Итак, Христос, видя приносимых к Нему детей, осознанно и нарочито употребил это выражение, желая дать понять Своим ученикам, что и младенцы, еще не способные ходить, могут приходить к Нему. Более того, дети не только могут приходить ко Христу в полном Библейском смысле этого выражения, а именно дети, и такие как дети, по милости Божией, только и входят в Царство Небесное (ср. Лк.18:17 ) 511 . И в связи с этим стихом, обратите также внимание, что для Христа мысли о приходе к Нему и о вхождении в Царство Небесное – тождественны (ср. Лк.18:16 и 17 стих, что подтверждает сказанное мною выше). Теперь замечу, что на время произнесения Христом Лк.18:16–17 , то есть ещё в пребывание Его на земле в ограниченном человеческом теле, прийти ко Христу, именно в Библейском смысле этого выражения, дети могли лишь отчасти, то есть, могли получить Христово благословение, и через прикосновение к ним Его руки, прикоснуться к Царству Небесному, но пока только – прикоснуться, а не войти в него. Когда же, по прославлению Своему, Христос в новом Теле вознесся и сел одесную Бога на Небесах, и вновь сошел на землю, не оставляя небес (ср. Ин.3:13 ), Духом Своим Святым в сердца ожидавших Его, и ныне пребывает здесь в Церкви Своей, Которая есть Тело Его (см. Кол.1:24 ), то со дня Пятидесятницы и по день Восхищения Церкви, прийти ко Христу: ребёнку ли, или взрослому, это значит – войти в Церковь (ср. Евр.3:6 ) 512 . Войти же в Церковь Христову, значит креститься во Имя Иисуса Христа (ср. Деян.2:41 и 47 стих). Поэтому со времени сошествия Святого Духа «прийти ко Христу» и «креститься во Имя Иисуса Христа» – понятия тождественные 513 . И теперь, чтобы исполнить повеление Господа Нашего, записанное в Лк.18:15–16 , до конца, насколько это со дня Пятидесятницы стало возможным, необходимо погрузить ребёнка во Имя, то есть Личность Иисуса Христа, что и совершает Православная Церковь в Детокрещении со дней первых Своих Апостолов» . 4) Св. Писание свидетельствует нам о крещении целых семейств , а именно: дома Стефана ( 1Кор.1:16 ); Лидии с её домашними ( Деян.16:14–15 ); темничного стража со всеми его домашними ( Деян.16:33 ) и Корнилия со всеми его родственниками и друзьями ( Деян.10:24,44,48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

62)  Мф.19:28; Лк.22:30. Ср. Откр.7:5–8, 12:1, 21:12–14, 21, 22:2. 63)  Лк.10:1–17; ср. Чис.11:16, 24. По другим авторитетным манускриптам, число посланных было 72. а не 70. 64)  Мишна. Сота. 9.15. 65)  Ср. Мф.13:52. Существует гипотеза, что автор Евангелия от Матфея получил раввинистическое образование. Подробнее см. O.L. Соре. Matthew — A Scribe Trained for the Kingdom of Heaven. C. 10. 66)  Деян.6:3–6, 13:3; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6. Ср. посвящение левитов в Чис.8:10; практику раввинов рукополагать своих учеников в трактате Талмуда “Санхедрин” (1.1). См. подробнее J. Coppens. L’imposition des mains et les rites connexes dans le Nouveau Testament et dans l’Église ancienne. 67)  1Тим.4:3; ср. 1Тим.5:14; Тит.1:15. 68)  Эту деталь отмечает Иоанн Златоуст в своей проповеди на текст Рим.16:3 “Приветствуйте Прискиллу и Акилу” (PG. 51.191). Толкуя 2Тим.2:12, святитель, со ссылкой на 1Кор.7:13–16 отмечает, что жена может спасти неверующего мужа, постоянно уча и разговаривая с ним о вере. Синодальный перевод следует за более поздней традицией, в которой имена в Деян.18:18, 26 были переставлены местами. Синодальный перевод также, по неизвестной причине. добавляет “и Прискилла” к имени Акилы в Деян.18:21, хотя в дошедших до нас манускриптах этих слов нет. В 1Кор.16:19 последовательность сохранена верно: “Акила и Приска с домашней церковью”. 