«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1 Кор. 10:11 ). И в других книгах Нового Завета приводятся примеры личностей Ветхого Завета, а в 11й главе Послания к Евреям – целый список праведников Ветхого Завета, угодивших Богу верой. См. подробнее:  Прот. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета . Все канонические писания Ветхого Завета Богодухновенны! Об этом свидетельствует Апостол Павел: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершён Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2 Тим. 3:15-17 ). Тимофей с детства мог знать только ветхозаветные писания. См. подробнее:  2 Тим. 3:15–17 Ветхозаветный закон сам по себе не мог даровать спасения! Никто из людей под Ветхим законом не мог оправдаться перед Богом, потому что не мог его исполнить до конца. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» ( Рим. 3:20 ). Но через Ветхозаветное откровение Бог постепенно готовил верующих к принятию Искупителя, Мессии «Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию» (свт. Филарет Московский . Катехизис, 28). См. подробнее:  Послание к Римлянам, главы 2–7 1я книга Еноха – это апокриф! Хотя в Новом Завете есть цитата из этой книги, Церковь не считает её неповреждённым словом Божиим – некоторые её места противоречат каноническим книгам Библии:  например, она рассказывает о плотском сожительстве Ангелов с женщинами, чего, по слову Христову, быть не может ( Мф. 22:30 ). См. подробнее:  Добыкин Д.Г. История канона Священного Писания Ветхого Завета . Синоптические Евангелия – это Евангелия, имеющие большое сходство в композиции. Евангелия от Матфея, Марка и Луки содержат немало буквальных совпадений, они являются «совместно обозревающими» — синоптическими. Иоанн, напротив, касается обычно тех событий, о которых Матфей, Марк и Лука не упомянули.

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» ( Сир. 31:29 ).    «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» ( Сир. 38:4 ).    «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца» ( Сир. 19:10–11 ).    «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему» ( Сир. 6:6–7 ).    «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» ( Сир. 3:18 ).    «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай» ( Сир. 3:21 ). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (слав.: «Помни последняя твоя, и во веки не согрешиши») ( Сир. 7:39 ; ср. 14:12 ). 195 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 664. 198 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 668. 199 См. Иоанн, еп. Тайна Иова [Электронный ресурс]//http://www.bible-center. ru/article/jobsecret  – адрес сайта на 12.10.2007. Текст приведен по изданию: Буэнос-Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 г. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской) . С. 9. 200 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; с. 670. 201 См. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (издание преемников А.П. Лопухина ): В 12 т. (Репринт по изд. СПб., 1904–1913. Т. 4. 1907). Стокгольм, 1987, с. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

6.5. Жезл Аронов 6.6. Грех Моисея и Аарона Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 6.5. Жезл Аронов Затем, чтобы прекратить раз и навсегда эти искушения, Господь дал знамения расцветшего жезла Ааронова, когда от всех колен было положено по жезлу. На жезле от колена Левия было написано имя Аароново, и этот жезл не просто расцвел, но и принес плоды. Этот жезл впоследствии хранился в Святом Святых, и предание говорит, что этот жезл никогда не засыхал, то есть он так и продолжал быть процветшим. Это чудо является пророческим. Преподобный Ефрем Сирин объясняет его применительно к воскресению: «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой, ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе Самом явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» т. 6, с. 415]. Также прозябший жезл прообразует Богородицу. Особенно популярно это толкование в богослужебных текстах (см. напр. с. 131]). 6.6. Грех Моисея и Аарона После этого, во время стоянки в Кадесе, умирает Мариам. В народе снова возникает ропот из-за нехватки воды, похожий на тот, что был в начале путешествия. Господь повелевает Моисею и Аарону сказать слово скале пред лицом всех, и скала изведет воду. Однако Моисей, трудно сказать по какой причине, по недостатку ли веры или по раздражению или еще почему-то, вместо того чтобы буквально исполнить повеление Божие, ударяет жезлом по этой скале, причем ударяет дважды. Кроме того, они укоряют народ не по повелению Божию, но от себя, чего ранее никогда не делал. В результате, Господь им говорит, что «за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:12). Понятно, что и в первый раз отнюдь не силою удара, не силою жезла была изведена вода из камня, но милостью Божией. Если Господь сказал, что достаточно будет их слов, то следовало этому поверить, и Моисей и Аарон действительно не входят в землю обетованную.

