горд и тот, кто не любит, когда ему советуют что-нибудь доброе или когда его увещевают, обличают; горд и тот, кто гневлив, обидчив, ненавистлив; кто высшим и старшим себя не хочет покоряться, а равным себе и низшим не уступает ни в чем. Кто из нас (подумайте только хорошо) не заражен этой пагубной страстью – гордостью? А Господь, по свидетельству Священного Писания , гордым противится, и только смиренным дает благодать, то есть помощь Свою (см.: Иак. 4:6 ). «Все грехи мерзки пред Богом, – говорит преподобный Антоний Великий , – но мерзостнее всех гордость». Гордость есть мать всех пороков. Человек гордый всегда честолюбив, славолюбив. Правда, если мы благочестиво живем, если мы честно и добросовестно исполняем свои обязанности и нас за это хвалят, награждают, то это не есть грех . Грех будет тогда, когда мы скорбим, что других хвалят, награждают, а нас – нет; вот это и будет уже грех славолюбия, тщеславия. Некоторые из людей добиваются себе чести, похвалы путем лести, лукавства. Это тяжкий грех , когда человек начинает лгать, льстить на словах, а на душе у него совершенно другое. Люди лживые, льстящие другим, уподобляются Иуде предателю. Иуда тоже устами целовал Христа, говорил: «Радуйся, Учитель!», а на самом деле он обманывал Спасителя и предавал Его в руки беззаконных. Пусть вспомнит каждый из нас, всегда ли он говорил правду. О, как мы здесь грешны пред Богом и пред людьми! В одном из псалмов мы находим такие слова: Господи! Ты Бог , нелюбящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:4–7 ). С пороком лжи тесно связаны и другие грехи, такие, как клевета и осуждение ближнего. Может ли кто-нибудь из нас заявить, что он в своей жизни никогда и никого не осудил словом или мысленно? Мы не только сами осуждаем других, но и с удовольствием слушаем других пересуды, то есть разговоры, осуждения... Мы забываем заповедь Спасителя: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Правда, един есть наш учитель Господь, и Дух Божий всегда пособствует в немощах наших, и помазание Его учит нас всему, но начавший нисколько еще не способен к такому внутреннему непосредственному Божественному водительству. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья ( Мф.23:8 ). Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:27 ) Бывают случаи, когда приходится неизбежно оставаться при нем одном – и уповающего Господь не посрамляет; но случаи такого рода должно относить уже к числу чрезвычайных, чудесных; чаять же себе чудесности при обыкновенном порядке вещей значит искушать Бога. Господь, явившись апостолу Павлу, сначала послал его к Анании (см.: Деян.9:6 ), а потом уже и Сам непосредственно научил его по откровению; и апостол сей, уже наученный Богом, вступив на поприще проповедания, притекает к совету других апостолов: да не вотще, — говорит, — теку, или текох ( Гал.2:2 ). Может Господь воспитывать и через Ангелов, как это было в древние времена; бывало нередко так, что и наставление, и пищу, и причащение приносили Ангелы, как видно из повествования св. Пафнутия о четырех отроках; но все это суть пути к спасению, руководства и воспитание необыкновенные, которых ожидать и благочестно, и опасно по той причине, что и враг наш может принимать образ светлого Ангела. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Следовательно, надо держаться смиреннейшей части и покоряться человеку – ради Бога. Путь этот оправдан опытами всех святых, просиявших, яко светила, на тверди христианской. Величайшие угодники Божий всегда пользовались советом и руководством. Антоний Великий , Макарий Египетский , Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва, – все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением. Зато скоро созревали и усовершались без уклонения и опасных преткновений. Напротив, другой путь, своеличный, по своему уму и сердцу, всегда был почитаем путем заблудным и гибельным. Сколько было разительнейших опытов, что подвизающийся лишь только уклонялся от руководства, тотчас падал в прелесть, был опутываем сатаной и погибал». Святые отцы о необходимости наставника

http://azbyka.ru/kak-pravilno-otnositsya...

