Трапезная – см.: трапеза. Трапезунд (Трапезунт) – процветающий греческий портовый город в приморской области Понт, на юго-восточном побережье Черного моря (совр турец. Трабзон). Основан выходцами из милетской колонии Синопа во второй половине VII в. до н. э. Пережил свой первый расцвет во времена Римской империи. В 257 г стал одним из главных объектов морского похода готов, которые, переправившись из Боспора, разграбили город и увезли богатую добычу, пленников. Позже Т. вошел в состав Византии и оставался в ней до ее падения под ударом крестоносцев в 1204 г. Известен как место панигиров, важный пункт внешней торговли ромеев, значение которого стало особенно возрастать с конца IX в. В начале XIII в. город пережил свой новый расцвет. Он стал столицей Трапезундской империи Великих Комнинов – государства, созданного по Византии времен модели Комнинов. Эта империя имела интересы в «заморьи» – Таврике, вела торговлю с Востоком и просуществовала до своей гибели в 1461 г. под уда – рами турок-осман, так и не вернувшись в состав Византии. В XIV-XV вв. Т. стал одним из региональных центров поздней византийской культуры. В экфрасисе, посвященном этому прекрасному городу, трапезундец-писатель Иоанн Евгеник сравнивал его с пиршественным столом, дающим пропитание многим и собирающим для ученых бесед выдающихся мудрецов. Т был главным рынком на Черном море, стоял на перекрестке дорог с Кавказа и из Персии. Покровителем города являлся Св. Евгений: его изображали на монетах, печатях, его именем называли детей. Оборонительные стены и рвы окружали Т. на трех уровнях: нижний город с кварталом ремесленников и торговцев; средний город с акведуком, узкими улочками, кафоликоном Св. Евгения Трапезундского, купольными базиликами и многочисленными церквами; акрополь и царский дворец. Разросшийся в XIV в. пригород был окружен широким рвом, что превратило Т. в самый большой город востока Византии. Трапезундская империя – см.: Великие Комнины, Трапезунд, Карпов. Трахи (трахея) – дословно с греч. «неровная»; 1) византийская электровая монета (из сплава золота и серебра) вогнутой, блюдцеобразной (скифатной) формы, какая появилась в обращении после монетной реформы Алексея I Комнина 1091/1092 гг.; 2) номинал из низкопробного серебра – биллонная монета, появившаяся к концу XI в.; к XIII в. содержала ничтожное ко – личество серебра и из-за большой примести меди, олова и свинца (до 95%) имела темный цвет; 3) неровная, вогнутая медная монета, появившаяся в правление Андроника II Палеолога (1328–1341 гг.); 4) медный номинал в Трапезундской империи. См.: Трапезунд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

218, с. 374. См., в частности, 229, с. 104-105. См. гл. 8. «Они изрыгают хулу на нашего брата митрополита». - Послание преп. Сергию, 236, с. 180. 102, II, 13-14. 246, с. 395. Преп. Епифаний, «Житие преп. Сергия», изданное Н. С. Тихонравовым, с. 55-56. 102, II, 14; ср. также 239, с. 462. 246, с. 401. Заманчиво отождествить этих двух протодьяконов с известными византийскими специалистами по русским делам - Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, ср. 233, с. 48-49. Одна из причин этого пробела в том. что в патриаршем реестре нет ни одного акта, относящегося к правлению патриарха Макария (1376-1379 гг.), поставление которого прогенуэзским императором Андроником IV расценивалось как незаконное. Русские историки дебатировали вопрос о том, были ли «сурожане» армянами, греками, итальянцами или русскими купцами, связанными с Сурожем. (В. Е. Сыроечковский, «Гости-сурожане», М., 1935; В. Е. Левченко, «Очерки по истории русско-византийских отношений», М., 1956, с. 525-526; 244, с. 22 и др.). Вопрос о национальности сурожан нам кажется совершенно второстепенным. В летописях вполне определенно описана их политическая роль как генуэзских дипломатических агентов, сторонников татар. 