69)  1Тим.3:2. Синодальный перевод передает прилагательное διδακτικν малопонятным и устаревшим “учителен”. Иероним в своем труде “Против пелагиан” (1.21), специально останавливается на том. что слово διδακτικς означает “способный учить”, а не “способный учиться”. Тот факт, что епископ должен быть в первую очередь хорошим учителем, также подчеркивает Ориген (Против Цельса. 3.48). 70)  1Кор.9:12б, 14; 1Пет.5:2; 1Тим.4:16. 71)  Ср. Игнатий Антиохийский . Магнезийцам. 8–11. 72)  Мишна. Таанит. 4.6–7. 73)  1Кор.3:16–17, 6:15, 19; 2Кор.6:16; Деян.17:24–25. Ср. Послание Варнавы 4, 16; Игнатий Антиохийский. Ефесянам. 15.3; Мученичество св. Иустина. 2; Минуций Феликс . Октавий. 32; Тертуллиан. Об одеянии женщин. 1; Климент Александрийский. Строматы. 7.6; Ориген. Против Цельса. 8.18–19.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Мф.10:40 ). Если мы в житейских отношениях своих честь отдаем почтенным из земных граждан, то почему же не почитать святых небесных граждан (ср. «сограждане святым» – Еф.2:19 ), – тем более, если они благодетельствуют нам? Разумеется, чествовать святых должно «почитательным поклонением», т. е. должно помнить, что они – не божество, а тварные существа (см. § 14). Лк.1:48 ; Рим.2:10 ; Евр.12:22, 23 ; Нав.5:14, 15 ; Суд.13:20 ; 4Цар.2:15 ; 1Пар.21:16 ; Притч.10:7 ; Сир.44:1, 2 . В Мф.4:10 ; Лк.4:8 ; Втор.6:13 говорится о таком поклонении, которое подобает одному Господу (λατρεσεις; см. § 14). Слова Мф.12:48–50 ; Мк.3:33–35 ; Лк.8:21 совсем не отрицают чествования Божией Матери, а выражают только, что близость к Богу основывается не на плотской связи, а на духовно-нравственной, на исполнении заповедей (ср. Ин.1:13 ). Пресвятая Дева Мария близка ко Господу и плотью и духом, ибо если бы она не была исполнена величайшей праведности и святости, то не удостоилась бы стать Матерью Господа (см. Лк.1:28, 30 ). Ее подобает ублажать и чествовать как Матерь Господа, по примеру ангела («благословенна Ты между женами») и согласно ее собственным пророческим словам (см. Лк.1:28, 48 ). Места Деян.7:42, 43 ; Втор.4:19, 17:3 ; 4Цар.23:5 ; Иер.19:13 . Соф.1:5 с ясностью сами доказывают, что под «воинством небесным» разумеются в них светила небесные и осуждается поклонение светилам (сабеизм). Св. ангелы называются не воинством небесным, а «воинством Господним» ( Нав.5:14 ), и потому к чествованию св. ангелов эти места не имеют никакого отношения; за чествование св. ангелов благочестивые люди получали благословение Божие ( Нав.5:14 ср. 6, 19; Суд.13:20 ср. ст. 23, 24). Рассказанное в Деян.10:25, 26 ; Откр.19:10, 22:8, 9 отклонение поклонов Корнилова и Иоанновых прямо объясняется смирением ап. Петра и св. ангела; это отклонение поклонов соответствует употребительному у нас ответу: «не стоит благодарности! Бога благодарите!» Святой по смирению не принимает чествование, а мы по смирению же должны знать свое дело и должны воздавать «кому страх – страх, кому честь – честь» ( Рим.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

26:1–6 В хвалебной песне Исаия превозносит твердыню города Божиего, противопоставляя ее слабым и непрочным земным городам. 26 В тот день. В день милости и благодати Божией. спасение... вместо стены и вала. Господь является для Своего народа стеной, обороняющей от всех бед (49,16; 58,12; 60,18; ср. Пс. 45 ). 26 Отворите ворота. Через отворенные ворота в город Божий входит его Царь со Своим народом (15,1–15;24,3–10; Пс. 117,19.20 ). 26 Твердого духом. Хранящего верность Господу. в совершенном мире. Этот мир праведные получают и распространяют (ст. 12; 32,17.18; 48,18; 54,10.13; 55,12; 66,12), но нечестивые будут отлучены от него (48,22; 57,21; 59,8; 60,17). Этот мир связан с пришествием Еммануила (см. ком. к 9,6; 11,9; 14,7). 