892 Иконография иконы могла синтезировать оба изображения, как это, по-видимому, произошло с известным византийским образом Христа Халке (Χαλκτης), соединившего в своей композиции мозаичную икону на вратах Халке и драгоценный Крест, установленный иконоборцами на месте ее разрушения. После победы иконопочитания оба изображения были сгруппированы в один ансамбль. Мозаичную икону могли соединить с орудиями Страстей так, что ветви его образовали крещатый венец вокруг головы Иисуса, и отсутствие нимба лишь усиливало его восприятие. См.: Mango С. The Brazen House: A Study of the Vestibule of the Imperial Palace of Constantinople. Copenhagen, 1959, p. 108–142, 170–174. См. также: RBK. 1966. Bd. 1. Sp. 966–1047. Последние исследования, посвященные конструкции врат и иконе Спаса: Tognazzi Zervoù I. Propilei e Chalké, ingresso principale del Palazzo di Constantinopoli//Bizanzio e l’Occidente: arte, archeologia, storia. Studi in onore di Fernanda de Maffei. Roma, 1996, p .42–43; Speck P. Τα τηδε Βατταρισματα πλανα. Überlegungen zur Aussendekoration der Chalke im Achten Jahrhundert//Studien zur byzantinischen Kunstgeschichte. Festschrift für Horst Hallensleben zum 65. Geburtstag. Amsterdam, 1995. S. 211–220. Cp.: Cm. Auzépy M. F. La destruction de l’icone du Christ de la Chalké par Léon III: propagande ou réalité? 11 Byzantion 60 (1990), p. 445–492. Подробнее об иконографии см.: Шалина И. А. Византийский образ Спаса оплечного и иконография Христа Халке (в печати). 893 Банк А. В. Прикладное искусство в Византии IX–XII вв. М., 1978, с. 91–92, рис. 75. Любопытно, что в данном случае крест за головой Христа имеет лишь вертикальное древко, – не отражает ли оно конструкцию для подъема плащаницы? М. В. Седова допускает, что появление этой группы предметов в Новгороде можно связывать с летописным известием 1186 г. о приходе в Новгород внука Андроника Комнина – Алексея, родственника грузинской царицы Тамары, при дворе которой он пребывал долгое время после изгнания из Константинополя в 118 5 г. СедовА.М. В. Паломнический комплекс XII в. с Неревского раскопа//Новгородские археологические чтения. Мат. науч. конф., поев. 60-летию археологического изучения Новгорода и 90-летию со дня рождения основателя Новгородской археологической экспедиции А. В. Арциховского. Новгород, 1994, с. 90–91. Заманчивым было бы видеть в легендарной ставротеке «царицы Тамары» реплику константинопольского памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1599 Об этом говорит сам Григорий в похвальном слове. «Отыде доброта она, яже паче солнечных зарей, вам же и нам найсладчайшаа; братиа бо вам есмы отлучшии (наилучшие), понеже и отец ваш (т. е. Киприан), ижь плачю нам предлежит вина, брат беаше нашему отцю». Ibid. стр. 29. 1600 Цамблак называет Евфимия в похвальном слове Киприану «своим» по отношению к последнему: «Поне-же бо Бог на пути тому (Киприану) оскорбитися попусти (разумеется ограбление Киприана), благоволи тому во отечествии тако прославитись и утешити того желающая сердца, и самому исполнитись неизглаголанныа радости, видевшу свое отечество тако пранимо, яко многым похвалам достойно бяше, своего ж и великаго Евфимия, таковая кормлениа држаща». Ibid. стр. 27–28. Памятником близких отношений Киприана и Евфимия осталось послание последнего «к Киприану мниху, живущу во святей горе Афоньстей»: под этим мнихом Киприаном нетрудно узнать нашего Киприана, который также жил на Афонской горе (Сравн. архим. Леонида «Киприан до восш. на Моск. митрополию», Чтен. 1867, кн. II, стр. 15–19). 