Здесь вдали от всех людей, без наставника и сотрудника Антоний прожил около двадцати лет. Чего не вытерпел он в продолжение этого времени? «Поистине, – говорит Святой Афанасий, – достойно удивления, что один человек, живя в дикой пустыне, не боялся ни ежедневных нападений дьявола, ни свирепости безчисленных зверей, ни вреда от пресмыкающихся животных» 97 . Часто приходилось ему терпеть голод, жажду, холод и зной. Чем он был свободнее от внешних соблазнов, тем более духовная борьба его сосредоточивалась внутри – в области помыслов. «Кто живет в пустыне, – говорит сам Антоний, – тот свободен от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора: одно только у него искушение – в сердце» 98 . Уединенная жизнь не спасает совсем и от искушения плоти. «Есть в теле, говорит Антоний, движение естественное прирожденное ему, но оно не действует, когда душа не хочет. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием. В подвижниках бывает ещё иное движение, которое происходит от коварства и зависти демонов» 99 . Иногда сомнения колебали его душу, – сознавая чистоту своих стремлений и представляя множество скорбей и искушений, которым подвергался, Антоний вопрошал Бога: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Но Господь не оставлял верного раба Своего. Он услышал голос: Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их 100 . Но искушения иногда до того доводили подвижника, что он впадал в уныние и обуреваемый помыслами недоумевал, что делать ему, дабы спастись. Господи! взывал он, я хочу спастись, и помыслы не дают мне. Что мне делать в своей скорби? Как спастись? Произнесши сию молитву, Антоний пошел по пустыне, и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал ему вслух: и ты делай так – и спасешься. Услышав сие, Антоний обрадовался и ободрился. Стал так делать, и спасался 101 . Упражняясь днем в рукоделии, ночи Антоний любил проводить в молитвах. Солнце, говаривал он при восхождении его, зачем ты хочешь развлечь мои мысли своими лучами, тогда как ты должно бы восходить для того, чтобы подкрепить меня сиянием истинного света 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Людей хитрых, двуязычных Антоний советует всячески избегать, не иметь их своими друзьями: «опасайтесь даже и говорить с ними, чтобы не быть участниками их грехов. Двуязычный человек губит души других, производить ссоры между друзьями, разрушает общества и всегда злоумышляет коварство на ближнего; милостыни, посты такого человека неприятны для Бога» 158 . Из этих простых наставлений Антония видно, что он судил о нравственном значении тех или других действий не по одним внешним их проявлениям, но главным образом по внутренним расположениям человека, по тому, на сколько эти действия вытекают из любви к Богу и ближним. Антоний в своих нравоучительных беседах внушал также слушателям иметь правосудие, заботиться об угнетенных, слабых, предостерегает от сообщества с притеснителями невинных, с людьми, ищущими подарков, отдающими деньги в рост 161 и пр. Все эти нравственные правила и обязанности человека по отношению к ближним необходимо исполнять каждому. Только исполняющий их может пользоваться миром и жить в согласии с ближними. Но под миром Антоний разумеет не беспечное существование, не небрежность и распущенность в жизни, а тихую жизнь, основанную на добрых делах и исполненную любви к ближним. «Будем опасаться, говорит Антоний, чтобы нам не было сказано, что мир наш есть мир грехов наших, но употребим все старание, чтобы соблюсти мир, данный нам Иисусом Христом. Человек, любящий мир, находится в общении с Иисусом Христом и Его ангелами; никакие несчастия его не смущают; напротив враги мира мучатся завистью и различными страстями» 162 . Но отдавая должную цену людям, живущим в тишине и мире, Антоний, высоко ценивший человеческое достоинство, не одобряет тех, которые из желания сохранить мир, подвергают себя унижению – льстят, угождают во всем другим, потворствуя их увлечениям и порокам; «но мы, говорит Антоний, должны служить Богу и служению Его не предпочитать служения людям, потому что лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека» 163 . Вот одна из причин, по которой Антоний и в последнюю половину своей жизни предпочитал пустыню мирскому обществу. В жизни мирской, где уже самые отношения различных членов общества так сложились, что полное равенство между людьми невозможно, где трудно с одной стороны лицам богатым, начальствующим избежать высокомерия, гордости или небрежности к людям бедным и подчиненным, а с другой стороны и людям незнатным и подчиненным трудно также сохранить себя от раболепия, угодливости, лести пред людьми сильными