26 твердыня. См. 8,14.15; ср. 1Цар. 2,2 . 26 высоко стоявший город. См. ком. к 24,10. 26 буду искать Тебя во внутренности моей. Исаия пророчески предвосхищает истину, которая будет открыта людям в новозаветное время Иисусом Христом человек есть храм Бога живого ( Лк. 17,21 ; Деян. 7,48 ; 1Кор. 3,16 ). живущие в мире. В мире с Богом. 26 нечестивый... не научится... правде. Нечестивого не могут обратить к правде ни Божий суды, ни милость Божия, т.к. нечестивый «не будет взирать на величие Божие», а искать всему происходящему земные объяснения и земные причины. 26 мир. См. ком. к ст. 9. 26 чрез Тебя... мы славим имя Твое. Бог является началом и побудительной причиной всех мыслей, слов и поступков праведников. 26 Мертвые... рефаимы. См. ком. к 14,9. 26 умножил... распространил. Возрождение народа Божиего после плена внушает надежду на окончательное возрождение всех живущих на земле (9,3; 54,2). 26 в бедствии он искал Тебя. Имеются в виду испытания, пережитые израильским народом. 26:17–18 Как беременная женщина... рождали как бы ветер. Это метафорическое изображение бесполезных мучений указывает на бесплодные усилия праведников утвердить на земле Царство Божие (49,4). 26 спасения... земле. Точнее: «не доставили счастья земле». прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: «Не явились на свет новые граждане мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29 . Г. Свв. славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Пала. Св. апостол Петр, брат апостола Андрея (см. 30 нояб.), родом иудей, отличался пылкостью и решительностью своего характера (Мф.16:15–17, 22–23; 14:25–31; Мк.1:20, 30; Ин.1:42 ). Призванный Господом от скромной доли рыбака к уловлению человеков, он был одним из ревностных учеников Спасителя (Мф.4:18–19; Лк.5:10–11 ). До призвания он назывался Симоном, после же призвания, в предзнаменование и в награду своей твердости в вере, получил прозвание Кифы, по-гречески – Петр, что значит камень. Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. Он был участником и свидетелем величайших чудес Спасителя и важнейших событий Его земной жизни ( Ин.1:42 ; Мф.16:18; 17:1; 26:37; Лк.8:51 ). По воскресении Спасителя, призванный Им вторично к апостольскому служению, он во всю свою жизнь сохранил непоколебимо твердую, как камень, веру в Иисуса Христа, как Сына Божьего и Спасителя мира , и старался внушить ее и другим людям ( Ин21 ; Деян.2:14; 4:8; 12:3; 8:14; 12 ). Он был апостолом преимущественно иудеев ( Гал.2:7, 8 ). В 44 году, когда ему угрожала в Иерусалиме от Ирода Агриппы смерть, св. Петр, освобожденный из темницы ангелом ( Деян.12:1–11 ), оставил Иерусалим. Он проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте, подтверждая силу своих слов великими чудесами: он воскрешал мертвых и исцелял недужных, причем последние исцелялись даже от одной только тени его ( Деян.5:5, 10, 15; 9:33–34, 40 ). Св. Церковь прославляет его, как «Апостолов предначальника», ибо он первый исповедал Спасителя Сыном Божьим (Мф.16:16), первый начал проповедовать Его воскресение, первый положил начало обращению язычников ( Деян.2:14–36; 10:34–48 ). В царствование Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину на кресте. Признавая себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос, апостол Петр упросил, чтобы его распяли головой вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(б) Вместе с тем на формирование композиционного целого Евангелия от Матфея (точнее, его ранней формы в объёме, равном «общесиноптическому ядру») могла повлиять сложившаяся к тому времени сюжетная последовательность благовестия слова спасения ( Деян.13:26 ), примеры которого мы находим в речи Петра у сотника Корнилия ( Деян.10:37–41 ) и в речи Павла в Антиохии Писидийской ( Деян.13:24–37 ), где зафиксирована общая устойчивая схема повествования, начинающегося крещением Иоанна и заканчивающегося явлением воскресшего Господа. 