http://sedmitza.ru/lib/text/430985/

Благочестивая, если можно так сказать, ветвь человечества идет как раз от этого третьего сына Адама – от Сифа, так как о нем сказано: «Тогда стали призывать имя Господа» ( Быт. 4:26 ). Вероятно, потомки Сифа названы в Писании сынами Божиими ( Быт. 6:4 ). Наибольшее внимание из допотопных, как мы их называем, патриархов, которых было десять, следует уделить Еноху. Почему? Потому, что о нем говорится нечто странное: «и ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт. 5:24 ). Обратите внимание на эти слова: «и ходил Енох пред Богом». В этих трех словах – «ходил пред Богом» – очень емко выражена норма ветхозаветной праведности. Здесь показывается всё устроение души человека и устроение его сердца, и расположение всех его дел: это человек, который постоянно памятует о Боге, осознаёт себя пребывающим в присутствии Божием, причем не теоретически, а практически, поскольку говорится, что он «ходил». Не просто размышлял о Боге, но все свои дела, все свои действия располагал именно как раб Божий.  О Енохе сказано, что он прожил 365лет,– остальные патриархи жили гораздо дольше: 800 и 900 лет. О нем же говорится, что он прожил 365 лет, и не стало его, «потому что Бог взял его»,– в этом он подобен пророку Илии, который также был взят на небо, так и не вкусив смерти (см. 4Цар. 2:11, 12 ). Енох – первый великий ветхозаветный праведник, хотя о нем ничего не говорится более того, что он «ходил пред Богом». Запомните это выражение, оно нам еще встретится. 2.3. Потоп. Ной и его семья Допотопная история заканчивается на патриархе по имени Ной. При Ное дается первое описание людей не персональное, а общечеловеческое и говорится, что когда люди начали умножаться на земле, то они развратились ( Быт. 6:5 ). «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» ( Быт. 6:3 ). «Потому что они плоть» – в этих словах удивительным образом изображается состояние человечества, когда невозможным стало действие Духа Божия внутри сердца человеческого, ибо не было стремления человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Если икона Рублева имеет сюжетную причину в известной ветхозаветной истории, связанной с Авраамом и Саррой, то следует обратить внимание на особенности явления Ангелов во времена праотцев. Иерей Геннадий Егоров отмечает: «Господь говорит: “Вот, Я посылаю перед тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем” (Исх. 23: 20–21). Что это за Ангел, Который может прощать грехи, Который водительствовал ими, и творил чудеса, и спасал их от гибели во время путешествия в пустыне, и ввел их в землю Ханаанскую? Здесь речь идет об откровении Ветхого Завета о Христе Сыне Божием, потому что именно Христос в наибольшей степени есть Ангел – посланник, вестник Божий, вестник избавления человека от осуждения и смерти. Так, блаженный Феодорит говорит: “Здесь один и тот же назван и Богом и Ангелом: потому что и блаженный Моисей употребил то и другое наименование. Ибо Господь наш Иисус Христос именуется у Исаии и Богом крепким и Ангелом великого совета (см.: Ис. 9: 6)”. И в другом месте он же говорит: “Видел же он ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, а Господа – утверждавшегося вверху ее. Его-то наименовал здесь и Ангелом, и Богом: Богом – по естеству, Ангелом же – да знаем, что явившийся не Отец, но Единородный Сын. Ибо чьим ангелом будет Отец? Сын же – и Бог, и Великого Совета Ангел, потому что возвестил нам тайны Отца. Ибо говорит: “Яже слышах от Отца Моего, сказах вам” (Ин. 15: 15)» . Вернемся к 82-му правилу Трулльского собора. Оно, как известно, отменяет прообразовательный символ при изображении Иисуса Христа, ибо вторая Ипостась имеет реальный образ . На рублевской же иконе мы видим трех Ангелов, подчас считающихся прообразом Троицы. Однако Святая Троица не только не имеет Своего образа, но не имеет и Своего прообраза. Она – прообраз явленного во Христе откровения о триипостасном Боге. Напомним слова отца Бориса Бобринского: преподобный Андрей изобразил «ветхозаветный образ пришествия Христа, в Котором почивают в полноте и Отец, и Дух». Если моленная икона основана исключительно на христологии, то, может быть, достаточно того, что «созерцание Сына и есть созерцание Троицы» , – как говорит М.В. Васина? Прообраз (tipos) ведь не сам образ (ikon), на прообраз не молятся . Общеизвестно, что прообразом Христа в Ветхом Завете был медный змей, но молятся православные не змею, а Христу.

