Принимая во внимание, что последние времена начались с пришествием Христа (о чем говорилось выше), и применительно к мировой истории в целом, можно думать, что шествие первого всадника означает всемирно-историческую проповедь Евангелия, начало которой было положено победоносной проповедью апостолов. Стрелы в руках всадника означают или самих апостолов, или же слово их проповеди. 59 59 Хотя про стрелы в тексте прямо не сказано, однако наличие лука их предполагает.  О новозаветной апостольской проповеди говорил Давид: «Остры стрелы Твои; – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя» (Пс. 44, 6) . 60 60 Святой Ириней Лионский под первым всадником понимал даже не апостолов, а Самого Христа. Однако другие толкователи, вероятно, усомнившись, что Христос может стоять в одном ряду со столь зловещими последующими всадниками, высказывали иное мнение: первый всадник есть Евангельская проповедь апостолов. Сторонники точки зрения святого Иринея обычно указывали на Апок. 19, 11–12 , где в виде всадника на белом коне является Сам Христос. Однако их оппоненты возражали, что имеются отличия у того и другого всадника: в 19, 11–12 на главе у Христа «много диадим», тогда как о всаднике в 6, 2 сказано, что «дан был ему венец». В греческом языке слово «диадима» (διδημα) означает «царская корона», тогда как «στφανος» означает «венец победителя».  Применительно же собственно к эсхатологии, всадник первой печати может означать совершающийся в конце времен некоторый последний подъем в нашем мире Евангельской проповеди. 61 61  Ср. слова преподобного Паисия Святогорца: «Придет время, когда многие с нетерпением будут стремиться узнать что-то о Христе и о Православии. Так во всем мире будет проповедано Евангелие». Следует также помнить, что апостольскую проповедь первой печати можно понимать не только в смысле рождения в I  веке Вселенской церкви, но и как каждый отдельный случай возникновения на протяжении истории христианских народов и государств. Таким образом, всадник первой печати имеет сложное толкование и означает, с одной стороны, тот процесс распространения Евангельской проповеди, с которого, как для всего мира в целом, так и (в случае частных апокалипсисов – см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А дан по душе его, держать на свидетельство, а потом по кельям не давать разве игумена или на путь. Кто учнет служит по нему пожаловать помянуть священноинока Симона у престола Христова. 32 Та же запись повторена на л. 454, и, кроме того, в начале рукописи, на внутренней стороне доски написаны слова: «письмо Герасима Замыцкаго», а наверху первого листа: «псалтыря киприанов перевод». 36 269. Τας δε πτα μετανοιας ουτω δει ποιειν. Εις μεν τρεις εκτεινειν τς χειρας εις υψος κατα μιαν κα λεγειν την ευχην του τελωνου. Εις δε τας λοιτπας λεγειν ουτως. Ελεησον ημας κυριε ελεησον ημας. 39 Берем для сравнения устав типографский XII века, триодь синодальную XII века, 428, и греческую триодь из Савостьяновского собрания, и по ним будем отмечать название великопостных недель. 1-я неделя великого поста: память пророков Моисея и Аарона, Давида и Самуила и неделя православия; 2-я неделя – блудного и о делателях в винограднике (по содержанию Евангелия): 4-я о впавшем в разбойники, о мытаре и фарисее; 5-я неделя – о богатом и Лазаре, память Марии египетской. Остальные по-теперешнему. 