2) Своеобразие второго канонического Евангелия определяется деятельностью Апостола Петра, который воспользовался ивр. Мф. (точнее, его ранней формой) с миссионерской целью, вероятно, совмещая литургические собрания с проповедью и обучением язычников, причём вне прямой связи с текстом Ветхого Завета (с которым, естественно, не были знакомы новообращённые из язычников). Последнее обстоятельство с наибольшей очевидностью обнаруживает себя в отсутствии цитат из Писания, предваряемых формулой (всё же сие было) да сбудется реченное (Господом) через пророка/пророков.., которая регулярно встречается в параллельных местах у Мф. (см. параллельные места к Мф.8:17, 12:17, 13:14, 35, 21:4 ). На основании сравнительного анализа двух первых Евангелий можно заметить, что в Евангелии от Мк. ослаблен интерес к иудейской проблематике ( Мф.16:10–12 ; Мк.8:20–21 ; Мф. 15:10–16 ; Мк.7:14–18 и др.), оно шире национальных чаяний пришедших от обрезания ( Мф.24:20 ; Мк.13:18 ; Мф.15:26 ; Мк.7:27 и др.), оно, преодолевая язык книжной учёности ( Мф.15:19–20 ; Мк.7:21–23 ), обращается не к узкому кругу учеников, но ко всем «Христовым» ( Мк.9:41 ; Мф.10:42 ; Мк.9:41 ; Мф.12:48–49 ; Мк.3:33–34 ). Это уже не литургические «воспоминания апостолов», хотя бы и составленные с учётом общей схемы благовестия, но прямая проповедь Евангелия (слово – εαγγλιον у Мк. 8 раз, у Мф. 4 раза) и учения Иисуса Христа (слово διδαχ применительно к речам Иисуса – у Мк. 5 раз, у Мф. 2 раза). В этом (и только в этом) смысле Евангелие от Марка может быть действительно названо самым первым Евангелием, поскольку в нём внимание к тому, что знал о Христе и как воспринял Его мир Ветхого Завета, заметно смещается на то, чтобы мир всей твари ( Мк.16:15 ) узнал и воспринял Новую Весть о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

апостолов, православные пастыри. Проповедь пастырей относится ко всем: и к православными согрешающим, и к отступникам, хвалящимся своею мнимою праведностью. А кому из них нужнее проповедь , – вместо сектантских мудрствований от своей головы, постараемся решить вопрос на основании указаний слова Божия. Как видно из книги Деяний, во времена ап. Петра в среде принявших истинное учение Господа Христа были весьма дурно поступавшие в своей жизни, в роде Анании с Сапфирою и Симона ( Деян.5:1–10, 8:13–24 ), однако Господь посылает этого Апостола и других не к таким людям, но именно к тем людям, которые были добродетельны по жизни и вместе невежды по вере. Так послан был ап. Петр к добродетельному язычнику Корнилию ( Деян.10:1–48 ), ап. Филипп к Ефиопскому вельможе ( Деян.8:26–40 ). Поскольку Господь является спасать не праведников, но грешников (см. Мф.9:13 ), то значит, что добродетельные невежды по вере Корнилий и Ефиопский вельможа стояли на более греховном и безнадежном для спасения пути, чем согрешавшие люди из числа признававших истинную веру. Применивши это к православным и сектантам, мы увидим, что правильно и истинно славящий Бога «пред своим Господом стоит или падает, и будет восстановлен, ибо силен Бог восстановить его» ( Рим.14:4 ); между тем сектант, будучи невеждою по вере, самовольно обращающимся с Писанием и извращающим его (ср. 2Пет.3:16 ; 2Кор.11:13–15 ), не смотря на все свои