МОЛЧАНИЕ (См. также БЕЗМОЛВИЕ, ДЕЛАНИЕ, КЕЛИЯ, МНОГОСЛОВИЕ, ЯЗЫК) И ночью и днем да обращается в устах твоих имя Иисуса, и будь заслажден духовною солию. Если кто из новоначальных начнет говорить с тобою, и спросит о чем-либо, относящемся к душевной пользе, – будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит ( Антоний Великий ). VI, 18. Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста твои и узду да язык твой: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места во обитель Св. Духа ( Антоний Великий ). VI, 18. Если идешь с братиями, то иди несколько одаль от них, чтобы сохранить молчание ( Антоний Великий ). VI, 23. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится отнестись к ним о чем- либо, то скажи им об этом кратко и со смирением ( Антоний Великий ). VI, 25. О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, – исполни его не разгласив о нем предварительно ( Антоний Великий ). VI, 27. Сказывали о авве Агафоне, что он в течение трех лет носил камень во рту, доколе не приобу- чил себя к молчанию (авва Агафон). VI, 58. Брат, живший с другими братиями, просил наставление у ав- вы Виссариона. Старец сказал: наблюдай молчание и не сравнивай себя с другими (авва Виссарион). VI, 79. [Примечание святителя Игнатия:] Наставление существенно полезное. В общежитиях возникают смущения наиболее от сравнения себя с другими... Чтоб избежать самообольщения и душевного расстройства, производимых сравнением себя с другими, должно постоянно содержать себя в образе мыслей... доставляемом смирением... а для этого необходимо наблюдать молчание. Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основывается все монашеское жительство (авва Даниил). VI, 95. Если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде, нежели он спросит тебя (авва Евагрий). VI, 113. Не передавай неразумным таинственного знания, которое тебе открылось, и безумным – стремление твоего благого произволения: познай самого себя и изучи то, что приносит вред душе твоей ( авва Исаия ). VI, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ДЕЛАНИЕ (См. также МОНАШЕСТВО, ПОДВИГ, ТРУД) Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтобы он исповедывал грехи свои пред Богом и своими старцами, чтобы укорял себя, чтобы был готов до самого исхода из земной жизни встретить благодушно всякое искушение ( Антоний Великий ). VI, 15. Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов ( Антоний Великий ). VI, 22. Некоторый брат спросил авву Антония, что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? – Святой старец отвечал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, – имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было» ( Антоний Великий ). VI, 35. [Примечание святителя Игнатия:]. Священное Писание издревле признавалось основным руководством для монашества. Только те советы и те наставления старцев принимались за правило жизни, которые были согласны со Священным Писанием. В скиту Арсений молился Богу, говоря: Господи! научи меня, как мне спастись? И услышал он голос, говоривший ему: Арсений! бегай человеков, молчи, безмолвствуй: это – корни безгрешия ( Арсений Великий ). VI, 47. Некоторый монах сказал авве Арсению: помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов; посещай, по крайней мере, больных, потому что это – дело любви. Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия. Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах пребудет терпеливо в безмолвии ( Арсений Великий ). VI, 49. Всеусильно подвизайся, чтобы внутренним твоим деланием по Боге побеждено было все внешнее ( Арсений Великий ). VI, 49. [Примечание святителя Игнатия:] Внутреннее делание есть тоже душевное делание. Оно состоит: в внимательной молитве устной и умной, в плаче сердца, в памятовании смерти, в самоукорении, в сознании и исповедании греховности своей, и тому подобных деланиях, совершаемых подвижником внутри души, в самом себе. Сказал авва Марк авве Арсению: по какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками. ( Арсений Великий ). VI, 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