и богатыми, – среди такого рода мирских отношений Антоний видел сильное препятствие сохранить свое человеческое достоинство и независимость, почему он жизни в мире и предпочитал пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Такие наставления давал Антоний приходящим; к страждущим же был сострадателен и молился вместе с ними. И Господь часто внимал молитвам его о многих. Некто по имени Фронтон, из царедворцев, страдая жестокой болезнью, кусал себе язык и готов был лишить себя зрения. Пришедши в гору, просил он Антония помолиться о нем. Антоний, помолившись, сказал Фронтону: «Иди и исцелеешь». А когда больный упорствовал и оставался в монастыре несколько дней, Антоний стоял в своем слове, говоря: «Не можешь ты исцелиться, пока здесь; иди и, достигнув Египта, увидишь совершившееся на тебе знамение». Фронтон поверил, ушел, и, как скоро увидел Египет, болезнь его миновалась, и стал он здоров по слову Антония, как во время молитвы открыл ему Спаситель. Еще однажды, пребывая в горе и возведя взор, видит Антоний, что возносится некто по воздуху к великой радости встречающих его. Потом, дивясь и ублажая таковый сонм, начинает он молиться, чтобы открыто ему было, чтò сие значит. И вдруг приходит к нему глас: «Это душа Амуна, Нитрийского инока». Амун же до старости пребыл подвижником. А расстояние от Нитрии до горы, где жил Антоний, было тринадцати дней пути. Поэтому бывшие с Антонием, видя дивящегося старца, пожелали знать причину и услышали, что скончался Амун; а он был известен им, потому что часто бывал там и притом много совершено было им знамений. Монахи, которым Антоний сказал о смерти Амуна, заметили день. И когда через тридцать дней пришли братия из Нитрии, спрашивают их и узнают, что Амун почил в тот самый день и час, в который старец видел возносимую душу его. Те и другие много дивились чистоте души у Антония и тому, как он совершившееся на расстоянии тринадцатидневного пути узнал в то же самое мгновение и видел возносимую душу. Однажды комит Архелай, нашедши Антония на внешней горе, просит его только помолиться о Поликратии, чудной и христоносной девственнице в Лаодикии. Страдала же она от чрезвычайных подвигов жестокою болью в чреве и боку и вся изнемогла телесно. Антоний помолился; а комит заметил день, в который принесена была молитва , и, возвратясь в Лаодикию, находит девственницу здоровою. Спросив же, когда и в какой день освободилась от болезни, вынимает хартию, на которой записал время молитвы, и после ответа исцеленной сам в то же время показывает запись: и все удивились, узнав, что тогда Господь избавил ее от страданий, когда молился о ней и призывал на помощь Спасителеву благость Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   Такия наставления давал Антоний приходящим; к страждущим же был сострадателен и молился вместе с ними. И Господь часто внимал молитвам его о многих.    Некто, по имени Фронтон, из царедворцев, страдая жестокою болезнию, кусал себе язык и готов был лишить себя зрения. Пришедши в гору, просил он Антония помолиться о нем. Антоний, помолившись, сказал Фронтону: «иди и исцелеешь». А когда больный упорствовал и оставался в монастыре несколько дней.-Антоний стоял в своем слове, говоря: «не можешь ты исцелиться, пока здесь; иди и, достигнув Египта, увидишь совершившееся на тебе знамение». Фронтон поверил, ушел, и, как-скоро увидел Египет, болезнь его миновалась, и стал он здоров по слову Антония, как во время молитвы открыл ему Спаситель.    Еще однажды, пребывая в горе и возведя взор, видит Антоний, что возносится некто по воздуху, к великой радости встречающих его. Потом, ди­вясь и ублажая таковый сонм, начинает он мо­литься, чтобы открыто ему было, чтò сие значит. И вдруг приходит к нему глас: «это душа Амуна, Нитрийскаго инока». Амун же до старости пребыл подвижником. А разстояние от Нитрии до горы, где жил Антоний, было тринадцати дней пути. Поэтому бывшие с Антонием, видя дивящагося старца, пожелали знать причину, и услышали, что скончался Амун; а он был известен им, потомучто часто бывал там и притом много совершено было им знамений. Монахи, которым Антоний сказал о смерти Амуна, заметили день. И когда, через тридцать дней, пришли братия из Нитрии, спрашивают их и узнают, что Амун почил в тот самый день и час, в который старец видел возносимую душу его. Те и другие много дивились чистоте души у Антония и тому, как он совершившееся на разстоянии тринадцатидневнаго пути узнал в то же самое мгновение и видел возносимую душу.    