добродетели, стоит на безнадежном для спасения пути, ибо без истинной веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ср. Рим. 3:28 ). Так как дела от веры, а не вера от дел (см. Евр.11:4–31 ; Иак.2:22 ), то сектант никогда не может истинно встать так, как православный, потому что ему недостает для этого фундамента – истинной живой веры или вероисповедания. К этому должно присоединить сектантскую непокорность Церкви в делах веры; а непокорность есть такой же грех, как волшебство и идолопоклонство (см. 1Цар.15:22, 23 ). После этого ясно, что проповедник истины необходим для всех согрешающих, но для своевольных отступников от истины он нужнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

9. Господь же, в видении, ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай; 10. Ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в сем городе. 11. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию. 12. Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла, и привели его пред судилище, 13. Говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Господь в видении и пр.: несмотря на утешение, доставленное огорченному упорством иудеев духу Павла обращением начальника синагоги и многих из коринфян, состояние духа великого апостола, как видно, все еще было тягостно. Эта тягость увеличивалась еще кажется опасением бедствий; вероятно, апостол предвидел предстоящее возмущение иудеев против него, открытое возмущение, которое могло грозить ему опасностью и которое действительно произошло (ст. 12 и дал.). Для ободрения своего верного служителя сам Господь в видении ночью (не во сне, а в видении; см. прим. к Деян.16:9 ) сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, т.е. в этом городе. Под влиянием тягостного чувства и опасения не думал ли Павел оставить и Коринф, как оставил Афины, или не подумал ли того, что подумал некогда огорченный пророк Иеремия: не буду я проповедовать ( Иер.20:7 и т.д.)? Господь воодушевляет его, чтобы он не боялся, и повелевает не умолкать. Слово ободрения подкрепляет Он уверением в своей вселенной помощи: Я с тобою, и при Моем покровительстве никто тебе не сделает зла, потому не опасайся бедствий при предстоящем восстании против тебя врагов твоих. Слово повеления Господь подкрепляет указанием на то, что у Него много людей в этом городе: точнее – народ мног; народ у Меня, т.е. Мой народ, в противоположность язычникам (ср. прим. к Деян.15:14 ), народ Господень из язычников. Под своим народом Господь разумеет не только уже обратившихся к Нему коринфян, но главным образом (ср. Ин.10:16 ; Ин.11:52 ) имеющих обратиться к Нему, предоставленных к вечной жизни ( Деян.13:48 ) в этом городе. Им еще нужно проповедовать Евангелие, чтобы обратить их, а потому – говори и не умолкай. – Год и шесть месяцев: со времени этого явления ему Господа до отшествия своего из Коринфа (ст. 18) Павел пробыл здесь целых полтора года, образуя из коринфян народ Господень, т.е. Церковь Христову, через поучение их слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

15 Это арамейская транскрипция слова «Воанергес» (Мк 3, 17). Причина прозвища может быть объяснена эпизодами вроде того, что приводится у Лк 9, 51—56. «Некнижным простецом» называет Иоанна Лука (Деян 4, 13). На знакомство апостола с кругом ессейских идей указывают все писания, носящие его имя. 16 Мф 9, 9; Мк 2, 13—15; Лк 5, 27—29. Мк называет мытаря Левием (Леви), сыном Алфея (Халпая), а Лк просто Левием. Из этого можно заключить, что Матфей (Матайя, т. е. дар Господень) было его прозвищем. О Матфее как евангелисте см. приложение 1. 