40 К сожалению, рукопись П. Б. не вполне сохранилась, и в часослове не достает, за утратою листов, окончания междочасия 9-го часа, всей вечерни и большой части великопостной павечерницы (144–145 лл.). Статьи о воздвижении Пресвятыя и о праздниках также нет. 41 В других местах того же часослова дело представляется несколько иначе и ближе к теперешней практике. Именно, после третьего часа: «и творим великия три поклоны глаголюще молитву…. и прочих 12». Тоже после 6 и 9 часа. 43 Во имя Отца и Сына и Св. Духа, молитвами Святыя пречистыя Богородицы и приснодевы Марии.... Святых отец 318, иже в Никее соборе, рече бо Господь заповедав им отпущати…. Кон. Егда приидет праведный судия, хотя судити живым и мертвым… 44 О молитве прощальной, егда в гроб кладут, упоминается в слове о непоминовении живых. Пыпин IV. 217. 46 См. приложение VII. Преосвященный Филарет упоминает о разрешительной молитве Ионы по рукописи волоколамской 293. Обз. § 92 стр. 138. Судя по началу, она та же, что и нами приводимая, только вместо имени Иона стоит имрек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Впрочем, указанными недочетами можно было бы в известной степени пренебречь, если бы не еще один недостаток, сводящий к минимуму ценность русского перевода. Дело в том, что Е. Начинкин почти всюду (кроме одного места, где стоит существительное «царь») перевел греческое слово βασιλεα («царство») как «владычество», хотя для последнего значения в греческом языке есть целый ряд других слов. Аналогичную ошибку допускает и Э. Понсуа, но французский переводчик в равной мере, наряду со словом gouvernement, использует и règne, что более точно передает смысл «царства». То, что могло бы быть извинительным у переводчика, воспитанного в традициях государства, где революция произошла гораздо раньше, чем в России, и где дух либерализма пустил глубокие корни, совершенно недопустимо у русского переводчика, живущего в стране, которая считала себя «третьим Римом» и где византийские традиции в той или иной мере существовали вплоть до революции 1917 г. Опираясь на перевод Е. Начинкина (где не только дан неверный перевод слова «царство», но и пропущен его антоним — «тиранически»), неискушенный читатель мог бы предположить, что преподобный Максим считал данной Богом любую власть («владычество»), тогда как преподобный говорит исключительно о царской власти. Указанная семантическая ошибка усугубляется незнанием переводчиком исторических реалий. Как замечает выдающийся историк Византийской империи Г. Острогорский, именно Ираклий оставил прежние титулы самодержца (imperator, caesar, augustus), предпочтя им не употреблявшееся в высших кругах «народное греческое именование " царь " » (die volkstümliche griechische Bezeichnung βασιλες: Ostrogorsky G.  Geschichte des byzantinischen Staates. Band 1/2. M ü nchen, 1963. S. 89; новогреч. пер.: Ostrogorsky G . στορα το Βυζαντινο Κρτους. Τ. 1. θνα, 1997. Σ. 172–173). Допустимо предположить, что такие важные перемены в титулатуре вряд ли прошли не замеченными прп. Максимом, который ранее (в 610–613 гг.) был секретарем императора Иркалия (см. рецензируемое издание, с. 44), хотя, конечно же, у нас нет неопровержимых доказательств полного исключения возможности «народного словоупотребления» в 10-м письме. (Кстати, можно было бы уточнить мнение П. Шервуда [An annotated Date-List... P. 26], что в данном письме «нет никаких внешних свидетельств» для датировки. Указанный титул был принят Ираклием не позднее 629 г., как свидетельствует одна надпись ( Ostrogorsky.  Geschichte... S. 89–90. Anm. 2; Ostrogorsky . στορα... Σ. 256, σημ. 55), что дает приблизительный terminus post quem для 10-го письма, если согласиться с неслучайностью терминологического словоупотребления в этом письме. Заметим здесь же, что датировки отдельных (далеко не всех) писем рассеяны в предисловии Ж.-К. Ларше и не повторены в постраничных сносках к самим письмам, что затрудняет работу с книгой.)

http://patriarchia.ru/db/text/331353.htm...