2, 9) и терпящим до конца» (там же л. 140). Лучшего ответа и на наши, братие, вопросы о причине неповинных страданий не может быть. б)  Но что сказать, когда видим, что праведник страдает иногда и не от людей? Иной из добродетельных всю жизнь не имеет где преклонить главы; а иного, что и еще ужаснее, постигает иногда лютая и внезапная смерть. И мы тоже недоумеваем: что это значит? За что страдает праведник? О братие! Не смущайтесь и здесь; ибо хотя и неисповедимы пути Промысла Божия, но они всегда ведут ко благим целям, всегда служат к нашему спасению и блаженству . «Один инок, пришедши в город, чтобы продать свое рукоделье, видел погребение некоторого злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали с великою честью церковной и гражданскою. Еще более поразило его то зрелище, какое он увидел, возвратясь в пустыню: благочестивый старец, наставник его, лежал там, растерзанный гиеной. «Господи, – взывал осиротевший пустынник, – почему это злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этот святой муж растерзан зверем?» – Плачущему явился ангел и сказал: «не плачь по твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело и за то сподобился честного погребения; но награда его только здесь, а там ожидает его казнь за все злые дела его. Напротив, твой наставник, хотя во всем угоден был Богу, однако у него был один порок, от которого он и очищен злою смертью» (Пролог, 21 июля). (См. «Пролог в поучениях» свящ. В. Гурьева, изд. 1889 г.). III. Итак, братие, ясно, что тот не имеет понятия о бесконечной любви к нам небесного Отца, кто дерзает упрекать Его в неправосудии или несострадании. Будем веровать, что минутная скорбь ведет к бесконечному блаженству, если она понесена с терпением и ради Бога; и будем помнить, что настанет время, когда Господь отрет все слезы с очей рабов Своих (Откр. 7, 17) навсегда, что у Бога бесцельно ничего не бывает. Аминь. (Составлено по указанным источникам). Шестой день Преп. Сисой Великийсмирении) I. Noдbuжhuчecmbo преп. Сисоя, преставившегося в 429 г., память коего совершается ныне, продолжалось от ранней юности до глубокой старости. Сначала жил он в ските, потом перешел реку Нил и уединился на той горе, где подвизался великий Антоний и где все напоминало ему о дивном образце иноческого жития. Уединение не скрыло великого подвижника Сисоя от людей, жаждущих духовного просвещения, и многие стали посещать Сисоя, чтобы пользоваться его наставлениями. Он же не отказывался принимать людей, так как любовь к людям ставил выше своего, хотя и возлюбленного, безмолвия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Человек, который любит обманывать, ни к какому доброму делу не способен. Если совесть не обличает тебя во грехах, то наставляй на путь истины тех, которые жизнью своей хулят имя Божие. Поскольку таковые люди удалены от Бога и духовно мертвы, то употребляй все старание, чтобы они оставили свои порочные дела, обратились к Богу и жили свято, чтобы в награду получить жизнь вечную. Сын мой, подражай Господу нашему Иисусу Христу и люби молчание. Господь наш ничего не ответствовал Ироду, когда сей по любопытству спрашивал Его о многом (см.: Лк 23:9 ). Сын мой, когда ты хочешь что-нибудь делать и видишь, что это несообразно с волею Божиею, не делай этого. Дух твой должен всегда заниматься Богом и быть, так сказать, на небе; тело твое, будучи на земле, должно сообразоваться с духом и быть храмом Божиим. Сын мой, умышленно причинять оскорбление ближнему своему или гордиться пред ним, не чувствуя собственных своих недостатков, есть великий грех. Не говори ни о чем прежде, нежели размыслишь о том, ибо слова, не имеющие в себе смысла, подобны тернию и волчцам. Никого не учи ничему, никому не предлагай ничего прежде, нежели сам исполнишь то на самом деле. Размышляй о делах Божиих. Молитву совершай с усердием и со вниманием: ибо молитва , совершаемая без внимания, есть не что иное, как пустые слова. Сын мой, удаляйся тех людей, которые в делах своих безрассудны. Если ты сделал какие-нибудь добрые дела, не хвались ими и не говори: «Я то и то сделал». Если будешь тщеславиться, то безрассудно поступишь и дела твои не будут иметь цены. Не приказывай другим исполнять того, чего сам еще не исполнил: для тебя нет никакой пользы, когда другие делают то, чего сам ты не делаешь. Мудрый человек знает, когда что должно делать или говорить: он обо всем предварительно размышляет и потом начинает говорить или делать; напротив, человек безрассудный поступает опрометчиво: он не сохраняет и тайны, вверенной ему. 4 Сын мой, тому, кто слов твоих не понимает, не говори их. Со всеми живи мирно, но не от всех принимай советы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