237, с. 109-110; 200, с. ПО. В 1376 году Дмитрий ненадолго овладел Великими Болгарами на нижней Волге. В 1377 году татары разбили небольшую русскую армию на реке Пьяне, но в 1378 крупная карательная экспедиция, возглавлявшаяся одним из приближенных Мамая, была остановлена русскими на реке Воже, к юго-западу от Москвы. Эти сведения о конце патриаршества Филофея содержатся в «Энкомионе», написанном Киприаном («Похвальное слово митрополиту Петру», 249, декабрь 21, стлб. 1643); ср. Приложение 9. Автобиографическое и историческое значение сочинений Киприана о своем предшественнике Петре показано в: 197, с. 236-254, и 173, с. 213-215. Существует по крайней мере две редакции: одна недавно опубликована Прохоровым (233, с. 204-215) и относится, наверное, к 1381-1382 гг., Киприан недолго был в Москве после Куликовской битвы (233, с. 114). Пространная редакция, опубликованная в 249, содержит ссылку на смерть императора Андроника IV (249, стлб 1644) - т. е. на 1385 год, и, следовательно, сделана позднее. Возможно, что ее после 1390 года ввел в употребление сам Киприан. См. перевод пространной редакции Энкомиона в Приложении 9.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

1 Δοσιθου . " Ιστορα περ τν ν Ιεροσολ . πατριαρχευσαντων . Βιβλ . 11. In. fol. Бухарест, 1715. Σ . 1180. 2 Как это видно из самого заглавия Досифеевой истории, пространно изложенного. 3 Μελετου , Μητροπολ . Αθηνν . κκλεσιαστικ Ιστορα . Προλεγμενα . Τ . Ι . Вена, 1783. Σ . 7—10. 4 Троицкий И. Е. Труды архимандрита Андроника Димитракопула//Христ. Чтение. 1873. Т. III. С. 614—615, 622—623, 635. 5 Σαθας . Βιογραφικν σχεδασμα περ το Πατριαρχου Ιερεμου IÏ Παραρτημα . Αθναι , 1870. Σ . 3. 6 Sathas. Bibliotheca Graeca medii aevi. Vol. III. Πρλογος . Venetiis, 1872. Σ . 17. 7 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Σ . 21. 8 Σαθας . Νεοελληνικ φιλολογα . Αθναι , 1868. Σ . 392. 9 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ . Σ . 24, 85. 10 В дальнейшем в нашем введении читатель встретит много голословных указаний, не подтвержденных соответствующими цитатами. Это потому, что если бы все эти указания мы стали подтверждать цитатами (и выдержками из книг), то половина введения состояла бы у нас из цитат, что, однако ж, я считаю педантизмом. Замечу одно: все дальнейшие рассуждения во введении основаны на документах и авторитетных показаниях: те и другие найдут место впоследствии. Здесь же, т. е. во введении, мы ограничимся лишь необходимыми ссылками. 11 См. мои «Очерки истории Греко-Восточной церкви от конца XI до половины XV века». М., 1902 (последнее издание — СПб., 2003). 12 Исх. XI:2; 35—36 — с перифразом блаж. Августина. 13 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Том дополнительный. СПб., 1887. С. 560. 14 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ . Σ . 69. 15 Иванцов Α . Μ ., прот. Первые лекции по истории Христианской Церкви в Московском ун-те. М., 1872. 16 Позволим себе сделать следующее сопоставление. Многознаменательный факт учреждения, по инициативе русского государя, постоянного третейского трибунала в Гааге, — не за тем ли явлен, чтобы положить, по милости Божией, прочное основание для осуществления слов, не всуе ежедневно повторяемых в церквях православно-русских: «Мир мирови Твоему даруй»? Так заявляет себя Православие в нашем отечестве, а не так, как в Православной Греческой церкви, где еще недавно молились буквально такими словами: « Αγιε Βασιλε της δξης πρσδεξαι ... τν πρ το βασιλως σουλταν Απτολ Μετζιτ — χαν (Абдула Меджида-хана), προσωερομνην σοι δησιν ... Ναι , Κριε Θες το ελους ... κραταωσον μν ατν ... τα δ τοτου στρατυματα ενσχυσον , διαλυσον τας χθρας κα στασεις τν πανισταμνων (т. е. русских). (Перевод с греч. см. на с. 153—154 нашего издания. — Ред.) См.: Преосв. Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. III. Отд. 2. СПб., 1892. С. 1081.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Ducang. 148 Беатриче, супруга Вильгельма VI, маркграфа монтеферратского, сына Вильгельма, правителя монтеферратского и фессалоникского, и мать Иоланты или Ирины, второй супруги имп. Андроника, была дочь Альфонса, короля Кастеллы или Испании. Ducang. 149 В вифинский город Прусу (см. Пахим. кн. 7, гл. 11). После же рассуждения, о котором здесь говорится, Векк был отправлен в вифинскую крепость, лежавшую на правой стороне при входе в залив Астакинский и называвшуюся по имени св. Григория. 