Однажды комит Архелай, нашедши Антония на внешней горе, просит его только помолиться о Поликратии, чудной и христоносной девственнице в Лаодикии. Страдала же она от чрезвычайных подвигов жестокою болью в чреве и боку, и вся изнемогла телесно. Антоний помолился; а комит за­метил день, в который принесена была молитва, и возвратясь в Лаодикию, находит девственницу здоровою. Спросив же, когда и в какой день освободилась от болезни, вынимает хартию, на которой записал время молитвы, и после ответа исцеленной, сам в то же время показывает запись: и все удивились, узнав, что тогда Господь избавил ее от страданий, когда молился о ней и призывал на помощь Спасителеву благость Антоний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Наставляя и обличая заблуждающихся, Антоний не стыдился и сам учиться у людей умных и принимать наставления, если они были полезны. Считая себя простым мирянином, обязанным повиноваться церковной власти, Антоний всякому православному церковнослужителю готов был отдавать предпочтение пред собою; «не стыдился, говорить Афанасию, преклонять голову пред епископами и пресвитерами. Когда к нему приходил дьякон для назидания своего, он предлагал ему слово на пользу, но совершение молитв предоставлял диакону, не стыдясь учиться и сам» 238 . Так относился Антоний к церковным властям. С не меньшим уважением относился он и к представителям светской власти и оказывал на них свое благотворное влияние. Но выработав в своем уединении характер человека самостоятельного, Антоний видел в людях, на каких бы высоких ступенях власти они ни находились, какими бы правами и полномочиями облечены ни были, – прежде всего христиан, одинаково равных между собою и обязанных пред Богом и людьми честно исполнять возложенные на них дела. Поэтому он не боялся говорить правду и представителям власти – судьям, военачальникам и даже самим императорам, напоминая всем им исполнять возложенные на них обязанности в духе Евангельской любви к ближним. Так, когда слух об Антонии дошел до имп. Константина Великого и его сыновей Констанция и Констанса, то они послали к нему послания, прося молитв у него и благословения для себя. «Но для Антония не много значили и царские письма, не восхитился он этими посланиями, но остался таким же, каким был и прежде, чем написали к нему цари» 239 . Когда принесли к нему царские письма, Антоний созвал учеников своих и сказал им: «не удивляйтесь тому обстоятельству, что царь пишет к нам, потому что и он человек; но удивляйтесь больше тому, что Бог написал людям закон и говорил к ним чрез собственного Своего Сына» 240 . Антоний думал даже совсем не принимать писем императора, говоря: «не умею я отвечать на подобный послания». Но ученики представили ему на вид, что августы-христиане, люди благочестивые, – могут опечалиться, если письма их будут отвергнуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Внешним обстоятельством, побуждавшим многих стремиться в пустыню, было гонение, воздвигнутое при Максимине на египетских христиан 125 . Многие, опасаясь преследования язычников, удалились в пустыню и привлекаемые необычайностью внешних подвигов Антония, в которых они видели совершеннейший образец христианской жизни, начинали подражать Антонию. Он делается их руководителем и наставником 126 . В своих беседах с приходящими, Антоний в это время своей жизни смотревший еще на добродетель, как на такое достояние человека, которого можно достигнуть только вдали от мира 127 , ревностно убеждал их покинуть мир с его соблазнами, оставить – домы, поля, золото 128 . «Всему в мире должно предпочесть небеса», говорит он; с блаженством, которое ожидает праведников на небе, ничто земное не может быть сравниваемо. «Если же вся земля неравноценна небесам, то оставляющий не большие поля как бы ничего не оставляет» 129 . Все это Антоний советует покинуть ради добродетели. «Если мы не оставим мира ради добродетели, то, говорит Антоний, оставим впоследствии, когда умрем, и оставим, как часто бывает, кому не хотели бы. Итак, почему же нам не оставить всего ради добродетели, чтобы за то наследовать царство небесное» 130 . Печалиться по оставленном имуществе Антоний запрещает, «потому что за малую цену покупается обетование вечной жизни; за 70, 80-ть лет, в которые мы будем подвизаться, – царствовать будем вечно и притом не на земле и не в тленном теле, а на небе и восприяв тело нетленное» 131 . Побуждая своих слушателей оставить все мирские дела и обязанности, Антоний советует им вести жизнь только для Бога. Жить же для Бога возможно только тогда, когда они «возненавидят мир и все, что в нем; возненавидят всякое плотское наслаждение, отрекутся от жизни в мире, станут презирать плоть, чтобы спасти души свои» 132 . Внушая этими первыми своими наставлениями презрение к миру и побуждая своих слушателей к жизни