Пусть значительно правы проповедники наши в оценке действительности; но в отношениях к ней они жестоко и несправедливо поступают. Если современность распущенна и во всех смыслах извращена, – её врачевать нужно, пастырям необходимо её наблюдать тщательно и выводить на дорогу добродетельной жизни. Если наша действительность богата философией и наукой, – тогда и вовсе необходимо сосредоточить на ней всё внимание проповедников. Тогда все силы их надо направить к защите религии и Церкви от современных отрицаний... Только в таком случае церковная проповедь будет жизненной и интересной даже для полурелигиозных людей; тогда от неё не станут бегать интеллигенты наши, и простецы потекут к ней, как олени, жаждущие на воду. Вместо такого направления проповеднических сил» наши гомилеты „до сего дня“ всё спасение своё и других видят в изучении проповеднических образцов. Они старательно изучают, какие проповеди составлены были, положим, в неделю о самарянке. Делая отсюда выводы, – они рекомендуют о том же говорить молодым проповедникам... Мы не отрицаем принципиально пользы от изучения даже таким подражательным порядком гомилетического материала. Мы только утверждаем, что это полдела. Мало ли о чём говорили наши церковные проповедники, изъясняя беседу Христа с самарянкой лет пятьдесят тому назад? Тогда были свои нужды; ныне – свои. Тогда учения гр. Толстого в его теперешней форме не существовало; тогда волна сектантская была меньше и не так захлёстывала людей... Поэтому современным гомилетам, за изучением исторического материала, обязательно нужно подумать о том, какие запросы выдвигает нате время и как лучше всего ответить в проповедях на них? Ответить не по шаблону, а „живо и действенно“, как требует нужда, – как хотят того живые люди. Рутина и шаблон – самые злые враги спасительной проповеди. Они убивают творческий дух в проповеднике; они же усыпляют его совесть словами и фразами, которые по риторике-то очень красивы, а с внутренней стороны – бессодержательны... Если за проверкой слов наших обратиться к жизни, она скажет нам, что для проповедника не должно существовать никаких обязательных шаблонов. Что хорошо в местности, тронутой рационализмом и сектантством, то не подойдёт в дебрях народных, населённых старообрядцами-отщепенцами. В одном случае проповедник дело своё созидает на вдохновенном изъяснении Евангелия, подтверждая слова свои только всем доступными жизненными наблюдениями, – и он право действует; в другом – он обязательно для подтверждения речи своей должен обратиться к св. отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но возвратимся к действительности и поставим себе такой вопрос: „где же люди в наше время“? Где истинные светочи страны? Увы! Их почти незаметно: бюрократия, говорят, совершенно обанкротилась настоящей войной, а интеллигенция (хотя, по нашему мнению, нет основания заподозривать бюрократию в не интеллигентности), если судить по данным новейшей литературы – по Чехову, Андрееву, Вересаеву, Горькому, – давно уж стоит на пути морального разложения. А ведь эти люди должны бы сделаться солью земли, – духовными водителями тёмного меньшего брата, принадлежащего к огромному большинству нашей скорбящей родины. Так, по крайней мере, выяснились умственному взору силы образованных людей до войны. Но в данный момент мы опять не видим людей, а видим лишь кричащую толпу, будто бы объединённую во имя протеста. Явление чрезвычайно грустное, и над ним невольно глубоко приходится задуматься. Тот факт, что настроение у всех боевое, скорее насильнического характера, свидетельствует о пробуждении в людях низких инстинктов, – о господстве зла в жизни. „Жизнь отравлена злобой, пишет по этому поводу священник о. Петров. Все раздражены, возмущены и всем недовольны. Выискивают причины недовольства. Перекоряются. Обманываются сами и стараются обмануть один другого. В злобе сжимают друг на друга кулаки. Кто виноват? Кого казнить“? (Газ. „Рус. Слово“ 1905 56). Виноваты, говорят, все – это общеисторический грех, – грех всего уклада русской жизни. По нашему мнению, такое объяснение ровно ничего не объясняет. Грешно кидать укор и на историю – грешно уже потому одному, что в истории, мы знаем, были и светлые периоды, когда добро торжествовало над злобой, когда появлялись безусловно светлые личности, горящие одним желанием послужить с самоотвержением общенародному благу. Поэтому, если