151 Северо-восточный ветер. На восьмигранной башне ветров, которую выстроил в Афинах Андроник Киррест, он изображен был в виде бородатого старика с полным блюдом оливок в руках. Афинянам он был очень приятен, потому что от него зависел урожай у них оливок. Этот ветер имеет свойство не разгонять, а нагонять облака. Отсюда составилась поговорка: mala ad se trahens, ut Caecias nubes. Hofm. lexic. 153 См. Пахим. кн. 9, гл. 3. 6. Она называлась Риктой, а греки называли Ксенией или Марией. Она была сестра Айтона II, царя Армении, дочь Льва II. Ducang. 155 Протовестиарит был не то же, что протовестиарий. Протовестиарий начальствовал над вестиариями, лицами, на руках, которых был царский гардероб. А протовестиарит заведовал государственной казной и отличался от протовестиария самой одеждой. Meurs. Glossar. 156 Пахимер пишет (кн. 9, гл. 8), что многие, не вынося господства на Крите латинян или венецианцев, оставляли отечество и переходили к императору; получив же от него пристанище и средства содержания, они доставляли грекам верную помощь. Vid. Gloss. med. Graecit. in. v. Προικοι. Ducang. 158 Σφενδοσθλβ . У Пахимера не раз он называется, Οσφενδοθλβος, а латиняне это имя переделывают в Венцеслава. Ducang. 160 Димами – δμοι назывались иногда ступени ипподрома, на которых обыкновенно садились δμοι или толпы народа. Boivin. Читать далее Источник: История ромеев=Ρωμακ στοα/Никифор Григора ; [пер. с греч. Р.В. Яшунского]. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2014-2016. (Quadrivium : издательский проект)./Т. 1. : Книги I-X. - 2017. - xxxvii, 433 с. : ил.; ISBN 978-5-7164-0711-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В старинных обителях звоны передавались, вероятно, по традиции от одного поколения звонарей к другому. Так сохранился до наших дней знаменитый малиновый звон в Ростове Великом. Если судить по цитированным обиходникам, подобная традиция существовала и в Троицкой лавре, выработав здесь своеобразные звоны так же, как создались здесь своеобразные церковные напевы. Но и та и другая традиция в лавре угасла. Забвение прекрасных старинных лаврских распевов происходит на наших глазах, заменяясь безвкусным, решительно нецерковным, каким-то оперным пением; преемственность колокольной музыки начала порываться, вероятно, в прошлом веке, может быть в связи с тем, что в конце XVIII и начале XIX столетий много старых колоколов в лавре были перелиты или заменены новыми. И сейчас лаврские звонари при «звоне во вся» 301 исполняют красивые, звучные и богатые ритмические узоры на своих колоколах. Но в характере их звона нет ничего своеобычного. Такой звон или подобный каждый слышал с колоколен хороших церквей Москвы. Жаль, когда исчезают плоды творчества прошедших поколений, жаль в особенности, когда исчезают такие создания, не материализировавшиеся в вещественную оболочку, как пение или звон колокольный. Разрушенные здания оставят следы в фундаментах, которые через тысячелетия будут открыты и изучены археологами, как в Микенах или Вавилоне; исчезнувшие книги подадут о себе весть в цитатах – скольких мыслителей древности мы знаем только по выпискам из них, сохраненным другими авторами. Но звук колокольный, прогудев, растает в воздухе, и эхо не повторит его через века. 278 В приложении публикуется сборник «Троице-Сергиева лавра», подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины Троицкой лавры в 1919 г. Тираж книги был уничтожен до выхода из типографии, остатки несброшюрованного тиража несколько лет хранились в лаврской библиотеке. В настоящее время сохранилось лишь несколько экземпляров книги. Отдельное издание см.: Троице-Сергиева лавра. М.: Индрик, 2007. 