1601 Так назывался у Византийцев высший судья, которому судебные следователи и подчиненные судьи должны были доносить о личностях истцов, их числе, о качестве исков и преступлений и т. п. См. Dignitatum ас functionum Palatii Explanatio в Париж. изд. Истории Кантакузена, ч. I. Впрочем, как показывают факты, на этого чиновника иногда возлагались и другие обязанности, даже военные. По Дюканжу, παπας и μγας παπας был дворцовый кастелян. См. Du Cange, Grossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis, t. I, col. 1101. 1602 Один из трех сыновей импер. Андроника старшего от его второй жены, Ирины. См. Lebeau, Histoire du Bas-Empire, Paris 1835, t. XIX p. 488. 1604 Ioannis Cantacuzeni Historia, pars I, lib. II, cap. XXII, p. 267–269, Парижское издание MDCXLV. Сравн. Lebeau, t. XIX p. 425 и след. 1606 Ibid. cap. XXVII p. 284. Указанная война греков с Александром Срацимиром была в 1332 г. при Андронике младшем. Сравн. Lebeau, du Bas-Lmpire t. XIX p. 447–451.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Muesameret uel-ahbar. Mogollar zamaninda Tuerkiyc selcuklulan tarihi/Mukkademe ve hasiyelerle tashin ve nesreden... O. Turan. Ankara, 1944. S. 75–77; Ibn Bibi. Tavarih-i al-i Saidjuk/Histoire des Seldjoucides Asie Mineure. D’apres abrtge du Seldjouknameh Ibn Bibi. Texte persan, public apres le Ms. de Paris par M. Th. Houtsma//Recueil de textes relatifs a histoire des Seldjoucides. Vol. IV. Leide, Brill. 1902. S. 296–298; Histoire des Seldjoucides Asie Mineure par un anonyme/NeS. F. Uzluk. Ankara, 1952. S. 53 [перс. текст] ­­ S. 35 тур. пер.; Nicephorus Gregoras. Byzantina historia graece et latine/Cura L. Schopeni. Bonnae, 1829. Vol. I. P. 99. 21–101.19; Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. I. С. 62–63,190–192, 203, 662; Wittek   P. Yazijloghlu Ali on the Christian Turks of the Dobruja//BSOAS. 1952. Vol. 14. S. 656. 145 Тимена ( Θυμαινη) – старый город в Пафлагонии, известный еще Арриану и Птолемею. О локализации этого места на побережье в 16 км к северо-востоку от Джиде см.: Beike К. Ор. cit. S. 274–275. Э. Захариаду верно подметила, что Пахимер в данном отрывке не полностью передал маршрут Мас’уда. В другом месте он пишет: о εξ εκεινου Μεληκ τον Ευξεινον διαπεραιωθεις προς Κασταμονα ... γινεται...– «С того времени (имеется в виду смерть в Крыму Изз ад-Дина Кей-Кавуса II) Мелик, переправившись через Евксин, пришел в Кастамону». Pachym. II. Р. 611.20–21; Zachariadou E.A. Pachymeres on the ‘Amourioi’ of Kastamonu. P. 58. N 5. 146 Так Пахимер называет монголов, в данном случае – державу Ильханов. См.: Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. II. S. 329. 147 Ильхан Аргун (1284–1291). См.: Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. II. S. 71; PLP. Fasz. I. N 1237. S. 115. 149 А. Лайу датирует поездку Андроника II Палеолога (1282–1328) 1290–1293 гг. (Laiou A. E. Constantinople and the Latins... P. 79); Э. Захариаду также показала, что визит «Мелика Масура» следует относить именно к этому периоду. Zachariadou EA. Pachymeres on the ‘Amourioi’ of Kastamonu.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые особенности исторической мысли поздней Византии//Культура Византии. XIII-nepbaя половина XV в. М. 1991. С. 281; Бибиков М.В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 235–239; Failler 4, Introduction//Pachym. 1. P. XIX-XXIII; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiiner. Munchen, 1978. Bd. I. S. 457; Arnolds O . Pachymeres – a Byzantine Humanist//The Greek Orthodox Theological Review. 1966–1967. Vol. 12 P. 161–167. 137 Битва при Вафии произошла 27 июля 1302 г. См.: Schmid P. Zur Chronologie von Pachymeres’ Andronikos L. II-VII//BZ. 1958. Bd. 51. S. 85; Laiou A.E. Constantinople and the Latins. The Foreign Policy of Andronicos II, 1281–1328. Cambridge (Mass.), 1972. P. 91; Doelger F. Regesten der Kaiserurkunden des Ostroemischen Reiches. 