касаться истории, то было бы более понятно, – разуметь историю последних годов, когда особенно ненормально складывалась русская жизнь. – Это грех конкретный, наш грех; он под руками; причём, когда я вижу бессознательно кричащих подростков и даже детей, – то у меня сейчас же невольно возникает мысль – о грехе семьи и школы, против которых часто и не без основания вопят детские голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12) Об отводе мест под особые кладбища. Обсудив засим вопрос об отводе старообрядцам и сектантам особых мест под кладбища, отдельно от православных, и не усматривая в действующем законе прямых по сему предмету ограничений, комитет полагает: поручить министру внутренних дел войти в государственный совет с представлением об изменении редакции ст. 49 уст. пред. и прес. прест., установляющей, что для погребения умерших раскольников отводятся отдельные места при общих кладбищах, в таком смысле, чтобы не оставалось сомнения в возможности для старообрядцев и сектантов получать также разрешение иметь особые кладбища. На основании всех изложенных выше соображений, Комитет, в видах выполнения выраженной в п. 6 Высочайшего указа 12 декабря 1904 г. Высочайшей воли об охранении терпимости в делах веры, полагает постановить: I. По общим началам веротерпимости. 1) Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причём отпавшее по достижении совершеннолетия от православия лицо признаётся принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. 2) Признать, что при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии. 3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но, в действительности, исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к православию принадлежали сами они или их предки, подлежат, по желанию их, исключению из числа православных. 4) Разрешить христианам всех вероисповеданий, принимаемых ими на воспитание некрещённых подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За средствами, конечно, у раскольников дело не станет. Предстоящим летом (в августе) в Нижнем решён съезд старообрядцев, имеющий целью обсудить свои религиозные нужды вследствие изменившихся обстоятельств с дарованием свободы исповедания. Из Прибалтийского края целый ряд сообщений указывает, что там диссидентское движение не замедлило сказаться как в эстской, так и в латышской частях Лифляндской губ. Как сообщает „Рижск. Вестн. “, к рижским пасторам уже являлись различные лица православного вероисповедания, требовавшие, в некоторых случаях даже демонстративно, присоединения их к лютеранству. Такого же рода желание было высказано крестьянами Юрьевского уезда. В Риге, 23 апреля, на Гердеровской площади, около дома пастора лютеранской церкви, собралась толпа православных инородцев и демонстративно требовала немедленного присоединения к лютеранству. Пастор отклонил неуместную демонстрацию, заявив, что для присоединения требуется предварительная подготовка в знании веры. Из Екатеринославской губернии сообщают, что там в д. Орловке 21 апреля штундисты совершали своё, разрешённое указом 17 апреля, богослужение с такой вызывающей помпой, что непреминуло произойти столкновение молящихся сектантов с православным населением, окончившееся прискорбным случаем взаимного избиения и арестом. Из Холмского края сообщают, что там люблинский католический епископ Янчевский, впервые после 30 лет, совершает объезд тех районов, где имеются упорствующие униаты, давно жаждущие отпасть от православия, в количестве сотен тысяч; и есть опасность, что множество храмов останется без прихожан и закроется. В половине мая имеет быть в г. Холме съезд местного православного духовенства под председательством архиепископа Иеронима. В Чите состоялся съезд бурят, – в заседаниях 29 и 30 апреля постановлено ходатайствовать о введении преподавания в начальных школах на монгольском языке, об уничтожении ограничения в приёме буддистов и шаманистов в учительские семинарии и институты, об увеличении числа казённых и общественных стипендий в учебных заведениях, о разрешении издавать газету на монгольском языке и о наименовании бурят буддистами, а не ламаитами; решено послать в Петербург, в комиссию по обсуждению вопросов исповедания, депутатов от мирян и духовных лиц просить о разрешении свободно печатать и выписывать из-за границы священные книги под цензурой хамбо-ламы; свободно пропускать на таможнях тибетские лекарства; представить большую независимость от администрации хамбо-ламе; открыть богослужение в буддийском дацане в Чите.