http://pravoslavie.ru/46974.html

Когда евреи совершают поклонение золотому тельцу, то на возглас Моисея: «кто Господень, [иди] ко мне!» ( Исх. 32:26 ) – к нему приходят именно левиты. Далее, когда израильтяне начинают блудодействовать в степях моавитских, то левит Финеес поражает израильтянина (Зимри, сын Салу), который открыто привел к себе в шатер мадианитянку. Этим израильтянином оказывается не кто иной, как начальник колена Симеонова ( Числ. 25:6–15 ). В переписях, которые есть в книге Чисел, мы видим, что народ израильский исчисляется сначала перед выходом от Синая ( Числ. 1 ) и затем перед вступлением в землю обетованную ( Числ. 26 ). Последняя перепись показала, что левитов стало больше, а численность колена Симеонова существенно сократилась (с 59 300 до 22 200 человек) и оно стало самым малочисленным. Когда израильтяне поделили между собой землю, то колено Симеоново оказалось рассеяно на территории колена Иудина. В Книге Иисуса Навина ( Нав. 19:1–9 ) указаны не границы удела Симеона, а только предназначенные им города. В масоретском тексте книги Второзаконие в благословении, которое дает Моисей коленам Израильским, Симеон даже не упоминается (см. Втор. 33 ). О колене Левином блаженный Феодорит говорит, что «колено Левино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» 121 . Левитам было отведено 48 городов, в том числе 6 городов-убежищ. В книге Чисел читаем: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ. 18:20 ). Дальше Господь говорит: «десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» ( Числ. 18:24 ),– для обеспечения жизни левитов дается десятина, чтобы они могли служить спокойно при скинии, не занимаясь попечениями житейскими. «Я – часть твоя и удел твой», и поэтому десятину, которая приносится Богу, Бог отдает на пропитание левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Лк. 4:27 ),– пророка Ионы, посланного проповедовать спасительное покаяние Ниневитянам (см. его книгу),– пророка Даниила, бывшего главою “над всеми мудрыми Вавилонскими” и религиозным руководителем нескольких языческих царей, и др. Факт же общения Бога с язычниками на лоне природы, которая для многих из них была храмом истинного Бога, где они покланялись Ему и поучались от Него, засвидетельствован вдохновенным певцом, пророком и царем Давидом, который такими величественными чертами описывает этот храм: “небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их” ( Пс. 18:2–5 ). Таким именно способом,– разъясняет новозаветный вещатель тайн Божиих,– “что можно знать о Боге, явно для них, т.е. для язычников, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы” ( Рим. 1:19–20 ). Так и в этом-то нерукотворенном храме, как Евреям в храме Иерусалимском, Бог открывал Себя язычникам, “дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли”: и Он был недалеко от каждого из них ( Деян. 17:22–28 ). Такое общение Бога с язычниками на лоне природы и рисуется образно в Песни так: “левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня” ( Песн. 2:6 ). Промысл Божий этим естественным путем восхотел вести язычников ко спасению, и ревнители закона, члены Церкви подзаконной, ведомые к тому же, но иным путем, не должны были тревожить язычников в их религиозном развитии, неразумным навязыванием им своих законных теократических учреждений. “Не будите и не тревожьте Возлюбленной,– заклинает дщерей Иерусалимских сам Возлюбленный,– доколе ей угодно” ( Песн. 2:7 ) 539 ...    