565–1453. 4. Teil: Regesten von 1282–134L Muenchen; Berlin, 1960. N 2244. S. 37; Beldiceanu I, Les debuts: Osman et Orkhan//Histoire de Empire Ottoman. Sous la direction de R. Mantran. P., 1992. P. 19; PLP. Fasz. 9. N 21013. S. 2. 138 Ατμαν. Имеется в виду Осман (1281–1324), сын Эртогрула. См.: Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. В., 1958. Bd. II. S. 79, 214–215; PLP. Fasz. 9. N 21013. S. 2. 139 Пахимер употребляет здесь так называемый «анаколуф» – внезапное изменение синтаксической конструкции предложения. Фраза имеет вид: Μινος γαρ Ανθεστηριωνος εικοστη και εβδομη περι που τον Βαφεα ( χωρος δ ουτος περι την θαυμαστ ην Νικομηδεια) Ατμαν συναμα τοις αμφ αυτον εις χιλιαδας πλειστας ποσουμενοις επιστας αιφνης μαλλον μεν ουν– α λλ αναληπτεον τον λογον αρχηθεν. 140 Подробное обоснование правомерности такого перевода будет дано в статье «Восстание в Кастамону в 1291–1293 гг.» (см. примеч. 3). 141 Пахимер здесь следует старой византийской традиции называть тюрок «персами». Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. II. S. 252–254. Разумеется, «настоящие» персы в Анатолии были, но они, как правило, не составляли военного слоя (выступая чаще как администраторы). 142 В издании стоит: Μασουρ. Pachym. II. Р. 327.17. В рукописях ватиканской (Vatic.-Barberin.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великие Комнины – династия правителей Трапезундской империи, образовавшейся после захвата Константинополя крестоносцами на южном побережье Черного моря (1204–1461 гг.). Основателями династии стали Алексей и Давид, внуки византийского василевса Андроника I Комнина (1183–1185 гг.). Считается, что Херсон и Готия в «заморье» после падения Константинополя стали подчиняться именно Трапезунду. В XV в. В. К. через династический брак породнились со знатью княжества Феодоро. Великий андумиаст – военный генеральный интендант, помощник великого доместика в поздневизантийской армии. Великий доместик – название главнокомандующего императорской армией в эпоху Комнинов. Ранее это лицо называлось доместиком схол. В последние века существования Византии – глава правительства. Великий друнгарий – командующий императорской дворцовой стражей – виглой. Мог быть назначен василевсом командующим армией. Великий друнгарий стражи – представитель высшего командования в поздней Византии, в чьи обязанности входила охрана военных лагерей. Великий дука флота – мегадука, главнокомандующий византийским флотом. Этот титул появился в конце XI в., когда под командование В. Д. находилась также и сухопутная армия, а непосредственное руководство флотом осуществлялось великим друнгарием. См.: дука (7). Великий логофет – глава византийского правительства в поздней Византии. Титул, введенный в конце XI в., был особенно в ходу в XIII в. и позднее заменен титулом великого доместика. См.: логофет. Великий шелковый путь – основной маршрут, по которому с первых веков н. э. и в течение Средних веков осуществлялась торговля шелком между восточными провинциями Римской империи, а затем Византией и Китаем. Вел через Согдиану, Персию и перевалы Кавказа к Черному морю. Великий этериарх – см.: этериарх. Великое переселение народов – активное, массовое передвижение во второй половине IV – первой половине VII вв. германцев (готов, вандалов, франков и пр.), гуннов, славян, сарматских и других племен на территорию Римской империи, что способствовало ее крушению, падению рабовладельческого строя, рождению раннефеодальных отношений и варварских государств на территории западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