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воззвавший нас к бытию благоволил отпечатлеть в силах и свойствах нашей свободно-разумной души дорогие неизгладимые черты Его светлого образа. Поэтому, всматриваясь в себя, в ту глубину души, где отразилось само Небо, мы всегда найдём там искру Божию, нередко под толщей греховной грязи еле тлеющую и мерцающую, но всегда ярким пламенем вспыхивающую и неудержимо влекущую нас к небу в неудержимых порывах и стремлениях нашего духа ко всему истинному, доброму, прекрасному, возвышенному благородному. Этот образ Божий, внутрь нас сияющий, и есть этот внутренний свет, который освещает храм нашей души, делает для нас доступными и понятными недоступные и непонятные для ума нашей истины веры. Это – внутреннее духовное око, которым мы воспринимаем всё духовное, и – привязанные к земле – созерцаем небесное. Истины веры не вмещаются в узкое, тусклое стекло нашего сухого, формального, рассудочного мышления и потому для ограниченного ума нашего кажется „безумием“. Но для живой души человеческой, озаряемой образом Божиим, они так доступны и понятны, потому что творят ей о мире родном ей, духовном, небесном, они возвышают её над горизонтом этого грубого плотяного мира и уносят на широкий простор, в небесную божественную высь. Богооткровенные истины веры не представляют собой что-то чуждое, постороннее, извне и насильственно навязываемое нам, они усвояются и воспринимаются нами так легко, свободно и естественно, потому что отвечают на все важнейшие запросы, идут навстречу самым заветным желаниям и воздыханиям живой человеческой души. Для усвоения их не требуется высокое научное образование, а лишь душа открытая, сердце доброе, простое. „Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него“, сказал Спаситель ( Мк.10:12 .). Это условие для вступления в Царствие Божие применимо и к усвоению и принятию нами истин веры, которые проясняют начертанный в нашей душе, но потемнённый грехом путь в это Царствие. Для того, чтобы нам доступен был глубоко-жизненный смысл истин веры, мы должны принять их, как дети, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

493 – Не лучше ли быть тебе покладистее, поспокойнее, говорит священнику этот день, как демон-искуситель, не лучше ли быть подхалимом, льстецом, не спокойнее ли кланяться „собаке дворника, чтоб ласкова была“... 496 Разительный пример справедливости моих слов: художественное устройство храма в селе Козьмине Ард. у. произвело целый переворот в местном храмоздательстве. 498 Хунхуз – В широком смысле – любой преступник, промышляющий разбоем. На территории Российской империи под хунхузами подразумевались исключительно этнические китайцы... – Редакция Азбуки веры. 500 Об этой крупной погрешности, страшной по своим последствиям, между прочим, автор брошюры «Ученье и Учитель» на стр. 27 пишет следующее: „Ты преподаёшь детям Закон Божий. Больше всего берегись делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит в ребёнке обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Страшно должно быть для совести разбивать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступать с речами о Евангельских словах к детям и вызывать у них ответы – для этого потребна душа, чуткая к ощущениям детской души, – но, когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов, и ставят цифирные отметки за ответы на вопросы, иногда неловкие и непонятные ребёнком, – вызывая волнение и слёзы, грех принимают себе на душу экзаменаторы и можно сказать об них: не ведают, что творят с душою ребёнка“. 501 Пуня, пуни – новг., твер., ряз., орл., тамб., калуж., смол. – сеновал; сарай; отдельный чулан, плетнёвая клеть, где складывают всячину, и летом спит хозяин; зап. хлев. Толковый словарь Даля – Редакция Азбуки веры. 502 Сын его Григорий Дионисьевич Дрибинцев в настоящее время состоит священником в Полоцкой епархии. Он пишет и в „Миссионерском Обозрении“. 513 Это минимальное редакторское вознаграждение; при свободе редактора-издателя и архиерейском доверии, оно может доходить и до 3,000 руб. в год. Ред. 516 Повесть эта первый раз была издана редакцией журнала «Русский Паломник» в 1893 году и по распоряжению Рижского епархиального начальства переведена на эстский и латышский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.