Дальнейшими, но не менее разительными доказательствами воскресения Христова можно назвать и все те чрезвычайные события, которые представляет последующая история новозаветной Церкви, как новые несомненные признаки божественного происхождения Христианской религии. (Введение в Православное Богословие Архимандрита Макария параграф 100, страница 321–336). Доказательства из новозаветного Священного Писания о Божеском естестве Иисуса Христа Искупителя 1) Божеские имена. Оно называет Его– а) Богом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога» ( Ин. 1:1–2 ). Здесь – аа) Слово называется Богом, очевидно, в том же самом смысле, в каком и Бог Отец, у Которого Оно было искони; след. – в смысле собственном; бб) под именем Слова, без всякого сомнения, разумеется Сын Божий, Иисус Христос: ибо, продолжая свою речь, Евангелист говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:14, 17 ). б) Богом воплощенным: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). О каком Боге здесь речь – это очевидно само собою. в) Господом: «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:6 ; Снес. Мф. 22:43–44 ); Господом славы: «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:8 ): Господом Богом: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). Под именем Господа Бога, стяжавшего Церковь кровью Своею, нельзя разуметь никого из Божеских лиц, кроме Сына (См. так же Иуд. 1:4 ). г) Богом истинным: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). Сильнее этого свидетельства, кажется, и быть не может. Здесь Апостол называет Иисуса Христа: аа) Сыном Божиим истинным, след., Сыном в смысле собственном, а не переносном, Сыном естественным, рожденным от существа Отча, а не усыновленным по благодати; бб) называет, вместе, и Богом истинным, как показывает указательное,– «сей», которое, без сомнения, должно быть относимо к ближайшему лицу; вв) называет Богом истинным в таком же точно смысле, в каком за несколько слов назвал истинным Богом и Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Иером. Софроний. Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991. С.322. 9 Там же. С.36. 10 Ср.: «Старец Силуан… тоже разделял [исихастскую] жизнь на деятельную и созерцательную, но и ту и другую рассматривал именно как хранение заповедей». Иером. Софроний. Цит. соч. С.125. 11 Иером. Софроний. Цит. соч. С. 273. 12 См.: С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы. М., 1998. С.71-72. 13 Иером. Софроний. Цит. соч. С. 274. 14 Там же. С.261. 15 Там же. С.276. 16 Там же. С.368. 17 Там же. С.158-159. 18 Там же. С.27. 19 Там же. С.407-409. 20 Там же. С.328. 21 Там же. С.334. 22 Там же. С.334, 313. 23 Там же. С.25. 24 Там же. С.33. 25 Там же. С.312. 26 Там же. С.302. 27 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Сост. архим. Серафим (Чичагов). Спб., 1903. Т.1. С.56-57. 28 Иером. Софроний. Цит. соч. С. 302. 29 Там же. С.27. 30 Там же. С.334. 31 Там же. С.386. 32 Там же. С.369. 33 Там же. С.41-42. 34 Там же. С.382. 35 Там же. С.319. 36 Там же. С.46. 37 Там же. С.47. 38 Там же. С.93. 39 Там же. С.334. 40 Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М., 1959. Т.1. С.376, 375. 41 Иером. Софроний. Цит. соч. С. 382. (Прописные буквы – Старца Силуана). 42 Там же. С.215. 43 Там же. С.336. 44 Там же. С.212. 45 Там же. С.332. 46 Там же. С.343. 47 Там же. С.438. 48 Там же. С.302. 49 Часы пасхальные//Православный молитвослов. М., 1970.С.134. 50 Тропарь Великой Субботы//Православный молитвослов. М., 1970.С.124. 51 Ioannis Zizioulas. La teologia di San Silvano dell’Athos//Silvano dell’Athos. Atti del Colloquio internazionale “Tieni il tuo spirito agli inferi e non disperare!” Silvano dell’Athos : Vita e spiritualità. Bose, 3-4 ottobre 1998. A cura di Adalberto Mainardi. Edizioni Qiqajon, 1999. P.124. 52 Ibid. 1 Прот. Иоанн Мейендорф. Св. Григорий Палама. Его место в Предании Церкви и современном богословии//Он же. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981. С.163. 2 Более обстоятельный анализ этой рецепции дан в нашей работе «Исихазм: эволюция рецепции//Исихазм. Аннотированная библиография. Под общей и научной ред С.С.Хоружего. М., 2004. 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Пятое: из 1-й книги Маккавеев видно, что при жизни еще Антиоха Епифана, события, описываемые в книге Даниила, и притом в ней одной, были общеизвестны между иудеями, и обыкновенно проводились как поучительные примеры древности, (См. 1Мак.2:59–61 ), Маттафия исчисляет ревнителей веры, известных из писаний по роду и роду, и между ими упоминается о Данииле и трех отроках. Следовательно, сказания о них родоначальник Маккавеев признает достоверными на ряду с древними священными сказаниями о других праведниках, им указываемых, как то – Аврааме, Финеесе, Илии и пр. Как же относить происхождение этих сказаний о Данииле и трех отроках ко времени еще позднейшему и говорить о их подложности? Других древнейших сказаний об этом, кроме содержащихся в книге Даниила, нет в Ветхом Завете. Историческое свидетельство книги священной, хотя и не канонической, ничем не подрываемое, по крайней мере, не менее заслуживает доверия, как вообще историческое свидетельство. Шестое: Иосиф Флавий говорит о прор. Данииле, как о величайшем из пророков, поскольку его пророчества с точностью определяют и время предрекаемым событий. В этом случае иудейский историк есть свидетель и представитель мнения о книге Даниила своих современников. Спрашивается: каким бы образом книга, вышедшая, по мнению противников, не в древности далекой и малоизвестной, но в близко почти новейшее, по отношению к историку иудейскому, время – каким образом эта книга не только не была обличена в подлоге, но произвела такое общее убеждение в своей неподдельности и уважение самых ученых мужей к своему достоинству? Наконец седьмое: венец всех свидетельств составляют свидетельства о подлинности Данииловой книги самого Иисуса Христа и апостолов. Свидетельства сии разных родов: или, с цитатою из книги, указывается и самое имя Даниила, – таково 44 Мф. 24:15 ( Дан.9:27 ), или с непрямым, но понятным указанием на место из книги пр. Даниила, говорится о самом Пророке, как принадлежащем к сонму истинных пророков, – так 45 1Петр. 1: 10–12 (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Что говорит нам книга Откровение о Кресте Христовом и о Искупительной Смерти Иисуса Христа? Видение Агнца, как бы закланного ( Откр. 5, 6 ), то есть, и умершего, и ожившего, играет центральную роль в книге Откровения. Иисус – не просто человек и даже в первую очередь не человек, но Бог. В Откровении мы встречаем очень высокую христологию; вновь и вновь здесь подчеркивается, что Иисус – Бог! Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив ( Откр. 2, 8 ). Выражение «Первый и Последний» – это Божественный титул (см.: Ис. 43, 10; 44, 6; 48, 12 ). Иисус – был мертв и теперь победил смерть, ожил. Побеждая смерть, Христос входит в Небесную Славу: вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил… И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю ( Откр. 5, 5-6 ). Благодаря этой победе Иисус получает всю полноту власти на Небе и на земле от Бога Отца. Чаще всего, когда в Откровении имеется в виду Смерть Христова, говорится о Крови. Кровь Его искупает от греха. Искупление это касается отдельных людей и всего человечества: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени ( Откр. 5, 9 ). Искупленные должны жить соответственно: не должны бояться смерти, твердо исповедовать истинную веру. Про мучеников, которых Иоанн увидел на Небесах, говорится: Они победили его (диавола. – прот. К.П. ) кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти ( Откр. 12, 11 ). И далее после этого говорится, что диавол, видя, что омытые Кровью Христа люди получают стимул к праведной, благодатной жизни, совершенно озлобился: Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени ( Откр. 12, 12 ). Подведя итог пониманию Искупления, описанному в Откровении Иоанна Богослова, мы можем сказать, что здесь алгоритм Искупления, как например у Ап. Павла, не дан. Возможно, что идея того, что мы искуплены через Смерть Христову, настолько укоренилась к концу 1-го столетия, что автор Апокалипсиса считает излишним на этом подробно останавливаться. Кровь Агнца искупляет – этого достаточно, чтобы сказать то, что все и так понимают.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Что нам и тебе, Иисусе Назарянине, или «что побуждает Тебя мучить нас? мы не вызывали Тебя на борьбу, на состязание в силе.“ Пришел еси погубити нас. Вероятно и это нужно понимать, как вопрос: «или Ты намерен совершенно погубить нас? такова сила, с которою Ты потрясаешь меня, и угроза, которую я чувствую в словах Твоих.» Вем тя, кто еси: Святый Божий. Святым Божиим в преимущественном смысле называется Мессия (см. Дан. 9, 24 , сравн. Деян. 2, 27 ). Исповедуя Иисуса Святым Божием, диавол желает расположить Господа к тому, чтобы оставить его в покое. Ст. 35. Господь повелевает сатане сначала умолкнуть, а потом освободить человека, доселе им одержимого. Ст. 38–39. В эту же субботу Господь исцеляет тещу Симонову от сильной горячки. Ст. 40–41. Вечер этого дня был преисполнен чудесными исцелениями. Когда с захождением солнца миновал субботний покой, все страждущие болезнями, которым закон о субботе воспрещал обращаться ко Христу за исцелением до конца этого дня, устремились теперь к Иисусу. Он же простирал к ним и на каждого в отдельности возлагал Свои руки, всем источая исцеление, пока немощь собственной плоти не побудила Его – уже к утру другого дня – уйти от людей в пустынное место, не смотря на старание капернаумских жителей и отвсюду пришедшего народа удержать Его (42–44). Ев. Матфей, повествуя (8, 14–17) об этом субботнем дне, который так преисполнен был множеством исцелений, указывает здесь исполнение пророчества Исаии, который (53, 4) говорить о Христе, что Он «взял на Себя наши немощи и понес болезни.» Хотя всемогуществу Господа было все легко, но попечительная любовь и глубокое сострадание к каждому в отдельности страдальцу избирали продолжительный и посему тягостный путь действия, исцеление немощей было как бы принятием их на Себя, и прекращая страдания других, Спаситель сам страдал от тяжелого изнурения человеческих сил. После сего, когда Иисус, ходя при море, однажды стал на береге его и учил народ, совершилось, но ев. Луке, вышеуказанное призвание четырех учеников, которые во время проповеди Христа, сначала ловили рыбу на море, бросая мрежи, как говорит ев. Матфей (4, 18), а потом вышли из лодок и стали мыть свои сети, как говорит ев. Лука (5, 2). Господь, теснимый народом, вошел в лодку, принадлежавшую Симону, просил его отплыть от берега и, седши в лодке, продолжал учить (3). Потом, окончив слово, повелел отплыть на глубину и закинуть сети для лова (4). Произошел чудесный лов: от множества пойманной рыбы сеть прорывалась (6), лодки тонули в воде, рыбари изнемогали, влача мрежу, выбирая рыбу, так что позвали на помощь товарищей – Иакова и Иоанна (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

2476 Конъектура Кройманна. В рукописи: «душа». 2477 См.: 1 Кор. 15:44. 2478 Кройманн предполагает здесь лакуну: «но душевное, затем — духовное». 2479 См.: 1 Кор. 15:45. 2480 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2481 Homo de humo. Игра слов, отсутствующая в греческом тексте. 2482 Искаженный Маркионом текст 1 Кор. 15:47. 2483 См.: 1 Кор. 15:48. 2484 См.: 1 Кор. 15:49. 2485 Конъектура Кройманна. В рукописи: «какой-либо». 2486 См.: 1 Кор. 15:50. 2487 Ср.: Гал. 5:19—21. 2488 Ср.: Рим. 8:8. 2489 Ср., однако: Tert. De res., 16, 6. 2490 См.: 1 Кор. 15:52. 2491 См.: 1 Кор. 15:53. 2492 Мф. 22:30; Лк. 20:36. 2493 См.: 1 Кор. 15:50. 2494 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2495 См:. 