280 Авторская неточность: Юлий Африкан (160–240) никак не мог свидетельствовать о картине трех Странников в 314 г. По свидетельству Георгия Синкелла (Ecloga chronographica/Ed. A. A. Mosshammer. Leipzig, 1984. P. 123), Африкан рассказывал о том, что Мамврийский дуб «вырос, как говорят, из посоха одного из странников, принятых Авраамом». Что касается 314 г. и возможных ассоциаций, то в начале IV в. император Константин в послании к палестинским епископам велел прекратить языческий культ, который весьма пышно справлялся около дуба, почитаемого равно и язычниками, и иудеями, и христианами. По приказу Константина рядом с дубом была возведена базилика, а языческие изображения («идолы») и алтарь уничтожны. Но в источниках, описывающих эти события, не упоминается об изображении явления трех Странников. Подробнее см.: Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft/Neu bearb. von G. Wissowa und W. Kroll. 27. Halbband. Stuttgart, 1928. Sp. 962–965. –А. Г. Дунаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Evagr. Hist. Eccles. lib. IV, cap. 23. Это известие находится в житии преподобного Стефана под 28 ноября, которое в славянском переводе почти слово в слово помещено и в нашем Прологе под тем же числом. В росписи Льва под числом 61, а в росписи Андроника под числом 72. В последнем случае притом замечено: Alaniae Metropolis post sexagesimum secundum ad septuagesimum quartum (ad marg. LXXIII) evenit. Corp. Hist. Byz., XXIII, pag. 326 et 346. Venet. Ibidem pag. 347; Снес. Oriens Christian. 1, pag. 1349, и в начале этого тома карту. Paris 1740. В своих толкованиях на это 28 правило Халкидонского Собора. Впрочем, не станем намеренно прикрывать неопределенности сего последнего доказательства, чтобы не показаться пристрастными к своему мнению. Сарматы, принявшие начатки веры еще при Константине, имевшие епископов при Кирилле Иерусалимском и перевод Священного Писания (вероятно, некоторых лишь чтений) при Златоусте, могли, конечно, быть те самые, которые обитали в своей прародине между Доном и Каспием; но могли быть и другие, перешедшие еще в I в. из-за Дона в черноморские пределы России и здесь кочевавшие в последующие века до самого Дуная. При всем том опустить вовсе это доказательство мы сочли несправедливым, потому что, может быть, оно относится именно к сарматам задонским, а не черноморским, или к тем и другим вместе. Свод этих известий можно найти в Историко-Критич. исследованиях Морошкина о руссах и славянах в главах: Россия Алаунская, Россия Поволжская и Хозары. СПб. 1840 г. См. выше примеч. 203. Русский Историч. Сборник, издав. Обществом Истор. и древн. Российск., том. 4, стр. 349. Москва 1810. См. выше примеч. 202. По свидетельству Балазория (892 г.). D " Ohson — Des peuples du Caucase, cap. 16, 25, 64, 179. Журнал Министер. Народн. Просвещ. 1835, Февр. стр. 250. Mosis Choronensis, Hist. Armen. lib. II, pag. 183; Истор. Государ. Рос. Карамзина 1, стр. 40–42, примеч. 90, СПб. 1818; Маяк 1842, том. V, 9, матер. стр. 18–26, и том. VI, матер. стр. 20–34. Волжские Булгары, в Библиот.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

408–418). Вообще политика Андроника была совершенно противоположна Мануиловой. Латинян он терпеть не мог, обращался с ними презрительно (там же, стр. 377), называть их сапожниками и др. именами (стр. 400); войска, состоящего из итальянцев, не имел: богословских споров не любил (там же, стр. 417). 70 Innocent. Regesta, lib I et lib. II. См. Сост. прав. ц. в имп. греч. во врем. влад. латинян в Константинополе, в приб. к Тв. Св. Отц.. ч. XVI. 71 Сюда без сомнения принадлежала большая часть тех людей, которые с таким жаром спорили об исхождении Св. Духа, считая этот пункт единственным пунктом разногласия между церквями, как, наприм., Анзельм, Гроссолан, Евстратий Никейский и др. 72 Из западных первый взгляд, – взгляд Василия Ахридского разделял св. Бернард. «Ego addo – писал он – et de pertioada Graecorum, qui nobiscum unt at non sunt, juncti tide, pace divisi, Quamquaui et In fide claudioaverunt a semitis reclis» (Annal. Baron, ad an. 1155 n. 35. 73 В Achery Specileg., lib III и VIII. См. Allg. Gesch. der Christl. Relig. und Kirche von Neander, zweit. Band, II Abtheil, s. 620– 621, Gotha 1856. 77 За взятие его венецианцы отлучены были папою от церкви, а крестоносцам пришло от павы строгое приказание немедленно спешить в Палестину, не сворачивая ни вправо, ни влево, как выражался папа. Поведение крестоносцев, а всего 6олее венецианцев серьёзно не нравилось папе; да и между самими крестоносцам много было людей, которые противились завоеванию Зары, христианского города. – Fleury. Hist. Eccl. an. 1202, n. XLVII, XLVIII, L. Мишо. Ист. хр. пох., m.III, стр. 130–141. 