Замечание в изъяснение таинственного смысла второго явления в первом действии.– В первой половине рассказа Возлюбленной ( Песн. 2:8–14 ),– где она описывает свою внутреннюю жизнь под живым впечатлением виденного прежде образа своего Возлюбленного, и испытанного ею сладостного чувства упоения его любовью, а также под жизненным влиянием природы, внутренний смысл явлений которой открылся тогда для ее вдохновленного любовью взора,– в таинственном смысле изображаются религиозная жизнь и религиозное ведение язычников, питаемые и поддерживаемые “через рассматривание творений”, которые говорили им о ”присносущной силе и божестве Творца”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Также прозябший жезл прообразует Богородицу. Особенно распространено это толкование в богослужебных текстах. Например, в каноне праздника Введения во Храм: «Прозябе иногда жезл Аронов, прообразующий, чистая, Божественное рождество, яко без семени зачнеши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися» 133 . 7.6. Грех Моисея и Аарона Во время стоянки в Кадесе умирает Мариам ( Числ. 20:1 ). В народе снова возникает ропот из-за нехватки воды, похожий на тот, что был в начале путешествия. Господь повелевает Моисею и Аарону сказать слово скале на глазах всего народа, и она изведет воду. Однако Моисей – трудно сказать, по какой причине, по недостатку ли веры или по раздражению на народ,– вместо того чтобы буквально исполнить повеление Божие, ударяет жезлом по этой скале, причем ударяет дважды. При этом он произносит укоризненное слово, не имея на то указания от Бога, чего ранее никогда не делал. В результате Господь говорит Моисею и Аарону: «за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» ( Числ. 20:12 ). Понятно, что и в первый раз отнюдь не силою удара была изведена вода из камня, но милостью Божией. Если Господь сказал, что достаточно будет только слов, то следовало этому поверить. Еще в этой связи хочу обратить ваше внимание на ответственность, которую пророк Божий несет за каждое произнесенное им слово. И нам с вами Господь прямо сказал: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12:36 ). В том, что Моисей не ввел народ в землю обетованную, конечно, есть и глубокий символический смысл. Какой? Пророк Моисей в первую очередь ассоциируется с Законом и является его символом. В Евангелии имя Моисея тождественно Закону (см. Лк. 16:29 ). Но если обетованная земля есть прообраз Царствия Небесного, а Закон не может ввести туда человека, то и Моисей приводит народ только до берега Иордана, где во главе его становится человек по имени Иисус. И уже он вводит израильтян в землю обетованную, что, конечно, является символом того, что Закон и пророки – до Христа, а после этого уже благодатью спасается человек и что закон является детоводителем ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