17 Мф 10, 2—4; Мк 3, 16—19; Лк 6, 14—16; Деян 1, 13. У Мф Петр назван προτοζ, первый, см. об этом ниже. Некоторые различия в этих списках связаны с тем, что иудеи нередко носили по несколько имен; иногда же вместо имени употребялось «отчество» (например, Варфоломей, или Бартоломей, означает «сын Толомая» ). Прозвище Иуды Симонова — Искариот (Иш–Кериот) означает, по–видимому, «человек из Кериота». 18 Мф 11,25. 19 Невольно может возникнуть вопрос: если апостолы столь долго не понимали многих сторон учения Христа, то как они смогли донести его до следующего поколения верующих? Существуют два дополняющих друг друга ответа: 1) люди Востока издавна отличались тренированной памятью и способны были веками хранить устную традицию, 2) вполне вероятно, что кто–либо из учеников (в частности, Матфей) записывал слова Христовы и из этих записей сложились первые Логии, сборники Его изречений. При этих двух условиях вполне возможно сохранение подлинного Евангелия Иисуса.   Глава пятая 1 Лк 15, 1—10. 2 Лк 15, 11—32. Читающий эту притчу должен учитывать, что слушатели Христа жили патриархальным укладом, при котором желание сына уйти из дома отца рассматривалось как грех против 4–й заповеди. 3 Мф 18, 1—4; 19, 13—15; Мк 9, 33—37; Лк 9, 46—48. 4 Галат 4, 6—7; ср.Рим 8, 15. Из этих слов явствует, что богосыновство есть нечто приобретаемое. Показательно, что в иудейской религиозной литературе слово «Авва» в обращении к Богу не употребляется. (см.: Guillet J. The Consciousness of Jesus. New York, 1972, p.206).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Петром, отсутствует это место. Не исключено, что сам Петр из смирения не делал акцента на своем первенстве. 1-43. Ср. Ис 22, 22. 1-44. Лк 13, 32; в этом же смысле можно понимать Мф 26, 61; ср.: Ос 6, 2, а также трехчастное деление периода испытаний у Дан. 1-f. Npomubhuk (арам.) 1-45. В том, что Христос не позволял носить через двор поклажу (ср. Мк 11, 16) и употребил не палку, а бич, свитый из веревок, следует видеть знак Его уважения к Храму: в Дом Божий полагалось входить без посоха. 1-46. Лк 24, 34; 1 Кор 15, 5. 1-47. Деян 1, 8; ср.Ис 43, 10; 44, 8. 1-48. Деян 1, 3. 1-49. Ис 11, 6-9; Мих 4, 1-7. 2-1. Мишна. Санхедрин 1, 6. В Галилее верующих было более 500 человек (1 Кор 15, 6). 2-2. Термин " назаряне " не следует смешивать со словом " назорей " (евр. назир), которое обозначало члена древней Ветхозаветной общины, хранившей традиции пастушеской жизни (Числ. 6, 2). 2-3. Деян 3, 11; 5, 12; ср. Ин 10, 23. Притвор, или портик, Соломонов был расположен вдоль восточной стены Храма. 2-4. Мы имеем в виду апокрифы, которые известны уже со II в. (см. M. R. James. ANT, p. 19ff.), а также свидетельства о Деве Марии, которые имеются в раннехристианской литературе (у св. Игнатия Антиохийского, св. Юстина и др.). Историческое значение этих апокрифов минимально, но они ценны как свидетельства почитания Девы Марии в первые века. А нем же говорит безыскусная надпись в назаретской церкви II в. ( Хайре Мариа, Радуйся, Мария). Немалый свет на понимание роли Девы Марии в I в. проливают сами евангельские рассказы у Мф и Лк. См. G. Graystone. The Mother of Jesus in the Scriptures. NCC, pp. 838-843. 2-5. Мк 3, 21; Ин 7, 3-5. " Братья Господни " были не родными, а либо двоюродными, либо сводными братьями Христа (см.: А. Мень. " Сын Человеческий " ). 2-6. Деян 1, 14; 1 Кор 15, 7; Евангелие от евреев, цитируемое бл. Иеронимом (О знаменитых мужах, 2), сообщает, что Христос явился Иакову в Иерусалиме. 2-7. Мф 27, 3-10 и Деян 1, 17-19 дают две версии гибели Иуды. Версия Деян кажется более условной, поэтому историки считают достовернее сообщение Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010