ПОДВИГ (См. также ДЕЛАНИЕ, ТРУД) Некоторые измождали тела свои постом и прочими телесными подвигами, но пребывали далекими (устраненными) от Бога, потому что не имели духовного разума ( Антоний Великий ). VI, 26. Подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить перед Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всей души. Во всяком другом подвиге, который возложит на себя посвятившийся монашескому жительству, хотя бы он нес этот подвиг настойчиво и постоянно, стяжавает и имеет некоторое упокоение; но молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы (авва Агафон). VI, 60. [Авва Аполлос] не одобрял носивших вериги и принимавших на себя вид особенного, сочиненного благоговения. Таковые, говорил он, делают это напоказ человекам и впадают в лицемерство. Лучше постом утомлять тело, а добродетели должно творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерства (авва Аполлос). VI, 69. [Примечание святителя Игнатия:] В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и при преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным – и были наиболее опасными [ему] душевные страсти, особливо высокоумие. Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжении краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно (авва Евагрий). VI, 113. Брат просил наставления у аввы Евпрения, как ему жить? Старец отвечал: ешь траву, в траву одевайся, на траве спи, сердце стяжи железное (авва Евпрений). VI, 122. Бдения совершай с рассуждением, не отказывая телу в необходимо покое; разумно и со смирением совершай благочестивый подвиг, чтобы от излишнего бдения не помрачилась душа и не оставила вовсе поприща. Достаточно употреблять половину ночи для бдения и половину для успокоения тела ( авва Исаия ). VI, 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ (См. также ЗАКОН БОЖИЙ, ЗАПОВЕДИ, СЛОВО БОЖИЕ) Брат спросил авву Антония, что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? Старец святый сказал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ни был, имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было» ( Антоний Великий ). VI, 35. [Примечание святителя Игнатия:] Священное Писание издревле признавалось основным руководством для монашества. Только те советы и те наставления старцев принимались за правило жизни, которые были согласны со Священным Писанием. Чтение Писания – великая защита от греха ( Епифаний Кипрский ). VI, 107. Незнание Писания – великая стремнина и глубокая пропасть ( Епифаний Кипрский ). VI, 107. Приобретение христианских книг для имеющих средство к такому приобретению – необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление к греху, возбуждает в нас стремление к добродетели ( Епифаний Кипрский ). VI, 108. [Примечание святителя Игнатия:] Так высказывались понятия и ощущения, родившиеся от келейного занятия, которое совершалось в духовном разуме и с целью преимущественно духовною. Если возникнет между вами вопрос о значении какого-либо из изречений Писаний, то знающий значение этого изречения да объяснит его смиренно, по силе своей, не настаивая на своем мнении и да успокоит брата с любовью ( авва Исаия ). VI, 179. Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением ( авва Исаия ). VI, 183–184. Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, настаивая упорно, что именно так должно понимать и исполнять их, – тот не ведает славы и богатства Божиих. Напротив того, кто и понимая говорит: не знаю с точностью слова Божия, потому что я ограниченный человек, тот воздает славу Богу. В нем будет обитать слава Божия соответственно его преуспеянию и смиренномудрию ( авва Исаия ). VI, 184.