667 Житие Вениамина, входящее в «Историю Патриархов» Севира Асмунейнского (ed. cit. выше, прим. 22), является одним из важнейших исторических источников для истории христианского Египта этого периода. 668 См. выше. 669 Хотя персы не совершали насилия над монофизитским патриархом Андроником, многие копты были убиты оккупантами. Кроме того, коптам не нравилось сотрудничество с персами многочисленного еврейского населения Египта (ср.: Butler. The Arab Conquest. P. 80—82). 670 Феофан. Chron., ed. De Boor. P. 330. 671 Севир Асмунейнский. Op. cit. P. 489—492. 672 Butler. Op. cit. P. 184—193, 274. 673 В науке XIX в. существовала некоторая путаница относительно личности аль-Мукавкас, упоминаемого арабскими текстами в связи с завоеванием Египта. Независимо и точно установил его личность В. Болотов, умерший в 1900 г., статья которого по этому вопросу была опубликована посмертно (ср. Лекции. С. 68—73) и Butler A.J. (op. cit., впервые опубликованное. Oxford, 1902. P.137 ff.). 674 Письмо включено в Деяния Шестого собора (MansiXl. Col. 561—564A). 675 Mansi XI. Col. 565. Ср. подробный анализ текста у Hefele-Leclerq. Histoire des Conciles. III, 1. P. 339—341; ссылка, разумеется, на Псевдо-Дионисия Ареопагита. 676 Mansi., Op. cit. Col. 564A; ср. письмо Кирилла в Acta conciliorum oecumenicorum 1, 1, 4. P. 15—20. 677 Этот эпизод сообщается святым Максимом Исповедником в его Письме Петру, написанном в 643—644 гг. (PG 91. Col. 143C). 678 Mansi XI. Col. 536C. 679 О жизни Софрония и, в частности, об идентификации его с «Софистом» см.: Vailhé S. Sophrone le Sophiste et Sophrone le Patriarche//Revue de l " Orient Chrétien. 7, 1902. P. 360—385; 8, 1903. P. 32—69, 356—387. Фундаментальное исследование S. Vailhé было развито и продолжено Ch. von Schöbern. Sophrone de Jerusalem, Vie monastique et confession dogmatique. Paris, 1972. См. также: ωαννης Μσχος κα Σωφρνιος σοφιστς κα πατριαρχης εροσολμων ,» Να Σι ν 13—14 (1913—14) и особенно Chadwick Η . John Moschus and Sophronius the Sophist//Journal of Theological Studies. 25, 1974. P. 41—74.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

90. Ивер. Инкрустированная дверь 1589 г. Предметы церковной утвари на Афоне, исполненные мелкою резьбою, чаще всего ажурным, прорезным способом, чрезвычайно многочисленны, но, за немногими исключениями, или ограничены простейшею орнаментациею, выполненною по шаблонам, или же не принадлежат к собственным греко-восточным работам, как, например, известные хоросы, исполнявшиеся в Германии. Большинство дверей и врат церковных, как равно: кафедр, налоев и вообще предметов церковной утвари из дерева, украшено инкрустациею по греко-восточному (см. рис. 90) способу штучным набором из деревянных шашек, пластинок перламутра, кости и пр., что дает богатый материал для истории кустарной промышленности на Балканском полуострове с XVI века до последнего времени. 109 Rohault de Fleury, Messe, IV, p. 175 сообщает рисунок афонского потира XVII в., сообщенный автору кн. Г. Г. Гагариными 110 Вполне отвечает тексту описи Патмоса:ποτριον λιϑριν ασπιν μαρον ργυρδετον,, Bysant. Zeitschr 1892, p. 518 111 Как Дарсел не отнес к западному искусству серебряную чашу собрания Базилевского, ныне в Срв. отд. Имп. Эрмитажа, с фантастическими фигурами, бывшую на всемирной выставке в Париже 1876 г.: Gonse, L. Les Beaux Arte de l’Exp. Univ., P., 1679, II p. 222. 