78 В первый раз они были пред самым отправлением крестоносцев в Зару. Но еще ранее, в 1203 г., сам Алексей Ангел был лично в Риме у папы Иннокентия III и в Венеции, с письмами от Филиппа и от папы (Виз. ист. Ник. Хон., т. II, стр. 272–273). Что содержало папское письмо, данное Алексею, неизвестно. 79 Мишо. Ист. хр. пох., т. III, стр. 130 – 141. Hist. Eccl. Fleury, an. 1202, n. XLIX. Восстававшие против осады Зары, между коими преимущественно отличался аббат Де-во-де Серие, сильно противились походу в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   Ованнеса Мамиконяна цитирует Болотов. Лекции. С. 88.    Дата собора оспаривается, но самая вероятная 632—633 гг.    Chron. XI. Ed. cit. Il, 411—412.    Ср.: Duchesne. L " Eglise. P. 397—398; Brehier L. Ed. cit. P. 115—116; Prend. The Rise. P. 347.    Предпринимались апологетические попытки доказать постоянное «православие» маронитов, но невозможно всерьез оспаривать современное согласие ученых относительно первоначального монофизитства маронитской общины и ее моноэнергизма в период между VII и XII столетиями.    Житие Вениамина, входящее в «Историю Патриархов» Севира Асмунейнского (ed. cit. выше, прим. 22), является одним из важнейших исторических источников для истории христианского Египта этого периода.    См. выше.    Хотя персы не совершали насилия над монофизитским патриархом Андроником, многие копты были убиты оккупантами. Кроме того, коптам не нравилось сотрудничество с персами многочисленного еврейского населения Египта (ср.: Butler. The Arab Conquest. P. 80—82).    Феофан. Chron., ed. De Boor. P. 330.    Севир Асмунейнский. Op. cit. P. 489—492.    Butler. Op. cit. P. 184—193, 274.    В науке XIX в. существовала некоторая путаница относительно личности аль-Мукавкас, упоминаемого арабскими текстами в связи с завоеванием Египта. Независимо и точно установил его личность В. Болотов, умерший в 1900 г., статья которого по этому вопросу была опубликована посмертно (ср. Лекции. С. 68—73) и Butler A.J. (op. cit., впервые опубликованное. Oxford, 1902. P.137 ff.).    Письмо включено в Деяния Шестого собора (MansiXl. Col. 561—564A).    Mansi XI. Col. 565. Ср. подробный анализ текста у Hefele-Leclerq. Histoire des Conciles. III, 1. P. 339—341; ссылка, разумеется, на Псевдо-Дионисия Ареопагита.    Mansi., Op. cit. Col. 564A; ср. письмо Кирилла в Acta conciliorum oecumenicorum 1, 1, 4. P. 15—20.    Этот эпизод сообщается святым Максимом Исповедником в его Письме Петру, написанном в 643—644 гг. (PG 91. Col. 143C).    Mansi XI. Col. 536C.    О жизни Софрония и, в частности, об идентификации его с «Софистом» см.: Vailhé S. Sophrone le Sophiste et Sophrone le Patriarche//Revue de l " Orient Chrétien. 7, 1902. P. 360—385; 8, 1903. P. 32—69, 356—387. Фундаментальное исследование S. Vailhé было развито и продолжено Ch. von Schöbern. Sophrone de Jerusalem, Vie monastique et confession dogmatique. Paris, 1972. См. также: ωαννης Μσχος κα Σωφρνιος σοφιστς κα πατριαρχης εροσολμων,» Να Σιν 13—14 (1913—14) и особенно Chadwick Η. John Moschus and Sophronius the Sophist//Journal of Theological Studies. 25, 1974. P. 41—74.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

19 - Лермонтов в романтическом ключе противопоставляет Ольгу и Вадима как ангела и дьявола, а свое рассуждение на эту тему заканчивает следующим риторическим вопросом: «Впрочем, разве ангел и демон произошли не от одного начала?..» (4, 20). 20 - Напомним, что кузнец Вакула у Гоголя дважды изобразил черта в притворе своего храма, но первый раз он изобразил в смешном виде, а второй раз в отвратительном - так, что люди плевались на это изображение. Видимо, изображение, которое вызвало у Вадима такие мысли, было совсем другого характера. Заметим, что «Ночь перед Рождеством» Гоголя была впервые опубликована в 1832 году, а это начало работы Лермонтова над «Вадимом». 