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Кроме того, проводя различие между потребностями тела и потребностями души, авва говорит, что несомненным преступлением против благочестия является пренебрежение теми братиями, которые испытывают какие-либо телесные потребности и оказываются в нужде. Но еще большим преступлением, по его мнению, представляется небрежение о тех братиях, чья душа оказывается в нужде, испытывая, например, потребность в духовной пище и одеянии добродетели (Наставл. 4). Наконец, можно отметить, что «дом души» сравнивается преп. Орсисием с храмом, возводимым некогда Соломоном: данный «дом» также должен строиться на твердом основании, материалом для него должны служить драгоценные добродетели, и кроме того, этот «дом» следует украшать не тем, «что принадлежит земле», а тем, «что достойно неба» (Наставл. 5). При этом человек должен постоянно быть преисполненным благодарения к Творцу своему, создавшему его «из ничего» и из небытия приведшего в бытие (Наставл. 6). Таковы некоторые из основных тем, затронутых в «Наставлениях» преп. Орсисия. На коптском языке сохранились и довольно значительные фрагменты «Правил», авторство которых ученые ныне усвояют Орсисию 665 . Весьма примечательны начальные фрагменты их, где основной тон задает эсхатологическая перспектива всего жития человеческого, и особенно жития монашеского: идея посмертных воздаяний как праведникам, так и грешникам. Последним предлежат великие наказания, подобные тем, которые уготовал Господь позванному на брачный пир, но не имеющему брачной одежды (см. Мф. 22:13 ). «Поэтому давайте постоянно думать о достойном жалости скрежете зубов, чтобы понять его природу, а более всего ( μλιστα) потому, что (наказания) продолжаются и страдания тьмы пребывают вовек». Приводится и известный пример пяти неразумных дев ( Мф. 25:12 ; Лк. 13:25 ): «...давайте иметь страх перед словами Бога; давайте пробудимся от гибельного сна и вечной смерти, чтобы не были мы захвачены плотскими желаниями и наслаждениями этого века, чтобы Отец Иисуса не отсек нас от виноградной лозы, чтобы не казались мы самим себе мудрыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В самом деле, уединенность терапевтов, их благочестие, целомудренность и особенно аскетизм, удивительно напоминают первых монахов (50, стр. 3 и сл., 122; 185, стр. 198 и сл.; 160, стр. 9–11, 287–288, 311). Египет считается родиной христианского монашества. В самом начале IV в. в египетских пустынях возникают первые монашеские скиты и монастыри, а уже через несколько десятков лет по всему Египту насчитывались десятки тысяч монахов. Писатели IV-V в. различают в Египте два рода монашества – анахоретский и киновитский. Анахоретами назывались те отшельники, которые поселялись вдали от прочих собратьев и жили в одиночестве, питаясь дикорастущими растениями, и иногда получая пищу от монастырей или от верующих. Часто устремившиеся к отшельнической жизни, поселялись недалеко от какого-нибудь, опытного в духовной жизни, старца-отшельника, с тем, чтобы пользоваться его наставлениями. Это подчинение не носило никакого обязательного характера, а скорее было чисто нравственным. Основателем такого рода отшельничества считается Антоний Великий (конец III – первая половина IV в.). В отличие от анахоретской аскезы киновитский образ жизни монашества характеризуется тем, что аскеты живут все вместе замкнутой общиной, подчиняются установленным правилам общежития, находятся под властью настоятеля, имеют общее имущество и выполняют общую организованную работу. Устав монашеского общежития был введен Пахомием в Тавенских монастырях, и отсюда заимствован некоторыми монастырями Среднего и Нижнего Египта. Возникновение монашества именно в Египте, и его быстрое распространение, дало основание некоторым исследователям говорить об особом духе Египта, который способствовал возникновению и процветанию здесь замкнутых религиозных обществ, подобных «затворникам» Сараписа, терапевтам и христианским монахам (27, стр. 58, 66). Главная причина, конечно, заключается не в особой атмосфере Египта, благоприятной для возникновения подобных общин, а в сложном комплексе социальных, политических, религиозных условий, которые приводили к появлению подобных организаций (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010