112 См. кроме таблиц изд. Оганьи Tesoro di San Marco, текст Пазини, стр. 55, также в атласе Rohault de Fleury, Messe, pl. 297, 299,309, 315, 317, 319, 320,321 – 322, равно: Русские Древности, рис. 109. Преосв. Порфирий, ibid. II, 2, р. 30–33, ввиду монограммы, называющей Мануила деспотом, считает, что потир сделан до воцарения в 1391 г., а вкладом был сына Андроника, на основании списка вкладов 1570 года. 113 Аналогические памятники, хотя бы и древнийшие, нуждаются еще в исследовании, и мы только, на всякий случай, укажем, что к тому же роду может быть отнесена чаша, орнаментированная сходно с чашею Руссика (см. ниже), с изображением Агнца, лежащего на престоле, и надписями вокруг всего блюда и в листьях внутреннего диска: истолкователи видят символическое указание на то, что сочинитель блюда Петр Хрисолог предлагает с Сыном чтить и Мать Его: S. Pastritii, Ратепае argenteae mysticae Divi Petri Chrysologie descriptio, Romae, 1706, pag. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Гости салона Загорскиных пытаются объявить Владимира Арбенина сумасшедшим задолго до того, как он под влиянием жестоких разочарований и ударов впадает в безумие. Изменившая Владимиру Арбенину Наташа Загорскина готова поддержать эту клевету: «как хотеть, чтоб сумасшедший поступал как рассудительный человек», – заявляет она (сцена XII, стр. 267). О связях драмы «Странный человек» с комедией «Горе от ума» Грибоедова см. книги: Н. Л. Бродский. М. Ю. Лермонтов. Биография, т. 1. Гослитиздат, М., 1945, стр. 289; В. А. Мануйлов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Серия «Русские драматурги», «Искусство», М.-Л., 1950, стр. 96; Ираклий Андроников. Лермонтов. Изд. «Сов. писатель», М., 1951, стр. 51–53. (4) «А бывало, помню (ему еще было 3 года), бывало, барыня… начнет играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слезы по щекам так и катятся!..». Лермонтов воспроизводит здесь действительный факт своей жизни. В раннем детстве его волновала и до слез трогала музыка. В тетради VI в 1830 году Лермонтов записал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» (см. т. VI настоящего издания). (5) Сцена IV. В этой сцене отразились университетские впечатления М. Ю. Лермонтова. Характеризуя Москву, В. Г. Белинский впоследствии специально останавливался на огромном значении Московского университета в жизни Москвы и всей России (Белинский, т. 9, стр. 229). Лермонтов учился в Московском университете в одно время с Белинским, Станкевичем, Герценом, Огаревым, Сатиным, Сазоновым, С. Строевым, Гончаровым и другими в пору, когда в широко распространенных студенческих кружках горячо обсуждались философские, социальные, политические и литературные проблемы. Один из таких кружков изображен Лермонтовым в сцене IV «Странного человека». Писатель воспроизвел здесь особенности своего студенческого окружения, группы молодежи, которая в высшем обществе Москвы получила прозвание «la bande joyeuse» (см.: Н. Л. Бродский. Лермонтов-студент и его товарищи. Сб. «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова». Гослитиздат, М., 1941, стр. 40–76; Н. Л. Бродский. М. Ю. Лермонтов. Биография, т. 1. Гослитиздат, М., 1945, стр. 278–296). Вполне вероятно, что в лице студента Заруцкого Лермонтов изобразил своего товарища А. Д. Закревского, весельчака, остроумного собеседника, страстного любителя поэзии Лермонтова. Закревский живо интересовался историей и свои общественные идеалы выразил с наибольшей полнотой в статье «Взгляд на русскую историю» («Телескоп», 1834, ч. 17, стр. 489–504, подпись «А. З.»). В этой статье он защищал идею национальной самобытности России и ее высокой исторической миссии. Особенное значение он придавал Отечественной войне 1812 года в русской истории: «1812 год есть начало самобытной, национальной жизни России», – писал он («Телескоп», 1834, ч. 17, стр. 490). Ср. заключительный монолог Заруцкого в сцене IV.

http://predanie.ru/book/221037-maskarad-...

