есть жизнь (см.: Мф.18:8; 19:17 ; Мк.9:43 ; Ин.5:24 ). Сектант : Из того места в Откровении Иоанновом, которое ты привел в самом начале, явствует, что будет два воскресения: одно праведников в начале тысячелетнего периода, другое грешников в конце его (см.: Откр.20:4–5 ). Это подтверждается и другими местами Писания. Например, в Послании апостола Павла к фессалоникийским христианам: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то веруем также, что и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес.4:14–16 ). И в другом его Послании: каждый оживет в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:23 ), или, иными словами, праведники воскреснут в сонме праведных, а грешники в сонме грешных. Итак, Господь сначала воскресит умерших в Нем, и это будет воскресение первое, которое наступит вслед за Вторым Его пришествием, то есть в начале тысячелетнего Царства Христова. После же того как ненадолго освобожденный диавол со всеми, кого он обманул, будет ввержен в ад, наступит конец света, а за ним воскресение грешников, которое и будет воскресением вторым, спустя тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

60 Меня ждут острова. Народы земли. корабли Фарсисские. См. ком. к 23,6. серебро... золото. См. Агг. 2,7–9 . Святаго Израилева. См. ком. к 1,4. 60 иноземцев. Подобно тому, как царь Тира Хирам помогал Соломону в постройке первого храма ( 3Цар. 5,1–18 ), а Кир и Дарий, правившие Персией, участвовали в строительстве второго храма (Езд., гл. 6), в наши дни те, кого апостол называет язычниками по плоти, возводят здание Церкви Божией ( Еф. 2,1 ). цари их служить тебе. Прежде Господь обещал пленникам, что иноземные цари уйдут из пределов земли иудейской (49,17); данный стих не только подтверждает это обетование, но углубляет его смысл: цари-иноземцы будут служить Сиону ( Деян. 2,29–36 ; Евр. 12,22 ) и поклоняться восседающему на его вершине Христу (52,13–15 и ком.). 60 врата... ни днем ни ночью. Народы будут приходить на поклонение Сиону неиссякающей чередою ( Откр. 21,25.26 ). 60 Ливана. См. ком. к 35,2. кипарис... певг... кедр. Ценные породы дерева («слава Ливана»), которые были доставлены из Ливана для отделки возводимого Соломоном храма («место святилища»). подножие ног Моих. Первоначально это выражение употреблялось по отношению к ковчегу ( 1Пар. 28,2 ), впоследствии к храму ( Иез. 43,7 ) и, наконец, ко всему мирозданию (66,1). 60 городом Господа. Господь прославит народ Сиона, основав Свое Царство на его земле. Сионом. См. ком. к 1,8. Святаго Израилева. См. ком. к 1,4. 60 меди... железо. Наряду с серебром и золотом, медь и железо считались в ветхозаветные времена ценными металлами. Замена ими дерева и камня означает, что в своем величии новый храм славы Божией превзойдет храм Соломона. 60 стены. См. ком. к 26,1. Божественное спасение и прославление Израиля знаменуют нерушимость духовного храма Христа и Его Церкви (ср. Зах. 2,4.5 ). спасением. См. ком. к 12,2. 60 вечным светом. Речь идет о пребывании Бога со Своим народом (ст. 1; Откр. 21,11.23; 22,5 ). Глава 61 61:1–11 Пророк возвещает начало «благоприятного лета Господнего». 61 помазал. Исполнением рассматриваемого пророчества стало служение Иисуса Христа ( Лк. 4,17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010