подвижнической, Антоний описывает им также препятствия – различные искушения и соблазны, какие преследуют отшельника и каким он сам подвергался, указывает на различные видения, бывшие ему от диавола, изображает коварства врага и средства к победе над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Об авве Антонии Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тьму помыслов и взывал к Богу: Господи! я хочу спастись, а помыслы не дают мне. Что мне делать в своей скорби? как спастися? И вскоре потом Антоний, встав, вышел из кельи; и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: и ты делай так – и спасешься. Услышав сие, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать – и спасался. 2. Тот же авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их. 3. Некто спросил авву Антония: что мне делать, чтоб угодить Богу? – Что велю тебе, отвечал старец, то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди – и спасешься. 4. Авва Антоний говорил авве Пимену: великий подвиг для человека – раскаяние во грехах своих пред Богом и ожидание искушений до последнего издыхания! 5. Он же говорил: никто без искушения не может войти в Царство Небесное. Ибо не будь искушений – и никто не спасется. 6. Авва Памво спросил авву Антония: что мне делать? Старец сказал ему: не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево. 7. Авва Антоний говорил: видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? – но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие! 8. Он еще говорил: есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, и однако ж удалились от Бога, потому что не имели рассудительности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Отчасти и самый вид подвижника, его образ жизни, так резко отличавшийся от жизни других людей, могли содействовать тому обаянию, которое производил Антоний на простых людей. Когда между приходившими к Антонию были люди, находившиеся в ссоре между собою, во вражде, или по каким-нибудь причинам предававшиеся унынию, отчаянию, раздраженные чем-нибудь, то Антоний всегда умел примирять их, успокаивать и облегчать своими беседами. Изображая характер бесед Антония с приходящими, Созомен замечает, что «Антоний был приятен для собеседников и мягок в разговоре, хотя бы разговор был даже и спорный; ибо как то свойственными ему одному оборотами и умением укрощал возраставшую любовь к спорам, беседе давал тон умеренный, а собеседников, отклоняя от раздражительности, умел приводить в мирное состояние» 248 . Этому мирному, тихому настроению окружающих отчасти содействовала самая наружность Антония. «Лицо его, говорить св. Афанасий, было весьма привлекательно. Если он бывал окружен множеством отшельников и кому-нибудь, не знавшему его прежде, хотелось увидеть его, то желающий, миновав других, прямо подходил к Антонию, как бы привлекаемый его взором. От других же Антоний отличался не высотою и шириною ( τ πλτει), но благонравием и чистотой души. Так как душа его была безмятежна, то и внешние чувства оставались невозмущенными» 249 . В своих беседах с людьми, недовольными своим положением, страдавшими различными болезнями, душевными и телесными и пр., Антоний выражал сочувствие к страдающим, соболезновал о них, внушал им быть терпеливыми, не роптать на Бога и не отчаиваться в его помощи и знать, что только Бог подает исцеление кому и как хочет. За больных, которых к нему приходило особенно много, Антоний при них же молился Богу, воодушевлял их скорою помощью Божиею и надеждою на выздоровление. И «больные наставления старца принимали как врачевство» 250 . Под влиянием такого сочувствия и заботливости Антония о больных и скорбящих, под влиянием его кротких речей, вселявших уверенность во многих одержимых болезнями, заставлявших забывать о мирских неприятностях и заботах, под влиянием наконец той всеобщей уверенности, которая распространилась об Антонии, как великом чудотворце, многие из приходивших к нему возвращались назад совершенно в другом настроении.