II, стб. 617 (1180 г.); «помилуй мя, сыне великого царя Владимера», – писал своему адресату Даниил Заточник – Слово Даниила Заточника (указ. изд., стр.11); волынский Роман Мстиславич «бе царь в Роуской земли» (ПСРЛ, т. II, стб. 808); в битве на Руте воины славили Изяслава Мстиславича, «яко царя и князя своего», – стб. 439 (1151 г.); когда он умер, то «плакася по нем вся Руская земля и вси чернии слобуци, яко по цари и господине своем», – стб. 469 (1154 г.). 395 ПСРЛ, т. II, стб. 711 (1199 г.): «великыи князь Рюрик кюр Василий»; НПЛ, стр. 50 (1209 г.); «Кюр Михаил побеже переди ис Пронска»; ср. ПСРЛ, т. II, стб. 524 (1165 г.): «Прибеже ис Царягорода братан царев кюр Андроник»; о Фридрихе Барбароссе «царь немецкий» – стб. 667. 396 В «Слове о законе и благодати» Илариона. – «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1894, стр. 59. 397 Суздальский Юрий Долгорукий предлагал волынскому Изяславу Мстиславичу мировую, требуя себе доли – «причастья» в «Русской земле» за согласие уступить тому киевский стол («а ты седи царствуя в Киеве») – ПСРЛ, т. II, стб. 380 (1149 г.). 399 А. И. Неусыхин. Исторический миф третьей империи. – «Ученые записки МГУ», вып. 81. М., 1945, стр. 55 – 116; Н. Ф. Колесницкий. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII b.). М., 1959. 400 См. С. В. Бахрушин. Держава Рюриковичей. – ВДИ, 1938, 2 (3), стр. 88 – 98; А. Н. Насонов. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; ср. наши соображения о структуре Древнерусского государства: ВИ, 1951, 2, стр. 58; 1953, 8, стр. 167; 1954, 1, стр. 122 – 123; «Вопросы формирования русской народности и нации». М. – Л., 1958, стр. 37 – 38; о древнерусской раннефеодальной империи пишет Б. А. Рыбаков (Древняя Русь. М., 1963, стр. 5). 405 Жители Вятичской земли платили «по беле и веверице от дыма» (ПВЛ, ч. 1, стр. 18), ниже сказано, что они платят «по щьлягу от рала» (стр. 47), так же платили и радимичи (885 г.). 406 Т. Lewicki. Ze studiów nad ródami arabskimi. – «Slavia antiqua», t. III. Pozna, 1952, str. 165. 407 «Adamus Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1917, lib. IV, cap. 14. 408 T. Lewicki. Arabskie legendy о kraju Amazonok na pónocy Europy. – «Zeszyty naukowe Universytetu Jagieonkiegó», 13, filologia, zesz. 3. Kraków, 1957, str. 290, 303. 409 Т. Левицкий думает, едва ли справедливо, что Lami – это емь (T. Lewicki. Ze studiów..., str. 172). О ней см. А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

922 Т. е. венгров (Moravcsik. ВТ II. S. .), взятых в результате битвы за Зевгмин (Землин). Многие пленные были расселены на византийской территории. 923 Т. е. венгерский король Геза II. Киннам пользуется термином «рикс», лат. rex, которым византийцы обозначали «западных» («латинских») правителей. В ранневизантийской традиции, наследуемой и позже, этот титул применялся также и к болгарским, «гуннским», славянским династам. 924 Т. е. венгров: наряду с термином «гунны» Киннам применительно к Венгрии употребляет и имя «Пеония» (см. выше). 925 Геза II воевал в 1151 г. на р. Саве. Он помогал своему родственнику – князю Изяславу Мстиславичу (ср.: Ипатьевская летопись//ПСРЛ СПб., 1908. Т. 2. Стб. 447). Начало событиям было положено в 1149 г., когда киевский князь Изяслав Мстиславич в борьбе против суздальского князя Юрия Долгорукого попросил помощи у своего зятя Гезы II (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 384). Владимирко Галицкий был союзником Юрия Долгорукого. Итак, Геза II и Изяслав Мстиславич оказались противниками Владимирко Галицкого и Юрия Долгорукого. 926 В XII в. Галичская земля рассматривалась в Византии как часть «Малой России», по замечанию Андроника (см.: Краткое обозрение. С. 125. Примеч. 1). Никита Хониат называет ее одной из топархий Росов (92.48–49). 927 Владимирко Володаревич (1104–1153) – князь звенигородский и белзский, а с 1141 г. и Галицкий, сын Володаря Ростиславича. 929 Проблема толкования греческого термина πóσπονδος – одна из давних. Отметим непоследовательность передачи термина в существующих переводах сочинения Киннама. Данное место (о галицком князе) передано как лат. foederatus (Ioannis Cinnami Historia. P. 115.40), болг. – «бил в договорни отношения с ромеите» (ИБИ. Т. 14. С. 238; ср.: Там же. С 237. Примеч. 1 – «союзник, может быть, и вассал»), серб. – «связанный договором» (Buзahmujcku извори. Т. 4. С. 42), хотя термин в близком тексте о Гезе II 104.19) передан как лат. obnoxiam, болг. – «поставил Сербию под свою зависимость», серб. – «подчинил Далмацию». Принципиальное решение проблемы предложено Г. Г. Литавриным (Литаврин 1960. С. 256 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010