1 Кор. 15:55; ср.: Ос. 13:14. 2496 Вставка Кройманна. 2497 Ср.: 1 Кор. 15:57. 2498 См.: 2 Кор. 1:3. 2499 Ср.: Быт. 1:22. 2500 2 Ср.: Дан. 3:52—90. 2501 3 Конъектура Кройманна. В рукописи: «бесплодного бога». 2502 4 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2503 5 Ср.: 2 Кор. 1:3. 2504 Букв.: «Есть у тебя в книге Ионы пример милосердия вместе с Самим ». Конъектура Кройманна. В рукописи: «с самим примером милосердия». 2505 Ср.: Ион. 3:10; 4:2. 2506 Ср.: 4 Цар. 20:5. 2507 Ср.: 3 Цар. 21:1—29. 2508 Конъектура Кройманна. В рукописи: «проявлять снисхождение». 2509 Ср.: 2 Цар. 12:13. 2510 Ср.: Иез. 33:11. 2511 Понимание Кройманна. 2512 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и мы». 2513 Конъектура Кройманна. В рукописи: «можно». 2514 Перестановка Кройманна. В рукописи это предложение стоит выше, после слов: «начиная с которого он называется открывшимся». 2515 Вставка Кройманна. 2516 См.: 2 Кор. 3:6. 2517 Ср.: Иер. 31:31. 2518 Конъектура Кройманна. В рукописи: «хотя и». 2519 См.: 2 Кор. 3:6. 2520 Вставка Кройманна. 2521 Согласно другой конъектуре: «и если < Новый Завет> не буквы, но ее Духа, это будет новизна Того, Кто » (Thomell). 2522 См.: Иоил. 2:28. 2523 См.: 2 Кор. 3:6. 2524 См.: Втор. 32:39. 2525 Ср.: 2 Кор. 3:13. 2526 См.: 2 Кор. 3:14. 2527 См.: 2 Кор. 3:15. 2528 1 Перевод дан по конъектуре Кройманна. 2529 Конъектура Кройманна. В рукописи: «еще сокрытый».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Священное Писание сообщает нам об этом великом завоевателе следующие данные: Кир родом персиянин ( Дан.6:28, 14:1 ). Он избранное оружие Божие для исполнения воли Его над Вавилоном и халдеями ( Ис.48:14 ). Он царь Персидский ( 2Пар.36:22–23 ; 1Ездр.1:1–2, 3:7, 4:3–5 ; Дан.10:1 ). Он представляется как полководец царя Дария, для которого завоевал Вавилон ( Дан.5:31 ). Он преемник Дария ( Дан.5:5: 31 ). Он равно царь над Мидией и Вавилоном ( 1Ездр.5:13, 17, 6:2–3 ). Он великий завоеватель, который самим Богом призван для покорения царей и народов ( Ис.45:1–3 ). Он разрушитель идолослужения вавилонского и халдейского ( Ис.46:1–2 ; Дан.14 ). Он чтитель истинного Бога, хотя склонен был и к поклонению идолам ( 2Пар.36:23 ; 1Ездр.1:2 ; Дан.14:3–4 ). Он бескорыстный освободитель иудеев и покровитель города и храма Иерусалимского ( Ис.44:28, 45:13 ; 2Пар.36:23 ; 1Ездр.1:2–5 ). Он как пастырь у Господа, долженствовавший исполнить волю Его касательно Израиля ( Ис.44:28 ), и как помазанник Его, возбужденный Духом Божиим для исполнения воли Его как касательно избранного народа Его ( 2Пар.36:22 ... 1Ездр. 1:1 ...), так и касательно других народов ( Ис.48:28, 45:1–3 ). 3 . Камбиз – (В Септуагинте и славянской Библии – Ассуир, а в Еврейской – Ахашверош) сын и преемник Кира (царств, с 530–523 г. до Р. Х.). При нем происходили клеветы самарян на иудеев ( 1Ездр.4:6 ). Это был, при своем завоевательном характере, дикий, суровый и подозрительный деспот. Подчинив себе Египет и Киренаику, он предпринимал неудачные походы в Эфиопию и пустыню Ливийскую и умер при своем возвращении, сходя с лошади, нечаянно наткнувшись на свой меч (Zell. 1. р. 42; Бекк. 1 стр. 171–176; Всем. истор. Шлос. Т. 1 стр. 64–66). 4 . Лже-Смердис – по слав. Артаксеркс, восхитивший себе престол по смерти Камбиза, около 522 года, царствовавший около 7 месяцев (Herod. III, 61:67), так как после Кира до Дария только и известны по истории два эти государя (см. Zur Gesch. d. Israeliten, 397) – Камбиз и Лже-Смердис, – а Дарий вступил на престол в 522 году. При Лже-Смердисе был коллективный донос от самарийских переселенцев на иудеев, будто они замышляют отложиться от персидского владычества ( 1Ездр.4:6–16 , ср. 2Ездр.2:16–31 ), вследствие чего последовал указ царя с запрещением построек иерусалимских и произошла остановка работ до 2-го года царствования Дария Гистаспа, царя Персидского ( 1Ездр.4:17–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010