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Антония занимал также иногда вопрос о состоянии душ после их разлучения с телом. Взгляд его на этот предмет можно вывести из рассказа о видениях, бывших ему по этому поводу. По одному из этих видений, диаволы прежде чем пропустить душу человеческую к престолу Всевышнего требуют отчета во всех ее делах от самого рождения человека 204 ; по другому видению, души нечестивых людей после их смерти не допускаются духами злобы к престолу Божию и сбрасываются ими вниз; благочестивые же души напротив ускользают от дьяволов и возносятся кверху на небо 205 . В рассказе о своих видениях Антоний представляет душу «некоторым существом окрыленным» 206 и говорит, что он видел души, летавшие подобно птицам 207 . Души праведных людей переносятся в рай, где и охраняются ангелами, а души нечестивых находятся в аду за свои грехи 208 . Таковы наставления, которые давал Антоний своим ученикам относительно различных истин религии; эти простые, без искусственные наставления Антония значительно различаются от его бесед с языческими философами и арианами, в рассуждениях с которыми он вполне обнаружил всю высоту своего богословского развития. Беседы Антония с философами, свидетельствующие о замечательной тонкости и проницательности его ума, составляют предмет удивления для самого биографа Антония 209 . Рассуждения Антония с философами, как они излагаются св. Афанасием, обнаруживают в нем не только глубокое знание христианства, но также значительное познание египетской и греческой религии с ее мифологией о богах и героях, знакомство с неоплатоническою философией и диалектикою и уменье пользоваться последнею в своих рассуждениях с учеными. Все это тем более удивительно, что Антоний всю почти жизнь провел в уединении и не был знаком с книжной образованностью 210 . И однако, не смотря на это, он нередко изумлял философов своим умом и находчивостью; не раз они, думавшие видеть в Антонии необразованного невежду, уходили от него с другими о нем понятиями. Однажды, говорит Афанасий, пришли к Антонию два языческих философа, думавшие осмеять его. Не дожидаясь их ответов, Антоний спросил их: «зачем они-мудрецы пришли к нему – невежде?» Когда же философы отвечали, что они напротив считают Антония человеком умным, то Антоний продолжал: «если вы шли к человеку неразумному, то напрасен ваш труд. А если считаете меня разумным, то будьте такими же, каков я, потому что хорошему нужно подражать; я же христианин, поэтому и вы будьте христианами» 211 . Философы, сами давшие основание для такого заключения Антония, не нашлись возражать ему и, говорит Афанасий, с изумлением удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Тогда Антоний дозволил прочесть письма и отвечал на них императору и его сыновьям. В своем ответе Антоний похвалил царей за их благочестие, но вместе дал им благоразумные советы «не высоко ценить настоящее, помнить о будущем суде и знать, что Христос есть единый, истинный и вечный Царь; просил также царей быть человеколюбивыми, заботиться о правде и о нищих» 241 . Послание Антония благосклонно было принято при дворе императора. Подобные же наставления давал Антоний и другим лицам, облеченным властью. Зная, что люди бедные, незначительные подвергаются обидам и притеснениям разных должностных лиц на суде, при отбывании разных повинностей и пр., Антоши ходатайствовал за обиженных пред городскими властями и судьями 242 и обличал жестоких начальников. Так судьям он внушал предпочитать всему правду, бояться Бога и знать, что каким судом сами они судят, таким и судимы будут 243 . И наставления Антония, проникнутая искренности, имели благотворное влияние на образ мыслей и поведение многих. Таково было нравственное и богословское развитие, которого мало-помалу достиг Антоний, без всякого стороннего руководителя, при помощи только Свящ. Писания и наблюдения над собою и окружающим миром. Его самобытно развившийся строй понятий и основанная на них его деятельность возбуждали к нему почтение и не оставались без благотворных последствий для лиц даже ученых и занимавших высокое положение в обществе. Но гораздо больше влияния и значения просветительная деятельность Антония имела среди простого народа. Просветительная деятельность Антония сосредоточивалась и имела особенный успех между людьми простыми как из христиан, так и язычников, хотя и люди образованные часто приходили к нему и, подчиняясь его влиянию, делались даже отшельниками 244 . Описывая влияние, которое производил Антоний на народ, Афанасий делает такой восторженный отзыв о нем: «кто, если приходил к нему печальным, не возвращался от него радующимся? Кто, приходя к нему проливающим слезы об умерших, не оставлял своего плача,? Кто, если приходил гневным, не переменял гнева на приязнь? Какой бедный, пришедший к нему в унынии и послушав его и посмотря на него, не начинал презирать богатства, и не утешался в нищете своей? Какой монах, предавшийся нерадению, как скоро приходил к нему, не делался гораздо более твердым? Какой юноша, пришедши на гору и увидев Антония, не отрекался тотчас от удовольствий и не начинал любить целомудрие? Кто приходил к нему искушаемый бесом и не находил себе покоя»? Этот отзыв показывает, насколько было сильно влияние Антония на простой народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010