К. Саблер прослужил в ведомстве св. Синода почти четверть века, начав службу с должности юрисконсульта при Синоде, – затем состоял управляющим канцелярией св. Синода, и с 1894 г. товарищем обер-прокурора. Новый товарищ обер-прокурора князь А.А. Ширинский-Шихматов всю свою должностную 20-летнюю деятельность провёл на службе в духовном ведомстве, состоя в последние годы в должности прокурора Московской Синодальной конторы, откуда был назначен тверским губернатором, а затем сенатором. ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА. Высочайший рескрипт//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1228 данный на имя члена Государственного Совета, генерал-адъютанта генерала-от-кавалерии графа Игнатьева. Граф Алексей Павлович. Утвердив журнал Комитета Министров о способах выполнения предначертанного Указом 12-го декабря 1904 года пересмотра постановлений, охраняющих терпимость в делах веры, освящённую основными законами Империи, Я признал за благо учредить особое вневедомственное совещание, из лиц, непосредственно Мной избранных, и представителей ведомств, для подробной разработки и направления в законодательном порядке предположенных Комитетом Министров изменений в действующих узаконениях, касающихся веротерпимости, а также для обсуждения, на изъяснённых Комитетом Министров началах, других вопросов, вытекающих из п. 6 вышеозначенного Указа. В виду приобретённого вами, за время долголетней административной деятельности в местностях с разноверным населением, близкого знакомства со многими сторонами предстоящей совещанию законодательной задачи, Я возлагаю на вас председательствование в этом совещании, предоставляя вам, сверх назначаемых Мною членов, приглашать в заседания, по вашему усмотрению, и иных лиц, которые своим участием могут содействовать успешному ходу дела. Пребываю к вам неизменно благосклонный. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: „НИКОЛАЙ”. В Царском Селе, 18-го мая 1006 года. К вопросу о свободе вероисповеданий//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1229–1231

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. собр. р. лет. 1. 4 Преосвященный Платон, митрополит Московский, в своей Истории Русской Церкви (т. 1. С. 57. М., 1805 прямо относит начало Валаамской обители ко временам святого Владимира и Новгородского епископа Иоакима. Неизвестно, откуда позаимствовал автор такое сведение, но, без сомнения, не сам выдумал, когда, исчислив в предисловии к своей книге источники, которыми пользовался, сказал: «Что же я не означал в своей Истории самые те места, откуда что взято, в сем извиняюсь моими летами и болезненными припадками. Я сам от себя ничего не выдумывал» (с. V). О желании святого Владимира просветить карелов верою см.: Карамз. 2. 64 Бутков. Обор. лет. русск. С. 163, 339 А что Карелия находилась тогда во власти русских — Карамз. 1. 229. Прим. 485, 493; 2. Прим. 61 См. прилож. 2. О нападении шведов в 1164 г.— Собр. р. лет. 3. 13; 4. 11; 5. 142 Слова Софийского летописца следующие: «Лета 6671 (1163) обретены быша мощи и пренесены преп. отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев, при архиепископе Новгородском Иоанне» (изд. СПб., 1795. Ч. 1. С. 165 Автор Истории росс. иерархии находит в сказании Софийского летописца ту несообразность, что «он обретение и пренесение мощей преп. Сергия и Германа, случившееся якобы при архиепископе Иоанне I, поставил под годом 1163, когда Иоанн сей не был еще и епископом» (3. 484 Но 1) несообразности здесь нет, потому что Иоанн I точно поставлен был Новгородским епископом в 1163 г., а в 1165 г. сделан уже архиепископом (П. собр. р. лет. 3. 125 и 215 ; 2) слова Софийского летописца можно понимать так, что он означил собственно год обретения святых мощей (1163), а о перенесении их заметил только, что оно случилось при Новгородском архиепископе Иоанне. По каталогу рукописей Новгородской Софийской библиотеки за 1071 в 8-ю значится: «Сказание о принесении мощей преп. отец Сергия и Германа, Валаамского монастыря начальников, древлеписьменное, ветхое». Здесь с самого начала читаем: «Месяца сентября в 11-й день принесение мощем преподобных отец наших Сергия и Германа, Валаамского монастыря начальников, из Великого Новаграда в Корельской уезд, в обитель Всемилостиваго Спаса на острове Валаме на озере Неве.