21 - Это наблюдение Лермонтова о неповторимом сочетании солнечного и лампадного света на иконных окладах или ризах не осталось единственным в русской литературе; позже об этом с восхищением писали многие писатели и поэты от Достоевского до Шмелева и Цветаевой. 22 - Лермонтов одним из первых в XIX веке изобразил иконостас храма в художественном произведении (роман «Вадим» - 1832-1834 гг.). Несколько позже иконостасы «вписали» в свои произведения Гоголь и Полевой. Лермонтов имеет в виду конкретный иконостас уже упоминавшегося Нижнеломовского монастыря. О его роли в пугачевском восстании см.: Андроников 1977: 115-116. 23 - Это стих из Евангелия в церковнославянском переводе (см.: Мф. 11: 28). Можно обратить внимание на две неточности в цитате: в Священном Писании говорится «вси труждающиеся и обремененные» и «упокою» (успокою - в русском переводе). Эта деталь страницей ниже опять появляется в романе и используется для характеристики Вадима: «С горькой, горькой улыбкой Вадим вторично прочел под образом Спасителя известный стих: приидите ко Мне вси труждающиеся и Аз успокою вы! что делать! - он верил в Бога - но также и в дьявола!» (4, 53). Здесь точно сформулирована одна черта демонических героев Лермонтова: они верят в Бога, но с особой силой в дьявола, поскольку чувствуют на себе его «руку», его власть. Они как бы забывают просить помощи у Бога, который может их избавить от любого дьвольского наваждения, и с удовольствием, а часто со страстью отдаются во власть демонических сил, со временем духовно опустошаясь и становясь игрушкой этих сил. В такой позиции героев Лермонтова проявился древнейший дуализм, свойственный манихейству, а позже на славянских землях - богомильству, для которых Бог и сатана - равновеликие силы, и человек, «попавший в лапы» к дьяволу, никак не может вернуться к Богу. И мучение героев Лермонтова происходят оттого, что они, вольно или невольно служа дьволу, не могут забыть о Боге.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

Это сочинение описывает события бурного царствования Михаила VIII с его собственной точки зрения и потому представляет значительный интерес для составления суждения о его личности. Также типикон Михаила VIII монастырю Архангела на горе Авксентия содержит во введении некоторые сведения о жизни императора 987 . Попытка привести здесь обширную греческую и латинскую литературу по вопросу унии увело бы нас слишком далеко. Также здесь не могут быть детально рассмотрены документы, относящиеся к данному отрезку времени. Об императорских документах см.: Dölger . Regesten. Bd. Ill (1204–1282); о прочих см. главу об источниках следующего раздела. Специально следует упомянуть простагму Михаила VIII от ноября 1272 г., которая регламентирует права коронованного соправителем Андроника и содержит важные сведения по внутренней истории Византийской империи 988 . 1. Возникновение новой системы государств Общая литература: Gerland . Lateinisches Kaiserreich; Miller . Latins; The Empire of Nicaea and the Recovery of Constantinople//CMH, IV. 1923. P. 478–516; Greece and the Aegean under Frank and Venetian Domination (1204–1571)//Ibid. P. 432–477; Essays on the Latin Orient. Cambridge, 1921; Longnon . Empire latin; Kretschmayr . Venedig. Bd. I-II; Diehl . Venise; Heyd . Commerce du Levant. Vol. I; Gardner . The Lascarids; Андреева . Очерки; Μελιαρκης. στορα; Ρομανς Ι. Περ του Δεσποττου τς περου. Κρκυρα, 1895; Nicol D.M. The Despotate of Epiros. Oxford, 1957; Fallmerayer J.Ph. Geschichte des Kaisertums von Trapezunt. München, 1827; Miller W. Trebizond, the Last Greek Empire. London, 1926; Успенский Ф. Очерки из истории Трапезундской империи. Л., 1929; Vasiliev A. The Foundation of the Empire of Trebizond//Speculum. 11 (1936). P. 3–37; Runciman . Crusades. Vol. III. Редко в истории проводились более последовательные мероприятия, чем раздел поверженной Византийской империи. На основании договора, заключенного крестоносцами и венецианцами в марте 1204 г. под стенами Константинополя, была предпринята попытка создать новую систему государств на греческом Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010