М.А. Егоров принимает Вечный огонь из Москвы, 1968 г. М.А. Егоров зажигает вечный огонь в Смоленске, 1968 г. Вечный огонь здесь был зажжен 28 сентября 1968 года, в дни празднования 25-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Он был доставлен на бронетранспортёре из Москвы от Могилы Неизвестного солдата. Зажег огонь Герой Советского Союза смолянин М.А. Егоров, водрузивший в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом. В 1973 году неподалеку от Сквера был открыт музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» с диорамой Смоленского сражения 1941 года и другими экспозициями. Здесь, у стен древнего Смоленского кремля, лежат воины, павшие в боях за освобождение Смоленского края, умершие от ран в городских госпиталях, прославленные воины-смоляне… Первые двенадцать захоронений офицеров Западного фронта были произведены уже осенью 1943 года. Потом добавились еще – в 1944, 1945, 1947… Сейчас здесь сорок могил, на которых значатся имена солдат, офицеров, партизан. Среди них женщина-танкист, механик-водитель танка «Боевая подруга», построенного на собранные ею средства, Герой Советского Союза гвардии сержант М.В. Октябрьская (1902–1944); юный Герой, партизан Владимир Куриленко (1924–1942); легендарный гвардии старший сержант М.А. Егоров (1923–1975)… И только одна могила не имеет ни имени, ни дат – это могила Неизвестного солдата. Она символизирует тех безвестных нам воинов, что десятками тысяч лежат в братских захоронениях в смоленской земле. Им тоже установлены памятники – их много на обильно политой кровью земле Смоленщины. Вечная им память! Рейтинг: 10 Голосов: 264 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Об этом см.:  Немыченков В.И.  Тысячелетняя твердыня. К 1150-летию Смоленска//Православие.ру (август 2013 г.). URL: Ч. 1.  http://pravoslavie.ru/63469.html ; Ч. 2.  http://pravoslavie.ru/63489.html ; Ч. 3.  http://pravoslavie.ru/63528.html  Мое первое воспоминание: Бомбежка родного Смоленска.   «…Все судьбы в единую слиты». По рассекреченным архивным документам/Сост. Емельянова Н.Г. и др. – Смоленск: Маджента, 2003. С. 68.

http://pravoslavie.ru/156238.html

Попытка представительного и полного изложения взглядов К. и их оценки с правосл. т. зр. была предпринята в статье Православной богословской энциклопедии , написанной Н. А. Егоровым, к-рый исполнял обязанности псаломщика в правосл. ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Копенгагене, владел дат. языком и имел доступ ко всем опубликованным сочинениям К. ( Егоров Н. [А.] Киркегорд//ПБЭ. 1909. Т. 10. Стб. 440-453). В статье излагаются основные события жизни К. и достаточно корректно выделяются главные идеи его наиболее известных сочинений. Опираясь в своих оценках на дат. лит. и религ. критику, Егоров отмечал серьезное влияние, которое сочинения и деятельность К. оказали на интеллектуальную и церковную жизнь Дании. Оценивая творчество К., Егоров призывал правосл. читателей «отбросить» сочинения К. «периода борьбы с церковью», но вместе с тем заявлял, что в творчестве К. в целом можно увидеть «глубоко содержательную, оригинальную, страстную и назидательную проповедь христианского идеала и христианского аскетизма среди протестантизма» (Там же. Стб. 452; ср.: Loungina. 2009. P. 255). Наиболее важную роль в русской послереволюционной рецепции К. сыграло обращение к его творчеству Шестова, который впервые узнал о К. как о важном религ. мыслителе и философе в 1928 г., уже находясь в эмиграции в Париже, из бесед с Бубером и Э. Гуссерлем (см.: Шестов. 1992. С. 239-241). Восприятие прочитанных в нем. переводе сочинений К., главным результатом к-рого стала завершенная в 1934 г. кн. «Киргегард и экзистенциальная философия» ( Chestov L. Kierkegaard et la philosophie existentielle. P., 1936; 1-е изд. на рус. языке: Шестов. 1939), было подготовлено у Шестова многолетним интересом к рус. лит-ре (ср. курс «Достоевский и Киркегард», к-рый Шестов читал в Сорбонне с дек. 1932), а также к идеям Б. Паскаля (1623-1662) и Ницше. Первоначальная полемика с Бубером, видевшим в К. продолжателя сократической традиции, переросла в замысел полемической статьи «Авраам и Сократ». В ней Шестов намеревался отразить возникшее у него после знакомства с работами К.

http://pravenc.ru/text/1841101.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010