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

Согласно новгородской владычной летописи, в 1165 г., через некоторое время после хиротонии Илии, игум. Юрьева новгородского муж. монастыря Дионисий ездил «с любовью... в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь» (НПЛ. С. 32). По Никоновскому своду 20-х гг. XVI в., Илия, послав предварительно дары митрополиту, сам ходил в Киев вместе с игум. Дионисием и посадниками и первым среди Новгородских архиереев был удостоен чести именоваться архиепископом (ПСРЛ. Т. 9. С. 233; ср.: С. 241; Т. 11. С. 143). По уникальным сведениям В. Н. Татищева (их источник неизвестен; вероятно, они являются домыслами историка), Новгородский владыка (называемый Лукой) помимо архиепископского титула просил у митрополита подчинения ему Смоленского и Полоцкого епископов, в чем ему было отказано кн. Ростиславом. При поставлении И. получил от митрополита «ризы драгие с крестами, стихарь и мантию со источники», а по возвращении в Новгород горожане «приносили ему дары многие, злато, сребро и от шелка, дабы было ему что послать по обесчанию великому князю, митрополиту и бояром, которые ему в том помогали» ( Татищев. 1964. С. 80). Принятие Илией титула архиепископа отразилось на его печатях. Первая известная его печать имеет надпись: «ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)» (на др. стороне - образ Богоматери «Знамение» в полный рост; см.: Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1. 57) - и потому должна датироваться 1165 г. (менее вероятно, 1163-1165). Вторая печать, большая по размеру, содержит надпись: «ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ НОВГОРОДСКЫИ» (на обороте - поясной образ Богоматери «Оранта»; см.: Там же. 58; Белецкий С. В., Петренко В. П. Печати и пломбы из Старой Ладоги: Свод//Новые источники по археологии Северо-Запада. СПб., 1994. С. 193). Начиная с И., на печатях Новгородских иерархов появляются надписи не на греческом, а на церковнославянском языке. (В. Л. Янин , используя недавно найденную печать Ростовского еп. Леонтия II , считает дарование архиепископского титула ему и Илии взаимообусловленным и одновременным; см.: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского еп. Леонтия//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 17-18; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 36. Однако более вероятно, что Леонтий получил свой титул от следующего Киевского митрополита - Константина II - ок. 1169; см.: Н азаренко А. В. Андрей Юрьевич Боголюбский//ПЭ. Т. 2. С. 394.)

http://pravenc.ru/text/468947.html

К чему это? Разве лишь к тому, чтобы наполнять страницы „Епархиальных Ведомостей“ совершенно излишним балластом? Такое обилие „официального материала“ всегда может служить достаточным извинением для многих редакторов к тому, чтобы неофициальную часть „Епархиальных Ведомостей“ держать в чёрном и захудалом теле. Итак, принимая во внимание все важное значение „Епархиальных Ведомостей“, имеющих не только местное, но и обще-литературное значение и располагающих в каждой епархии достаточными силами умственными, как в городах, так и в сёлах, и средствами материальными, так как выписка „Ведомостей“ для всех церквей епархии обязательна, настоятельно нужно бы обратить внимание на более серьёзную постановку их, устранив по возможности все те тормоза, которые до сих пор стояли на пути прогрессивного развития наших епархиальных органов. Свящ. Серапион Брояковский Ф. О. [Рец. на:]: Рассмотрение напечатанной старообрядцами-поповцами книги: „Церковь Христова временно без епископа“, с приложением исторического повествования об уклонении старообрядческих „епископов“ в еретичество. Часть первая. Миссионера нижегородской епархии О. Д. Круглова. 1904 г. (XIX+ 514 стр.). Цена 2 р. 25 к//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1160–1163 Настоящая книга написана в опровержение изданного четыре года тому назад сочинения известного расколо-учителя Ивана Усова (теперь старообрядческого „епископа“ Иннокентия) под заглавием: „ Церковь Христова временно без епископа“. В этом сочинении Усов усиливается доказать, что Церковь временно может существовать и без епископского чина, не переставая быть истинно православной Христовой Церковью, и что поэтому и на церковь (?) старообрядческую не может будто бы падать обвинение в уклонении её от православия из-за того, что в продолжении 180 лет, именно от 1666 до 1846 г., времени избрания старообрядцами митрополита Амвросия, она не имела у себя епископов. Но прежде, чем доказать этот тезис, он в предисловии к своей книге кратко излагает историю старообрядчества до избрания митрополита Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010